musings.ru

Социологические теории личности. Определение личности в зарубежной социологии

В настоящее время в социальной науке имеются два типа ролевых теорий: структуралистской и интеракционисткой. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами – М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсаном и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых теорий и практически не касались ее субъективные сторон. Один лишь Вебер отмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивацию исполнителя роли для объяснения его поведения.

Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием "роль", введенным им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопреденное. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею "принятия роли другого", для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.

Согласно Дж. Миду, "принятие роли другого", т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве "принятия роли другого" у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и ограничиваются его рассуждения о социальной роли личности. Позже понятия "роль" и "социальная роль" стали широко использовать и разрабатывать в западной социологии и социальной психологии. Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию. По мнению Линтона, для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины, как "статус", и "роль". Статус, по мнению Линтона, - это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, таким образом, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. В связи с этим что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый статус. Поэтому при исследовании социальной роли можно выделить социологический и социально-психологический аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, т.е. к виду и содержанию деятельности, к предлагаемому выполнению определенной социальной функции, а также к нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой социальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Для интеракционистов характерно придание особого значения именно социально-психологической стороне ролевой теории.

Как видно, в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус зачастую рассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида в системе определенных социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, т.е. "набор" или "организация ролевых ожиданий", которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли. Хотя социально-психологический анализ социальной роли и предполагает рассмотрение, прежде всего субъективных факторов ролевого поведения, однако подлинное проникновение в сущность этих факторов требует не их абсолютизации, а тесного связывания субъективных аспектов ролевого поведения с объективными общественными отношениями, так как именно последнее является в конечном итоге определяющими для формирования в общественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли.


Условия формирования учебно-познавательной мотивации
Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов ("живое созерцание" при наблюдении, абстрактное мы...

Тайна имени.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии полу­чила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенк...

Концепция ИСД Мерлина B.C.
В своих исследованиях B.C. Мерлин исходил из общей в отечественной психологии концепции деятельности . Он применял термин "стиль" для понимания взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль, возникая на основе природных форм реагирования, не сводится к этим формам, а вырабатыв...

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т.е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

Ролевая теория личности описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – приписанный (при рождении), приобретенный (в процессе становления личности), профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Понятие «социальная роль» появилось в XXвеке в работах Дюркгейма, Вебера, а позднее – Парсонса, Линтона и др. Широкое распространение это понятие получило под влиянием работ американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Мида и Морено. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Социальные роли в ролевой теории личности рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Основные положения ролевой теории личности были высказаны еще в 20-30-е годы XX в. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Линтоном . Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности (так называемые "ролевые предписания"). В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания . Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой и группы.

Ролевым конфликтом называется ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух и более несовместимых ролей. В самом общем виде выделяют два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Примером конфликта между ролями может служить случай, когда человек занимается таким видом деятельности, который периодически вступает в конфликт с его хобби. Примером конфликта в пределах одной роли может служить публичное провозглашение одной точки зрения, не совпадающей с внутренним убеждением, которое высказывается только в тесном кругу друзей.

Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от конфликтов. Образовавшаяся напряженность может быть снижена или снята посредством рационализации, разделения или регулирования ролей.Рационализация роли – это бессознательный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения. Классическим примером считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастливой, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человека как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия. Так, жестокий правитель в дружественной компании легко может быть добрейшим человеком, а коррупционер и махинатор на родительском собрании может с энтузиазмом говорить о законности и правопорядке.Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. На практике это может выглядеть в форме ссылки индивида на влияние организации или какой-то третьей силы на те действия, которые совершил он сам. Так, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, ссылаясь на служебную необходимость. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, третий же способ в основном используется осознанно и рационально.

Классическое определение теории ролей (социальной роли) было дано в 1936 г. Р.Линтон ом. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.

В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации ролей. Он считал, что любая роль определяется пятью основными характеристиками: эмоциональной содержательностью, способом получения роли (предписывание или приобретение), масштабом, формализацией (строго установленные или размытые) и мотивацией.

Морено в своей книге «Кто должен выжить?» классифицирует социальные роли следующим образом: 1. психосоматические (поведение личности связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой); 2. психодраматические роли (поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения); 3. социальные роли (личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории, например, матери, рабочего и т.п.).

Представители марксистской социологии различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Первые считаются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем, в марксистской социологии отмечается ограниченность ролевых теорий личности вследствие их преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.

В науке существует множество теорий личности. Мы рассмотрим четыре из них: ролевую теорию личности; концепцию "зеркального Я"; диспозиционную теорию личности; концепцию парадоксального человека.

Ролевая теория личности (Я. Морено, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Фундаментом и составной частью ролевой теории личности являются понятия социального статуса и социальной роли (см. § 10.2). Приведем ключевые положения данной теории.

