musings.ru

Грачева Е.Ю. Финансовое право Бюджетное законодательство и иные источники бюджетного права

  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 22. Понятие бюджетного права, его источники.

    Бюджетное право – основная подотрасли финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета и разработки и утверждения бюджетной отчетности. Предметом бюджетного права, соответственно, являются отношения, возникающие в бюджетной сфере, а метод правового регулирования бюджетное право использует императивный, как и все финансовое право.

    Бюджетное право отличается от других подразделений финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

    1. бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;

    2. эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

    С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:

    Бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

    Структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

    Компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

    Бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

    Источниками бюджетного права являются:

      Конституция РФ;

      Бюджетный кодекс РФ;

      Принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных внебюджетных фондов;

      Законы субъектов РФ о бюджете субъекта РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;

      Муниципальные правовые акты представительных органов муниципального образования о местном бюджете.

      Иных федеральных законов, законов субъекта РФ, актов органов муниципального образования, регулирующих бюджетные правоотношения.

      Постановления Правительства, например «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».

      Акты Минфина, например утвержденный порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, указания по применению бюджетной классификации.

    23. Правовое регулирование составления бюджета.

    24. Стадия исполнения бюджета. Ее участники.

    25. Правовое положение государственных внебюджетных фондов.

    Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а также их состав закреплены в ст. 143 и 144 БК РФ.

    Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания РФ; Государственный фонд занятости населения РФ.

    В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные - такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

    Правовой режим Пенсионного фонда РФ определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства фонда- государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

    Фонд социального страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

    Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие положения , утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

    К экономическим внебюджетным фондам относятся Феде­ральный и территориальные дорожные фонды. Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стиму­лирование производства (Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

    Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обес­печения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очеред­ной финансовый год.

    Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение органов власти субъектов РФ.

    Отчет об исполнении бюджета федерального государствен­ного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

    Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

    Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и расходов, также содержат правила общего значения, т. е. нормы бюджетного права.

    В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на федеральном уровне действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

    В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным особенностям, установленные на федеральном уровне правила, при этом они не должны противоречить последним.

    Таким образом, система источников бюджетного права в Российской Федерации состоит из правовых актов трех уровней, что обусловлено федеративным государственным устройством и действием принципов местного самоуправления. Вместе с тем названные источники имеют и разную форму в зависимости от вида органов, принявших их.

    Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.

    На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

    Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. 2 и 3 БК РФ.

    Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

    При этом устанавливается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему кодексу.

    Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

    К источникам бюджетного права относятся Федеральные законы: от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на

    При этом следует отметить, что правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, территориальных образований, публичных институтов.

    К указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие: от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» , от 25 августа 2004 г. № 1114 «О приостановлении действия некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О федеральном бюджете на 2004 год"» , от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» .

    К числу актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся постановления Правительства РФ, в их числе: от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», от 23 февраля 2007 г. № 126 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2007 год"» , от 12 декабря 2007 г. № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» и др.

    Принципиально важное значение имеют постановления Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» и от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» , которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.

    Среди законов субъектов Российской Федерации как одного из видов источников бюджетного права можно выделить Закон Смоленской области от 29 сентября 2005 г. № 87-з «О межбюджетных отношениях в Смоленской области», Закон Красноярского края от 10 июля 2007 г. № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», Закон Красноярского края от 8 декабря 2006 г. № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» и др.

    К числу источников бюджетного права можно отнести также договоры и соглашения о разграничении полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

    Часть 3 ст. 11 Конституции РФ допускает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на основе Конституции РФ, так и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Например, можно отметить Договор от 16 июня 1998 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» .

    Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ. Следует выделить определения Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации» , от 4 ноября 2004 г. № 324-0 «По ходатайству Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 169-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»

    Практически во все времена человечество стремилось достигнуть наиболее удачной социальной организации. Изначально подобной являлась племенная община. Позднее люди поняли, что такая формация не позволяет раскрыться человеческому гению целиком. То есть формальность всех отношений не позволяла объединить в пределах общины большое количество индивидов. Поэтому в процессе поисков люди поняли, что социальные формации, а точнее, отношения в них, должны регулироваться не только религиозными, патриархальными или иными примитивными нормами, но также своеобразными моральными. Так появилось право. А появление в мире этого универсального регулятора общественных отношений привело к тому, что люди сумели перейти на новый уровень социальной организации. Таким образом в мире начали возникать государства.

