musings.ru

Пп рф 791 от 11.08 применение. База решений и правовых актов

Не было никаких санкций. К тому времени Россия состояла во Всемирной торговой организации, которая предполагает равный правовой режим для товаров, работ, услуг всех государств - членов ВТО. Соответственно, 44-ФЗ содержит статью 14, в которой говорится, что по отношению к товарам, работам и услугам иностранного происхождения устанавливается национальный режим: то есть они приравниваются к российским.

Однако по Генеральному соглашению ВТО по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ) существуют исключения из этого соглашения: такими исключениями в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках закона № 44-ФЗ.

Россия начала активно пользоваться этим правом с 2015 года. На данный момент существует двенадцать таких ограничений и запретов. Для того чтобы понимать законодательство о запретах на закупку иностранных товаров, следует запомнить те сферы, в которых применяется импортозамещение (изъятия из национального режима).

Сферы изъятия из национального режима (ст. 14 ФЗ-44)

  1. Оборона страны и безопасность государства.
  2. Машиностроение.
  3. Медицинские изделия, в том числе изделия из ПВХ-пластикатов и коронарные стенты и катетеры.
  4. Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
  5. Отдельные виды товаров легкой промышленности.
  6. Программное обеспечение.
  7. Радиоэлектронная промышленность.
  8. Отдельные продукты питания.
  9. Мебельная и деревообрабатывающая промышленность.
  10. Преференции товарам государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором состоит Российская Федерация.

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Естественно, заместить все товары иностранного происхождения российскими невозможно, поэтому в каждой из этих сфер существуют отдельные перечни поименованной Правительством РФ продукции, в отношении которой применяются изъятия из национального режима.

Последствия несоблюдения правил импортозамещения в рамках 44-ФЗ

Ответственность за неприменение изъятий из национального режима в извещении и документации о закупке определена в части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Ответственность несет руководитель, или иное должностное лицо заказчика, утвердившее документацию о закупке.

На данный момент это нарушение - одно из самых распространенных составов, выявляемых контрольными органами, поскольку для специалиста по закупкам бывает довольно проблематично не допустить нарушения требований об импортозамещении. Почему - рассмотрим ниже.

Механизмы исключений из национального режима в рамках контрактной системы

Для того чтобы понимать, как работают все эти изъятия, необходимо знать, какие применяются принципы и механизмы правового регулирования при установлении ограничений и запретов на допуск иностранных товаров к закупкам по 44-ФЗ.

I. Прямые запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Здесь все понятно: Правительство РФ своим постановлением запрещает закупать в рамках 44-ФЗ конкретные иностранные товары по перечню. Как правило, с пониманием этих запретов никаких проблем не возникает.

Примеры запретов, установленных Правительством РФ:

  1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом автомобили иностранных марок, которые собираются на территории Российской Федерации, считаются российскими.
  2. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд". В этом постановлении содержатся два приложения - в отношении федеральных заказчиков и в отношении региональных и муниципальных заказчиков с соответствующими перечнями.
  3. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (у слуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
  4. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В России ведется реестр программного обеспечения.
  5. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 (запрет в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности). С 1 декабря 2017 года на два года установлен запрет на закупку иностранной мебели.

II. Установление ценовых преференций для российских товаров, или условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Здесь речь идет о Приказе Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В этом приказе применяются два механизма условий допуска.

В приказе существует специальный перечень товаров, на которые он распространяется (например, компьютерная техника, продукты питания, ряд медицинских изделий и т.д.). При проведении электронного аукциона в рамках 44-ФЗ участники закупок, предлагающие иностранный товар, при соблюдении условий, установленных приказом № 155, в том числе, наличии заявок с товаром, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), заключают контракт по цене, сниженной на 15 % по отношению к предложенной в рамках аукциона цены иностранного товара.

Например, в закупке приняли участие два участника. Участник-1 предлагает российский товар за 120 рублей, а Участник-2 предлагает иностранные товар, но за 100 рублей. В этой ситуации выигрывает Участник-2, но поскольку он предлагает иностранный товар, контракт с ним будет заключен с учетом требований приказа №155 не за 100 рублей, а за 85 рублей.

Суть ограничений сводится к предоставлению ценовой преференции производителям из государств-членов ЕАЭС, которая делает невыгодным участникам закупки предлагать иностранный товар в рамках 44-ФЗ. Условия допуска устанавливает Минэкономразвития России.

При осуществлении закупок товаров, работ и услуг другими способами (путем проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок) оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, для целей оценки заявок из заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% от предложенной в них цены (по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов). То есть если участник предлагает российский товар за 100 рублей, то при расчете баллов по критерию «цена контракта» будет считаться, что он предложил цену 85 рублей, но при этом контракт с таким участником будет заключен по цене 100 рублей. Но при этом учитываются и другие критерии оценки.

III. Ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами

Во-первых, сейчас на российском рынке невозможно заместить все иностранные товары российскими.

