musings.ru

Конституционный суд рф состав и организация деятельности. Организация деятельности конституционного суда российской федерации, правила производства

Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась весьма и весьма далекой от совершенства, что привело в конечном итоге к печально известным событиям (деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью повышение эффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах между заседаниями по конкретному делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этим Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей.6 Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. По мнению аспирантки юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Зыковой Н., в современных условиях конституционный Суд в его численном и организационном составе оказывается не в состоянии справиться с тем объемом работы, который возложен на него Конституцией РФ и законодательством.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

В пленарном заседании суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию.

А в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания КС РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В пленарных заседаниях также избирается Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции. А также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ.

Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности, либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос об досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием. Также указанные лица могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда.

В случае если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводиться не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.

Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

Кроме того, он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет фигура Судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда.

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является его Регламент. В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава палат. Порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда РФ.

В пленарном заседании 1 марта 1995 г. Конституционным Судом РФ был принят Регламент N 2-1/6, в соответствии с которым организуется вся работа Конституционного Суда.

Рассмотрение обращений после их регистрации осуществляется специалистами подразделений Секретариата Конституционного Суда.

Затем обращения передаются Председателю Конституционного Суда либо его заместителю для направления их судьям. В случае необходимости предварительного изучения специальных вопросов обращение направляется в соответствующие отделы, после чего с краткой справкой отдела по изученному вопросу оно возвращается начальнику Секретариата.

В случае повторного обращения заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда, либо состоялось решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона о Конституционном Суде (т.е. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду; обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым; по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу) и ст. 68 этого же Закона, либо вынесено решение в соответствии с ч. 2 § 10 Регламента, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Конституционного Суда с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию Конституционного Суда на хранение.

В случае, если заявителем оспаривается вывод о несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде, Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей в пленарном заседании.

Признав решения Секретариата обоснованным, Конституционный Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде. Копия определения направляется заявителю.

Еще по теме 29.3. Организация деятельности Конституционного Суда РФ:

  1. 64. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Организация экстремистского сообщества. Организация деятельности экстремисткой орга-низации.
  2. Фактические коллизии (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов республик в составе России о признании неконституционными нормативных правовых актов)
  3. Результаты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по признанию неконституционными нормативных правовых актов
  4. 29.12. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда РФ
  5. Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы
  6. 4. Полномочия Конституционного Суда РФ по укреплению земельного правопорядка
  7. § 4. роль адвоката на стадии исполнения решений конституционного суда
  8. Глава 23. Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права. Краткая характеристика правовых основ организации и деятельности третейского суда
  9. § 2. Краткая характеристика правовых основ организации и деятельности третейского суда 1. Общая характеристика

Организационными формами деятельности КС РФ по разрешению споров отнесенных к его ведению являются пленарные заседания и рассмотрения дел палатами Суда. Организация деятельности Конституционного суда тесно связана с его внутренней структурой.

Организация деятельности суда и его пленарных заседаний

Как известно, на пленарных заседаниях рассматриваются исключительно важнейшие вопросы, отнесенные к ведению КС РФ. На пленарных заседаниях КС РФ присутствуют все судьи независимо от того, в какой палате суда они служат. Рассматриваются вопросы о Конституциях и уставах республик РФ, о назначении Председателя суда, его непосредственного заместителя и судьи-секретаря. Более полный перечень вопросов, отнесенных к рассмотрению Пленумом, указаны в ФКЗ о Конституционном Суде РФ. На Председателя и его заместителя возлагаются управленческие и организационные функции: подготовка к пленарным заседаниям, представление КС в отношениях с органами госвласти, общественными организациями и иными объединениями, выступает от имени суда, руководит аппаратом суда.

Правила и организация конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство основывается на нерушимых принципах:
  1. коллегиальности;
  2. гласности;
  3. независимости;
  4. устности в процессе разбирательства;
  5. непрерывности в процессе судебного разбирательства;
  6. состязательности сторон;
  7. равноправия сторон;
  8. использования русского языка.
Конституционный Суд принимает к производству исключительно те дела, которые могут быть им рассмотрена от субъектов, имеющих на это право. Суд не имеет право на свое усмотрение начать какие-либо разбирательство. Суд начинает процесс судопроизводства исключительно на основании:
  1. запроса;
  2. жалобы;
  3. ходатайства.
Основанием для подачи какого-либо из вышеперечисленных документов в КС РФ может быть вопрос о конституционности какого-либо нормативного акта, о возможном нарушении конкретного гражданина его прямых конституционных прав и т.д.

Все обращения, которые направляются в КС РФ тщательно проверяются на соответствие требованиям буквы закона о КС РФ и регистрируются непосредственно Секретариатом КС. Далее, Председатель назначает одного или несколько судей, которые изучают обращение и готовят доклад по нему на пленарное заседание. На пленуме дается заключение. В результате Суд принимает решение о дальнейшей судьбе обращения: принять к рассмотрению или же отказать в нем. Если обращение принято к рассмотрению, то первое слушание не может быть назначено позднее одного месяца от момента принятия.

В заседании КС в качестве участников процесса могут быть привлечены непосредственно стороны, их представители, квалифицированные эксперты, осведомленные свидетели и даже переводчики. Стороны обладают абсолютно равными процессуальными правами.


Что рассматривает конституционный суд? Вопрос, который возникает у людей, готовых обратиться в КС по поводу нарушения конституционных норм и законов. В принципе, одно название с123

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

Толкование Конституции Российской Федерации;

Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Утверждение посланий Конституционного суда;

Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

Договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;

Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

Вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

Представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д..

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда. Персональный состав не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. В планерных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель Конституционного суда РФ исполняет следующие обязанности:

    Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда РФ, созывает их и председательствует на них;

    Вносит на обсуждение Конституционного суда РФ вопросы, надлежащие рассмотрению в пленарном заседаниях и заседаниях палат;

    Представляет Конституционный суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по умолчанию Конституционного суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

    Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда;

    Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным Конституционным законом и Регламентом Конституционного суда РФ.

В регламенте на основе Конституции РФ и Федерального Конституционного закона устанавливается: определения персонального состава палат Конституционного суда РФ; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; некоторые правила процедуры и этики в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном суде РФ; требования к работникам аппарата Конституционного суда РФ.

Полномочия Конституционного суда РФ

В соответствии со ст. 128 Конституции, на всей территории России Конституционный суд РФ уполномочен:

    Разрешать дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; Конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

    Разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;

    По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или надлежащего применению в конкретном деле;

    Давать толкование Конституции РФ;

    Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;

    Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ Федеральным договором, Федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении Конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Загрузка...