musings.ru

Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс Судебное конституционное право и судебный конституционный процесс

  • формат doc
  • размер 319.06 КБ
  • добавлен 23 сентября 2009 г.

Москва. - "Закон и право". -Издательское объединение "ЮНИТИ", 1998. - 376 стр.

Содержание
Вместо введения
Вводная тема. Правовое государство и судебная власть
1. Развитие идей правового государства
2. Судебная власть в правовом государстве
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной
Европы в общеевропейском правовом пространстве

Общая часть
Тема
1. Конституционное правосудия как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве
1. Принцип верховенства конституции, его действие.
Охрана конституции
2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля
3. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля
4. К истории развития судебного конституционного контроля
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
2. Конституционное правосудие как отрасль права и законодательства, как наука и учебная дисциплина
1. Конституционное правосудие как отрасль права
2. Конституционное право и судебное конституционное право и процесс
3. Судебное конституционное право и процесс и другие отрасли права
4. Конституционное правосудие как отрасль законодательства
5. Конституционное правосудие как наука
6. Конституционное правосудие как учебная дисциплина
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
3. Нормативное регулирование конституционного правосудия. Источники судебного конституционного права и процесса
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. Система источников судебного конституционного права и процесса
2. Источники права, регламентирующие организацию и деятельность конституционных судов в посттоталитарных государствах
3. Система источников права, регламентирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
4. Конституционное правосудие
и общественная практика: действие судебного конституционного права и процесса
1. Механизм действия судебного конституционного права и процесса
2. Соотношение права и политики в деятельности
конституционных судов
3. Конституционное правосудие и общественное мнение.
Конституционный суд и средства массовой информации
4. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в общественной и государственной жизни
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Особенная часть
Раздел I. Судебное конституционное право
Тема
5. Природа конституционного суда, его место в механизме действия государственной власти
1. Конституционный суд как орган государственной власти
2. Конституционный суд в судебной системе
3. Политико-правовая природа Конституционного Суда Российской Федерации
4. Конституционное правосудие в федерациях.
Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации
5. Официальные символы конституционного суда.
Местопребывание конституционного суда
6. Независимость конституционного суда, ее гарантии
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
6. Состав, структура и организация деятельности конституционных судов
1. Состав конституционных судов
2. Порядок формирования конституционных судов
3. Структура конституционных судов
4. Председатель и другие должностные лица конституционного суда
5. Аппарат конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
7. Статус судьи конституционного суда
1. Содержание статуса судьи конституционного суда
2. Срок полномочий судьи конституционного суда
3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда
4. Основные права и обязанности судьи конституционного суда
5. Независимость судьи конституционного суда и ее гарантии
6. Неприкосновенность судьи конституционного суда
7. Приостановление полномочий судьи конституционного суда
8. Прекращение полномочий судьи конституционного суда
9. Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке
10. Этические нормы поведения судьи конституционного суда
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
8. Компетенция (юрисдикция) конституционных судов
1. К истории формирования компетенции (юрисдикции) конституционных судов
2. Проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов
3. Проверка конституционности международных договоров
4. Разрешение споров о компетенции
5. Защита прав и свобод человека и гражданина
6. Проверка конституционности проведения референдумов и выборов, осуществления права народной инициативы
7. Конституционный контроль правосудия за нарушениями конституции (импичмент)
8. Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений
9. Толкование конституции
10. Иные полномочия конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Раздел II. Судебный конституционный процесс
Тема
9. Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид судопроизводства
1. Предмет рассмотрения и другие особенности конституционного судопроизводства
2. Принципы конституционного судопроизводства
3. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
10. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционном суде
1. Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства. Процессуальные сроки
2. Внесение обращений в конституционный суд
3. Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах
4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений
5. Подготовка к судебному разбирательству
6. Судебное разбирательство. Отложение заседания
7. Принятие итоговых решений конституционными судами. Особое мнение судьи
8. Провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционных судов
9. Исполнение решений конституционных судов
10. Прекращение производства по делу
11. Пересмотр конституционными судами ранее вынесенных ими решений
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
Тема
11. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними

