musings.ru

Местного самоуправления на территории. Местное самоуправление на территориях с особым (специальным) статусом

Организация местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге

Тема № 16: Особенности организации местного самоуправления на территориях, имеющих особый правовой статус

Федеральный закон 2003 г. «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» /3/ предоставил городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, где муниципальными образованиями являются внутри­городские территории, возможность самостоятельного регулирования особенностей организации местного самоуправления.

Являясь по Конституции РФ /1/ городами федерального значения, Москва и Санкт-Петербург утратили возможность в целом быть муниципальным образованием. Статус города - субъекта РФ послужил юридически формальным препятствием для осуществления местного самоуправления в масштабах города федерального значения. Москва попыталась соединить в изначальной редакции своего Устава 1995 г. /21/ характеристику города как субъекта РФ и муниципального образования. Формальное основание: Конституция РФ говорит (ч. 1 ст. 131), что мест­ное самоуправление осуществляется в городских поселениях, и пусть хоть кто-то докажет, что Москва не является городским поселением. Несмотря на критику со стороны ряда ученых (доводы: Конституция РФ характеризует статус Москвы только как субъекта РФ и столицы Рос­сийской Федерации, но не муниципального образования, и определение такого статуса города требует внесения изменения в Конституцию РФ), городские власти не шли на уточнение формулировок Устава. И все-таки они вынуждены были это сделать после соответствующих решений Верховного Суда РФ, исключив из Устава указание на статус Москвы в целом как муниципальной единицы.

Но муниципальными образованиями могут быть внутригородские территориальные подразделения в каждом из городов федерального значения. И во многих отношениях организация здесь местного самоуправления имеет свои особенности. Вот тогда и возникла необходимость так построить нормативное правовое регулирование, чтобы максимально обеспечить право жителей городских районов на местное самоуправление. Для этого федеральный законодатель предусмо­трел как осуществление местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге на вну­тригородских территориях, так и возможность отражения в законах этих городов специфики территориальной организации местного са­моуправления, помноженной на масштабы социально-экономической деятельности в Москве и Санкт-Петербурге и обусловленной стремле­нием сохранить единое городское хозяйство.

В Москве порядок изменения границ и преобразования муниципаль­ного образования, а также учета мнения населения по соответствующему вопросу регулируются Законом города от 15 октября 2003 г. «О наимено­ваниях и границах внутригородских муниципальных образований в го­роде Москве». /27/ В городе существует 125 внутригородских муниципаль­ных образований. Городским Законом установлен перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований. С учетом сохранения единого городского хозяйства.



Поскольку уровень бюджетной обеспеченности зависит от ком­петенции муниципального образования, источники доходной части местного бюджета определяются законом города. При этом источни­ки, закрепленные Федеральным законом 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Налоговым кодексом РФ /2/ за местными бюджетами, по усмотрению городского законодателя могут зачисляться в городской бюджет или бюджет муниципального образования. Подобным же образом опреде­ляется и объем имущества муниципального образования - в прямой зависимости от объема предметов ведения и полномочий.

Что касается возможности передачи отдельных государственных полномочий города внутригородским муниципальным образованиям, то по общему правилу ч. 3 ст. 19 Федерального закона 2003 г. они осу­ществляются в муниципальных районах и городских округах, а иное может быть установлено Федеральным законом или законом субъекта РФ, что и сделано в Законе г. Москвы от 14 июля 2004 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муни­ципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)». /28/ Примечательно, что в соответствии с п. 6 ст. 2 этого Закона отдельными государствен­ными полномочиями наделяются органы местного самоуправления всех внутригородских муниципальных образований одновременно.

Как и вся публичная власть в Российской Федерации, муниципаль­ная власть в городе реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований. Правила, установленные Федеральным законом 2003 г. для подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, опросов, собраний, публичных слушаний и других форм не­посредственной демократии, распространяются на внутригородские муниципальные образования в Москве. Они получают при необходи­мости развитие в уставе муниципального района.

Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ст. 10) /29/ к органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправле­ния - муниципальное собрание, исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, а также иные органы, образуемые в соответ­ствии с уставом муниципального образования. Должностными лицами согласно Закону являются председатель муниципального собрания, ру­ководитель муниципального образования, руководитель муниципали­тета. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные и назначаемые должностные лица.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых по многомандатным и одномандатным избирательным округам. Их числен­ность в зависимости от числа избирателей может колебаться от 10 до 20 человек. Так, Уставом муниципального образования «Гагаринское» /22/ число депутатов муниципального собрания составляет 12 человек, из­бираемых в трех- и четырехмандатных округах сроком на четыре года. Такое же положение закреплено в Уставе внутригородского муници­пального образования «Раменки» г. Москвы. /23/

К исключительным полномочиям муниципальных собраний помимо полномочий, закрепленных в ст. 35 Федерального закона 2003 г., уставы внутригородских муниципальных образований в Москве относят:

Избрание из своего состава руководителя муниципального образования;

Назначение руководителя муниципалитета;

Внесение в органы государственной власти Москвы предложений о строительстве на территории муниципального образования социаль­но значимых объектов;

Право законодательной инициативы в Московской городской Думе;

Утверждение регламента муниципального собрания;

Образование комиссий муниципального собрания. /39,40/

Комиссии муниципального собрания создаются из депутатов со­брания на срок его полномочий. Численный состав комиссий, их наи­менование и направления деятельности утверждаются муниципаль­ным собранием. Один депутат не может входить в состав более двух комиссий и быть председателем более одной комиссии. Руководитель муниципального образования не может быть председателем комиссии муниципального собрания. Комиссии занимаются подготовкой реше­ний муниципального собрания и организацией их исполнения.

Депутат муниципального собрания внутригородского муниципаль­ного образования в г. Москве осуществляет свои полномочия без отры­ва от основной деятельности. Согласно Закону г. Москвы от 25 февраля 2004 г. «О статусе депутата муниципального собрания внутригородско­го муниципального образования в городе Москве» /30/ депутат осущест­вляет свою деятельность в различных формах, в том числе участвуют в заседаниях собрания и его органов, во встречах с избирателями, во внесении депутатского запроса, в разработке правовых актах муниципального образования.

Депутат имеет право на первоочередной прием по вопросам своей деятельности на территории соответствующего муниципального об­разования должностными лицами территориальных органов исполни­тельной власти города, органов местного самоуправления, руководите­лями учреждений, органов общественных объединений, на получение информации у названных органов и должностных лиц. В случае если информация содержит охраняемую законом тайну, депутат может ее получить при наличии соответствующего допуска. При обращении де­путата в органы и к должностным лицам на территории муниципаль­ного образования соответствующий адресат обязан в течение 15 дней дать ответ по существу обращения. Действенным средством в работе депутата является депутатский запрос, с которым депутат единолично или в составе группы депутатов может обратиться в органы и к долж­ностным лицам по вопросам ведения муниципального собрания. За­прос вносится на заседании собрания, а ответ на него представляется в течение 15 дней и оглашается на заседании собрания.

Обязанности депутата главным образом заключаются в необходимо­сти соблюдать законодательство, обеспечивать и защищать права и за­конные интересы жителей, не реже одного раза в месяц вести прием из­бирателей и отчитываться перед ними не реже одного раза в год, а так­же соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата. В число этих ограничений включается запрет на занятие депутатского мандата в ином муниципальном или государственном органе, равно как и за­нятие должности государственной или муниципальной службы. Депутату запрещено получать подарки в связи со своим статусом, оказывать предпочтение избирательным объединениям и отдельным кандидатам на государственных и муниципальных выборах, а также обеспечивать преференции организациям, в которых депутат имеет коммерческий интерес. В случае получения депутатом на официальном мероприятии подарка от юридических или физических лиц стоимостью более пя­ти минимальных размеров оплаты труда он обязан передать подарок в собственность муниципального образования.

