musings.ru

Принципы и цели раннего обучения иностранному языку на современном этапе. Консультация «Раннее обучение детей английскому языку

Современная школа предполагает изучение иностранного языка со второго класса. Это является подтверждением того, что “иностранный язык” - предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности. Достаточный уровень владения разными видами коммуникативной деятельности – это одно из требований, предъявляемых к выпускнику школы в наши дни. Непосредственной задачей обучения иностранному языку, как известно, является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей достичь высоких результатов.

Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника. Выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения.

Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика, приобщения его к европейской и собственной культуре, национальному этикету. Поэтому изданные в настоящее время учебники – яркие, красочные, иллюстрированные и в полной мере отражают языковую и культурную картины мира носителей языка.

В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой язык еще не кажется ему сложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное усвоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития. Также в раннем возрасте дети более восприимчивы в изучению иностранного языка, благодаря прекрасной памяти, воображению, подражанию, таланту.

Особенности овладения иностранным языком в раннем возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения. Опыт ведущих психологов доказывает, что в раннем возрасте закладывается основа практического владения иностранным языком. У детей старше 11 лет возникает ряд трудностей по этому поводу, например, отсутствие мотивов изучения иностранного языка, влияние родного языка и т.д. Не возникает сомнения, что иностранный язык легче усваивается в раннем возрасте с 5 до 8 лет, когда дети легко и прочно запоминают материал и хорошо его воспроизводят. Желание изучать язык другого народа – начало доброго отношения к своему народу, осознания своей принадлежности ко всем людям нашей планеты, независимо от того, где он живет и на каком языке говорит. Но поддержать у малышей желание учить изо дня в день, продвигаясь маленькими шажками, дело нелегкое. Как же сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?

Учителя иностранного языка, работающие в начальных классах, помимо традиционных способов обучения в своем арсенале имеют немало оригинальных и специфических приемов, обеспечивающих физическую активность на уроках и способствующих эффективному обучению. Помимо прочих достоинств эти приемы не требуют дополнительной подготовки и материалов. Необходимо определить цель и делать все искренне и с хорошим настроением.

Очень важно помнить о том, что урок английского языка в начальной школе должен быть объединен общей темой, а вот деятельность детей на уроке должна быть разнообразной. Необходимо часто менять виды работ, перемежать их динамическими паузами, играми с элементами движения. Но при этом каждый элемент урока нужен для решения общей задачи.

Я преподаю английский язык в начальной школе уже 15 лет, используя при этом различные методические пособия, и все более убеждаюсь, что умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников – задача нелегкая и ответственная.

Успех учащихся в изучении иностранного языка и их отношение к предмету зависят от того, насколько интересно проводятся уроки. Чем более уместно учитель использует различные методические приемы, тем интереснее проходят уроки, а поэтому прочнее усваивается материал.

Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребенка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребенком этого нового мира, его физической и эмоциональной активности и возможности деятельного участия в нем. Физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую. Ребенок никогда не перепутает глаголы run, jump, sit, fly, если при этом будет бегать, прыгать или “ летать”. Физическая активность на уроке не только помогает сделать процесс многократного повторения и заучивания учебного материала более увлекательным и разнообразным, но и просто снять напряжение, дать возможность лишний раз встать из-за парты, что так необходимо маленьким ученикам.

Активизация познавательной деятельности учащихся одна из моих основных задач в обучении иностранному языку. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем.

У детей младшего возраста еще очень сильно развита непроизвольная память. В начале обучения мы не только прослушиваем тексты и песни. Учителя иностранного языка предлагают детям различные виды деятельности, но ориентируются, в первую очередь, на пассивную обработку полученной информации, дают возможность мозгу и речевому аппарату настроиться на совершенно иную лингвистическую систему, чем ту, к которой они уже начинают привыкать. И нет ничего удивительного в том, что ребенок, вызвавшись быть ведущим в игре на иностранном языке, выходит, молчит и улыбается, а учителю приходится говорить за него. В этот момент в мозгу ребенка происходит интенсивная работа, он как бы примеряется к этой роли, его мозг настраивается на эту функцию, и через некоторое время он эту работу проделывает шепотом, потом вслух. Важно не торопить его. В этот период учитель сначала говорит вместо ребенка, потом вместе с ребенком, и только потом ребенок начинает говорить сам. Этот “ немой” период у каждого ребенка протекает по-разному.

Проходит адаптационный период, и наступает отдача, ребенок начинает с удовольствием воспроизводить иностранные слова и фразы, он становится увереннее и набирает темп речи. Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что в этот период у детей ярко выражается способность к имитации: они абсолютно точно воспроизводят чужую фонетику. Артикуляционный аппарат ребенка еще не застыл, и в это время еще не поздно поставить ему правильно звуки, как у носителя языка. Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения иностранным языком. Поэтому уже с самого начала обучения у детей формируют навыки понимания иноязычной речи на слух и ее адекватного воспроизведения. Особое внимание уделяется фонетическим и интонационным явлениям, отсутствующим в родном языке. Особое место занимает развитие фонематического слуха у детей, что способствует не только формированию правильного произношения, но и, в дальнейшем, снимает проблемы с письменной речью.

Чем правильнее ребенок произносит звуки и выделяет фонемы, тем грамотнее он пишет. Большое внимание на уроке уделяется музыке, песням, стихам. Учащиеся с удовольствием заучивают и исполняют песни на английском языке, как на уроке, так и вне урока. Применение жестов дает хороший результат при отработке не только произносительных навыков, но и речевых фраз. Развитию правильного произношения способствует также прослушивание аудиозаписей с песенками, считалочками.

Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям “психологический комфорт” в другом языке. Пятиклассники, которым уже трудно дается фонетика, чувствуют себя дискомфортно на уроках иностранного языка. Они очень стесняются произносить звуки, боятся насмешек одноклассников, тем более, что психофизические особенности данного возраста делают их очень ранимыми, с одной стороны, и очень жестокими к сверстникам- с другой. Успех овладения иностранным языком непосредственно зависит от развития ребенка на русском языке, от развития ее звуковой культуры. Чем правильнее ребенок говорит на русском языке, тем легче ему усвоить правила произношения.