2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
12. Рассмотрение дел о соответствии
Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Пределы проверки
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
13. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость ходатайства
4. Пределы проверки
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
14. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость жалобы
4. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
5. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
15. Рассмотрение дел о конституционности
законов по запросам судов
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Последствия внесения запроса
5. Пределы проверки
6. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
16. Рассмотрение дел о толковании
Конституции Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость обращения
4. Пределы толкования
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
17. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
1. Полномочие Конституционного Суда

3. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
18. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении требований, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, до назначения Президентом Российской Федерации референдума Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение и допустимость запроса
3. Пределы проверки
4. Заключение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Заключительная тема: Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Список основных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании Закона РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР"
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Определения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании
Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде
Российской Федерации"
Программа учебного курса "Конституционное правосудие (Судебное конституционное право и процесс)"
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2

Смотрите также


Авакьян С.А. Конституционное право России. Методическое пособие по подготовке к семинарам

  • формат html
  • размер 83.7 КБ
  • добавлен 08 февраля 2009 г.

М., 2002.- 96 c Общие положения. Конституционное право России - отрасль права и наука. Конституционное развитие России. действующая Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в РФ. Гражданство Российской Федерации. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации. Федеративное устройство России. Избирательное право и изби...


Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

  • формат pdf
  • размер 3.99 МБ
  • добавлен 12 апреля 2011 г.

Учеб. пособие. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 592 с. ISBN 978-5-91768-112-2 (Норма) ISBN 978-5-16-004318-0 (ИНФРА-М) В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены основные институты конституционного судопроизводства. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов, госу...


Капыш В.П. Конституционные гарантии обеспечения экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Дисертация
  • формат jpg
  • размер 16.97 МБ
  • добавлен 06 сентября 2010 г.

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

(лето 2012, зима 2013)

  1. Судебный конституционный контроль: понятие и модели.
  2. Виды судебного конституционного контроля.
  3. История развития конституционного правосудия в России.
  4. Источники (формы) судебно-конституционного права и процесса.
  5. Конституция Российской Федерации как источник судебно-конституционного права и процесса
  6. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник судебно-конституционного права и процесса
  7. Природа Конституционного Суда Российской Федерации и его место в системе высших органов государственной власти.
  8. Состав, должностные лица и организационно-правовые формы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
  9. Особенности статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  10. Принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  11. Юрисдикционные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
  12. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.
  13. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.
  14. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства, его особенности.
  15. Принципы конституционного судопроизводства: понятие, классификация, содержание.
  16. Классификация участников конституционного судопроизводства. Процессуальное положение участников, содействующих осуществлению конституционного судопроизводства.
  17. Процессуальное положение сторон и их представителей в конституционном судопроизводстве.
  18. Особенности доказательств и доказывания в конституционном судопроизводстве.
  19. Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.
  20. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.
  21. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Назначение и подготовка дел к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации.
  22. Порядок заседания Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по существу.
  23. Принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации, его оглашение, вступление в силу и опубликование. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  24. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  25. Действие и исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  26. Понятие и виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации.
  27. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.
  28. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  29. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел по спорам о компетенции.
  30. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
  31. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о конституционности законов по запросам судов.
  32. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о толковании Конституции Российской Федерации.
  33. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

34. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

35. Неюрисдикционные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

36. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: этапы учреждения, порядок формирования и полномочия.

37. Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

Зав. кафедрой конституционного права Н.В. Витрук

Понятие конституционного судебного процессуального права

Рассматривая природу конституционного судебного процессуального права, необходимо уяснить его соотношение с целым рядом близких ему явлений, таких как конституционный судебный процесс, конституционное судопроизводство, конституционное правосудие, конституционный процесс, конституционное процессуальное право .

Поскольку зачастую конституционное судебное процессуальное право для краткости именуют конституционным судебным процессом, как, скажем, гражданское процессуальное право именуют гражданским процессом или уголовное процессуальное право - уголовным процессом, выясним прежде всего смысловое значение термина конституционный судебный процесс.

