musings.ru

Признание иностранного юридического лица. Деятельность иностранных юридических лиц

Иностранцы - будь то иностранные граждане или иностранные юридические лица (далее ИЮЛ), могут осуществлять в России любую не запрещенную законом деятельность: как коммерческую, то есть преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческую - представительскую, благотворительную, маркетинговую, консультационную и т.д. Для осуществления своей деятельности иностранцы наделены определенными правами и обязанностями. Согласно действующему российскому законодательству за иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами закрепляется безусловный (то есть не требующий взаимности со стороны иностранного государства) национальный режим. Этот режим проявляется:

  • - во-первых, в том, что гражданские права иностранных граждан и иностранных юридических лиц, находящихся и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России определяются российскими законами, а не законодательством иностранного государства,
  • - во-вторых, согласно Гражданскому кодексу РФ статус иностранных юридических лиц при осуществлении деятельности в России практически приравнен к статусу аналогичных российских структур,
  • - в-третьих, в том, что к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам применяются общие нормы российского законодательства, если иное не установлено федеральным российским законодательством или международными межправительственными договорами. Это касается как сужения, так и расширения прав иностранцев по сравнению с российскими субъектами гражданского и предпринимательского права.

Исключения и ограничения из национального режима для иностранцев.

Можно назвать следующие области предпринимательской деятельности, в которых возможны изъятия из национального режима для иностранцев:

  • - производство электроэнергии;
  • - производство урана и других аналогичных материалов и изделий из них;
  • - собственность на землю, пользование недрами и другими природными ресурсами;
  • - промысловое морское рыболовство;
  • - строительство, установка и эксплуатация средств связи;
  • - собственность на недвижимое имущество и связанные с ним посреднические операции;
  • - добыча и переработка руд драгоценных металлов, редкоземельных элементов и драгоценных камней;
  • - воздушный транспорт, морское и речное судоходство, обслуживание этих видов транспорта;
  • - государственные займы (кредиты);
  • - государственные дотации (субсидии);
  • - банковская деятельность;
  • - посреднические операции с ценными бумагами и валютными ценностями и связанные с этим услуги;
  • - собственность на государственные ценные бумаги;
  • - приобретение государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации;
  • - страхование;
  • - средства массовой информации;
  • - частная детективная и охранная деятельность.

Например, иностранные граждане и юридические лица не вправе заниматься частной детективной (сыскной) деятельностью или быть владельцами казначейских обязательств. Запрещено использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных на территории закрытых территориальных образований.

В отдельных случаях закон не содержит прямого запрета, однако может содержать отдельные ограничения, связанные с участием иностранцев в гражданско-правовых и предпринимательских отношениях на территории России. Так, например:

  • 1. При создании иностранными юридическими лицами страховых организаций на территории России могут устанавливаться ограничения.
  • 2. В строго ограниченных случаях необходимы специальные разрешения на участие иностранцев в приватизации:
    • - для участия иностранных юридических лиц в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта требуется разрешение местных органов власти;
    • - для допуска иностранных юридических лиц к приватизации - крупных объектов оборонной промышленности, а также предприятий нефтяной и газовой отраслей, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи требуется специальное решение Правительства РФ или правительства республики в составе РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, иностранное юридическое лицо, так же как и российское, может заниматься только на основании специального разрешения российских государственных органов (лицензии).

Организационно-правовые формы деятельности иностранных компаний на территории России.

Объем полномочий иностранной компании зависит от организационно-правовой формы, в рамках которой она осуществляет свою деятельность в России.

В статусе иностранного юридического лица иностранная компания может осуществлять как предпринимательскую, так и не коммерческую или благотворительную деятельность в России без создания какой-либо организационной структуры. Она может также аккредитовать постоянное представительство или филиал иностранной компании в России, либо создать российское юридическое лицо с иностранным капиталом.

Новый Закон "Об иностранных инвестициях" предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

В ряде случаев иностранные компании предпочитают не регистрировать в России российское юридическое лицо с иностранным капиталом, а действовать в качестве иностранного юридического лица через свои обособленные подразделения. Гражданское законодательство России предусматривает две формы таких обособленных подразделений: филиалы и представительства.

Филиал - это обособленное структурное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения, выполняющее все или часть функций этого юридического лица.

Представительство - это разновидность филиала, то есть филиал, занимающийся лишь представлением и защитой интересов создавшего его юридического лица.

Общие признаки филиалов и представительств:

  • - Филиалы и представительства не являются самостоятельным юридическим лицом и самостоятельным субъектом права. Поэтому они заключают контракты и осуществляют деятельность не от собственного имени, а от имени иностранной компании, которая их создала и которая несет за них ответственность. Исковые требования не могут предъявляться от имени филиала или представительства и к филиалу или представительству. Филиалы и представительства выступают в судебных процессах от имени юридического лица, их создавшего, и взыскания производятся судом с этого юридического лица или в его пользу;
  • - Правоспособность филиала и представительства не может выходить за рамки правоспособности создавшего их юридического лица. Они могут выполнять лишь функции, соответствующие целям деятельности создавшего их юридического лица, зафиксированным в его учредительных документах;
  • - Особенности деятельности филиала и представительства регулируются Положением о филиале и представительстве, которое утверждается создавшим их юридическим лицом;
  • - Финансово-хозяйственная самостоятельность филиала и представительства относительна: отсутствует самостоятельный баланс; филиал и представительство наделяется имуществом создавшей его компанией. Это имущество учитывается как на отдельном балансе филиала и представительства, так и на балансе создавшей их фирмы; взыскание по долгам юридического лица может быть обращено на имущество, выделенное им филиалу и представительству, независимо от того, связаны долги юридического лица с их деятельностью или нет;
  • - Представлять юридическое лицо, создавшее филиал или представительство, может не филиал или представительство, а только его руководитель, наделенный для этой цели доверенностью;
  • - Место нахождения филиала и представительства не является местом нахождения самого юридического лица.

Отличительные черты филиалов и представительств.

Главным отличием филиала от представительства является цель их создания. Если филиал ИЮЛ может осуществлять практически все виды деятельности, предусмотренные уставом данного ИЮЛ, то официальная цель представительства ИЮЛ сводится к осуществлению деятельности подготовительного и вспомогательного характера в пользу своей головной организации, деятельности, не предполагающей извлечение прибыли на территории РФ для иностранной организации, открывшей это представительство.

До введения в действие нового Закона "Об иностранных инвестициях" обязательная аккредитация филиалов и представительств не требовалась. Поэтому в России существовали как аккредитованные, так и не аккредитованные филиалы и представительства. Филиалы и представительства неаккредитованных ИЮЛ подпадали под тот же правовой режим, что и филиалы и представительства российских юридических лиц. Их регистрация осуществлялась в порядке, предусмотренном для регистрации российских юридических лиц с иностранным капиталом, и сводилась к регистрации в Московской регистрационной палате (для филиалов и представительств, расположенных в Москве) или региональных органах исполнительной власти.

Новый Закон «Об иностранных инвестициях», принятый в июне 1999 года, однозначно установил, что филиал ИЮЛ имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ только со дня его аккредитации. Филиалы ИЮЛ, созданные до принятия данного закона обязаны пройти аккредитацию в течение одного года со дня вступления закона в силу. Представительства ИЮЛ вообще не названы в качестве организационных структур, через которые ИЮЛ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России.

До введения в действие нового Закона «Об иностранных инвестициях» аккредитованные представительства были самой распространенной формой обособленных подразделений иностранных компаний в России. Многие иностранные компании через аккредитованные представительства, которые являются по сути филиалами осуществляли и продолжают осуществлять в настоящее время не только представительские, но и коммерческие функции. Действующее российское законодательство прямо не запрещает представительствам осуществлять коммерческую деятельность от имени создавшего их ИЮЛ. Поэтому в настоящее время никаких отрицательных правовых последствий для ИЮЛ это не вызывает. Тем не менее, при создании новых или переоформлении ранее существовавших обособленных подразделений в РФ следует учитывать новое требование российского законодательства во избежание проблем в своей будущей деятельности. Не исключено, что в дальнейшем потребуется перерегистрация уже имеющихся представительств, осуществляющих не только представительские функции, но и предпринимательскую деятельность на территории России, в качестве филиалов.

