musings.ru

Обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные (военно-служебные) и специальные. Военнослужащий обязан Военнослужащий обязан доложить

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

· быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

· строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

· совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

· быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

· дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

· соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всœех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления – к уголовной ответственности.

Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повсœедневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повсœедневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при крайне важно сти с разрешения непосредственного начальника – к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой крайне важно сти – к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населœением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделœения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долᴦ. В случае если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в т.ч. вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросœе вправе сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер.
Размещено на реф.рф
Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Глава 1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Общие обязанности военнослужащих

13. Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели.
Военнослужащий обязан :
— быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;
— строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;
— постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;
— знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
— быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;
— беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;
— дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;
— соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;
— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

14. Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

15. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями.
При обучении и воспитании военнослужащих должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям.
В Вооруженных Силах Российской Федерации используется русский язык как государственный. Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время и создаются другие условия для изучения языка.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.
О всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.
В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику.

17. Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

18. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику.
По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.
При внесении предложения, заявления и подаче жалобы военнослужащий руководствуется положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
19. Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

20. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг.
Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан поддерживать достоинство воина, свято хранить военную и государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества врагу, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации и России.
За военнослужащими, захваченными в плен, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принимать меры в соответствии с нормами международного права по защите прав указанных военнослужащих и возвращения их на Родину.

Как уже было отмечено ранее, содержание данного понятия составляют специальные права и обязанности, связанные с особенностями деятельности или положения отдельных групп (слоев, категорий) граждан.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, которые носят, как правило, временный характер.

Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчиняться строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему. В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Законом.

Согласно ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие несут общие обязанности, связанные с выполнением служебного долга. К ним относятся, например: соблюдение верности Военной присяге, совершенствование воинского мастерства, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (начальникам), обязанность выручать товарищей из опасности, соблюдение правил воинской вежливости и др.

Законодательство предусматривает общие права военнослужащих. Например, права на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации; на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации и др.

Указанные обязанности и права присущи всем военнослужащим независимо от ведомственной принадлежности и занимаемой должности. Именно общие права и обязанности военнослужащих, по мнению автора, составляют основное содержание специального правового статуса военнослужащих.

Каждый военнослужащий также имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Соответствующие указанным обязанностям должностные права призваны создать военнослужащему надлежащие условия для их выполнения. Должностные обязанности и права составляют содержание должностного статуса конкретного военнослужащего.

Особенности правового положения отдельных групп, видов, категорий военнослужащих определяются законодательством.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке, т. е. по контракту (п. 2 ст. 2). Объем их прав, обусловленных военной службой и связанных с государственным материальным обеспечением, значительно различается, что объясняется различием сущностного содержания этих двух видов исполнения военной службы.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 10) установлено, что посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации реализуется их конституционное право на труд, т. е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда эта «работа» осуществляется в особых формах и особыми военными методами в целях решения задач и осуществления функций государства в сфере обороны и безопасности.

Военную службу на профессиональной основе, т. е. добровольно, проходят не все военнослужащие. В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый имеет право свободно … выбирать род деятельности и профессию» (ч.

§ 41. Права, обязанности и ответственность военнослужащих

3 ст. 37). Критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, поскольку призыв граждан на военную службу является воинской обязанностью граждан Российской Федерации.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено деление военнослужащих на составы: солдаты, матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицеры: младшие, старшие и высшие, которым соответствуют определенные воинские звания (п. 1 ст. 46). Указанное деление также имеет практическое значение поскольку влияет, например, на объем дисциплинарных прав, а в некоторых случаях также на некоторые права, связанные с материальным содержанием. Так, например, офицерам в воинском звании полковника (капитана 1 ранга) и выше предоставляется сверх установленной нормы дополнительная площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В структуре специального правового статуса военнослужащих выделяют следующие части: общую, относящуюся к правовому статусу гражданина вообще, специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих) и, наконец, единичную, включающую в себя особенности правового положения данного военнослужащего. Причем общая часть этого статуса, в свою очередь, может быть разделена на общегражданскую часть, т. е. относящуюся к военнослужащим, как и ко всем другим гражданам, независимо от их принадлежности к тем или иным категориям, и общегражданскую часть, конкретизированную специально для военнослужащих.

