musings.ru

Устав — свод правил, регулирующих деятельность организа¬ций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с дру¬гими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Подг

Устав предприятия - это утвержденный в установленном порядке юридический документ, включающий свод положений и правил, касающихся правового статуса, организационной формы, структуры и устройства организации, видов деятельности, порядка отношений с юридическими и физическими лицами и государственными органами, а также определяющих права и обязанности как участников организации, так и самого юридического лица.

В уставе обязательно отражаются основания учреждения организации, ее цели и задачи, описывается организационная структура как самой организации (наличие или отсутствие обособленных подразделений), так и органов ее управления, оговариваются форма собственности, порядок осуществления производственно-хозяйственной деятельности, а также правила реорганизации и ликвидации.

Устав - это учредительный документ, на основании которого действует .

Устав утверждается его учредителями (участниками).

При этом для юридических лиц, созданных одним учредителем, Устав является единственным учредительным документом.

Устав как учредительный документ юридического лица

Устав - это учредительный документ, являющийся обязательным для юридических лиц.

Устав выступает учредительным документом в следующих организационно-правовых формах юридического лица:

    Акционерное общество (АО);

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Документ составляется ещё до регистрации фирмы. Именно на основании этого документа вносятся данные об учредителях, а также о самой компании в единый государственный реестр.

Существенные условия Устава

В уставе акционерного общества должны быть отражены:

    полное и сокращенное фирменные наименования общества;

    местонахождение общества;

    тип общества;

    количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

    права акционеров – владельцев акций каждой категории (типа);

    размер уставного капитала общества;

    структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

    сведения о филиалах и представительствах общества.

Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать:

    полное и сокращенное фирменное наименование общества;

    сведения о местонахождении общества;

    сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

    сведения о размере уставного капитала общества;

    сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

    права и обязанности участников общества;

    сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

    сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

    сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

Уставы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью могут содержать и иные положения, не противоречащие федеральному законодательству.

Оформление Устава

Устав нужно оформлять с учётом следующих правил:

    устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4;

    текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами.

    на титульном листе устава указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления, гриф утверждения устава учредителями или участниками, который заверяется печатью организации.

    на подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава;

    отметка о регистрации устава заверяется печатью регистрирующего органа;

    документ должен быть прошит;

    страницы, начиная с той, что идёт после титульного листа, нумеруются;

    на обороте последней страницы нужно прикрепить пломбирующий лист с указанием следующих сведений: число страниц, подпись заявителя с расшифровкой, печать.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Устав: подробности для бухгалтера

  • Типовой Устав для ООО? Нет, спасибо!

    Но и это маловероятно. Устав нужен только, чтобы зарегистрировать юридическое... Но и это маловероятно. Устав нужен только, чтобы зарегистрировать юридическое... ̆ момент. «Типовой» Устав, размещенный в информационно-правовои... необходимости разрабатывать и утверждать свой устав; контрагентам сразу понятны «правила... единоличного исполнительного органа общества - Типовой устав № 2 (сокращенный вариант); Общества... состава участников ООО - Типовой устав № 3; Вновь создаваемые общества...

  • Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

    ФЗ). Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения В уставе образовательной... Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения Необходимость внесения изменений... в устав образовательного учреждения может возникнуть в... на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)? Важно! Разъяснения в... », то необходимо внести изменения в устав (новое наименование - «Муниципальное бюджетное...

  • Внесение изменений в устав ассоциации: особенности

    Ассоциации. Внесение изменений в устав ассоциации осуществляется путем утверждения новой... Важно! Изменения и дополнения в устав утверждаются решением общего собрания членов... природы изменений они вносятся в устав ассоциации определенным образом при... регистрация изменений и дополнений в устав ассоциации осуществляется в порядке, ... законодательству, внесение изменений в устав ассоциации предполагает заполнение и подачу... в Минюст РФ направляют измененный Устав и необходимую сопроводительную документацию. ...

  • Типовые уставы

    Правильности оформления, а если устав не соответствовал, предъявляемым к нему... необходимо было только предоставить устав в пакете документов для регистрации... возможность вообще не разрабатывать самостоятельно устав, а воспользоваться наиболее подходящей... под понятием «типовой устав» понимается не любой стандартный устав, который, например, ... устава, размещает такой типовой устав на официальном сайте регистрирующего органа... переходе на типовой устав уже действующего, устав на регистрацию предоставлять...

  • Все о смене юридического адреса: процедура, риски, документы

    Случае придется внести изменения в устав, поэтому заполнять необходимо форму Р13001 ... единственного участника о смене адреса; устав с внесенными изменениями или приложение... адреса и внесении изменений в устав; устав с внесенными изменениями или приложение... внесении изменений в устав сведений о месте нахождения; устав с изменениями или...

  • Вышел или нет? Что делать, если выход участника из ООО не отражен в ЕГРЮЛ

    Неважно) не желает отпускать партнёра. Устав компании допускает выход участника, поэтому... удостоверения заявления о выходе понадобится устав компании, который хранится у «А... взгляды на выход «Б», предоставлять устав по доброй воле он не... счастью, из ситуации есть выход. Устав - это публичный документ, и его... лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества... , а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном...

  • Как добавить или изменить коды ОКВЭД для ООО

    Вида экономической деятельности приходится менять устав. Тогда нужно заполнить форму Р13001 ... - всего 800 рублей. Если же устав не меняется, применяют форму Р14001 ... ; Описание изменений, которые вносятся в устав в связи с данной процедурой... вами форме, заверенное нотариусом; Новый устав (только в том случае, если... случае, если вносились изменения в устав). Обратите внимание на то, что... новый лист записи ЕГРЮЛ и устав с подтверждением ИФНС, если он...