Аккредитация иностранного юридического лица - это специальное разрешение уполномоченного государственного органа России, подтверждающее право на осуществление деятельности иностранного юридического лица на территории России. Аккредитация - это своего рода регистрация иностранного юридического лица в государственных органах России. С аккредитацией связывается право иностранного юридического лица самостоятельно и от своего имени осуществлять любую не запрещенную в России деятельность. Как правило, эта деятельность осуществляется через представительство или филиал иностранной организации, поэтому принято говорить не об аккредитации иностранной организации, а об аккредитации представительства или филиала ИЮЛ.

Аккредитация - процедура довольно сложная и дорогостоящая. Однако только аккредитация допускает ряд льгот и преимуществ, которые не распространяются на не аккредитованные представительства и филиалы иностранных юридических лиц. Например, только аккредитованная и внесенная в Государственный реестр иностранная фирма может:

  • - получить лицензию на лицензированные виды деятельности;
  • - осуществить таможенную очистку ввозимого в Россию груза или получить таможенные льготы в виде временного воза в РФ офисного оборудования, автомобилей, оргтехники, необходимых для осуществления своей деятельности, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов;
  • - иметь право на аккредитацию в РФ ее иностранных сотрудников, что без дополнительных разрешений Федеральной миграционной службы России легализует их присутствие и трудовую деятельность в РФ;
  • - с аккредитацией связана и такая льгота, как освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при аренде служебных и жилых помещений в РФ.

Порядок и процедура аккредитации филиалов и представительств иностранных организаций регулируется следующими законодательными актами:

  • 1. Законом РФ «Об иностранных инвестициях» от 09.07 99 г. № 160-ФЗ.
  • 2. Законом РФ от 13.10.95 г. 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
  • 3. Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г. № 1074 «Об утверждении положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций»;
  • 4. Временным положением «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации», утвержденным Министерством юстиции РФ 31.12.99 г.
  • 5. Постановлением Правительства РФ № 1419 от 21.12.99 г. «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов ИЮЛ».

Условия аккредитации Филиала ИЮЛ:

  • 1. Иностранная компания зарегистрирована в стране своего пребывания как юридическое лицо. На практики данное требование к филиалам отсутствует. В настоящее время в РФ аккредитовано достаточно большое количество филиалов иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по законодательству страны своего учреждения (например, коммандитное товарищество по законодательству ФРГ).
  • 2. Иностранная компания по законам страны своего пребывания имеет право заниматься коммерческой деятельностью. ИЮЛ, не преследующее цель извлечения прибыли, может аккредитовать в России только представительство или стать учредителем российской организации с иностранным капиталом, как некоммерческой, так и коммерческой.
  • 3. ИЮЛ в соответствии с законодательством страны своего пребывания может нести непосредственную имущественную ответственность по обязательствам, принятым ею в связи с ведением деятельности не территории России.

Разрешения на открытие представительств в Российской Федерации могут выдаваться иностранным фирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы российские организации, и в первую очередь:

а. Фирмам: - известным у себя в стране и на мировом рынке, положительно зарекомендовавшим себя в качестве партнеров Российских организаций по сотрудничеству в различных сферах деятельности, заключившим с соответствующими российскими организациями или предприятиями крупномасштабные коммерческие сделки, имеющие большое народнохозяйственное значение или большой товарооборот; - осуществляющим промышленную корпорацию с российскими предприятиями и организациями.

б. Торговым палатам, ассоциациям и союзам предпринимателей, заинтересованным в развитии торгово-экономических связей с Россией и заключившим с российскими организациями важные соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Разрешения могут также выдаваться на основании межправительственных соглашений России с иностранными государствами.

Аккредитовать же свой филиал в Российской Федерации в соответствии с действующим Российским законодательством ИЮЛ может только в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ.

  • 1. Письменное заявление с просьбой разрешить открытие представительства или филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации (составляется на фирменном бланке иностранного юридического лица за подписью его руководителя, скрепленной фирменной печатью, с указанием наименования, времени создания, местонахождения, предмета деятельности иностранного юридического лица, целей открытия представительства в России, а также сведений о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития).
  • 2. Свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписка из торгового (банковского) реестра (документ действителен в течение б месяцев с даты выдачи).
  • 3. Устав иностранного юридического лица (если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличия устава, то представляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации).
  • 4. Решение иностранного юридического лица об открытии представительства или филиала в Российской Федерации.
  • 5. Рекомендательное письмо банка, обслуживающее иностранное юридическое лицо в стране его регистрации, с подтверждением его платежеспособности (документ действителен в течение 6 месяцев с даты выдачи).
  • 6. Генеральная доверенность о наделении главы представительства или филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями (возможно представление нотариально заверенной копии оригинального документа).
  • 7. Доверенность уполномоченному лицу на ведение дел в Палате по оформлению разрешения на открытие представительства иностранного юридического лица в РФ.
  • 8. Положение о представительстве иностранного юридического лица в Российской Федерации.
  • 9. Документ, подтверждающий адрес представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации (представляется гарантийное письмо либо с отметкой БТИ, либо с приложением копии договора об аренде, либо свидетельства на право собственности).
  • 10. Рекомендательные письма российских деловых партнеров (представляется не менее двух писем, составленных на фирменных бланках в свободной форме, подписанных руководителями и скрепленных фирменными печатями).
  • 11. Документ согласования с местными органами исполнительной власти местонахождения представительства или филиала иностранного юридического лица (представляется при открытии представительства за пределами г. Москвы).
  • 12. Карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица (выдается в Палате и представляется в машинописном виде за подписью представителя иностранного юридического лица, скрепленной фирменной печатью, в 2-х экземплярах).

Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверенные апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным - нотариально либо в консульском загранучреждении - переводом на русский язык.

  • 3. Внесение аккредитованного обособленного подразделения ИЮЛ в Сводный государственный реестр филиалов и представительств ИЮЛ, аккредитованных на территории РФ. Если аккредитация производится в ГРП, то внесение а Сводный государственный реестр осуществляется одновременно с аккредитацией. Если аккредитация осуществляется иным органом, то необходимо последующее обращение в ГРП для внесения в Сводный государственный реестр, которое является обязательным. Свидетельство о внесении в данный реестр служит подтверждением официального статуса филиала и представительства ИЮЛ на федеральном уровне и требуется при прохождении таможенных процедур, аккредитации иностранных сотрудников, получении лицензий.
  • 4. Внесение обособленного подразделения ИЮЛ в реестр субъекта Российской Федерации, что аналогично его регистрации при местном органе исполнительной власти. В Москве, например, необходимо внести аккредитованное обособленное подразделение ИЮЛ в Московский регистрационный реестр, который ведется Московской регистрационной палатой при Правительстве г. Москвы. Факт внесения обособленного подразделения ИЮЛ в Реестр подтверждается Свидетельством о регистрации.
  • 5. Постановка на учет ИЮЛ в органах статистики РФ в связи с созданием обособленного подразделения на территории РФ. После постановки на учет в Государственном комитете по статистике выдается информационное письмо об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций РФ (ЕГРПО) и присвоении обособленному подразделению ИЮЛ кодов статистики.
  • 6. Постановка на учет в ИЮЛ в налоговые органы Российской Федерации по месту нахождения и осуществления деятельности обособленного подразделения ИЮЛ.
  • 7. Постановка на учет во внебюджетных фондах РФ. ИЮЛ встает на учет в органах Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ.

Существуют три основные формы организации частных фирм:

1) единоличное владение;

2) партнерство, или товарищество

3) корпорация.

Единоличное владение (sole proprietorship) - это некорпоративное предприятие, владельцем которого является один человек. Одиночному владельцу особенно легко бывает начать собственное дело - можно прямо начинать с организации производства или торговли. Однако даже самый малый бизнес обычно должен пройти государственное лицензирование.

Единоличное владение имеет три важных преимущества:

1) такое предприятие можно основать относительно просто и недорого,

2) его деятельность регулируется небольшим количеством нормативных актов и документов,

3) единоличный бизнес не подпадает под обложение корпоративным подоходным налогом.