Применительно к специфическим субъектам права, например военнослужащим, конституционно-правовой статус конкретизируется в их специальном правовом статусе.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина распространяется на военнослужащих с учетом возможностей его реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в конституционных правах и свободах.

Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства. В то же время она является основой для правового регулирования вопросов, касающихся юридического закрепления конституционно-правового статуса военнослужащего, в том числе ограничений его прав и свобод как человека и гражданина.

Специальный правовой статус военнослужащих является сложной по своей структуре правовой конструкцией. Как было отмечено ранее, гражданин, став военнослужащим, приобретает общие, специальные и должностные обязанности и соответствующие им права. Отдельные группы военнослужащих, например, относящиеся к различным составам военнослужащих, а также исполняющие в соответствии с законом военную службу не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в силу специфики стоящих перед ними целей и задач, предопределяющих специфические направления их деятельности, наделяются законом особыми полномочиями, отличными от полномочий военнослужащих других организаций и органов.

Так, например, Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1993 г. № 40-ФЗ предусмотрены следующие обязанности органов федеральной службы безопасности:

Выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

Выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма и др.

Органы федеральной службы безопасности имеют право:

Осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по кругу ведения;

Осуществлять дознание и предварительное следствие по кругу ведения;

Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления и др.

Федеральными законами «О государственной охране» и «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены условия применения сотрудниками федеральных органов государственной охраны и военнослужащими внутренних войск МВД России физической силы, специальных средств и оружия.

Таким образом, в структуре специального правового статуса можно выделить общую, специальную, особенную и единичную составные части. В зависимости от уровня обобщения (все военнослужащие, отдельная их категория, конкретный военнослужащий) можно говорить соответственно о различных сочетаниях общей, специальной, особенной и единичной составных частей специального правового статуса военнослужащих. Так, имея в виду всех военнослужащих, можно говорить об общей части специального правового статуса военнослужащих. Правовое положение отдельной категории военнослужащих, например офицеров, подразделяется на общую и особенную части, а если иметь в виду офицера, исполняющего обязанности начальника караула и начальника патруля, то и специальную часть. И наконец, правовое положение конкретного военнослужащего содержит общую, особенную, специальную и единичную составные части.

Границы между выделяемыми составными частями специального правового статуса условны, так как в действительности они (части) обусловливают друг друга, взаимозависят и базируются на конституционно-правовом статусе человека и гражданина.

Из изложенного можно сделать вывод, что правовой статус военнослужащего не результат простого, механического соединения общего и специального правового статуса военнослужащих, в его рамках взаимодействуют обе эти части. Именно в силу такого взаимодействия конституционные права, свободы и обязанности конкретизируются в нормах военного законодательства с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в правах и свободах.

Итак, правовой статус военнослужащего как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией лиц военной службы в составе военной организации государства.

4.10. Права и обязанности военнослужащих

123Следующая ⇒

Тема 1.3 Правовые основы деятельности ВС РФ.

Конституция РФ, закон РФ» о воинской обязанности об основах деятельности ВС РФ.

Воинская обязанность - закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации.

Права и обязанности военнослужащих

Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет - правовое регулирование.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

закон «О государственной границе Российской Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;

военная доктрина;

общевоинские уставы и др.

Основные права и свободы военнослужащих.

Правовое положение военнослужащего (его статус) определено законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными актами.

Статус военнослужащих определен как совокупность их прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных законодательством.

Общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и ответственность установлены с учетом их максимально возможной реализации в условиях Вооруженных Сил и других военных организаций и имеют некоторые ограничения. Так, свободу передвижения и право на выбор места жительства военнослужащие реализуют с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников). Они вправе участвовать в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и только во внеслужебное время. Но участвовать в забастовках они не имеют права.

Военнослужащие имеют право на участие в управлении делами государства и общества. В частности, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. В свободное от службы время они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

С учетом интересов военной службы осуществляются и другие общегражданские права и свободы граждан, состоящих на военной службе (право на труд, право на отдых, право на жилище и т. д.). Однако при реализации этих прав и свобод военнослужащими возможность их некоторого ограничения допустима только в том случае, если эти ограничения и их объемы конкретно указаны в законе.

Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию этих прав они осуществляют путем получения от государства денежного довольствия, продовольственного, вещевого обеспечения и предоставления жилых помещений.

123Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Граждане, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания приобретают статус военнослужащих. Военнослужащие обладают установленными законодательством РФ правами и свободами человека и гражданина, за некоторыми исключениями. В связи с особым характером выполняемых обязанностей военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее военнослужащие), имеют, в частности, следующие права.

Право на защиту свободы, чести и достоинства

Воинская дисциплина строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. За оскорбление военнослужащих, насилие и угрозу применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, предусмотрена ответственность. Так, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими виновные привлекаются к дисциплинарной и к уголовной ответственности (п. 2 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. ст. 335, 336 УК РФ; п. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания. О задержании военнослужащих вне расположения их воинской части уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 76-ФЗ).

Право на свободу передвижения

Право на свободу передвижения военнослужащих ограничено необходимостью поддержания ими боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и не вправе выезжать за пределы местного гарнизона, за исключением случаев убытия в отпуск или командировку. Один раз в неделю военнослужащий, если на него не наложено дисциплинарное взыскание лишение очередного увольнения, имеет право на увольнение из расположения полка (п. 1 ст. 6 Закона N 76-ФЗ; п. п. 239, 240 Устава).

Право на свободу слова, свободу совести и вероисповедания

Право военнослужащих на свободу слова ограничивается запретом разглашения ими государственной и военной тайны, обсуждения и критики приказов командира.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды отношения к религии. При этом создание религиозных объединений в воинской части не допускается (п. 1 ст. 7, п. п. 2, 5 ст. 8 Закона N 76-ФЗ).

Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Кроме того, они могут состоять в общественных объединениях, за исключением политических, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (ст. 9 Закона N 76-ФЗ).

Право на труд

Характер служебной деятельности и перемещение по службе определяются квалификацией военнослужащих и служебной необходимостью. При этом время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Направлять военнослужащих на работы, не связанные с военной службой, допускается только в установленных законом случаях.

Военнослужащим запрещено участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением (п. 3 ст. 7, абз. 5 п. 2, п. п. 3, 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Право на отдых

Продолжительность служебного времени определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, а также не менее одних суток отдыха еженедельно. В определенных случаях военнослужащие имеют право на отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, не считая времени проезда к месту отпуска. Кроме того, на основании заключения военно-врачебной комиссии может быть предоставлен отпуск по болезни (п. п. 2, 4, 9, 10 ст. 11 Закона N 76-ФЗ; п. 63 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Право на жилище, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение

Военнослужащие, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. На время службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 11 ст.

15 Закона N 76-ФЗ; п. 168 Устава).

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, состоящим из оклада по воинской должности и дополнительных выплат, в том числе за особые условия службы. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется по установленным нормам (ст. 12, п. п. 1, 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ; пп. б п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65).

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии

Право военнослужащих на охрану здоровья предполагает, в частности, ограничение опасных факторов военной службы, бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами, а также бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (п. п. 1, 2, 6 ст. 16, п. 1 ст. 18 Закона N 76-ФЗ).

Право на проезд и почтовые отправления

Военнослужащие имеют право, в частности, на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в связи с переводом на новое место военной службы, на лечение и обратно, а также на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части при перевозке к месту военной службы и обратно. Также предоставлено право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой за счет государственных средств (п. п. 1, 8 ст. 20 Закона N 76-ФЗ).

Право на обращение в суд и на юридическую помощь

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и интересов через суд. При этом расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, возмещают соответствующие воинские части. Также военнослужащие вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, в частности, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352).

Право на оружие

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в установленном порядке при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (п. 4 ст. 1 Закона N 76-ФЗ; п. 13 Устава).