В младших классах урок иностранного языка начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов, содержащих тот или иной звук, целесообразно предложить классу специально подобранное стихотворение и рифмовки, в которых нужные звуки повторяются достаточно часто. Работая над фонетикой, часто рассказываю сказки про звуки, а потом в процессе обучения дети сами придумывают продолжение этих сказок.Например, истории про приключения Miss Chatter (“Enjoy English-1”).

В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано с вниманием. Внимание младших школьников отличается непроизвольностью, неустойчивостью. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

Внимание младших школьников становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, они одновременно выполняют действие (например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его). Все виды деятельности, типичные для школьника младших классов, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего.

По моему мнению, большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи младших школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Речевые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание.

Учитель обладает немалым запасом средств, форм, приемов, чтобы осуществить это и пробудить интерес у школьников и поддержать их.

Работа со словом начинается с ознакомления. Значение нового слова раскрывается при показе картинки, предмета или при совершении действия. Яркие, многоцветные картинки вызывают интерес и внимание учащихся и, воздействуя на их эмоциональную память, способствуют прочному овладению лексикой.

Для учащихся младшего школьного возраста наиболее интересными, доступными и стимулирующими их учебную деятельность будут стихи, пословицы, поговорки. Работа с таким материалом должна давать ощущение радости и удовлетворения, соответствовать их эстетическим вкусам, эмоциональным потребностям.

Знакомство с поэзией, с иноязычным фольклором, с музыкальным наследием помогают обогащать методы преподавания иностранных языков в начальной школе, тем самым, стимулируя интерес школьников к предмету, и поддерживать его во все годы обучения. Работа над стихами может проходить как на уроках иностранного языка, так и на внеклассных занятиях.

Очень важно, чтобы уроки английского языка не были скучными, а для этого нужно использовать разнообразную наглядность и много игр. Это сделает урок более интересным для детей. Изучение иностранного языка требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания. Не всем детям иностранный язык дается легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают структуру речевых образцов. Это, как правило, вызывает неудовлетворенность, неверие, в свои силы, ведет к ослаблению интереса к изучению иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков. Поэтому мы, учителя, ищем пути повышения интереса учащихся к нашему предмету.

Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

Изучение иностранного языка делает ребенка более активным, приучает его к групповым формам работы, пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Опыт моей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Развитию словесно- логической памяти способствует применение ярких игрушек, картинок и карточек со словами.

Исходя из опыта работы, я пришла к мнению, что одним из удачных вариантов игры в младших классах являются игры с игрушками.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи и сделать интересными элементарные высказывания. Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там внимание и воображение, там работает мышление.

Фразу “ Let’s play” (Давайте поиграем) они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить по-английски служат показатели заинтересованности, увлеченности. Ведь игра посильна всем, даже слабым учащимся, более того слабоподготовленный ребенок может проявить сообразительность и находчивость, а это не менее важно, чем языковые навыки. Чувство “равноправия”, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это создает для учащихся благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результате обучения. А главное возникает чувство удовлетворенности. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Место для игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям. Игра ставит ученика в условие поиска. Пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть добрым, собранным, ловким. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои пожелания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. В 7-8 лет чрезвычайно важно сформировать волевую сферу, когда ребенок учится заставлять себя выполнять какую-то, может быть, и не интересную, но важную задачу. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики. Игры можно использовать на всех этапах обучения. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока.

Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т.д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе. Проведение контроля в игровой форме нравится учащимся младших классов, заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь учитель оценивает их знания, делает выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо поработать. Таким образом, использование различных видов игр является успешным и результативным методом при обучении иностранному языку. Урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, должны давать свободу для самовыражения. Главное в отношении ученика и учителя – вера в силы детей. Ребенок развивается только в деятельности, поэтому в классе мы сравниваем, доказываем, спорим, анализируем. Процесс обучения – двусторонний процесс. И результат этого процесса во многом зависит от позиции самого ребенка, его активности. А объединение в этом процессе активности педагога и ребенка является наиболее целесообразным, ведущим к повышению уровня познавательной активности. Это очень сложная работа, и здесь акцент должен делаться на индивидуальные занятия с каждым ребенком, тем более что у определенной части детей наблюдается в этом возрасте неадекватное восприятие иностранного языка. Приступая к изучению иностранного языка дети очень многого ждут от нового учебного предмета, поэтому начинают изучать его с удовольствием. Но объем изучаемого материала постепенно возрастает, запоминать его становится сложнее. Интерес к предмету и познавательная активность начинают снижаться. Чтобы такая ситуация не возникла, учитель должен стараться создавать на уроке атмосферу комфорта, радости и успешности.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и во многом определяющим для последующих лет обучения. Поэтому к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Безусловно, занятия в начальной школе не могут быть эффективными, если уроки ведет учитель, работающий одновременно на среднем и старшем этапах обучения, так как есть опасность перенесения технологий работы со средней или старшей возрастной категорией школьников на малышей. Необходимо учитывать психологические, физиологические и возрастные характеристики обучаемых. Нужна специальная подготовка учителей для преподавания иностранного языка в начальной школе. Для этого разработаны личностно-ориентированные программы и учебники.

Совершенно очевидно, что сегодня свободное владение иностранным языком является насущной проблемой большинства образованных людей. Как решать эту проблему?

Задача учителя сделать так, чтобы даже в таком юном возрасте ребенок захотел заниматься иностранным языком и делал это с удовольствием.

МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Методика раннего обучения иностранным языкам, разрабатываемая мною в течение десяти лет, представляет собой комплекс упражнений, направленный на развитие иноязычной речи и абстрактного мышления. Теоретически она основывается на возможности обучения иностранному языку детей в раннем возрасте. Необходимо уточнить рамки раннего возраста. Специалисты по-разному определяют этот период детства: одни – от рождения до трех лет, другие – от рождения до пяти лет. Я придерживаюсь первой точки зрения. Проведенные исследования американского врача Глена Домана убедительно доказывают, что именно в период от рождения до трех лет мозг развивается с удивительной быстротой, а значит умственные возможности в данном возрасте уникальны.

Это подтверждают и мои эксперименты. Каждое занятие курса с детьми до одного года длится не менее двадцати минут и может повторятся в течение дня несколько раз. Урок с детьми возраста одного года, двух и трех лет может продолжаться от 45 минут до 3 часов при условии активного желания маленьких учеников. Встречаются удивительные примеры. Трехлетний Елисей после трехчасового занятия с одним десятиминутным перерывом стал плакать, категорически не хотел отпускать преподавателя английского языка. Маленькие ученики показали поразительные результаты как в практическом овладении иностранным языком, так и в развитии мышления.