В то же время кроме преимуществ единоличное владение имеет также и три принципиальных недостатка:

1) владельцу обычно бывает сложно привлечь со стороны значительные объемы капитала,

2) у владельца возникают личные обязательства по долгам его предприятия, что может даже привести к потерям, превышающим объемы его вложений в организацию бизнеса,

3) срок жизни предприятия, организованного в форме единоличного владения, ограничен сроком жизни его владельца, если, конечно, его наследник не захочет продолжать семейный бизнес.

По этим причинам предприятия в форме единоличного владения присутствуют преимущественно лишь в малом бизнесе. Отметим, что очень многие компании зарождаются как единоличные владения, превращаясь затем в корпорации, которые, хотя и не имеют тех преимуществ, что характерны для единоличных владений, свободны также и от их недостатков.

Товарищество (партнерство, partnership) образуется, когда несколько человек объединяются для ведения некорпоративного бизнеса. Товарищества могут иметь самые разные формальные основания - от устных соглашений до юридически оформленных договоров, зарегистрированных в администрации того штата, где образовано партнерство.

Недостатки такой формы организации предприятия аналогичны недостаткам, присущим единоличному владению предприятием:

1) неограниченная ответственность членов товарищества по его обязательствам,

2) нередко ограниченный срок жизни компании,

3) проблемы, возникающие при передаче долей (паев, shares) в товариществе посторонним лицам,

4) трудности с привлечением дополнительных капитальных ресурсов.

С точки зрения налогообложения товарищество в большинстве случаев подобно единоличным владениям, и это, конечно, является преимуществом.



Что касается обязательств, то каждый из членов товарищества (партнеров, partners), согласно Акту о партнерстве, несет ответственность по обязательствам товарищества в целом. Следовательно, если кто-то из партнеров окажется не в состоянии погасить свою долю долга товарищества, пропорциональную его доле в предприятии, оставшиеся партнеры должны будут принимать на себя его обязательства, рискуя своими личными имуществом и сбережениями.

Как уже было сказано, партнерства, как и единоличные владения, испытывают трудности с привлечением значительных объемов капитала извне, что является следствием неограниченной ответственности их членов и трудностей при передаче собственности. Обычно это не является серьезной проблемой для медленно растущего предприятия, но если товары или услуги компании «попадают в точку» и фирме приходится привлекать достаточно большие суммы средств для реализации возможностей своего роста, трудности привлечения недолгового финансирования становятся действительной проблемой. В итоге быстро развивающиеся компании, такие как Hewlett Packard и Microsoft, хотя обычно и начинают свою деятельность в форме единоличных владений или товариществ, в определенный момент времени сталкиваются с необходимостью превращения в корпорацию.

Хотя три основных типа организации фирм - единоличные владения, товарищества и корпорации - преобладают на рынке, несколько гибридных форм (hybrid forms) организации предприятий также начинают завоевывать популярность у собственников компаний. Так, существует несколько особых типов товариществ, которые имеют характеристики, отличные от «классических». Во-первых, имеется возможность ограничения ответственности некоторых их членов путем создания ограниченного товарищества (limited partnership), в котором некоторые члены объявляются генеральными (general partners), а остальные - ограниченными партнерами (limited partners). Ограниченные партнеры отвечают по обязательствам товарищества только суммой средств, инвестированных ими в компанию, в то время как генеральные партнеры несут неограниченную ответственность. Однако ограниченные партнеры обычно никак не участвуют в управлении и контроле за деятельностью компании, что полностью относится к сфере ведения генеральных партнеров, а прибыли ограниченных партнеров также соответственно ограниченны. Товарищества с ограниченной ответственностью нередки в сфере недвижимости, нефтяной промышленности или в области лизинга оборудования, но пока не получили широкого распространения в иных сферах бизнеса. В самом деле, обычно ни один из партеров не стремится становиться генеральным партнером и тем самым принимать на себя большую часть риска предприятия, а прочие не хотят лишаться контроля за его деятельностью, становясь ограниченными партнерами.



Товарищества с ограниченной ответственностью (limited liability partnerships, LLP), иногда также называемые компаниями с ограниченной ответственностью (limited liability companies, LLC), - это относительно новый тип партнерства, который в настоящее время разрешен во многих штатах. В ограниченном, как и в «классическом», товариществе как минимум один член несет ответственность по долгам компании, в то время как компания с ограниченной ответственностью объединяет преимущества ограниченной ответственности всех членов корпорации с налоговыми преимуществами партнерства. Конечно, контрагенты и кредиторы компаний с ограниченной ответственностью по сравнению с обычными товариществами подвержены большему риску неисполнения фирмой своих обязательств перед ними.

Корпорация (corporation) - это соответствующим образом юридически оформленная и зарегистрированная экономическая единица, чьи активы отделены от личной собственности владельцев и менеджеров. Это отделение дает корпорациям три важных преимущества:

1) неограниченный срок жизни – корпорация может продолжать свою деятельность и после кончины ее основателей и управляющих;

2) высокая ликвидность собственности владельцев – уставный капитал корпораций разделяется на акции, которые, в свою очередь, продать гораздо легче, чем единоличное владение или долю в компании, являющейся товариществом;

3) ограниченная ответственность – убытки акционеров ограничиваются исключительно фактическими объемами инвестированных ими средств, максимум, чего можете лишиться при банкротстве корпорации, в акции которой вы вложили средства, – это сами акции.

Три перечисленных фактора значительно облегчают для корпораций по сравнению с компаниями, находящимися в единоличном владении, и с товариществами привлечение денежных средств с рынков капитала.

Корпоративная форма организации предприятия имеет значительные преимущества по сравнению с единоличными владениями и товариществами, но также обладает и двумя существенными недостатками:

1) прибыль корпорации обычно подвергается двойному налогообложению – сначала она облагается налогом на уровне самой корпорации, а затем часть прибыли, выплаченная акционерам в качестве дивидендов, облагается подоходным налогом с физических лиц;

2) процесс регистрации корпорации, а также составления множества обязательных для корпораций периодических отчетов весьма непрост и требует немалых усилий и значительно больше времени, чем для компании, находящейся в единоличной собственности, или товарищества.

Стоимость (ценность) любого предприятия, кроме очень небольшого, можно существенно повысить для его собственников, если реорганизовать его в корпорацию, по трем следующим причинам.

1. Ограниченная ответственность акционеров снижает риски инвестирования в корпорацию, а при прочих равных условиях чем меньше риск фирмы, тем выше ее стоимость для владельцев.

2. Стоимость фирмы зависит от возможностей ее роста, которые, в свою очередь, зависят от способности фирмы привлекать капитал. Поскольку корпорации могут привлекать капитал гораздо легче, чем прочие частные фирмы, они имеют большую способность использовать преимущества возможностей роста.

3. Стоимость активов также зависит от их ликвидности. Это понятие обозначает, насколько сложно реализовать актив за деньги на рынке по справедливой рыночной стоимости. Поскольку акции корпораций обычно гораздо более ликвидны, чем единоличная собственность или паи (доли) в товариществе, это также повышает ценность корпорации для ее собственников.

Характерной чертой в правовом регулировании отношений в области международного частного выступает разделение всех лиц, действующих на данной территории, на отечествен­ных (национальных) и иностранных. Важ­ным фактором для уточнения гражданско-правового статуса ино­странных юридических лиц в международном частном праве яв­ляется то обстоятельство, что на них воздействуют по крайней мере две регулирующие системы:

  • система национального права государства, считающегося для данного юридического лица «сво­им»;
  • система права государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).

Примечание

Представления личного закона, использовавшиеся в отношении физических лиц, в свое время были перенесены и на юридическую фикцию - юридических лиц, вследствие чего к ним по аналогии продолжали применяться понятия «национальность» и «оседлость».

Категория «национальность» применительно к юридическим лицам является условной, неточной, поскольку она не может иметь ис­ходного содержания - т.е. особой правовой связи лица с государ­ством, выражаемой в институте , - но используемой в определенной мере лишь в целях удобства, краткости, обиходно­го употребления, и в юридическом отношении не может рассмат­риваться как надлежащая для целей обращения к ней при характе­ристике юридических лиц. Тем не менее обращение к ней в связи с юридическими лицами не вызывает возражений, если стоит зада­ча отграничения, как было подчеркнуто ранее, отечественных пра­восубъектных образований от таковых иностранных.