Связанные вопросы

Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права? >>>

Что делать при неуставных взаимоотношениях? >>>

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

Военная коллегия адвокатов

Основные обязанности военнослужащих многочисленны. Ведь эти люди являются представителями государственной власти. А, соответственно, обязанностей у них предостаточно. И ответственность на военных людях лежит большая. Однако, помимо всего этого, у них есть ещё и права. Впрочем, обо всём – по порядку.

Общее положение

Для начала хотелось бы перечислить основные обязанности военнослужащих. Во-первых, каждый из них должен хранить веру присяге и, соответственно, Отечеству. Служить народу, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг и мужественно переносить трудности.

Во-вторых, каждый из них обязан соблюдать законы РФ, Устав и Конституцию. В-третьих, постоянно овладевать новыми профессиональными знаниями, улучшать мастерство и совершенствовать уже имеющиеся навыки.

Также в основные обязанности военнослужащих входит знание и содержание в постоянной боевой готовности техники и вооружения, которые были им вверены. Ещё они должны беречь всё перечисленное, хранить в целостности и сохранности. И следить, чтобы посторонние лица не могли приблизиться к орудию.

Моральная составляющая

Каждый военный должен оставаться честным, храбрым и дисциплинированным. Одобряется проявление разумной инициативы в ходе исполнения долга. Но беспрекословное повиновение начальникам и командирам обязательно. Также все военные должны оберегать Боевое Знамя. И, конечно, дорожить товарищами, уважать каждого из них и соблюдать все правила воинской вежливости и чести – хранить государственные и прочие тайны.

Служебные нюансы

Выше были перечислены основные обязанности военнослужащих. Но это – лишь их малый перечень.

Помимо этого, каждый военный должен знать – если возникают какие-либо служебные вопросы, то обращаться нужно только к начальнику, напрямую. В случае необходимости для разрешения ситуации его направят к вышестоящим личностям.

То же самое касается личных вопросов. Если имеются какие-либо предложения, жалоба, хочется сделать заявление или обращение, то, в первую очередь, нужно руководствоваться положениями Конституции и Уставом. Ведь основные права и обязанности военнослужащих определены именно этими документами.

Ещё все обязаны соблюдать и знать нормы международного гуманитарного права. Военный должен уметь общаться с ранеными, больными, прочими потерпевшими, а также с пленными, духовными лицами и медицинским персоналом.

В бою

Рассказывая о том, какие основные обязанности военнослужащего являются самыми важными, нельзя не отметить вниманием те, которые он должен выполнять в ходе боевых действий.

Даже если он находится в отрыве от своего подразделения, ему необходимо всеми силами оказывать сопротивление, чтобы не оказаться в плену. Воинский долг надо выполнить с честью. И, даже в случае абсолютной беспомощности и тяжелого ранения, он обязан попытаться найти возможность спасти свою жизнь и товарищей, если они тоже попали в плен.

При допросе военный может сообщить своё звание, ФИО, личный номер и дату рождения. Главная задача – сохранить достоинство, честь, и государственную тайну. Любые попытки соперника воспользоваться военнослужащим для нанесения ущерба России и ВС РФ должны пресекаться на корню. Всё, что остается, – ждать освобождения, которому командиры и начальники обязательно поспособствуют.

Ответственность

Её несет абсолютно каждый военный – вне зависимости от должности и звания. Все равны перед законом.

Военный обязан нести дисциплинарную ответственность. Если он совершил проступок, нарушил Устав, честь или мораль, то должен понести наказание.

Административную ответственность военные несут на общих основаниях. Но такие взыскания, как штрафы и исправительные работы, к ним применены быть не могут.

Гражданско-правовую ответственность они несут за неисполнение своего долга. Или за ущерб, причиненный государству. Также военные могут нести материальную ответственность. И уголовную. Но, обычно, за правонарушения их привлекают лишь к одному виду ответственности. В наказание военных подвергают дисциплинарным взысканиям. Если был нанесен материальный ущерб, то виновный возмещает его. От уголовной ответственности военный не освобождается, невзирая на его положение и звание.

О правах

Как уже говорилось в самом начале, не только ответственность и обязанности имеются у военных. У них есть ещё и права.