Методика раннего обучения предполагает обязательное соблюдение следующих принципов.

1. Создание психологически и физиологически комфортных условий, то есть условий, предполагающих грамотную организацию жизни ребенка. Ведь малейший дискомфорт в возрасте до трех лет – психотравма! Режим подбирается строго индивидуально, при этом учитывается состояние здоровья и характер (можно учитывать и гороскоп малыша). Категорически недопустимо будить ребенка, когда тот спит, заставлять его есть, когда он отказывается, неуважительно общаться с ним. Наказания исключаются вообще.

2. Ситуационный подход в обучении. Поскольку ведущей деятельностью детей раннего возраста является игра, то и овладение языковыми средствами происходит в игре, а также в постоянно возникающих бытовых ситуациях, которые обращаются учителем в игровые.

3. Так как дети в возрасте до одного года не владеют никаким языком как средством общения, им необходимо предоставить возможность обильного аудирования. Ученик купается в иностранной речи при постоянном или хотя бы систематическом общении с учителем, родителями, профессионально владеющими языком, при прослушивании аудиокассет.

4. Естественное параллельное использование родного языка. Существует понятие «непереводимое в переводе». В родном языке есть настолько эмоционально окрашенные слова, от которых в общении с малышом невозможно отказаться, например: «душенька», «солнышко», «ты мой золотой». Они вырываются естественным образом из потока иностранной речи учителя, не мешая овладению другим языком.

Выполнение этих условий обеспечивает организацию элитарного воспитания. Что же в моем понимании обозначает этот термин? В своей (диссертации я предложила следующее определение: элитарное воспитание – это воспитание в психологически и физиологически комфортных условиях, направленное на удовлетворение познавательных потребностей ребенка. Здесь следует уточнить, что детей раннего возраста характеризует удивительная жажда познания. За первые годы жизни малыш усваивает столько информации, сколько взрослый за 60 лет напряженного интеллектуального труда. Так утверждает выдающийся психолог и педагог Мария Монтессори. Отсюда вытекает задача учителя и воспитателя обеспечить ребенка различной информацией. Элитарное воспитание доступно детям, чьи родители готовы уделять ребенку внимание. Это не означает, что нужны большие материальные затраты, главное-грамотная организация детства и взаимовыручка, взаимозаменяемость родителей: родители собрались в кружок и решили кто что может дать детям – один хорошо знает иностранный язык, другой может научить рисовать, третий – организовать интересную прогулку. И все это в домашних условиях, проживая в одном дворе! Приведу некоторые рекомендации по методике раннего обучения.

1. Ребенку до одного года мы можем, как уже говорилось, предложить лишь аудирование. Учителю нужно выбрать время, когда малыш спокоен, в хорошем настроении и начать разговор:

– Hello! I speak English. I am your teacher. My name is Lena. I can sing, I can play. I know many tales.

Далее учитель рассказывает сказку тихим, приятным голосом. Сказка повторяется из урока в урок, через какое-то время вы заметите, что малыш узнает знакомые слова, улыбается, складывает губки в трубочку(это означает, что он пытается повторять за вами).

2. Работа со сказками с детьми после года. Учитель выбирает книжку с большими картинками, которые хорошо воспринимаются. Каждую картинку рассматривает вместе с ребенком столько времени, сколько тот ей интересуется, сопровождая объяснением на иностранном языке.

– Look: this is a Little Red Riding Hood. This is your mother. This is a wolf. This is a grandmother.

Перед тем, как уложить ребенка спать можно полностью рассказать сказку столько раз, сколько ему будет приятно слушать. Те, кто общается с малышом на родном языке, могут рассказать эту же сказку по-русски. К возрасту одного года дети могут уже применять свои знания при чтении сказок указывать главных героев, называть их. В это время учитель задает ребенку вопросы, на которые малыш отвечает или показывает пальчиком на картинке.

– Where is Little Red Riding Hood?
– Where is a grandmother?
– Where is a wolf?

3. Беседа об окружающих предметах подходит как новорожденным, так и более старшим детям. Учитель показывает предметы и рассказывает о них: – This is your room. This is your bed. This is a window. This is a door.

Беседы, как и сказка, часто повторяются. Через некоторое время, называя слова, учитель просит малыша показать пальчиком на соответствующие предметы. Если ребенок указывает правильно, значит он хорошо их усвоил и можно приступать к новому материалу.

4. К возрасту одного года дети обычно начинают говорить некоторые слова, поэтому становится возможным активизировать ребенка на уроке. Учитель беседует с малышом, побуждая его к действию, одновременно проверяется понимание иноязычной речи:

– Give me a cat! A cat likes milk. Give it some milk! Sit down, cat!

Как уже говорилось, методика состоит из упражнений и игр. Игры возможны как индивидуально, так и в группе. Рассмотрим игру в лото. Дети уже с одного года с удовольствием участвуют в этой игре. Вначале учитель предлагает самый легкий вариант. Он раздает детям картинки, затем берет карточки и говорит:

– Who has a turnip? Who has a carrot?

Малыши отвечают:

– I have a turnip! I have a carrot!

Далее игра усложняется. На роль ведущего учитель выбирает ученика, который научился хорошо говорить пройденные слова, дети играют самостоятельно. Обучение квазичтению также происходит в игре. Учитель предлагает детям карточки со словами. Когда ученики овладеют угадыванием слов, начинается второй этап-игра в школу. Выбираются один малыш- на роль учителя, другой- на роль умного ученика, роль глупого котика(мягкая игрушка) исполняет учитель. На доске написаны слова. Учитель-малыш берет указку и просит прочитать. Котик читает неправильно. Умный малыш-ученик читает правильно. Обычно ошибки котика очень смешат детей. Такое угадывание слов, или квазичтение, способствует овладению чтением и беглости чтения в последующем обучении иностранному языку. После овладения квазичтением ста слов я обычно приступаю к объяснению алфавита и правил чтения(уже к трехлетнему возрасту). Особое место в моей методике занимает система упражнений на развитие абстрактного мышления. Например такое: ребенку предлагается картинка с изображением фруктов(апельсин, яблоко, банан, еще апельсин).Учитель указывает на апельсин и просит ученика:

– Look and find similar one!