  • Свобода совести, цензура, прошлое и настоящее

    Июля 1804 г. был принят Устав о Цензуре. Согласно данного Устава... . Надо отметить, что данный цензурный Устав считается специалистами по российской цензуре... . № 1. С. 121-131. 36. Устав о Цензуре 1804 г.// Русская... обращения 20.06.2012). 10 Устав о Цензуре 1804 г.// Русская... (дата обращения 20.06.2012); Устав о Цензуре 1804 года можно...

  • Смена единственного учредителя ООО

    При этом очень важно проверить устав компании. В нём не должно... компании должен внести изменения в устав компании, указав в ней нового... на вступление в компанию. Изменённый устав, в который добавляется новый член... изменений в ЕГРЮЛ; Новый заверенный устав ООО. Для изготовления этих бумаг...

  • Корпоративный договор между собственниками: возможности и ограничения

    Является, как это ни банально, Устав компании. О необходимости его внимательной... общем собрании за включение в устав положений, регулирующих деятельность органов общества... можно только посредством включения в Устав положений, указывающих на регулирование порядка... более ничего: а каким будет устав акционерного общества с учетом разных...

  • ЖСК: ошибка в выборе кода ОКВЭД

    Поправки в учредительные документы ЖСК. Устав не меняется Если вносить изменения... в устав ЖСК не надо (когда в... листе Н заявления не приводятся. Устав меняется Если изменения в учредительные... документы (устав) вносятся (когда виды деятельности «жестко...

  • Устранение миноритариев в ООО: как сделать и как предотвратить

    Рублей. Директор - один из мажоритариев. Устав стандартный (скопированные положения закона об... для мажоритарных участников (напоминаем, что устав стандартный, а следовательно, есть возможность... ООО «Хранитель активов». Шаг 3 Устав компании «Хранитель активов» такой же... этого не было сделано и Устав новой компании уже принят в...

  • Отказ в государственной регистрации ТСЖ

    ЕГРЮЛ. Учредительным документом ТСЖ является устав, который принимается на общем собрании... . 2 ст. 135 ЖК РФ). Устав ТСЖ должен содержать следующие сведения... на общее имущество в доме; устав ТСЖ (в двух экземплярах в...

  • Неделимые фонды кооперативов – защита активов бизнеса или дополнительные риски

    Голос. Для того, чтобы поменять устав, реорганизовать, ликвидировать производственный кооператив или... исключить из него бенефициара, поменять устав, создать неделимый фонд и т... , что, несмотря на включение в устав кооператива положения о неделимом фонде...

  • Особенности современной работы с контрагентами

    Правильным и необходимым будет затребовать устав и – в случае, если подписант... директора ведает определенным направлением бизнеса. Устав в большей степени интересен разделами... , однако однажды нам довелось увидеть устав, в котором директор имел право...

1. Организационно-правовые документы.. 3

2. Устав организации. 5

3. Учредительный договор. 12

4. Инструкция. 13

5. Структура и штатная численность. 23

6. Штатное расписание. 23

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Введение

Организационные документы - это комплекс документов, содержащих правила создания организации, в том числе: выбор ее организационно-правовой формы; компетенцию, структуру, штатную численность, состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей); формирование совещательных органов управления; установление режима работы и системы охраны; организацию и оценку труда; порядок реорганизации и ликвидации.

1. Организационно-правовые документы

Организационно-правовые документы реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности организации.

Организационные документы содержат положения, обязательные для исполнения.

К организационно-правовым документам относятся:

устав организации;

положение об организации;

учредительный договор;

положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах;

регламент;

структура и штатная численность;

штатное расписание;

инструкции по определенным направлениям деятельности;

должностные инструкции работников;

правила внутреннего трудового распорядка (положение о персонале) и др.

Организационные документы оформляются на общем бланке организации или на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Датой организационных документов является дата утверждения.

Организационные документы утверждаются руководителем организации или ее структурного подразделения либо вышестоящей организацией. Утверждение осуществляется либо проставлением грифа утверждения на самом документе, либо изданием другого документа.

Заголовок к тексту в организационных документах должен согласовываться с наименованием вида документа, например:

положение (о чем?) об отделе кадров;

структура и штатная численность (чего?) аппарата Министерства;

инструкция (о чем?) о ведении бухгалтерского учета;

должностная инструкция (кого?) референта.

Организационные документы имеют сложную структуру текста.

Констатирующей частью текста организационных документов является раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение организационного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст организационных документов делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Организационные документы проходят установленный в организации порядок согласования. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами, с юридической службой, проверяющей соответствие данного организационного документа действующему законодательству.

С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.

Особенностью организационно-правовых документов является возможность вносить в них изменения и дополнения в тех случаях, когда нет необходимости перерабатывать весь документ.

К первым и основным организационно-правовым документам относятся учредительные документы: устав или положение об организации, учредительный договор.

Общие положения, определяющие наименования видов организационных документов и порядок их оформления, приведены в Гражданском кодексе РФ (гл.4, ч. I).

Организация, являющаяся юридическим лицом, "действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида" (ст.52 ГК РФ).

2. Устав организации

Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения.

Типовая структура текста устава государственного учреждения (пример 1) закреплена в "Унифицированной системе организационно-распорядительной документации".

Структура текста устава негосударственной организации отличается от структуры текста устава государственного учреждения. Устав негосударственного предприятия содержит дополнительные разделы, в которых отражается специфика его организации и деятельности.

В Гражданском кодексе РФ дан перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в уставе организаций с различной организационно-правовой формой.

Приведем возможные разделы устава.

Общие положения. В разделе указываются полное и сокращенное официальные наименования организации; ее статус, почтовый адрес; основания, на которых создана организация; чем она руководствуется в своей деятельности; наличие филиалов, дочерних фирм, представительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистрированного товарного знака, фирменного бланка, печати.


