musings.ru

Социальная защита детей. Законодательная база российской федерации По социальной поддержке детей-сирот и детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов - ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.

Актуальность темы исследования. Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики.

Проблемасоциальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Защита государством и обществом детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Тем более актуальна задача обеспечить защиту прав и интересов тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а именно детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. Безусловно, в первую очередь обеспечение прав и интересов детей является правом и обязанностью их родителей. Если же родительское попечение по тем или иным причинам отсутствует, функции родителей берет на себя государство, предоставляющее детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей особые гарантии по их социальной защите.

Именно система государственных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей призвана способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы исследования юридического аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения.

Целью данной курсовой работы является изучение системы государственных гарантий, направленных на обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Дать общую характеристику института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Показать место и роль института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном российском обществе;

Рассмотреть вопросы правового регулирования в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Проанализировать систему государственных гарантий по поддержке прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложившуюся в настоящее время в РФ, а именно: рассмотреть проблемы связанные с вопросами образования детей-сирот, с вопросами медицинского обслуживания, прав на имущество, прав на жилье детей-сирот, и, конечно же, права на труд.

По степени разработанности рассматриваемая тема является еще не до конца изученной, что главным образом, связано с тем, что вопросы социальной защиты детей-сирот и, особенно, их максимально эффективной социальной интеграции - являются достаточно новыми направлениями в отечественной юридической и социологической литературе.

Тем не менее, вопросы, связанные с защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становятся все более актуальными и все чаще затрагиваются учеными, как правоведами, так и социологами. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются такими учеными как: Терехина В. («Для детей-сирот» - комментарий к Федеральному Закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Пантюхина Е.Н. («Социально-педагогическая защита детей-сирот в России»), Габдрахманов Ф. («Защита жилищных прав детей-сирот»), Зезина М.Р. (» Система социальной защиты детей»). Новикова Н. (» Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Воронова Б. («Охрана здоровья детей-сирот: новое санитарное законодательство») и др.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: историко-правовой метод, его применение позволило раскрыть процесс развития правового института социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило выработать понятие и раскрыть сущность системы государственных гарантий в области защиты прав детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей; при решении отдельных проблем, связанных с социальной адаптацией детей-сирот, в работе использовались также социально-психологический метод.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования; основной части, состоящей из трех разделов: «Общая характеристика института социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правовое регулирование в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и «Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» каждый из которых состоит из параграфов, где конкретизируются положения каждого раздела, и заключения, в котором делаются выводы, полученные в ходе изучения системы государственных гарантий в области защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Общая характеристика института социальной защиты детей - сирот и детей,

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики.

По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2000 году таких детей в России было 667,6 тысячи, в 2002-м - более 707,8 тысячи, в 2004-м - 734,2 тысячи. В 2005 году сиротство в нашей стране достигло устрашающей цифры 800 тысяч.

Рассмотрим, кто же относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

Отсутствием родителей;

Лишением их родительских прав;

Ограничением их в родительских правах;

Признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

Отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

Отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

В иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, оставшиеся без попечения родителей это так называемые «социальные сироты» - то есть дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о них. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Рассмотрим подробнее историю социального сиротства в России. Практика призрения детей-сирот в Российском государстве начала оформляться в систему ещё в период средневековья. Призрение бедных и страждущих в России было уже при Владимире Мономахе (начало правления 1114 г.) и при Иване Грозном. Основную ответственность за устройство сирот взяли на себя князья и церковь. Многолетняя практика заботы о сиротах в России существовала в двух основных видах: государственно-общественном и частно-церковном. Затем, от подачи милостыни наметился переход к воспитанию и обучению в специальных учреждениях или устройству для этих же целей в семьи. До Октябрьской революции 1917 г. практика социальной помощи детям-сиротам была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. Но нужно отметить, что у государства практически никогда не хватало средств на оказание перманентной помощи и планомерной успешной работы.

После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после гражданской войны (1921 - 22 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство. К 30-м годам ХХ века подавляющее число воспитанников детских приёмников всё ещё составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами. В сталинские времена детские дома пополнялись за счёт детей репрессированных.

Серьезные катаклизмы, породившие массовую беспризорность, пришлись на время после распада Советского Союза. Особенностями социального напряжения в тогдашней России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе. Последние годы также нельзя считать благополучными, происходит постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются государством на полное обеспечение, при этом для них государством гарантируются льготы во многих сферах общественной жизни.

Формирование системы государственных гарантий по социальной защите детей-сирот осуществлялось в течение нескольких последних десятилетий, и было обусловлено как увеличивающимся из года в год количеством случаев социального сиротства, так и постепенным повышением внимания государства к данной проблеме. Введение тех или иных гарантий, как правило, увязывалось с социально-политическими задачами своего времени.

