musings.ru

Статус иностранных граждан: как определить правовое положение. Определение статуса иностранного гражданина Что дает право временного статуса

Активный поток внешних мигрантов, выходцев из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, наблюдается в РФ с начала XXI века. Это связанно с целым рядом причин, начиная от мировой глобализации, и заканчивая банальной потребностью в зарубежных кадрах. Поэтому правовое положение иностранных граждан в РФ в настоящее время является весьма актуальной проблемой.

Правовой статус

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, а также прочими актами и договоренностями с другими странами.

Начнем с основ правового положения иностранцев. В главном законе России четко прописано, что мигранты имеют одинаковые с россиянами права и обязанности, кроме исключительных случаев:

  • Иностранцы не вправе занимать посты на городской и государственной службе;
  • Иностранцы не имеют избирательного права и не могут сами выбираться на должностные посты в государственные структуры. Эти лица не вправе принимать участие как федеральных, так и региональных референдумах;
  • Иностранцев не призывают на военную или гражданскую службу. Но они могут поступить на контрактную службу или трудиться в ВС РФ и других войсках в качестве наемного персонала;
  • Гражданско-правовое положение иностранцев не позволяет им командовать воздушными судами и входить в состав экипажа военного корабля.

В целом, есть обширный список должностей, на которые запрещено принимать иностранцев.

Правовые режимы

Согласно федеральному закону, мигранту присваивается один из следующих статусов:

  1. Временное пребывание. Относится к иностранцам, в визовом или безвизовом порядке;
  2. Временное проживание. Такой статус определен для иностранцев с ;
  3. Постоянное проживание - иностранцы, оформившие . Эта категория мигрантов имеет аналогичные с россиянами права, вплоть до получения пенсии и разного рода социальных пособий и льгот;
  4. Обладающие дипломатическим иммунитетом;
  5. Получившие статус беженца.

Правовое положение иностранцев в каждой из представленных категорий имеет свои особенности. Всем без исключения иностранцам гарантируется основные права и свободы. Иностранцы с ВНЖ имеют равные россиянами права: на получение пенсий и пособий, на охрану здоровья и прочее. Одними из немногих прав, в которых иностранцы значительно ограничены, являются политические права. Но эти ограничения вытекают из самого понятия гражданства, под которым понимается стойкая связь между лицом и государством.

Въезд в РФ

На законодательном уровне закреплено, что иностранцы вправе приезжать в РФ только с визой. Посетить Россию без обязательного получения въездного документа имеют право граждане ряда стран, с которыми РФ заключила соглашение о безвизовых поездках. Выходцы из Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии вообще могут посещать РФ по своему национальному паспорту.

Виза открывается в дипмиссии РФ после предоставления пакета документации, соответствующей цели путешествия в Россию. При въезде заполняется миграционная карточка, на которой проставляется дата приезда и допустимый срок проживания в РФ.

Согласно закону «О правовом положении иностранцев» в обязанности мигранта входит обязательная в течение 3 дней с даты въезда в РФ. Для граждан ряда государств ближнего зарубежья установлены другие сроки. К примеру, гражданам Таджикистана разрешено 15-дневное проживание в РФ без постановки на учет, Казахстана - 30 дней. Особый режим действует для Белоруссии, граница с которой практически отсутствует. Граждане этой страны не заполняют миграционные карты и имеют ряд значительный привилегий в РФ перед другими иностранцами.

Временное пребывание

Этот статус получает гражданин другого государства, въехавший в безвизовом или визовом порядке и не имеющий РВП или ВНЖ. Жить в России данное лицо может либо на протяжении действия визы, либо на время, определенное безвизовым периодом. В последнем случае этот срок ограничен 90 днями в каждом полугодии, кроме некоторых случаев.

Когда действие визы или срок безвизового периода заканчивается, иностранец обязан покинуть пределы России, исключение составляет ряд ситуаций:

Стоит учитывать, что срок проживания иностранца может быть как продлен, так и сокращен. Последний вариант возможен при разного рода нарушениях, допущенных мигрантом в во время своего проживания в РФ:

  1. Сообщение ложных сведений и предоставление подложных бумаг для выдачи визы;
  2. Два и более раза за три года мигрант привлекался к административной ответственности (сюда относятся и штрафы от ГИБДД);
  3. Во время своего предыдущего приезда мигрант несвоевременно покинул РФ без уважительных причин, то есть нарушил миграционные правила;
  4. Решение о невозможности проживания иностранца принято в связи с обеспечением государственной безопасности;
  5. Принято решение о ;
  6. Мигрант имеет непогашенную судимость за преступные деяния, совершенные на территории РФ либо другого государства;
  7. Иностранец своевременно не оформил полис ДМС;
  8. Мигрант не предоставил на границе доказательства наличия у него денежных средств для проживания в РФ;
  9. Иностранец включен в ;
  10. Во время своего прошлого приезда в РФ мигрант не оплатил налоги либо расходы, связанные с его выдворением;
  11. Закончился срок допустимого проживания в РФ, то есть иностранец превысил норму в 90 дней на протяжении полугода.