Типовая структура текста устава государственного учреждения


Акционерный капитал (уставный капитал). В разделе определяются размеры вкладов каждого учредителя (участника), оговариваются условия увеличения (уменьшения) уставного фонда, регламентируются права участников на отдельные объекты, входящие в состав имущества организации.

Порядок деятельности. Раздел устанавливает цели, виды деятельности, механизм отношений организации с другими организациями в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, а также определяет права, которыми наделяются участники в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Управление. Раздел регламентирует состав органов управления и их полномочия. Например, в акционерном обществе с большим числом акционеров это могут быть:

общее собрание акционеров - высший орган управления обществом (в разделе устанавливается порядок созыва, проведения общих собраний, правомочность принятых решений);

совет директоров - высший орган управления обществом в промежутках между собраниями акционеров, избираемый общим собранием (в разделе устанавливается количество директоров, срок, на который они избираются, компетенция, порядок выбора председателя и на какой срок);

исполнительные органы - генеральный директор, исполнительный директор, правление (в разделе устанавливается, какие именно исполнительные органы действуют, их компетенция, права и порядок деятельности);

ревизионная комиссия - орган, осуществляющий проверки финансово-хозяйственной деятельности (устанавливается порядок формирования комиссии, сроки и частота проведения проверок, порядок представления отчетности).

Учет и отчетность; распределение прибыли. В разделе устанавливается порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетности, порядок представления сведений о деятельности общества в налоговые и иные органы, порядок подведения итогов о финансовой деятельности общества, порядок распределения прибыли.

Прочие накопления. В разделе устанавливаются дополнительные фонды общества, кроме уставного (страховой, резервный), если таковые имеются.

Прекращение деятельности. Раздел устанавливает порядок ликвидации общества, его реорганизации, а также порядок рассмотрения споров общества с физическими и юридическими лицами.

Отметка о регистрации проставляется на титульном листе устава. Она состоит из:

наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций;

даты регистрации;

государственного регистрационного номера;

печати регистрирующего органа.

Гриф утверждения также выносится на титульный лист и заверяется печатью.

Устав государственной организации утверждается вышестоящим учреждением, а негосударственной - его учредителями, общим собранием акционеров. Пример оформления титульного листа устава приведен в примере 2.

Положение об организации (структурном подразделении)

Положение - правовой акт, определяющий состав, компетенцию, порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию деятельности государственных органов, учреждений, организаций, структурных подразделений (служб).



Пример 2.

Образец оформления титульного листа устава

Положения могут быть типовыми (примерными) и конкретными (индивидуальными). При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений.

Различают положения об организациях и положения о структурных подразделениях (службах).

Положение об организации - это документ, на основании которого действуют государственные бюджетные организации (органы государственной власти и управления всех уровней).

Схема положения о государственном учреждении аналогична схеме устава государственного учреждения.

Положение об организации оформляется на общем бланке. Обязательными реквизитами положения об организации являются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.

Структура текста положения так же, как и текста устава, регламентирована УСОРД и включает следующие разделы (пример 1.4 3).

Положения о структурных подразделениях (службах) можно классифицировать на:

Пример 3. Типовая структура текста положения

Устав – юридический акт, который оформляет образование организаций и предприятий и определяется их структура, функции и правовое положение.

Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, (23), 24, (28).

Устав – это сложные документы, структуру и содержание которых определяют сами разработчики. Текст типового устава состоит из разделов:

Общие положения

Основные задачи

Функции

Права и обязанности

Руководство

Взаимоотношения, связи

Производственно-хозяйственная деятельность

Имущество, средство

Контроль, проверка, ревизия деятельности

Реорганизация и ликвидация предприятия.

Уставы государственных организаций, предприятий, учреждений утверждают выше стоящие органы (министерство, ведомство).

Уставы муниципальных предприятий утверждают районные или городские администрации.

Уставы частных предприятий утверждают владельцы, коллективы и регистрации в областных городских или районных администрациях.

Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций.

16. Характеристика распорядительных документов.

Распорядительный документ играет очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями, организациями.

Издание распорядительных документов обязательно. Во-первых, по организационным вопросам.

По вопросам планирования

Производства

Строительства

Материально-технического сбыта и снабжения

Финансов и кредита

Труда и з/п.

Распорядительные документы носят административный характер, они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

К распорядительным документам относятся:

Приказы

Распоряжения

Указания

Постановления и т.д.

Проект распорядительных документов может быть подготовлен структурным подразделением, или отдельной специальной или рабочей группой.

Для подготовки проекта документа надо изучить суть вопроса, просмотреть предыдущие документы по данному вопросу, учесть различия мнений и написать проект документа. Проект обсуждают и принимают на заседании коллегиального органа или согласовывают и подписывают у руководителя организации.

Подготовленный документ доводят до сведения заинтересованных сторон.

17. Документ «приказ» (определение, реквизиты, правила составления).

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе едино начала, в целях разрешения основных задач, стоящих перед данными органами.

Приказ по основной деятельности

Приказ по личному составу.

Приказы по личному составу используется для документирования, приема, перевода, увольнения и другого движения кадров.

Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 18, 20, 22, (23), (24), (27), (28).

Текст приказа по основной деятельности состоит из двух частей:

Констатирующая

Распорядительная.

Приказы могут издаваться как по инициативе, так и для исполнения распорядительных документов выше стоящих организаций, органов власти и управления.

В инициативных приказах в констатирующей части излагаются цели и задачи, предписываемых приказом управленческих действий, даются объяснения необходимости исполнения приказа.

В приказах издаваемых для исполнения распорядительных документов выше стоящих организаций, констатирующая часть содержит название вида документа, автора, дату, №, заголовок к тексту этого документа.

Распорядительную часть начинают со слова «приказываю», которое пишут прописными буквами от левого поля, текст делят на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Распорядительные пункты строят последовательно, по схеме:

    исполнитель (наименование должности, фамилия и инициалы или структурные подразделения в данном предприятии)

    действие (главное в неопределенной форме осуществить, обеспечить, подготовить, отгрузить и т.п.)