    Сегодня на планете просто огромное количество стран. Это свидетельствует о высоком уровне развития социальной организации общества, которая, в свою очередь, существует благодаря национальным Однако каждое государство считается таковым лишь при наличии определённых признаков. Одним из них является внутренняя экономика. Следует отметить, что финансовая жизнь государства - это один из основных показателей его развитости. В свою очередь, ключевым аспектом финансового сектора любой страны является бюджет. Абсолютно все действия, осуществляемые с ним, регулируются правом. Большое количество регулирующих норм в данной сфере долгое время накапливались, что привело к появлению бюджетного права, о котором пойдёт речь в статье.

    Финансовый сектор государства

    Бюджет и бюджетное право - это лишь производные элементы от финансового сектора национальной экономики государства. В данном случае мы рассматриваем особенности бюджетной отрасли в рамках законодательства Российской Федерации. Но, исходя из особенностей государственной казны, о которых пойдёт речь далее в статье, её регулирующая отрасль права является частью иной юридической структуры. Следует отметить, что достаточно длительное время бюджетное право было лишь институтом финансового. Однако накопление большого количества норм и возрастание важности привели к отделению бюджетного института в отдельную отрасль. Таким образом, финансовый сектор государства можно условно поделить на несколько составляющих, а именно: сфера бюджета и сфера экономического состояния.

    Финансовое право

    Перед непосредственным рассмотрением особенностей бюджетного права необходимо разобраться в ключевых факторах прародительницы данной отрасли. Таковой является на сегодняшний день Эта юридическая отрасль есть не что иное, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, а также расходов публичных денежных фондов, которые являются необходимыми в процессе реализации публичных функций. Таким образом, если бюджетное право регулирует исключительно бюджет, то финансовое - распределение денег из этого бюджета. Конечно, подобное определение является крайне «урезанным», однако оно наиболее точно показывает дифференциацию двух представленных правовых отраслей. Необходимо также отметить тот факт, что финансовое право также рассматривается как правовая дисциплина. Её изучают и преподают в юридических заведениях РФ с целью подготовки высококвалифицированных юристов.

    Государственный бюджет как источник появления бюджетного права

    Стоит отметить, что финансовое право, бюджетное право - это отрасли, которые так или иначе связаны с государственной казной. Различие проявляется лишь в разных формах этой связи. Это значит, что необходимо, прежде всего, рассматривать основной камень преткновения - государственный бюджет. Казалось бы, практически каждый гражданин России знает, что собой представляет казна страны. Однако в реальности все гораздо сложнее, чем это себе «рисуют» рядовые граждане.

    Таким образом, государственный бюджет - это документ, имеющий силу законодательного акта, в котором прописываются все без исключения схемы деятельности государственных органов, служб, а также порядок проведения ими финансовых программ, на которые тратятся бюджетные средства. Помимо этого, в представленном документе определяются размеры отчислений из казны России с целью удовлетворения деятельности публичной органов, служб, органов местного самоуправления и т. п. Следует отметить тот факт, что все отчисления пропорциональны ожидаемым бюджетным поступлениям. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что бюджетом в равной степени является финансовый прогноз на год и по совместительству «денежный» источник работы государственной власти.

    Но бюджет не появляется просто так. Его каждый год издают высшие органы законодательной власти. Данный процесс, а также иная деятельность, связанная с государственной казной, на законодательном уровне регулируется бюджетным правом.

    Понятие бюджетного права

    Бюджетным правом называется отрасль национальной юридической системы Российской Федерации, которой регулируются существующие основы устройства государства в рамках существующего бюджета, а также процессы его формирования, исполнения, контроля за его исполнением и деятельность субъектов бюджетного права. Следует помнить, что данная отрасль регулирует не только казну на национальном уровне, но и процессы, возникающие на уровне субъектов Федерации. Таким образом, понятие бюджетного права охватывает не только процесс регулирования общенациональный, но также бюджетные правоотношения непосредственно внутри структурных элементов Российской Федерации.

