musings.ru

Обработка персональных данных без согласия субъекта. Процедура передачи персональных данных третьим лицам Фз 152 передача персональных данных третьим лицам

Кроме этого, руководитель имеет право расторгнуть в одностороннем порядке трудовой контракт с сотрудником, распространившим сведения, охраняемые 152-ФЗ, ставшие ему известными в силу исполнения им его обязанностей. ГК Гражданский кодекс в 946 статье предусматривает ответственность за нарушение субъектом «тайны страхования». В частности, в норме установлено, что представитель страх. организации не имеет права распространять сведения, полученные им при осуществлении профессиональной деятельности. Это касается информации о выгодоприобретателе, застрахованном лице, в том числе о состоянии здоровья указанных субъектов, а также об их имущественном статусе. Ответственность за разглашение персональных данных наступает в зависимости от рода прав, которые были ущемлены, характера нарушения.

О., реквизиты удостоверения личности, место и дату рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку. Кадровая служба работодателя в силу своих функций занимается сбором документов работников, формированием их личных дел в целях установленного порядка кадрового учета.

Личное дело сотрудника содержит сведения о семейной, личной жизни, должности и сумме вознаграждения за труд, удостоверении личности и пр. Документарный состав личных дел - это персональные данные сотрудников, и наниматель, следуя положениям законодательства, обязан обеспечить их защиту (ст.


18.1 закона № 152-ФЗ). Ст. 7 закона № 152-ФЗ закрепляет статус конфиденциальности персональных данных.

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 ук рф

Умышленные действия, выражающиеся в незаконном сборе, распространении сведений о частной жизни человека без его согласия, признаются преступлением, наказуемым по ст. 137 УК РФ, т. е. влекут за собой уголовную ответственность. Квалифицирующим признаком данного преступления является факт использования служебного положения при совершении указанных действий.


Внимание

Уголовная ответственность определяется в виде:

  • либо штрафа;
  • либо обязательных, принудительных или исправительных работ;
  • либо лишения свободы.

Итоги Разглашение персональных данных человека без его согласия незаконно и влечет за собой ответственность в соответствии с трудовым, административным, а в случае умышленных действий - уголовным законодательством. Последние статьи Положение о персональных данных работников — образец-2018Согласие на обработку персональных данных — бланк 2017-2018Ст.

Ответственность за разглашение персональных данных

Инфо

Федеральный закон «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой личных сведений субъектов, осуществляемой органами госвласти, местными структурами управления и иными органами, физическими и юрлицами, с применением средств автоматизации либо без них, если операции соответствуют характеру действий с их использованием. Цель нормативного акта заключается в обеспечении защиты интересов, свобод и прав человека, неприкосновенности его частной жизни и семейной тайны.

Рассмотрим далее, какие виды наказания предусматривает Федеральный закон «О персональных данных». Общие сведения Статья 24 152-ФЗ прямо устанавливает возможные виды наказаний, применяемые к нарушителям установленных требований.

Санкции вменяются при наличии вины субъектов. В нормах установлена гражданская, административная ответственность за разглашение персональных данных, а также наказание по УК и ТК.

Услуги

Кроме этого, работник предупреждается о последствиях отказа дать согласие (письменное) на предоставление сведений. При этом нанимателю запрещается получать и обрабатывать информацию о его религиозных, политических и прочих убеждениях, членстве в общественных организациях, профсоюзной деятельности, а также о частной жизни.
Ответственность за разглашение персональных данных в первую очередь предусмотрена для руководителя предприятия. Кроме этого, санкции установлены и для ответственных лиц предприятия.
Ими, в частности, являются работники, обеспечивающие сохранность информации, в соответствии с трудовым контрактом либо должностной инструкцией. К таким работникам наниматель может применить дисциплинарные взыскания, определенные 192 статьей ТК. В частности, установлены следующие санкции: увольнение, выговор, замечание.
Указанная статья запрещает в общем случае лицам, имеющим доступ к личной информации, раскрывать эти сведения, не имея на то согласия их обладателя. Последствия несоблюдения правил трудовой дисциплины, в том числе раскрытия информации, подробно описаны в статье «Дисциплинарный проступок по ТК РФ — понятие и признаки». За несоблюдение данной нормы возникает ответственность (ст. 24 закона № 152-ФЗ). Основные ее виды следующие:

  • дисциплинарная - по ТК РФ;
  • административная - по КоАП РФ;
  • уголовная - по УК РФ.

