musings.ru

Экономические принципы конституционного строя в рф. Образовательный портал - все для студента юриста Экономические основы конституционного строя в конституционном праве


Институт основ конституционного строя Российской Федерации закрепляет основополагающие принципы определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли.
Многообразие и свобода экономической деятельности РФ закреплены в ст. 8, 9 Конституции Российской Федерации. Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.
Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:
- отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, все остальные формы производны от них);
- производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.
Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. ч. 3 ст. 214 ГК). Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.
Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).
Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека.
В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантируется государством.

Еще по теме 11. Экономические основы конституционного строя.:

  1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  2. § 1. Общая характеристика и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Современные основы конституционного строя РФ представляют собой главные начала развития российского государства, которые закреплены в Конституции. Распространение данного термина произошло в начале 90-х годов ХХ века. В это время на свет появились первые правовые акты, содержащие понятие «основы государственного строя». Разумеется, главным образом внедрение подобного термина в правовую систему связано с разработкой и принятием Конституции РФ.

Раскрытие понятия конституционного строя

Для того чтобы понять, что представляет собой государственная основа Российской Федерации, необходимо более подробно разобрать понятие основ конституционного строя, в связи с чем рассмотреть несколько взглядов на данное определение:

  1. Это упорядоченная система общественных отношений, которые регулируются основным законом России, а также формируются под влиянием других нормативных актов – федеральных законов, постановлений исполнительных органов государства и так далее.
  2. Это базовая основа развития современного общества совместно с организацией публичной власти. Данный взгляд показывает развитие системы базовых политических, социальных, экономических, культурных и духовных ценностей.

Кроме того, конституционный строй в качестве основы использует не только развитие общественных благ, но и форму государственного устройства. В Конституции РФ говорится о республиканской форме правления, о государственно-территориальном устройстве, а также уточняется источник власти и правовой режим. Основной закон показывает принципы конституционного строя, основы которого влияют на формирование и развитие каждой сферы общественной жизни.

Содержание Конституции как официальное провозглашение государственного строя

Существует огромное количество мнений, статей, научных работ, изучающих основы конституционного строя РФ. Однако, прежде чем заглядывать в учебник того или иного именитого автора, стоит обратить внимание на статьи главного закона страны.

Первая статья полностью описывает статус российского государства как суверенной территории. К данной норме относятся политические основы конституционного строя: республика, политический режим - демократия, федеративная форма устройства государства.

Последующие статьи раскрывают другие нормы, касающиеся организации власти. Более того, первая глава Конституции не подлежит изменениям даже в особом порядке, что не относится к 3-8-й главам. В случае принятия решения о внесении изменений в 1-ю, 2-ю и 9-ю главы основного закона необходимо вынести решение об утверждении и принятии нового проекта Конституции. При этом выполнение поставленной задачи возлагается на несуществующий орган – Конституционное собрание. Поэтому изменить основы конституционного строя Российской Федерации практически невозможно в силу необычайной сложности этой процедуры.

Главные политические принципы построения государства

Установка основ конституционного строя принимает во внимание не только принципы государственного устройства, но также обращается к народной власти. 10-я и 11-я статьи показывают механизм реализации предоставленной государственной власти.

Главными принципами этой сферы общества является принцип разделения властей, упорядоченная система государственных органов, а также многоуровневое распределение власти между центром и регионами.

Несмотря на обширность показанных в основном законе принципов, контроль федерального закона не распространяется на органы власти МСУ. Таким образом, часто в регуляции общественных отношений возникает правовая коллизия в виде ответственности за население, которое проживает на той или иной территории. В случае падения уровня жизни власти субъекта разводят руками и утверждают о невозможности повлиять на решения местных органов, в то время как приходящий успех той или иной территории муниципального образования сразу становится достижением органов власти субъекта.

Конституционное положение личности: естественные и позитивные права

Основы конституционного строя Российской Федерации в качестве одной из самых главных провозглашают 2-ю статью Конституции. Данная норма говорит о том, что человеческие свободы - высшая ценность, которая охраняется государством. Важно уточнить то, что речь идёт о правах не только граждан российского государства. Гражданин РФ и иностранец будут защищаться Конституцией в равном порядке.

Данная особенность связана с разделением правого статуса человека на естественные и позитивные права. Первый вариант гарантирует жизнь, имя, неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и так далее. Что касается позитивных прав, то их статус можно определить в качестве дарованных государством. К этой категории относятся преимущественно политические и в некотором роде экономические нормы. Это право избирать и быть избранным (доступно для граждан иностранного государства лишь при выполнении определённых условий), право осуществлять предпринимательскую деятельность и так далее.

