musings.ru

Международное право коротко. Глава десятая международное право

Современный мир не представляет себя вне взаимных связей между государствами во всех без исключения сфер хозяйственной, политической, культурной и иной деятельности. Международные отношения оказывают существенное влияние не только на континенты, целые регионы, нации, но и на человека, как индивида. Международное право представляет собой свод правил поведения его субъектов, которые призваны регулировать их взаимоотношения.

Потребность в международном праве появилась в период образования первых рабовладельческих государств на Земле - в Двуречье, в долинах рек Тигра и Евфрата, в Египте (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.)

В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай являлся основным источником международного права. Позднее с появлением письменности между государствами стали заключаться договоры. Первые договоры появились приблизительно пять тысяч лет назад.

Во II-I тысячелетии до н.э. возникли центры международной жизни на территории Индии и Китая, позднее в Древней Греции и Риме. Уже в те далекие времена существовал институт послов. Например, исторический памятник Индии того времени- Законы Манху - содержит правила поведения послов и их неприкосновенности. Главное в деятельности послов было умение подготавливать или предотвращать войну и заключать мир.

В Древнем Риме возник институт покровительства - прообраз современного консульского права. Древние римские юристы первыми употребили термин «право народов». Оно включало в себя нормы как взаимоотношений между государствами, так и отношений римлян с иностранными гражданами.

Следует особо подчеркнуть, что история развития человечества была насыщена несметным числом больших и малых войн. И что удивительно, даже в международном праве включительно до 20 в., война считалась нормальным способом взаимодействия государств, формой решения международных споров.

Сегодня прекращение холодной войны открыло пути к созданию нового мирового порядка. Угроза ядерной катастрофы значительно снизилась. Но продолжают иметь место внутренние вооруженные конфликты, большую опасность миру являет собой терроризм. Человечеству угрожает экологический кризис. В решении этих проблем заинтересованы все без исключения государства.

Одним из главных и весьма важных инструментов управления международными отношениями служит международное право.

Международное право есть система юридических норм, создаваемых государствами, а частично и другими субъектами международного права, путем согласования их воли, которые призваны регулировать определенные общественные отношения в межгосударственной системе.

Часто международное право называют «международным публичным правом», отличая его при этом от международного частного права. Хотя между этими двумя дисциплинами есть определенная связь, необходимо подчеркнуть, что это разные виды права.

В межгосударственной системе нет верховной власти, которой были бы подчинены все субъекты международного права, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. А значит межгосударственная система функционирует не так, как внутригосударственные системы.

В международном праве нормы создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем согласования воли участников международного права. Нормы международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер, а нормы внутригосударственного права по своей социальной сущности могут отличаться от норм международного права в зависимости от социальной природы государств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны.

Нормы международного частного права являются составной частью внутригосударственной правовой базы, они создаются каждым государством самостоятельно и регулируют частно-правовые отношения физических и юридических лиц с участием иностранного элемента. Главная задача международного частного права заключается в регулировании коллизий между нормами правовых систем разных стран.

Нормы международного права представляют собой правила поведения субъектов международного права в своих внешних отношениях друг с другом. Правовая норма международного права обычно выражает собой обобщенное правило поведения, обращенное к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Однако это не исключает того, что в международном праве отсутствуют совсем персониофицированные нормы, например, нормы двусторонних договоров, да и многосторонних с числом участников не более 10, могут быть обращены к любому из участников.

Эффективность нормы общего международного права зависит от того, насколько полно она отражает согласованную волю большинства субъектов. Международное право существует в форме норм.

Нормы международного права бывают диспозитивными и императивными. К первым относятся такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию. А вот императивными являются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному согласию, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным (недействительным). Поясним на примерах.

Не следует понимать в буквальном смысле, что одни нормы обязательны, а другие не обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда мы подразумеваем диспозитивные нормы, это означает, что государства вправе заключать договоры, включающие в себя иные нормы, по которым они собираются действовать, и это не будет правонарушением. Например, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. иностранные государства не имеют права заниматься разработкой и добычей полезных ископаемых в зоне континентального шельфа, так как на эти богатства распространяется суверенное право прибрежного государства. Однако, прибрежное государство вправе заключить с любым другим государством договор на право добычи того или иного вида природного ресурса в указанном морском районе.