Данный термин многозначен. Во-первых, он означает установленный правом порядок осуществления конституционного судопроизводства, его процессуальную модель. Во-вторых, он подразумевает деятельность уполномоченных (управомоченных) субъектов по осуществлению конституционного судопроизводства или участию в нем. В-третьих, это обособленная система юридических норм, закрепляющих порядок осуществления конституционного судопроизводства. Конституционный судебный процесс в этом значении как раз и именуется конституционным судебным процессуальным правом. Несмотря на то что термины «процессуальное право» и «процесс» имеют самостоятельное значение, зачастую они отождествляются. В-четвер- тых, конституционный судебный процесс можно рассматривать и как раздел законодательства, включающий нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного судопроизводства.

Приведенные определения тесно между собой связаны, как связаны между собой форма (внешняя и внутренняя) и содержание (потенциальное и актуальное). Нормативно установленный порядок (процесс) осуществления конституционного судопроизводства в указанной схеме - потенциальное содержание судопроизводственной деятельности, то, как она должна и может организовываться и протекать. Реальная деятельность органов конституционного судопроизводства укладывается в рамки нормативного порядка с той или иной степенью точности. Дело в том, что реальная деятельность в силу многих причин определяется не только правовыми нормами, но и другими социальными регуляторами и обстоятельствами (мораль, деловые обыкновения, личные качества людей, социально-экономическое положение в обществе и т. п.). Нормативный порядок конституционного судопроизводства содержится в правовых нормах (внутренняя форма). Указанные нормы составляют содержание нормативных правовых актов (внешняя форма).

Таким образом, судопроизводственная деятельность органов конституционной юстиции и других субъектов становится предметом правового регулирования. В праве выделена значительная совокупность норм, определяющих порядок осуществления этой деятельности. Производится их систематизация, в частности в Классификаторе правовых актов 1 .

Поскольку конституционный судебный процесс во всех приведенных значениях определяется через понятие конституционного судопроизводства , необходимо раскрыть значение последнего.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством является одним из способов осуществления судебной власти в стране. Российское законодательство в настоящее время не содержит определение конституционного судопроизводства, не показывает четкое его соотношение с такими понятиями, как «правосудие», «судоустройство», «судебная система», «судебная власть».

В теории конституционализма сформулирован ряд определений конституционного судопроизводства. Так, по мнению В. В. Маклакова, конституционное судопроизводство складывается из общей процедуры (порядок ведения дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальных процедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, уполномоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в Конституционном Суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений Суда, положения об исполнении) . Как видно, это определение детализирует понимание конституционного судебного процесса как нормативного порядка осуществления конституционного судопроизводства. В то же время интересным представляется подход автора, согласно которому в содержание конституционного судопроизводства включены вопросы исполнения решений органов конституционной юстиции.

В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев понимают под конституционным судопроизводством урегулированную специальными процессуальными нормами совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между Конституционным Судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении дел, связанных с охраной Конституции. В упрощенном варианте это правовой порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда 1 . Здесь также акцент сделан на понимании конституционного судопроизводства в качестве нормативно установленного порядка судопроизводственной деятельности. Следует отметить, что конституционное судопроизводство осуществляется не только Конституционным Судом РФ, но (на уровне субъектов РФ) и региональными конституционными (уставными) судами.

В. Б. Евдокимов характеризует конституционное судопроизводство как судебный контроль за соответствием Конституции законов и иных правовых актов . Автор не ставит перед собой задачу дать развернутое определение конституционного судопроизводства. Он обозначивает его принципиальное предназначение. Последнее заключено в процессуальном оформлении конституционного судебного контроля. В то же время в терминологическом ряду между конституционным судопроизводством и судебным контролем конституционности актов располагается конституционное правосудие, частью которого выступает конституционное судопроизводство. Непосредственно формой судебного контроля за конституционностью актов является именно конституционное правосудие.

