musings.ru

Какая информация составляет коммерческую тайну. Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну

(в ред. Постановления Правительста РФ от 03.10.2002 N 731)

В целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации Правительство РСФСР постановляет:

1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансовохозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежах;

сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.

4. Действие настоящего постановления не распространяется на сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Рассмотрим, что является коммерческой тайной предприятия и каково .

Определение коммерческой тайны. Это режим секретности определенных сведений , устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды.

Понятие «коммерческая тайна» называют и сами засекреченные организацией сведения.

Перечень сведений , составляющих коммерческую тайну (образец можно скачать ), должен быть:

  1. Потенциально или реально ценным для обладателя.
  2. Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных.
  3. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным . Засекречиваемая информация не должна входить в список сведений, которые не могут быть признаны КТ ( ФЗ «О коммерческой тайне»).
  4. Общеизвестные факты – сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

  5. Отнесение информации к КТ надлежаще оформляется согласно №98 Федеральный закон «О коммерческой тайне» . Содержание регистров бухучета организации в соответствии с ФЗ №129 коммерческая тайна является по умолчанию без всякого оформления.

Режимы государственной, банковской, служебной тайн регулируются отдельными нормами .

Банки, как разновидность коммерческих организаций, наряду с общим устанавливаемым государственными органами для всех банков РФ списком банковских тайн, вправе собственными решениями вводить режим КТ согласно 98 ФЗ «О коммерческой тайне» (действующая редакция по ссылке выше) для иных сведений, не входящих в перечень БТ, регулируемых специальными законами о банковской деятельности.

Коммерческая тайна банка – это все сведения о вкладах клиентов и операциях с ними. Ее соблюдение проверяется органами госнадзора за банковской деятельностью.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, банк вправе установить для информации, обеспечивающей его конкурентные преимущества перед другими банками.

Это могут быть оригинальная методика работы с клиентами, применяемые компьютерные программы и технологии, данные о разрабатываемых новых продуктах и т.п.

Регистры бухучета – это информация, составляющая коммерческую тайну банка по умолчанию .

Соблюдается коммерческая тайна предприятия поддерживается обычными правовыми процедурами.

Виды

Узнаем, что относится к коммерческой тайне по видам носителей . КТ устанавливается в отношении:

  • письменных и печатных документов;
  • компьютерных баз данных;
  • данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
  • устройств и механизмов;
  • материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

Список сведений, входящих и не входящих в КТ

Такой перечень сведений коммерческой тайны утверждается руководителем организации в соответствии с ФЗ №98.

Режим КТ не применяется к данным , перечисленным в пятой статье данного закона:

  1. Содержание учредительных, регистрационных, правоустанавливающих документов.
  2. Об имуществе, финансовой деятельности бюджетных организаций, условиях их приватизации.
  3. О данных, затрагивающих безопасность граждан.
  4. Об имеющихся вакансиях, кадровом составе, системе и условиях оплаты труда.
  5. О фактах нарушений работодателем норм права, трудовых договоров.
  6. О деятельности некоммерческих организаций.
  7. О списке лиц, действующих от имени юр. лица.
  8. Сведения, которые обязательно раскрываются или не могут быть закрытыми по другим правовым нормам.

Интересно знать , является ли зарплата коммерческой тайной? Положения о ставках, премиях, иных выплатах, установленных для штатных единиц, не охраняются режимом КТ, поскольку это элементы зарплатной системы.

Персональные данные, в том числе сведения о доходах работника без его согласия не разглашаются согласно статье 3 ФЗ №152 от 27.07.2006. За их распространение виновный может быть уволен по статье 81 ТК (ч. 1, п. 6, пп «в») при соблюдении работодателем иных условий, предусмотренных ФЗ №152 и статьей 193 ТК . Формулировок, связанных с раскрытием КТ, в таком приказе быть не должно, иначе суд восстановит работника по его жалобе .

Таким образом, заработная плата не является коммерческой тайной в РФ . Однако, следует отметить, что по законодательству, традициям некоторых зарубежных стран зарплата работника относится к сведениям, которые обязан хранить в секрете, в том числе он сам.

Например , компании США принимают серьезные меры по ее защите: в отделах человеческих ресурсов (кадров и зарплаты) для переговоров по трудовым договорам отводятся изолированные звуконепроницаемые помещения.

Принимаются меры, чтобы ограничить общение работников таких отделов с прочими сотрудниками, даже во внерабочее время. Сами работники дают подписку о неразглашении собственной зарплаты .

Такие меры решают ряд вопросов : затрудняют деятельность профсоюзов, конкуренцию по переманиванию работников, активность персонала по требованиям к администрации.

Дочерние компании западных корпораций, действующие в РФ, практикуют аналогичные методы. Российские коллеги перенимают у них «опыт». В РФ список мотивов дополняется стремлением утаить от коллектива зарплату топ менеджеров и приближенных к ним лиц, которая иногда на порядок-два отличается от средней по фирме.