Во-вторых, нет гарантии, что в рамках конкретной закупки обязательно выйдет участник с российским товаром. Поэтому можно остаться без необходимых товаров, работ и услуг. Поэтому государство ввело еще один механизм, который сейчас превалирует в постановлениях, которые издает Правительство РФ. По суть это реализация принципа «Третий лишний», согласно которому налагается запрет на участие иностранных производителей в закупках не полностью, а только при наличии двух российских производителей и ЕАЭС (в отдельных случаях - только российских). То есть при отсутствии заявок с товарами российских производителей, иностранный товар предлагать можно. Ограничения устанавливаются Правительством РФ.

Для того чтобы применялся принцип «Третий лишний», в закупке должно быть не меньше двух заявок с российскими товарами, причем эти товары должны быть от разных производителей. И только при соблюдении этих условий заявка с иностранным товаром должна быть отклонена. Если же подано две заявки с российскими товарами одного производителя и заявка с товаром иностранного происхождения, то такая заявка подлежит допуску к участию закупке. Поэтому в большинстве случаев к российским производителям приравниваются производители из государств - членов ЕАЭС.

Метод применяется в основном в медицине.

Примеры реализации принципа «третий лишний» Правительством РФ:

  1. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  2. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  3. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  4. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обратите внимание, что помимо принципа «Третий лишний» с 2017 года начал применяться принцип «Второй лишний». Этот принцип применяется не везде, а только при закупке:

  1. изделий из ПВХ-пластикатов, определённых Правительством РФ. При наличии хотя бы одной заявки от поставщика, включенного в специальный реестр поставщиков, отклоняются все заявки участников закупки, не включенных в реестр;
  2. стентов для коронарных артерий и катетеров. При наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией отклоняются.

Примеры реализации принципа «второй лишний» Правительством РФ:

  1. Постановление Правительства РФ от 14.08.2017 N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2017 г. № 1469 " Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Запрет в отношении иностранного программного обеспечения (постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236)

В рамках постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 действует запрет на допуск иностранного программного обеспечения к закупкам по 44-ФЗ. Суть этого постановления заключается в следующем.

Минкомсвязи сформировало единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных. Если вы хотите закупить иностранное программное обеспечение при наличии аналогичного российского, вы обязаны написать обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пример

При наличии такого документа в закупочной документации заказчики по 44-ФЗ могут закупать иностранное программное обеспечение.

Однако с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в ПП РФ 1236, согласно которым запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, не распространяется на программное обеспечение, включенное в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

То есть помимо реестра российского программного обеспечения Минкомсвязи будет вести реестр евразийского программного обеспечения. Соответственно в обоснование невозможности соблюдения запрета на закупку иностранного программного обеспечения нужно будет указывать на отсутствие аналогичных программ не только в России, но и странах ЕАЭС.

Запрет в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности (постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072)

С 1 декабря 2017 года действует двухлетний запрет на закупку иностранной мебели и товаров деревообрабатывающей промышленности. Установлен специальный перечень такой продукции. Суть заключается в запрете на приобретение иностранной продукции, кроме товаров, произведенных в странах ЕАЭС, как при проведении конкурентных процедур, так и при закупках у единственного поставщика.

Кроме того, на заказчиков возлагается обязанность устанавливать дополнительное требование к участникам закупки об использовании отечественных материалов (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня (ДВП и ДСП) при производстве товаров из пунктов 3 - 29 перечня (ч. 2 ст. 31 ФЗ-44).

Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

№ п/ п Наименование товара Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
1 Плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов 16.21.13
2 Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов 16.21.14
3 Мебель металлическая для офисов 31.01.11
4 Мебель деревянная для офисов 31.01.12
5 Мебель деревянная для предприятий торговли 31.01.13.000
6 Мебель кухонная 31.02.10
7 Основы матрасные из деревянного каркаса 31.03.11.110
8 Основы матрасные из металлического каркаса 31.03.11.120
9 Основы матрасные прочие 31.03.11.190
10 Матрасы, кроме матрасных основ 31.03.12
11 Мебель металлическая, не включенная в другие группировки 31.09.11
12 Мебель деревянная для спальни, столовой и гостиной 31.09.12
13 Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати 31.09.12.110
14 Диваны, софы, кушетки детские и подростковые с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати 31.09.12.111
15 Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати, прочие 31.09.12.119
16 Мебель деревянная для спальни 31.09.12.120
17 Кровати деревянные для взрослых 31.09.12.121
18 Шкафы деревянные для спальни 31.09.12.123
19 Тумбы деревянные для спальни 31.09.12.124
20 Гарнитуры деревянные, наборы комплектной мебели для спальни 31.09.12.125
21 Мебель деревянная для спальни прочая 31.09.12.129
22 Мебель деревянная для столовой и гостиной 31.09.12.130
23 Столы обеденные деревянные для столовой и гостиной 31.09.12.131
24 Столы журнальные деревянные 31.09.12.132
25 Шкафы деревянные для столовой и гостиной 31.09.12.133
26 Гарнитуры и наборы комплектной мебели 31.09.12.134
27 Мебель деревянная для столовой и гостиной прочая 31.09.12.139
28 Мебель деревянная, не включенная в другие группировки 31.09.13
29 Мебель из пластмассовых материалов 31.09.14.110

В связи с запретами возникает вопрос: каким образом все это подтверждается?