Различие между конституционным судопроизводством и конституционным правосудием проведено Н. В. Витруком. Он полагает, что конституционное судопроизводство как единство процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений есть в итоге форма, способ существования, реализации норм материального судебного конституционного права. По его мнению, судебный конституционный процесс или конституционное судопроизводство выступает в качестве подотрасли конституционного правосудия. Конституционное правосудие, в свою очередь, самостоятельная отрасль права. Судебное конституционное право включает правовые институты состава Конституционного Суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей и т. д. Судебный конституционный процесс подразумевает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам 1 . Следовательно, Н. В. Витрук в отличие от вышеприведенных позиций рассматривает конституционный судебный процесс в значении как нормативного порядка судебной деятельности, так и структурного элемента права (подотрасли конституционного правосудия).

Если рассматривать конституционный судебный процесс как часть конституционного правосудия, это позволяет правильно соотнести институты конституционного судопроизводства и конституционного судоустройства. Последнее входит в конституционное правосудие наряду с конституционным судопроизводством. Кроме этого, самостоятельной частью конституционного правосудия является процесс исполнения решений органов конституционной юстиции.

Многозначность терминов «конституционный судебный процесс», «конституционное судопроизводство» может вызывать затруднения, однако это возможно только в ситуации, когда одновременно используются их разные значения. В связи с этим в дальнейшем изложении оба термина будут применяться главным образом в значении нормативного порядка судопроизводственной деятельности Конституционного Суда РФ и региональных конституционных (уставных) судов. Нормативная основа конституционного судопроизводства будет именоваться конституционно-судебным процессуальным правом, а законодательная основа конституционного судопроизводства - законодательством о конституционном судопроизводстве. Наконец, конституционное правосудие будет рассматриваться как нормативно упорядоченные устройство и деятельность названных судов.

Таким образом, конституционное судебное процессуальное право представляет собой систему юридических норм, регламентирующих конституционно-судебные процессуальные отношения и действия, складывающиеся при осуществлении конституционными (уставными) судами конституционного правосудия. См.: Евдокимов В. Б. Конституционное судопроизводство в США. Екатеринбург,1996.С. 3.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет и структура

судебный конституционный право

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие отрасль права, характеризуются внутренним единством, общими признаками, и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право является отраслью российского права, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих:

Основы конституционного строя;

Правовой режим отношений между личностью и государством;

Федеральное и административно-территориальное устройство Российской Федерации;

Организацию органов государственной власти и управления;

Основные принципы организации местного самоуправления.

Предмет является главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на которые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъектность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства -- конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли -- судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия "конституционное правосудие" и "судебное конституционное право и процесс" равнозначны по своему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить лишь в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения. С одной стороны, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой -- свести эту реализацию на нет заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

2. Судебный конституционный контроль: понятие и модели

Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются:

* глава государства, парламент, правительство;

* специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);

* судебные органы.

Глава государства, парламент, правительство. Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль. Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.)" либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).

Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной основе. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Конституционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Польши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Конституционный Совет Республики Казахстан и др.).

Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы -- как суды общей юрисдикции (включая административные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля -- конституционные суды.

Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.

Объектами конституционного контроля, в том числе осуществляемого судебными органами, являются:

* законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, законы, принятые референдумом, конституционные, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами;

* нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

* нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

* внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях);

* акты судебных органов;

* акты и действия общественных объединений;

* индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;

* международные договоры;

* действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства -- Президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций);

* организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов;

* создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.

Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами.

Существуют две разновидности судебного конституционного контроля:

1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, и

2) конституционный контроль, осуществляемый специализированными судами.

Особенность первой разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел в соответствии с обычной процедурой (децентрализованный контроль) либо верховные (высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре (централизованный контроль).

В США, Аргентине, Норвегии любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным. Если дело доходит до Верховного Суда и он также признает закон не соответствующим Конституции, то это решение Верховного Суда становится уже обязательным для всех судов.

Для осуществления конституционного контроля в верховных судах ряда государств создаются специальные конституционные коллегии, палаты (конституционная палата Верховного Суда правосудия Коста-Рики, конституционная коллегия Национального Суда Эстонии и др.).