Такое расширение сферы КТ незаконно в нашей стране, но по понятным причинам обычно остается безнаказанным. Работодателю для обхода закона достаточно изменить формулировку причины увольнения .

Правовой режим

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается в организации с соблюдением всех требований , предусмотренных 98 ФЗ о служебной и коммерческой тайне, иначе он не будет признан таковым судом при рассмотрении конкретного дела.

В частности, доступ к сведениям , охраняемых режимом КТ, обязательно отражается в трудовых договорах с работниками, гражданских – с иными контрагентами, которых с ней знакомит обладатель тайны.

Он должен доказать, что данные сведения представляют ценность для организации, связь их разглашения с понесенными фирмой убытками или неполученными доходами.

Когда вводится КТ на предприятии?

Для введения режима КТ на предприятии его руководитель обязан утвердить , которым определить список сведений, охватываемых данным режимом и лиц, допущенных к ним.

Коммерческая тайна, перечень сведений должны размещаться на носителях с грифом «Коммерческая тайна» с реквизитами обладателя (полное название юр. лица, ФИО граждан, их местонахождение).

В трудовые и гражданские договоры вносятся соответствующие изменения.

Принимаются меры, пресекающие несанкционированный допуск к включенной в КТ информации, упорядочивающие санкционированный.

Работники должны быть оповещены , ознакомлены со списком сведений, охватываемым данным режимом.

Данные регистров бухучета коммерческой организации охватываются режимом КТ по умолчанию, и не требуют оформления, если внутренним документом или законом для них не установлен иной порядок доступа. Режим КТ не может быть установлен с противозаконными или аморальными целями.

Сопутствующие документы

Режим КТ на предприятии считается введенным после надлежащего оформления документации.

Документы с коммерческой тайной:

  • «положение о КТ», утвержденное приказом руководителя с росписями всех имеющих допуск лиц об ознакомлении с ним;
  • список лиц, имеющих допуск;
  • внесения дополнений, соответствующих пунктов в трудовые, гражданские договоры лицами, имеющими доступ;
  • переноса сведений, охваченных режимом, на носители с грифом «Коммерческая тайна».

Как охраняется?

Обладатель КТ принимает исчерпывающие меры, пресекающие допуск к засекреченным сведениям третьих лиц.

К ним относится:

  1. Хранение сведений КТ в сейфах, отдельных охраняемых помещениях, у ответственных лиц, на компьютерах, защищенных паролем.
  2. Выделение для знакомства с данными, включенными в КТ, мест, исключающих несанкционированную утечку информации.
  3. Разработка и соблюдение процедуры ознакомления с секретными данными.
  4. Ознакомление персонала предприятия со всем особенностями режима КТ.

Срок хранения

Срок коммерческой тайны устанавливает руководитель организации согласно «Положении о КТ». Об этом говорит гражданский кодекс, коммерческая тайна (ГК РФ ст. 1470 п. 2).

Хранить КТ бывший работник обязан и при увольнении с предприятия весь предписанный «Положением» срок.

Наказание за разглашение

За разглашение КТ законами РФ предусмотрены все виды правовой ответственности. Независимо от них (или в дополнение) к виновному применяются санкции в рамках материальной ответственности .

Ст. 183 УК предусматривает для виновных в нарушении режима КТ наказание до десяти лет заключения в зависимости от тяжести наступивших последствий. Гражданская, материальная ответственность теоретически могут наступить в размере понесенных убытков, упущенной выгоды. КоАП (ст. 13.14) предусматривает за такие действия штраф от пятисот до пяти тысяч рублей .

Однако на практике применить эти законы трудно, поскольку несовершенны методики доказательства понесенного ущерба, его связи с разглашением КТ, определения законности отнесения информации, степени вины ответственных за неразглашение лиц.

Более того, ФЗ «О коммерческой тайне» требует безусловного предоставления включенных в КТ компаниями данных неопределенному кругу госорганов и ОМС.

А предусматривает штрафы от ста до пяти тысяч рублей за непредставление такой информации.

После передачи секретных данных в упомянутые органы предотвратить и доказать их утечку заинтересованным конкурентам становится невозможным , тем более привлечь не только чиновников, но даже обычных граждан к ответственности.

Руководители компаний ограничиваются увольнением виновных. Хотя и такое действие успешно оспаривается в суде (Разъяснению Пленума ВС от 17.03.2004 N 2 п. 43).

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. В случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

Зарубежные компании тратят миллионы долларов на защиту конфиденциальной информации, в итоге сберегают миллиарды . В РФ подобная деятельность пока находится в зачаточном состоянии .

Прецеденты суровых приговоров в данной сфере пока не известны. Правовые нормы, охраняющие коммерческую тайну, правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения;

О численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.

Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».


В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к данным сведениям относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

Сохранение государственной тайны.