Это упражнение на выделение общих признаков, необходимое для становления абстрактного мышления.

Возможно обучать детей счету на иностранном языке. Например: перед ребенком учитель раскладывает пять машинок и считает:

– One, two, three, four, five.

Затем просит:

There are 4 cats, 2 cats go away. How many cats are left?

Так ученик усваивает счет на иностранном языке. Детей до трех лет я обучала считать и решать задачки в пределах пяти, однако возможности малышей гораздо больше.

Хотя методика разработана для детей до трех лет, практическое применение некоторых ее элементов дало хорошие результаты с детьми более старшего возраста.

Алёна Жирнова, доцент МПГУ

ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:
«Методика обучения иностранному языку»

По теме:

« Раннее обучение иностранному языку »

Исполнитель:
Никитаева Екатерина Валерьевна

г. Железноводск 2016 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………3

Раннее обучение иностранному языку………………………… …..4

Заключение …………………………………………………………17

Литература ……………………………………………………………..18

Введение

Популярность изучения английского языка растет из года в год. И все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранного языка является организация раннему обучение иностранному языку.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Раннее обучение иностранным языкам - это прежде всего игровая деятельность, направленная на развитие и воспитание ребёнка, это способ социализации малыша, а также процесс, целью которого является раскрытие потенциала ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.

Во-вторых, это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Тем не менее проблема раннего обучения активно изучается и современными учеными: психологами, педагогами, методистами. Особенно много дискуссий вызывают проблемы раннего обучения детей иностранному языку. Может показаться, что данный вопрос довольно нов и только начал изучаться, однако если мы посмотрим историю развития педагогической мысли, то мы увидим, что проблемы раннего обучения иностранному языку рассматриваются уже несколько столетий.

Раннее обучение способствуют выполнению важных методических задач:

    Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

    Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

    Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к обучению английского языка.

Раннее обучение иностранному языку.

Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник еще в XIX веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. По свидетельству современников в России в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-10 летних детей зажиточных слоев населения носило массовый характер.

В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом.

Раннее начало изучения иностранного языка стало одним из приоритетных направлений в практике обучения предмету. В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком. Интегративные занятия дают дополнительные возможности для разностороннего воспитания дошкольника, для развития не только языковых, но и общих способностей.

Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период для изучения иностранного языка.

Проблема, как обучать иностранному языку детей дошкольного возраста, не решена до конца ни в нашей стране, ни за рубежом, хотя многие методисты проявляют огромный интерес к ней. Например, вскоре после второй мировой войны, современная языковая ассоциация США во главе с Теодором Проблема раннего обучения иностранным языкам нашла свое отражение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и методистов, таких как В.Н. Мещерякова, Н.В. Семенова, И.Н. Павленко, И.Л. Шолпо, З.Я. Футерман, Л.П. Гусева, Н.А.Горловой, М.А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и другие.

При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно того, что следует понимать под ранним обучением иностранному языку. Одни считают, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранному языку детей дошкольного возраста. Они под ранним обучением ИЯ понимают такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку – это обучение детей младшего школьного возраста. Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко предлагают различать раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение . Первое осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-5 лет до поступления ребенка в школу. Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников (с 1 или 2 по 4 класс).

Если проблема обучения иностранному языку в начальных классах является достаточно изученной и методически разработанной, то вопрос о целесообразности преподавания иностранного языка в ДОУ до сих пор остается дискуссионным. Методисты не могут прийти к единой точке зрения относительно наиболее благоприятного возраста для начала изучения иностранного языка. Это, вероятно, связано с тем, что каждый возраст имеет свои преимущества и недостатки для овладения иностранным языком.

Проанализирируем различные точки зрения на проблему психолингвистических способностей старшего дошкольника. М.М. Гохлернер и Г.В. Ейгер выделяют следующие компоненты лингвистических способностей:

    § ярко выраженная вербальная память;

    § быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;

    § имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях;

    § способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;

    § способность к формализации вербального материала.

Однако мы полагаем, что не все выше перечисленные компоненты являются обязательными, говоря о лингвистических способностях старшего дошкольника. В качестве принципиально значимых для данной возрастной категории компонентов выделим ярко выраженную языковую память, позволяющую быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный, и имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, предполагающие чуткость к различным сторонам речи. Методист И.Л. Шолпо выделяет дополнительные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей одаренности человека в области изучения иностранных языков. Укажем только те из них, которые мы считаем наиболее существенными:

    лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму, проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных словообразующих суффиксов и приставок;

    грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать стройное целое из разрозненных элементов, чувствовать общность грамматических конструкций;

    эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, ощущение »вкуса», своеобразия данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия;

    функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию.

Прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, следует выяснить, готов ли он психологически к усвоению этого предмета. В свое время Л.Н.Толстой писал: «Учите детей только тогда, когда их психика готова к обучению». Поэтому точно определить возраст, с которого всех детей можно начинать обучать иностранному языку, не представляется возможным, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному. В своей статье А.А. Загороднова указывает основные параметры психологической готовности ребенка к усвоению иностранного языка. Перечислим некоторые из них:

    § сформированность сознательного восприятия, устойчивого внимания;

    § способность к переключению, наблюдательность;

    § развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление;

    § умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении;

    § сформированность навыка самоконтроля - умение проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется), умение работать в заданном темпе.

Дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Было проведено много экспериментов по обучению детей в возрасте 2-6 лет иностранному языку. Эксперименты показывают, что иностранный язык оказывает влияние на формирование понятий у детей раннего возраста, а поскольку понятие является формой абстрактного мышления, то правомерно обозначить связь изучения иностранного языка и развития абстрактного мышления.

Эксперименты подтверждают возможность изучения иностранного языка с рождения, свидетельствуют об особой способности к этому детей раннего возраста.

Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.

Известны утверждения исследователей, что лучше всего начинать изучение иностранного языка в 5-8 лет, когда система родного языка уже хорошо освоена, а к новому языку ребенок относится сознательно. К тому же, в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому кодировать мысли, нет значительных психологических трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Как в отечественной (Л.С.Выготский, С.Н.Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б.Уайт, Дж. Брунер, Р.Робертс) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Маленькие дети меньше тратят сил на запоминание, они еще не отягощены предрассудками, у них меньше стереотипов в мышлении и поведении, они очень любопытны, а потому проще принимают правила «новой игры». Игровой характер общения - основная особенность обучения иностранному языку детей младшего возраста.