В случае подписания сторонами договора, в котором упоминается возможность применения военной силы или угрозы силой, что противоречит императивной норме-принципу неприменения силы при решении спорных вопросов, то такой договор будет считаться недействительным.

Данное положение было закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По процессу образования норм они разделяются на договорные и обычные. Причем, в связи с высокими темпами роста интернационализации путей развития хозяйственной, политической, культурной и иных областей деятельности государств, договорный процесс создания норм как более быстрый стал превалирующим. Возрастает роль международных организаций в этом процессе.

Обычные нормы берут свое начало в большинстве случаев в обычаях наших далеких предков, живших на Земле несколько тысячелетий назад. Эти нормы проверены временем, они исключительно гуманны, современниками признаны и, как правило, относятся к императивным нормам. Например, в Древнем Риме существовал обычай: «Дал слово - держи его». Сегодня указанный обычай трансформировался в императивную норму - принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип ныне закреплен в Уставе ООН. Устав (п. 2. ст. 2) обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу все международные обязательства.

Необходимо подчеркнуть, что не все нормы международного права имеют одинаковую юридическую силу, т.е. речь может идти об иерархии этих норм.

Так императивные нормы обладают большей юридической силой, чем диспозитивные, а нормы Устава ООН (ст. 103) главенствуют над нормами других международных договоров. Аналогично нормы межгосударственных договоров превалируют над нормами межведомственных договоров, однако, стороны по договоренности могут поступить иначе.

Отметим, что в международных отношениях помимо общего международного права действуют еще и локальные исключительно договорные, международно-правовые нормы, роль которых весьма велика (например, в случаях регулирования межгосударственных отношений, имеющих специфические проблемы).

Принципы международного права вместе с юридическими нормами образуют единую систему международного права. В отличие от нормы международного права, которая, как правило, призвана регулировать более конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, принцип международного права распространяет свое действие на целую область правоотношений. Принцип по сравнению с нормой является более долговечным, меньше подвержен влиянию меняющихся обстоятельств, формируется в течение более длительного времени. Иными словами, принцип есть норма, которая проверена временем, общепризнанна и имеет более широкое предназначение в плане регулирования взаимоотношений.

Существует понятие основных принципов - это когда речь идет о принципах общего международного права, которое является основой всей системы международного права, в отличие от отдельных его отраслей, где имеются также свои принципы. Основные принципы международного права несут императивный характер, они закреплены прежде всего в Уставе ООН и к ним относятся:

1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

3. Принцип мирного разрешения международных споров.

4. Принцип территориальной целостности государств.

5. Принцип нерушимости границ.

6. Принцип суверенного равенства государств.

7. Принцип невмешательства.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип сотрудничества государств.

10. Принцип уважения прав человека.

11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Это не означает, что в международном праве лишь 11 основных принципов, конечно, их больше. Например, в связи с актуальностью проблемы охраны окружающей среды в международном праве получил общее признание важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

Конечным результатом процесса создания норм, т.е. процесса согласования воль субъектов международного права, являются источники международного права. Они едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов.

Основными источниками международного права являются международный договор и международно-правовой обычай.

К вспомогательным источникам международного права относятся: резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, с оговоркой, указанной в ст. 59 Статута Международного Суда ООН.

Говоря об источниках международного права, следует отметить их большое практическое значение, т.к. речь идет о том, где искать нормы международного права, а значит и о том, какие нормы являются международно-правовыми, а какие - нет.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

В международном публичном праве есть разные категории субъектов.

Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в т.ч. ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства.

Производными (вторичными) субъектами м.п. являются международные (межгосударственные) организации, международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом-уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств- участников такого акта. Объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами-учредителями.

Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственноподобные образования типа вольных городов (города Данциг в 1923-1939 гг., Триест в 1947- 1954 гг.), а также государство-город Ватикан - административный центр католической церкви во главе с Папой римским (площадь 44 га, население около 1 тыс. человек). Необходимым качеством международного права является юридическая обязательная сила. Юридическая обязательность норм международного права является главнейшей особенностью, отличающей их от других социальных норм, действующих в межгосударственной системе, в частности, в национальных законодательствах государств. В последнем случае обязательность правовых норм, как правило, диктуется велением государства.