Иностранцы с РВП

Получение РВП - это промежуточный этап между временным пребыванием и постоянным проживанием иностранца или лица без гражданства в РФ, так как следующей миграционной ступенью становится оформление ВНЖ. РВП выдается на 3 года в пределах установленных правительственных квот. Вне системы квотирование его вправе получить некоторые категории иностранцев:

  • Рожденные в РСФСР и имевшие гражданство Советского Союза;
  • Рожденные в России;
  • Имеющие нетрудоспособных родителей или детей - граждан РФ;
  • Состоящих в браке с россиянином;
  • Поступившие на военную службу;
  • Являющиеся участниками Госпрограммы.

РВП не является отдельным документом, а проставляется в виде отметки в паспорте иностранца. Однако , получают РВП в виде самостоятельного документа, который в дальнейшем становится их удостоверением личности. В РВП содержатся основные сведения о мигранте: его ФИО, гражданская принадлежность, дата и место рождения, пол, срок действия.

фото: РВП для иностранных граждан (слева) и лиц без гражданства (справа)

Для оформления РВП иностранец обращается:

  1. В ФМС (переименована в ГУВМ МВД) по месту проживания;
  2. Дипломатическое представительство за рубежом;
  3. Консульство в стране проживания мигранта.

При принятии решения направляются запросы в здравоохранительные органы, МВД, службу судебных приставов, ФСБ и другие госструктуры. По полученным ответам рассматривается возможность выдачи РВП конкретному иностранцу. Этот процесс может растянуться на срок до 6 месяцев. При отклонении заявки подать следующую можно только через год.

В обязанности иностранцев, получивших РВП, входит ежегодное подтверждение своего права на проживание в РФ путем информирования ФМС о своих доходах. К бланку уведомления прикладывается справка о доходах или налоговая декларация.

Плюсы получения РВП для иностранцев очевидны:

  • Легальное проживание в РФ на протяжении 3 лет;
  • Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  • Возможность регистрации ИП или ООО для ведения собственного бизнеса;
  • Свободный въезд и выезд из РФ на протяжении всего срока действия РВП;
  • Получение бесплатного медицинского обслуживания.

Иностранцы с ВНЖ

Стать обладателем ВНЖ мигрант может после года проживания в РФ на основании РВП. Процедура получения ВНЖ начинается со сбора определенной документации и передачи ее в ФМС за полгода до окончания срока действия РВП. Заявка рассматривается на протяжении полугода с даты принятия документации. Но для некоторых групп мигрантов этот вопрос решается в более сжатые сроки:

  1. Участники Госпрограммы и носители русского языка могут получить ВНЖ уже через 60 дней;
  2. Граждане Белоруссии и специалисты высокой квалификации становятся обладателями ВНЖ через 90 дней;
  3. Беженцы - всего через 15 дней.

ВНЖ иностранного гражданина

С момента оформления ВНЖ мигрант приобретает аналогичные с россиянами права, кроме голосования на выборах. Единственным ограничением является необходимость проживать в РФ не меньше 180 дней в году, иначе ВНЖ аннулируется. Иностранцы, получившие этот документ, вправе выезжать из России и возвращаться без ограничений и оформления виз. Для ведения трудовой деятельности не требуются специальные документы. Работодателю, нанимающему иностранцев с ВНЖ, также не нужны дополнительные разрешения.

ВНЖ выдается на 5 лет, в будущем его можно продлить.

Особые категории иностранцев

Ряд иностранцев имеют особые правовые статусы. В первую очередь это специалисты высокой квалификации - иностранцы, имеющие необходимый опыт и знания для работы в определенной сфере деятельности. На таких лиц не распространяется система квотирования, ВКС получают рабочую визу на 3 года и вправе оформить ВНЖ, минуя стадию получения РВП. Основным и по сути единственным условием получения статуса ВКС является размер заработной платы - не меньше 2 млн в год (для научных сотрудников и преподавателей не меньше 1 млн в год).

Еще одна категория иностранцев - лица, обладающие дипломатическим иммунитетом . Это работники дипломатических миссий иностранных государств, расположенных на территории РФ. Под дипломатическим иммунитетом понимается право иностранцев не подчиняться решениям другого государства, его представителей или структур, сюда относится:

  • Налоговый иммунитет. Финансовые операции, которые проводят дипмиссии для своих нужд, не облагаются налогами и сборами;
  • Неприкасаемость дипломатической почты;
  • Неприкосновенность помещения, имущества и транспортного средства. Имущество дипработников нельзя арестовать и подвергнуть обыску;
  • Таможенные преимущества. Багаж, направляемый на адрес дипмиссии, не облагается пошлинами, его не досматривают на общих основаниях.

Особыми правами пользуются иностранцы, которые были вынуждены покинуть свою родину и искать убежища в другом месте, - это лица, получившие статус беженцев . Такие граждане работают без спецразрешений, патентов и квот, проходят бесплатное лечение и получают пенсии.

Сфера труда

Иностранцы могут устраиваться на работу в компании или к частным лицам, самостоятельно выбирать себе специализацию, подписывать трудовые контракты. Работодатель, нанимающий иностранца обязан получить соответствующее разрешение, кроме исключительных ситуаций.