Если вначале первоочередная задача заключалась в сохранении жизни и здоровья детей-сирот, впоследствии наряду с этим главным объектом внимания становилось их воспитание и образование. В 1956 году предельный возраст детей, воспитываемых в детских домах, был увеличен до 18 лет (ранее - 14), с тем, чтобы обеспечить таких детей всеобщим средним образованием. По мере увеличения социальной ориентированности общества государство брало на себя все больше функций по защите интересов детей-сирот. Открывались новые школы-интернаты, обеспечивающие проживание, содержание, воспитание и образование, как детей-сирот, так и детей, временно оставшихся без родительского попечения. С 1978 года на полном государственном обеспечении стали содержаться дети-сироты, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях. Предусматривалась возможность проживания и питания в детских домах их бывших воспитанников, обучающихся в высших учебных заведениях. В дальнейшем государство последовательно расширяло гарантии прав детей-сирот на жилое помещение, трудоустройство, медицинское обслуживание, образование, обеспечение питанием, одеждой, обувью, предметами первой необходимости.

С 1987 года дети-сироты получили право внеконкурсного приема в высшие и средние специальные заведения, им в обязательном порядке предоставлялось общежитие, дети данной категории получили право проводить каникулы в детских интернатных учреждениях, где они воспитывались, с предоставлением бесплатного проживания и питания, при этом проезд от места учебы до места проведения каникул и обратно оплачивался из средств учебного заведения. Помимо полного государственного обеспечения, им выплачивалась ежегодная материальная помощь. Также было закреплено их право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по окончании пребывания в детском интернатном учреждении, службы в Вооруженных силах или обучения в высшем (среднем специальном) учебном заведении.

В 1988 году были введены новые формы устройства детей-сирот на воспитание: это детские дома семейного типа, детские городки, в 1993 году правовое закрепление нашло понятие «детская деревня». С 1999 года активно развивается еще одна форма семейного устройства детей-сирот на воспитание - приемная семья.

В настоящее время наблюдается все усиливающаяся тенденция к сокращению числа детских домов - к 2010 г. сеть таких учреждений по прогнозам сократиться на 30%. Но это не связано с уменьшением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное сокращение числа детских домов связано, в первую очередь, с развитием системы опекунства и увеличения числа детей, устроенных в приемные семьи. По данным статистики за 8 месяцев 2008 года более 64 тыс. детей обрели свой дом. В подавляющем числе случаев эти дети были устроены в российские семьи.

Таким образом, государством постоянно и планомерно проводится политика направленная на решение вопросов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращение социального сиротства, снижения количества детей, отбираемых у родителей и помещаемых в специализированные учреждения, совершенствованию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Правовое регулирование в области социальной поддержки прав д е тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На сегодняшний момент российская государственная социальная поддержка и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентируется на международные нормативные акты, конвенции и декларации. Это, например: Конвенция о правах ребенка, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и др.

Таким образом, в основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам, определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.

Основным же нормативно-правовым актом в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ).

Предметом правового регулирования Закона являются гарантии государства по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Закон консолидирует нормы, касающиеся предоставления государственных социальных гарантий таким лицам, содержит соответствующий понятийный аппарат, позволяющий системно регулировать данные общественные отношения.

Задачами, которые ставились при принятии данного закона являлись:

Закрепление гарантий государства по социальной защите детей-сирот в едином законодательном акте;

Системное построение норм законодательства, регулирующих отношения в сфере предоставления детям-сиротам государственных гарантий по социальной защите;

Устранение пробелов в правовом регулировании;

Обеспечение равных прав детей-сирот на государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Несомненным достоинством Закона является системное построение и законодательное определение используемой терминологии. В статье 1 Закона впервые даны четкие определения терминам «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормативно определены термины: опека и попечительство; приемная семья; полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительные гарантии по социальной поддержке. При этом в Федеральном Законе установлено, что эти дополнительные гарантии обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Государственный контроль и ответственность за соблюдение дополнительных гарантий, установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. При этом неисполнение данных обязанностей влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание гарантий государства по социальной защите детей-сирот отражено в ст. 6-9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом под дополнительными гарантиями по социальной поддержке понимаются в соответствии со ст. 1 ФЗ - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Подробнее каждая из групп социальных гарантий будет рассмотрена ниже.

Таким образом, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация данного закона должна способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства и созданию стройной, логичной системы российского законодательства в области социальной защиты детей-сирот в целом.

Помимо указанного Федерального закона немаловажную роль в регулировании отношений по поводу защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей играют такие нормативно-правовые акты, как:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации - закрепляющий институты опеки и попечительства;

2. Семейный Кодекс Российской Федерации в нем есть отдельный, VI раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», который посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Защита их прав и интересов возлагается на органы местного самоуправления, которыми являются органы опеки и попечительства (ст. 126 СК). Семейный Кодекс РФ детально регулирует процедуру усыновления (удочерения), дает перечень форм семейного устройства - усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья (последняя - в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ). В нем впервые введена глава, регулирующая вопросы устройства детей в организации. Следует отметить расширение перечня таких организаций: в него включены образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы).