За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете», содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.

Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений , составляющих коммерческую тайну предприятия , представлена на рис. 1 .

Рис. 1. Укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческу. тайну предприятия

Оригинальные классификации сведений , относимых к коммерческой тайне , представлены также в ряде работ.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

  • Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
  • Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночной товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

  • их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
  • они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
  • предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
  • эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
  • сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет выделить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

  • о нерациональном природопользовании;
  • о чрезмерном загрязнении окружающей среды;
  • о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;
  • о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя);
  • о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
  • о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;
  • о фактах проявления недобросовестной конкуренции;
  • о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
  • о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

В соответствии с постановлением коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

  • учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющий вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, запрещается государственным и муниципальным предприятиям до начала и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

  • о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
  • о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров;
  • о договорах с кооперативами, иными государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Все предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в упомянутом постановлении, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством, а также по требованию трудового коллектива предприятия.

При формировании на предприятии конкретного перечня сведений, относимых к его коммерческой тайне, необходимо также ориентироваться на отдельные положения Закона РФ «О государственной тайне». Так, не подлежат засекречиванию следующие сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В Законе также отмечается, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Сами пострадавшие граждане имеют право обжаловать такие решения в суде.

Законодательство РФ предусматривает также уголовную ответственность за сокрытие некоторых сведений, не подлежащих отнесению к категории «коммерческая тайна». Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Причем если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, то размеры уголовной ответственности увеличиваются.

Действующее законодательство предоставляет право администрации предприятия самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его безопасности. В частности, предприятие имеет право (с учетом отмеченных выше законодательных ограничений) устанавливать порядок определения сведений, составляющих его коммерческую тайну, их конкретный состав и объем, а также разрабатывать основные элементы механизма защиты этих сведений.

Для получения экономических преимуществ перед конкурентами и снижения собственных потерь предприятие имеет право самостоятельно распоряжаться информацией (в том числе патентами, лицензиями, ноу-хау, технологиями и т. п.), являющейся его собственностью.

Общая стратегия развивающегося государственного учреждения и частного предприятия в отношении информации, имеющей экономическую стоимость, строится в рамках Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". За разъяснениями о том, с чем имеют дело руководители и топ-менеджеры, когда защищают один из источников конкурентного преимущества, мы обратились к преподавателю Московского государственного юридического университета (МГЮА), к.ю.н. Евгению Суворову.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 вышеназванного закона под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

При этом от коммерческой тайны как режима конфиденциальности следует отличать информацию, составляющую коммерческую тайну.

Под такой информацией понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Иными словами, коммерческая тайна это всего лишь режим конфиденциальности, который вводится в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну (п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Какие сведения могут составлять коммерческую тайну

Речь должна идти об информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В целом потенциальные обладатели информации свободны в определении того, какая именно информация составляет для них коммерческую ценность и потому может защищаться путем установления в отношении нее режима коммерческой тайны. Это могут быть сведения о контрагентах, структуре поставщиков, клиентах организации, структуре производства и так далее.

Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну

В соответствии со статьей 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Какие действия необходимо совершить, чтобы защитить коммерческую тайну

Установление режима коммерческой тайны является ключевым вопросом при рассмотрении соответствующих споров впоследствии. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

  1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  5. нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Так, нередко суды отказывают в удовлетворении требований обладателей соответствующей информации в связи с ее разглашением, ссылаясь на то, что обладателем информации не были приняты меры по охране конфиденциальности информации, указанные в статье 10 Закона о коммерческой тайне.

Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу N А57-11021/2011 рассматривался спор о взыскании убытков с бывшего сотрудника компании, который использовал клиентскую базу бывшего работодателя (речь шла о бизнесе по распространению товаров по каталогам OTTO). Суд отказал во взыскании убытков, в частности, указав следующее. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения обществом условий по установлению режима коммерческой тайны и охране конфиденциальности информации в отношении клиентской базы, руководствуясь положениями статьи 1064 ГК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что заключение ИП Юшковой Ю.В. договоров с контрагентами ООО "ЛюксуРита" само по себе не может свидетельствовать о причинении убытков обществу, а потеря клиентов у одного из них не является безусловно следствием использования предпринимателем сведений, составлявших коммерческую тайну общества.

При этом суды первой и апелляционной инстанций правильно отклонили доводы общества о том, что Юшкова Ю.В. была предупреждена о режиме коммерческой тайны, так как из имеющейся расписки Юшковой Ю.В., которая датирована числом, предшествующим даты образования ООО "ЛюксуРита", о получении пароля для входа в систему принятия и обработки заказов не следует о предупреждении Юшковой Ю.В. о конфиденциальности информации клиентской базы, а в силу пункта 2 статьи 1472 ГК РФ лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Е. Суворов

преподаватель Московского государственного

юридического университета (МГЮА), магистр частного права

Загрузка...