Особенность второй разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют специальные конституционные суды (централизованный контроль). Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства -- конституционного судопроизводства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, то есть конституционное правосудие.

Признание органами конституционного правосудия, например, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона, т. е., по существу, его отмену. Дополнительного решения парламента по вопросу действия неконституционного закона не требуется.

Наличие конституционного суда не означает, что другие суды, действующие в данном государстве, лишаются права осуществлять конституционный контроль.

Конституционное правосудие как разновидность правосудия имеет следующие основные черты (признаки):

1) наличие конституционных судов как специализированных судебных органов конституционного контроля;

2) автономное положение судов в иерархии судебных органов;

3) самостоятельная процессуальная форма отправления конституционного правосудия;

4) юридическая сила решений конституционного правосудия, приравненная к юридической силе конституции;

5) особая система законодательства, регулирующего конституционное правосудие.

Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля. Как правило, оно является последующим (репрессивным), учреждающим (постановляющим), обязательным, как абстрактным, так и конкретным (с возможными комбинациями), материальным и формальным.

3. Создание и этапы функционирования Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд был создан в Российской Федерации 1991 г.

В истории конституционного судопроизводства (применительно к России) традиционно выделяют два этапа. Первый -- период с момента издания и начала действия Закона о Конституционном Суде РСФСР 1991 г. и до октября 1993 г., когда была приостановлена деятельность данного Суда. Второй -- с принятия в июле 1994 г. Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и по настоящее время.

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и необходимостью обеспечения дальнейшего развития политических и экономических процессов, происходящих в России, 15 декабря 1990 года Второй Съезд народных депутатов РСФСР, приняв Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР", учредил в стране Конституционный Суд и поручил Верховному Совету РСФСР разработать проект Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов РСФСР. Тем самым начался следующий этап утверждения в Российской Федерации конституционного правосудия.

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР (ВВС РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395). 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" (ВВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017), в октябре 1991 г. избран его первый состав.

В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.

Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР". Новый Закон о Конституционном Суде РФ внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда, а именно:

1) охрана Основного Закона становится фиктивной, если специализированный орган не может отменить несоответствующие Конституции акты высших должностных лиц, обеспечить баланс властей, обязать стороны спора не выходить за пределы своих полномочий.

2) очень важная сила решений Конституционного Суда, которые должны вступать в силу немедленно после их провозглашения, являться окончательными и не подлежать опротестованию, быть обязательными на всей территории России.

3) Конституционный Суд призван обеспечивать иерархию правовых актов, воплощать верховенство Конституции.

4) Принадлежность Конституционного Суда РФ к единой судебной системе государства не подлежит сомнению. Она прямо определяется Конституцией РФ (ст. 125 и 128 включены в гл. 7 «Судебная власть»), а также Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации»

5) Федеральный законодатель закрепил особый статус Конституционного Суда РФ, определил состав, полномочия, статус судей (ст. 125, 128).

6) Специфическая особенность органов конституционной юстиции состоит в том, что, несмотря на свою обособленность, они входят в единую судебную систему России, поэтому их деятельность осуществляется на тех же принципах судопроизводства, что и деятельность судов общей и арбитражной юрисдикции -- законность, независимость, коллегиальность, гласность и др.

Конституция определяет состав Конституционного Суда, порядок назначения на должность его судей, компетенцию Конституционного Суда, его полномочия, перечень органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, юридическую силу, правовые последствия его решений. Конституцией предусмотрено и принятие специального закона о Конституционном Суде, определен предмет его регулирования (полномочия, порядок образования и деятельности) и вид (федеральный конституционный закон), что подчеркивает важность Конституционного Суда в системе органов государственной власти и в то же время обеспечивает правовую стабильность его деятельности, поскольку федеральные конституционные законы принимаются, изменяют и дополняются в особом порядке.

Таким образом, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти, а с другой - выступает как орган государственной власти, стоящий в одном ряду с конституционными органами - Президентом, Парламентом, Правительством.