Исторически считалось, что над государствами нет другой власти, кроме Бога, что именно в нем видели источник обязательности международных правовых норм. Договоры ранее скреплялись религиозными клятвами. Да и сегодня в мусульманском праве Бог выступает гарантом договоров. Согласно доктрине ислама Бог считается третьей стороной в любом договоре.

Следует подчеркнуть, что все без исключения нормы международного права разрабатываются самими государствами, либо с их участием, и они вступают в силу, т.е. становятся обязательными для выполнения, после того, как все или не менее 2/3 участников договора поставили под нормами свои согласительные подписи. Поэтому соглашение государств придает юридически обязательную силу не только конкретному договору, конкретной норме, но и всему международному праву. Данное положение закреплено в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (ст. 2. п. 2 Устава ООН) - в принципе pasta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), который юридически обязывает соблюдать международно-правовые нормы. Юридическая сила общепризнанных норм международного права порождается согласием государств.

Повседневные и многосторонние интересы государств, жизненно-важные потребности мирового сообщества обеспечивают признание за международным правом обязательной силы. Исключительная необходимость правового широкомасштабного регулирования международных отношений придает международному праву юридическую и обязательную силу.

Подписывая соглашения и принимая на себя обязательства выполнять содержащиеся в них нормы, государства расширяют свои возможности осуществления суверенной власти, а также предвидения действий других государств.

Ответственность в международном праве. Под международно-правовой ответственностью понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства и является юридическим средством, которое обеспечивает соблюдение норм международного права. Эти нормы в международном праве образуют специальный международно-правовой институт, который предусматривает ответственность государства за агрессию, за отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам, за действия, связанные с рабством и работорговлей, за политику апартеида, геноцида, экоцида и др.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения. Международное правонарушение есть действие или бездействие государства, которое нарушает его международное обязательство и которое установлено нормой международного права.

Государство может совершать противоправные действия или бездействия лишь посредством физических лиц, выступающих в качестве его государственных органов управления или его должностных лиц, однако международно-правовую ответственность несет государство. Оно же несет ответственность и в случае нарушений международных обязательств в результате противоправных действий или бездействий национальных судов.

Основанием ответственности государства могут быть совершенные на его территории действия частных лиц (собственных граждан или иностранцев) и их организаций. В данном случае государство несет ответственность не за действия частных лиц, а за поведение своих органов, которые не предотвратили такие действия или не наказали их виновников, хотя обязаны были это сделать.

Государство не может снять с себя международную ответственность, ссылаясь на свое национальное право, т.е. на то, что его органы действовали в точном соответствии с внутригосударственными правовыми предписаниями.

Если действия государства-нарушителя причинили какой-либо материальный или нематериальный (нарушение суверенитета) вред законным интересам другого государства, то возникает ответственность за ущерб материальный или за ущерб нематериальный. В случае же особо опасных правонарушений возникает ответственность за причинение вреда международному сообществу в целом.

В современном международном праве принято деление международных правонарушений государств на международные преступления и международные деликты.

Правоотношения, возникающие из международного деликта и международного преступления государства, значительно отличаются друг от друга.

При международном деликте возникает обязательство государства-правонарушителя прекратить правонарушение и возместить причиненный материальный и нематериальный ущерб, а также право потерпевшего государства требовать выполнения этих обязательств. В случае невыполнения государством-правонарушителем этих обязательств, потерпевшее государство вправе применить к нему санкции, т.е. меры давления (введение торговых, транспортных, таможенных и других ограничений).

Что касается вопроса об ответственности государства за международные преступления, то здесь гораздо меньше ясности, чем в вопросе ответственности за международные деликты. Трудность в том, что пока нет перечня международных преступлений государств, признанного государствами-членами ООН. В международном праве пока не установлены параметры санкций за те или иные международные преступления государств. И тем не менее Совету Безопасности ООН удалось принять решение о санкциях против ЮАР за проведение апартеида, удалось также принять ряд резолюций в связи с агрессией Ирака против Кувейта.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния друг на друга и первичным при этом является влияние внутригосударственного права, Эта первичность объясняется тем, что нормы международного права создаются самими государствами и они при этом исходят из норм и принципов своего национального права и не идут на создание норм международного права, противоречащих основам их социального и политического строя, закрепленных в нормах конституционного (государственного) права. Нередки прецеденты, когда отдельные государства с большим трудом идут на подписание международных договоров, выполнение которых от них потребовало бы внесения изменений в их действующее национальное законодательство.

