musings.ru

При наложении административного взыскания учитываются. Порядок наложения административных взысканий Общие правила наложения административных взысканий

КоАП в отдельной главе регламентирует основные правила наложения административных взысканий. К ним относятся: общие принципы наложения административных взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и некоторые другие.

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ и другими нормативными актами об административных правонарушениях.

Общие правила наложения административных взысканий конкретизируют принципы законности, гуманизма, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Законность применительно к наложению административных взысканий заключается в том, что орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то взыскание, которое установлено законодательным актом и только в пределах санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность наложения административного взыскания обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • а) ст. 24 КоАП закреплена система административных взысканий, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель (орган, должностное лицо);
  • б) в каждой правовой норме (статье кодекса) закреплены вид и размеры взысканий;
  • в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренных санкцией правовой нормы ряда альтернативных взысканий только одно основное административное взыскание;
  • г) наложение административного взыскания определяется не только видом и размером взыскания, но и должностным положением правоприменителя, что также совершенно четко устанавливается законом, а именно, какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.), какого вида и размера санкцию и за какое правонарушение может быть наложено взыскание;
  • д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное взыскание, установленное заданное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

Индивидуализация административного взыскания выражается в том, что при его наложении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Индивидуализация взыскания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид взыскания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов взысканий. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности наложения взыскания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при наложении обоснованного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершенно летним либо беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающим и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения проступка и т.д.

С учетом этих обстоятельств возможно применение более мягкой меры взыскания в пределах санкции правовой нормы либо передача материала о правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия.

В отличие от ст. 34 КоАП, где приведен примерный перечень смягчающих обстоятельств, в ст. 35 определены исчерпывающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и они не могут быть расширены юрисдикционными органами и их должностными лицами.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений в соответствии со ст. 36 КоАП производится при наличии следующих условий: совершение лицом двух или более административных правонарушений; каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье КоАП (или другого нормативного акта, предусматривающего административную ответственность), имеющей самостоятельную санкцию; по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности; ни за одно из них лицо не подвергалось административному взысканию.

Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможность сложения административных взысканий за несколько правонарушений. Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, кроме случаев, когда дела о совершенных правонарушениях рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки наложения административного взыскания. Оно не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) -- двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Эти сроки не распространяются на случаи нарушения таможенного законодательства, которое предусматривает срок давности в отношении юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения, когда речь идет о таких взысканиях, как предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Административные взыскания в виде конфискации и взыскания стоимости товаров и транспортных средств (п. 4--6 ст. 242 ТК) налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями.

КоАП (ст. 39) определяет срок погашения административного взыскания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, а именно: совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного взыскания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Правила наложения административных взысканий предусматривают обязательность правонарушителя возместить причиненный ущерб.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то коллегиальные органы административной юрисдикции (например, комиссия по защите прав несовершеннолетних, а также судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает одной второй минимального размера оплаты труда. Районный (городской) народный суд решает вопрос о возмещении причиненного имущественного ущерба независимо от размера ущерба.

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Общие правила наложения административного взыскания - это такие положения (предписания), которые обязательно должны приниматься во внимание при наложении взыскания не­зависимо от вида налагаемого административного взыскания и вида административного правонарушения, за совершение которо­го налагается взыскание. Их можно разделить на три вида:

1) правила о том, что взыскание за совершенное администра­тивное правонарушение должно налагаться с учетом положений Общей части КоАП;

2) правила наложения взыскания в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение;

3) правила о том, что при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, обстоятель­ства его совершения, личность физического лица, совершившего это правонарушение, степень его вины, характер и размер причи­ненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие административную ответствен­ность (ст. 7.2).

Все три вида правил адресованы органам (должностным ли­цам), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, являются обязательными для них и, следова­тельно, должны приниматься во внимание при наложении адми­нистративного взыскания.

Суть первого вида сводится к тому, что в процессе решения вопроса о наложении взыскания следует сверить позицию с нормами Общей части КоАП. Без их учета решение может ока­заться незаконным. Подобного предписания не было в КоАП 1984 г. Оно отсутствует и в КоАП Российской Федерации, но наличест­вует в статье 62 УК Республики Беларусь. Рассматриваемое пра­вило является немаловажным. Теперь обязательность его для пра­воприменителей очевидна. До КоАП 2003 г. лишь предполагалась необходимость учета Общей части КоАП при назначении адми­нистративного взыскания. Таких норм, к которым необходимо обращаться каждый раз при наложении административного взыскания, в Общей части немало.