В качестве социальной гарантии депутату предоставляется право бесплатного проезда в общественном транспорте (кроме такси) по всей территории Москвы, а также проезд автобусом от Москвы до Зелено­града и обратно. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата или привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором города Москвы.

Председателем муниципального собрания по должности является руководитель муниципального образования. Он избирается из числа депутатов на срок полномочий собрания и работает на постоянной основе. Председатель муниципального собрания - руководитель муниципаль­ного образования - помимо представительских и организационных функций возглавляет призывную комиссию.

Муниципалитет как исполнительно-распорядительный орган местно­го самоуправления наделяется правами юридического лица. Структура муниципалитета и его численный состав устанавливаются муници­пальным собранием по представлению руководителя муниципалитета. В свою очередь, руководитель муниципалитета назначается на долж­ность решением муниципального собрания по представлению конкурсной комиссии.

Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключает руководитель муниципального образования. Внутригородские муниципальные образования в Москве непосредственно в уставах закрепляют требования, которым должен отвечать кандидат на должность руководи­теля муниципалитета. Так, согласно Уставу муниципального образования «Раменки» руководителем муниципалитета может быть гражданин РФ, достигший возраста 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее двух лет. В муниципальном образовании «Гагаринское» возраст определен в 23 года, а стаж управленческой деятельности - не менее 5 лет.

Поскольку руководитель муниципалитета является муниципаль­ным служащим, на него, как и на других муниципальных служащих исполнительно-распорядительных органов муниципального образо­вания, распространяются правила, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Фе­дерации» /4/ и Законам г. Москвы от 24 марта 2004 г. «О муниципальной службе в городе Москве» (в ред. от 30 ноября 2005 г.). /31,36/

Местное самоуправление на территориях со специальным административно–правовым режимом

В Российской Федерации существуют территории, на которых организация местного самоуправления требует особых условий. Обусловлено это может быть спецификой социальной, коммунальной или иной инфраструктуры, особым режимом обеспечения государственной тайны, необходимостью установления разрешительного порядка нахождения на определенной территории или необходимостью создания определенных условий для активного развития той или иной территории Российской Федерации.

В таких случаях условия или особенности организации местного самоуправления устанавливаются на уровне закона и, как правило, либо касаются вопросов территориального устройства, предоставления органам местного самоуправления специальных полномочий либо изъятия каких-либо полномочий.

Например, в Российской Федерации действуют особые условия организации местного самоуправления в городах федерального значения - городе Москве и городе Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах Российской Федерации и некоторых свободных экономических зонах Российской Федерации, на приграничных территориях.

1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения.

Специфику организации местного самоуправления в городе Санкт-Петербург, как и в городе Москве, обусловливает то, что перечень вопросов местного значения определяется законами Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, а местные налоги и сборы устанавливаются специальными законами указанных субъектов Федерации.

Законодательство допускает и возможность зачисления установленных источников доходов местных бюджетов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно могут производить передачу органам местного самоуправления имущества исходя из перечня вопросов местного значения, установленных для этих муниципальных образований законами указанных субъектов Российской Федерации.

2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.

Формирование бюджета ЗАТО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с учетом следующих особенностей:

дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90 % основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих ЗАТО (в том числе не менее 70 % среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70 % фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего ЗАТО);

дефицит бюджета ЗАТО покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями;

в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории (действие данной нормы приостановлено).

Решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами принимается по представлению Правительства РФ при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной год с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и(или) объектов.

Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.

Осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкция с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 % от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и(или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и(или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 % от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

3.. Организация местного самоуправления в наукоградах

Наукоград – городской округ с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Инфраструктура наукограда – совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

В состав научно-производственного комплекса могут быть включены:

  1. научные организации и высшие учебные заведения при условии прохождения ими в установленном порядке государственной аккредитации;
  2. промышленные предприятия при условии, что объем производства наукоемкой продукции в течение 3 лет, предшествующих году подачи документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, составляет не менее 50 % общего объема производства;
  3. объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сфере, при условии выполнения по договорам с научными организациями, расположенными на территории данного муниципального образования, работ, составляющих не менее 50 % объема их основной деятельности.