Ст. 81 (о разглашении персональных данных, ставших доступными в связи с исполнением должностных обязанностей) и 90 ТК РФ (о нарушении порядка получения, хранения, обработки информации, имеющей признаки персональной) в качестве максимальной меры ответственности за разглашение персональной информации называют увольнение.

Закон о разглашении третьим лицам персональных данных

Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств; 7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты; 8) дата начала обработки персональных данных; 9) срок или условие прекращения обработки персональных данных; 10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки; 10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации; 11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

Закон о неразглашении персональных данных третьим лицам без согласия

Смысл юридического термина «персональные данные» сформулирован в законе «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Это любая информация о различных данных, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу. При этом информация может касаться как определенного физического лица, так и того, кого пытаются определить. Пример Есть физическое лицо - Иванов Иван Иванович. Очевидно, что указанные личные данные не позволят однозначно установить определенного человека, ведь лиц с такими «параметрами» наверняка очень много.
Тем не менее Ф. И. О. - это персональные данные известного нам физического лица. Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека - выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой. Персональные данные включают Ф. И.

Закон о неразглашении персональных данных третьим лицам

Кроме того, статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей). Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 13.11, 13.14 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются судом. Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, возбуждаются уполномоченным органом и рассматриваются судом.
КоАП Ответственность за разглашение персональных данных возможна по нескольким статьям Кодекса. Среди них стоит отметить следующие:

  1. 13.11 – Нарушение порядка сбора, хранения, распространения или использования полученных сведений о гражданах, установленного нормами.
  2. 13.12 – невыполнение правил защиты сведений.
  3. 13.13 – незаконная деятельность в сфере охраны личной информации.
  4. 13.14 – разглашение данных с ограниченным доступом.

Наказание Нарушение установленного порядка сбора, хранения, распространения либо использования личной информации о гражданах прямо указывает на необходимость соблюдения положений рассматриваемого федерального нормативного акта. В соответствии со ст. 13.11 КоАП, виновным грозит предупреждение или штраф. Его размер составляет:

  • для физлиц – 300-500 руб.;
  • для юрлиц – 5-10 тыс.

Самое мягкое наказание устанавливает КоАП и ТК. Виновный, распространивший сведения о гражданине, отделается дисциплинарными взысканиями или штрафом. Между тем, потерпевший имеет право подать гражданский иск.

Разглашение персональных данных наказывается также по УК. В этом случае, в зависимости от характера нарушения, виновный даже может лишиться свободы.

Не останутся безнаказанными и лица, которые распространили личные сведения, используя служебное положение. Для них наказание будет ужесточено. Что касается защиты в суде, то нормами предусмотрено право гражданина заявить ходатайство о проведении закрытого заседания.

Иск может включать в себя требование о взыскании морального вреда, если вследствие распространения сведений гражданин испытывал нравственные/физические страдания. Заявление составляется в соответствии с требованиями ГПК.


Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ). Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных — по соглашению сторон. 6.

Меры по защите персональных даных сотрудников

Москва, Ленинский проспект, 58-23 проживающий по адресу 454343, г. Москва, Ленинский проспект,3/1

  • Текст документа, где работник дает свое согласие. Я принимаю решение о предоставлении моих персональных данных и даю согласие на их обработку свободно, в своей воле и своем интересе в соответствии с ФЗ № 152.
  • Список личных сведений, которые в последующем позволяется обрабатывать.
  • Конкретные организации, которым разрешается передавать личные данные.

К примеру: Банк «Москва» для оформления безналичного счета, на который Работодателем будет перечисляться зарплата и иные доходы сотрудника.
  • Список действий с персональными сведениями с общим описанием способов обработки, которые будут применены. Например: смешанная обработка (сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, в т. ч.
  • Передача персональных данных третьим лицам

    Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Комментируемая статья ограничивает право работодателя на получение информации о состоянии здоровья работника теми данными, на основании которых решается вопрос о возможности выполнения работником конкретной трудовой функции.
    Хотя комментируемая статья позволяет работодателю получать информацию о состоянии здоровья работника (т. е. лица, уже вступившего в трудовые отношения с работодателем), необходимо отметить, что информация о состоянии здоровья гражданина необходима работодателю уже на стадии принятия решения о заключении трудового договора.

    Post navigation

    Важно

    При этом составляется в письменной форме документ, который хранится у работодателя. При возникшем споре бумага становится доказательством наличия согласия на передачу личных сведений сотрудника постороннему субъекту. Каждая компания может столкнуться с необходимостью периодической отправки личных данных служащего из 1 структурного подразделения в другое.