    Среди учёных постоянно возникают споры по поводу места бюджетного в национальной системе права. Возникновение подобной проблематики вполне логично, ведь изначально, как уже было указано, данная отрасль представляла собой институт финансовой. На сегодняшний день существует два основных подхода к видению бюджетного права. С одной стороны, это подотрасль, с другой - вполне самостоятельная правовая отрасль, независящая от других. Конечно, больше приверженцев на стороне самостоятельности бюджетного права. Ведь представленная отрасль имеет собственный субъектный состав, источники и, что самое главное, предмет правового регулирования.

    Предмет бюджетного права

    Предмет бюджетной отрасли - это один из основных факторов, который выделяет её в самостоятельную отрасль в национальной юридической системе. Таким образом, нормы бюджетного права регулируют следующие виды общественных правоотношений:

    Формирование бюджетных доходов, целью которых является повсеместное пополнение государственной казны;

    Координация и жёсткий контроль всех без исключения бюджетных расходов;

    Подготовка бюджетного закона путём реализации с приведением в жизнь всех его стадий;

    Контроль за использованием и реализацией бюджета;

    Приведение к ответственности всех лиц, которые тем или иным образом нарушают бюджетное законодательство на территории Российской Федерации;

    Таким образом, предмет бюджетного права полностью охватывает все возможные правоотношения, которые возникают в процессе использования государственной казны.

    Бюджетные нормы права

    Непосредственное регулирование предмета бюджетного права осуществляется при помощи специальных правовых норм. Как и иные виды норм тех или иных правовых отраслей, бюджетные имеют стандартную структуру, которая состоит из трёх элементов, а именно: гипотезы, диспозиции и санкции. Некоторые учёные утверждают, будто санкций в бюджетном праве, а точнее, в нормах этой отрасли, нет. Другими словами, бюджетным правом не предусмотрена ответственность за нарушения. Однако подобное утверждение ошибочно, так как в некоторых законодательных актах РФ, о которых пойдёт речь далее в статье, предусмотрены санкции за нарушения бюджетного режима.

    Виды бюджетных норм

    Следует отметить, что бюджетное право является одной из немногих отраслей, в которых присутствуют как процессуальные, так и материальные нормы. Таким образом, в его материальной части закреплены положения о структуре государственной казны, перечень поступающих доходов, расходов, процесс их распределения и т. д. Процессуальные нормы чаще всего используют во время составления, рассмотрения и учреждения бюджетного закона. Иными словами, ими регулируются отношения, возникающие в процессе создания нормативного акта государственного Также подобные нормы регулируют все процессы, которые так или иначе связаны с исполнением положений бюджетного закона.

    Субъектный состав отрасли

    Учитывая специфику бюджетного права, следует отметить наличие особых субъектов при фактической реализации регулирования общественных правоотношений. Субъекты бюджетного права условно делятся на три большие группы:

    1) Непосредственно государство, а также иные административно-территориальные образования.

    2) Органы исполнительной власти (центральные и субъектов Российской Федерации).

    3) Организации муниципального и государственного типа.

    Представленные выше группы показывают, что субъекты бюджетного права - это в большей степени государственные образования, относящиеся к разным ветвям власти. То есть именно субъекты организовывают исполнение бюджета путём координации движения бюджетных средств. Также следует отметить, что именно за ними закрепляется обязанность контроля фактического исполнения бюджетного законодательства.

    Источники отрасли

    Источники бюджетного права - это совокупность внешних форм выражения норм, принципов и системы данной отрасли. Другими словами, источниками можно назвать конкретные нормативные акты, в которых закреплены бюджетные нормы права. На сегодняшний день последние можно найти в трёх основных нормативных актах, а именно в:

    Конституции РФ;

    Бюджетном кодексе РФ;

    Законе о федеральном бюджете, который издаётся ежегодно.