На мигранта также возлагается обязанность получить разрешительную документацию на работу. Однако нужно учитывать, это что условие не касается достаточно обширного круга зарубежных сотрудников:

  1. Иностранцев с ВНЖ и РВП;
  2. Специалистов высокой квалификации;
  3. Беженцев;
  4. Участников Госпрограммы по переселению;
  5. Дипломатического персонала;
  6. Аккредитованными журналистами;
  7. Ученых и педагогов, приглашенных в РФ для занятия научной и преподавательской деятельностью.

Выдача разрешений на работу строго квотирована как по регионам РФ, так и по профессиям. Также квоты устанавливаются при выдаче работодателю разрешения на наем иностранцев. В некоторых областях экономической деятельности трудоустройство иностранца вообще исключено. К примеру, сейчас зарубежные сотрудники не могут работать в сфере торговли медицинскими препаратами.

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту , но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу , продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов , а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц .

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России - www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе , удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы , выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, которыйвыдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Временно проживающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Постоянно проживающий
Высококвалифицированный специалист

необходимо

2.2. Уведомление о трудовых отношениях с иностранным гражданином.

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - Закон № 109-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее -Постановление № 9);
- Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее - Постановление № 681);
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ).

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками на основании визы - По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца 10 рабочих дней По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца
в безвизовом порядке По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора -
О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на основании визы - - -
в безвизовом порядке 3 рабочих дней - -
О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года на основании визы - - -
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней - -
Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Получение иностранным гражданином разрешения на работу на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)
на основании визы Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)
на основании визы По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О нарушении иностранным работником условий трудового договора на основании визы 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О досрочном расторжении договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О самовольном оставлении места работы или места пребывания на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -

Кроме того, необходимо уведомлять в произвольной в течение 3 рабочих дней о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания органы ФСБ России (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681).

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ , не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ , получают полис ОМС по месту жительства.

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее - Постановление № 97).

Исключений два:

Направление в служебную командировку;
- если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

* в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан - в ысококвалифицированный специалист .
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период , не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания от 40 000 до 50 000 руб. от 400 000 руб.
до 500 000 руб.
ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу от 25 000 до 50 000 руб. от 250 000 руб.
до 800 000 руб.,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. При этом организация может быть привлечена к ответственности в течение одного года с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП).

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России - www.fms.gov.ru . На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.

Определить статус иностранного гражданина можно на основании предоставленных им документов.

Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту, но не имеющих ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте.

Постоянно проживающие – статус иностранцев, получивших вид на жительство в России (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

В отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию, статус определяется по таким же правилам.

Организация применяет пониженные тарифы

Если организация имеет право начислять страховые взносы по пониженным тарифам , то по общему правилу эти тарифы нужно применять ко всем выплатам, в том числе и к выплатам в пользу сотрудников-иностранцев. Из этого правила есть одно исключение.

Пониженные тарифы могут быть выше специального тарифа, предусмотренного для иностранцев. В таком случае применяйте специальный тариф. Например, некоторые категории страхователей вправе начислять взносы в ФСС России по тарифу 2,0 процента (ч. 3 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Однако для выплат в пользу иностранцев, которые имеют статус временно пребывающих , предусмотрен специальный тариф – 1,8. Если в организации работают такие иностранцы, то на их выплаты взносы в ФСС России нужно начислять по тарифу 1,8 процента (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12 , ч. 3 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 4 письма Минтруда России от 7 апреля 2015 г. № 17-3/В-172). Причем если временно пребывающими являются высококвалифицированные специалисты, то их выплаты страховыми взносами вообще не облагаются (п. 1 ст. 7 , Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, подп. и ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Если пониженный тариф меньше специального, применяйте пониженный тариф ко всем выплатам без исключений. Например, ряд организаций на упрощенке применяет нулевой тариф взносов в ФСС России. Этот тариф распространяется на все выплаты, в том числе и на выплаты в пользу иностранцев со статусом временно пребывающих в России.

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то размер взносов с выплат иностранцам зависит от их статуса . Порядок начисления взносов по каждому виду обязательного страхования рассмотрен ниже.

Статус иностранца

Сотрудник-иностранец может находиться в России в статусе:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно , временно проживающих или временно пребывающих ).

пенсионные взносы не начисляйте.

пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно , временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов). Исключение – выплаты в рамках гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг. Эти суммы не облагаются страховыми взносами в ФСС.

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 7 апреля 2015 г. № 17-3/В-172 .

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие , временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Порядок начисления взносов

постоянно проживающим и временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22 , ч. 1 ст. 22.1 и Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан ( , ч. 2 ст. 12

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан ( , ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из положений частей , статьи 12, Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Выплаты гражданам государств – членов ЕАЭС

Страховые взносы с выплат гражданам стран, входящих в ЕАЭС , начисляйте по тем же правилам, что и с доходов российских граждан. Независимо от статуса этих сотрудников (постоянно проживающий , временно проживающий , временно пребывающий). В отношении работающих в России граждан Киргизии такие правила действуют с 12 августа 2015 года. Именно с этой даты вступил в силу договор о присоединении Кыргызской Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Работающие в России граждане стран Евразийского экономического союза признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, для них предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и для граждан России (п. 3 ст. 98 договора о Евразийском экономическом союзе). При этом к социальному обеспечению относится:

– социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
– обязательное медицинское страхование.