4. Система источников судебно-конституционного права и процесса

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

В юридической литературе выделяются следующие виды источников судебного конституционного права: Конституция РФ, содержащие нормы конституционного права федеральные законы, подзаконных актов (актов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), акты Федерального Собрания, международные и внутригосударственные договора, акты субъектов РФ.

Базисным источником современного судебного конституционного права - выступает Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ нашли свое урегулирование наиболее важные для общества, государства и отдельного человека общественные отношения.

Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.

К особым свойствам Конституции РФ, то есть качественным характеристикам, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства, относят:

Верховенство;

Высшую юридическую силу;

Прямое действие Конституции РФ;

Действие Конституции РФ на всей территории страны;

Конституция РФ выступает в качестве базы, основы правовой системы России;

Особую охрану Конституции РФ;

Особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Следующим источником, а точнее группой источников являются международные договоры. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К источникам судебного конституционного права относят федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ).

Далее следует назвать Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ в ред. от 02.06.2009 "О Конституционном Суде Российской Федерации". Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. Источниками конституционного судебного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Акты Президента РФ можно отнести к источникам судебного конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения, например, Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".

К источникам судебного конституционного права относятся и правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. Прежде всего, необходимо выделить правительственные постановления по конкретизации правового статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев. Например, Постановление Правительства РФ от 27.04.1995 N 425 ред. от 15.07.2004 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившихся на его иждивении

В настоящее время дискуссионным является вопрос об отнесении актов судов общей юрисдикции к источникам судебного конституционного права.

Источники конституционного судебного процесса

По мнению Н.В. Витрука, судебный конституционный процесс, или конституционное судопроизводство, выступает в качестве подотрасли конституционного правосудия. Конституционное правосудие, в свою очередь, рассматривается им как самостоятельная отрасль права.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел).

Среди источников конституционного судебного процессуального права необходимо назвать:

Конституцию РФ,

Федеральные конституционные законы,

Федеральные законы,

Конституции и уставы субъектов РФ,

Региональные законы о конституционных (уставных) судах, а также регламенты указанных судов.

Источниками конституционного судебного процессуального права могут быть также собственно решения Конституционного Суда РФ, региональных конституционных (уставных) судов

5. Итоговые решения КС РФ: понятие, виды, юридическая сила, юридические последствия

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседаниях коллегии конституционного суда, является решением конституционного суда.

Итоговые решения в зависимости от специфики их содержания могут иметь различные названия (постановления, заключения и т.п.).

Исходя из компетенции конституционного суда закон о конституционном суде и конституционном судопроизводстве определяет, по какой категории дел принимаются постановления и в каких случаях даются заключения, а также выносятся определения.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается конституционным судом в закрытом совещании в совещательной комнате. В совещании участвуют только судьи конституционного суда, рассматривающие данное дело.

Виды решений Конституционного Суда РФ:

1) итоговые решения, принимаемые по результатам рассмотрения конкретного дела, подведомственного Конституционному Суду РФ;

2) иные решения, принимаемые по организационным вопросам деятельности Конституционного Суда РФ или по вопросам толкования ранее принятых итоговых решений.

1) Итоговые решения принимаются в форме:

* постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных актов, разграничения полномочий государственных органов, истолкования Конституции РФ;

* заключений Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Итоговые решения принимаются на закрытом совещании участвовавших в рассмотрении дела судей большинством голосов. Голосование открытое, поименное; председательствующий голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании. Решение и протокол совещания подписываются всеми судьями. Судья, не согласный с принятым решением, вправе изложить особое мнение, которое приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением в "Вестнике Конституционного Суда РФ". Решение вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения каких-либо государственных органов. Решения Конституционного Суда РФ имеют общеобязательную силу. Акты или их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не подлежат применению. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

2) Иные решения Конституционного Суда РФ принимаются в форме определений и обычно не оформляются в виде отдельного документа, а излагаются в протоколе заседания. Они принимаются по следующим вопросам: избрание Председателя, его заместителя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ; утверждение регламента формирования палат Конституционного Суда РФ; приостановление или прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ; о принятии к производству конкретных дел и т.п.

