musings.ru

Система органов государственной власти в российской. Органы государственной власти в россии

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна приводить в жизнь, и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

К представительным (законодательным) органам государственной власти относятся: парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что он в

правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Основная функция Федерального Собрания - принятие нормативно-правовых актов (законов), которые обладают высшей юридической силой. Для организации Федерального Собрания характерны специфические признаки:

  • - Федеральное Собрание является учреждением парламентского типа. В ст. 94 Конституции РФ впервые закреплено, что Федеральное Собрание - это парламент РФ;
  • - Федеральное Собрание функционирует в механизме «горизонтального» и «вертикального» разделения властей. Федеральное Собрание не является вышестоящим органом по отношению к иным представительным коллегиальным органам государственной власти; не руководит парламентами субъектов РФ, депутатскими коллегиями, которые избираются муниципальными сообществами; осуществляет законодательные полномочия только по тем вопросам и в тех пределах, которые в соответствии с разграничением полномочий между Россией и её субъектами, между Федерацией и местным самоуправлением, отнесены к ведению Федерации;
  • - Федеральное Собрание обладает наряду с законодательными и контрольными полномочиями. Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблему, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений;
  • - Федеральное Собрание состоит из политической элиты страны. Члены Федерального собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой;
  • - Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах - заседания палат, совместные заседания палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др .

Основная деятельность органов законодательной власти - принятие законов и формирование других государственных органов (назначение должностных лиц). Однако функции Парламента не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией Российской Федерации и соответствующими ей федеральными законами. Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать Президента, членов Правительства к судебной ответственности.

Наряду с непосредственным законотворчеством Парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Решение финансовых вопросов - это, прежде всего, установление налогов и рассмотрение проекта государственного бюджета. Утверждая государственный бюджет, Парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль расходования финансовых средств государства.

Парламент участвует в назначении и освобождении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.

Свои полномочия Парламент осуществляет на сессиях. Порядок его работы определяется регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование .

Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации - состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются по смешанной мажоритарно- пропорциональной системе. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • - утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • - утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • - назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • - отрешение от должности Президента Российской Федерации;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • - решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Общий порядок работы Федерального Собрания. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако они могут собраться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря). Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предложения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни .

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решение о его отставке, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти .

Правительство Российской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.

Правительство Российской Федерации:

  • - разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета;
  • - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • - осуществляет управление федеральной собственностью;
  • - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • - осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в целях реализации своих конституционных полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

К органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом федеральные министерства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств .

Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Полномочия федерального министерства:

  • - самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • - не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
  • - осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр), основные функции которого:

  • - утверждение ежегодного плана и показателей деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • - внесение в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • - во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ отдача поручений федеральным службам и федеральным агентствам и контроль их исполнения;
  • - назначение на должность и освобождение от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
  • - осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Она также может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Полномочия федеральной службы:

  • - издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;
  • - не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа и может быть подведомственно Президенту РФ.

Полномочия федерального агентства:

  • - издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;
  • - не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов РФ (по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет) и две федеральные комиссии России (по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия). Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению. Согласно Конституции РФ в пределах ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ .

Судебная власть - это особая самостоятельная ветвь единой государственной власти, обладающая всей полнотой собственной компетенции, осуществляющая властные полномочия по защите прав и свобод граждан и другие функции исключительно конституционно утвержденными органами - судами, на основе закона и юридических процедур. В самом общем виде статус судебной власти в Российской Федерации определяет глава 7 Конституции РФ, именуемая «Судебная власть». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в установленных законом процессуальных формах, а судебная власть - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации .

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  • 1. Осуществление правосудия только судом. Осуществление правосудия только судом означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, органов государственной власти, которые могут рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществления правосудия только судом - это гарантия законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан и их организаций.
  • 2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности судебной власти, что позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и свободы граждан. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает следующие правовые гарантии независимости судей:
    • - установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);
    • - преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    • - освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    • - установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
    • - право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
    • - предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
    • - особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
  • 3. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи - одна из существенных гарантий его независимости.
  • 4. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  • 5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  • 6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности и равноправия сторон - важнейшее условие демократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.
  • 7. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
  • 8. В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное конституционное положение является гарантией независимости судебной власти, как от исполнительной, так и от законодательной власти .

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти , через которую государство осуществляет свои функции.

Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности.

Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм , который должен действовать как единая и эффективная система властвования. Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства . Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий , которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти.

Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные .

Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему , которая основывается на конституционно закрепленных принципах.

Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных государственных органов .

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти , отнесено к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти.

Систему местных государственных органов (органов местного управления) составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам , осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории.

К ним относятся: территориальные органы: юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Сюда также можно отнести: налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеослужбы и т. п.

В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть представлены следующим образом:

1) по принципу разделения властей: законодательные (избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов), исполнительные (основной формой деятельности которых является исполнительно-распорядительная в целях исполнения законов), судебные (уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона);

2) по принципу федерализма: федеральные , субъектов федерации ;

3) по территориальному масштабу: центральные, региональные (территориальные), местные;

4) по характеру и объему компетенции: общей компетенции , специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции ;

5) по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

6) по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);

7) по организационно правовым формам: коллективные, единоличные ;

8) по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные ;

9) по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, «силовые», экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные ;

10) по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные .

11) По срокам полномочий органы государства: постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; временные, которые создаются на определенный срок.

Наибольшее значение имеет выделение видов государственных ор­ганов в соответствии с принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти . Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государствен­ной власти субъектов Федерации.

В целях предотвращения злоупотребления властью все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятель­ными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение влас­тей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ - Правительство РФ - судебные органы РФ - прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти - органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Законодательная ветвь власти - это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации; в субъектах - государственные советы, государственные собрания, за­конодательные собрания, краевые, областные, городские думы, Московская городская Дума, Санкт-Петер­бургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (федеральные министер­ства и службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.).

Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

В субъектах РФ органами исполнительной власти могут высту­пать президенты, губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

- органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

- органы специальной компетенции , действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции, он не от­несен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование, взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Судебную власть осуществляют только суды, например, Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.


  • < Назад
  • Вперёд >

Понятие государственного органа . Российская Федерация является государством с Республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации (виды государственных органов представлены на рис. 2).

Государственные органы подразделяются:

а) по порядку формирования на первичные, избираемые непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;

б) по срокам полномочий – на временные и постоянные . Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;

в) по месту в иерархии – на федеральные органы, органы субъектов федерации или региональные и местные или муниципальные органы;

г) по правовым формам деятельности – на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);

д) по характеру принятия решений – на коллегиальные и единоначальные ;

е) в соответствии с принципом разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Президент РФ. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий постоянно на территории России не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.



Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. С этой целью он наделен необходимыми полномочиями по защите Конституции, конституционных прав и свобод, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, включая введение в стране военного или чрезвычайного положения.

В компетенцию Президента входит формирование Правительства РФ. С согласия Государственной Думы РФ он назначает главу Правительства Российской Федерации, по своему усмотрению принимает решение об отставке Правительства.

Президент РФ участвует в законодательном процессе: ему принадлежит право законодательной инициативы, он подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием РФ законы.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Основные полномочия Президента РФ представлены на рис. 3.



Конституция РФ наделяет Президента РФ правом решать вопросы гражданства РФ. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство иностранцев, лиц без гражданства, дает разрешение иметь двойное гражданство, на выход из гражданства РФ, отменяет решение о приеме в гражданство, а также предоставляет почетное гражданство РФ. В качестве главы государства

Президент РФ награждает граждан Российской Федерации государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что против него нельзя возбудить уголовное дело, привлечь его к административной ответственности, принудительно доставить в суд, заключить под стражу, подвергнуть обыску и личному досмотру. Вместе с тем, неприкосновенность Президента РФ не означает отсутствия у него всякой ответственности. В случае совершения им тяжкого преступления (например, государственной измены) Президент РФ может быть отрешен от должности и, как следствие этого, лишен неприкосновенности. Процедура отрешения Президента РФ от должности называется импичментом .

Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, а также подать в отставку. Отставка – это добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий. Она может быть вызвана различными причинами как субъективного, так и объективного характера. Решение об отставке принимается самим Президентом.

В отличие от отставки, являющейся добровольным актом Президента РФ, сложение полномочий по состоянию здоровья происходит в результате независящих от воли Президента РФ обстоятельств. В этом случае должна создаваться независимая медицинская комиссия, заключение которой будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства.

Рис. 2. Структура и порядок формирования органов

государственной власти в РФ

Рис. 3. Основные полномочия президента РФ

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит двухпалатному парламенту – Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называются по-разному: в США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, во Франции –Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от фр. parler – говорить), поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.