    срок исполнения (приводится или в каждом пункте приказа, или выделяется в один обобщенный пункт для всех предписываемых действий).

Последний пункт приказа формулируют следующим образом: контроль за исполнением приказа возложить на (наименование должности, фамилия, инициалы).

Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле писать не надо.

Проект приказа до подписания согласовывают (визируют) с руководителем

структурного подразделения, зам.руководителя, отвечающего за данные вопросы, должностными лицами, ответственными за исполнение приказа, юрисконсультом. Может осуществляться и внешнее согласование с разными организациями, если приказ затрагивает их интересы, дата приказа – это дата его подписания, начало его действия. Подписывает приказ руководитель (заместитель), если должностное лицо, подпись которого заготовлена в проекте приказа, отсутствует, приказ перепечатывают.

Приказы оформляются на общих или специальных бланках.

Основополагающее значение в составе учредительных документов юридических лиц имеет устав. Для обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 г. устав является единственным учредительным документом.

Устав -- это свод правил, норм, методов, в соответствии с которыми организация (предприятие, учреждение) осуществляет свою деятельность с момента первоначальной государственной регистрации в качестве юридического лица и до момента прекращения деятельности. Устав определяет правовой статус предприятия (организации, учреждения), его организационную структуру, цели, характер, порядок деятельности и порядок управления и т.д. В соответствии с основными положениями устава организации, предприятия и учреждения осуществляют свои взаимоотношения с другими организациями и гражданами. Устав для организации по своему правовому значению является аналогом паспорта для физического лица.

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Устав оформляется на стандартном листе бумаги формата А4 с нанесением всех обязательных реквизитов общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, место составления документа, подпись, гриф утверждения, отметка о регистрации устава, печати организации и регистрирующего органа.

Все листы устава нумеруют с применением сквозной нумерации, при этом на титульном листе устава номер не проставляют, но в общее количество листов включают. На последнем листе устава (с обратной стороны) указывают общее количество листов в уставе, данную запись заверяют подписью руководителя и печатью организации. Все листы устава сшивают и проставляют пломбу (для исключения возможностей замены определенного текста устава).

Устав утверждается общим собранием учредителей или участников.

Гриф утверждения устава может быть оформлен следующим образом (при коллегиальном способе управления организацией):

УТВЕРЖДЕНО

Общее собрание акционеров

ОАО «Капитал»

Гриф утверждения устава заверяется печатью организации, отметка о регистрации -- печатью органа государственной регистрации. Датой устава является дата его утверждения. Гриф утверждения проставляют в правом верхнем углу документа.

Устав в обязательном порядке проходит процедуру государственной регистрации в налоговых службах в сроки, установленные для регистрации учредительных документов (подробнее - «учредительные документы»). Для прохождения процедуры государственной регистрации устав подлежит нотариальному заверению (как правило, сразу заверяют подлинник и несколько копий устава (четыре экземпляра)).

Проект устава разрабатывают юридические службы. В содержании текста устава должны быть предусмотрены обязательные разделы, раскрывающие информацию о деятельности вновь создаваемого юридического лица. Таким образом, структура устава является регламентированной. Как правило, в устав включают следующие обязательные разделы:

Общие положения.

Порядок деятельности.

Управление.

Имущество. Учет и отчетность. Распределение прибыли.

Прекращение деятельности.

Рассмотрим содержание каждого раздела устава в отдельности.

Раздел 1. Общие положения. В данном разделе устава отражают информацию о полном и кратком наименованиях юридического лица, их английской транслитерации. Также в этом разделе устава указывают организационно-правовую форму юридического лица и его точное местонахождение (юридический адрес).

Понятие «юридический адрес» в Гражданском Кодексе РФ отсутствует. Однако есть термин -- «место нахождения юридического лица» , под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует -- иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Этот адрес записывают в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом.

В практической деятельности организация может осуществлять свою фактическую деятельность по адресу, не совпадающему с адресом, указанным в учредительных документах, т.е. «фактический» и «юридический» адреса могут не совпадать. Наличие двух адресов для организации чревато определенными последствиями.

Если организация осуществляет свою деятельность по адресу фактической предпринимательской деятельности, и, он не совпадает с адресом ее местонахождения, предусмотренным в учредительных документах, необходимо:

Первый вариант . Внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность.

Для внесения изменений в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ, например, протокол «О внесении изменений в устав»), платежное поручение или квитанцию об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Размер госпошлины для юридических лиц составляет 800 руб.

Об изменениях, внесенных в устав, необходимо сообщить в органы налоговых служб в течение десяти дней с момента утверждения этих изменений (даты протокола). За несоблюдение сроков регистрации изменений в учредительных документах предусмотрены штрафные санкции в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей.

Следует отметить, что если новый адрес фактического осуществления предпринимательской деятельности подведомственен другой налоговой инспекции, необходимо снять организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Данная процедура может занять несколько месяцев, так как переход налогоплательщика из одной налоговой инспекции в другую сопровождается сверками по налогам, что является достаточно трудоемкой и длительной процедурой. Тем не менее, внесение изменений в устав -- наиболее надежный и правильный способ с точки зрения соблюдения гражданского законодательства.

Вторым вариантом является регистрация по фактическому адресу обособленного подразделения.

Обособленное подразделение -- подразделение со стационарными рабочими местами, расположенное на отдельной территории (п. 2 ст. 11 НК РФ). При регистрации обособленного подразделения необходимо сообщить в налоговую инспекцию о его создании в сроки не позднее одного месяца со дня принятия решения о его создании. Нарушение порядка регистрации обособленных подразделений влечет за собой штрафные санкции в размере:

  • - для организации - 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • - административные штрафы для должностных лиц - от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме этого, необходимо встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения фактического адреса в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Нарушение сроков регистрации обособленных подразделений в налоговых службах подразумевает начисление штрафных санкций:

  • - для организации - в размере 5 000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка - более 90 календарных дней) (ст. 116 НК РФ);
  • - административная ответственность для руководителя - в размере от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

В случаях наличия доказательств у налоговых органов уклонения от постановки на учет обособленных подразделений, с руководителя могут взыскать административный штраф от 2 000 до 3 000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Помимо этого для организаций размеры штрафов будут такими:

  • - 10 % доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
  • - 20 % доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).