Юридическая сила решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

6. Конституционно-правовые позиции КС РФ: понятие, виды, юридическая сила, юридические последствия

Конституционный Суд России является одним из ведущих элементов механизма правовой охраны Конституции Российской Федерации и важным звеном системы сдержек и противовесов.

Результаты властной деятельности Конституционного Суда воплощаются в его решениях, обладающих свойствами общеобязательности, окончательности и непреодолимости. «В них находит отражение видение Судом тех или иных правовых коллизий, и даются указания по их устранению.

Одной из форм реализации правотворческой функции Суда является формулирование им правовых позиций, которые являются главными в его решениях.

Исследование правовых позиций Конституционного Суда России важно и научной, и с практической точки зрения. Необходимо осмысление как самого явления правовой позиции в его многочисленных связях с другими формами проявления права, так и реализации конкретных позиций Суда, с помощью которых происходит процесс непосредственного применения Конституции Российской Федерации, внедрения конституционных положений в деятельность государственных и муниципальных органов власти, ликвидации конституционно-правовых коллизий.

Правовые позиции Конституционного Суда России претворяются в жизнь в деятельности властных органов. Особенно заметно их влияние на функционирование российских судов, которые занимают значительное место в механизме обеспечения конституционности действующего законодательства.

Понятие «правовая позиция Конституционного Суда РФ» появилось в отечественном конституционном праве сравнительно недавно. В юридической литературе эта проблема стала широко обсуждаться с середины 90-х гг. двадцатого столетия и продолжает оставаться дискуссионной до настоящего времени.

На обязательность правовых позиций обращает внимание Конституционный Суд. Юридическая сила правовых позиций, как считает Суд, аналогична силе его решения. Правовые позиции в соответствии со ст.ст. 6, 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде являются общеобязательными и действуют непосредственно.* Они обязательны для всех государственных органов и должностных лиц,* а также, в силу ст.ст. 6. п. 3 ч. 1 ст. 43 и ч.ч. 1,2 и 4 ст. 79 Закона о Конституционном Суде, для всех правоприменителей.

Действительный смысл оспариваемой заявителем нормы не может быть выявлен вне ее связи с конституционными положениями, без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. При разрешении дела Конституционный Суд обязан, как следует из предписания ч. 2 ст. 74 Закона о Конституционном Суде, исходить из ранее сформулированных правовых позиций, которые имеют значение для разрешения дела, определяя при этом пределы их необходимого использования.

Общеобязательность правовых позиций Конституционного Суда предполагает, что они должны отвечать требованию ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 78 Закона о Конституционном Суде постановления и заключения Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Определения о разъяснении решений Конституционного Суда, излагаемые в виде отдельного документа, подлежат опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 Закона о Конституционном Суде). Официальными изданиями для них являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Вестник Конституционного Суда РФ». Вопрос об официальном опубликовании иных определений решается самим Конституционным Судом.

7. Гарантии самостоятельности и независимости КС РФ

Принцип самостоятельности судов и независимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов реализации правосудия (ст. 20 Конституции РФ). Этот конституционный принцип находит свое отражение во многих законодательных актах -- федеральных конституционных законах "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражном судах в Российской Федерации", Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", УПК РФ, ГПК РФ и др.

Очевидно, что решения суда только тогда будут беспристрастными и справедливыми, когда судьи будут иметь реальную возможность принимать их самостоятельно, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства и иных лиц в осуществление правосудия.

Значение принципа самостоятельности судов и независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судов и судей в Российской Федерации, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им. Это создает возможность принятия судьями объективных, непредвзятых, независимых решений по гражданским, арбитражным, административным и уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны.

В соответствии с данным принципом суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Они действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона.

В обеспечение данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Конституцией РФ, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и др. К числу важнейших из них относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществление правосудия, неприкосновенность судьи, несменяемость судей, установление особых правил приостановления и прекращения полномочий судьи, четкая регламентация создаваемых органов судейского сообщества и их функций и т. д.