    Эти сведения отправляются кадровой службой в бухгалтерию или службу безопасности. В этом случае учреждение должно ознакомить сотрудника с актом с получением подписи, подтверждающей его согласие. Каким организациям позволяется получать личные сведения работника при его согласии? К примеру, такими учреждениями может стать банк для оформления безналичного счета, куда Наниматель будет перечислять зарплату и другие доходы сотрудника.
    Или кредитные организации, куда гражданин обращался за оформлением кредита или ссуд.

    Передача персональных данных третьим лицам без согласия статья

    Если Вы в договоре с банком подпись свою поставили, а в нем имеется пункт о том, что вы разрешаете свои персональные данные передавать третьим лицам О пресональных данных. Всем доброго времени суток! Коллеги, хочется услышать Ваше мнение! Есть кредитный договор в котором указано: «Стороны договорились, что банк вправе передавать информацию о заёмщике третьим лицам» В соответствии с ч. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм.

    и доп. вступ. в силу с 01.09.2015) 3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).

    Ipc-zvezda.ru

    Внимание!Для обработки персональных данных, содержащихся в этом документе, дополнительного согласия не требуется. Ответ работодателя на запрос третьего лица Для чего нужен документ В ответе на запрос работодатель предоставляет отправителю запроса необходимые персональные данные работника. В каком виде составляется Унифицированной формы документа нет, составляется в свободной форме.

    Что обязательно должно быть в документе Запрошенные персональные данные, порядок их использования. СоветРаботодатель может потребовать от третьего лица подтверждение того, что переданная информация была использована в определенных в запросе целях.

    Оформляем согласие работников на передачу их персональных данных третьему лицу

    Универсальной функцией любого представителя работников в сфере трудовых отношений является функция участия в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения. Универсальной информацией, которая должна быть передана представителям работников, выступает информация, необходимая для ведения коллективных переговоров. Профсоюз как представитель работников может исполнять и особые социальные функции, определяемые его уставом.
    Для исполнения этих функций профсоюз должен обладать, в частности, информацией о круге иждивенцев работника, о необходимости специализированного лечения работника и т. п. Поскольку предоставление такой информации, в отличие от информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, не обусловлено конкретным федеральным законом, она представляется с письменного согласия работника.

    Порядок передачи персональных данных третьим лицам

    ПД служи оказание услуг связи, и, в случае передачи третьим лицам, цели обработки и перечень действий с ПД меняется, то Оператору требуется получить на то отдельное согласие. ст.15. Кто не идёт вперед, тот идёт назад Банки же нередко считают, что, если при заключении договора гражданин дал свое согласие на обработку его персональных данных, это автоматически распространяется и на передачу их персональных данных коллекторским агентствам. Арбитражный суд Кемеровской области, принимая решение по делу № А27- 13226/2012 в сентябре 2012 года, прежде всего изучил содержание документов, подписанных гражданином при заключении договора с банком. Гражданин получил в банке ВТБ 24 международную банковскую карту (с лимитом овердрафта). Передача личных данных третьим лицам если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора.

    Процедура передачи персональных данных третьим лицам

    Передача персональных данных работника Формы документов: Передача персональных данных третьим лицам (Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2018) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ Тем не менее Ф. И. О. - это персональные данные известного нам физического лица. Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека - выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой.


    Персональные включают Ф. И. О., реквизиты удостоверения личности, место и дата рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку.

    Внимание

    Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами.


    Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства.

    Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
    Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

    2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

    1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

    2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

    3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

    Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

    2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

    3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

    4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

    5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

    6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;

    7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

    8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

    9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

    10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

    11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;

    12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

    Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

    1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

    2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных.

    Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

    3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

    4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

    Статья 5. Принципы обработки персональных данн ых

    1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

    1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

    2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

    3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

    4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

    5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

    2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

    Статья 6. Условия обработки персональных данных

    1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

    1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

    2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

    3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

    4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

    5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

    6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

    7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

    3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

    4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

    Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

    1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

    1) в случае обезличивания персональных данных;

    2) в отношении общедоступных персональных данных.

    Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

    1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

    2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

    Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных

    1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

    2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

    4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

    1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

    2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

    3) цель обработки персональных данных;

    4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

    5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

    6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

    5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительное согласие не требуется.

    6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.