  • 1. Личность в этой теории представляется в своем роде социальным статусно-ролевым существом.
  • 2. Отмечается, что поведение людей обусловлено их статусной позицией. Социальные статусы значимы в жизни людей, потому что они образуют совокупность их прав и обязанностей и формируют систему ожиданий в отношении их ролевого поведения.
  • 3. Усвоение ролевого поведения осуществляется в процессе социализации индивидов.
  • 4. Функциональное значение статусов и ролей заключается в том, что они являются показателями социальной адаптированности людей к условиям социальной жизни, показателями их социального успеха, выступают важной основой для самооценки человеком самого себя, выявляют шансы, обозначают горизонты социальных перспектив для индивидов.
  • 5. Социальная роль рассматривается как выполняющая функцию "соединения" индивида с социальным миром, включения его в систему социальных связей, общество. Не осваивая роли, индивид не может интегрироваться в социум.
  • 6. Роль не только функционально зависит от статуса. Существует и обратная зависимость статусов от ролей, так как именно посредством ролей, ролевого поведения индивидов воспроизводится структура социальных статусов. Воспроизводство статусно-ролевой структуры есть необходимая сторона воспроизводства социальной структуры общества, социума в целом.
  • 7. Ролевое поведение не следует отождествлять с ролевыми ожиданиями. Исполнение роли зависит не только от статусных ожиданий, но также: а) от способностей индивида; б) значимости роли для него; в) системы стимулирования, вознаграждения, общественного признания; г) социального контроля.
  • 8. Ролевое обучение, принятие роли, ролевое исполнение, ролевая динамика являются выражением (в существенной части) формирования, развития и этапов жизненного пути личности.
  • 9. Ролевое поведение не исключает возможности возникновения ролевых конфликтов. В общем плане под ролевым конфликтом понимается ситуация, при которой индивид сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. В частности, к ролевым относятся конфликты следующих типов:

"семья – работа". Ролевой конфликт данного типа представляет собой столкновение семейных и производственнотрудовых ролей человека;

"тинэйджер". Этот тип ролевого конфликта есть противоборство обычных для тинэйджера ролей, таких как роль сына/дочери, роль ученика/школьника и роль друга/товарища в компании сверстников;

"менеджер". На ролевом уровне профессия менеджера достаточно конфликтна. В самом деле, например, менеджер среднего звена может попасть в очень непростую ситуацию, когда требования и ожидания вышестоящего руководства серьезно разойдутся с требованиями, ожиданиями его подчиненных.

Личность в теории "зеркального Я"

Основателями концепции "зеркального Я" являются американские ученые Чарльз Кули (1864–1929) и Джордж Мид (1863–1931).

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий (интеракций) между людьми. По сути, окружающие нас люди – зеркало, в котором мы видим себя. Получается, что наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Таким образом, Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, устанавливаемой человеком с другими людьми, как главного источника данных о собственном "Я", обратной связи между "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу". В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я" . Этот феномен Кули представил утверждением: "Я есть то, что я думаю о том, что другие думают обо мне". Таким образом, "зеркальное Я" состоит из трех элементов:

  • 1) как меня воспринимают другие;
  • 2) как они реагируют на то, что видят;
  • 3) как я отвечаю на реакцию других людей.

В концепции "зеркального Я" личность представляется социальным существом, поскольку формируется в процессе взаимодействий, общения, интеракций, зеркального отражения себя через других ("я есть то, ...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от фрейдизма, выделяющего в структуре личности несоциальное "Оно". Кроме того, в теории "зеркального Я" личность также оказывается активным, самостоятельным, относительно автономным социальным существом. "Зеркальное Я" – не копия мнений других людей обо мне, а результат моей собственной реакции, моего мнения относительно того, что другие думают обо мне ("я есть то, что я думаю...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от бихевиоризма, с его формулой "стимул – реакция".

Дальнейшее развитие концепция "зеркального Я" связано с идеями Джорджа Мида. Как и Ч. Кули, он считал, что "Я" продукт социальный, формирующийся на основе взаимодействий между людьми. По Дж. Миду, человеческое "Я" (англ. Self – 1. собственная личность, свое "Я"; 2. личность, субъект) состоит из двух частей:

  • 1) "Я-сам" – "Я как субъект" (от англ. I – личное местоимение в именительном падеже).
  • 2) "Я-меня" "Я как объект" (от англ. Me – местоимение "я" в косвенном падеже).

Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые имеются у других людей относительно этого человека. Он считал, что "Я-меня" (Me) образуют усвоенные человеком установки, значения, ценности, а "Я-сам" (/) есть то, как человек в качестве субъекта воспринимает ту часть своего "Я", которая обозначена как "Я-меня" (Me). Совокупность "Я-сам" (/) и "Я-меня" (Me) образует "интегральное Я" (Self).

Мид выделил три этапа формирования "зеркального Я" в детском периоде жизни человека:

  • 1. Имитация, когда дети, имея очень ограниченный опыт, копируют поведение взрослых, не понимая его.
  • 2. Игра, когда дети научаются языку и другим символам, осознают поведение как освоение определенных игровых ролей: врача, пожарного, учителя, разбойника. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и поступкам такой смысл, какой придают им другие.
  • 3. Коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не одного человека, а группы, многих людей. Следование правилам коллективных игр (футбол, бейсбол, баскетбол) подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в социальных нормах, законе. На данном этапе приобретается чувство социальной идентичности.

Таким образом, в концепции Дж. Мида развитие личности связано с принятием ею на себя функций-ролей других людей. Ролевые перемены происходят под влиянием механизма обобщенного другого ("значимых других").

Загрузка...