musings.ru

Параграф 9 10 либералы консерваторы и социалисты. Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития

1. § 9-10 читать;
2. Вопросы после § 9-10 разобрать;
3. Материал в тетрадях выучить.
4. Заполнить таблицу на с. 86.(в конце
п.)

Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство

Урок 8

План

1. Каким быть обществу?

5. «Золотой век человечества не позади нас, а
впереди».
6. К. Маркс и Ф. Энгельс о путях преобразования
общества.
7. Э. Бернштейн и рождение ревизионизма.
8. Анархизм.

1. Каким быть обществу?

1. Каким быть обществу?
Бурное развитие европейских стран в XIX веке ставило
вопрос «Каким быть будущему обществу?»
В XIX веке оформились 3 основных политических учения
Либерализм
Консерватизм
Социализм

2. Разрешено все, что не запрещено.

2. Разрешено все, что не запрещено.
Либерали́зм (лат. Liberum – свобода) - политическая идеология, которая
исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и
своей собственностью.
Принципы либерализма
Право на жизнь, свободу,
собственность
Равенство всех перед законом
Свобода слова, печати,
собраний
Участие всего общества в
управлении государством
Разделение ветвей власти,
парламентаризм
В экономике – свободный рынок,
конкуренция, не вмешательство государства
в управлении экономикой
В 70-е гг. XIX века –
«новые либералы»
Государство должно
проводить реформы
для избежания
революций – в
интересах беднейших
слоев населения
Уильям Гладстоун
(1809-1898)

Либерализм
Неолиберализм
(признание вмешательства
государства)

3. Сохранять традиционные ценности!

3. Сохранять традиционные ценности!
Консервати́зм (от лат. Conservo - сохраняю) - приверженность традиционным
ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам,
отстаивающая неприятие радикальных (коренных) реформ
Принципы консерватизма
Традиционные ценности:
религия, монархия, культура
В 70-е гг. XIX века консерваторы, опасаясь
влияния либералов, соглашаются на реформы
Сильная власть государства
Идея национального
величия
Идея социального
неравенства
Защита государством
частной собственности
Бенджамин
Дизраэли
Отто фон
Бисмарк

Изменение общественных теорий

Консерватизм
Неоконсерватизм
(необходимость социальных
реформ)

4. Почему появились социалистические учения?

4. Почему появились социалистические учения?
Социали́зм (от лат. socialis - общественный) - идеология, которая
предусматривает построение социалистического общества.
Принципы социализма
Первые европейские социалисты
Смена частной собственности
на средства производства
общественной
Социальное и имущественное
равенство
Демократическая республика
Отсутствие эксплуатация
человека человеком и
социальное угнетение
Анри
Сен-Симон
Шарль
Фурье
Роберт
Оуэн
В своих произведениях пытались создать
общество всеобщего равенства

10. Социалисты – утописты:

Роберт Оуэн
Шарль Фурье
Анри Сен-Симон

11.

5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди».
Анри Сен-Симон (1760-1825) - известный социальный
реформатор, основатель школы утопического социализма.
Выступал против праздных собственников – рантье,
получающих доходы от своей собственности. Считал, что
буржуазия должна помогать бедным слоям населения.
Франсуа́ Мари́ Шарль Фурье́ (1772- 1837) французский социалист, один из представителей
утопического социализма.
Предлагал разделить все общество на фаланги – союзы
работников, без эксплуатации и заработной платы. Все
произведенное – должно делиться между всеми членами
фаланги. Чтобы избежать однообразного труда – люди
должны меняться работой.

12. 5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди».

5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди».
Роберт Оуэн (1771 - 1858) - английский социалист,
один из первых социальных реформаторов XIX века.
Выступил о замене частной собственности и отмене денег.
В 1825 году Оуэн покупает в
Америке 30 тысяч акров земли и
организовывает здесь, в штате
Индиана, коммунистическую
производительную общину
«Новая гармония», устав которой
основывался на принципах
уравнительного коммунизма.