    7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

    Статья 10. Специальные категории персональных данных

    1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

    1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

    2) персональные данные являются общедоступными;

    3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

    4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

    5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

    6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;

    7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

    3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

    4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

    Статья 11. Биометрические персональные данные

    1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

    Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

    1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

    2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

    1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

    2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

    3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

    5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

    Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

    1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

    2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

    3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

    4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

    Глава 3. Права субъекта персональных данных

    Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

    1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

    2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

    3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

    1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

    2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

    3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

    4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

    5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

    6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

    5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

    1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

    2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

    3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

    Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

    1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

    2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

    Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

    1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

    3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

    4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

    Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

    1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

    2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

    Глава 4. Обязанности оператора

    Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

    1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

    2. Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

    3. Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

    1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;

    2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

    3) предполагаемые пользователи персональных данных;

    4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.

    Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

    1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

    2. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

    3. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

    4. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

    Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

    1. Оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

    2. В случае отказа в предоставлении субъекту персональных данных или его законному представителю при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных, а также таких персональных данных оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

    3. Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О внесенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

    4. Оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

    Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

    1. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

    2. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

    3. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

    4. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

    5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

    Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

    1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

    1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

    2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

    3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

    4) являющихся общедоступными персональными данными;

    5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

    6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

    7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

    8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

    3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

    1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

    2) цель обработки персональных данных;

    5) правовое основание обработки персональных данных;

    6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

    7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

    8) дата начала обработки персональных данных;

    9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

    4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

    5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

    6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

    7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

    Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

    Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

    1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

    2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

    3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

    1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

    2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

    3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

    4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

    5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

    6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

    7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

    8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

    9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

    4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

    5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

    1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

    2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

    3) вести реестр операторов;

    4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

    5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

    6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

    7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

    6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

    7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

    8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

    Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

    Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Глава 6. Заключительные положения

    Статья 25. Заключительные положения

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

    2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    3. Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2010 года.

    4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин

    "О персональных данных" регулирует отношения, связанные с обработкой личных сведений субъектов, осуществляемой органами госвласти, местными структурами управления и иными органами, физическими и юрлицами, с применением средств автоматизации либо без них, если операции соответствуют характеру действий с их использованием. Цель нормативного акта заключается в обеспечении защиты интересов, свобод и прав человека, неприкосновенности его частной жизни и семейной тайны. Рассмотрим далее, какие виды наказания предусматривает "О персональных данных".

    Общие сведения

    Статья 24 152-ФЗ прямо устанавливает возможные виды наказаний, применяемые к нарушителям установленных требований. Санкции вменяются при наличии вины субъектов. В нормах установлена гражданская, административная ответственность за разглашение персональных данных, а также наказание по УК и ТК.

    КоАП

    Ответственность за разглашение персональных данных возможна по нескольким статьям Кодекса. Среди них стоит отметить следующие:

    1. 13.11 - Нарушение порядка сбора, хранения, распространения или использования полученных сведений о гражданах, установленного нормами.
    2. 13.12 - невыполнение правил защиты сведений.
    3. 13.13 - незаконная деятельность в сфере охраны личной информации.
    4. 13.14 - разглашение данных с ограниченным доступом.

    Наказание

    Нарушение установленного порядка сбора, хранения, распространения либо использования личной информации о гражданах прямо указывает на необходимость соблюдения положений рассматриваемого федерального нормативного акта. В соответствии со ст. 13.11 КоАП, виновным грозит предупреждение или штраф. Его размер составляет:


    Нарушение правил защиты сведений

    В ст. 13.12 КоАП указывается на обязательные признаки, при наличии которых может наступить ответственность за разглашение персональных данных. Эти критерии определяют состав проступков, подпадающих под указанную норму. К таким обязательным признакам относят:


    ТК

    В соответствии с 85 статьей Кодекса, персональными данными сотрудника являются сведения, которые необходимы нанимателю в связи с трудовыми отношениями, и относящиеся непосредственно к конкретному работнику. При зачислении в штат нового служащего руководитель обязан сообщить ему о цели, для которой он запрашивает личную информацию, ее характере. Кроме этого, работник предупреждается о последствиях отказа дать согласие (письменное) на При этом нанимателю запрещается получать и обрабатывать информацию о его религиозных, политических и прочих убеждениях, членстве в общественных организациях, профсоюзной деятельности, а также о частной жизни. Ответственность за разглашение персональных данных в первую очередь предусмотрена для руководителя предприятия. Кроме этого, санкции установлены и для ответственных лиц предприятия. Ими, в частности, являются работники, обеспечивающие сохранность информации, в соответствии с трудовым контрактом либо должностной инструкцией. К таким работникам наниматель может применить дисциплинарные взыскания, определенные 192 статьей ТК. В частности, установлены следующие санкции: увольнение, выговор, замечание. Кроме этого, руководитель имеет право расторгнуть в одностороннем порядке трудовой контракт с сотрудником, распространившим сведения, охраняемые 152-ФЗ, ставшие ему известными в силу исполнения им его обязанностей.