Российские правила пенсионного обеспечения на граждан стран, входящих в ЕАЭС, не распространяются. Порядок назначения и выплаты пенсий таким сотрудникам регулируется законодательством того государства, где они постоянно проживают (). Такой вывод подтверждается письмами Минтруда России от 31 марта 2015 г. № 17-3/В-155 , от 13 марта 2015 г. № 17-3/ООГ-268 .

Таким образом, с выплат гражданам стран ЕАЭС , работающим в организации, начисляйте страховые взносы в следующем порядке.

Если у организации нет прав на применение пониженных страховых тарифов:

– в Пенсионный фонд РФ – по тарифу 22 процента (по доходам свыше 711 000 руб. – 10%);
– в ФСС России – по тарифу 2,9 процента (по доходам свыше 670 000 руб. – 0%);
– в ФФОМС – по тарифу 5,1 процента (независимо от суммарного размера выплат).

Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов , взносы начисляйте по тарифам, установленным для соответствующей категории плательщиков. В том числе и на выплаты гражданам республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Выплаты гражданам КНДР, Вьетнама и Китая

Начисление страховых взносов на выплаты гражданам КНДР, Вьетнама и Китая, которые временно работают в России по трудовым договорам, имеет следующие особенности.

Выплаты гражданам КНДР не облагаются взносами на пенсионное и медицинское страхование (ст. 8 Соглашения, ратифицированного Законом от 28 ноября 2009 г. № 299-ФЗ , ). Взносы на социальное страхование (по тарифу 1,8%) нужно начислять, если гражданин КНДР работает по трудовому договору, заключенному им с российской организацией (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Выплаты гражданам Вьетнама и Китая не облагаются взносами на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Взносы на обязательное социальное страхование (по тарифу 1,8%) нужно начислять, если трудовой договор заключен непосредственно между российской организацией – работодателем и вьетнамским (китайским) гражданином.

Такой порядок следует из положений:
– статей и Соглашения о временной трудовой деятельности, заключенного в Пекине 3 ноября 2000 г. (в отношении китайских граждан);
– статей и Соглашения, ратифицированного (в отношении граждан Китая).

Важно: на граждан КНДР, Вьетнама и Китая, которые работают в России в статусе постоянно проживающих , перечисленные особенности не распространяются. Страховые взносы на выплаты в их пользу начисляйте в общем порядке .

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Какими документами иностранец может подтвердить статус нахождения в России

Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.

Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будет миграционная карта . У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.

Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.

Иностранец, проживший в России год, может подать заявление о выдаче вида на жительство. Он выдается на пять лет и может неограниченное количество раз продлеваться. Вид на жительство, полученный лицом без гражданства, одновременно будет для него и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство также позволяет иностранцу свободно въезжать в Россию и выезжать с ее территории.

Кроме того, у любого иностранца должны быть документы, удостоверяющие его личность. Так, у иностранца должен быть паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России. Человек без гражданства также может подтвердить личность, как указано выше, разрешением на временное пребывание (когда оно оформлено отдельным документом) или видом на жительство.

  • Скачайте формы

скажите пожалуйста, как определить статус иностранца временно проживающий, постоянно проживающий или временно пребывающий в РФ, на основании каких документов и какими налогами облагается заработная плата иностранцев, в частности ФФОМС, по какой ставке и кому начисляется. Заранее спасибо. нужно точно знать, облагается ли заработная плата работников украинцев по патенту ффомс или нет

Ответ

Ответ на вопрос:

 временного пребывания;

 временного проживания;

постоянного проживания.

Постоянно проживающий в России иностранец имеет вид на жительство. Этот документ выдают территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России. Иностранных граждан с видом на жительство принимают на работу без специальных разрешений (абз. 7 п. 1 ст. 2, подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ, п. 20 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 9 ноября 2017 № 846).

Временно проживающий иностранец имеет разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Оно обычно оформляется в виде отметки в паспорте.

Временно пребывающий иностранец не имеет вида на жительство или на временное проживание. Он находится в России на основании визы и миграционной карты.

Отметим, что патент для работы в России должны получать только иностранцы – граждане отдельных стран, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ (ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан.

Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование (за исключением граждан стран – членов ЕАЭС) на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

См. Тарифы страховых взносов в ИФНС на 2017 год

Ставка НДФЛ с доходов иностранца, работающего по патенту, не зависит от того, является он налоговым резидентом РФ или нет. И в том и в другом случае применяется ставка 13% (п. п. 1, 3 ст. 224, ст. 227.1 НК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Какой статус может иметь иностранец в России

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Иностранные граждане могут находиться в России на условиях (в статусе):

 временного пребывания;

 временного проживания;

 постоянного проживания.

В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравнивают лиц без гражданства.

