musings.ru

К экономическим основам конституционного строя рф относятся. Экономические принципы конституционного строя в рф

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, – указывается в Конституции (ст. 8), – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».* Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной дея-тельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).


Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам – основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является, юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах – частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру- жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица – собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако – главное – создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

1. Экономические основы конституционного строя.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Социальные основы конституционного строя.

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Направления деятельности государства в социальной сфере:
1) охрана труд и здоровья людей;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
4) развитие системы социальных служб;
5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Политика социального государства направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Условиями этого выступают: достойный человека прожиточный минимум, материальная обеспеченность, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры. Достойная жизнь включает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

22. Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреп­лялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеж­дений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Опре­делив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об осно­вах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст. 28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо­вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О сво­боде вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действую­щей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем.

Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаган­ды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии.

Особое внимание уделяется в Конституции РФ закреплению права на образование и основ системы образования. Гарантируются общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государ­ственном или муниципальном образовательном учреждении и на пред­приятиях. Основное общее образование (т.е. в объеме 9 классов) явля­ется обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, Консти­туция возлагает обязанность обеспечения получения детьми такого об­разования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

Под экономической основой конституционного строя понимаются закрепленные Конституцией РФ формы собственности и принципы управления экономикой.

Собственность – исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ. Согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частная собственность является более широким понятием, чем личная собственность, которая упоминалась в российских конституциях советского этапа развития. В отличие от личной собственности частная собственность распространяется не только на предметы потребления (дом, машина, дача, гараж), но и средства производства, преследующие извлечение прибыли. Субъектами права частной собственности могут быть не только юридические лица, но и граждане. Владельцы частной собственности обязаны соблюдать законы, платить налоги, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Государство гарантирует право наследования частной собственности.

Государственная собственность распространяется на имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Круг объектов государственной собственности практически не ограничен. Более того, существуют такие объекты, которые могут находиться только в государственной собственности. Это: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств и т.п. Государство определяет систему управления государственной собственностью.

Муниципальная собственность принадлежит населению, которое им владеет, пользуется и распоряжается (ст. 130 Конституции РФ), а органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). В муниципальной собственности находятся небольшие промышленные предприятия, торговые организации, жилые дома, учреждения просвещения и здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

К иным формам собственности относится собственность общественных объединенийполитических партий, профсоюзов, религиозных объединений. Объектами собственности общественных объединений могут быть: санатории, гостиницы, дома отдыха, профилактории, административные здания, автобазы, промышленные предприятия, денежные средства.

К иным формам собственности также относятся разновидности коллективной собственности: общая, совместная, общая долевая.

Особым объектом различных форм собственности является земля и другие природные ресурсы. Конституция РФ в ст. 9 закрепляет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В части 1 ст. 8 Конституция РФ закреплены принципы рыночной экономики . В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Единство экономического пространства предполагает единое правовое регулирование отношений в экономической сфере общества, форм и методов защиты нарушенных прав и свобод личности на всей территории России, единство стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета. Вопросы обеспечения единства экономического пространства получили закрепление в Указе Президента РСФСР от 12.12.1991 № 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР".

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает отсутствие внутренних таможенных границ, одинаковый правовой и фактический статус предпринимателей на всей территории РФ вне зависимости от места их регистрации или расположения.

Отношения в этой сфере экономической жизни общества урегулированы Федеральным законом от 22.05.2001 № 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.

Поддержка конкуренции обеспечивается ограничением монополистической деятельности, подталкиванием производителей к необходимости снижения издержек производства, а следовательно, и к использованию достижений научно-технического прогресса. Конкуренция выступает мощной движущей силой в механизме распределения и перераспределения ресурсов между предприятиями, отраслями, регионами. Конкуренция служит улучшению качества и разнообразия товаров, повышению жизненного уровня населения. Детальную регламентацию конкуренция получила в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Свобода экономической деятельности состоит в правовой защите интересов производителей и потребителей. Экономическая свобода тех и других наиболее эффективным образом обеспечивается институтом частной собственности, логическим обрамлением охраны права собственности между хозяйствующими субъектами. Например, государство определяет общие условия заключения договоров купли- продажи, аренды, поставок, определяет стандарты качества, контролирует их соблюдение, добивается ответственности за соблюдение условий контрактов. Важную роль в обеспечении свободы экономической деятельности является формирование разветвленной банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний, бирж, торгово-промышленных палат и иных институтов подобного рода.

Современные основы конституционного строя РФ представляют собой главные начала развития российского государства, которые закреплены в Конституции. Распространение данного термина произошло в начале 90-х годов ХХ века. В это время на свет появились первые правовые акты, содержащие понятие «основы государственного строя». Разумеется, главным образом внедрение подобного термина в правовую систему связано с разработкой и принятием Конституции РФ.