В документации о закупке заказчик должен требовать в составе заявки на участие в закупке документы, указанные в п. 2 - 4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных ПП РФ от 10.05.2017 № 550:

  • копия специального инвестиционного контракта + заключение Минпромторга о выполнении/невыполнении обязательств;
  • акт экспертизы, выданный ТПП;
  • либо сертификат СТ-1, выданный ТПП.

Запрет в отношении коронарных артерий и катетеров (постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469)

Запрет в отношении коронарных артерий и катетеров действует с 14 декабря 2017 года до 1 июля 2018 года. Здесь действует правило «Второй лишний»: то есть при наличии хотя бы одной заявки с российской продукцией заявки с иностранными товарами заявка отклоняются. Если никто из участников, предложивших иностранные товары, не будет отклонен, то применяется приказ Минэкономразвития № 155.

Этот запрет применяется только при проведении электронных аукционов и запросов предложений, когда помимо заявки с иностранным товаром подана хотя бы одна заявка с российской продукцией.

В составе заявки требуется предоставить один из следующих документов:

  • сертификат СТ-1;
  • подтверждение производства на территории РФ, выданное Минпромторгом России до 30.11.2017 включительно;
  • заключение о подтверждении производства на территории РФ, выдаваемое Минпромторгом России с 01.12.2017.

Внимание!

Запрещено объединять в одной закупке стенты для коронарных артерий и катетеры и иные виды медицинских изделий, а также два и более вида изделий, указанных в пункте 1 ПП РФ 1469

Преференции для товаров из государств членов ЕАЭС (приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155)

Согласно приказу, действует перечень товаров (продукты питания, компьютеры бумага, мебель и прочее), в отношении которых предоставляются преимущества - ценовые преференции. Действует приказ только в том случае, если есть хотя бы одна заявка с иностранным товаром и одна заявка с товаром из государств ЕАЭС.

Механизм реализации

  1. об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок в заявке на участие страны происхождения товара;
  2. о предоставлении документа, подтверждающего страну происхождения товара (реквизиты (при наличии документа) включаются в контракт).

Запрет в отношении товаров машиностроения (постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656)

Устанавливается запрет на закупку иностранных легковых автомобилей по перечню, указанному в ПП РФ 656, закупку коммунальной техники и отдельных видов спецтехники, определенных видов оборудования (например, генераторы). Соответственно, заказчик не имеет права закупать в рамках 44-ФЗ такую продукцию.

Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

№ п/ п Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014(КПЕС 2008) Наименование
1. 28.22.14.159 Машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки
2. 28.92.21.110 Бульдозеры на гусеничных тракторах
3. 28.92.50.000 Тракторы гусеничные
4. 28.92.28.110 Отвалы бульдозеров неповоротные
5. 28.92.28.120 Отвалы бульдозеров поворотные
6. 28.92.21.120 Бульдозеры на колесных тракторах и тягачах
7. 28.92.22.110 Грейдеры самоходные
8. 28.92.24.120 Катки дорожные самоходные
9. 28.92.25.000 Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные
10. 28.22.15.110 Автопогрузчики с вилочным захватом
11. 28.92.26.110 Экскаваторы самоходные одноковшовые
12. 28.92.26.120 Погрузчики полноповоротные ковшовые, кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков
13. 28.92.27.110 Экскаваторы многоковшовые самоходные
14. 29.10.21.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые
15. 29.10.22.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые
16. 29.10.23.000 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
17. 29.10.24.000 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
18. 29.10.30.110 Автобусы
19. 29.10.30.120 Троллейбусы
20. 29.10.30.190 Средства автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10 прочие
21. 29.10.41.110 Автомобили грузовые с дизельным двигателем
22. 29.10.41.120 Автосамосвалы с дизельным двигателем
23. 29.10.42.111 Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу не более 3,5 т
24. 29.10.42.112 Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
25. 29.10.42.120 Автосамосвалы с бензиновым двигателем
26. 29.10.43.000 Автомобили-тягачи седельные для полуприцепов
27. 29.10.51.000 Автокраны
28. 29.10.59.110 Средства автотранспортные для транспортирования строительных материалов
29. 29.10.59.120 Автолесовозы
30. 29.10.59.130 Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
31. 29.10.59.140 Автомобили пожарные
32. 29.10.59.150 Средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции
33. 29.10.59.160 Автомобили скорой медицинской помощи
34. 29.10.59.170 Комплексы медицинские на шасси транспортных средств
35. 29.10.59.180 Средства транспортные для обслуживания нефтяных и газовых скважин
36. 29.10.59.210 Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов
37. 29.10.59.220 Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска
38. 29.10.59.230 Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов
39. 29.10.59.240 Средства транспортные для перевозки пищевых жидкостей
40. 29.10.59.250 Средства транспортные для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа
41. 29.10.59.260 Средства транспортные оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей
42. 29.10.59.270 Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами
43. 29.10.59.280 Средства транспортные - фургоны для перевозки пищевых продуктов
44. 29.10.59.310 Средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами
45. 29.10.59.320 Снегоочистители
46. 29.10.59.390 Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки
47. 29.20.21.110 Контейнеры общего назначения (универсальные)
48. 29.20.21.120 Контейнеры специализированные
49. 29.20.21.122 Контейнеры-цистерны
50. 29.20.23.110 Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрациклам
51. 29.20.23.120 Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
52. 29.20.23.130 Прицепы и полуприцепы тракторные
53. 29.20.23.190 Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки
53.1. из 27.11.31.000 Установки генераторные с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт
54. 30.20.20.120 Вагоны трамвайные пассажирские самоходные (моторные)
55. 30.20.32.120 Вагоны трамвайные пассажирские немоторные