 беженцев;

 лиц, которые получили временное убежище на территории России.

Из ответа «Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца»

2. Материалы Системы Главбух: Как начислить страховые взносы на выплаты сотруднику-иностранцу

Любовь Котова, начальник отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Порядок начисления страховых взносов на выплаты сотрудникам-иностранцам зависит от того, имеет ли организация право на применение пониженных тарифов, а также от статуса иностранцев.

Кроме того, начисляя страховые взносы на выплаты иностранным сотрудникам, нужно учитывать положения международных договоров. Например, некоторые особенности имеет порядок начисления взносов на доходы работающих в России граждан стран – участниц ЕАЭС, а также граждан КНДР, Китая и Вьетнама.

Главбух советует: в страховых взносах с выплат иностранцам множество нюансов. Разобраться в них поможет пошаговая схема.

Все нижеперечисленные правила начисления взносов распространяются на всех иностранцев, работающих в России, в том числе по патенту.

Статус иностранца

Сотрудник-иностранец может находиться в России в статусе:

 постоянно проживающего;

 временно проживающего;

 временно пребывающего.

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам (в т. ч. из стран – участниц ЕАЭС) пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из подпункта 15 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус:
1) постоянно проживающих;
2) временно проживающих;
3) временно пребывающих (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов). При этом размер тарифа для начисления взносов на социальное страхование составляет:
– 1,8 процента – для всех временно пребывающих, кроме граждан стран – членов ЕАЭС;
– 2,9 процента – для временно пребывающих граждан стран – членов ЕАЭС.

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте. Исключение составляют временно пребывающие в России высококвалифицированные специалисты из стран – участниц ЕАЭС. Они признаются застрахованными лицами на основании действующих международных договоров, поэтому на выплаты в их пользу взносы на социальное страхование нужно начислять по тарифу 2,9 процента.

Взносами на обязательное социальное страхование облагаются только выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений. На выплаты в рамках гражданско-правовых договоров о выполнении работ или оказании услуг взносы на социальное страхование начислять не нужно.

Такой порядок следует из подпункта 15 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из подпункта 15 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ. Исключение составляют временно пребывающие в России высококвалифицированные специалисты из стран – участниц ЕАЭС. Они признаются застрахованными лицами на основании действующих международных договоров, поэтому на выплаты в их пользу взносы на медицинское страхование нужно начислять по тарифу 5,1 процента.

Порядок начисления взносов

На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим и временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 420, 426 НК РФ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 420, 422, 426 НК РФ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 420, 422, 426 НК РФ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 420, 422, 426 НК РФ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из статьи 426 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ.

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника-иностранца, временно проживающего в России. Организация не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает по трудовому договору в должности менеджера по работе с клиентами. Кондратьев имеет разрешение на временное проживание в России, поэтому на его зарплату начисляются взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Также зарплата Кондратьева облагается взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.

В январе Кондратьеву начислили зарплату 20 000 руб.

На выплаты в пользу Кондратьева в январе были начислены страховые взносы:

 на пенсионное страхование – 4400 руб. (20 000 руб. × 22%);

 на социальное страхование – 580 руб. (20 000 руб. × 2,9%);

 на медицинское страхование – 1020 руб. (20 000 руб. × 5,1%);

 на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 40 руб. (20 000 руб. × 0,2%).

2. Материалы Системы Главбух: Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца

Андрей Кизимов, действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат экономических наук

Порядок удержания НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца зависит от его налогового статуса: резидент или нерезидент. Причем в отношении некоторых иностранцев-нерезидентов действуют особые правила. Эти правила распространяются:
– на высококвалифицированных специалистов;
– на беженцев или лиц, получивших временное убежище в России;
– на резидентов стран, входящих в Евразийский экономический союз;
– на участников госпрограммы по переселению соотечественников;
– на лиц, работающих в России по найму на основании патента (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Резиденты

НДФЛ с доходов иностранцев, которые являются налоговыми резидентами, удерживайте в том же порядке, что и с доходов резидентов – российских граждан. Подробнее об этом см. С каких выплат удерживать НДФЛ. Статус налогового резидента должен быть подтвержден документально.

Нерезиденты

В зависимости от места работы иностранца выплаченные ему вознаграждения относятся либо к доходам, полученным от источников в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), либо к доходам, полученным за ее пределами (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). При этом последние признаются объектом обложения НДФЛ, только если сотрудник является резидентом. Такой порядок установлен в статье 209 Налогового кодекса РФ.

Если сотрудник-иностранец работает за рубежом, в том числе на дому по местожительству или в зарубежном представительстве (филиале) российской организации, то его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей относится к доходам, полученным от источников за пределами России. Такой вывод следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 31 марта 2014 г. № 03-04-06/14026, от 21 октября 2013 г. № 03-04-06/43787.

Соответственно, в этом случае порядок уплаты налога с доходов граждан устанавливается законодательством той страны, на территории которой он работает. Налог поступает в бюджет этой же страны.