Раскрытие понятия конституционного строя

Для того чтобы понять, что представляет собой государственная основа Российской Федерации, необходимо более подробно разобрать понятие основ конституционного строя, в связи с чем рассмотреть несколько взглядов на данное определение:

  1. Это упорядоченная система общественных отношений, которые регулируются основным законом России, а также формируются под влиянием других нормативных актов – федеральных законов, постановлений исполнительных органов государства и так далее.
  2. Это базовая основа развития современного общества совместно с организацией публичной власти. Данный взгляд показывает развитие системы базовых политических, социальных, экономических, культурных и духовных ценностей.

Кроме того, конституционный строй в качестве основы использует не только развитие общественных благ, но и форму государственного устройства. В Конституции РФ говорится о республиканской форме правления, о государственно-территориальном устройстве, а также уточняется источник власти и правовой режим. Основной закон показывает принципы конституционного строя, основы которого влияют на формирование и развитие каждой сферы общественной жизни.

Содержание Конституции как официальное провозглашение государственного строя

Существует огромное количество мнений, статей, научных работ, изучающих основы конституционного строя РФ. Однако, прежде чем заглядывать в учебник того или иного именитого автора, стоит обратить внимание на статьи главного закона страны.

Первая статья полностью описывает статус российского государства как суверенной территории. К данной норме относятся политические основы конституционного строя: республика, политический режим - демократия, федеративная форма устройства государства.

Последующие статьи раскрывают другие нормы, касающиеся организации власти. Более того, первая глава Конституции не подлежит изменениям даже в особом порядке, что не относится к 3-8-й главам. В случае принятия решения о внесении изменений в 1-ю, 2-ю и 9-ю главы основного закона необходимо вынести решение об утверждении и принятии нового проекта Конституции. При этом выполнение поставленной задачи возлагается на несуществующий орган – Конституционное собрание. Поэтому изменить основы конституционного строя Российской Федерации практически невозможно в силу необычайной сложности этой процедуры.

Главные политические принципы построения государства

Установка основ конституционного строя принимает во внимание не только принципы государственного устройства, но также обращается к народной власти. 10-я и 11-я статьи показывают механизм реализации предоставленной государственной власти.

Главными принципами этой сферы общества является принцип разделения властей, упорядоченная система государственных органов, а также многоуровневое распределение власти между центром и регионами.

Несмотря на обширность показанных в основном законе принципов, контроль федерального закона не распространяется на органы власти МСУ. Таким образом, часто в регуляции общественных отношений возникает правовая коллизия в виде ответственности за население, которое проживает на той или иной территории. В случае падения уровня жизни власти субъекта разводят руками и утверждают о невозможности повлиять на решения местных органов, в то время как приходящий успех той или иной территории муниципального образования сразу становится достижением органов власти субъекта.

Конституционное положение личности: естественные и позитивные права

Основы конституционного строя Российской Федерации в качестве одной из самых главных провозглашают 2-ю статью Конституции. Данная норма говорит о том, что человеческие свободы - высшая ценность, которая охраняется государством. Важно уточнить то, что речь идёт о правах не только граждан российского государства. Гражданин РФ и иностранец будут защищаться Конституцией в равном порядке.

Данная особенность связана с разделением правого статуса человека на естественные и позитивные права. Первый вариант гарантирует жизнь, имя, неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и так далее. Что касается позитивных прав, то их статус можно определить в качестве дарованных государством. К этой категории относятся преимущественно политические и в некотором роде экономические нормы. Это право избирать и быть избранным (доступно для граждан иностранного государства лишь при выполнении определённых условий), право осуществлять предпринимательскую деятельность и так далее.

Экономика в Конституции России

Экономические основы конституционного строя включают и провозглашают следующие положения:

  • Свобода экономической деятельности показывает одно из главных отличий российского государства от Советского Союза, где экономическая деятельность находилась под полным запретом.
  • Многочисленность форм собственности: государство принимает и провозглашает в качестве основного экономического принципа различные формы собственности, например, государственную, собственность физических и юридических лиц, муниципальную собственность.
  • Единство экономического пространства. Данный принцип показывает, что единой государственной валютой является российский рубль, причём обеспечение его устойчивости возлагается на специально уполномоченные на то органы государственной власти.

Основы конституционного строя РФ формируют мощную базу экономической сферы жизни общества. Более того, во многих статьях можно встретить идеалы экономического развития, к которым необходимо стремиться.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.


Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Культурные и духовные права

Основы конституционного строя РФ провозглашают развитие культурных и духовных прав населения. Таким образом, утверждается не только свободное вероисповедание, но также и защищаются многочисленные культурные сообщества, организации и образования.

Особое внимание в данной области уделяется субъектам России, обладающим культурными и национальными особенностями. Провозглашается свободное развитие индивидуальной истории, традиций, быта, их сохранение и распространение.

Конституционный строй - это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыблемыми для всех в государстве и уважаемыми всеми субъектами права.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, - указывается в Конституции (ст. 8), - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».* Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной дея-тельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 449.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является, юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру- жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Загрузка...