Перечень содержит три группы товаров:

  1. Товары, указанные в пунктах 1-13, 17, 19, 27-32 и 34-55 перечня: например, бульдозеры, троллейбусы, автокраны и пр.
  2. Товары, указанные в пунктах 14-16 и 33 перечня: например, автомобили легковые и автомобили скорой медицинской помощи.
  3. Товары, указанные в пунктах 18 и 20-26 перечня: например, автобусы, автосамосвалы с дизельным двигателем, автосамосвалы с бензиновым двигателем и пр.

Закупка товаров машиностроения из первой группы

Эти товары можно купить только в случае, если их страной происхождения является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Армения или Республика Казахстан.

В извещении и закупочной документации заказчику нужно указать, что:

  1. в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 установлен запрет на допуск товара, страной происхождения которого не является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Армения или Республика Казахстан;
  2. участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Армения или Республика Казахстан;
  3. для подтверждения страны происхождения товара заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара (пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51; п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона №44-ФЗ). Сертификат СТ-1 о происхождении товара из России выдает ТПП России.

Закупка товаров машиностроения из второй группы

Такие товары можно закупать, если они соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню и одному из следующих условий:

  1. произведены хозяйствующими субъектами, например:
    • СП ЗАО "ЮНИСОН", поселок Обчак, Минская область
    • АО "Азия Авто" (автосборочный завод), г. Усть-Каменогорск, ул. Бажова, 101/1
    • ОАО "ИжАвто", г. Ижевск, Республика Удмуртия и др.
  2. произведены российскими юридическими лицами, осуществляющими ввоз автокомпонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 -8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов, заключенных с Минэкономразвития России, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений;
  3. или в режиме, предусмотренном абзацем 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.

Для подтверждения соответствия товара указанным требованиям заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России (пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51; п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

Закупка товаров машиностроения из третьей группы

Можно закупать такие товары, если они соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню (т.е. определенное количество операций по сборке осуществлено на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении).

В извещении и документации указывается, что:

  1. в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 установлен запрет на допуск товара, который не соответствует требованиям, предусмотренным примечанием к перечню;
  2. участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий требованиям, предусмотренным примечанием к перечню;
  3. для подтверждения соответствия товара указанному требованию заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России (пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51; п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона №44-ФЗ).

Документы, подтверждающие российское (либо ЕАЭС) происхождение товаров машиностроения:

  • Копия специального инвестиционного контракта;
  • Акт экспертизы, выданный ТПП (приказ ТПП от 25.08.2014 №64);
  • Разовый сертификат СЧ-1 (приказ ТПП от 25.08.2014 №64).

Вопросы, возникающие при применении ПП РФ 656:

  1. Допустим, мы закупаем автомобиль «Лада». Автомобиль «Лада» является российским. Но с точки зрения применения ПП РФ 656 если участник не предоставил в составе заявки документ, подтверждающие российское происхождение товара, то заказчик должен отклонить такую заявку. Выходит, что российский производитель должен подтверждать, что он отечественный и платить деньги за предоставление соответствующего документа, либо это должен делать поставщик. В итоге запрет устанавливается в поддержку российского производителя, но блокирует его выход на рынок 44-ФЗ. Какой выход? В 44-ФЗ содержится одна ошибка, позволяющая законно обходить запреты и ограничения на допуск иностранной продукции. В статье 83 (о запросе предложений) забыли написать, что в извещении и закупочной документации о проведении запроса предложений устанавливаются запреты и ограничения на допуск иностранных товаров в рамках статьи 14. Поэтому если не состоялся аукцион, заказчик сейчас имеет право провести запрос предложений и не устанавливать эти запреты и ограничения.
  2. Подпадает ли под ПП РФ 656 лизинг техники?
  3. Если заказчик отнес закупаемую продукцию к неправильному коду ОКПД2?
  4. Как применять разовые сертификаты СТ-1 и акты экспертизы ТПП РФ, за которые поставщик должен платить каждый раз, когда участвует в госзакупке?
  5. Можно ли смешивать лоты (например, включать в одну закупку товары машиностроения, подпадающие и не подпадающие под ПП РФ 656)?

Запрет в отношении товаров легкой промышленности (Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791)

Здесь также речь идет не обо всех товарах легкой промышленности, а только о тех, которые указаны в приложениях к ПП РФ 791:

В приложении №1 к установлен перечень для федеральных заказчиков (за исключением гособоронзаказа);

В приложении №2 - перечень для заказчиков регионального и муниципального уровней.

