musings.ru

Воздушный кодекс рф воздушное судно. Раздел VII

Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.

1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке , установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке , установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.

5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;

продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;

нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.

6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в

Определение воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Согласно указанной статье "воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды".

С развитием научно-технического прогресса напрямую связно и развитие авиации, что влечет постоянное увеличение количества воздушных судов в Российской Федерации, их техническое совершенствование, а также рост объемов пассажирских и грузовых воздушных перевозок и повышение требований к их безопасности. В результате приватизации авиатранспортных предприятий значительная часть воздушных судов перешла в частную собственность юридических лиц, что привело к возникновению интенсивного гражданского оборота данного вида имущества. Кроме того, в последнее время формируется категория физических лиц, являющихся частными собственниками воздушных судов. С одной стороны, закрепление частной собственности на воздушные суда предоставляет возможность развития воздушных перевозок как одного из перспективных направлений предпринимательской деятельности, с другой стороны, в виду их стратегического значения эксплуатация воздушных судов частными собственниками требует тщательного контроля со стороны государства путем установления требований к обеспечению безопасности полетов и контроля за их исполнением.

Положительным фактором, влияющим на стабильность в сфере воздушного транспорта, явилось принятие Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-Ф3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"", направленного на реализацию приоритетных задач по защите права собственности на воздушные суда и в связи с этим устанавливающего, что возникновение и переход прав на воздушные суда и сделки с ними будут подлежать государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними.

Принятие указанного Закона устраняет многие правовые коллизии, касающиеся закрепления прав на воздушные суда и их гражданско-правового оборота, однако оставляет неурегулированными ряд аспектов. В законодательстве отсутствуют четкие перечни прав на воздушные суда, подлежащих государственной регистрации, а также сделок с воздушными судами и обременений (ограничений) прав на воздушные суда, подлежащих государственной регистрации, что не способствует эффективности гражданско-правового оборота воздушных судов.

Экспериментальные воздушные суда не могут быть отнесены к объектам недвижимости, поскольку в силу п. 3 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности, но не полежат государственной регистрации, которая является обязательным признаком недвижимого имущества.

В связи с этим обосновано, что объектами недвижимости являются только подлежащие государственной регистрации гражданские воздушные суда, сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения и государственные воздушные суда.

Для гражданско-правового регулирования отношений, предметом которых является воздушное судно, дефиниция воздушного судна имеет принципиальное значение в целях четкого определения недвижимое имущество, в отношении которого могут совершаться гражданско-правовые сделки (например, купля-продажа, лизинг, ипотека и др.)

Следует констатировать, что подлежащие государственной регистрации воздушные суда относятся к недвижимости "в силу закона" (недвижимости в юридическом смысле). В рамках придания движимым по своей природе вещам статуса недвижимости законодатель применяет такой прием юридической техники, как юридическая фикция, цель которого состоит в распространение правового режима недвижимого имущества на движимые объекты. На практике правовое регулирование объектов данной группы наделяется рядом особенностей, но они отличны от правового режима недвижимости по природе. Признание воздушных судов и как предметов, предназначенных для движения, недвижимыми вещами имеет основной целью распространение на них гражданско-правового режима недвижимости, специфика которого обусловлена необходимостью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом мобильного характера воздушных судов как недвижимых вещей "в силу закона" такой индивидуализирующий признак недвижимости как стационарность для них не характерен.

Как следует из ст. 7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда. Из смысла указанной статьи вытекает, что иностранные физические и юридические лица не могут иметь в собственности гражданские воздушные суда.

Воздушный кодекс РФ не устанавливает запретов на передачу воздушных судов, находящихся в публичной собственности, на праве оперативного управления учреждениям, федеральным казенным предприятиям, либо на праве хозяйственного ведения государственным и муниципальным предприятиям.

Таким образом, в результате приватизации авиатранспортных предприятий значительная часть воздушных судов перешла в частную собственность юридических лиц, что привело к возникновению интенсивного гражданского оборота данного вида имущества. Юридические лица, имеющие право выступать собственниками воздушных судов - это и коммерческие организации (например, авиакомпании), и некоммерческие организации (аэроклубы и другие добровольные объединения граждан).