Соответствующим двусторонним международным договором может быть установлено, что юридическим лицам, при­надлежащим к договаривающимся государствам, на основе взаимно­сти предоставляется национальный режим (либо режим наибольше­го благоприятствования) для целей осуществления деятельности на территории другого договаривающегося государства. В этом случае также крайне необходимо разграничить:

  1. своих, т.е. национальных, юридических лиц;
  2. иностранных, т.е. при­надлежащих к договаривающемуся государству;
  3. «чужих» - принадлежащих к недоговаривающимся государствам.

Очень часто в международной жизни вопросы отыскания за­кона, которому подчиняется и в соответствии с которым было создано то или иное юридическое лицо, возникают в связи с на­логообложением, являющимся важной составляющей его общего правового положения в зарубежной стране. Так, если договором об устранении двойного налогообложения, действующего между РФ и Бельгией, установлено, что от налогообложения на террито­рии одного договаривающегося государства освобождаются дохо­ды, полученные юридическими лицами от соответствующих видов деятельности, осуществляемой на территории другого договари­вающегося государства, то необходимо как минимум подтвердить, является ли данное образование, претендующее, скажем, на осво­бождение от налога на прибыль в России, бельгийским юридиче­ским лицом, и таким образом выявить, распространяются ли на него положения международного договора.

В том же, что касается понятий, правомерно и юридически точно употребляемых применительно к иностранным юридиче­ским лицам, то к ним прежде всего следует отнести категорию «личного статута» юридического лица. Легально в собственном качестве категория «личного статута» юридического лица закрепле­на в разд. VI «Международное частное право» ГК РФ (в частности, ст. 1202 ГК РФ впервые в отечественной практике международного частного права ввела рассматриваемое понятие lex societatis - «личный закон юридического лица» в нормативный оборот, указав, что «личным законом юридического лица считает­ся право страны, где учреждено юридическое лицо» - п. 1).

Основные доктрины определения личного статута

Нормы национального права различных государств не совпада­ют по своему содержанию в определении того, какое лицо являет­ся «принадлежащим» к данному государству, вследствие чего их за­конодательство, практика (прежде всего судебная) и доктрина по-разному решает задачу отыскания правопорядка, в рамках кото­рого данное юридическое лицо будет квалифицироваться «своим», т.е. национальным. Однако, несмотря на это, в мире были выра­ботаны несколько признаков, руководствуясь которыми законода­тель или судья квалифицировали соответствующее образование в качестве правосубъектного лица собственного или иностранного правопорядка.

К их числу относятся критерии:

  • учреждения, или регистрации (инкорпорации);
  • местопребывания головных органов (административного центра, центра управления) юридического лица;
  • центра эксплуатации (основной производственной, коммерческой и т. п. деятельности);
  • контроля (при рассмотрении конкретного дела судом, ко­гда соответствующее юридическое лицо обладает несколькими признаками одновременно и ни один из них не квалифицируется решающим).

Теория инкорпорации

В современном международном частном праве основными критериями, которые закрепляются в законода­тельстве и (или) судебной практике различных государств, высту­пают категории инкорпорации и местонахождения юридического лица. Принято считать, что данный признак для определения личного статута иностранного юридического лица свойствен стра­нам, принадлежащим к англосаксонской системе права (США, Великобритания, Канада и др.), вместе с тем ныне и государства так называе­мой континентальной системы права в своем законодательстве и судебной практике активно используют рассматриваемый при­знак. Достаточно сказать, что Россия, Беларусь, Бразилия, Казахстан, Китай, и др. от­сылку к закону места инкорпорации (учреждения, регистрации) закрепляют как необходимый принцип для опре­деления личного статута. Только в последние десятилетия он по­лучил распространение (в том числе и благодаря перечисленным в последней группе странам) в качестве легально зафиксирован­ного в нормативном материале соответствующих государств.

Основное содержание теории и самого критерия инкорпора­ции (учреждения):

  • компания (применительно к США - корпорация), принадлежит правопорядку страны, в ко­торой она учреждена в соответствии с ее законодательством (пра­вом).

Иными словами, компания, образованная по английскому закону и существующая на основании его предписаний, будет признаваться английской компанией в тех государствах, правопорядок которых в этой области строится на принципах инкорпора­ции.

Имеются варианты этой теории.

Так, скандинавские страны придерживаются того, что компания подчиняется закону той страны, в которой сделана первая запись о ее регистрации (была занесена в реестр). В большинстве случаев это будет совпадать с государством, согласно закону которого компа­ния была создана, поскольку обязательность первой записи в реестр связывается с получением статуса правосубъектного образования.

Имеются примеры законодательных актов, которые устанавли­вают целые «цепочки» норм, в силу которых на последовательной основе возможно определение личного закона юридического лица. В частности, в венгерском Законе о международном частном праве 1979 г. устанавливается иерархия коллизионных правил для целей отыскания правопорядка, являющегося личным статутом иностран­ного юридического лица. «Личным законом юридического лица является закон государства, на территории которого юридическое лицо было зарегистрировано. Если юридическое лицо было зареги­стрировано согласно законодательству нескольких государств или если согласно закону, действующему по местонахождению его ад­министративного центра, указанному в уставе, регистрации не тре­буется, то его личным законом является закон, применяемый по местонахождению, указанному в уставе. Если юридическое лицо согласно уставу не имеет местонахождения или имеет несколько местонахождений и оно не было зарегистрировано по закону ни одного из государств, то его личным законом является закон госу­дарства, на территории которого находится место осуществления центральной администрации».

Теория оседлости

Согласно этой теории, называемой иногда теорией эффективного местопребывания, личным статутом юри­дического лица (компании, корпорации, правосубъектного това­рищества) является закон той страны, в которой находится его центр управления (совет директоров, правление, иные исполни­тельные или распорядительные органы).

Существует мнение, что для применения теории оседлости не имеет значения, где осуществляется деловая активность такого юридического лица. К числу государств, придерживающихся дан­ного критерия, относятся Австрия, Франция, Испания, Бельгия, Люксембург, ФРГ большинство других стран Европейского союза, а также Украина, Грузия, Швейцария, Польша и т. д. Анализируе­мый признак, как правило, закрепляется в уставе, поэтому счита­ется, что, руководствуясь им, легко установить принадлежность данного юридического лица к соответствующему правопорядку. Однако то же самое можно сказать и о критерии инкорпорации, так как внесение в реестр компаний, корпораций или юридиче­ских лиц в иной правовой форме сопровождается выдачей свиде­тельства (сертификата) о регистрации с указанием в нем того, что рассматриваемое образование создано в соответствии с законами данного государства.

Критерий местонахождения общества, компании, товарищест­ва или корпорации имеет значение и для стран, придерживаю­щихся в своей законодательной и судебной практике теории ин­корпорации.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное".

Материальные нормы Российской Федерации, относящиеся, к примеру, к обществам с ограниченной ответственностью, оперируют сочетанием не­скольких имеющихся в этом отношении признаков: «Место нахо­ждения общества определяется местом его государственной реги­страции. Учредительными документами общества может быть ус­тановлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место деятельности» (п. 2 ст. 4 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Теория центра эксплуатации

Еще одним критерием отыскания личного статута юридического лица выступает признак осуществле­ния основной деятельности, который соответственно использован в «теории эксплуатации». Ее смысл достаточно прост: юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно ведет производственную (в широком смысле слова) деятельность. Этот критерий весьма свойствен практике развивающихся стран для целей объявления «своими» всех образований, которые ведут свои деловые операции на территории данного государства. Это имеет определенные корни как политического, юридического, так и эко­номического характера. Дело в том, что именно развивающиеся страны заинтересованы в привлечении иностранного капитала для развития национального хозяйства и, следовательно, облечении его в соответствующие отечественные организационно-правовые формы.