Заметим, что вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям уже состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ). Таким образом, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по ст. 116 и ст. 117 НК РФ (руководителя - по ст. 15.3 КоАП РФ) не представляется возможным.

Согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ подача недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет предупреждение или взыскание штрафа с руководителя в размере 5 000 руб. или же дисквалификацию его на срок до трех лет (при наличии доказательств у налогового органа о том, что руководитель знал о содержащихся в документах искажениях). При этом недостоверными сведениями считаются неточности и искажения в документах.

Раздел 2. Капитал . В этом разделе устава отражают размер капитала (уставного, акционерного и др.) организации, сформированного учредителями (акционерами) на момент первоначальной государственной регистрации. В зависимости от предусмотренной организационно-правовой формы хозяйствования данный раздел может иметь наименования:

  • - «Уставный капитал» - для ООО;
  • - «Акционерный капитал» - для акционерных обществ;
  • - «Паевый капитал» - для обществ на паях, паевых фондов;
  • - «Складочный капитал» - для кооперативов и т.д.

Минимальный размер первоначального капитала, сформированного учредителями (участниками), акционерами, устанавливается законодательством.

Для вновь создаваемых ООО минимальная величина уставного капитала, сформированного на момент первоначальной государственной регистрации с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 10 000 руб. (ранее -- не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законодательством на дату представления документов для государственной регистрации организации (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. А уставный капитал закрытого акционерного общества -- не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

В п. 3 ст. 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть меньше чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплат труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Минимальный размер оплаты труда для расчета первоначального уставного (акционерного и др.) капитала на современном этапе составляет 100 руб. (определяется ФЗ «О минимальном размере оплаты труда в РФ»).

В данном разделе устава также может быть отражена информация об участниках (учредителях), акционерах, а также о размерах их вкладов, стоимости их долей (акций). Следует отметить, что в уставах ООО, прошедших перерегистрацию, сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества могут не отражаться. В этом случае на общество возлагается обязанность по ведению списка участников, данные которого должны соответствовать сведениям, зафиксированным в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В то же время отражение в уставе общества сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества не противоречит положениям действующего законодательства.

Раздел 3. Порядок деятельности. В этом разделе устава перечисляют законодательные акты, которые будут являться правовой основой деятельности юридического лица. Предусматривают виды экономической деятельности, которыми организация (предприятие) планирует заниматься в дальнейшем. Как правило, приводят достаточно большой перечень видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (Общероссийским Классификатором видов экономической деятельности), представляющие для юридического лица «предпринимательский интерес». В ходе деятельности при выборе определенного вида деятельности, его лицензировании и сертификации (в необходимых случаях) разрешительные органы (например, Торгово-Промышленная Палата) проверяют информацию содержания этого раздела устава. Если определенный вид деятельности действующей редакцией устава не предусмотрен, в него вносят изменения и дополнения, которые в обязательном порядке регистрируют в налоговых службах в течение десяти дней со дня утверждения этих изменений.

Дополнения и изменения в устав -- «процедура платная». Необходима квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию этих изменений (как минимум, 800 руб.).

Раздел 4. Управление. Данный раздел устава отражает общий порядок управления организацией. В этом разделе предусматривают органы управления обществом, их компетенцию (права) и обязанности. Управление организацией может осуществляться двумя способами.

Коллегиальным совещательным органом (общее собрание учредителей, общее собрание акционеров, совет директоров, совет акционеров и т.д.).

На принципах единоначалия (генеральный директор, президент общества, председатель, директор и др.).

Также в этом разделе может быть предусмотрен порядок созыва коллегиальных органов управления (совета акционеров, собрания учредителей), их компетенция, порядок принятия и оформления решений, порядок формирования и работы ревизионной комиссии (в акционерных обществах).

Раздел 5. Имущество. Учет и отчетность; распределение прибыли. Данный раздел устава должен отражать информацию о порядке формирования имущества юридического лица, порядке объединения имущества в случае его слияния и совместной деятельности. В этом разделе также предусматривают порядок создания и размеры резервного и иных фондов общества, если указанные фонды создаются.

  • - перечень должностных лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, формирование и представление статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • - перечень должностных лиц, имеющих право подписи официальных документов правового и имущественного характера;
  • - перечень должностных лиц, имеющих право подписи финансовых документов.
  • - порядок распределения прибыли (в случае ее получения).

Независимо от организационно-правовой формы и от режима налогообложения предприятия формируют чистую прибыль по итогам года и распределяют ее в соответствии с законодательством и учредительными документами (уставом) на основании решения общего собрания (учредителей, акционеров).

Чистая прибыль -- это прибыль после вычета налогов, но до ее распределения на дивиденды и отчисления в резервные фонды. Чистая прибыль представляет собой валовую прибыль, которая не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств, в том числе предназначенных на восстановление полностью использованной (амортизированной) части капитала. Чистая прибыль в российской практике определяется как разность между прибылью до налогообложения и налогами, выплачиваемыми предприятием из прибыли.

В соответствии с действующим законодательством по итогам года организация должна общим собранием собственников утвердить годовую отчетность и распределить чистую прибыль отчетного года. Если решение по распределению прибыли не принимается, она реинвестируется в бизнес, то есть нераспределенная прибыль не должна рассматриваться как свободные денежные средства, доступные к использованию.