Правовой анализ ст. 7 ВК РФ позволил сделать вывод, что гражданские и экспериментальные воздушные суда могут находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а государственные воздушные суда - только в федеральной собственности, исключение составляют воздушные суда органов внутренних дел, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

Известная юридической науке классификация вещей на движимые и недвижимые, относит подлежащие государственной регистрации воздушные суда к недвижимым вещам. Однако, назвав воздушное судно недвижимостью необходимо помнить, что данное утверждение относится не к любому воздушному судну, а только к такому, которое подлежит государственной регистрации (п.1 ст.130 ГК РФ). Следовательно, воздушные суда, не подлежащие государственной регистрации - это вещи движимые.

Практическое значение данной классификации заключается в том, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ). Применительно к воздушным судам, регистрации подлежат помимо права собственности на воздушное судно, также право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В соответствии с п.1 ст.33 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ), воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. В этом же пункте говорится об общем порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов, об особом порядке государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных авиации общего назначения, а также о порядке государственной регистрации государственных воздушных судов. Из буквального толкования данной нормы следует, что государственной регистрации подлежат все гражданские и государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Следовательно, по замыслу законодателя, все воздушные суда - это недвижимые вещи .

Интерес представляет порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, установленный приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 №287. В соответствии с абз.2 п.2 Порядка, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. Как нами уже указывалось ранее, вопрос о правомерности полного исключения из требования о государственной регистрации воздушных судов данной категории, является предметом отдельного исследования. Однако отметим, что Воздушный кодекс РФ в п.1 ст.33 говорит о том, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации, а уполномоченный орган компетентен только установить порядок (регламент) этой регистрации.

Но вернемся к регистрации прав на воздушные суда. В соответствии с п.6 ст.131 ГК РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Заметим, что в п.1 ст.33 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сказано, что впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Таким образом, спустя более 14-ти лет с момента вступления в силу части первой ГК РФ, был принят Федеральный закон от 14.03.2009 №31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее - Закон №31-ФЗ). Все это время право собственности на воздушные суда подтвердить никак не представлялось возможным. Отсутствовал «действующий» порядок государственной регистрации прав на воздушные суда, не было уполномоченных органов - регистраторов, отсутствовал Государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, а также свидетельства о праве собственности на воздушное судно. Следовательно, отсутствовали и собственники воздушных судов (не следует путать с правомерными владельцами воздушных судов).

Итак, государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно (п.3 ст.1 Закона №31-ФЗ). По смыслу данной нормы, до тех пор, пока не состоится государственная регистрация права - нет и самого права.

Однако, данное правило имеет исключение, а именно: обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушное судно, правоустанавливающие документы на которые оформлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п.2 ст.3 Закона №31-ФЗ). Иными словами, действие Закона №31-ФЗ обратной силы не имеет.

Что же касается вещных прав на воздушное судно, возникших до дня вступления в силу Закона №31-ФЗ, то сами такие права и сделки с ними, совершенные до этого момента, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по желанию их обладателей (п.1 ст.5 Закона №31-ФЗ). Таким образом, презюмируется, что если лицо открыто и добросовестно владело воздушным судном до вступления в силу Закона №31-ФЗ, то после вступления Закона в силу оно не обязано подтверждать вещное право на воздушное судно. Однако дальнейшие юридические действия в отношении этого воздушного судна потребуют государственной регистрации самой сделки с воздушным судном, а в случае изменения в результате этой сделки вещного права - и права на воздушное судно.

Во всяком случае, необходимость государственной регистрации вещных прав, усложняет гражданский оборот с такими объектами гражданских прав, как воздушные суда. А все, что сложно, никак не стимулирует участников рынка подчинять сделку российскому правопорядку. Существуют сложности как фактического, так и юридического характера. Основной, и пожалуй главной проблемой фактического характера является выполнение функций регистратора только одним единственным уполномоченным органом - центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в городе Москве. Очевидно, что данное обстоятельство не способствует развитию гражданского оборота. Для наглядности можно было бы представить такую абсурдную ситуацию, если бы нам для регистрации права собственности на квартиру требовалось отправлять комплект документов (или самим явиться с документами, как это принято в Росавиации), в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы. Рынок недвижимости в таких условиях просто бы перестал существовать.