С другой стороны, поскольку за счет повышенной нормы прибыли функционирование в пределах их юрисдикции является достаточно выгодным и для иностранных , их приток оказывается весьма существенным. В том же, что касается обеспечения контроля со стороны национальных органов государства пребывания за по­добными юридическими лицами, то «привязку» их к отечественно­му правопорядку развивающееся государство может осуществить наиболее простым образом - с помощью именно критерия «центра эксплуатации». В результате указанного специальные акты по кор­поративному праву многих стран, традиционно именуемых разви­вающимися, используют в своем законодательстве именно этот принцип.

Подробнее

Так, Закон о компаниях 1956 г. Индии (в ред. Закона об изменениях и дополнениях в Закон о компаниях 1988 г.) в особом разделе, посвященном иностранным компаниям, особо оговаривает, что компания, учрежденная в соответствии с законами иностранно­го государства, может зарегистрироваться в Республике Индия как «иностранная компания, имеющая местом осуществления бизнеса Индию» (ст. 591-601).

Рассматриваемый признак может выражаться с помощью раз­нообразных формулировок. Так, в Инструкции ГНС РФ № 39 от 11 октября 1995 г. (в ред. от 29 декабря 1997 г.) для целей опреде­ления места реализации работ (услуг) устанавливается, что тако­вым является «место экономической деятельности покупателя ус­луг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом».

Анализируя российское законодательство в той или иной сфе­ре, так или иначе связанной с функционированием юридических лиц, - налоговым, валютным и т. д., можно заметить, что при общем закреплении в праве РФ критерия инкорпорации (ст. 1202 ГК РФ) в нем присутствует как определяющий также и признак «оседлости» - местонахождения.

В законах РФ об акционерных обществах и обществах с огра­ниченной ответственностью место нахождения общества опреде­ляется местом его государственной регистрации.

Определение места нахождения общества имеет значение для решения ряда правовых вопросов, возникающих в его деятельно­сти, в частности для определения места исполнения обязательст­ва, когда оно не указано в договоре или в правовом акте (ст. 316 ГК), установления компетентного учреждения для рассмотрения споров с участием общества и др.

В двусторонних отношениях признание иностранных юриди­ческих лиц осуществляется, как правило, в торговых договорах, договорах о мореплавании и поселении, договорах о правовой помощи или о взаимном поощрении иностранных капиталовло­жений, об устранении двойного налогообложения.

Теория контроля

Начало использования этой теории связывает­ся в истории и науке международного частного права с периодами Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что во время воору­женных конфликтов проблема иностранных юридических лиц прини­мает новые очертания, а именно приобретает характер так называе­мых «враждебных иностранцев». Вражеским признавалось юридическое лицо, если его управление или его капитал в целом или большей части находится в руках неприятельских , ибо в этом случае за фикцией гражданского права скрываются дейст­вующие физические лица.

В отечественной литературе по международному частному праву в качестве необходимого прецедента, давшего толчок в применению и развитию «теории контроля», указывается на дело Daimler Co. v. Continental Tyre & Rubber Co., рассматривае­мое английским судом в 1915 г. Суд при разбирательстве дела стал выяснять, кто является действительными участниками дан­ного юридического лица, к какому гражданству они принадлежат и кто стоит во главе управления им. В ходе этого выявилось, что из 25 тысяч акций, составляющих акционерный капитал компа­нии «Даймлер», только одна принадлежала британскому поддан­ному, а остальные находились в собственности германских держателей. Несмотря на то что компания была инкорпорирована в Англии, зарегистрирована согласно английским законам, суд признал на основании выясненных обстоятельств данное юриди­ческое лицо «вражеским», т. е. принадлежащим Германии.

Впоследствии в ходе Второй мировой войны в соответствии с британским актом 1939 г. о сделках с вражескими лицами к враждебным иностранцам вновь были отнесены юридические лица, контролируемые вражескими физическими лицами либо ор­ганизованные или зарегистрированные по законам государства, состоящего с Англией в войне.

В сегодняшней практике подобного рода критерий, как пред­ставляется, применяется не только в процессе ведения каких-ли­бо военных действий, но и в совершенно мирное время на осно­вании решений международной организации, скажем, при введе­нии Советом Безопасности ООН санкций в целях обеспечения мира и безопасности. Например, во исполнение резолюций Сове­та Безопасности специальными распоряжениями Президента РФ ограничивались торговые и другие гражданско-правовые отноше­ния российских хозяйствующих субъектов с предприятиями Бос­нии, Герцеговины, Югославии, Ирака и др. Кроме того, законодательства некоторых государств исходят из названного критерия и в общем плане для достижения определенных целей, скажем, при налогообложении.

Категория личного статута чрезвычайно важна для юридиче­ского лица, поскольку, как было подчеркнуто, именно он отвеча­ет на главный вопрос: является ли данное лицо юридическим, т.е. обладает ли , относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъ­ектом права? Таким образом, каждое иностранное юридическое лицо подчиняется иностранному (своему) правопорядку в вопро­сах возникновения, существования, деятельности и ликвидации, а также возможных способов и форм преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем юридиче­ского лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридиче­ского лица, кроме того, указывает на формы и порядок выступ­ления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйствен­ном обороте. Содержание личного статута дает ответы на вопрос, вправе или не вправе рассматриваемое юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции и ка­ковы условия, формы и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами на­ходится всецело в сфере действия личного статута.

Высказанные соображения подкрепляются конкретным норма­тивным материалом соответствующих государств. Так, в части третьей ГК РФ даны исчерпывающие ответы на вопрос о том, что входит в сферу действия lex societatis. На основе личного за­кона юридического лица определяются, в частности:

    1. статус ор­ганизации в качестве юридического лица;
    2. организационно-пра­вовая форма юридического лица;
    3. требования к наименованию юридического лица;
    4. вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
    5. содержание правоспособности юридического лица;
    6. порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
    7. внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
    8. способность юридического лица отвечать по своим обязатель­ствам (п. 2 ст. 1202).

В целом конструкция «международных юридиче­ских лиц» не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике междуна­родного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

Например, транснациональная корпорация «Бритиш Петролеум» будет состоять соответственно из ряда национальных юридических лиц в зависимости от того, в каких юрисдикциях образованы ее до­черние предприятия, - индийского, российского, голландского, нигерийского, кипрского, мальтийского, украинского, казахского и т. д. права. Таким образом, ныне существование данного термина не имеет материальной основы, может ввести в заблуждение. Его использование должно сопровождаться по, крайней мере уточнениями и пояснениями.

«Офшорные» компании

Благодаря сложившейся в результате усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации торгово-производственных связей между различными государства­ми экономической ситуации многим странам приходится соревно­ваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополни­тельных денежных и иных средств. В то же время любой предпри­ниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами управления, отчетности, с необходимостью выхода на международ­ные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случа­ев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о средствах ре­шения этих проблем. В настоящее время одним из весьма практи­куемых средств подобного рода является офшорный бизнес.

Юридическое содержание понятия «офшорный бизнес» за­ключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений. Этот механизм используется для различных целей, в том числе налогового планирования и др. (управления риском; получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услу­гам и т. д.). Бесспорно, налоговое планирование - одно из основ­ных направлений и мотивов не только создания, но и развития офшорного бизнеса. Следует подчеркнуть, что термин «налоговое планирование» свойствен в большей мере западной экономиче­ской и юридической науке и практике. В советской, российской, а также экономико-правовой литературе других стран СНГ он до сих пор активно использовался лишь применительно к анализу ситуации в экономике именно развитых стран.

Для Российской Федерации понятия, употребляемые в этой связи («офшорный бизнес», «офшорная компания»), являются не только сравнительно новыми, но и спорными в некоторых отно­шениях. Так, например, весьма распространенным мнением было то, что категория «офшорная компания» не может рассматривать­ся в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это уже не соответствует действительности, так как существуют примеры законодательного закрепления этого термина, причем в его противопоставлении другой катего­рии - «внутренней компании» («in shore company»), как это имеет место в Англии, на Кипре, Виргинских островах (Брит.), Багам­ских островах и др.

Таким образом, юридическое содержание понятия «офшорная компания » в современном значении подразумевает такое образова­ние преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикции, которое не вправе вести производст­венную, торговую и вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения, и, следовательно, соглас­но действующим в большинстве подобных юрисдикции территорий не подлежащее налогообложению в ее пределах, однако является юридическим лицом, инкорпорированным (учрежденным, образо­ванным) в соответствии с законодательством последнего.