13. Изменение общественных теорий

Социализм
Марксизм
Анархизм
Социал-реформизм

14. Карл Маркс и Фридрих Энгельс

15. 6. К. Маркс и Ф. Энгельс о путях преобразования общества.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс о путях преобразования общества.
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих
Энгельс (1820-1895) – основатели
социалистического учения - «марксизм»
Основные идеи марксизма
Обнищание рабочих и богатство буржуазии ведёт к обострению классовой
борьбы, во главе которой должны стать социалистические партии.
В результате этой борьбы произойдет социалистическая революция, к власти
придет пролетариат.
Будет установлены общественная собственность на средства производства,
социальное и имущественное равенство, будет отсутствовать эксплуатация труда
1847 г. – «Манифест коммунистической партии» - учение о классовой борьбе,
социалистической революции, диктатуре пролетариата

16. Возможность мирного перехода к социализму:

Демократизация
Правовое государство
Гражданское общество
Средний класс
Повышение квалификации рабочих
Социальное законодательство

17. 7. Э. Бернштейн и рождение ревизионизма

7. Э. Бернштейн и рождение ревизионизма
Ревизиони́зм - идейные
направления,
провозглашающие
необходимость пересмотра
какой-либо устоявшейся
теории или доктрины.

18.

Эдуард Бернштейн (1850-1932) - немецкий социалист
и политический деятель. Основатель учения «Ревизионизм»,
объявившего о необходимости «ревизии» (пересмотра)
марксизма в новых исторических условиях.
Был убежденным сторонником марксизма
В 90-е гг. XIX века он подверг суровой критике экономическое учение Маркса.
Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами
капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание революции не
основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию,
ведущей постепенно к социализации общественного строя путем реформ.

19. 8. Анархизм.

8. Анархизм.
Анархи́зм (греч. «безвластие») - политическая философия, заключающая в
себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого
принудительного управления (в т.ч. и государственной власти) и власти
человека над человеком
Принципы анархизма
Отрицание роли государства
и отказ от власти
Социальное равенство и
братство
Общественная собственность
на средства производства
Организация коммун –
свободных союзов
трудящихся
Теоретики анархизма:
Пьер-Жозеф Прудон
Михаил Бакунин
Петр Кропоткин

20. Политические идеологии

Линии
сравнения
1. Главные
принципы
2. Роль
государства в
экономике
3.
Социальные
вопросы
Либерализм
Консерватизм
Социализм

21. Домашнее задание

§ 9-10, таблица,
вопросы к гл.1, понятия.
подготовка к проверочной
работе (§§1- 10)

Конспект урока по новой истории в 8 классе по теме: « Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: - познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;

Выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Проверка знаний по теме: « Культура XIX века»

Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

_____________________________________________________________________________

5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

_____________________________________________________________________________

6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

____________________________________________________________________________

7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

___________________________________________________________________________

8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

____________________________________________________________________________

9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

___________________________________________________________________________

10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

_____________________________________________________________________________

Ключ к заданию:

« Собор Парижской богоматери». В. Гюго

« Голубые танцовщицы» Э.Дега

« Лесной царь» Ф. Шуберт.

« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

« Жанн Самарии» О. Ренуар

« Книга джунглей» Р. Киплинг

« Кармен» Ж. Бизе

« Законодательное чрево» О. Домье

Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока:

1.Каким быть обществу?

2.Разрешено всё, что не запрещено.

3.Сохранять традиционные ценности.

4.Почему появились социалистические учения.

5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».

6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

7.Анархизм.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

1) Как развивается общество?

2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

3) Куда движется история?

Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

1) либерализм

2) консерватизм

3) социализм

Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Социализм

Главные принципы

Роль государства в

экономической жизни

Отношение к социальным вопросам

Пути решения социальных вопросов

Рассмотрим основные принципы либерализма.

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

Принципы:

    Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.

    Право на свободу слова, печати собраний.

    Право на участие в решении государственных дел

Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.(сл. 8)

Требования, которые выдвигали либералы:

    Ограничение деятельности государства законом.

    Провозгласить принцип разделения власти.

    Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.

    Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

    Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.

Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

В отличие от либералов консерваторы признавали:

    Право государства на сильную власть.

    Право на регулирование экономики.

Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство .

Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

- общественный и государственный строй, принципами которого являются:

1) установление политические свобод;

2) равенство в правах;

3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

4) обязанность государства регулировать экономику.

« Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.

Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?

К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

2) работа по учебнику

3) рассказ учителя :

Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу :

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие .

Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.

Какие черты характеризовали анархизм?

1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

видные представители анархизма

5. Подведение итога урока:

6. Домашнее задание:

Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.

Приложение:

В ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования - реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования - революция

В XVIII-XIX в. В Западной Европе оформились три основных общественно-политических течения: либерализм, консерватизм и социализм.