    Таким образом, источники бюджетного права имеют свою иерархичную структуру, которая позволяет эффективно реализовать нормы представленной в статье правовой отрасли.

    Роль бюджетного законодательства

    Все без исключения источники бюджетного права, а точнее, положения их нормативных актов, строятся на конституционных принципах. Поэтому главный нормативный акт Российской Федерации закрепляет в себе ключевые положения в стране. Что касается ежегодного закона о бюджете, то это больше процессуальный акт, с помощью которого денежные средства страны фактически распределяются между соответствующими органами государственной власти. Наиболее важным нормативным актом является Бюджетный кодекс РФ. Именно в нём закреплены понятия о субъектном составе отрасли, принципы бюджетного права, его функции, а также основы бюджетного режима вообще.

    Источники бюджетной отрасли в науке

    Источники бюджетного права играют большую роль для одноимённой науки. При подготовке высококвалифицированных юристов относящиеся к бюджетной отрасли нормативные акты неоднократно изучаются для постижения всех подводных камней. При этом наибольшее значение имеют ежегодные законы о бюджете, так как по ним можно увидеть тенденцию развития всей экономической системы государства. Таким образом, источники бюджетного права, общая характеристика которых была дана в статье, во многом помогают начинающим юристам познакомиться с данной отраслью.

    Система отрасли

    В плане структурного распределения правовых норм бюджетное право не является исключением. права имеет стандартный вид. В неё входят два элемента: общая и особенная части. В каждый элемент входят нормы, регулирующие те или иные бюджетные процессы. Например, в общую часть включены принципы бюджетного права, его структура, понятие норм, а также иных важных статистических институтов. Особенная часть - это в большей степени совокупность норм, которыми регулируется непосредственно бюджетный процесс и деятельность по контролю за исполнением бюджетного закона.

    Заключение

    Таким образом, в статье представлены понятие, источники бюджетного права и иные особенности этой отрасли. Следует отметить, что эта часть правовой системы РФ является одной из наиболее важных, так как от неё зависит экономическое положение дел в стране.

    Регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

    Система источников бюджетного права строится на основе того, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма исходя из принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Следовательно, система источников бюджетного права состоит из Конституции, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.

    В механизме бюджетно-правового регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории России, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

    Федеративное устройство России обусловливает сложную разветвленную структуру бюджетного законодательства, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

    Структура бюджетного законодательства РФ установлена ч. 1 ст. 2 БК, согласно которой оно состоит из БК и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Необходимо учитывать, что перечень нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

    Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить БК. В случае противоречия между БК и иными актами бюджетного законодательства приоритет имеют нормы БК.

    Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.) и БК.

    Основное место среди источников бюджетного права занимает БК, принятый впервые в истории финансовой деятельности России Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовой статус участников бюджетного процесса, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

    Бюджетный кодекс состоит из пяти частей, включающих 32 главы. Впервые в российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.

    Важное значение БК заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения о которых также выделены в самостоятельную главу.

    Новые реалии государственного строительства и проводимой административной обусловили включение в текст БК отдельной главы, посвященной осуществлению бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.

    Участие государства в гражданском обороте в качестве равноправного хозяйствующего субъекта, усиление ответственности, в том числе и финансовой, государства перед организациями и физическими лицами повлекло наличие в БК самостоятельной главы, регулирующей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

    Несомненным достоинством БК является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

    Особенностью БК является комплексное регулирование всех бюджетных отношений, складывающихся на территории РФ. В результате нормы БК устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.

    Нормы БК осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня; для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.

    Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

    Принципиальная специфика бюджетного правотворчества регионального уровня проявляется в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных предметов ведения.

    В настоящее время нормы бюджетного права на уровне субъектов РФ развиваются весьма быстро и получают свое закрепление как в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.