Если имеет место влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права, то такое влияние называется материальным (например, принципы (нормы) внешней политики).

Когда же влияние национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, то такое влияние именуется процессуальным. Так законодательство в области гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека часто инициирует разработку различного рода международных договоров в области защиты прав человека.

Не менее важен процесс обратный: осуществление норм международного права внутри государства. Такой процесс называется трансформацией. Трансформация - один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Проблема трансформации вызвана к жизни тем, что международное право и различные системы национального права существуют самостоятельно, хотя и взаимосвязаны.

Трансформация может осуществляться путем издания в государстве специального закона либо путем законодательного провозглашения действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц соблюдать его предписания. Известно, что акт ратификации или одобрения государством международного договора равнозначен его превращению в составную часть национального законодательства. Согласно Конституции РФ нормы международного договора являются частью российской правовой системы и имеют преимущественную силу по отношению к нормам внутригосударственного характера.

Важной составляющей международного права является международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, заключать договоры и т.д. Рождающиеся новые независимые государства считаются полноправными субъектами международного права.

Итак, в мире постоянно происходят изменения: одни государства появляются, другие прекращают свое существование, третьи продолжают существовать, но в ином виде. Вследствие этого возникают два юридических вопроса: о признании новых субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает возможным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной, коей могут быть: вновь возникшее государство, новое правительство, нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация.

Признание выражает стремление признающего государства установить нормальные отношения с признаваемой стороной, памятуя при этом о юридических последствиях, которое оно влечет за собой.

Новое государство, согласно Уставу ООН, имеет право на международное признание, которое осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости (провозглашение независимости Намибии 21 марта 1990 г.).

В 1991 году прошла кампания признания государствами мира бывших союзных республик СССР в результате развала последнего.

В случае прихода к власти правительства неконституционным путем или в случае изменения формы правления нередко возникает необходимость его признания. Согласно норм международного права правительство имеет право на признание, если оно осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться.

В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто. Обе формы признания юридические.

Признание де-юре обычно считается полным и окончательным, влекущим за собой обмен дипломатическими представителями высшего класса, признание прав признаваемого государства на распоряжение имуществом и др. ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и др.

Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства, либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта права или его правительство. Признание де-факто не обязательно для установления дипломатических отношений.

Другой не менее важной составляющей международной правосубъектности вновь образованных государств является правопреемство государств, что означает переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Вопросы правопреемства государств регулируются:

Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года;

Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Однако эти конвенции еще не вступили в силу. Теория и практика в этом вопросе очень противоречивы. Поэтому вопросы правопреемства решаются в специальных соглашениях заинтересованных государств. Вопрос о правопреемстве государств встает:

1) при возникновении нового государства в результате социальной революции;

2) при возникновении нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации);

3) при разделении или отделении частей государства;

4) при объединении государств;

5) при частичных территориальных изменениях государства. В международном праве государство понимается как одно целое трех составляющих: население, территория, власть. Однако, правопреемство связано с изменениями только одной составляющей-населения. Изменения численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Среди множества случаев правопреемства встречаются и такие, когда государства не придерживались единых правил и вес решалось с учетом конкретных обстоятельств. Так, после второй мировой войны власти ФРГ утверждали, что «германский рейх, как субъект права и историко-политическая реальность, никогда не переставал существовать». ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. Советское и ряд других правительств, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Правопреемство не затрагивает договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение граница по Одеру-Пейсе, установленная договором между ГДР и Польшей 1950 г.

При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип, по которому границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Другими словами, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника прибретают силу.

При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Исключением из этого правила было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Усложнилось это объединение различием общественно-политических и правовых систем. В итоге договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры же ФРГ сохранили свою силу и распространили действие на территорию бывшей ГДР. Все это было закреплено в договоре об объединении Германии 1990 г.

Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Этот порядок относится и к членству ООН.

В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. Индия, оставаясь государством со всеми договорными правами и обязанностями, осталась членом ООН. Отделившаяся территория Пакистан предстала новым государством без прав и обязанностей прежнего государства, а стало быть и без автоматического представления ему места в ООН.