Указанные организации должны быть в установленном порядке зарегистрированы на территории данного муниципального образования.

К особенностям статуса наукоградов и организации местного самоуправления можно отнести:

  1. решение о присвоении (лишении) городскому округу статуса наукограда принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Указанный статус может быть присвоен на срок до 25 лет. Статус наукограда может быть сохранен после истечения указанного срока, либо при необходимости городской округ может быть досрочно лишен данного статуса в соответствии с законодательством;
  2. решение о присвоении статуса наукограда сопровождается утверждением Президентом РФ основных направлений деятельности и программы развития наукограда, представленных Правительством РФ;
  3. финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующий субъектов РФ, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ.

4. Организация местного самоуправления на приграничных территориях

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях должны определяться специальным законом.

В настоящее время таким законом является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

Это обусловлено тем, что защита Государственной границы Российской Федерации должна быть основана на согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

В связи с этим на органы местного самоуправления приграничных территорий возлагаются дополнительные полномочия, что отражается в целом на организации и обеспечении деятельности органов местного самоуправления на приграничных территориях.

Например, по предложениям органов местного самоуправления поселений в пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Они обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

А уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 79. от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прописывает особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге:

1. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

2. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Под внутригородской территорией города федерального значения понимается при этом часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, и общегородские органы власти этих городов являются органами государственной власти. В связи с этим местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях.

Л.А. Фадеева отмечает, что «сложность и неоднородность российского пространства обусловливает существование региональных общностей, являющихся активными субъектами политики. Как правило, региональная общность обладает особым региональным сознанием, в основе которого лежат региональная идентификация, региональные интересы и ценности, общий исторический и политический опыт. Чувство принадлежности является одной их важнейших потребностей человека, а в условиях длительного кризиса, переживаемого российским обществом, когда становятся менее прочными все социальные связи, повышение значимости принадлежности к территориальной общности является своеобразной компенсацией недостатка других социальных отношений» .

Политика субъектов РФ в области взаимодействия с общественными организациями сочетает в себе общегосударственные начала и региональные особенности. Компетенция краев, областей и республик в составе РФ достаточно широка, однако не безгранична. Она лимитирована не только рамками Конституции РФ и иных компонентов нормативной базы, но и, например, ограниченными ресурсными возможностями субъекта.

Ярким и показательным индикатором процесса институционализации политики в области взаимодействия с общественными организациями на региональном уровне выступает нормотворчество субъектов РФ по вопросам взаимодействия с гражданским обществом. В условиях продолжающегося социально-экономического кризиса и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов в содержании регионального нормотворчества значительную долю составляют нормы, направленные на адресную работу с наиболее слабо защищенными слоями населения, интересы которых представляют общественные организации.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения РФ и ее субъектов, четко закрепляя границы дальнейшего разграничения полномочий между органами федерального и регионального уровней. Перечень вопросов ведения субъектов РФ в Конституции определяется по остаточному принципу согласно ст. 73 Конституции. В ней вопросы ведения субъектов РФ определяются вне пределов ведения РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республики имеют свои конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

При этом сохранилось довольно много проблем. Вот почему стоит согласиться с мнением Д.Н. Козака, «что конституционное разграничение предметов ведения не имеет под собой серьезной научной проработки» .

На муниципальном уровне полномочия органов власти и управления, как уже отмечалось, определяются ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По действующему закону, управа района г. Москвы, как орган государственного управления, осуществляющий полномочия на территории муниципального образования, должна руководствоваться, прежде всего, п.1 ст.5:

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

Определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом .

Однако реальная практика показывает расширение полномочий управы. Таким образом, районные управы осуществляют взаимодействие с общественными организациями на территории муниципального образования совместно с органами местного самоуправления.

Постановлением от 24 февраля 2010 г. №157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» было принято Положение об управе района г. Москвы, в соответствии с которым можно выделить полномочия управы района в области работы с населением, общественными объединениями граждан, средствами массовой информации.