    В большинстве субъектов РФ существует законодательно установленный особый порядок внесения бюджетных законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ (см., например, ст. 66 Устава Свердловской области, утвержденного Областным законом № 13-03; ст. 69 Конституции Республики Дагестан, принятой Конституционным Собранием). Наиболее строго осуществляется внесение бюджетных законопроектов в тех регионах, конституции (уставы) которых требуют именно положительного заключения главы администрации субъекта РФ (см., например, ч. 4 ст. 36 Устава Курской области, утвержденного Законом Курской области № 67-ЗКО; п. 3 ст. 36 Устава Астраханской области, утвержденного Законом Астраханской области № 21/2007-03). В случае отклонения проекта бюджетного закона главой администрации проект в прежней редакции может быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, но для его принятия требуется уже квалифицированное большинство голосов (т.е. не менее 2/3 от общего числа депутатов). В случае внесения бюджетного законопроекта в измененной редакции он рассматривается как вновь принимаемый акт (см., например, ст. 69 Устава Свердловской области; п. 2 ст. 46 Устава Омской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Омской области № 193).

    Федеративное устройство России обусловливает участие субъектов РФ в разработке и принятии федеральных законов по вопросам бюджетной деятельности, поэтому объектами законотворческого процесса регионального уровня являются не только законодательные акты соответствующего уровня, но и проекты федеральных бюджетных законов. Последний объект образуется в результате реализации субъектами РФ права законодательной инициативы в Государственной Думе или при обсуждении проектов федеральных законов по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 63 Устава Свердловской области содержит норму, согласно которой по проекту федерального закона, принятому к рассмотрению в первом и последующих чтениях Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации), Свердловская область вправе подготовить свои предложения. Предложения по законопроекту разрабатываются Законодательным Собранием Свердловской области и передаются губернатору Свердловской области, который подписывает предложения и от имени Свердловской области направляет их Федеральному Собранию РФ в семидневный срок с момента получения областью законопроекта. В бюджетных законах субъектов РФ получает конкретизацию муниципальная бюджетная деятельность с учетом местных особенностей. Таким образом, бюджетное законодательство регионального уровня соответствует бюджетной компетенции субъектов РФ и отражает действие принципа федерализма в бюджетном праве.

    Бюджетное право РФ является основным разделом финансового права. В него входят всевозможные нормы. Они определяют структуру существующей бюджетной системы, основной перечень расходов и доходов, а также порядок их распределения между всеми существующими бюджетами. Источники бюджетного права, не считая вышеуказанные нормы, включают в себя еще большое количество других факторов. О них сегодня знают далеко не все.

    По своему содержанию нормы бюджетного права разделяются на два вида. Они бывают процессуальные и материальные. Последние закрепляют использующуюся структуру бюджетной системы, а также общий перечень расходов и доходов в различных бюджетах и последующее их распределение между другими бюджетами. Источники бюджетного права включают в себя также нормы, определяющие порядок составления и последующего рассмотрения, утверждения, а также исполнения местных или государственных бюджетов. Помимо всего прочего, этими нормами устанавливается четкий порядок формирования и утверждения отчетности об исполнении составленной сметы денежных доходов и расходов.

    Что они собой представляют?

    Источники бюджетного права – это конкретные внешние формы его выражения, то есть различные правовые акты всевозможных исполнительных и представительных органов местного самоуправления или государственной власти, занимающиеся регулированием общественных отношений в бюджетной сфере.

    Система таких источников основывается на том, что различные функции данной деятельности проводятся всеми звеньями существующего государственного механизма, базируясь на принципе разделения властей. Это говорит о том, что различные правовые акты, с помощью которых регулируется каждый бюджетный процесс, издаются всеми существующими органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления в границах их компетенции. Таким образом, общая система источников включает в себя:

    • Конституцию;
    • федеральные законы;
    • международные договоры и декларации;
    • решения Конституционного суда;
    • всевозможные распоряжения и указы, изданные президентом РФ;
    • нормативные правовые акты, относящиеся к различным органам исполнительной власти.

    Классификация

    В существующем механизме регулирования достаточно большую роль играет классификация источников, главным критерием которой является работа различных правовых актов. Поэтому выделяются различные нормативы, действующие по всей России, а также те, юридическая сила которых распространяется только на определенные субъекты РФ или же муниципального образования.