Основной проблемой юридического характера, на наш взгляд, является то, что государственная регистрация самого воздушного судна обусловлена необходимостью государственной регистрации вещного права на воздушное судно. Этот факт, очевидно, заставляет владельцев воздушных судов искать «удобные» юрисдикции для совершения сделки, на основании которой возникнет, изменится или прекратится вещное право на воздушное судно. Очевидно предположить, что подчинив сделку с воздушным судном иностранному правопорядку, владелец воздушного судна также предпочтет иностранную юрисдикцию при выборе национальной принадлежности воздушного судна. И это еще не вникая в предстоящие сложности, связанные с таможенной очисткой воздушного судна, допуском к эксплуатации и налогообложением.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, разработанной в соответствии с указом Президента РФ от 18.07.2008 №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», говорится о необходимости исключить из перечня объектов недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 ГК) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (п.3.3). Данное предложение продиктовано тем, что данная юридическая фикция как правовая модель себя не оправдала. Отнесение к недвижимым вещам воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, оказалось практически нецелесообразным.

03.04.2012 Президент РФ, как субъект законодательной инициативы, внес в Государственную Думу ФС РФ разработанный на основании Концепции проект Федерального закона №47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Законопроект). В законопроекте предлагается ст.130 ГК РФ изложить в иной редакции, в п.3 которой говорится, что к воздушным и морским судам, судам внутреннего плавания, космическим объектам применяются правила о недвижимых вещах, если иное не установлено законом и не вытекает из существа указанных объектов гражданских прав.

Как видно, новая редакция ст.130 ГК РФ не будет содержать нормы, прямо называющей воздушное судно недвижимой вещью. Однако, иное может быть установлено законом и вытекать из существа указанных объектов гражданских прав. Вещи, не относящиеся к недвижимым, признаются движимыми. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п.4 ст.130 Законопроекта)

Иными словами, внесение изменений и дополнений в ГК РФ не будет означать автоматической отмены действующего порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, установленного Законом №31-ФЗ. Но изменения в порядок вносить потребуется. Это касается, в частности, исключения необходимости государственной регистрации одновременно с вещным правом также сделок, на основании которых возникает, переходит, прекращается, ограничивается (обременяется) такое вещное право на воздушное судно (ст.131 Законопроекта).

Также очевидно, что решение вопроса о целесообразности сохранения такого порядка, все также зависит от законодателя. Однако, уполномоченные органы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в гражданской авиации или в государственной авиации, могут инициировать изменение такого порядка, чтобы в дальнейшем Правительство РФ внесло в Государственную Думу ФС РФ соответствующий законопроект (о внесении изменений, дополнений или об отменен Закона № 31-ФЗ).

Важно также отметить, что сохранение действующего порядка государственной регистрации прав на воздушные суда (правила о недвижимых вещах, по терминологии Законопроекта) возможно при наличии в совокупности двух условий - действующий федеральный закон, а также это должно вытекать из существа указанных объектов. Под существом указанных объектов следует понимать правовую природу таких объектов гражданских прав, и в первую очередь то, что речь идет о транспортных средствах, с помощью которых удовлетворяются потребности субъектов гражданского права в перемещении в пространстве людей и материальных ценностей. И чем интенсивнее будет удовлетворяться эта потребность, тем эффективнее будет развиваться экономика страны.

Все вышесказанное свидетельствует о назревшей необходимости упростить использование в гражданском обороте такого объекта гражданских прав, как воздушное судно. Причем, на фоне существующих иностранных правопорядков, данное упрощение следует понимать, как приведение в соответствие с мировой тенденцией.

Воздушное судно

Комментарий к статье 32 ВЗК РФ:

1. Нормы ст. 32 ВЗК действуют в отношении всех видов авиации.

Норма п. 1 ст. 32 ВЗК почти дословно соответствует определению воздушного судна, данному в стандартах приложения 7 к Чикагской конвенции 1944 г.: "Воздушное судно; летательный аппарат. Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха с земной поверхностью (см. классификацию воздушных судов в нижеприведенной таблице)".