Сошлемся на один из самых известных примеров использова­ния конструкций, предлагаемых офшорным бизнесом для целей минимизации налогообложения. Это схема, разработанная гол­ландским концерном «Филипс». Ее суть состоит в следующем: на Бермудских островах указанным концерном было учреждено до­чернее предприятие - страховая компания «Кингстоун Кэптив Иншуэренс», единственным клиентом которого стал сам концерн «Филипс». По высоким ставкам было застраховано имущество концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизне­се не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтож­ны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводить­ся за границу Голландии - на Бермуды. Оттуда средства в виде займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный пери­од составила несколько миллионов долларов. Главным фактором в данной цепочке является ее юридическая неуязвимость.

Подробнее

Видовым понятием, используемым в рамках родового - «оф­шорная компания», - выступает «компания международного биз­неса» (от англ. «international business company»). В настоящем оно известно праву ряда территорий, имеющих преимущественно за­висимый или схожий с ним статус, а иногда и статус самостоя­тельных суверенных государств, предоставляющих льготные нало­говые режимы («налоговые убежища»), что способствует учрежде­нию в их пределах значительного числа иностранных компаний, действующих в международном гражданском обороте. Как прави­ло, компании международного бизнеса не могут осуществлять хо­зяйственную деятельность внутри таких территорий или госу­дарств. В их числе прежде всего получившие наибольшее распро­странение в последнее время так называемые офшорные зоны - Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и др.), британские за­висимые территории, которые не входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и пользуются определенной степенью самоуправления, включая собственное за­конодательство, а также территории иных государств: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гибралтар, Гон­конг (ныне Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси, Нидерландские Антильские острова и др. Одним из глав­ных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельно­сти исключительно за границей конкретного государства или территории. Кроме того, в силу положений местного законода­тельства необходимо наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источни­ков, находящихся вне этой территории.

· Выбранные варианты учета и оценки объектов учета;

· Система регистров бухгалтерского учета;

· Формы бухгалтерской отчетности;

· Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

· Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· Порядок контроля за хозяйственными операциями;

· Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета.

Принятая представительством иностранной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

Учетная политика представительства иностранной организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности иностранной организации на территории РФ, осуществленных непосредственно представительством данной организации(требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Принятая представительством иностранной организации учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Принятая вновь созданным представительством иностранной организации учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации данного представительства на территории РФ.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации

Если представительством иностранной организации был выбран способ ведения бухгалтерского учета в соответствие с российскими стандартами, то рабочий план счетов формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации.

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета
1 2 3
Внеоборотные активы
Основные средства 01 1. Поступление основных средств
2. Выбытие основных средств
Амортизация основных средств 02 1. Поступление нематериальных активов
Нематериальные активы 04 2. Выбытие нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов 05
Вложения во внеоборотные активы 08 1. Приобретение земельных участков
4. Приобретение отдельных объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
Запасы
Материалы 10 1. Сырье и материалы
3. Топливо
6. Прочие материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 1. НДС при приобретении основных средств
2. НДС при приобретении нематериальных активов
3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам
Затраты
Основное производство 20
Общепроизводственные расходы 25
Общехозяйственные расходы 26
Готовая продукция и товары
Выпуск продукции 40
Товары 41 По видам товаров
Готовая продукция 43
Денежные средства
Касса 50 1. Касса в рублях
3. Денежные документы
4. Касса в иностранной валюте
Расчетный счет 51
Валютный счет 52 1. Валютные счета на территории РФ
Специальные счета в банках 55 1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета
Переводы в пути 57 1. Переводы в рублях
2. Переводы в иностранной валюте
Финансовые вложения 58 1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества
Расчеты
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60
Расчеты с покупателями и заказчиками 62
Расчеты по налогам и сборам 68 По видам налогов и сборов
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда 70
Расчеты с подотчетными лицами 71
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73 1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по возмещению материального ущерба
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам
Капитал
Добавочный капитал 83
Целевое финансирование 86
Финансовые результаты
Продажи 90 1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль/убыток от продаж
Прочие расходы и доходы 91 1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов
Недостачи от потери и порчи ценностей 94
Расходы будущих периодов 97 По видам расходов
Доходы будущих периодов 98 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

2. Безвозмездные поступления

3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленные за прошлые годы

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

Рассмотрим на примере представительства иностранной организации, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории РФ, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных операций, связанных с деятельностью данного представительства.

Пример 1. Представительство иностранной компании осуществляет деятельность в РФ по установлению партнерских отношений между головной компанией и российскими организациями. Данный вид деятельности не приводит к образованию постоянного представительства в России. Все расходы представительство осуществляет за счет финансирования, поступающего от головной компании ежемесячно в сумме 50 000 долларов США.

Предположим, что курс доллара на момент зачисления средств на валютный счет составил 31,01 руб. В последний день того же месяца посредством перечисления с валютного счета представительством был оплачен счет за аренду офисного помещения, выставленный арендодателем за текущий месяц в сумме 35 000 долларов США. Курс доллара на момент оплаты составляет 31,10 руб.

Представительство ведет бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности по российским стандартам, в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для отражения в учете представительства информации о поступлении от головного офиса средств на содержание представительства и расходовании этих средств может использоваться счет 86 «Целевое финансирование» .

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, согласно Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации для этой иностранной валюты по отношению к рублю. Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте, приведенному в Приложении к ПБУ 3/2000, датой совершения банковских операций по валютным счетам считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета в кредитной организации.

Таким образом, получение представительством валютных средств от головного офиса согласно Плану счетов может быть отражено по дебету счета "Валютные счета" в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование» .

При признании расходов по арендной плате их сумма отражается в бухгалтерском учете по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Датой признания расходов в нашем примере является последний день месяца, за который получен счет, т.е. когда выполняются условия, необходимые для признания расходов.

В соответствии с ПБУ 3/2000 пересчет стоимости валютных средств на счетах в кредитных организациях и средств в расчетах производится на дату составления бухгалтерской отчетности и на дату совершения операции в иностранной валюте.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности также должна быть отражена и курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Центрального банка Российской Федерации на дату исполнения обязательств по оплате отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или была пересчитана в последний раз.

Согласно ПБУ 3/2000 курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Хозяйственная операция по начислению арендной платы может быть отражена в учете представительства иностранной организации, не осуществляющего предпринимательской деятельности, по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» .

Согласно п.1 ст.149 НК РФ реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных помещений, предоставленных иностранным организациям, аккредитованным в РФ, в случае, если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и применяется в отношении граждан и юридических лиц РФ, освобождается от обложения НДС.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
На валютный счет поступили средства от головного офиса на содержание представительства согласно выписке банка по валютному счету (50 000 * 31, 01) 52 86 1 550 500
Бухгалтерские записи на последний день отчетного периода
Отражена курсовая разница по счету 86 «Целевое финансирование» (50 000 * (31,10 - 31,01)) 91 86 4 500
Начислена арендная плата за текущий месяц согласно счета за аренду (35 000 * 31,10) 86 60 1 088 500
Отражена курсовая разница по валютному счету (50 000 * (31,10 – 31,01)) 52 91 4 500
Осуществлена выплата аренды за истекший месяц (35 000 * 31,10) 60 52 1 088 500

Организация бухгалтерского учета в российских представительствах иностранных компаний носит специфический характер. Порядок и особенности ведения различных участков бухгалтерского учета будет рассмотрена далее, в последующих статьях.