    В качестве источников первого типа выступает Конституция, решения Конституционного суда, всевозможные международные договоры и декларации, указы президента. Ко второй группе стоит причислить отдельные конституции субъектов РФ и их законы, а также решения их конституционных судов и нормативы, принятые местными органами исполнительной власти.

    Бюджетный кодекс

    Наиболее важное место сред всех источников отводится БК, который был принят впервые в 1998 году. В соответствии с ним устанавливаются общие принципы данного законодательства, а также организации и дальнейшей работы всей бюджетной системы. Помимо этого на его основе определяется еще масса других правил и правовых норм, включая правовые основы порядка и возможного привлечения к ответственности за какие-либо нарушения бюджетного законодательства и многое другое.

    Сам по себе Бюджетный кодекс включает в себя 5 частей, каждая из которых содержит 32 главы. Изначально в действующей правовой системе России в структуру бюджетного законодательства было решено добавить нормы, позволяющие регулировать кредитные отношения с государством и различными муниципальными образованиями. Некоторые его главы посвящаются также муниципальному и государственному долгу или различным кредитам, предоставленным Россией другим государствам.

    Особенно важное значение БК приобретает, когда регулируется бюджетный процесс между несколькими органами, положения о них также выделяются в отдельную главу.

    Особенности и преимущества

    Несомненным преимуществом БК стоит назвать присутствие в нем четвертой части, с помощью которой определяется понятие «нарушение бюджетного законодательства», а также устанавливаются составы бюджетных правонарушений и регламентируется четкий порядок привлечения к ответственности за подобные правонарушения.

    Особенностью его является обеспечение комплексного регулирования всех существующих бюджетных отношений, которые происходят на территории РФ. Таким образом, нормы БК определяют не только различные материальные права и обязанности участников таких отношений. Они еще и позволяют четко регламентировать бюджетный процесс касательно всех уровней, а также определяют основы муниципального и государственного контроля за финансами.

    Нормы БК обеспечивают предельно подробную регламентацию бюджетной деятельности на федеральном уровне, в то время как для муниципальных или региональных отношений определяются базовые принципы бюджетной компетенции на данном территориальном уровне.

    Что включает в себя это право?

    В соответствии с действующим законодательством основные источники бюджетного права представляют собой Бюджетный кодекс РФ, а также различные федеральные законы о бюджете, которые принимаются в соответствии с ним на определенный год. Также сюда входят различные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, связанные с местными бюджетами на данный период времени, и другие федеральные законы.

    Бюджетные правоотношения

    Общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного права, в конечном итоге приобретают форму соответствующих правоотношений. В соответствии с действующим законодательством такие правоотношения включают в себя любые связи, которые возникают между субъектами, когда регулируется бюджетный процесс:

    • Создания доходов или же осуществления расходов различных уровней бюджетов государственной системы РФ, а также при осуществлении муниципальных и государственных заимствований и регулирования соответствующего долга.
    • Составления и дальнейшего рассмотрения проектов составленных бюджетов каждого уровня государственной системы, а также утверждения и последующего исполнения, включая контроль над всеми этапами.

    Устройство

    Если рассматривать источники бюджетного права, то бюджет здесь является основным финансовым планом страны, а также предоставляет детальную роспись его расходов и доходов. По своему материальному содержанию он является централизованным государственным фондом денежных средств.

    Нужно правильно понимать, что бюджет играет чрезвычайно важную роль в хозяйственной и политической жизни любой страны. Россия представляет собой федеральное государство. Поэтому источниками бюджетного права являются ее федеральный бюджет, а также средства различных субъектов.

    Государственная система обеспечивает требуемое финансирование для социально-экономического развития страны, а также оплачивает обороноспособность и еще множество других насущных потребностей. Разработка же бюджета осуществляется исходя из тщательно составленного прогноза социально-экономического развития государства на конкретный год.

    Бюджетные правоотношения государства определяются его устройством, установленным в соответствии с Конституцией. Российская Федерация представляет собой правовое, федеративное и демократическое государство, соблюдающее республиканскую форму правления. Страна включает в себя края, области, республики, автономные области и округа, а также города федерального значения, которые представляют собой равноправные субъекты бюджетного права РФ.