Так, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, управа района:

Организует материально-техническое обеспечение проведения выборов в федеральные и городские органы государственной власти, общероссийских, городских референдумов в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы. Содействует совместно с избирательными комиссиями повышению правовой культуры избирателей, реализации мероприятий в рамках государственной автоматизированной системы «Выборы»;

Обеспечивает в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб, ходатайств, коллективных обращений и петиций граждан, индивидуальных и коллективных обращений, предоставляет гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Осуществляя координирующую деятельность, управа района:

Осуществляет взаимодействие с депутатами законодательных и представительных органов власти и местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации. Содействует проявлению гражданской инициативы, развитию местных обычаев и традиций, организации и проведению местных праздников;

В пределах своей компетенции взаимодействует с организациями, осуществляющими деятельность по реализации рекламно-информационной политики Правительства Москвы на территории, размещению средств наружной рекламы и праздничному оформлению территории;

Информирует население района о деятельности органов исполнительной власти на встречах с населением, а также через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации;

Привлекает местную печать и кабельное телевидение к обсуждению проблем территории и разъяснению экономической и социальной политики органов государственной власти города Москвы;

Осуществляет взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления;

В пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с негосударственными некоммерческими организациями в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

Содействует развитию и укреплению системы социального партнерства на территории.

В октябре 2010 года Правительство Москвы объявило о расширении полномочий управ.

Правительство Москвы в целях улучшения работы с населением, повышения эффективности работы управ считает необходимым передать управам дополнительные полномочия.

Учредителей государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов города Москвы и правом назначения их руководителей;

По принятию мер по выявлению бесхозяйного имущества на территории районов, подаче заявления о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обращению в суд с требованием о признании права собственности города Москвы на данное имущество;

По организации «ярмарок выходного дня»;

По проведению конкурсов на право размещения нестационарных, мобильных и стационарных пунктов приема вторичных материальных ресурсов от населения;

По предоставлению субсидий общественным и иным негосударственным некоммерческим организациям на возмещение затрат на оказание услуг (поставку товаров) в рамках реализации социально значимых проектов и программ;

По предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных бюджетных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на возмещение произведенных или планируемых затрат;

По участию в составлении предложений префектур административных округов города Москвы в органы исполнительной власти города Москвы, наделенные в установленном порядке контрольными и надзорными функциями, для разработки ежегодных планов проверок с указанием соответствующих оснований, предусмотренных федеральным законодательством;

По информированию органов исполнительной власти города Москвы о правонарушениях по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов исполнительной власти города Москвы, для возбуждения дел об административных правонарушениях;

По получению информации о решениях органов исполнительной власти города Москвы в отношении объектов на территории района города Москвы для использования ее в работе с населением.

По обеспечению на территории района города Москвы организации раздельного сбора отходов и временного хранения вторичных материальных ресурсов, образующихся в жилищном секторе города;

По информированию населения по вопросам обращения с отходами, в том числе раздельного сбора отходов и организации приема вторичных материальных ресурсов на территории района города Москвы.

Муниципалитет является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность, применительно к городам федерального значения, в тех же районах, в которых осуществляют деятельность управы.

Муниципалитет при этом как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.

К числу полномочий муниципалитета в области взаимодействия с гражданским обществом можно отнести:

Информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления;

Рассмотрение жалоб потребителей, консультирует их по вопросам защиты прав потребителей;

Взаимодействие с общественными объединениями;

участвует:

Обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Таким образом, несмотря на то, что тот или иной район г. Москвы является полноценным муниципальным образованием, управление районами осуществляется несколько иным образом, чем в остальных муниципальных образованиях Российской Федерации. В г. Москва существует управа района и муниципалитет района, на основе анализа полномочий которых можно сделать два ключевых вывода. Во-первых, в целом полномочия управ и муниципалитетов во многом дублируют друг друга. Во-вторых, относительно взаимодействия с гражданским обществом, можно констатировать, что управы районов наделены существенно большим числом полномочий, чем муниципалитеты (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика полномочий муниципалитетов и управ внутригородских муниципальных образований в области взаимодействия с общественными организациями