Современный российский парламент – Федеральное Собрание РФ – был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя: один от законодательной и один исполнительной власти каждого субъекта РФ. Нижняя палата – Государственная Дума – избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Законодательный процесс начинается в Государственной Думе (см. рис. 4). Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней закон не был рассмотрен Советом Федерации. Однако законы, принятые Государственной Думой,

Рис. 4 Законодательные процесс РФ

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они касаются вопросов: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ. Он в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т. е. отклонить закон. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации снова рассматривают данный закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, например о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о порядке введения военного положения и др. Для принятия этого закона требуется не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается Государственной Думы, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в следующих случаях:

1) если она трехкратно отклонит кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, представленные Президентом РФ на согласование перед назначением (ст. 111 Конституции);

2) если она по своей инициативе выразила недоверие Правительству РФ. В этом случае Президент РФ может либо отправить в отставку Правительство, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Однако если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ должен либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции);

3) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума откажет Правительству в доверии, Президент РФ в течение семи дней должен или отправить Правительство в отставку, или распустить Государственную Думу (ч.4 ст. 117 Конституции).

Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства.

Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

· обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и Президенту РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и государственные комитеты, а также их территориальные структуры.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и нормативно–правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнении Конституции РФ, федерального законодательства, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет праве регулирования в установленной сферы деятельности. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом кроме случаев, установленных указами Президента или Постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль за деятельностью в установленной сфере, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственных границ РФ, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральные службы и агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении законодательства и нормативных актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности служб и агентств. Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в введении Правительства РФ.

Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляется Правительством РФ, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации . Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. устанавливает, что систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть определено ее высшее должностное лицо. Соответственно в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), также и судебные органы, представленные судьями.

Законодательные органы субъектов Федерации отличаются друг от друга наименованием – Государственное собрание, Законодательное собрание, парламент, областное собрание, краевые, областные думы и др. Есть и нетипичные названия законодательных (представительных) органов. Так, в Амурской области указанный орган именуется областным Собранием, в Архангельской, Липецкой, Псковской областях – областным Собранием депутатов, в Астраханской области – областное Представительное собрание, в Новосибирской области – областной Совет депутатов. Такие органы отличаются структурой (наряду с однопалатными в ряде субъектов созданы двухпалатные парламенты), численностью депутатов Так, парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, а парламент Татарстана – из 250 депутатов. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа одного созыва также устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, однако в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом не может превышать пяти лет. Общими для всех этих органов являются осуществляемые ими функции (законодательная, контрольная, финансовая), круг их полномочий.

Систему органов исполнительной власти в республиках возглавляют правительство (правительства учреждены также в Ленинградской области, в Ставропольском крае, в Москве, в некоторых областях), в иных субъектах – администрация. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций. В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и субъектов Федерации органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Федерации) образуют единую систему исполнительной власти в стране.

Высшее должностное лицо территориальных субъекта. Российской Федерации (руководитель его высшего исполнительного органа государственной власти) назначаются Президентом РФ по согласованию с региональным парламентом. Наименование должности этого лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Местное самоуправление в Российской Федерации . Местное самоуправление есть самостоятельная инициативная деятельность территориальных (местных) сообществ по решению вопросов их жизнедеятельности. Это такая самоорганизация населения (местного сообщества), которая, исключая управление «сверху», позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы обеспечить самостоятельное решение вопросов местного характера, владение, пользование и распределение муниципальной собственности исходя из интересов населения. Местное самоуправление базируется на таких конституционных принципах, как гарантированность, самостоятельность (в пределах вопросов местного значения); многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность муниципальных органов перед населением; выборность; открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление:

1) обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении местных вопросов;

2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

3) управляет муниципальной собственностью;

4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

6) охраняет общественный порядок, peaлизует законы, поддерживает правопорядок на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка – одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганства, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) о соблюдении общественного порядка и устанавливать административную ответственность за их нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Профессиональную деятельность по охране общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция). В соответствии с Конституций РФ систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления (в зарубежных странах выборные органы в системе местного самоуправления именуются муниципалитетами). В числе таких органов закон называет представительные и исполнительные органы власти, а также главу местного самоуправления.

Права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления . В Конституции РФ права и свободы человека определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Различают несколько видов обращения граждан:

а) предложения – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России;

б) заявления – обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан;

в) ходатайства – обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;

г) жалобы – обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.

В Российской Федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению.

Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки – не позднее 15 дней – рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.

Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов.

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Органы судебной власти . Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).