    Бюджетная система включает в себя совокупность республиканских, краевых, областных, федерального и еще множества других бюджетов и является элементом общей финансовой системы.

    Структура

    Основы бюджетного права предусматривают три основных уровня структуры бюджетов:

    • Федеральный.
    • Субъектов РФ.
    • Местный.

    В зависимости от своего предназначения внебюджетные могут подразделяться на социальные и экономические, а в зависимости от уровня управления – на региональные, местные и федеральные. Наиболее важными и крупными в данном случае являются федеральные, которые включают в себя:

    • Государственный фонд занятости.
    • Пенсионный фонд.
    • Фонд социального страхования.
    • Фонд обязательного медицинского страхования.

    Пенсионный

    Пенсионный фонд входит в субъекты бюджетного права и имеет режим, определяющийся соответствующим положением от 1991 года. Он непосредственно подчиняется правительству и, соответственно, предоставляет ему ежегодный отчет о своей работе. Бюджет данного фонда ежегодно в обязательном порядке утверждается высшими законодательными органами страны, а его средства являются всецело государственной собственностью.

    Формирование Пенсионного фонда осуществляется в субъектах РФ и на федеральном уровне, благодаря чему обеспечиваются своевременные и полноценные выплаты каждому пенсионеру, вне зависимости от того, где он работал или проживает.

    Норма бюджетного права в отношении Пенсионного фонда предусматривает несколько источников его образования:

    • страховые взносы, выплачиваемые работодателями;
    • страховые взносы, которые делают сотрудники различных предприятий;
    • ассигнования из федерального бюджета, которые выделяются для выплаты пенсий и всевозможных пособий;
    • средства, возмещенные фондом занятости в связи с назначением досрочных выплат безработным;
    • различные добровольные взносы.

    Это только основной перечень источников финансирования данного фонда, в то время как существует еще несколько других.

    Для чего он нужен?

    В первую очередь понятие бюджетного права рассматривает Пенсионный фонд в качестве инструмента для целевого сбора и аккумуляции финансовых средств с целью последующей выплаты пенсий или же денежных пособий детям, а также организации их дальнейшего финансирования. Также он используется для участия на долговременной основе в различных региональных или федеральной финансовых программах, связанных с социальной поддержкой населения. Помимо всего прочего, обеспечивается также расширенное воспроизводство его финансовых средств, исходя из принципов самофинансирования и множества других.

    Фонд социального страхования

    Данный фонд создается с целью финансирования расходов, связанных с социальным страхованием. Система бюджетного права рассматривает в качестве основных источников этого фонда различные страховые взносы со стороны работодателей и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также множество других доходов. Все денежные средства, которые аккумулируются таким образом, впоследствии направляются на оплату различных пособий, связанных с временной нетрудоспособностью граждан, беременностью и родами при рождении ребенка, при необходимости ухода за ребенком и обеспечения еще целого ряда других целей социального страхования.

    Фонд обязательного медицинского страхования

    В соответствии с действующим законодательством принципы бюджетного права рассматривают федеральный и территориальные фонды данного типа. В качестве правовой базы для работы любых таких органов являются различные положения, которые были утверждены в соответствии с постановлениями Верховного совета от 24 февраля 1993 года.

    Работа указанных фондов направлена на то, чтобы обеспечить полноценную реализацию действующей политики государства в сфере обязательного медицинского страхования рабочих в виде составной части общей системы государственного страхования. Формирование федеральных органов является инициативой правительства Российской Федерации, в то время как территориальные формируются в соответствии с инициативами органов власти определенных республик и прочими субъектами Российской Федерации.

    Основные источники, которые обеспечивают образование таких фондов, представляют собой страховые взносы всевозможных хозяйствующих субъектов, а также бюджетные ассигнования и прочие поступления. Все средства, полученные таким образом, в конечном итоге направляются на обеспечение обязательного медицинского страхования, а также прочих мероприятий, которые с этим связаны.

    Бюджет федерального фонда, а также отчетность о его работе в обязательном порядке каждый год рассматриваются Государственной Думой в процессе проводимых заседаний.

    Загрузка...