    ГК

    Гражданский кодекс в 946 статье предусматривает ответственность за нарушение субъектом "тайны страхования". В частности, в норме установлено, что представитель страх. организации не имеет права распространять сведения, полученные им при осуществлении профессиональной деятельности. Это касается информации о выгодоприобретателе, застрахованном лице, в том числе о состоянии здоровья указанных субъектов, а также об их имущественном статусе. Ответственность за разглашение персональных данных наступает в зависимости от рода прав, которые были ущемлены, характера нарушения. Наказание наступает в соответствии с нормами в порядке и случаях, предусмотренных в них, а также в тех ситуациях и пределах, в каких реализация способов защиты интересов гражданина вытекает из сути нематериального права, на которое было совершено посягательство, и характера последствий деяния. Следует при этом отметить, что практика применения данной нормы малоизвестна.

    УК

    Уголовная ответственность за разглашение персональных данных определена в ст. 137. В соответствии с нормой, наказание вменяется за нарушение неприкосновенности личной жизни гражданина, выраженное в собирании либо распространении сведений, составляющих его семейную либо индивидуальную тайну, без его согласия. Ответственность за разглашение персональных данных по 137 статье наступает и в случае обнародования информации в публичном выступлении, при демонстрации произведения, а также в СМИ. Виновному грозит денежное взыскание до 200 тыс. руб., тюремное заключение до 2 лет. Если указанные деяния были совершены с наказание будет ужесточено. Так, тюремное заключение может составлять до 4 лет.

    Пояснения

    В соответствии с Конституцией, каждый обладает правом на неприкосновенность его частной жизни, семейной и личной доброго имени и чести. Не допускается сбор, хранение и обнародование персональных сведений без согласия гражданина. Этот запрет гарантирует частную жизнь человека. Под ней понимают ту сферу жизнедеятельности, которая касается исключительно конкретного лица и не подлежит контролю общества и государства, если носит правомерный характер. Преступление, попадающее под 137 статью УК, с объективной стороны характеризуется активными действиями. Оно выражается в собирании сведений, относящихся к семейной, личной тайне человека, без его разрешения, распространении их без согласия, а также обнародование их публично, то есть разглашение персональных данных третьим лицам.

    Специфика деяний

    Распространением, по смыслу ст. 137 УК, считается любое неправомерное либо без разрешения гражданина доведение информации до сведения хотя бы одного субъекта. Метод разглашения данных не влияет на квалификацию. Распространение информации в публичном выступлении предполагает доведение сведений до неопределенно большой аудитории. Разглашение информации в демонстрирующемся произведении предполагает включение данных в его содержание. Под СМИ понимают периодическое издание печатного типа, видео-, теле-, радиопрограмму, кинохронику и пр. В тех случаях, когда ответственность устанавливается иными статьями УК, преступление квалифицируется по специальной норме, согласно ст. 17, ч. 3 Кодекса. К примеру, так рассматривается распространение сведений о тайне усыновления. Если информация включена в состав других данных, также защищаемых законом, то обнародование сведений квалифицируется по совокупности норм. Например, распространение информации о предварительном следствии рассматривается по 137 и 310 статьям УК.

    Заключение

    Персональные данные относятся к информации, охраняемой законодательством. В первую очередь защита гарантируется Конституцией в ст. 23. Это положение конкретизируется в ФЗ № 152. В частности, детализация конституционного положения осуществляется в ст. 24 нормативного акта. В нем определяются виды ответственности, к которым может привлекаться лицо, нарушившее конфиденциальность персональных данных. Самое мягкое наказание устанавливает КоАП и ТК. Виновный, распространивший сведения о гражданине, отделается дисциплинарными взысканиями или штрафом. Между тем, потерпевший имеет право подать гражданский иск. Разглашение персональных данных наказывается также по УК. В этом случае, в зависимости от характера нарушения, виновный даже может лишиться свободы. Не останутся безнаказанными и лица, которые распространили личные сведения, используя служебное положение. Для них наказание будет ужесточено. Что касается защиты в суде, то нормами предусмотрено право гражданина заявить ходатайство о проведении закрытого заседания. Иск может включать в себя требование о взыскании морального вреда, если вследствие распространения сведений гражданин испытывал нравственные/физические страдания. Заявление составляется в соответствии с требованиями ГПК. Истец должен будет предоставить доказательства в обосновании своих требований.