События

Конец XVII в. - идеи либерализма (лат. liberalism - «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.

Основополагающие идеи и ценности либерализма :

  • Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
  • Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
  • Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство - средство для достижения индивидом цели.
  • Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
  • Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства . Идея государства - «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
  • Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма - политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
  • В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.

Конец XVIII в. - появление консерватизма (от лат. conservare - «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.

Основополагающие идеи и ценности консерватизма :

  • Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
  • Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
  • Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
  • Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.

Первая половина XIX в. - появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.

  • Сенсимонизм . Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
  • Шарль Фурье . Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг - объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
  • Роберт Оуэн . Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.

Участники

Эдмунд Бёрк - основоположник консерватизма. В книге «Размышления о французской революции» (1790) выразил идеи приверженности традиционному общественному порядку.

Жозеф де Местр - политический философ консервативного направления.

Джон Локк - философ-просветитель, основатель либерализма.

Иеремия Бентам - юрист, один из родоначальников либерализма.

Джон Стюарт Милль - философ, экономист, один из идеологов либерализма.

Анри Сен-Симон - французский мыслитель, представитель утопического социализма.

Шарль Фурье - французский утопический социалист.

Роберт Оуэн - английский утопический социалист.

Заключение

Идеи, выраженные в трудах либералов, консерваторов и социалистов, находили выражение в историческом и политическом процессе в Европе XIX в. Либеральная идея всеобщего равенства выразилась в борьбе за избирательную реформу, а также за свободу слова, печати и манифестаций. В результате революции 1848 г. во Франции было введено всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года). Таким образом, Франция стала страной с самым либеральным на тот момент политическим режимом. Последователь Р. Оуэна, социалист У. Ловетт основал Лондонскую ассоциацию рабочих (1836). Идеи утопического социализма повлияли на движение чартизма в Англии, которое боролось за политические права для рабочих и улучшение их экономического положения.

План 1. Каким быть обществу? 2. Разрешено все, что не запрещено. 3. Сохранять традиционные ценности! 4. Почему появились социалистические учения? 5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди» . 6. К. Маркс и Ф. Энгельс о путях преобразования общества. 7. Э. Бернштейн и рождение ревизионизма. 8. Анархизм.

1. Каким быть обществу? Бурное развитие европейских стран в XIX веке ставило вопрос «Каким быть будущему обществу? » В XIX веке оформились 3 основных политических учения Либерализм Консерватизм Социализм

2. Разрешено все, что не запрещено. Либерали зм (лат. Liberum – свобода) - политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Принципы либерализма Право на жизнь, свободу, собственность Равенство всех перед законом Свобода слова, печати, собраний Участие всего общества в управлении государством Разделение ветвей власти, парламентаризм В экономике – свободный рынок, конкуренция, не вмешательство государства в управлении экономикой В 70 -е гг. XIX века – «новые либералы» Государство должно проводить реформы для избежания революций – в интересах беднейших слоев населения Уильям Гладстоун (1809 -1898)

3. Сохранять традиционные ценности! Консервати зм (от лат. Conservo - сохраняю) - приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам, отстаивающая неприятие радикальных (коренных) реформ Принципы консерватизма В 70 -е гг. XIX века консерваторы, опасаясь Традиционные ценности: религия, монархия, культура влияния либералов, соглашаются на реформы Сильная власть государства Идея национального величия Идея социального неравенства Защита государством частной собственности Бенджамин Дизраэли Отто фон Бисмарк

4. Почему появились социалистические учения? Социали зм (от лат. socialis - общественный) - идеология, которая предусматривает построение социалистического общества. Принципы социализма Первые европейские социалисты Смена частной собственности на средства производства общественной Социальное и имущественное равенство Демократическая республика Отсутствие эксплуатация человека человеком и социальное угнетение Анри Сен-Симон Шарль Фурье Роберт Оуэн В своих произведениях пытались создать общество всеобщего равенства

5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди» . Анри Сен-Симон (1760- 1825) - известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Выступал против праздных собственников – рантье, получающих доходы от своей собственности. Считал, что буржуазия должна помогать бедным слоям населения. Франсуа Мари Шарль Фурье (1772 - 1837) - французский социалист, один из представителей утопического социализма. Предлагал разделить все общество на фаланги – союзы работников, без эксплуатации и заработной платы. Все произведенное – должно делиться между всеми членами фаланги. Чтобы избежать однообразного труда – люди должны меняться работой.