Каждый из них находится под защитой своего государства. Основные права и обязанности военнослужащих определены конституционными и федеральными законами. И никто не имеет права ограничивать их в свободах, которые им гарантированы властью. Также никому не позволено вмешиваться в служебную деятельность военных. За исключением, конечно, уполномоченных для этого лиц.

Но в остальном государство гарантирует своим защитникам не только правовую, но и социальную защиту. Их жизни и здоровье охраняются властями. Начальники и командиры, которые пренебрежительно относятся к правам военнослужащих и не исполняют свои обязанности по отношению к подчиненным, несут соответствующее наказание.

Оружие

Рассказывая о том, какие существуют основные обязанности военнослужащего, а также о его правах, нельзя не затронуть тему оружия. У людей, защищающих государство, есть право на его хранение, ношение, применение и использование. Причем как во время исполнения обязанностей, так и вне службы. Только при этом владелец оружия должен обеспечить его сохранность.

В особых случаях оно может быть применено. Военный имеет право прибегнуть к оружию, чтобы отразить вооруженное или групповое нападение на военные и государственные объекты, воинские части, подразделения, эшелоны, караулы и т.д. А ещё - если кто-то насильственно пытается завладеть техникой и вооружением.

Защитить гражданских и военнослужащих лиц также можно при помощи оружия. Но в том случае, если другой способ не представляется возможным. И если некто предпринимает противоправные действия, сопротивляется и отказывается прекратить их, то задержать его тоже разрешается, используя оружие.

Солдаты и матросы

Бо́льшая часть людей в ВС РФ – это рядовые. В нашей стране каждый парень должен пройти срочную службу. Что большинство из них и делает. И поначалу они все – рядовые (низшее звание). Некоторым удается заслужить за год звание ефрейтора или младшего сержанта. Но рядовых, по статистике, всё равно большинство. И об их обязанностях также необходимо рассказать, так как это – самая многочисленная категория в ВС РФ.

Все рядовые (солдаты и матросы) подчиняются командиру отделения. Они обязаны сохранить целостность имущества, которое им было выдано. Когда солдату вверяется оружие, он должен вернуть его исправным.

Всё, чему рядовых обучают командиры, они обязаны запоминать. Естественно, в основные, общие обязанности военнослужащих (рядовых) входит повседневная закалка и самоподготовка. Каждый солдат должен знать ФИО всех прямых начальников, их должности и звания, а также оказывать им должное уважение.

Рядовой обязан всегда быть одет по форме. За её состоянием надо бережно следить, как и за обувью. Оружие всегда должно быть исправным, вычищенным и готовым к бою. Требования безопасности, естественно, тоже надо соблюдать. А, если есть необходимость отлучиться, солдат должен подойти к командиру отделения, чтобы спросить разрешения. После – доложить о прибытии.

Особенности срочной службы

Вышеперечисленное – это ещё не всё, что должен будет делать солдат. Помимо физической, строевой, огневой, теоретической и служебной подготовки, его ещё ожидает дежурство, патрулирование и вахта. Одним словом – наряды. Каждый рядовой через них проходит.

Дежурство по роте подразумевает выполнение массы обязанностей. Во-первых, назначенный на эту должность следит за точным распорядком дня, сохранностью ящиков с боеприпасами, оружием и за правильным несением службы дневальными. Когда объявляют тревогу, дежурный поднимает личный состав. То же самое он делает и в установленное время (6:00). Если случается какое-то происшествие – принимает меры по его устранению. Это – самое основное. Список обязанностей исчисляется десятками пунктов.

Любому солдату может быть назначен объектовый, суточный и гарнизонный наряд. Иногда – вне очереди, но это за провинность.

Командир

То, что должны выполнять люди, под контролем которых находится целые части, роты, взводы, батальоны, тоже следует знать. Нередко, кстати, эту тему даже затрагивают в школах – для общего образования не помешало бы знать основные обязанности военнослужащих. ОБЖ – так называется предмет, в рамках которого данные знания школьники и получают. Обычно такие темы поднимаются в последнем классе, чтобы будущие защитники Родины знали, с чем им нужно будет иметь дело.

Так вот, нередко ученикам дают такой вопрос: «Перечислите основные обязанности военнослужащих и командира». Ответить на него можно довольно легко.