Следует обратить внимание на такую особенность. В официальном переводе приложения 7 понятия "воздушное судно" и "летательный аппарат" пишутся через точку с запятой как синонимы для английского термина "aircraft". В рассматриваемой же норме закона понятие "воздушное судно" определяется как один из возможных видов летательных аппаратов. Иными словами, законодатель предполагает, что могут быть и другие виды летательных аппаратов, но нормы для регулирования их использования в явном виде не предусмотрены. Летательными аппаратами могут быть, например, ракеты и баллистические снаряды, регулирование использования которых при необходимости должно быть предусмотрено нормами федеральных авиационных правил.

В этом смысле приложение 7 более четко определяет эту группу объектов регулирования:

Классификация воздушных судов (летательных аппаратов)

согласно приложению 7 к Чикагской конвенции

Класс Вид Группа Подгруппа

воздуха Без двигателя Свободный

аэростат Сферический

Несферический

Привязной

аэростат Сферический

Несферический

С двигателем Дирижабль Жесткий

Полужесткий

Нежесткий

воздуха Без двигателя Планер,

воздушный змей Сухопутный

Гидропланер

С двигателем Самолет Сухопутный

Гидросамолет

Винтокрыл Автожир (сухопутный, гидроавтожир,

Вертолет (сухопутный, гидровертолет,

Орнитоптер Сухопутный

Гидроорнитоптер

Однако здесь тоже не указаны ракеты и баллистические снаряды, что связано с более узкой, по сравнению с ВК, областью отношений, регулируемой Чикагской конвенцией.

2. Нормы п. 2 и 3 ст. 32 ВЗК устанавливают особые категории воздушных судов. Такая классификация необходима для регулирования в дальнейшем некоторых видов деятельности в области гражданской авиации (см. комментарии к ст. 36, 37, 61, 66, 67 ВК).

Здесь вводится классификация воздушных судов в зависимости от максимального взлетного веса. К основной категории отнесены самолеты, максимальный взлетный вес которых составляет не менее 5700 кг, и вертолеты с максимальным взлетным весом 3100 кг и более. К легким отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых более 495 кг, но менее 5700 кг (для вертолетов более 495 кг, но менее 3100 кг). К сверхлегким отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых 495 кг и менее, без учета авиационных средств спасания, так как в соответствии с п. 4 ст. 88 ВЗК полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

Данная классификация впервые в российском законодательстве введена Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", хотя такая потребность назрела давно.

В класс сверхлегких попадает много воздушных судов единичного изготовления, в том числе самодельных, которые, естественно, не могут соответствовать общим требованиям, предъявляемым к воздушным судам для их регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ и удостоверения их летной годности. Используются такие воздушные суда, как правило, в авиации общего назначения.

До недавнего времени владельцы этих воздушных судов выполняли полеты в нарушение воздушного законодательства и подвергались преследованию со стороны соответствующих органов власти. Изобретатели-самоучки и люди, имеющие специальные знания, подготовку и навыки, которые самостоятельно строили воздушные суда, не имели законных прав поднять такие воздушные суда в воздух, так как не могли официально зарегистрировать их, а без регистрации воздушное судно выполнять полеты не имеет права. С появлением класса сверхлегких воздушных судов в п. 1 ст. 33 ВЗК для судов этого класса введен особый (упрощенный) порядок государственной регистрации, определяемый уполномоченным органом в области гражданской авиации - Минтрансом России.

В пункте 5 ст. 37 ВЗК законодатель возложил на владельца сверхлегкого воздушного судна соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания своего воздушного судна. При этом (п. 4 ст. 61 ВК) законодатель снял с владельцев сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения обязанность получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ, а в подп. 1 п. 1 ст. 67 ВЗК установлено, что не обязательно иметь на борту таких воздушных судов бортовой и санитарный журналы и руководство по летной эксплуатации (учитывая ограничения по массе и условиям работы на борту). Более того, в п. 2 ст. 54 ВЗК законодатель впервые позволил проводить подготовку пилотов сверхлегких воздушных судов не в общем порядке, установленном для пилотов гражданской авиации, а инструкторам, получившим разрешение от Росавиации в соответствии с п. 5.4.18 Положения об этом Агентстве.

Таким образом, законодатель, введя класс сверхлегких воздушных судов и регламентировав порядок их использования, позволил владельцам таких воздушных судов выполнять полеты на законных основаниях, одновременно возложил на них соответствующую обязанность, что, безусловно, способствует общему развитию авиации при сохранении уровня безопасности полетов всех воздушных судов.