Определенную специфику являет собой вопрос правопреемства в результате ликвидации СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ 1991 г. говорится: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». И далее в отношении правопреемства: «... участники СНГ гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза СССР».

Из этого следует, что все члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР, однако реализация такого предложения не была возможной. Ни один из правопреемников не мог претендовать на членство в ООН о порядке самопреемства и особенно на место постоянного члена Совета Безопасности.

Выход из трудного положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР». Она означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия. Она является главным правопреемником Союза, и на нее ложится основная ответственность за выполнение его обязательств.

В совместной декларации РФ и Великобритании 1992 г. констатируется, что Россия «продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».

Это означает, что двусторонние договоры сохраняются в части выполнения обязательств за Россией, а участниками заключенных Советским Союзом многосторонних договоров становятся все правопреемники СССР.

Ниже будет заострено внимание на некоторых основных аспектах международного отраслевого права.

Основными из них являются следующие:

  1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
  2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории

Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

К ним относятся:

  1. запрещения применения силы и угрозы силой;
  2. мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
  3. территориальной целостности государств;
  4. всеобщего и полного разоружения;
  5. уважения государственного суверенитета;
  6. невмешательства во внутренние дела государств;
  7. добросовестного выполнения международных обязательств;
  8. суверенного равенства государств;
  9. сотрудничества;
  10. равенства и самоопределения народов и наций;
  11. уважения прав и основных свобод человека;
  12. защиты окружающей среды;
  13. ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

  • по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:

«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения (так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