Полномочия муниципалитетов внутригородских муниципальных образований г. Москвы

Полномочия управ г. Москвы

Информирование общественных организаций о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления г. Москвы

Информирование общественных организаций о деятельности органов местного самоуправления

Рассмотрение жалоб от общественных организаций по вопросам нарушения прав потребителей

Содействие совместно с избирательными комиссиями повышению правовой культуры избирателей, в том числе через общественные организации

Консультирование и методическая помощь общественным организациям в решении правовых и организационных вопросов

Рассмотрение предложений, заявлений, жалоб, ходатайств, коллективных обращений и петиций граждан, индивидуальных и коллективных обращений, предоставление возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан

Осуществление взаимодействия с депутатами законодательных и представительных органов власти и местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, содействие проявлению гражданской инициативы, развитию местных обычаев и традиций, организации и проведению местных праздников

Содействие развитию и укреплению системы социального партнерства на территории

Предоставление субсидий общественным и иным негосударственным некоммерческим организациям на возмещение затрат на оказание услуг (поставку товаров) в рамках реализации социально значимых проектов и программ

Положительной стороной сложившейся ситуации является централизация управления городским хозяйством такого мегаполиса, как г. Москва. Однако, как представляется, Конституция Российской Федерации декларирует права населения на осуществление местного самоуправления. При этом, к примеру, при сложившейся системе избранный глава муниципального образования и его администрация не смогут в полной мере реализовать конституционные права населения ввиду ограниченности их деятельности широким спектром полномочий управы. Кроме того, как показывает практика, деятельность по решению тех или иных проблем населения часто оказывается неслаженной, что существенно снижает эффективность управления внутригородскими муниципальными образованиями.

Однако, муниципалитеты ВМО г. Москвы являются действующими субъектами муниципального управления, и в складывающихся условиях им необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность.

Федерального закона 2003 г. «Особенности организации местного самоуправления» регламентирует особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях со специальным статусом, к которым относятся:

  • города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • наукограды;
  • инновационный центр "Сколково".

Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

  1. Местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации (ст. 79 закона).
  2. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
  3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального значения.
  4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определяются законами городов федерального значения.
  5. В соответствии с законами городов Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения местная администрация внутригородских муниципальных образований может не формироваться.
  6. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения.

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами (ст. 80 закона).

Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральными законами, в частности, Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании ".

Статья 1 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" определяет, что закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном ст. 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания .

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа .

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам :

  • установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;
  • определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;
  • медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу , осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий;
  • выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, указанными в п. 1 ст.1 закона;
  • обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Статья 2.1 закона "О статусе наукограда Российской Федерации" определяет критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда:

1) Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.
2) Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

  • численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;
  • объем научно-технической продукции в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

3) В научно-производственный комплекс муниципального образования входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

  • научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
  • организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.

Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "

Согласно ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ осуществление местного самоуправления в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь),(Байконур), закрытых административно-территориальных единицах, наукоградах, на приграничных территориях имеет (может иметь) свои особенности.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, что в городах федерального значения Москва,Санкт-Петербург и Севастополь в соответствии с уставами указанных субъектов местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обуславливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ- городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В соответствии с Федеральным законом "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года №3297-1 закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

1-установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

2-определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

3-медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий;

4-выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами,

5 обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых Федеральным законом "О закрытом административно-территориальном образовании".

В соответствии с ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»7 апреля 1999 года N 70-ФЗ наукоград Российской Федерации - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1072 "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса" утверждены критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса.

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим критериям:

1весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования;

2в уставе муниципального образования или в ином нормативном акте, принятом в установленном порядке органом местного самоуправления, должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.