Доходы, полученные иностранцами-нерезидентами за пределами России, НДФЛ не облагаются (п. 2 ст. 209 НК РФ). Поэтому НДФЛ по российскому законодательству с иностранцев-нерезидентов, работающих за рубежом, не удерживайте.

Если же иностранец имеет статус резидента России, то НДФЛ с доходов, полученных им за рубежом, он платит самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Для этого не позднее 30 апреля следующего года иностранец-резидент обязан подать в российскую налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 1 ст. 229 НК РФ). При этом если между Россией и государством, на территории которого работает сотрудник, заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, то налог, уплаченный за рубежом, может быть зачтен в счет уплаты НДФЛ по российскому законодательству (ст. 232 НК РФ).

Пример уплаты НДФЛ с доходов иностранцев, работающих за рубежом в представительстве российской организации

Нерезиденты с особым порядком налогообложения

 высококвалифицированные специалисты;

 беженцы или лица, получившие временное убежище в России;

 резиденты стран, входящих в Евразийский экономический союз;

 участники госпрограммы по переселению соотечественников;

 работающие в России по найму на основании патента.

Высококвалифицированные специалисты

Налоговый статус высококвалифицированных специалистов не важен. Все их доходы от трудовой деятельности облагайте по ставке 13 процентов. Это относится, в частности, к зарплате, предусмотренной трудовым договором, надбавкам за работу вне места постоянного проживания, вознаграждениям членам совета директоров. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письмах ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-11/14909 (согласовано с Минфином России), Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-04-06/23539, от 11 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-107.

Источник выплаты дохода значения не имеет (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-212).

Это правило распространяется только на выплаты, начисленные в период действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Все, что начислено после окончания договора, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке, то есть по ставке 30 или 13 процентов – в зависимости от налогового статуса специалиста. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-04-06/8-162.

Если высококвалифицированный специалист-нерезидент получает доходы, не связанные с трудовой деятельностью, то с них налог удерживайте по ставке 30 процентов. Эту ставку применяют, к примеру, при выплате материальной помощи, вручении подарков, компенсации расходов на питание (письма Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158, ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735).

При выплате отпускных высококвалифицированным специалистам НДФЛ удержите по ставке 13 процентов.

Беженцы и лица, получившие временное убежище в России

Доходы от трудовой деятельности беженцев или лиц, получивших временное убежище в России, облагайте НДФЛ по ставке 13 процентов. Как долго они пребывают в России – не важно (абз. 7 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Такое правило действует в отношении доходов, полученных начиная с 1 января 2014 года (п. 3 ст. 2 Закона от 4 октября 2014 г. № 285-ФЗ).

Если человек утратил статус беженца, но при этом еще не приобрел статус налогового резидента, НДФЛ с его доходов удерживайте по ставке 30 процентов (письмо ФНС России от 6 марта 2015 г. № БС-4-11/3628).

Граждане ЕАЭС

Ситуация: по какой ставке НДФЛ облагать доходы резидента страны, входящей в Евразийский экономический союз

Работающие в России по найму на основании патента (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ)

Размер фиксированных платежей

При приобретении патента на трудовую деятельность в России иностранец самостоятельно перечисляет в бюджет фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. Общая сумма платежа зависит от срока действия патента и определяется исходя из фиксированной величины 1200 руб. в месяц. Эта величина ежегодно индексируется с учетом:

 коэффициента-дефлятора;

 регионального коэффициента, который отражает особенности рынка труда в том или ином регионе. Например, в Москве на 2017 год такой коэффициент установлен в размере 2,1566 (Закон г. Москвы от 26 ноября 2014 № 55).

Важно: если патент выдан в 2016 году, но заканчивается в 2017 году, пересчитывать НДФЛ с учетом коэффициента-дефлятора на 2017 год не нужно. Это следует из письма ФНС России от 27 января 2016 № БС-4-11/1052.

Зачет у налогового агента

После трудоустройства иностранца НДФЛ с его доходов рассчитывает и удерживает работодатель – налоговый агент. Налоговая ставка составляет 13 процентов независимо от того, является ли иностранец резидентом (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом суммы НДФЛ, ранее перечисленные иностранцем в качестве фиксированного авансового платежа, налоговый агент обязан засчитывать в счет уплаты НДФЛ с доходов, которые он выплачивает иностранцу после приема на работу. При этом место уплаты фиксированных платежей не имеет значения. Иностранец может их оплатить как по месту трудоустройства, так и по месту своего жительства. В любом случае налоговый агент должен принимать эти суммы к зачету (письмо ФНС России от 16 марта 2016 г. № БС-3-11/1096).

Основания для зачета

Чтобы уменьшить НДФЛ на сумму авансовых платежей, налоговому агенту потребуются следующие документы:

– заявление сотрудника с просьбой уменьшить НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа по налогу;
– документы, подтверждающие уплату фиксированного платежа по НДФЛ (квитанции об уплате фиксированного платежа);
– уведомление от налоговой инспекции о правомерности уменьшения НДФЛ на сумму фиксированного платежа. Чтобы получить такое уведомление, налоговый агент должен обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/512.