Психология располагает данными, свидетельствующими о том, что у детей от 2 до 7 лет развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах. Умозаключения детей в этом возрасте опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Эти особенности мышления дошкольников служат основой широкого применения наглядности в обучении, что одновременно повышает интерес детей к предмету, и тем самым снимает возможную утомляемость в процессе обучения. Возрастная психология располагает данными о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не обладают еще целенаправленным вниманием, их произвольное внимание неустойчиво, поскольку они не имеют еще внутренних средств саморегуляции, поэтому в этом возрасте быстро наступает утомляемость. В связи с этим процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы систематически переключать произвольное внимание детей на непроизвольное.

И, наконец, обучение детей в детском саду иностранным языкам позволит заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе. Оно скажется благоприятно на речевом и общем развитии малышей при условии методически правильного учебного процесса и благодаря учету психолого-физиологических особенностей детей данного возраста.

Цели обучения иностранным языкам на раннем этапе

Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего, развивающая цель. Это, однако, не означает уменьшения значения практических целей или снижения требований к уровню владения устно-речевым общением на иностранном языке. Более того, разработка эффективных технологий раннего обучения иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на проблемы интеллектуального развития учащихся младших классов.

Реализация указанной цели предусматривает:

    Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;

    Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;

    Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;

    Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности;

Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

Умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;

Умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;

Осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

Поскольку ребенку приходится в учебном процессе иметь дело в основном со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то в реестр практических целей обучения включается развитие умений детей воспроизводить этот материал.

Исходя из функции языка быть средством познания и общения, конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе видится в достижении учениками умения общаться, применяя иностранный язык как средство непосредственного живого контакта, умения слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании.

Основные воспитательно-развивающие и образовательные цели состоят в следующем:

В формировании у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

В воспитании нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;

В развитии у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;

В расширении общеобразовательного кругозора детей.

Учебно-образовательные цели состоят в следующем:

В формировании навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке;

В формировании навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;

В приобретении элементарных лингвострановедческих знаний.

Кроме того, одной из важнейших психологических задач раннего обучения иностранным языкам является формирование положительного отношения к изучению нового языка, а также создание внутренней заинтересованности у детей в каждый момент обучения.

Говоря о целях раннего обучения иностранным языкам, можно отметить, что необходимо:

    Способствовать более раннему приобщению детей к новому языковому пространству, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

    Сформировать элементарные коммуникативные умения с учетом речевых возможностей детей;

    Ознакомить детей с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором;

    Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

    Формировать универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая при этом интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями преподавания, знающий психолого-педагогические особенности детей данного возраста.

Cодержание обучения иностранным языкам на раннем этапе :

Языковой материал: лексический и грамматический;

Коммуникативные умения, характеризующие уровень практического владения изучаемым языком;

Сведения о некоторых национально-культурных особенностях стран изучаемого языка.

Содержание обучения должно отвечать следующим требованиям:

Во-первых, оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях и так далее.

Во-вторых, содержание обучения и его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что делать), должно учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь на родном языке, и соотноситься с тем опытом, который они должны приобрести на занятиях по иностранному языку.

В-третьих, содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для детей дошкольного возраста: изобразительную, музыкальную, трудовую и другие, и тем самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:

а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;

б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;

в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно выражать свои мысли;

г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);

Критерии организации занятий по иностранному языку для дошкольников. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету , развитие коммуникативных навыков ребенка , умение выразить себя . Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно, и осмысленно.

Формы занятий могут быть следующими:

    Ежедневные 15 - 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов.

    Занятия два раза в неделю, 25 - 45 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, тематически связанных с уроком.

    Специальные занятия - уроки сказки и просмотр видео фрагментов - как дополнение к основным занятиям.

    Встречи с носителями языка.

    Утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения - инсценировать сказку, продекламировать стихотворение.

    Занятия - беседы.

    Занятия иностранным языком на природе.

Наиболее удачные методики опираются на принцип поэтапности становления и развития речевого действия, когда более простое предшествует более сложному. На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении. Самостоятельному употреблению речевых единиц должно предшествовать их понимание на слух, что соответствует психолингвистическим закономерностям усвоения речи. Может ли изучение иностранного языка способствовать улучшению произносительных навыков на родном языке? Некоторые логопеды, психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для «разработки» артикуляционного речевого аппарата ребенка следует заниматься английским языком. Важно избежать смешения в языке ребенка английского и русского произношения, поэтому при нарушении речи у ребенка следует повременить с изучением другого язык

Заключение

Таким образом, раннее обучение детей иностранному языку положительно влияет на формирование как языковой, так и общей культуры. Может стать хорошей мотивацией для изучения родного языка. Обучение происходит в условиях искусственной языковой среды. Во время занятий развиваются фонематического слух, зрительная и слуховая памяти, осязания и даже обоняния, памяти на вкусовые качества, развитие внимания, мышления и речи. Эффективность достигается путем интеграции различных видов деятельности (игровой, предметной, речевой и т.д.) с реальной деятельностью (все режимные моменты, чтение книг, и т.д.). Во время занятий у ребенка развиваются лингвистические способности с учетом возрастных особенностей.

Список литературы

    Архангельская Л. С. Изучаем английский язык. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

    Биболетова М. З. Проблемы раннего обучения иностранным языкам. – Московский комитет образования МИПКРО, 2000

    Иванова Л. А. Динамические изменения приемов на английском языке. Система «Детский сад – начальная школа// Иностранные языки в школе. – 2009.- №2. – с.83

    Негневицкая Е. И Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений: Автореферат. – М., 1986

    Преемственность между дошкольным и начальным звеньями системы образования.// Начальное образование. - № 2, 2003

    http://pedsovet.org

Васильева Е. Д. Раннее обучение иностранному языку.

Контактная информация: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранным языка. Предложены методы и технологии по обучению. Статья затрагивает психолингвистические особенности детей.

Ключевые слова: языкознание, лингвистика, раннее обучение.

Введение. Методика раннего обучения иностранным языкам начала зарождаться ещё в 19 веке как отрасль методической науки. В России, на тот момент, был широко распространен опыт обучения детей иностранным языка в раннем возрасте. В конце 18 начале 19 века среди русских детей можно было встретить тех, кто свободно говорил на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-7 летних детей зажиточных слоёв населения носило массовых характер.