Главная задача командира – обучать своих подчиненных (солдат). Он укрепляет их любовь к Родине, прививает уважение к службе, военной технике и оружию, вырабатывает строевую выправку и улучшает физическую выносливость. Также контролирует выполнение подчиненными боевых задач. Причем не только в мирное, но и в военное время. Но ещё каждый командир обязан заботиться о солдатах, вникать в их нужды и обеспечивать всем необходимым. Видя перед собой достойный пример, рядовые будут с чувством долга выполнять свои основные обязанности военнослужащих.

ОБЖ, 11 класс просвещая в данной теме, также может пробудить в будущих солдатах интерес к армии. Так что основы безопасности жизнедеятельности - предмет довольно-таки полезный.

О несении службы

И напоследок – пару слов о том, в каких случаях военный человек считается находящимся на службе.

Он является таковым, если участвует в боевых действиях или выполняет задачи в условиях ЧП или вооруженного конфликта. Также человек несет службу, находясь при исполнении должностных обязанностей, боевого дежурства (наряда, караула), приказа или распоряжения, отданного командиром.

Если военный отправился в служебную командировку, попал в больницу, на сборы, в плен – он всё равно находится на службе. Более того, даже в случае его пропажи (безвестного отсутствия), формально так считается. В общем, если делать вывод – военный человек, принявший присягу, находится на службе всегда.


16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника — к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Читать полный конспект

Общие обязанности военнослужащих нашли закрепление в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В ней указывается на то, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами России составляют существо воинского долга, который обязывает воинов:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, факт приведения к которой имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к Военной присяге за военнослужащим может закрепляться оружие и военная техника, он может быть назначен на должности, может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службе) и задач при введении режима военного и чрезвычайного положения в условиях вооруженных конфликтов.

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140, возлагает на военнослужащих следующие обязанности (ст.ст. 13 и 16):

умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, стойко переносить трудности военной службы;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от непристойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;

служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.

В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, военнослужащий должен немедленно принять меры к наведению порядка, а также доложить своему непосредственному командиру (начальнику).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения, порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности, которые используются только в интересах службы, определяются воинскими уставами, соответствующими руководствами, постановлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами непосредственных начальников.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности.

Для исполнения специальных обязанностей, как это указано в ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» воины могут наделяться должностными правами (на применение оружия, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Это же положение нашло отражение и в ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Здесь говорится, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» - Вооруженные силы Российской Федерации, как государственная военная организация, составляющая основу обороны России, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в установленном законом порядке.

Для обеспечения режима военного и чрезвычайного положения привлекаются Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, силы и средства, на которые возложено выполнение следующих задач:

поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное или чрезвычайное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Указанные задачи военнослужащие Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, федеральных органов безопасности, пограничной службы и военнослужащими внутренних войск.

Ст. 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»,на Министерство обороны, Вооруженные силы России возложены задачи:

по обеспечению защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;

по обеспечению участия ВС РФ в защите Государственной границы на суше, на море, пограничных реках, озерах и иных водоемах в случаях и порядке, определенных законом;

по разрешению в пределах своей компетенции инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы;

по оказанию содействия пограничным органам и войскам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.

В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗВооруженные силы Российской Федерации, наряду с Федеральной службой безопасности, пограничными войсками, Министерством внутренних дел, Федеральной службой охраны и службой внешней разведки, к тому же, являются субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом в рамках компетенции, указанной в ст. 7, включая защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов и проведение контртеррористических операций.

Пункт 4 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

При исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, военнослужащие в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Устава внутренней службы ВС РФ имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в качестве крайней меры лично или составом подразделения для:

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно;

защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и в порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ, который утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. В частности, начальник караула имеет право (ст. 138) применить оружие сам или составом караула в случае нападения на охраняемые объекты, часовых, смену караульных (контрольно-охранную группу) или на караульное помещение, а также для прекращения беспорядка среди арестованных (заключенных под стражу) или по арестованному (заключенному под стражу), совершающему побег.

Часовой обязан (ст. 190) применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи, часовой может (ст. 196) вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить (ст. 12 УВС ВС РФ).

Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин, несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий обязан доложить командиру (начальнику).

В каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля над соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и других общественных местах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются патрули.

В случае неповиновения или сопротивления военнослужащего при его задержании за грубое нарушение воинской дисциплины начальник патруля (ст. 79 УГ и КС ВС РФ) имеет право сам или составом патруля применить к нему физическую силу.

При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком и прикладом (ст. 193 УГ и КС ВС РФ).

Говоря о средствах рукопашного боя и правилах их применения, необходимо иметь в виду и то, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на военнослужащих ВС РФ, войска, воинские формирования и органы распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Участвуя в защите Государственной границы, военнослужащие Вооруженных сил РФ в пределах полномочий, установленных законом «О Государственной границе Российской Федерации», применяют оружие, специальные средства в рамках ст. ст. 35 и 36, а также физическую силу, в том числе боевые приемы, согласно ст. ст. 12 и 14 закона «О милиции».

Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, оружия и специальных средств, как правило, влечет причинение вреда посягающему (задерживаемому) и сопряжено с высоким риском наступления тяжких последствий. Поэтому действия военнослужащих в этих случаях затрагивают сферу отношений, которые регулируются нормами уголовного законодательства, исключающими преступность деяния.

Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются сознательные действия лица, причиняющие какой-либо вред охраняемым законом ценностям и интересам, но совершенные в целях охраны более важных прав и потому не представляющие общественной опасности и не признаваемые преступлением.

Действующий УК РФ (1996 г.) предусматривает шесть указанных обстоятельств:

необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ);

крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);

обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона .

Из всех обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимая оборона поставлена на первое место, и это - не случайно. С одной стороны, она является важной правовой гарантией реализации конституционного права граждан на самозащиту, с другой – выступает как активное средство борьбы с преступностью, пресечения преступлений в момент их совершения. В результате реализации права на необходимую оборону виновное лицо терпит определенный ущерб, что субъективно им воспринимается как наказание.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Каждый человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества и государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь.

Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.

Осуществление акта необходимой обороны – субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.

Однако на определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники милиции, других подразделений органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, других охранных служб, инкассаторы и проч. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.

Условия правомерности акта необходимой обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите. Посягательство должно быть: а) общественно опасным; б) наличным; в) действительным (реальным).

Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство на правоохраняемые интересы. Чаще всего оборона осуществляется против преступного, уголовно наказуемого посягательства. Однако не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.

Необходимая оборона допустима и против незаконных действий должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан. Речь идет о заведомом, явном произволе. Если же действия должностного лица по форме, внешне соответствуют законным требованиям, то насильственное сопротивление, как правило, не может быть оправдано.

Посягательство должно быть наличным, т.е. начавшимся (или близким к началу) и еще не окончившимся. Оно должно обладать способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред.

Наличным признается также посягательство, которое уже начало осуществляться или непосредственная угроза осуществления которого была настолько очевидной, что было ясно: посягательство может тотчас же, немедленно осуществиться. О последнем может свидетельствовать конкретная угроза словами, жестами, демонстрация оружия и прочие устрашающие способы.

Посягательство не является наличным в тех случаях, когда оно закончилось, и опасность уже не угрожает. Момент фактического окончания общественно опасного посягательства является конечным моментом необходимой обороны.

Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым, существующим в объективной действительности, а не только в воображении защищающегося.

Признак действительности нападения позволяет провести разграничение между необходимой и мнимой обороной. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства. Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.

При решении этого вопроса возможны два основных варианта:

а) если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознает, но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что общественно опасного посягательства нет. Налицо – случай, невиновное причинение вреда.

б) если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причиненный вред наступает как за неосторожное преступление.

Следует иметь в виду, что мнимая оборона и необходимая оборона предполагают определенные обязательные условия: необходимая оборона – наличие реального посягательства, мнимая оборона – совершение действий, принятых за такое посягательство.

В тех случаях, когда лицо совершенно неосновательно предположило нападение, когда ни поведение потерпевшего, ни вся обстановка по делу не давали ему никаких реальных оснований опасаться нападения, оно подлежит ответственности на общих основаниях как за умышленное преступление. В этих случаях действия лица не связаны с мнимой обороной, а вред потерпевшему причиняется вследствие чрезмерной, ничем не оправданной подозрительности виновного.