5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди» . Роберт Оуэн (1771 - 1858) - английский социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века. Выступил о замене частной собственности и отмене денег. В 1825 году Оуэн покупает в Америке 30 тысяч акров земли и организовывает здесь, в штате Индиана, коммунистическую производительную общину «Новая гармония» , устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс о путях преобразования общества. Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820 -1895) – основатели социалистического учения - «марксизм» Основные идеи марксизма Обнищание рабочих и богатство буржуазии ведёт к обострению классовой борьбы, во главе которой должны стать социалистические партии. В результате этой борьбы произойдет социалистическая революция, к власти придет пролетариат. Будет установлены общественная собственность на средства производства, социальное и имущественное равенство, будет отсутствовать эксплуатация труда 1847 г. – «Манифест коммунистической партии» - учение о классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата

7. Э. Бернштейн и рождение ревизионизма Эдуард Бернштейн (1850 -1932) - немецкий социалист и политический деятель. Основатель учения «Ревизионизм» , объявившего о необходимости «ревизии» (пересмотра) марксизма в новых исторических условиях. Был убежденным сторонником марксизма В 90 -е гг. XIX века он подверг суровой критике экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание революции не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущей постепенно к социализации общественного строя путем реформ.

8. Анархизм. Анархи зм (греч. «безвластие») - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления (в т. ч. и государственной власти) и власти человека над человеком Принципы анархизма Теоретики анархизма: Отрицание роли государства и отказ от власти Социальное равенство и братство Общественная собственность на средства производства Организация коммун – свободных союзов трудящихся Пьер-Жозеф Прудон Михаил Бакунин Петр Кропоткин


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ2 Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ3 План урока: 1. Каким быть обществу? 2. Разрешено всё, что не запрещено. 3. Сохранять традиционные ценности. 4. Почему появились социалистические учения. 5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди». 6. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 7.Анархизм.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ4 Философов – мыслителей интересовали вопросы: 1. Как развивается общество? 2. Что лучше: революция или реформа? 3. Куда движется история?


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ5 В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения: Либерализм консерватизм социализм


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ6 Составим таблицу: Линия сравнения Либерализм КонсерватизмСоциализм Главные принципы Роль государства в экономической жизни Отношение к социальным вопросам Пути решения социальных вопросов


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ7 от латинского – liberum – относящийся к свободе. Принципы: 1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. 2. Право на свободу слова, печати собраний. 3. Право на участие в решении государственных дел ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ8 ЛИБЕРАЛИЗМ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ РАЗВИТИЯ? РЕФОРМА


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ9 Требования: 1. Ограничение деятельности государства законом. 2. Провозгласить принцип разделения власти. 3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля. 4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. 5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ10 Ввести страхование по безработице и инвалидности Ввести пенсионное обеспечение престарелых Государство должно гарантировать минимальную з/п Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию НОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ11 Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ. ЛИБЕРАЛИЗМ Уильям Гладстон


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ12 от латин. conservatio – охранять, сохранять. - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ13 Принципы: Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. Признавали: 1. Право государства на сильную власть. 2. Право на регулирование экономики. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ14 возможно проведение « охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ15 Боясь усиления «ново либерализма», консерваторы согласились с тем, что 1)общество должно стать более демократичным, 2) необходимо расширить избирательные права, 3) государство не должно вмешиваться в экономику. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ16 КОНСЕРВАТИЗМ В результате лидеры английской и германской консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма. Бенджамин Дизраэли Отто фон Бисмарк


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ17 - общественный и государственный строй, принципами которого являются: 1) установление политические свобод; 2) равенство в правах; 3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают. 4) обязанность государства регулировать экономику. СОЦИАЛИЗМ



Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ19 СОЦИАЛИЗМ Предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Шарль Фурье


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ20 СОЦИАЛИЗМ Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег Роберт Оуэн


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ21 МАРКСИЗМ Марксизм – новое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом об устройстве и развитии общества Карл Маркс Фридрих Энгельс


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ22 РЕВИЗИОНИЗМ Ревизиони́зм идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ23 Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти. Эдуард Бернштейн РЕВИЗИОНИЗМ
Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ25 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы. 2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви. 3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью. АНАРХИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ29 %FC%FF%EChttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E4%F1%F2%EE%ED,_%D3%E8%EB %FC%FF%EC

Загрузка...