На сегодняшний день, современное общество динамично развивается и развитие разносторонних отношений с зарубежными странами сделало язык востребованным обществом.

Одним из самых приоритетных направлений в образовании стало изучение иностранного языка. Многие дошкольные образовательные учреждения и различные центры разрабатываю программы обучения иностранным языкам на ранних этапах развития ребенка. Интегративные занятия применяются для разностороннего воспитания дошкольника, для развития его языковых и общих способностей.

Проблема обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе актуальна для современного образования. Это обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период для обучения иностранным языкам.

Проблемой раннего обучения иностранным языкам занимается большой ряд учёных, как отечественных, так и зарубежных. Среди них: В.Н. Мещерякова, Н.В. Семенова, И.Н. Павленко, И.Л. Шолпо, З.Я. Футерман, Л.П. Гусева, Н.А.Горловой, М.А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и другие. Учёные и практики так и не пришли к единому мнению, что можно под ранним обучением иностранному языку.

Одна группа учёных считает, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранному языку детей дошкольного возраста. Их точка зрения придерживается мнения, что раннее обучение, это обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.

Вторая группа учёных придерживается мнения, что раннее обучение иностранному языку, это обучение детей младшего школьного возраста. Среди них Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко, они предлагают делать различие между ранним дошкольным обучением и ранним школьным обучение.

Раннее дошкольное обучение осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-7 лет, до поступления ребёнка в школу.

Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников 1-4 классы.

Методисты образования не могут прийти к единому решению, когда наступает наиболее благоприятный возраст для обучения детей иностранным языкам. Каждый возраст имеет свои плюсы и минусы для овладения иностранным языком.

Проблемы психолингвистических способностей. М. М. Гохлернер и Г. В. Ейгер в анализе нескольких точек зрения на проблему психолингвистических способностей дошкольника, выделили следующие компоненты лингвистических способностей:

Ярко выраженная вербальная память;

Быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;

Имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях;

Способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;

Способность к формализации вербального материала.

Можно предположить, что не все из перечисленных компонентов, обязательны в случае с лингвистическими способностями дошкольника. Принципиально значимыми компонентами для данной возрастной категории можно выделить ярко выраженную языковую память. Она позволяет быстро пополнить словарный запас, овладеть новыми формами и грамматическими конструкциями, перевести слова из пассивного словаря в активный, и имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, которые предполагают чуткость к различным сторонам речи.

Начало обучения иностранным языкам. Основным моментом при обучении иностранному языку, является психологическая и физиологическая готовность ребенка к усвоению предмета. Точный возраст, с которого детей можно начинать обучать иностранным языкам невозможно, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному.

В своей статье «К вопросу о раннем обучении иностранным языкам» А.А. Загороднова указывает основные параметры психологической готовности ребенка к усвоению иностранного языка. Перечислим некоторые из них:

Сформированность сознательного восприятия, устойчивого внимания;

Способность к переключению, наблюдательность;

Развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление;

Умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении;

Сформированность навыка самоконтроля - умение проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется), умение работать в заданном темпе.

Методики обучения иностранному языку. Разговор об обучении детей 3-6 лет иностранному языку привел к появлению новых методик преподавания. Психологи и педагоги пришли к единому мнению, что дошкольный возраст уникален для изучения иностранного языка. Повышенный интерес к раннему обучению иностранному языку сопровождается значительным числом экспериментов на базе начальной школы и детского сада. В силу психологических особенностей этого возраста, таких как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

С точки зрения логопедии, учёные отмечают, что обучение иностранному языку положительно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке. Дети, которые занимаются иностранными языками, обладают высоким уровнем памяти, у них значительно повышается устойчивость внимания.

Л. С. Выготский и С. Н. Рубинштейн считают, что изучать иностранный язык лучше начинать с 6-8 лет, когда система родного языка уже хорошо усвоена и к новому языку ребенок относится сознательно. В этом возрасте прослеживается отсутствие штампов речевого поведения, нет трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Ребенок легко овладевает иностранным языком при использовании игровой методики обучения. У детей хорошо развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах.

При обучении детей очень важна наглядность, это повышает интерес детей к языку и снижает утомляемость в процессе обучения. Процесс обучения должен быть выстроен таким образом, чтобы переключать произвольное внимание детей на непроизвольное.

Обучение иностранным языкам на раннем этапе. Начиная обучать детей иностранному языку на ранних этапах, мы преследуем развивающую цель, личностное развитие ребёнка.

Реализация развивающей цели предусматривает:

Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;

Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;

Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;

Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером

Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

Умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;

Умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;

Осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

Воспитательные и образовательные цели:

Формирование у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

Воспитание нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;

Развитие у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;

Расширение общеобразовательного кругозора детей.

Учебно-образовательные цели:

Формирование навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке;

Формирование навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;

Приобретение элементарных лингвострановедческих знаний.

Наполняемость группы, частота и продолжительность занятий. З. Я. Футерман, говоря о занятиях иностранным языком в условиях детского сада, настаивает на работе с группой в 25-30 человек. Это он мотивирует тем, что дети привыкли друг к другу, а также большей эффективностью массовых игр в процессе обучения. Был проведён эксперимент, который показал увеличения эффективности занятий в условиях деления на подгруппы. Однако И. Л. Шолпо подвергает сомнению эти выводы. По его мнению, привычка детей друг к другу действительно столь сильна, что оказывается решающим фактором, однако, если речь идёт о других структурах, где в группы соединяются незнакомые дети, то занятия с группой в 25 человек оказываются малоэффективными. Шолпо И. Л. Рекомендует формировать группы не менее чем из 5 и не более чем из 10 человек, объясняя это тем, что общая беседа, организованная совместная деятельность возможны в группе, состоящей не более чем из 8 человек.

Другой важный вопрос - продолжительность и частота занятий. По мнению З. Я. Футермана, занятия для детей пяти-шести лет не должны длиться более 20 - 25 мин. Это утверждение он основывает на результатах эксперимента. И. Л. Шолпо считает, что эти результаты связаны с предыдущим условием: при наполняемости группы в 25-30 человек ни преподаватель, ни дети не в состоянии заниматься дольше. Опыт работы Е. И. Негневицкой в группах от 5 до 15 человек и опыт И. Л. Шолпо в группах 7-10 человек, показывают, что при таком количестве детей продолжительность занятия от 35 до 45 минут не утомляют детей, и у них сохраняется желание уходить, завершать занятие, которое, как совершенно справедливо считает З. Я. Футерман, необходимо для эффективного обучения.