Чистая прибыль предприятия (организации) может быть распределена на следующие цели:

Увеличение уставного (акционерного) капитала.

Покрытие убытков прошлых лет.

Создание резервного фонда и иных специальных фондов.

Выплату дивидендов и т.д.

Резервный фонд (капитал) формируют акционерные общества. Формирование резервного капитала для АО является обязательным (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Резервный фонд (капитал) акционерного общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Максимальные размеры ежегодных отчислений и резервного фонда законодательно не ограничиваются и зависят от нормы, предусмотренной уставом. Не ограничивается и срок, в течение которого может быть полностью сформирован резервный фонд.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия других средств и не может быть использован для иных целей.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 4-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ООО могут создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества, но обязательного требования их создания законодательство не предусматривает. Назначение резервного фонда общества с ограниченной ответственностью определяют самостоятельно. Назначение резервного фонда должно быть описано в уставе, иначе может получиться, что общество, создав фонд, не сможет им воспользоваться.

Предприятия (организации) могут не формировать специальные фонды, если это не предусмотрено их уставом. В практической деятельности на современном этапе, в основном, используется «бесфондовый» метод распределения прибыли.

Выплата дивидендов участникам (учредителям) или доходы по акциям (акционерам) выплачиваются в последнюю очередь. Решение о распределении прибыли участникам принимается коллегиально (общим собранием учредителей, акционеров) в ежегодном порядке. Распределению среди участников общества подлежит только часть чистой прибыли. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества (для ООО).

В соответствии со ст. 28 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общества вправе принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества:

  • - ежеквартально;
  • - 2 раза в год (каждое полугодие);
  • - 1 раз в год.

Следовательно, данный раздел устава юридических лиц должен содержать условия и относительно того, как распределяется чистая прибыль: раз в квартал, раз в полугодие или раз в год, или же ежемесячно -- по требованию участников.

При невыплате обществом части прибыли участник вправе обратиться в суд с иском о выплате обществом части прибыли.

Дивиденд (от лат. dividendum («то, что подлежит разделу»)) -- часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Суммы дивидендов, выплачиваемых учредителям (физическим лицам), облагаются налогом на доходы с физических лиц.

Организация (источник выплаты доходов) обязана исчислить и удержать налог на доходы с физических лиц, то есть исполнить обязанность налогового агента. Исчисление указанного налога с дивидендов российских участников (акционеров) в общем случае производится по ставке 9 % (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ) в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 275 НК РФ. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика -- получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по формуле:

Н = К x Сн x (д - Д),

где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу

получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих

распределению налоговым агентом;

Сн - соответствующая налоговая ставка;

d - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению агентом в пользу

всех налогоплательщиков (получателей дивидендов);

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в

текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ в случае, если российская организация (налоговый агент) выплачивает дивиденды физическому лицу, не являющемуся резидентом РФ, налоговая база налогоплательщика (получателя дивидендов) по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов, и к ней применяется ставка 15 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Нераспределенная (накопительная) прибыль -- часть чистой прибыли за вычетом включенных дивидендов, аналогичных отчислений, резервного фонда. Нераспределенная прибыль, накопленная за все время существования организации, является составляющей капитала организации, она используется в дальнейшей хозяйственной деятельности, то есть реинвестируется.

Раздел 6. Прекращение деятельности . В этом разделе устава отражают условия и порядок прекращения деятельности юридического лица или его ликвидации. Этот раздел должен содержать информацию об ответственности участников (учредителей) при прекращении, ликвидации деятельности, о составе ликвидационной комиссии, о порядке мероприятий, проводимых при прекращении деятельности, о причинах, по которым деятельность юридического лица может быть прекращена.

Причинами прекращения деятельности могут быть:

Принудительное приостановление деятельности компании (административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности). Административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений. Назначать его вправе только суд. Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности применяется при угрозе: жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Добровольное приостановление деятельности . Основаниями добровольного приостановления деятельности организации, как правило, являются:

Вне зависимости от причины, послужившей основанием для приостановки деятельности, необходимо наличие приказа (распоряжения) руководителя организации о приостановлении деятельности. В приказе необходимо указать причину, дату начала и окончания временного прекращения деятельности, перечень останавливаемых подразделений (участков, объектов, оборудования), а также лицо, ответственное за исполнение данного приказа (распоряжения).

4. Ликвидация.

Ликвидация -- это прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Она проводится в случаях, когда существование юридического лица по объективным причинам становится невозможным, либо при принятии руководством и учредителями решения о нецелесообразности его дальнейшей деятельности.

Основания для ликвидации предусмотрены Гражданским Кодексом РФ. В соответствии со ст. 61 ГК РФ предприятие может быть ликвидировано по следующим причинам:

  • - по решению учредителей;
  • - в связи с истечением срока, на который оно создано;
  • - в связи с достижением цели, ради которой оно создано;
  • - в связи с признанием судом регистрации предприятия недействительной из-за допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • - если зарегистрированный уставный капитал не оплачен по истечении установленного срока или увеличение его суммы документально не подтверждено.

Ликвидация предприятия может быть инициирована государственными органами, если характер его деятельности носил незаконный характер или сопровождался грубыми нарушениями закона со стороны руководства. Решение о ликвидации предприятия принимается органом, уполномоченным его учредительными документами. В обществах с ограниченной ответственностью это общее собрание участников, в акционерных обществах -- общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах -- общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. ООО может быть добровольно ликвидировано только по единогласному решению его участников.

Учредители (участники) юридического лица или его соответствующий орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (налоговые службы) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Для этого в регистрирующий орган (ФНС России) представляются следующие документы:

Сообщение о реорганизации или ликвидации предприятия по форме № С-09-4.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002.

Протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации.