Как отмечалось выше, существуют условия, относящиеся к защите от общественно опасного посягательства:

а) допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства;

б) защита осуществляется путем причинения вреда посягающему, а не третьим (посторонним) лицам, как при крайней необходимости;

в) защита должна быть своевременной;

г) защита не должна превышать пределов необходимости.

Защита должна быть своевременной. Она должна совпадать, соответствовать по времени общественно опасному посягательству. «Преждевременная» или «запоздалая» оборона не увязывается с существом самого понятия необходимой обороны.

В тех случаях, когда обороняющийся, не осознав факта окончания посягательства, причинил посягающему какой-либо вред, следует руководствоваться указаниями Пленума Верховного Суда СССР о том, что «состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания».

Защита не должна превышать пределов необходимости.

Превышение пределов необходимой обороны (эксцесс обороны) представляет собой умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Под ними следует понимать причинение нападающему явно ненужного, чрезмерного, не вызываемого обстановкой тяжкого вреда.

Следует иметь в виду, что причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью, а также побоев в ситуации обороны во всех случаях укладывается в рамки правомерной защиты. В отличие от позиции ранее действовавшего УК РСФСР законодатель в настоящее время исключил возможность привлечения к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны при причинении здоровью вреда средней тяжести. Тем самым расширено право граждан на оборону от преступных посягательств. Вопрос об эксцессе обороны может теперь встать лишь в случаях причинения посягающему смерти или тяжкого вреда его здоровью, разумеется, когда этот вред явно не соответствует характеру и опасности посягательства.

Превышение пределов необходимой обороны имеет место, прежде всего в случаях явного (резкого, значительного) несоответствия между угрожаемым вредом и вредом, причиняемым обороной, между способами и средствами защиты, с одной стороны, и способами и средствами посягательства – с другой, между интенсивностью защиты и интенсивностью посягательства.

Новый УК прямо не устанавливает, в каких случаях обороняющийся вправе причинить любой вред нападающему. Предпринимавшаяся в этом отношении попытка конкретизировать норму о необходимой обороне указанием на то, что обороняющийся вправе причинить любой вред посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, была явно неудачной. Она порождала сомнения в правомерности лишения жизни посягающего при совершении им преступлений, не сопряженных непосредственно с угрозой жизни потерпевшего (например, при угрозе причинения тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, нарушении неприкосновенности жилища, похищении человека, посягательстве на охраняемые объекты собственности, вымогательстве и проч.). Тем самым практика ориентировалась на требование о полном соответствии обороны нападению, что абсолютно невозможно в реальной жизни и противоречит духу самой нормы о необходимой обороне. В конечном счете, вместо расширения права граждан на необходимую оборону от преступных посягательств произошло его ограничение, сужение. Именно поэтому УК восстановил прежнюю (проверенную временем) редакцию нормы о необходимой обороне. Несомненно, что вред, причиняемый посягателю лицом, действующим в состоянии необходимой обороны, может быть и более значительным по сравнению с тем вредом, наступление которого было предотвращено актом необходимой обороны.

Для правомерной обороны не требуется также пропорциональности (абсолютной соразмерности) между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства.

Невооруженное нападение при конкретных обстоятельствах может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно. Люди различаются по силе, ловкости, умению владеть оружием или обороняться без оружия. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. Помимо того, что не всегда возможно защищаться соразмерными средствами, следует иметь в виду, что у защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть и более эффективными.

Вывод о том, имело ли место превышение пределов необходимой обороны, можно сделать лишь в результате тщательного анализа конкретных обстоятельств дела, личности посягающего и обороняющегося. Необходимо учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожающей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Принципиальное значение имеет положение закона о том, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения» (ч. 2 ст. 37). Тем самым, сделана попытка уравнять в правах при осуществлении акта необходимой обороны частных лиц и сотрудников правоохранительных органов, к которым на практике всегда предъявлялись в этом отношении повышенные требования.

Загрузка...