В класс легких в большинстве своем попадают воздушные суда серийного производства, которые могут относиться как к коммерческой гражданской авиации, так и к авиации общего назначения. Данный класс воздушных судов подпадает под общие требования ВК. Законодательно предусмотрено единственное исключение для владельцев легких воздушных судов авиации общего назначения: они, как и владельцы сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения, освобождены от обязанности получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ (п. 4 ст. 61 ВК). При этом на них возложена обязанность соблюдать правила летной эксплуатации и технического обслуживания таких воздушных судов.

3. Согласно норме п. 1 ст. 8 ВК, воздушные суда подлежат обязательной сертификации в порядке, регламентированном нормами ст. 37 ВЗК (см. комментарий к ст. 37 ВК).

4. Необходимо отметить существование в ВЗК проблемы, связанной с тем, что имеются воздушные суда (например, экранопланы), которые на определенных режимах (этапах) полета (взлет и посадка) или эксплуатации при производстве полетов оказываются в правовом статусе других транспортных средств. При этом они по основному предназначению остаются воздушными судами, но в такие моменты подпадают под действие правил для морских или речных судов либо наземных транспортных средств. В перспективе предстоит устранить эту правовую неопределенность в самом законе либо в подзаконных актах транспортного законодательства. Это возможно на основе примата норм воздушного законодательства для воздушных судов, часть перемещения которых в пространстве производится над поверхностью земли или воды на высоте, позволяющей использовать экранный эффект, либо по поверхности земли или воды при осуществлении такого перемещения вне границ аэродромов, где они подпадают под действие как воздушного законодательства, так и иного законодательства в сфере транспорта (морского, речного или сухопутного). Такой порядок может быть установлен в федеральных авиационных правилах. Следует заметить, что с подобной проблемой столкнулись и в ряде иностранных государств.

5. Не в полной мере урегулирован и вопрос использования беспилотных воздушных судов, включая, в частности, свободнолетающие модели и малоразмерные дистанционно пилотируемые летательные аппараты. Их возможности постоянно расширяются, и на практике активно развивается использование свободнолетающих моделей воздушных судов и иных ДПЛА, предназначенных для выполнения экономических и государственных задач. В будущем соответствующие нормы должны найти свое отражение в федеральных авиационных правилах, а возможно, и в норме закона. Например, в п. 3 рассматриваемой статьи ВЗК речь идет о пилотируемых воздушных судах. Однако если следовать букве закона, то под эту норму подпадают и свободнолетающие модели, и другие ДПЛА военного и гражданского назначения.

За исключением государственных воздушных судов, т.е. тех, в частности, судов, которые используются на военной, таможенной и полицейской службах. Вопрос юридической классификации воздушных судов еще недостаточно полно разработан как в международном воздушном праве, так и во внутреннем праве государств. Такая обычно производится по признаку целевого использования воздушных судов. Так, согласно Воздушному кодексу РФ Г.в.с. считаются воздушные суда, используемые в целях: 1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 2) выполнения работ в отдельных отраслях народного хозяйства; 3) оказания медицинской помощи населению в проведении санитарных мероприятий; 4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; 5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий. К Г.в.с. не относятся суда Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Пограничных войск РФ, а т.ж. суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских и других работ в области авиационной и другой техники.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО - любое воздушное судно, за исключением государственных воздушных судов, т.е. тех, в частности, судов, которые используются на военной, таможенной и полицейской службах. Вопрос юридической классификации воздушных судов еще недостаточно полно… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    воздушное судно гражданское - любое воздушное судно, за исключением воздушных судов государственных. Вопрос юридической классификации В.с.г. еще недостаточно полно разработан как в международном воздушном праве, так и во внутреннем праве государств. Такая классификация обычно … Большой юридический словарь

    ПРАВО НА ВОЗДУШНОЕ СУДНО - основанные на законе или договоре различные имущественные права (собственности, владения, аренды, залога и т.п.) государств, их юридических или физических лиц на воздушное гражданское судно, находящееся в эксплуатации или строящееся … Большой экономический словарь

    СУДНО ВОЗДУШНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ - ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО … Юридическая энциклопедия

    - (см. ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО) … Энциклопедический словарь экономики и права - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее гражданское воздушное судно … Энциклопедический словарь экономики и права

Загрузка...