Принцип ПП РФ 791: закупка товаров лёгкой промышленности иностранного производства или услуг по их прокату допускается только в случае, если отсутствуют аналоги, произведенные на территории Евразийского экономического союза.

Кроме того, как и при закупке мебели, устанавливаются специальные дополнительные требования к участникам закупки в рамках части 2 статьи 31 закона о контрактной системе о том, что при изготовлении товаров легкой промышленности должны использоваться материалы и полуфабрикаты, страной происхождения которых является государство - член ЕАЭС.

Основной вопрос, который возникает при применении ПП РФ 791, - чем это подтверждается? Дело в том, что постановление не содержит перечня документов, которыми может подтверждаться соответствие товаров легкой промышленности его требованиям. Отклонять ли заявку участников, никак не подтвердивших страну происхождения товара. Часть контролирующих органов считает, что если в постановлении не указаны документы, которые должен предоставить поставщик, то заявку без приложенных документов отклонять нельзя. Другие ссылаются, например, на статью 66 закона №44-ФЗ, в которой установлено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в рамках статьи 14, поэтому требовать документ можно, но предоставляется такой документ в произвольной форме. Спикер склоняется ко второй точке зрения: то есть заказчик в документации указывает, что такой документ предоставляется в произвольной форме (например, участник декларирует страну происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, которые использовались при изготовлении данного товара).

Второй вопрос: Отклонять ли заявку участника закупки, который предложил к поставке товары из стран ЕАЭС, но не уточнил страну происхождения материалов и полуфабрикатов, которые использовались при их изготовлении?

Также возникает вопрос о возможности применения «смешанных лотов» в отношении товаров, входящих и не входящих в перечни ПП РФ 791. Здесь закон тое не запрещает смешивать лоты, но следует быть готовыми обосновать необходимость таких действий (технологическая взаимосвязь закупаемых товаров).

Запрет в отношении пищевых продуктов (постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832)

ПП РФ 832 действует с 3 сентября 2016 года; оно распространяется только на конкурентные способы закупки, на закупки у единственного поставщика не распространяется. Постановлением предусмотрен перечень пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 Наименование вида пищевых продуктов
10.20.1 Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая
10.20.2 Рыба, приготовленная или консервированная другим способом; икра и заменители икры
10.20.3 Ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные водные, мороженые, переработанные или консервированные
10.84.30.120 Соль пищевая выварочная
10.84.30.130 Соль пищевая поваренная йодированная
10.11.11.110 Говядина парная, остывшая или охлажденная
10.11.11.120 Телятина парная, остывшая или охлажденная
10.11.12 Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания
10.11.20.110 Субпродукты пищевые крупного рогатого скота парные, остывшие или охлажденные
10.11.31 Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания
10.11.32 Свинина замороженная, в том числе для детского питания
10.12.1 Мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания
10.12.40.120 Субпродукты домашней птицы пищевые замороженные
10.51.2 Молоко и сливки сухие, сублимированные
10.51.30.100 Масло сливочное
10.51.30.110 Масло сливочное
10.51.30.200 Пасты масляные
10.51.30.210 Пасты масляные
10.51.4, за исключением 10.51.40.120 Сыры, продукты сырные и творог
10.51.51 Молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие
10.61.11.000 Рис шелушенный
10.81.12 Сахар белый свекловичный или тростниковый и химически чистая сахароза в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок
10.81.13 Сахар рафинированный свекловичный или тростниковый со вкусоароматическими или красящими добавками; кленовый сахар и кленовый сироп

При наличии товара в этом перечне заказчик должен применять запрет в рамках ПП РФ 832.

Механизма действия ПП РФ 832

Применяется принцип «Третий лишний». Если у заказчика есть предложения на поставку продукции, включенной в постановление не менее чем от двух российских производителей, что подтверждено документами в соответствии с указанными постановлениями, то заявки на поставку продукции от иностранного производителя отклоняются комиссией по осуществлению закупок.

Подтверждением страны происхождения товара является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с законом о контрактной системе наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Декларация подается в произвольной форме.

Спорный вопрос применения ПП РФ 832

Поскольку российское законодательство не запрещает регистрировать юридический лица с одинаковым наименованием, как определить из тех сведений, которые подают участники, являются ли производители разными организациями с одним наименованием или это одно и то же юридическое лицо?

Варианты принятия решений о допуске/отклонении заявок

Ситуация Действия с заявками на поставку «иностранного» товара
заявок на товар из России нет, все заявки на «иностранный» товар Допустить
1 заявка на товар из России + заявки на «иностранный» товар допустить
2 и более заявки на товар из России одного и того же производителя + заявки на «иностранный» товар допустить
2 и более заявки на товар из России, товар различных производителей + заявки на «иностранный» товар отклонить
2 заявки на товар из России различных производителей (1 заявка - есть подтверждающие документы, 2 заявка -нет подтверждающих документов) (заявка не соответствует документации)
+ заявки «иностранный» товар
допустить

Запрет в отношении радиоэлектронной продукции (постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968)

В ПП РФ 968 также включен перечень продукции, в отношении которой установлен запрет. В него включено практически все компьютерное оборудование, коммуникационное оборудование, средства связи, а также видеокамеры, микрофоны проекторы и даже розетки штепсельные, люстры, лампы, светильники и т.д.

ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ И УСЛОВИЯ ДОПУСКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

27.40.12.000

Код ОКПД2 Наименование вида товара
26.11.22.110 Фоторезисторы
26.11.22.120 Элементы фотогальванические
26.11.22.130 Диоды лазерные (полупроводниковые лазеры)
26.11.22.190 Приборы полупроводниковые прочие
26.11.22.210 Светодиоды
26.11.22.220 Светодиодные модули
26.11.22.230 Светодиоды органические
26.11.22.290 Части светодиодов и светодиодных модулей
26.11.22.300 Приборы пьезоэлектрические и их части
26.11.30.000 Схемы интегральные электронные
26.20.11.110 Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата
26.20.11.120 Книжки электронные записные и аналогичная компьютерная техника
26.20.12.110 Терминалы кассовые, подключаемые к компьютеру или сети передачи данных
26.20.12.120 Банкоматы и аналогичное оборудование, подключаемое к компьютеру или сети передачи данных
26.20.13.000 Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных
26.20.14.000 Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных
26.20.15.000 Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода
26.20.16.110 Клавиатуры
26.20.16.120 Принтеры
26.20.16.130 Графопостроители
26.20.16.140 Терминалы ввода/вывода данных
26.20.16.150 Сканеры
26.20.16.160 Устройства ввода сенсорные
26.20.16.170 Манипуляторы
26.20.16.190 Устройства ввода/вывода данных прочие
26.20.17.110 Мониторы, подключаемые к компьютеру
26.20.17.120 Проекторы, подключаемые к компьютеру
26.20.18.000 Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений
26.20.21.110 Устройства запоминающие внутренние
26.20.21.120 Устройства запоминающие внешние
26.20.22.000 Устройства запоминающие полупроводниковые, сохраняющие информацию при выключении питания
26.20.30.000 Устройства автоматической обработки данных прочие
26.20.40.110 Устройства и блоки питания вычислительных машин
26.20.40.120 Элементы замены типовые устройств ввода и вывода
26.20.40.130 Инструменты и принадлежности для вычислительных машин
26.20.40.190 Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки
26.30.11.110 Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации
26.30.11.120 Средства связи, выполняющие функцию цифровых транспортных систем
26.30.11.130 Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга
26.30.11.140 Оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи
26.30.11.150 Средства связи радиоэлектронные
26.30.11.160 Средства связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий
26.30.11.190 Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки
26.30.12.000 Аппаратура коммуникационная передающая без приемных устройств
26.30.13.000 Камеры телевизионные
26.30.21.000 Аппараты телефонные проводные с беспроводной трубкой
26.30.22.000 Аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей
26.30.23.000 Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)
26.30.30.000 Части и комплектующие коммуникационного оборудования
26.30.40.110 Антенны и отражатели антенные всех видов и их части
26.30.40.120 Части и комплектующие радио- и телевизионной передающей аппаратуры и телевизионных камер
26.40.11.000 Радиоприемники широковещательные, кроме автомобильных, работающие без внешнего источника питания
26.40.12.000 Радиоприемники широковещательные, не работающие без внешнего источника питания
26.40.20.110 Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения
26.40.20.120 Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения без устройств записи и воспроизведения звука и изображения
26.40.20.130 Приемники телевизионные (телевизоры) черно-белого изображения
26.40.31.110 Устройства электропроигрывающие
26.40.31.120 Проигрыватели грампластинок
26.40.31.130 Проигрыватели кассетные
26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая
26.40.32.110 Магнитофоны
26.40.32.120 Диктофоны
26.40.32.190 Аппаратура для записи звука прочая
26.40.33.110 Видеокамеры
26.40.33.190 Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая
26.40.34.110 Мониторы, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования
26.40.34.120 Проекторы без приемных устройств, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования
26.40.41.000 Микрофоны и подставки для них
26.40.42.110 Громкоговорители
26.40.42.120 Телефоны головные, наушники и комбинированные устройства, состоящие из микрофона и громкоговорителя
26.40.43.110 Усилители электрические звуковых частот
26.40.43.120 Установки электрических усилителей звука
26.40.44.000 Аппаратура приемная для радиотелефонной или радиотелеграфной связи, не включенная в другие группировки
26.40.51.000 Части и принадлежности звукового и видеооборудования
26.40.52.000 Части радиоприемной и радиопередающей аппаратуры
26.40.60.000 Приставки игровые, используемые с телевизионным приемником или оборудованные встроенным экраном, и прочие коммерческие и азартные игры с электронным дисплеем
27.11.50.120 Преобразователи электрические статические
27.33.13.110 Разъемы и розетки штепсельные
27.33.13.120 Соединители электрические, зажимы контактные, наборы зажимов
27.33.13.130 Арматура кабельная
27.33.13.140 Контакторы электромагнитные
27.33.13.150 Пускатели электромагнитные
27.33.13.160 Аппараты электрические для управления электротехническими установками, кроме контакторов и пускателей электромагнитных, реле управления и защиты
27.33.13.190 Устройства коммутационные и/или предохранительные для электрических цепей прочие, не включенные в другие группировки
27.40.11.000 Лампы герметичные узконаправленного света
Лампы накаливания галогенные с вольфрамовой нитью, кроме ультрафиолетовых или инфракрасных ламп
27.40.13.000 Лампы накаливания мощностью 100 - 200 Вт, не включенные в другие группировки
27.40.14.000 Лампы накаливания прочие, не включенные в другие группировки
27.40.15.110 Лампы газоразрядные
27.40.15.120 Лампы ультрафиолетовые
27.40.15.130 Лампы инфракрасные
27.40.15.140 Лампы дуговые
27.40.15.150 Лампы светодиодные
27.40.21.120 Фонари электрические переносные, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето
27.40.22.110 Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования с лампами накаливания
27.40.22.120 Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами
27.40.22.130 Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света
27.40.22.190 Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования с лампами прочих типов
27.40.24.110 Указатели светящиеся
27.40.24.120 Табло световые и аналогичные устройства
27.40.25.110 Люстры
27.40.25.120 Устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные
27.40.33.110 Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с лампами накаливания
27.40.33.120 Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами
27.40.33.130 Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света
27.40.33.190 Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов
27.40.39.110 Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки
27.40.39.190 Арматура осветительная прочая, не включенная в другие группировки
27.90.20.110 Панели индикаторные с устройствами жидкокристаллическими или светодиодами
27.90.20.120 Приборы световой и звуковой сигнализации электрические
28.23.25.000 Части и принадлежности прочих офисных машин
28.23.26.000 Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов
29.31.23.110 Приборы освещения и световой сигнализации электрические для транспортных средств и мотоциклов