Очень важно менять вид деятельности на протяжении всего занятия. Переходить от подвижной игры к разговору, к танцу, зарядке, петь песенки и т. д. Обычная частота занятий, по мнению И. Л. Шолпо - два-три раза в неделю. Занятия раз в неделю, малопродуктивны, дети успевают забыть материал, в течении стольких дней не получавший подкрепления.

Обучение должно быть мотивированным и целенаправленным. Ребёнку необходима положительная мотивация и интерес к изучаемому языку. Для этого необходима игра. Она налаживает связь ученика и учителя, развивает воображение и внимание, а также должна иметь сквозную игровую методику, объединяющую и интегрирующую в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребёнком или преподавателем той или иной роли.

Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе. Абсолютная понятность для ребёнка того, что происходит и говорится, это один из основополагающих принципов обучения иностранным языкам на раннем этапе.

По наблюдениям за детьми, которые говорят на разных языках, можно сказать, что первое время они избегают прямого речевого общения друг с другом. Преподаватель в этом случае, является связующим звеном между ними.

Родной язык является опорой для ребенка при изучении иностранного, это подразумевает познавательную активность детей к явлениям языка.

С помощью родного языка дети осознают значение новых слов и речевых оборотов. Поскольку дети заучивают много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их содержанием знакомятся лишь с помощью перевода на родной язык. Еще больше возрастает роль родного языка при разучивании инсценированных сказок на английском языке, т.к. содержание большинства из них детям известно на родном языке.

Детям необходима опора на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует разные виды памяти, включая двигательную. Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.

Обучение в течение первых двух лет должно быть устным, без чтения и письма, для того чтобы избежать множества трудностей в начале обучения и чтобы английская графика не интерферировала с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.

Заключение. В настоящее время одной из важнейших компетенций человека является коммуникативная компетенция. Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Эти умения учителю нужно формировать и развивать. Исходя из концепции коммуникативного обучения, одной из главных задач является интеллектуальное развитие учащихся, а одним из принципов коммуникативного обучения является принцип индивидуализации, то есть учет и использование личностных свойств учащегося в процессе обучения. Учет личностных свойств (интересов, склонностей, личного опыта, статуса в классе) особенно важен, так как он порождает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Начиная заниматься ранним обучением учащихся английскому языку, нужно решить с чего начать? Как сделать так, чтобы учащиеся, начав изучать английский язык, не потеряли интерес к нему на протяжении всего курса? Ведь практически 100% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через год интерес значительно ослабевает и в средней школе практически полностью пропадает. Другими словами, как сформировать и поддержать мотивацию изучения английского языка, активизировать познавательный интерес учащихся в условиях массовой школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы и учитель вынужден работать с двадцатью и более учащимися.

Во-первых, каждый учитель должен осознать, что можно учить ребенка иностранному языку, так как он входит в учебный план, но заставить ребенка захотеть изучать и полюбить иностранный язык невозможно.

Во-вторых, общеизвестно, что деятельность без мотива не бывает. Иными словами, ребенок должен знать и осознавать, зачем он изучает иностранный язык.

Обучение в этом возрасте способствует развитию познавательной активности учащихся, выработке стойкого интереса к предмету «иностранный язык». Коммуникативная направленность обучения, широкое использование игр и в игровых ситуаций в качестве основного приема обучения, построение процесса преподавания с опорой на родной язык, принцип коллективно-индивидуального взаимодействия на уроке позволяют добиться хороших результатов обучения. Детям этого возраста свойственна любознательность, активность, неистраченная потребность в новых впечатлениях. Они обладают врожденной и еще не утраченной способностью к овладению языками, а языки свою очередь могут стать действенным средством развития детей.

Перечитав большое количество методической литературы как отечественных, так и зарубежных педагогов, становится понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важнейших задач учителя. При ее решении следует учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.

У учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Это в значительной степени способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс.

Начиная работать с детьми нужно понимать, что от того на сколько они будут заинтересованы, будет зависеть дальнейший успех в обучении детей.

Список литературы

1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.

2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. - 1966- №6.- С. 62-76.

4. Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. – М., 1993.

5. ИжогинаТ.И. Как научить малышей читать// Иностранные языки в школе. – 1993. - №1. – С. 49-51.

6. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. – 1985. - №5. – С. 24-29.

7. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// Иностранные языки в школе – 1987. - №6. – С. 20-26.

8. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. – М., 1933.

9. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

10. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы// Иностранные языки в школе. – 1991. - №4. – С. 52-59, 71.

11. Смирнова А.И., Кронидова В.А. Практическая фонетика английского языка: Учебное пособие для первого года обучения школьников английскому языку. – СПб., 1995.

12. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. – Киев, 1984.

13. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. – М., 1965.

14. Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду// Иностранные языки в школе – 1997. - №2. – С. 55-58.

15. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. Общие вопросы методики. – М., 1947.

16. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ""Преподаватель иностранного языка в детском саду"". – СПб., 1999.

ЛЕКЦИЯ № 1

План

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни России привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, интеграция нашего государства в мировую экономическую систему сделали иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

" Создать единую систему от детского сада до курсов и институтов повышения квалификации, где каждое звено решало бы задачи, отвечающие конкретным целям обучения, ведущим мотивам учения и возрастным особенностям учащихся " (А.А. Леонтьев) - вот та задача, которая стоит перед теми, кто занимается проблемами реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Начальный этап обучения иностранному языку может быть реализован в одном из двух вариантов: 1) с ранним началом обучения (с 1-го или 2-го класса) и 2) с отсроченным началом обучения (с 5-го класса). Вариант с ранним началом обучения состоит из двух подэтапов: а) предварительного, соответствующего 1-4-м (1- 3-м, 2-4-м) классам, и б) основного, соответствующего 5- 6-м классам.

При всех вариантах начального этапа обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иноязычного общения. Разумеется, большими возможностями в этом отношении располагает вариант с ранним началом обучения иностранному языку, однако и традиционный вариант с началом обучения в 5-м классе должен безусловно обеспечить самые неотложные коммуникативно-познавательные потребности учащихся данного возраста, подготовить их к овладению иностранным языком на базовом уровне.

Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:

Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению нового языка;

Развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления;

Развитие их речевой культуры, а также культуры общения;

Воспитание у учащихся доброжелательного отношения к стране изучаемого языка и ее народу, желания и умения войти в мир иной культуры;

Формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи и чтении;


Расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире и о языке как средстве познания и общения.

Современное состояние раннего обучения ИЯ характеризуется тем, что, во-первых , практическое владение ИЯ стало насущной потребностью широких слоев общества, и, во-вторых , общий педагогический контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения ИЯ, использования гибкой системы выбора языков и условий / вариантов их изучения. Исследователь Н.А.Горлова в рамках изучения данной проблемы уточняет понятие “раннее обучение ИЯ”: “...это такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу. Дальнейшее обучение квалифицируется как школьное. Если ребенок приступил к обучению ИЯ с первого или второго класса начальной школы, то это раннее школьное обучение ” (Горлова Н.А., 2000: 11).

Со второй половины 20 века проблема раннего обучения иностранным языкам находится в центре внимания психологов, методистов, учителей иностранного языка. Широко исследованы психологические особенности усвоения второго языка в раннем возрасте в работах Ш.А. Амонашвили, Л.С.Выготского, И.А. Зимней, Е.И. Негневицкой и Е.И. Шахнаровича, Д.Б.Эльконина и др. Проблемы, связанные с процессом раннего обучения ИЯ, всесторонне рассмотрены и представлены в публикациях и научных исследованиях, в УМК Э.М.Береговской, В.Г.Владимировой, Н.Д.Гальсковой, Е.Я.Григорьевой, В.М.Канаевой, С.М.Кащук, М.Г.Кирьяновой, В.С.Красильниковой, А.С.Кулигиной, З.Н.Никитенко, Г.В.Роговой, Э.Г. Тен, Г.Е.Филатовой, Г.А. Чесновицкой, Л.Б. Чепцовой, и др. Разработана концепция подготовки специалиста с правом преподавания ИЯ детям раннего возраста. В диссертационном исследовании Н.Л.Московской (1994) изучен интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института. В работе А.А.Загородновой (1997) исследованы педагогические основы профилирования курса иностранного языка в процессе подготовки учителя начальных классов. Исследователь М.М.Лукина (1999) рассмотрела вопросы становления и развития теории и методики раннего (дошкольного) обучения ИЯ в отечественной педагогике второй половины 20 века.

В системе непрерывного образования раннее изучение иностранного языка позволяет осуществлять гуманизацию и гуманитаризацию воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, усиливая его развивающую, образовательную, культурную и прагматическую направленность. Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензетивного периода усвоения иностранного языка. Выделяютcя следующие основные задачи в раннем обучении ИЯ:

1) увлечь детей предметом "иностранный язык" и сохранить эту увлеченность на протяжении всего курса обучения ИЯ, используя для этого игру как основную форму деятельности ребенка четырех-пяти лет с сохранением ее в качестве ведущей в работе с детьми шести лет и более. Начиная с шести лет дети могут привлекаться к решению коммуникативно- познавательных задач;

2) организовать общение учащихся на ИЯ в рамках опорного коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором он живет сам и его сверстники в стране изучаемого языка.Естественно, что такой минимум может охватить ограниченное количество коммуникативных задач, но они должны обеспечивать ребенку возможность общения;

3) оказать детям помощь в переключении с родного языка на иностранный и привлечении речевого опыта, знаний в родном языке при овладении иностранным;

4) использование самого процесса обучения ИЯ для актуализации положительных черт характера ребенка и изначально личностных образований путем включения его в действие и направленное на получение результата.

Раннее школьное обучение иностранным языкам в Европе рассматривается сегодня как приоритетное направление языковой политики, хотя и не является массовым, как в нашей стране. В европейских странах при внедрении ИЯ в программы начальной школы (дети 5-6 – 10-11 лет) учителя руководствуются следующими рекомендациями, выработанными в рамках проекта Совета Европы “Language learning for Еuropean citizenship”.

1. Целью обучения является развитие у детей комплекса компетенций, необходимых им для активного и всестороннего участия в жизни современного поликультурного и многоязычного общества.

2. Системы начального образования в разных странах отличаются друг от друга. Но, как свидетельствует практика, процесс овладения младшими школьниками ИЯ в любом случае будет успешным, если:

– изучать ИЯ дети начинают в возрасте до 9 лет;

– процесс обучения ИЯ, его содержание и технология органично включены в учебный план начальной школы;

–преподавание ИЯ осуществляется опытными и высококвалифицированными учителями.

3. Обучение ИЯ в целом должно быть направлено на приобретение учащимися способности к межкультурному общению, а начальная школа призвана заложить крепкий фундамент для последующего формирования у них этой способности.

4. Средние школы должны разрабатывать программы обучения ИЯ с ориентацией на опыт школьников, приобретённый ими в начальной школе.

5. На этапе обучения ИЯ в начальной школе необходимо использовать дидактические методы и приёмы, максимально учитывающие возрастные особенности младших школьников, их потребности и интересы.

6. С целью повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать разнообразные средства обучения.

7. Учебные программы по ИЯ и учебный план должны подвергаться тщательному анализу и экспертизе с целью выявления имеющихся в них недостатков, а также создания новых их вариантов.

8. Учителя, которые преподают ИЯ в начальной школе, должны быть компетентны как в педагогике начального образования, так и в методике обучения ИЯ, при этом они должны приобретать свою квалификацию в колледжах и/или университетах, а также в процессе приобретения собственного педагогического опыта.

В России обучение иностранному языку со 2-го класса является социальным заказом и основывается на психологических особенностях детей 7-8 лет (интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д.). В январе 2000 года была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, где прописано, что в содержании образования должны быть обязательно иностранные языки и информационные технологии. Поэтому, начиная со 2-го класса, в школе вводится обучение иностранному языку и работе с компьютером.

Благоприятное влияние раннего обучения иностранным языкам оказывает:

На развитие психических функций (его памяти, мышления, восприятия, воображение и т.д.);

Стимулирует речевые способности школьника;

Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения ИЯ, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом языке, формирует у школьников готовность к общению, т.к. они не испытывают психологического барьера.

Загрузка...