Вопросы для самоконтроля

Какие функции выполняет основной закон государства? Дайте определение понятия «конституция».

Какая структура свойственна действующей Конституции РФ?

Что понимается конституционным строем?

Что означает демократический характер Российского государства по Конституции РФ?

Какие основные принципы (признаки) характерны для правового государства?

Какие исключительные полномочия относятся к вопросам введения Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ?

Какие вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов определенны в ст. 72 Конституции РФ?

Какие формы собственности признаются и защищаются в России?

При каких условиях допускается двойное гражданство в РФ?

Какими правами дожжен обладать каждый человек на Земле?

Какие политические права и свободы, закреплены в ст. 29-33 Конституции РФ?

Какие граждане России не имеют права избирать и быть избранными?

Какие сроки полномочий установлены для выборных государственных органов и должностных лиц в РФ?

Какие социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ?

Какие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в РФ?

Какие задачи решает омбудсмен в РФ?

Какие виды органов осуществляют судебную власть в РФ?


Рассмотрим систему органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ и в законодательстве РФ получили распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган, они тождественны.
Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Для органов Российского государства характерны особые черты, закрепленные Конституцией РФ:
  1. Порядок образования и формирования государственных органов устанавливается нормативно-правовыми актами (этот признак предназначен для предотвращения произвольного нагромождения органов).
  2. Органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.
  3. Органы судебной власти учреждаются только федеральным конституционным или федеральным законом.
  4. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться указами президента РФ.
  5. Орган всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Важнейшим признаком органа

является его компетенция, которая является юридическим выражением его функций.

  1. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
  2. Для государственных органов устанавливается строгий порядок деятельности. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие юридическую силу и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие на правоприменительную деятельность.
  3. Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах.
Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации.
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускает создания каких-либо других органов власти без изменения Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
Согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть осуществляют следующие органы:
  1. Президент Российской Федерации.
  2. Правительство Российской Федерации.
  3. Федеральное Собрание Российской Федерации (в составе Совета Федерации и Государственной Думы).
  4. Суды Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями. Однако орган может быть и в лице одного человека, например, Президент РФ.
4 Компетенция (от лат. competentia - принадлежность по праву) - 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.
Наряду с органами государственной власти, в РФ действуют органы местного самоуправления. Они имеют особую природу, не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они обладают большинством названных признаков государственной власти: имеют властные полномочия, определенный порядок создания и деятельности.
Конституцией учреждается структура государственных органов и правовой статус основных федеральных органов государственной власти России: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, Судов РФ.
По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Органы законодательной власти РФ включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов, издают большое количество организационно-распорядительных актов. Эти органы не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти. В них практически нет выборности, они обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства). Эти органы могут иметь различную подчиненность.
Органы судебной власти включают федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель этих органов - осуществление правосудия, применение законов и иных нормативно-правовых актов.
Указанные виды органов получены в результате классификации по основанию принципа разделения властей.
Однако, как и в любом другом государстве, в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В то же время эти органы действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся:
  1. Прокуратура РФ и Следственный комитет при Прокуратуре
РФ.
  1. Центральный банк РФ.
  2. Счетная палата РФ.
  3. Центральная избирательная комиссия РФ.
  4. Уполномоченный по правам человека в РФ.
  5. Академия наук РФ.
Разделенные власти для осуществления своих функций должны строить взаимодействие на основах координации. Приведем примеры взаимного влияния ветвей власти друг на друга.
Высший орган исполнительной власти - Правительство РФ - является участником законодательного процесса. Во-первых, оно обладает правом законодательной инициативы и, следовательно, может внести проект закона в Г осударственную Думу. Во-вторых, у него есть возможность влиять на законодательный процесс посредством дачи заключений на проекты законов.
Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон - полностью или частично - неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу.
Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами других основных властей. Федеральное Собрание РФ, в свою очередь, имеет конституционные рычаги воздействия на Правительство РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность помогает поддерживать конституционный порядок.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).
Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:
1)двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы,– являющийся представительным и законодательным органом РФ;
2)Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;
3)суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.
Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
Каждый субъект РФ образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи.
Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Еще по теме 17.Система органов государственной власти России:

  1. § 2. Система органов государственной власти, призванных разрешать противоречия между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации
  2. § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
  3. ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
  4. § 2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
  5. §5. Основы организации органов государственной власти и местного самоуправления
  6. 4.6. Система органов государственной власти в Российской Федерации
  7. Глава 19. Формирование новой системы органов государственной власти и самоуправления в Республике Башкортостан
Загрузка...