Уведомление на каждого конкретного иностранца выдается один раз и действует в рамках одного налогового периода (п. 6 ст. 227.1 НК РФ, информация ФНС России от 26 декабря 2014 г.). При этом на практике возможна следующая ситуация. Налоговый агент обратился за уведомлением в одном налоговом периоде (например, в конце 2017 года), а инспекция оформила уведомление в начале следующего периода (например, в январе 2018 года). По такому уведомлению налоговый агент тоже должен пересчитать НДФЛ за истекший год и вернуть излишне удержанную сумму (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № БС-4-11/3920).

Так же действуйте, если обратились за уведомлением о зачете платежа только в следующем году. Подать заявление о зачете фиксированного платежа, который сотрудник уплатил в налоговом периоде, можно и по окончании этого налогового периода. В статье 227.1 Налогового кодекса РФ никаких ограничений на этот счет нет. Получив уведомление о зачете, пересчитайте НДФЛ за период, к которому относится фиксированный платеж, и подайте уточненки по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Если иностранец единовременно оплатил патент, срок действия которого относится к разным налоговым периодам, уведомление нужно получить на каждый год. Уменьшить налог можно только на сумму фиксированных платежей, которые относятся к конкретному налоговому периоду. Например, иностранец оплатил патент, срок действия которого с 1 ноября 2016 года по 31 октября 2017 года. Чтобы зачесть всю сумму фиксированных платежей, у налогового агента должно быть два уведомления – отдельно на 2016 год и отдельно на 2017 год. При этом в 2017 году сумму НДФЛ, удержанную с дохода иностранца, можно уменьшить на фиксированные платежи, которые приходятся на январь–октябрь 2017 года.

Если иностранец на основании патента работает в нескольких местах, уменьшить налог на сумму фиксированных авансовых платежей может только один работодатель. Для этого у него должно быть уведомление из ИФНС России, адресованное именно ему. Причем иностранец должен подтвердить, что другим работодателям на текущий налоговый период аналогичные уведомления инспекции не выдавали.

Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 22 марта 2016 г. № БС-4-11/4792, от 14 марта 2016 г. № БС-4-11/4184.

Величину фиксированных авансовых платежей, которая уменьшает налог, укажите в соответствующем поле раздела 5 формы 2-НДФЛ. В 6-НДФЛ сумму фиксированных авансовых платежей укажите в строке 050. Эта сумма не должна превышать общую величину исчисленного налога.

Сумма НДФЛ, удержанная из реальных доходов иностранца, может быть меньше уплаченных им фиксированных авансовых платежей. Разница между этими суммами не признается излишне уплаченным налогом, поэтому возвращать ее сотруднику налоговый агент не вправе.

Если уведомления нет

Налоговая инспекция может отказать в выдаче уведомления по двум причинам:

 в этом году инспекция уже выдавала уведомление в отношении данного иностранца;

 у инспекции нет данных о заключении трудового или гражданско-правового договора с этим иностранцем и выдаче ему патента.

При отказе инспекции выдать уведомление не уменьшайте сумму налога на перечисленные авансовые платежи.

Это следует из положений пункта 2 статьи 226, статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 23 сентября 2015 г. № БС-4-11/16682 и от 16 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4105.

Стандартные налоговые вычеты

Стандартные налоговые вычеты иностранцу предоставьте, только если он является резидентом. Нерезиденты, в том числе высококвалифицированные специалисты, права на стандартные налоговые вычеты не имеют. Это объясняется тем, что стандартные вычеты уменьшают налоговую базу только по тем доходам, налоговая ставка для которых установлена пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 210 НК РФ). А действие этого пункта на нерезидентов не распространяется (к ним относится п. 3 ст. 224 НК РФ).

В отношении беженцев и лиц, получивших в России временное убежище, а также в отношении иностранцев-нерезидентов, работающих в России по найму на основании патентов , применяется общий порядок предоставления стандартных вычетов. Несмотря на то что их доходы от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов, стандартные вычеты им можно предоставить только после того, как они станут налоговыми резидентами. При этом право на получение стандартных вычетов такие плательщики могут подтвердить легализованными документами, которые были выданы за границей. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 октября 2014 г. № БС-3-11/3689.

Например, документами, подтверждающими право на «детские» вычеты, могут быть удостоверения беженцев или свидетельства о временном убежище, в которых указаны несовершеннолетние дети, прибывшие вместе с беженцем в Россию. При наличии таких сведений требовать от сотрудника дополнительные документы не нужно. Если же в удостоверении или в свидетельстве нет сведений о детях, сотрудник должен представить легализованное свидетельство о рождении детей. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 декабря 2015 г. № 03-04-07/70587. ФНС России направила его в налоговые инспекции для использования в работе (письмо от 14 декабря 2015 г. № БС-4-11/21862).

Изменение налогового статуса

Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95.

Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122.

Пересчет НДФЛ

Пересчет НДФЛ делайте на основании документов, подтверждающих изменение налогового статуса иностранного сотрудника.

Возможны два варианта: сотрудник получил статус резидента или потерял.

Если иностранный сотрудник обрел статус налогового резидента и этот статус в текущем году больше не изменится, то сумма оплаты труда такому сотруднику должна облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.

Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму.

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 15 февраля 2016 г. № 03-04-06/7958, от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413.

Если до конца года НДФЛ, который удержали по ставке 30 процентов, зачтут не полностью, вернуть переплату сотрудник сможет самостоятельно в своей налоговой (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Для этого по окончании года он должен представить в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие получение им статуса резидента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061, от 22 ноября 2010 г. № 03-04-06/6-273 и от 28 октября 2010 г. № 03-04-06/6-258, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Иностранный сотрудник может сдать декларацию одним из следующих способов:

 принести ее в инспекцию лично;

 передать через своего представителя;

 отправить по почте (с описью вложения);

 отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Такой вывод следует из пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-04-05/3-716.

В течение года сотрудник-иностранец может утратить статус налогового резидента. Например, если в начале года он выехал в длительную зарубежную командировку и вернулся в Россию позже, чем через 183 дня. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13-процентным НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее удержанный по ставке 13 процентов, пересчитайте по ставке 30 процентов. Это следует из положений пунктов 1, 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444.

Аналогичный порядок действует в отношении иностранцев, которые утратили статус беженцев. Если к моменту утраты статуса они не стали налоговыми резидентами, НДФЛ с их доходов нужно удерживать по ставке 30 процентов. Это следует из пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 6 марта 2015 г. № БС-4-11/3628.

Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30 и 13 процентов, удерживайте из любых денежных средств, которые организация выплачивает сотруднику. Об этом сказано в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам организация в течение календарного года не смогла удержать доначисленную сумму НДФЛ, не позднее 1 марта следующего года она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и самому налогоплательщику. Подробнее об этом см. Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно.

Пример пересчета НДФЛ в связи с утратой сотрудником статуса резидента

В бухучете пересчет НДФЛ иностранному сотруднику, утратившему статус налогового резидента, отразите следующими проводками:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ по ставке 13%»
– сторнирован НДФЛ, ранее удержанный с доходов иностранного сотрудника по ставке 13 процентов;


– удержан НДФЛ по ставке 30 процентов с доходов иностранного сотрудника.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 68, 70).

Если выявили, что в прошлом году налог не пересчитали по ставке 30 процентов, сторнировать записи не надо. В учете сделайте проводку на сумму доначисленного НДФЛ:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ по ставке 30%»
– доудержан НДФЛ по ставке 30 процентов с доходов иностранного сотрудника прошлых лет.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Елена Карсетская,

эксперт Системы Кадры

В наше не легкое время все больше граждан из стран СНГ приезжают в Россию на заработки, но далеко не каждый может устроиться на работу официально. Многие не знают как правильно это сделать, а многих просто не берут на работу, потому что с ними очень много проблем при оформлении у работодателя.

Все иностранные граждане на территории Российской Федерации обладают определенным статусом. А уже определяет порядок их привлечения, трудоустройства, пенсионного страхования, медицинского социального обеспечения и другие моменты.

Давайте рассмотрим временно прибывающего в Российской Федерации иностранного гражданина. Он является лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115 — ФЗ, в новой редакции от 29.12.2010).

В настоящее время порядок взаимного безвизового передвижения граждан ряда бывших советских республик устанавливается отдельными международными договорами Российской Федерации и указанных государств.

На сегодняшний день безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию предусмотрен для граждан:

1. Украины

2. Республики Беларусь

3. Азербайджанской Республики

4. Республики Молдова

5. Республики Казахстан

6. Кыргызской Республики

7. Республики Таджикистан

8. Республики Армения

9. Республики Узбекистан

Время пребывания иностранного гражданина на территории РФ ограничено сроками:

…» Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток , за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона.

Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым — третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.1 или 13.3 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу»… (п. 5 в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ).

…»2. Миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

4. Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить бланк миграционной карты по форме согласно приложению.

10. Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации.

12. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля»… (Постановление правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте»).

Несдача миграционной карты при выезде из Российской Федерации (из Республики Беларусь) является административным правонарушением.

…» Статья 18.8 Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, — влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового… » (Ст. 18.8 КоАП).

В настоящее время применяется единый бланк миграционной карты в Беларуси и России. (*Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца, вступившего в действие с 08.02.2006, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 15.05.2005 № 19-3 «О ратификации Соглашения между Правительством РБ и Правительством РФ об использовании миграционной карты единого образца» и Федеральным законом от 09.01.2006 № 15-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ об использовании миграционной карты единого образца»).

Гражданин Республики Беларусь при въезде в РФ не должен заполнять миграционную карту.

Обратите внимание , что несоответствие заявленной цели въезда в РФ в миграционной карте — фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий — влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового. (п. 2 ст. 18.8 КоАП).

Внимание!!! Федеральным законом от 19.05.2010 № 86-ФЗ отдельно выделены иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты.

…»»Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Исходя из приоритетов развития российского экономики Правительство РФ вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан»…

Для них действует особый порядок привлечения к трудовой деятельности.

В следующей статье мы рассмотрим временно проживающего в РФ иностранного гражданина и его порядок осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Загрузка...