    Закон о передаче персональных данных третьим лицам регулируется на федеральном уровне. В документально подтвержденном акте описывается правильная обработка имеющихся сведений, их сохранность и уничтожение, учитываются варианты возможного предоставления такого материала по запросу властей, его целевое использование. Отдельным пунктом объясняются случаи назначения денежных взысканий за открытие и распространение личных данных без разрешения.

    Что такое «персональная информация»?

    С 8 июля 2006 года в ФЗ был опубликован отредактированный документ о такого рода данных, где предоставлены актуальные определения правового акта, его структурное взаимодействие с другими законами. Последняя редакция его была проведена в 2017 году, начинался с общих положений, описывал условия возможной обработки информации, права граждан, обязанности операторов, надзор госструктур.

    Передача третьим лицам персональных данных - что под этим подразумевается? Это любые сведения, напрямую или косвенно относящиеся к субъекту. Разглашение информации должно соответствовать определенным принципам, чтобы избежать возможных взысканий:

    • следование целевому назначению, допускаемому законом;
    • справедливость и законность сбора данных;
    • исключение объединения целей и назначений при использовании информационных баз;
    • направленный сбор сведений, недопустимость их избыточности;
    • актуальность информирования;
    • допустимый период хранения, после чего данные обезличиваются и удаляются.

    Конфиденциальность

    При любом целевом сборе информации должно присутствовать согласие на передачу персональных данных третьим лицам. Без официального подписанного документа никто не имеет права проверять те или другие данные о личности. ФЗ предписывает сохранение полученных сведений, поэтому операторы и консультанты, имеющие доступ к данным, не имеют права их распространять без согласия субъекта. Анализ информации осуществляется только по письменному разрешению. При нарушении правил и принципов разглашения персональных данных, а также конфиденциальности имеющихся сведений о гражданине, на представителя накладывается ответственность определенного характера. Чаще всего штраф, а в редких исключительных случаях - более серьезное наказание.

    Телефонный звонок

    Передача третьим лицам персональных данных, а именно телефонного номера и сопутствующих сведений о его владельце, включая подробное описание финансового достатка и семейного положения, уровня образования, также считается нарушением закона.

    Подобные случаи могут возникнуть, когда кредитные компании или фирмы, желающие заполучить новых клиентов, могут попросить дать информацию о знакомых, родственниках, которых может заинтересовать предлагаемая услуга. Многие, не подозревая ничего плохого, без сомнений выкладывают консультантам необходимые сведения о номерах телефонов, их владельцах, даже уровне заработка. На первый взгляд, обыденная информация, но обнародованная без согласия владельца может стать частью административного правонарушения - статья 13.11 КоАП РФ, за пренебрежение законом 152-ФЗ «О персональных данных». Чтобы не стать заложником неловкой ситуации, необходимо избегать передачи персональных данных третьим лицам без согласия.

    Банковское дело

    Чаще всего неосознанно передаются данные, под собой подразумевающие банковские сведения, изначально не предназначающиеся для огласки, что уже трактуются ч. 2 ст. 183 УК РФ «О незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца…». При получении кредита или, участвуя в каких-либо других финансовых сделках, необходимо согласие человека, чью кредитную историю планируется проверить. Иначе проверка данных не будет юридически правовой, и может создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Клиент банка не может, придя в соответствующий отдел или находясь на приеме у консультанта, «автоматически» давать согласие на систематизацию, сбор, распространение и передачу третьим лицам персональных данных. Для этого существует специальный документ - согласие, которое предоставляется на подпись, прежде чем отправить в базу какие-либо сведения клиента.

    В случае, когда на документе стоит подпись, анализ персональных данных, а именно внесение информации в бюро кредитных историй о заемщике считается законной. После этого работает ст. 857 ГК РФ, по которой банк дает гарантию в сохранении тайны о банковском счете или вкладе, а также о других операциях по счету и иных сведениях. При несоблюдении правил и сопутствующем разглашении банком какой-либо информации - передаче третьим лицам персональных данных клиента, от кредитной организации можно потребовать возмещения понесенных убытков. Важно, чтобы такие спорные моменты были прописаны в договоре, иначе нет смысла обращаться в суд.

    Ответственность за нарушение закона

    Конкретные обстоятельства и уровень серьезности содеянного влекут за собой ответственность: административную или уголовную.