Здесь также применяется принцип «Третий лишний», но есть одна особенность: национальный режим в отношении стран ЕАЭС будет применяться только с 1 сентября 2018 года. До этого производители из ЕАЭС считаются иностранными.

Российское происхождение товара подтверждается:

  • Специальным инвестиционным контрактом.
  • Заключением Минпромторга.
  • Уведомлением о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, выданным Министерством промышленности и торговли РФ.
  • Сертификатом СТ-1.

Запрет в отношении медицинских изделий (постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, от 14.08.2017 № 967)

В ПП РФ 102 содержится два перечня. К первому перечню применяется принцип «Третий лишний» (заявка с иностранным товаром отклоняется при наличии двух заявок с товарами из ЕАЭС).

По второму перечню с учетом требований ПП РФ 967 (изделия из ПВХ-пластикатов) действует принцип «Второй лишний» (при наличии хотя бы одной заявки от поставщика, включенного в специальный реестр поставщиков, отклоняются все заявки участников, не включенных в реестр). Применяется этот принцип при закупках бюджетными учреждениями, оказывающими медицинскую помощь в рамках государственной программы бесплатной медицинской помощи. При этом такие заказчики обязаны запрашивать у ЭТП все вторые части заявок вне зависимости от порядкового номера.

Запрет в отношении лекарственных препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289)

Данный запрет применяется только в отношении лекарственных препаратов, включенных Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год. Применяется только в монолотах, то есть когда закупается только одно международное наименование (МНН). Здесь тоже действует принцип «Третий лишний». Заявка с иностранным ЖНВЛП отклоняется, если есть две заявки с отечественным товаром. Если никого не отклонили, применяется приказ Минэкономразвития №155 (преференции).

Правило формирования монолота установлено ПП РФ от 17.10.2013 №929.

Происхождение товара также подтверждается сертификатом СТ-1.

Что касается смешанных лотов. Исходя из практики ФАС России не рекомендуется в одной закупке смешивать товары, включенные и не включенные в ПП РФ 1289.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 34, ст. 4660).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд".

2. Абзацы второй и третий пункта 1 изложить в следующей редакции:

"осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует;

дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;".

3. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.".

4. В абзаце третьем пункта 4 слова "Республики Белоруссия и Республики Казахстан" заменить словами "государств - членов Евразийского экономического союза".

5. Приложение к указанному постановлению изложить в следующей редакции:

"Приложение N 1

к постановлению Правительства

Российской Федерации

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА), И УСЛУГ ПО ПРОКАТУ ТАКИХ ТОВАРОВ,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

Наименование товара и услуги

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Ткани текстильные

Полотна трикотажные или вязаные

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

Ковры и ковровые изделия

Канаты, веревки, шпагат и сети

Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)

Изделия текстильные технического назначения прочие

Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки

Одежда из кожи

Спецодежда

Одежда верхняя прочая

Белье нательное

Одежда прочая и аксессуары

Изделия меховые

Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

Кожа дубленая и выделанная; меха выделанные и окрашенные

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь

Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины

Изделия пластмассовые прочие

Услуги по прокату бытовых бельевых изделий

Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 N 108 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791" {КонсультантПлюс}

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

Осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует;

Дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;

Подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.