Решение уполномоченного органа о назначении состава ликвидационной комиссии и ее руководителя. Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с налоговыми службами. Для этого необходимо представить в ИФНС подлинник и нотариально заверенную копию протокола общего собрания учредителей. В состав ликвидационной комиссии обычно включаются руководители предприятия, главный бухгалтер, юрист и иные лица, знакомые с состоянием дел на предприятии.

Помимо обязательных разделов содержание устава может быть дополнено разделами, раскрывающими информацию о регламенте деятельности юридических лиц.

Для ООО, в связи с включением информации, содержащейся ранее в учредительном договоре, с 1 января 2010 г. структура уставов должна быть дополнена разделом «Порядок перехода доли или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участника общества и третьим лицам» . В данном разделе устава должны быть предусмотрены:

  • - порядок принятия новых участников в состав общества;
  • - порядок заключения и оформления сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале.

С 1 января 2010 г. данные сделки подлежат обязательному нотариальному удостоверению (до 1 июля 2009 г. подобные сделки заключались в простой письменной форме). В случаях, когда сделка не требует нотариального удостоверения, доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Ограничения по выходу участника из общества (по решению общего собрания участников, принимается единогласно).

Организационные документы: устав, должностная инструкция, положение, штатное расписание

Деятельность учреждений фиксируется в разных видах документов. Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции, штатное расписание. Все эти виды составляют группу организационных документов.

Организационные документы - комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.

Устав - свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности. Устав - сложный документ, структура и содержание которого определяются самими разработчиками. Сам текст устава предприятия можно с известной долей условности разделить на шесть разделов.

Основные разделы текста устава : общие положения; организационное единство; регламент деятельности; финансово - материальная база; отчетная и ревизионная деятельность; порядок ликвидации и ответственность по делам организации.

Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти. Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций. Уставы государственных предприятий утверждаются вышестоящими органами.

Основные реквизиты, входящие в формуляр устава : наименование министерства или ведомства; название организации; название вида документа; дата, номер; место издания; гриф утверждения; текст; подпись руководителя.

В комплексе организационных документов коммерческих предприятий особое место занимают должностные инструкции . Должностная инструкция - организационный документ длительного или постоянного срока действия, в котором определены научно - технические, финансовые стороны деятельности должностных лиц.

На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой контракт с работником. Трудовой контракт и должностная инструкция используются при разрешении конфликтных ситуаций между работодателем и работником. Должностная инструкция разрабатывается начальником структурного подразделения, согласовывается с юристом и утверждается директором предприятия.

Основные разделы текста должностной инструкции : общие положения; должностные обязанности; права; ответственность.

В первом разделе указываются область деятельности специалиста; порядок его назначения на должность и освобождения от должности; квалификационные требования; подчиненность специалиста; нормативные документы. Во втором разделе перечисляются конкретные виды работ, выполняемые специалистом. В третьем разделе устанавливаются права, необходимые специалисту для выполнения возложенных на него обязанностей. В четвертом разделе указывается, за что конкретно несет ответственность специалист.

Реквизиты формуляра должностной инструкции : наименование министерства или ведомства; наименование организации; наименование вида документа; дата, номер; место издания; заголовок в именительном падеже; гриф утверждения; текст; подпись автора; визы.

Деятельность каждого учреждения, организации или предприятия определяется положением о нем. Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений. Положения бывают индивидуальные и типовые. Индивидуальные – это положения о всех отделах, цехах, управленческих подразделениях, включенных в схему организационной структуры управления предприятием. Типовые – это положения о цехах основного производства, структурных подразделениях.

Положения разрабатываются по указанию руководителей предприятия, по инициативе руководителей структурных подразделений. Исполнитель составляет проект положения. Положение подписывают руководитель структурного подразделения (деятельность которого регламентируется), вышестоящий руководитель, которому подчиняется данное подразделение, и разработчик.

Проект положения согласовывается с юридическим отделом. Если проект вызывает возражения, замечания, они излагаются на втором экземпляре или на отдельном листе, приложенном ко второму экземпляру проекта. Проект положения представляется на утверждение руководителю предприятия. Положение об организации утверждается распорядительным документом вышестоящей организации. Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата.

Положение является сложным документом. Структура и содержание положения, как правило, определяются учреждением - разработчиком. Основные разделы текста положения : общие положения; основные задачи; функции; права; организация работы.

Формуляр - образец положения состоит из реквизитов: наименование ведомства, название организации, наименование структурного подразделения, гриф утверждения, наименование вида документа - положение, дата, номер, место издания (город), заголовок, текст, подписи, гриф согласования, визы.

Штатное расписание - один из основных видов организационных документов. Штатное расписание - документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы. Штатное расписание оформляется на бланке предприятия, указываются перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Подписывается штатное расписание заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия. Изменения в штатное расписание вносятся приказом руководителя организации.

В соответствии с уставом предприятия разрабатывается его структура и определяется штатная численность, что закрепляется в соответствующем документе. Структура и штатная численность - организационный документ, в котором указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей. Данный документ составляется на бланке предприятия, подписывается заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия. Изменения в "структуру и штатную численность" вносятся приказом руководителя предприятия.

Правила внутреннего трудового распорядка - организационный документ, в котором отражаются следующие вопросы : организация работы предприятия; взаимные обязанности работников и администрации; предоставление отпусков; командирование сотрудников; внутриобъектный режим.

Правила составляются на бланке предприятия, согласовываются путем обсуждения на собрании работников предприятия, визируются юристом и утверждаются руководителем предприятия.

Экспертиза ценности документов

Порядок проведения экспертизы ценности документов

Экспертизой в делопроизводстве называется изучение документов на основе принципов и критериев из ценности в целях определения средств хранения и отбора части из них для длительного хранения.

ЭЦД приводятся в соответствие с нормативными литературными документами, утвержденными президентом, Правительством и Государственной архивной службой России. Состав документов, подлежащих постоянному хранению, а также длительность хранения остальных документов определяется Типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, составляемыми и утверждаемыми архивной службой минимальные сроки хранения, указанные в этих перечнях, носят нормативный характер и не должны быть нарушены.