  • 4. Тенденция отделения личного закона юридического лица от его государственной принадлежности (национальности)
  • 5. Проблема признания юридических лиц иностранными государствами
  • 6.Проблема перенесения места нахождения юридического лица на территорию другого государства
  • Глава 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим
  • 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица
  • 2. Разновидности правового режима деятельности иностранных юридических лиц
  • 3. Практические вопросы применения различных видов правовых режимов
  • Глава 3. Метод прямого внутринационального регулирования. Национальное законодательство об иностранных инвестициях и двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений
  • 1. Общие вопросы применения метода прямого внутринационального регулирования
  • 2. Место национальных норм прямого действия в системе правового регулирования иностранных инвестиций
  • 3. Составляющие законодательства об иностранных инвестициях - изъятия из национального режима ограничительного и стимулирующего характера
  • 4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства
  • 5. Концептуальные проблемы российского законодательства об иностранных инвестициях
  • 7. Недостатки применения метода прямого внутринационального регулирования деятельности иностранных юридических лиц
  • Глава 4. Инвестиционные соглашения между государствами и иностранными юридическими лицами
  • 1. Понятие и основные разновидности инвестиционных соглашений
  • 2.Правовая природа инвестиционных соглашений
  • 3. Особенности российского законодательства, регулирующего инвестиционные соглашения
  • Глава 5. Универсальная материально-правовая унификация положений о статусе иностранных юридических лиц
  • 1. Общие вопросы применения метода унифицированного материально-правового регулирования
  • 2. Основные способы, формы и границы материально-правовой унификации
  • 3. Первые проекты документов, направленных на унификацию положений о статусе иностранных юридических лиц
  • 4. Деятельность Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений
  • 5. Деятельность Организации экономического сотрудничества и развития
  • 6. Деятельность группы Всемирного банка
  • 7. Деятельность Всемирной торговой организации
  • Глава 6. Региональная материально-правовая унификация положений о статусе иностранных юридических лиц
  • 1. Правовые основы интеграции стран - участниц Европейского союза
  • 2. Директивы Совета ес по праву компаний
  • 3. Общеевропейские организационно-правовые формы юридических лиц частного права
  • 4. Материально-правовая унификация положений о статусе иностранных юридических лиц на уровне других объединений государств (страны Андской группы, Североамериканская зона свободной торговли)
  • Глава 7. Правовое регулирование иностранных юридических лиц в рамках содружества независимых Государств и других интеграционных объединений бывших советских республик
  • 1. Правовые основы интеграции стран - участниц снг
  • 2. Правовое регулирование статуса иностранных юридических лиц на уровне снг
  • 3. Правовое регулирование статуса иностранных юридических лиц на уровне более тесных интеграционных объединений бывших советских республик
  • Глава 8. Группы коммерческих организаций (транснациональные корпорации)
  • 1. Категория «международное юридическое лицо». Вопросы правосубъектности международных межправительственных и неправительственных организаций
  • 2. Понятие и классификация групп коммерческих организаций, действующих на территории нескольких государств (транснациональных корпораций)
  • 3. Правовое регулирование групп компаний на национальном уровне
  • 4. Материально-правовая унификация регулирования деятельности групп компании
  • Список литературы на русском языке
  • 5. Проблема признания юридических лиц иностранными государствами

    Проблема признания юридических лиц иностранными государствами является не настолько простой, какой может показаться на первый взгляд. В отношении физического лица трудно себе представить, что какое-либо современное государство откажется признавать его правосубъектность, даже если данное физическое лицо не имеет гражданства какого-либо государства (является апатридом) или имеет двойное гражданство (является бипатридом). Однако в отношении юридических лиц отказ в признании правосубъектности может последовать в достаточно большом количестве случаев.

    В середине XIX в. широкое распространение получила теория, отрицающая возможность автоматического признания правосубъектности иностранных юридических лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных международными договорами или национальным законодательством того или иного государства. Основные положения этой теории были сформулированы Лораном (Бельгия), Вейсом (Франция), которые в своих работах отмечали, в частности, следующее: «Права людей безграничны, как и миссия их бесконечна; напротив, права юридических лиц, как и самое назначение их, ограничены тем законом, который их создал. Всякое право юридического лица есть только уступка со стороны законодателя… Создавать юридические лица властен только законодатель; но власть всякого законодателя останавливается у границы его территории; поэтому корпорации, так как они существуют только в силу его воли, не существуют там, где эта воля бессильна. Только универсальный законодатель мог бы сделать, чтобы юридическое лицо имело универсальное существование, или же нужно было бы, чтобы фикцию, созданную одним местным законодателем, признавали и все прочие; универсальная же фикция, созданная волей одного местного законодателя, есть юридическая невозможность; поэтому когда говорят, что юридические лица одного государства сами собой существуют и для других государств, то высказывают ересь. За пределами создавшего его государства юридическое лицо не существует; оно приобретает это существование только при условии признания со стороны местного законодателя; в этом его отличие от физических лиц».

    Отголоски этих воззрений можно обнаружить и в дореволюционной российской судебной практике. Так, в решении Гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената 1883 г. №44 подчеркивалось, что «правом судебной защиты в России могут пользоваться в качестве истцов законно учрежденные акционерные общества и товарищества только тех иностранных государств, с коими заключены от имени России конвенции по сему предмету, основанные на правиле взаимства».

    В настоящее время в большинстве государств в законодательстве, судебной практике или доктрине признается принцип автоматического признания правосубъектности иностранных коммерческих юридических лиц. В частности, в Законе Эстонии 1994 г. «Об общих принципах Гражданского кодекса» присутствует специальный § 135 «Признание в Эстонии иностранного юридического лица»: «Иностранные юридические лица признаются в Эстонии и обладают правоспособностью и дееспособностью наравне с эстонскими юридическими лицами, если иное не предусмотрено законом или договором». Достаточно развернуто регулируется практика признания иностранных юридических лиц в Законе Румынии 1992 г. применительно к регулированию отношений международного частного права (ст. 43 и 44), который оперирует понятием «признанное юридическое лицо»: «Преследующие имущественные цели иностранные юридические лица, законно учрежденные в том государстве, чьими национальными субъектами они являются, признаются в Румынии в силу закона. Иностранные юридические лица, не преследующие имущественные цели, могут быть признаны в Румынии с предварительного разрешения Правительства на основании решения судебного органа на условиях взаимности, если эти юридические лица законно созданы в том государстве, чьими национальными субъектами они являются, и если уставные цели, которые они преследуют, не противоречат социальному и экономическому строю Румынии… Признанное иностранное юридическое лицо обладает всеми правами, присущими его организационному статусу, за исключением тех, в которых признавшее это лицо государство в силу положений закона ему отказывает».

    Однако в странах, придерживающихся критерия эффективной оседлости, вопрос о признании иностранного юридического лица в большом количестве случаев решается отрицательно. Например, во Франции и Греции не будет признана иностранная компания, инкорпорированная в одной стране с административным центром, находящимся в другой стране. В Германии не будет признана компания из страны, придерживающейся принципа инкорпорации с руководящими органами в стране, где действует критерий административного центра, несмотря на правомерность такой компании с точки зрения права страны инкорпорации. При этом если страна местонахождения руководящих органов компании также придерживается критерия инкорпорации, то такая компания будет признана. В Бельгии, Люксембурге и Португалии компания будет признана, если ее административный центр находится в одной из этих стран. При этом к такой компании могут быть применены императивные нормы местных законов (так называемая насильственная натурализация иностранных юридических лиц). В Дании не будут признаны компании, не имеющие связи с данной страной, а также созданные в соответствии с законодательством стран, придерживающихся критерия реального места нахождения административного центра, но не имеющие там своих руководящих органов.

    Проиллюстрировать отказ в признании юридического лица можно с помощью следующего реального дела, описанного в учебном пособии по международному частному праву немецких авторов, являющихся действующими судьями верховных судов различных земель Германии. Фабула дела заключается в том, что 15 марта 1985 г. г-да Винтер и Бот-том учредили строительную фирму «Винтер ЛТД» с местонахождением в Лондоне и основным капиталом в 200 фунтов стерлингов. Там же, в Лондоне, фирма была внесена в торговый реестр. Но уже 28 марта 1985 г. на первом заседании правления было решено перенести место уставной оседлости и ведение дел в Дюссельдорф (Германия). Там фирма стала участвовать в деловой жизни под названием «Винтер-Бау ГмбХ», хотя и не была внесена в местный торговый реестр. Иногда фирма продолжала использовать свое прежнее название - «Винтер ЛТД». Осенью 1985 г. между г-ном Винтером и инженером Крузе в дюссельдорфском бюро фирмы «Винтер» состоялась устная беседа, в результате которой г-ну Крузе было поручено провести ряд инженерных работ для строительного проекта, осуществляемого фирмой за границей. Всю деловую переписку в период, предшествующий беседе, г-н Винтер вел на бланках с английским названием фирмы - «Винтер ЛТД». Однако над бюро фирмы красовалось ее немецкое название -«Винтер-Бау ГмбХ». Г-н Крузе оценил свою работу в 10 тыс. марок и послал соответствующий счет. Платежа не последовало. Тогда инженер решил обратиться в суд, но стал перед дилеммой, кому предъявлять иск: «Винтер-Бау ГмбХ», «Винтер ЛТД» или же непосредственно участникам фирмы - г-дам Винтеру и Боттому.