2. В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

3. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

Разработать и утвердить до 1 сентября 2014 г. правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров;

Провести консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма подтверждения отсутствия производства товаров, материалов или полуфабрикатов на территориях этих государств.

4(1). Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему постановлению, в рамках реализации:

Программы приграничного сотрудничества "Карелия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

Программы приграничного сотрудничества "Коларктик", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

Программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

Программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

Программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;

Программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;

Программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

Программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором - девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 269 "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 15, ст. 1786);

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1389 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 269" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7944).

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Государственных и муниципальных закупок. Правительство поддерживает отечественного производителя, в том числе в сфере легкой промышленности. Поэтому было принято Постановление Правительства 791 от 11.08.2014. Необходимо отметить, что нельзя закупать не только продукцию иностранного происхождения, но и услуги по ее прокату.

Постановление 791 вступило в силу 01 сентября 2014 года. С этого момента начал действовать сам запрет, а указание на него в извещении и документации о проведении торгов стало обязательным.

Что регламентирует

791 Постановление Правительства РФ закрепляет два различных требования к закупке продукции легкой промышленности:

  • запрет допуска иностранных продуктов легкой промышленности;
  • установление дополнительных требований к участникам торгов.

Разберемся подробнее с запретами , определенными в легкой промышленности (ЛПРОМ) 791 постановлением. Запрет на допуск товаров иностранного происхождения должны соблюдать заказчики федерального значения (к примеру, Федеральное казенное учреждение «Санкт-Петербургская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением» или ФКУ «Дороги России»). К таковой категории заказчиков также относятся:

Среди товаров, на которые распространяется запрет, установленный для организаций и органов власти федерального уровня, можно отметить одежда из кожи, ковры и ковровые изделия, текстильные ткани, обувь (полный список продукции можно увидеть в приложении № 1).

Что касается заказчиков регионального и муниципального значения, то для них также существует запрет закупать продукцию легкой промышленности, а именно, белье постельное и столовое, услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви (полный перечень можно увидеть, если обратиться к приложению № 2).

Если обратиться к дополнительным требованиям, то 791 Постановление Правительства РФ с последними изменениями содержит указание на то, что заказчики должны включать требование к участникам тендера об использовании ими при производстве товаров материалов, страна происхождения которых - Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения или Кыргызстан (страны ЕАЭС). Но это условие не действует, если производство на территории обозначенных стран отсутствует.

Как применяетсяПостановление Правительства 791 об установлении запрета

Закупка товаров иностранного происхождения возможно в случае, если такого рода производство отсутствует на территории стран ЕАЭС.

Следует обратить внимание, что подтверждает отсутствие Минпромторг России, выдавая заключение. Оно выдается заказчику, который обратился с заявлением о выдаче, сделать это нужно до размещения извещения о проведении торгов. К заявлению нужно приложить сведения о технических и эксплуатационных характеристиках продукции. Минпромторг рассматривает информацию и принимает решение о выдаче либо отказе. Последнее означает, что продукция имеет производство на территории указанных выше стран и заказчик не вправе осуществлять закупку иностранного товара.

Если закупаемая продукция находится в указанном перечне, заказчик обязан отразить это в документации о проведении торгов.

При этом, если в процессе проведения тендера поступит заявка с указанием товара, произведенного не на территории стран ЕАЭС, то заявка подлежит отклонению по Постановлению 791.

скачать Постановление № 791

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА
НА ДОПУСК ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ
ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, И (ИЛИ) УСЛУГ ПО ПРОКАТУ
ТАКИХ ТОВАРОВ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД, НУЖД СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

№ 108 , от 26.10.2017 № 1299)

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:
осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению № 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению № 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует;
дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением № 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением № 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;
подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.

2. В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

3. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разработать и утвердить до 1 сентября 2014 г. правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров;
провести консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма подтверждения отсутствия производства товаров, материалов или полуфабрикатов на территориях этих государств.

5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 269 "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 15, ст. 1786);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 1389 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 269" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7944).

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Приложение № 1

Российской Федерации
от 11 августа 2014 г. № 791

ПЕРЕЧЕНЬ



ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.02.2016 № 108 , от 26.10.2017 № 1299)

Наименование товара и услуги

Ткани текстильные

Полотна трикотажные или вязаные

Ковры и ковровые изделия

Канаты, веревки, шпагат и сети

Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)

Одежда из кожи

Спецодежда

Одежда верхняя прочая

Белье нательное

Одежда прочая и аксессуары

Изделия меховые

Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

Кожа дубленая и выделанная; меха выделанные и окрашенные

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь

Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины

Изделия пластмассовые прочие

Одежда защитная огнестойкая

Приложение № 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2014 г. № 791

ПЕРЕЧЕНЬ
ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА), И УСЛУГ ПО ПРОКАТУ ТАКИХ ТОВАРОВ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 № 1299)

Наименование товара и услуги

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Ткани текстильные

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

Ковры и ковровые изделия

Изделия текстильные технического назначения прочие

Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки

Спецодежда

Одежда верхняя прочая

Одежда защитная огнестойкая

Услуги по прокату бытовых бельевых изделий

Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Загрузка...