3 научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен являться для данного муниципального образования градообразующим и отвечать одному из следующих условий: основные фонды комплекса составляют не менее 50 процентов общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории данного муниципального образования;

4 объем научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50 процентов общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования.

Осуществление местного самоуправления на приграничных территориях в настоящее время регламентируется Законом РФ от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе РФ».

Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и российской части рек, озер и иных водоемов, внутренних морских водах и территориальном море РФ. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

6.Межмуниципальное сотрудничество: понятие, правовые формы. Ассоциации (союзы) муниципальных образований .

Межмуниципальное сотрудничество- способы взаимодействия муниципальных образований в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения.

В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представителей Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Тематика рефератов:

1. Местное самоуправление в городах федерального значения.

2. Местное самоуправление на территориях с особым статусом.

3. Основные модели муниципального устройства в субъектах РФ.

4. Муниципальные образования в РФ: порядок образования, правосубъектность.

5. Границы муниципальных образований в РФ.

6. Межмуниципальное сотрудничество.

7. Конгресс муниципальных образований Российской Федерации.

1. В селе С.- административном центре С-ского сельского поселения был построен крупный деревообрабатывающий комплекс, в связи с чем численность жителей села увеличилась до 3,5 тыс.человек за счет работников комплекса, приехавших из других мест. Директор комплекса обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса рабочего поселка, а также о выделении из состава С-ского сельского поселения и придании ему статуса самостоятельного муниципального образования.

Возможно ли удовлетворение требований директора комплекса? Каков порядок решения данного вопроса?

2. Жители населенных пунктов Л-кого района, расположенных в непосредственной близости от границы С-кого раона решили войти в состав С-кого района. Многие жители этих населенных пунктов работали в районном центре- поселке С., а сами эти населенные пункты по профилю хозяйственной деятельности были тесно связаны с близлежащими поселениями С-кого района. Инициативная группа жителей обратилась с заявлением по данному вопросу в администрацию Л-кого района. Глава администрации проинформировал об инициативе жителей районный Совет. Однако депутаты представительного органа Л-кого района приняли решение о недопустимости подобного изменения границ территории района, поскольку в этом случае существенно уменьшается налогооблагаемая база Л-кого района и решение вопросов местного значения, отнесенных законодательством к компетенции муниципального района станет невозможным. На основании решения районного Совета глава администрации отказал в регистрации инициативной группы граждан по вопросу изменения границ муниципального образования.

Каков порядок изменения территории муниципального района? Возможен ли переход части населенных пунктов из одного района в другой в указанной ситуации?

3. После открытия в городском округе нового научно-исследовательского института депутаты городской Думы решили придать городу статус наукограда, приняв о этому поводу на своем заседании соответствующее решение. Постоянной комиссии по экономическому развитию было поручено подготовить изменения и дополнения в устав городского округа. Спустя 2 месяца городская Дума утвердила подгтовленные поправки в Устав, в соответствии с которым городской округ признавался наукоградом, и направила решение о внесении изменений и дополнений в устав на регистрацию в управление юстиции.

4. Жители сельского поселения Н., где от первоначальной численности в 1100 человек осталось проживать всего 500 человек, обратилось к главе муниципального района, в состав которого входило данное поселение, с просьбой лишить их статуса самостоятельного муниципального образования и включить в состав соседнего городского поселения. Глава муниципального района подготовил соответствующий проект решения районного муниципального Совета и вес его на рассмотрение депутатов очередной сессии. Депутаты районного Совета сочли просьбу жителей Н. целесообразной и приняли решение и включении села Н. в состав городского поселения.

Соответствует ли законодательству решение представительного органа муниципального образования? Возможно ли включение населенного пункта в состав городского поселения?

5. Территория Российской Федерации распространяется не только на сухопутные и морские границы, но и на континентальный шельф, воздушное пространство, морские суда, дипломатические консульства и т.п. Муниципальные образования также обладают определенной территорией.

Возможно ли осуществление местного самоуправления на территории дипломатического консульства или на территории космического комплекса "МКС"? Входит ли воздушное пространство в территорию муниципального образования?

Загрузка...