    При анализе описанного казуса немецкие авторы справедливо указывают, что «Винтер-Бау ГмбХ» не может выступать в качестве ответчика по делу, поскольку компания с таким названием не была внесена в немецкий торговый реестр и, следовательно, не может считаться правоспособным юридическим лицом. В контексте настоящей работы наибольший интерес представляет ход дальнейших рассуждений о возможности предъявления иска к фирме «Винтер ЛТД». Авторы отмечают, что вопрос процессуальной правоспособности компании, участвующей в процессе, относится к той категории вопросов, которые подлежат решению на основании коллизионной нормы права компаний о личном статусе юридического лица. Немецкая судебная практика отдает предпочтение критерию действительного местонахождения административного центра компании (т.е. ее правления). Решающим критерием определения местонахождения эффективного административного центра компании является локализация действительного, общепризнанного контрагентами компании центра управления ее деятельностью. В рассматриваемом случае правление «Винтер ЛТД» уже 28 марта 1985 г. приняло решение перенести место уставной оседлости компании и управления ее деятельностью в Дюссельдорф. И с тех пор она участвует там в деловой жизни. Даже если действительное место ее административного центра находилось в Англии, его перенесение в другую страну ведет к изменению статута, т.е. к изменению правопорядка, служащего источником для отыскания компетентной коллизионной нормы. Реальное положение дел со всей очевидностью свидетельствует в пользу местонахождения эффективного административного центра компаний в Дюссельдорфе и, как следствие этого, применения немецкого права компаний. А это в свою очередь ведет к тому, что данный тип компании с ограниченной ответственностью (limited company) неизвестен немецкому праву торговых товариществ. И поскольку «Винтер ЛТД» ближе всего по своей юридической сути к немецкому коммандитному товариществу, эту фирму следовало бы, если ее рассматривать как коммандитное товарищество немецкого права, занести в торговый реестр. Увы, этого сделано не было. На этом основании немецкие авторы делают вывод об отсутствии у фирмы процессуальной правоспособности (а значит, и правосубъектности согласно правовой системе Германии в целом). В крайнем случае кредиторы могли бы обратить свои претензии к лицам, действующим от имени компании, или к ее участникам.

    Очевидно, к аналогичным выводам мы вынуждены будем прийти при решении казуса, приведенного в практикуме по международному частному праву М.М. Богуславского. Суть этого дела заключается в следующем. В 1991 г. на о. Мен (Великобритания) было создано общество с ограниченной ответственностью (в форме company limited by shares). Компания предоставляла своим клиентам право на проживание на основе аренды в течение ими определенных календарных недель в течение года в поселке курортных домиков (бунгало) на о. Гран-Канарья (Испания) - так называемые туристические услуги по принципу «таймшер». Компания предъявила в суде Германии иск к ответчику, который сначала (в 1992 г.) заключил договор с компанией об аренде двух бунгало на определенный срок, а затем (в январе 1993 г.) письменно уведомил ее о расторжении договора и одновременно аннулировал поручение о переводе компании соответствующих сумм. В подписанном покупателем формуляре договора содержалось следующее условие: «Приобретатель не имеет права отозвать договор о приобретении права проживания», а в приложенных к формуляру условиях разъяснялось, что продавец имеет свое местонахождение на о. Мен и что приобретатель признает, что к отношениям сторон по покупке права на проживание подлежит применению право о. Мен. Первоначально решением суда г. Эссен от 10 марта 1994 г. в иске было отказано со ссылкой, в частности, на то, что процессуальная правоспособность стороны, вопреки утверждению истца, не может определяться правом о. Мен. Установлено, что на этом острове имеется только почтовый адрес истца (там находится лишь почтовый ящик фирмы для переписки). По мнению суда, для определения гражданской и процессуальной правоспособности решающим может служить место, где фактически осуществляется управление делами компании. Вопрос о том, обладает ли истец правоспособностью, определяется правом страны по местонахождению его фактического правления. То, что истец на о. Мен выполняет свои налоговые обязательства, оформляет сертификаты на право проживание и регистрирует их, является недостаточным доказательством для признания о. Мен местом фактического управления. Гораздо более существенным является установление того, где осуществляется деятельность по управлению делами, где принимаются решения и где они реализуются соответствующими представителями.

    Таким образом, случаи, когда юридическое лицо является «безродным» (фактически не имеет национальности ни одного из государств мира) или фактически имеет двойную национальность различных государств, являются далеко не столь безобидными. Они означают, что иностранные государства откажутся признавать правосубъектность юридического лица на своей территории, несмотря на то, что это юридическое лицо в свое время было правомерно учреждено в другом государстве с соблюдением всех необходимых формальностей. Вполне справедливыми и точными с позиций сегодняшних правовых реалий являются следующие замечания Л.П. Ануфриевой: «В действительности компания, обладающая сертификатом инкорпорации, выданным, скажем, регистратором компаний Республика Мальта, но имеющая местопребыванием головного офиса итальянскую Сицилию, для того, чтобы считаться итальянским юридическим лицом, должна быть включена в торговый реестр соответствующей области Италии. Только в этом случае можно говорить о „двойной национальности“. Вместе с тем это объективно будет означать и наличие двух юридических лиц (хотя бы и состоящих, возможно, из одних и тех же участников, управляющих, с одинаковым уставным капиталом, сферой и видами деятельности и т.п.) - мальтийского и итальянского. Фактическое же присутствие в каком-либо государстве, разделяющем критерий оседлости, юридического лица без внесения его в торговый реестр страны само по себе в правовом отношении мало что определяет. В силу этого, если конкретное общество, имеющее местом пребывания административных органов г. Лион во Франции, не осуществило необходимых формальных процедур по внесению себя в торговый реестр г. Лиона, то и считаться французским юридическим лицом оно не может. Следовательно, речь идет не об отсутствии „родства“ с Францией и французским правопорядком, а о правосубъектности вообще».

    Слабая проработка в отечественной доктрине вопросов признания юридических лиц можно объяснить тем, что в советский период была невозможна такая ситуация, когда юридическое лицо было бы зарегистрировано по законодательству СССР, но при этом имело бы действительный административный центр или основное место деятельности в иностранном государстве. Как отмечал Л.А. Лунц, «советские внешнеторговые организации- юридические лица, созданные по советскому праву, имеющие уставную и фактическую оседлость в СССР и не имеющие никаких средств, кроме выделенных данной организации (объединению) Советским государством… Следовательно, эти организации не имеют в своем составе каких-либо иностранных элементов; весь состав такой организации принадлежит одной стране - СССР. В отношении таких монолитных организаций не может быть раздельных вопросов их личного статута и государственной принадлежности. Как бы ни решались эти вопросы в законе и практике того или иного иностранного государства, принимает ли данное государство критерий места инкорпорации или места оседлости, - любой из возможных критериев в отдельности и все они в совокупности в отношении организаций СССР могут привести лишь к одному и тому же решению вопроса о „национальности“ или личном статусе данной конкретной организации». Что же касается иностранных юридических лиц, то закрепление в отечественном законодательстве критерия места учреждения юридического лица в целях определения личного статута не предполагало возникновение коллизий, подобных описанным выше. Российский (а ранее- советский) суд просто не вникает в вопросы реального места управления компанией и т.п., строго формально определяя личный статут в соответствии с местом учреждения юридического лица.

    Нетрудно заметить, что в основе многих практических коллизий, влекущих отказ в признании правосубъектности юридического лица, лежит проблема перенесения административного центра компаниииз одной страны в другую.

    "
    Загрузка...