    К административной относят:

    1. Отказ от своевременной передаче гражданину разрешенной законом информации (ст. 5.39 КоАП РФ) предполагает штраф должностному лицу от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
    2. Анализ персональных данных, не предусмотренных законом, или нарушение целевого назначения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ) - предупреждение или штраф физ. лицам - 3 тыс. руб., должностным лицам - до 10 тыс. руб., юр. лицам - до 50 тыс. руб.
    3. Обработка сведений без подписанного согласия на передачу персональных данных третьим лицам (Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ) - штраф до 5 тыс. руб. для граждан, до 20 тыс. руб. должностному субъекту, до 75 тыс. руб. юридическому лицу.
    4. Осуществление не должным образом обязанностей операторов по закрытию всеобщего доступа к анализу данных (Часть 3 ст. 13.11 КоАП РФ) - предупреждение или взыскание с граждан до 1 тыс. руб., должностных до 6 тыс. руб., с ИП до 10 тыс. руб., с юр. лиц до 30 тыс. руб.
    5. Невыполнение обезличивания данных (Часть 7 ст. 13.11 КоАП РФ) - наложение штрафа на служебное лицо до 6 тыс. рублей или предупреждение.

    Уголовная ответственность за передачу персональных данных третьим лицам представляет собой следующие нарушения и соответствующие им санкции:

    1. Незаконное получение и публичное распространение личной информации (Ст.137 УК РФ) - взыскание до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 360 ч., или исправительные - до 1 года, или принудительные - до 2 лет, или арест до 4 мес., или лишение свободы до 2 лет.
    2. При аналогичном деянии с использованием служебного положения увеличивается взыскание до 300 тыс. руб. либо принудительные работы до 4 лет, либо арест до 6 мес., либо лишение свободы до 4 лет. В каждом из случаев служащий лишается права занимать определенную должность от 2 до 5 лет.
    3. Открытие доступа к охраняемой информации, повлекшее ее уничтожение, модификацию или копирование (Ст. 272 УК РФ) - денежное взыскание до 200 тыс. руб. или исправительные работы до 1 года, ограничение или лишение свободы до 2 лет, принудительные работы.

    Иные виды ответственности и сопутствующие санкции

    Предусматривается и гражданско-правовой тип нарушения по передаче персональных данных третьим лицам, статья 15 ГК, когда причиняются убытки (расходы на восстановление нарушенного права, не полученные доходы) при обходе закона. Тогда санкцией является возмещение причиненного ущерба. При нанесении морального вреда по ст. 24 закона о персональных данных, ст. 151 ГК, также предусматривается его компенсация, причем чаще всего в денежном эквиваленте.

    Дисциплинарный вид ответственности применяется к работникам предприятия, которые были уличены в разглашении и передаче персональных данных третьим лицам, статья 81 ч. 1, п. 6, подпункт «в» ТК, в результате чего предусмотрено увольнение. При иных нарушениях в данной области ст. 90 и 192 ТК предполагает выговор или замечание.

    Защита личной информации

    Чтобы не дать своим индивидуальным сведениям попасть в оборот обработки информации нежелательных личностей, стоит помнить, что на каждый подобный запрос необходимо подписывать лично документально подтвержденное согласие. Например, во многих финансовых организациях считают, что с заключением договора с клиентом, согласие гражданина на обработку его личной информации автоматически распространяется на последующую возможную передачу банками персональных данных третьим лицам - коллекторским агентствам. Если данного пункта нет в подписанном между клиентом и банком договоре, разглашение сведений о кредитополучателе представителям подобного рода компаний - незаконно. Важный аспект - быть внимательным при прочтении каждого договора, чтобы при нарушении любого из пунктов были основания для подачи иска в суд.

    Работник и работодатель

    В компании принято относить личные сведения к категории конфиденциальной информации, когда существует специальный режим работы и план защиты всех имеющихся данных о сотрудниках. Нередко конфликты на данную спорную тему возникают на предприятиях, где разглашение и передача персональных данных работника третьим лицам возможна только на основании письменного согласия. Сотрудники, которые по долгу своей службы получили и владеют данными коллег на законном основании, обязаны использовать их только по целевому назначению и ни в коем случае не разглашать информацию. Исключения могут определяться только федеральными законами.