3. Федеральный Закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с эти законом гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному оператору или федеральному оператору.

4. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ, который внес ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству, в частности был введен институт предварительной опеки, введены нормы, касающиеся подготовки приемных родителей.

Во исполнение федерального законодательства принят ряд целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации семейного устройства. В частности, в соответствии с нормой п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, предоставлявшей субъектам РФ право предусматривать, помимо усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, иные формы устройства (эта норма утратила силу с 1 сентября 2008 года), во многих регионах были приняты законы о патронате (патронатном воспитании) как отдельной форме устройства. В субъектах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы определяют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей.

Кроме того, важное значение имеют и такие нормативно-правовые акты, которые конкретизируют дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, как:

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»

Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ряд др.

Нельзя не упомянуть и о Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 (в ред. Постановления Правительства от 10.03.2009 №216).

Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.На основе Типового положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется - учреждение), разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.

Нужно отметить, что при коллизии федеральных законов, определяющих дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпочтение отдается Федеральному закону «О дополнительных гарантиях» как специальному закону.

В процессе модернизации российского образования противоречия между федеральными законами, определяющими гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть устранены. Ревизия законодательства в этой области должна также устранить терминологические разночтения и нормы, из года в год не обеспеченные финансированием из федерального бюджета.

3. Виды государственных гарантий по социальной поддержке д е тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.

В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:

Дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);

Дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);

Рассмотрим их поподробнее.

3.1 Гарантии права на образование

К основным дополнительным гарантиям в области образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:

1. Во-первых, для данной категории детей предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы. «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»

2. Во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования.

3. В-третьих, данные лица, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом под полным государственным обеспечением понимается:

Предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания;

Предоставление им бесплатного комплекта одежды и обуви;

Предоставление бесплатного общежития;

Предоставление бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

4. В-четвертых, обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

5. В-пятых, дети - сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, получают:

Стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении:

Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

Сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

При этом размер и порядок увеличения данных выплат устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится данное образовательное учреждение.

6. В-шестых, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

7. В-седьмых, все выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, одежды, обуви и т.д. или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

8. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Помимо данного перечня гарантий, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует еще ряд гарантий, установленных государством. Например, Закон РФ «Об образовании» устанавливает норму о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

При сдаче вступительных экзаменов в форме ЕГЭ успешной признается сдача каждого экзамена, если абитуриентом получены баллы, которые при использовании шкалы перевода баллов в отметки соответствуют отметкам «3», «4» или «5». Шкала перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ устанавливается на каждый год по каждому предмету отдельным распоряжением Министерства образования Российской Федерации.

3.2 Гарантии права на медицинское обслуживание

Следующей государственной гарантией по социальной поддержке детей-сирот является дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется получение медицинского страхового полиса для бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные учреждения.

К государственным гарантиям права на медицинское обслуживание можно отнести и право на медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью. В отношении вопросов медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, применяется Приказ Минздравмедпрома России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. №369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью».

Данным Приказом утверждено Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ, в соответствии с которым экспертная комиссия осуществляет:

Организацию медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, в детских домах, приютах и других детских учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности;

Подготовку и выдачу медицинского заключения на ребенка, передаваемого на воспитание в семью;

Оформление документов до подбора кандидатов в усыновители, опекуны, попечители;

Направление медицинских документов детей в случае необходимости их дополнительного медицинского обследования в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ для решения вопроса дальнейшего обследования и лечения в ведущих клиниках страны.

В целях создания комплексной системы мероприятий по наблюдению, обследованию, лечению, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей и находящихся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, издаются приказы об организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, раннего возраста с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции.

В приказах утвержден порядок оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированным. Предусматривается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, после выписки из родильных стационаров для обследования в отделениях патологии новорожденных на общих основаниях, по показаниям подлежат переводу в профильные стационары. После этого они подлежат профильному медицинскому обследованию.

Один раз в три месяца или по показаниям осуществляется плановое лабораторное обследование детей. Два раза в год осуществляется проведение диспансеризации и углубленных медицинских осмотров силами работников учреждений здравоохранения муниципальных образований.

3.3 Гарантии права на имущество и жилое помещение

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс РФ. Он устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона №?159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Во-первых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Те же из них, которые не имеют закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства. Органами же исполнительной власти по месту жительства являются органы опеки и попечительства.