Вот некоторые из них: сроки наложения административного взыскания; правила наложения взыскания при совершении нескольких административных взысканий; основания для осво­бождения от административной ответственности; обязанность фи­зических и юридических лиц возместить причиненный админис­тративным правонарушением вред; положения об ответственности несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине. Например, за умышленное при­чинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратков­ременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, предусмотрено наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный

арест (ст. 9.1). Решая вопрос о наложении административного взыскания за названное правонарушение, необходимо, прежде всего, свериться с нормами Общей части КоАП, к какому виду граждан невозможно применить штраф и административный арест. Ответ на этот вопрос можно найти в статьях 4.6, 4.7, 6.7. Кроме того, следует определить, присутствуют ли здесь основания для освобождения от ответственности (гл. 8), и т.д. Не решив всех подобных вопросов, наложить административное взыскание не­возможно.

Таким образом, наложение административного взыскания тесно связано с нормами Общей части КоАП, без учета которых просто невозможно привлечь виновное лицо к административной ответственности.

В части 1 статьи 7.1 установлено, что административное взыскание налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Это означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело, может:

1. применить только то административное взыскание, которое названо в соответствующей статье Особенной части КоАП;

2. наложить взыскание в пределах, предусмотренных в этой статье.

Ни один орган (должностное лицо) не может выйти за пределы санкции правовой нормы и применить не указанное в ней адми­нистративное взыскание. Правда, в отдельных случаях ее некото­рые административные взыскания не называются в статьях Осо­бенной части, но назначаться могут. Так, в соответствии с частью 2 статьи 4.6 на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет мо­жет назначаться административное взыскание в виде предупреж­дения, независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции нормы статьи Особенной части КоАП. Не названо ни в одной норме статьи Особенной части такое административное взыска­ние, как взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения. Оно в соответствии с частью 2 статьи 6.12 может быть наложено лишь в том случае, если отсутствуют предметы, товары и (или) транспортные средства, являющиеся предметом административного правонарушения.

Нередко статья Особенной части содержит не одно, а несколь­ко административных взысканий. По закону наложено может быть лишь одно основное административное взыскание по усмот-

рению органа (должностного лица), рассматривающего дело, или основное и дополнительное, если оно предусмотрено. В литерату­ре высказано мнение о том, что не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответствен­ности, если они предусмотрены нормативными актами. Поскольку подобная позиция недостаточно аргументирована, то ее следует считать весьма спорной. Действительно, существует немало адми­нистративных правонарушений, имеющих так называемый «двой­ственный характер», которые одновременно являются (в первую очередь) и дисциплинарными проступками. К ним относятся все административные правонарушения, совершаемые по службе, с использованием служебных полномочий должностными и иными лицами юридических лиц. Такие лица могут быть привлечены к административной или дисциплинарной ответственности. При­влечение же к двум видам ответственности одновременно вряд ли является разумным, да и законным. В подтверждение этой мысли можно сослаться на статью 8.5 КоАП. В ней установлено, что во­еннослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов по месту службы для ре­шения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Правда, в единичных случаях лицо, привлеченное к администра­тивной ответственности, в сущности, привлекается и к дисципли­нарной ответственности. Так, водитель-профессионал, лишенный права на управление транспортным средством, отстраняется от та­кой работы и переводится на другую, не связанную с управлением транспортным средством.

Третий вид правил направлен на индивидуализацию ответ­ственности, на то, чтобы при наложении административного взыскания на физическое лицо обязательно учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность на­рушителя, степень его вины, характер и размер причиненного вре­да, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридичес­кое лицо учитывается характер административного правонаруше­ния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность должностного лица или иного работника, юридического лица, совершившего адми­-

нистративное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Учет названных обстоятельств позволяет избрать наиболее справедливую и эффективную меру ответственности, соразмер­ную как характеру совершенного правонарушения, так и личности виновного, имущественному положению и другим обстоятель­ствам, относящимся как к физическому, так и юридическому ли­цам, которые смягчают или усиливают взыскание. Однако все это должно быть в пределах санкции нарушенной правовой нормы. Орган (должностное лицо) не вправе превысить предел, установ­ленный санкцией, или снизить его ниже минимума. Например, за неисполнение банком решения налогового или таможенного орга­на о приостановлении операций по счетам плательщика предус­мотрено наложение штрафа от 20 до 50 базовых величин (ст. 13.1). Стало быть, нельзя наложить штраф ниже 20 и выше 50 базовых величин. В тех случаях, когда в санкции не установлен минимальный размер взыскания, следует руководствоваться нор­мой Общей части КоАП, определяющей его. Так, по статье 23.20 за нарушение установленного порядка регистрации и информиро­вания о финансовых операциях предусмотрено наложение штра­фа до 50 базовых величин. Минимальный размер штрафа, налага­емого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой вели­чины. Следовательно, на нарушителя правил с учетом части 2 статьи 6.5 может быть наложен штраф от 0,1 до 50 базовых ве­личин.

В том случае, если орган (должностное лицо) при рассмотре­нии дела придет к заключению о нецелесообразности применения административного взыскания к виновному, он вправе при нали­чии установленных в законодательстве обстоятельств освободить его от административной ответственности (глава 8).

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган или должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим). При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, поселковая, сельская администрация, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба (причем судья - независимо от размера ущерба). В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Загрузка...