Экономика в Конституции России

Экономические основы конституционного строя включают и провозглашают следующие положения:

  • Свобода экономической деятельности показывает одно из главных отличий российского государства от Советского Союза, где экономическая деятельность находилась под полным запретом.
  • Многочисленность форм собственности: государство принимает и провозглашает в качестве основного экономического принципа различные формы собственности, например, государственную, собственность физических и юридических лиц, муниципальную собственность.
  • Единство экономического пространства. Данный принцип показывает, что единой государственной валютой является российский рубль, причём обеспечение его устойчивости возлагается на специально уполномоченные на то органы государственной власти.

Основы конституционного строя РФ формируют мощную базу экономической сферы жизни общества. Более того, во многих статьях можно встретить идеалы экономического развития, к которым необходимо стремиться.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.


Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Культурные и духовные права

Основы конституционного строя РФ провозглашают развитие культурных и духовных прав населения. Таким образом, утверждается не только свободное вероисповедание, но также и защищаются многочисленные культурные сообщества, организации и образования.

Особое внимание в данной области уделяется субъектам России, обладающим культурными и национальными особенностями. Провозглашается свободное развитие индивидуальной истории, традиций, быта, их сохранение и распространение.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ: 1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ; 2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке; 3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск; 4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

15. Конституционные основы деятельности государства в социальной и духовной сфере. Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципахсоциальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ. В их число входят:охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Важнейшей духовной основой конституционного государства в России служит идеологическое многообразие(ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж-дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

16. Понятие основ правового положения человека и гражданина как конституционно-правового института. Правовое положение (статус) человека и гражданина - совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество). Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 2) гражданство; 3) принципы правового статуса человека и гражданина; 4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Экономическая основа

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «06 охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается.

Все нормы, касающиеся деятельности хозяйствующих субъектов, подчиняются конституционной позиции о единстве экономического пространства, поскольку именно она возлагает ответственность на государство за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране, особенно там, где в наибольшей степени затрагиваются интересы населения: надежность снабжения всем необходимым; гарантии роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (занятость населения); смягчение последствий нестабильности в экономике (например, регулирование цен) или колебания спроса на международном рынке; снятие внутреннего напряжения в регионах. Кузовкин Д.В. Единство экономического пространства как основа конституционного строя Российской Федерации // Научный вестник Омской академии МВД России. №1 (25). 2007. С.10-13.

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий - Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;

4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» - собственность, принадлежащая всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права государственной и частной собственности не допускается предпочтение какого-либо из них.

Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ).

Социальное государство

Российская Федерация является социальным государством. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека) URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты;

3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

Таким образом, социальное государство в понимании Конституции РФ должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Средством, которое использует социальное государство для преодоления социального неравенства является социальное обеспечение. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике - это часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных или духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 608 с.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности, которая должна решаться в тесном единстве с экономической политикой.

Сегодня в России осуществляется ряд очень важных социальных реформ. Это реформирование систем здравоохранения, образования, ЖКХ, пенсионной системы. Однако несмотря на столь масштабное реформирование и некоторые позитивные изменения, в обществе преобладают мнения о том, что эти реформы не удаются.

Так, например, не утихают споры вокруг численности занятого населения в бюджетной сфере в России. Занятость в бюджетной сфере в России по уровню занятости, доли занятости в общей численности занятых Россия отстает только от 3-х европейских стран, причем, одних из самых богатых типа скандинавских стран, стран Северной Европы. Все остальные страны Европы, даже самые социально ориентированные, имеют меньшую занятость в бюджетной сфере. Это говорит о том, что они способны оказывать социальные услуги своему населению, гораздо меньшей численностью людей, которые обладают гораздо большей производительностью труда, то есть работают гораздо эффективней, чем в нашей бюджетной сфере. Но платить зарплату этим неэффективным, непроизводительным работникам никто наше государство не освобождает -- мы вынуждены платить зарплату. А это значит, что каждое повышение денег, выплат бюджетникам без повышения отдачи от деятельности бюджетной сферы означает неэффективное расходование средств. Потому что граждане как налогоплательщики эти деньги платят, бюджетники получают зарплату, но качество их работы, качество здравоохранения и образования улучшается несоразмерно или не улучшается вообще. Вот, собственно, это проблема, унаследованная от советской системы, которая и является главной бедой нашей социальной политики и камнем преткновения для большинства социальных реформ. URL: http://Vedomosti.ru

Такими же острыми как и вопрос о размере зарплат бюджетников являются вопросы о расслоении общества, малочисленности среднего класса в России, разнице в уровне жизни москвичей и провинциалов, качестве бесплатной медицины и образования и многие другие.

Таким образом, реформирование социальной сферы очень животрепещущая тема в России. Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится только в начале пути к достижению этой цели.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, – указывается в Конституции (ст. 8), – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».* Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной дея-тельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).


Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам – основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является, юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах – частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру- жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица – собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако – главное – создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Загрузка...