    Согласие

    Образец передачи персональных данных третьим лицам, который будет размещен ниже, должен быть оформлен по всем правилам, согласно закону и положениям, отмеченным в правовых актах фирмы или предприятия. Существует негласная инструкция особых требований к составлению данного документа, который рекомендуется составлять в письменном виде:

    1. Шапка, где указывается полное название компании, а также ФИО и должность руководителя, кому адресована бумага.
    2. Ниже указывается ФИО и должность сотрудника, паспортные данные, место проживания.
    3. Суть согласия передачи персональных данных третьим лицам, образец: «Я разрешаю предоставление моих сведений и их обработку в своих интересах в соответствии с ФЗ № 152» (может быть написана в свободной форме).
    4. Перечень того, что будет обрабатываться.
    5. Список лиц и юридических организаций, которым можно передавать данные.
    6. Характер планируемого анализа: смешанный, систематизированный, включающий последующее хранение, передачу, обезличивание, уничтожение.
    7. Срок действия.
    8. Порядок и внешние обстоятельства, при которых работник имеет право отозвать полномочия документа.
    9. Заключение.

    На что подписываюсь?

    При письменном оформлении заявления на передачу персональных данных третьим лицам информация следующего характера идет в обработку и может быть передана в дальнейшем:

    • где и когда родился человек;
    • адрес прописки и проживания с предоставлением номера стационарного телефона (если такой имеется и зарегистрирован);
    • замужем или холост;
    • социальный статус;
    • в каком учреждении учился;
    • кем работает и трудовой стаж;
    • заработная плата и иные доходы;
    • паспортные данные, пенсионное свидетельство, служба в армии.

    Обойти запрет на передачу персональных данных третьим лицам можно, лишь имея на руках письменное согласие субъекта. Такое документальное подтверждение достаточно распространено и в частных учреждениях, и в муниципальных организациях, и является доказательством в споре, а также подтверждает законность передачи информации личного характера.

    Исключительные права

    Возможностью получения персональных данных о работнике обладают некоторые организации, которым данные сведения необходимы для выполнения своих функций:

    1. Представители фондов пенсионного, а также социального страхования.
    2. Федеральная инспекция труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением выполнения законодательства о труде.
    3. Налоговая.
    4. Профсоюзы, исполнительная власть при расследовании несчастных случаев на производстве.

    Резиденты данной категории должны соблюдать режим секретности, целевое использование всей собранной информации, нести ответственность за передачу персональных данных третьим лицам. А при личном желании их обнародования и распространения.

    Как у других?

    В 21 веке практически все западные страны утвердили законы, которые предполагают регулирование сбора и обработки информации личного характера. Италия и Франция ввели запрет для нанимателей на сбор персональных сведений о работниках, если не идет речь о профессиональных качествах, требованиях к квалификации, что необходимо в трудовой деятельности. Другие страны также стараются ограничить повсеместную обработку данных личной направленности, а также сведений, связанных с расовой принадлежностью, политическими или религиозными взглядами, социальным статусом, сексуальными предпочтениями, членством в организациях, употреблением алкоголя, состоянии здоровья, имущественным положением.

    Заграничные стандарты

    В странах ближнего и дальнего зарубежья принято выделять два подхода к определению личных данных. В Нидерландах, Новой Зеландии и Швеции такими считаются любые сведения о конкретном лице, в Великобритании детализируют понятие, устанавливая критерии и категории. Англоговорящие соседи не допускают сбор информации о расовом происхождении, религиозных и политических взглядах, умственном здоровье, судимости и сексуальной ориентации. В Соединенных Штатах есть закон, запрещающий руководителям проводить расследование прошлого работников. Если предприниматель хочет узнать все о своем подчиненном, ему необходимо взять письменное разрешение от него.

    В России данное понятие может варьироваться от принципов организации, но, по своей сути - это сведения, необходимые работодателю для установления трудовых отношений. Законодательно нет определенного перечня. Вид необходимой информации определяется нормативным актом компании в пределах федерального законодательства.

    В ФЗ № 152 указывается, что в виде персональных сведений может выступать любая информация о конкретном человеке, включая его фамилию и инициалы, дата и место рождения, сведения о социальном статусе, семейном положении, уровне имущественного достатка, образования, фиксируемых доходах. В зависимости от цели обработки имеющихся данных перечень может быть расширен или видоизменен.

    Каждый раз, когда приходится подписывать важные документы, необходимо обращать внимание на то, даете ли согласие на сбор и обработку сведений о себе, а также могут ли в последующем использовать и передавать третьим лицам персональные данные. В случае если имело место нарушение законодательства, причинение морального или материального ущерба в результате открытия информации личного характера, рекомендуется смело обращаться с иском в суд, по которому предусмотрены административные штрафы и другие санкции. Если нет документального подтверждения утечки информации, к сожалению, доказать нарушение закона будет трудно.

    Загрузка...