Законодатель устанавливает и обязанности должностных лиц, призванных обеспечить реально действующий характер предусмотренных для судей гарантий независимости. К их числу относится обязанность в случае необходимости принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности его имущества и т. д.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Любые попытки со стороны кого бы то ни было оказать воздействие и незаконное давление на судью с целью добиться от него вынесения необъективного и незаконного судебного решения, проявление неуважения к суду, неисполнение распоряжений суда влекут за собой административную либо уголовную ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 17.3, 17.4), Уголовным кодексом РФ (ст. 294-298), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 117, 258) и др.

Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Принцип самостоятельности судов и независимости судей предполагает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Важнейшей гарантией, обеспечивающей самостоятельность и независимость судебной власти, и реально действующий характер принятых судами решений, является правило, предусмотренное ст. 6 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", об обязательности судебных постановлений.

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и Юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

8. Состав и порядок формирования КС РФ

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде» устанавливается, что судьей Конституционного суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей

9. Структура КС РФ. Председатель и другие должностные лица КС РФ

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда.

Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом.

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее 2месяцев со дня открытия вакансии.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

10. Статус судьи КС РФ: понятие, структура и виды

Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличая в квалификации имеют частный характер.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Судья Конституционного Суда не может быть

1) членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов,

3) иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - 70 лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

11. Принципы статуса судьи КС РФ, их гарантии

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально - бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Интересно отметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» по новому трактует понятие несменяемости судей. Несменяемость не означает пожизненного в должности, а означает лишь, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». На наш взгляд, это неправильная трактовка несменяемости.

Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.

Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда.

12. Права и обязанности судьи КС РФ. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи КС РФ

Основные права и обязанности судьи Конституционного Суда РФ. Статья 16 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. устанавливает принцип равенства прав: судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда РФ обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его участие в осуществлении конституционного судопроизводства, в частности, имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда РФ. Конституционный судья участвует в решении всех вопросов внутренней жизни Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ обязан:

* добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;

* участвовать во всех заседаниях Конституционного Су да РФ, в голосованиях при рассмотрении дел;

* не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции Конституционного Суда РФ;

* не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этим вопросам;

* воздерживаться от действий в интересах других лиц и организаций;

* не допускать занятия деятельностью и не совершать действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда РФ.

Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть

1) членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов,

2) занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности,

3) иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитации.

...

Подобные документы

    Определение места Конституционного суда в механизме государственной власти. Общие принципы деятельности, состав, структура и правовые основы функционирования Конституционного Суда РФ. Статус судьи, компетенция, конституционное правосудие субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2011

    Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Авторская позиция.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука, отрасль права и учебная дисциплина. Развитие науки конституционного права на современном этапе. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации российского конституционного права.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2015

    Понятие, предмет и метод конституционного права, его нормы и институты. Источники и система права в Республике Беларусь. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, юридическая ответственность.

    реферат , добавлен 11.03.2011

    Понятие и сферы деятельности конституционного права, его структура и содержание. Пределы конституционного регулирования вопросов общественного строя. Виды и характеристика форм правления и государства. Конституционное правление на примере Франции.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2010

    Конституционное право как наука. Основы правового статуса человека и гражданина. Предмет правового регулирования конституционного права. Категории науки конституционного права. Политический характер политических прав человека. Акты применения норм права.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Конституционное право как отрасль права. Принятие, изменение и отмена конституций. Понятие прав человека и гражданина. Права и свободы. Права и обязанности. Личные и политические права, свободы и обязанности. Избирательный процесс. Статус парламентария.

    шпаргалка , добавлен 13.01.2009

    Система источников конституционного права в странах с романо-германской правовой системой. Система законодательства в ФРГ и Италии, влияние решений Федерального Конституционного Суда. Публично-правовой договор как источник конституционного права.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

    Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации. Основные принципы демократии и организации власти. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. Развитие конституционного права в России в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие конституционного права России как отрасли права, его предмет. Характеристика конституционно-правовых норм и институтов. Место конституционного права в системе права России. Конституционное право как наука, его место в системе общественных наук.

Загрузка...