В целях расширения состава документов и увеличения сроков хранения некоторых категорий на основе Типового перечня могут создавать ведомственные (отраслевые) перечни, имеющие нормативный характер для организаций данной отрасли после их утверждения совместно с архивной службой.

Экспертиза ценности проводится обязательно в следующих случаях: при составлении номенклатуры дел; при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам; при подготовке дел к последующему хранению в архиве; в процессе подготовки вдел к передаче из организации на хранение в государственный архив.

Для проведения ЭЦД, а также рассмотрения нормативно-методических документов его работе службы делопроизводства и архива во всех организациях создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК). В ведомствах создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК), основные задачи которых дополняются рассмотрением и согласованием результатов работы экспертной комиссии подведомственных организаций. Основанием для работы ЭК и ЦЭК являются типовое положение, утвержденное государственной архивной службой России.

Экспертная комиссия является совещательным органом, ее решения вступают в силу после их утверждения руководителем организации или его заместителем. Секретарем экспертной комиссии назначается, как правило, секретарь организации или сотрудник делопроизводственной службы. Заседания комиссии проводятся не реже двух раз в год и оформляются протоколами.

ЭЦД проводится на основе перечней документов с указанием сроков хранения с полистным рассмотрением дел постоянного хранения и дел с отметкой в перечне «ЭПК» (экспертно-проверочная комиссия архивного органа) для дел временного хранения.

При проведении экспертизы ценности документов в структурных подразделениях осуществляется отбор дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив; отбор дел с временными сроками хранения, подлежащих хранению в структурных подразделениях; выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли. При этом одновременно проверяются качество и полнота номенклатуры дел организации, правильность определения сроков хранения дел.

Отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения проводится путем полистного просмотра дел. Не допускается отбор документов для хранения и уничтожения только на основании заголовков дел.

Дела с отметкой "ЭПК" подвергаются полистному просмотру с целью определения и выделения из их состава документов, подлежащих постоянному хранению.

Дела с отметкой "ЭПК", содержащие документы постоянного хранения, подлежат переформированию. Выделенные из их состава документы постоянного хранения присоединяются к однородным делам или оформляются в самостоятельные дела.

Сроки хранения дел, содержащих оставшиеся документы временного хранения, определяются по перечню документов с указанием сроков их хранения или по номенклатуре дел организации.

Подшивка вновь сформированных дел производится только после завершения экспертизы ценности документов.

Архив проводит экспертизу ценности документов при отборе их на постоянное хранение под методическим руководством соответствующего государственного или муниципального архива.

Подготовка электронных документов к передаче в архив организации состоит из следующих этапов: проверка физического состояния машинных носителей, предназначенных для передачи в архив; запись ЭД на машинные носители; проверка качества записи; описание ЭД; проставление архивных шифров на единицах хранения (на футлярах) в соответствии с архивной описью (описями) электронных документов постоянного хранения и по личному составу; подготовка комплекта сопроводительной документации.

Сопроводительная документация ЭД должна быть достаточной для обеспечения их сохранности и использования. В ней отражается следующая информация: название документа, дата его создания, характеристика содержания (аннотация), электронный формат, физическая и логическая структура (для БД, сайтов и т.п.), объем документа (для БД также - количество записей).

Организация проведения экспертизы ценности документов

Экспертиза ценности документов в организации проводится:

· в делопроизводстве - при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел и при подготовке дел к передаче в архив;

· в архиве - в процессе подготовки к передаче дел на постоянное хранение.

ЦЭК (ЭК) создается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. В состав ЭК организации в обязательном порядке включается руководитель архива или лицо, ответственное за архив.

В состав ЦЭК целесообразно включить представителя архивного учреждения, для которого данная организация является источником комплектования.

Председателем ЦЭК (ЭК) назначается один из руководящих работников организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива.

По результатам ЭЦД составляется описи для постоянного и долговременного хранения, в т.ч. по личному составу и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению по единым, регламентированным Государственной архивной службой формам.

Протоколы экспертной комиссии об одобрении описей на дела постоянного хранения и по личному составу, об изменении типовых сроков хранения документов, об установлении сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями, акты о выделении документов к уничтожению. Номенклатуры дел утверждаются руководителем организации только после их согласования с соответствующим органом Государственной архивной службы.

Организации, в процессе деятельности которых не создаются документы, подлежащие передаче на государственное хранение, составляют акты о выделении к уничтожению документов и уничтожают документы, включенные в эти акты, по истечении сроков их хранения только после составления годовых разделов описей дел по личному составу за соответствующий период и их утверждения руководителем организации.

Дела и документы, предназначенные для уничтожения сдаются в конторы вторсырья, дата сдачи документов, их вес и номер приема сдаточной накладной указываются в акте о выделении документов к уничтожению. Акты подшиваются в дело после внесения изменений в учетные документы делопроизводной службы и ведомственного архива.

Подшивка вновь оформленных в процессе проведения экспертизы дел производится только после ее полного завершения.

Решения экспертной комиссии и требования о необходимости переформирования дел, розыске недостающих дел и документов доводятся до сотрудников, как правило, в форме приказов или указаний руководителя организации.

Цели и задачи

Совершенствование форм и методов работы с документами;

Внедрение единого порядка работы с документами (их подготовка и обработка);

Контроль исполнения и подготовки документов к передаче в государственный архив в соответствии с действующими нормативами;

Сокращение документооборота, количества форм документов;

Разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию ДОУ организации;

Участие в разработке и внедрении прогрессивных технологий ДОУ на базе применения вычислительной и организационной техники, персональных компьютеров.

Основными задачами являются: организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры

Экспертиза ценности документов - это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов

Загрузка...