Конкретные же меры по защите жилищных прав несовершеннолетних содержатся в Письме Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 и от 20 февраля 1995 г. №09-М. В частности, там указано, что:

Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо, лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних;

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка;

Продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей) не рекомендуется;

В случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Порядок предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в принципе, для большинства субъектов РФ является сходным. Кроме того, в законодательных актах субъектов могут предусматриваться и иные дополнительные гарантии для детей-сирот: например, по законодательству города Москвы освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи жилого помещения в поднаем) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. Освобождение предусматривается на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. С учетом финансово-экономического кризиса сложности с предоставлением жилья детям-сиротам могут усилиться. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребенку-сироте жилое помещение.

Например: «Решением районного суда г. Н. Новгорода от 22.09. 2008 было удовлетворено исковое заявление прокурора Советского района в интересах М. к Правительству Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода.

Прокурор обратился в суд в интересах М., воспитанника ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №?1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии», за которым не было закреплено какое-либо жилое помещение и который в 2004 году был поставлен в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ответчики возражали против удовлетворения иска и приводили следующие аргументы:

Приобретение квартир за счет средств областного бюджета производится? - администрацией города в соответствии с очередностью;

Обязательство по предоставлению жилого помещения является расчетным обязательством субъекта РФ, в связи, с чем администрация города считает себя ненадлежащим ответчиком;

Жилые помещения должны предоставляться лишь после окончания обучения,?- в то время как М. после окончания обучения поступил на обучение в учреждение среднего профессионального образования, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения еще не наступила.

Суд сделал вывод о том, что в соответствии с положениями областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006-2010 годы обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложено на министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Таким образом, жилое помещение М. должно быть предоставлено органом местного самоуправления за счет средств Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом суд подчеркнул, что ст. 57 ЖК РФ предусмотрено: жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья М. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Нижегородский областной суд, рассматривая кассационную жалобу Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, не желавшего выделять деньги на предоставление жилого помещения М., оставил принятое Нижегородским районным судом решение без изменений».

Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий (от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, отсутствие свободного жилья, прекращение или приостановление строительства нового жилищного фонда, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений).

3.4 Гарантии права на труд

К дополнительным гарантиям права на труд для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:

1. При обращении в органы службы занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет органы службы занятости осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

2. Впервые ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Подобные документы

    Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    Стратегические проблемы борьбы с сиротством. Законодательство в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства. Основные социального причины сиротства в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан. Защита прав и приоритетные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовая база их социальной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Общие положения об опеке и попечительстве. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без защиты личных и имущественных прав и интересов. Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2011

    Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок и принципы усыновления детей иностранными гражданами, нормативно-законодательные основы. Обоснование изменений в законодательстве по усыновлению иностранными гражданами.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2015

    Основные законодательно установленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство как форма воспитания детей.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Исторический аспект устройства детей в семьи. Сравнительная характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые последствия усыновления и контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей в России.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2015

    Социально-юридический анализ института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Опека (попечительство) как форма семейного устройства. Приемная и патронатная семьи, их правовое регулирование. Устройство детей в организации для детей-сирот.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2017

    Правовое регулирование юридической поддержки детей-сирот и их законных представителей. Анализ судебной практики по отдельным вопросам защиты прав детей-сирот. Актуальные проблемы сиротства после принятия Закона "Димы Яковлева"; опекуны и попечители.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2017

    Правовые аспекты социального сиротства. Обобщение основных форм социальной защиты детей, которые остались без родительского попечения. Усыновление (удочерение). Опека (попечительство) над несовершеннолетними. Приемная семья. Патронат, патронатная семья.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,

N 122-ФЗ , от 17.12.2009 N 315-ФЗ )

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ )

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

N 315-ФЗ , от 16.11.2011 N 318-ФЗ , от 02.07.2013 N 185-ФЗ )

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ , от 16.11.2011 N 318-ФЗ , от 02.07.2013 N 185-ФЗ )

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ , от 02.07.2013 N 167-ФЗ , от 02.07.2013 N 185-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ )

КонсультантПлюс: примечание.

Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ , от 17.12.2009 N 315-ФЗ )

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ , от 16.11.2011 N 318-ФЗ , от 02.07.2013 N 185-ФЗ )

Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ , от 16.11.2011 N 318-ФЗ , от 02.07.2013 N 185-ФЗ )

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отноше ний:
  • в сфере образования:
  • в среде обитан ия ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

Они имеют некоторые обязательные , которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

Кто относится к данной категории

Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

Первая категория, это дети-сироты . Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

Закон делит их на две возрастные категории :

Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца . Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории :

  • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
  • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

Законодательное регулирование

Если говорить о законодательных актах , которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях

Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

Перечень мер помощи и компенсаций

Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

  1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
  2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
  3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
  4. Гарантии, которые дают право на труд.
  5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения . К ним следует отнести следующие права:

  • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
  • повышенная , что больше обычной на 30-50%;
  • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
  • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
  • предоставление бесплатного места в общежитии;
  • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.

Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

Вторая категория, это медицинское обслуживание . Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту . Эти гарантии делятся на такие категории:

  • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
  • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
  • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи . Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

Загрузка...