  • договорный процесс идет быстрее;
  • согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
  • договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права. Если переходить к содержанию международного права в зависимости от вида деятельности, то можно увидеть различное наполнение этого понятия: для студента международное право представляет собой учебную дисциплину со стройной системой изложения и последовательностью материала, для сотрудника правового департамента министерства международное право рассматривается как механизм принятия решений, требующий не только понимания норм международно-правового акта, но и учета конкретных интересов, для научного работника международное право - это комплекс знаний о закономерностях развития и функционирования международного права, в котором с необходимостью присутствуют различные логические операции - идеализация, абстрагирование, сравнение, то есть научный подход имеет свои цели и задачи, для владельцев бизнеса, акционеров и инвесторов международное право представляют собой правила, помогающие планировать ведение коммерческой деятельности и иметь гарантии защиты своих капиталовложений. Таким образом, несмотря на единое понятие, у каждого возникает свой образ международного права в зависимости от той позиции в социальной системе, в которой он находится. Поэтому общее определение международного права подходит как нельзя лучше, потому что в нём выражена сущность этого явления, которая ни у кого не вызывает возражений.Что означают следующие признаки определения международного права "система принципов и норм", "отношения" и "субъекты международного права"? И почему следует говорить о "современном международном праве"?"Система принципов и норм" означает, что международное право имеет определенную структуру и целостность. В основе этой системы лежат основные принципы международного права, которые являются правовым фундаментом всех международных отношений: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимости государственных границ, территориальной неприкосновенности государств, уважение прав человека и основных свобод. Эти нормы-принципы являются императивными и безусловными к исполнению. Практическая значимость данных принципов заключается в том, что они являются критериями правомерности поведения субъекта международного права на международной арене. Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года."Отношения". Предметом международного права выступают международные отношения. Стоит пояснить, что международное право делится на две группы: международное публичное право (собственно, международное право) и международное частное право. Разница между этими группами существенная: по субъектам, по источникам, по порядку разрешения споров и др. В международном публичном праве под "отношениями" понимаются межгосударственные отношения, то есть взаимодействие публичных властей, а международное частное право занимается семейными, трудовыми, коммерческим вопросами. Таким образом, говоря о международном праве стоит иметь ввиду, что речь идет именно о межгосударственных отношениях, то есть таких, где ключевую роль играет государственная власть в различных её проявлениях.И разговоры об умалении или размывании государственного суверенитета беспочвенны. Суверенитет имеет две стороны, внутреннюю, то есть право государства формировать внутренние нормы и правила и внешнюю, а именно - независимость во внешних сношениях. Упоминают и такую фразу "государство лишилось части своего суверенитета". Но если познакомиться с Конституциями государств, то абсурдность этой фразы станет очевидной, поскольку носителем суверенитета является народ. То есть, передавая свой суверенитет, государство передает часть народа. Налицо абсурд. Если уж государство и может что-то делегировать, то полномочия, но в любой момент может их вернуть. Суверенитет - неразделимая категория, на защите которой стоит международное право. К "субъектам международного права" относятся участники межгосударственных отношений. главным из них выступает государство как основной субъект международного права. Следует также включить в состав международные межправительственные организации (форма межгосударственного сотрудничества), нации, борющиеся за свою независимость в соответствии с международным правом и государственно-подобные образования, например, Святой Престол (Ватикан). Разного рода международные организации типа Международного Комитета Красного Креста, Совета по финансовой стабильности, Всемирного антидопиногового агентства не имеют международно-правовой природы и не могут быть юридически равны государствам.Таким образом, цель международного права заключается в нормативном упорядочении взаимодействия государственных властей в рамках их общения на международной арене. Само название международного права говорит о равноправном сотрудничестве и независимости государств. Международное право и есть международный порядок, поскольку имеет конкретные формулировки, в отличие, скажем, от терминов "мировой порядок", "глобальный порядок", "планетарное право", которые являются академизмами и очень субъективны по своему наполнению. Международное право - это мера свободы и ограничения в международных отношениях. И в этом его ценность. Такое понимание позволяет выстраивать большое количество комбинаций внешнеполитических действий, что свидетельствует о практическом значении принципов и норм международного права. Международное право не следует путать с внешней политикой. Последняя является определенной системой поведения для достижения конкретных целей. Международное право выступает по отношению к внешней политике с одной стороны как отправная точка (например, Устав ООН), с другой стороны как цель (создание нового международно-правового акта). Поиск баланса между ними - важная составляющая стратегии и тактики поведения государств на международной арене.Говорят и пишут, что международное право часто нарушается, его никто не соблюдает. В этом есть справедливое замечание. Но лишь отчасти. Международное право в основе своей это согласие, договоренность. Поэтому и механизм исполнения договоренностей также остается на усмотрение участников международных отношений. В этом гибкость международного права, которую неверно принимают за недостаток. Из этого следует, что переносить на международное право концепции внутригосударственного права (уголовного, гражданского и др.) значит глубоко заблуждаться. Международное право имеет свои теории и концепции. Далее. Международное право критикуют за слабый механизм ответственности, мол "можно нарушать столько, сколько захочешь и оставаться безнаказанным". Да, международно-правовые механизмы ответственности не столь оперативны и регламентированы, ведь государства хотят оставить своими руки развязанными в международных делах. А если взять отдельные международно-правовые режимы (космос, торговля, инвестиции), то ответственность носит определенные формы: политическая или материальная. Только исторический опыт показывает, что процедуры привлечения к ответственности есть результат проявления политической воли, а действие международного права вторично как инструмента этой воли. В качестве примера торжества международного правосудия можно назвать Нюрнбергский и Токийский трибуналы.Современное международное право это часть Ялтинско-потсдамской системы международных отношений, созданной в середине двадцатого века. В отличие от классического международного права, современные нормы и принципы ясно и недвусмысленно запрещают использовать силу в качестве механизма принуждения и подавления суверенного государства. В основе этого подхода лежит Устав Организации Объединенных Наций. Мир и безопасность - главные цели международного права. Эти цели и Устав ООН ориентир для внешнеполитического курса.Таким образом международное право это гибкий формальноопределенный, обязательный к исполнению, нормативный механизм формирования контуров многополярного мира, в основе которого лежит согласие всех участников международных отношений, целью которого является, во-первых, стабильность и предсказуемость взаимодействия государств как основных субъектов международного права, во-вторых, формирование международного порядка.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса, санкционированных государственной властью и обеспечиваемых принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. М. п., укладываясь в рамки этого общего определения, обладает, однако, по сравнению со всяким внутригосударственным правом, рядом специфических особенностей.

Особенности М. п. с точки зрения его юридической природы состоят прежде всего в том, что оно есть право междугосударственное. В то время как во внутригосударственном праве его субъектами, т. е. носителями установленных правовыми нормами прав и обязанностей, являются отдельные люди, учреждения и ассоциации, состоящие под властью государства, субъектами М. п. являются сами государства, не имеющие стоящей над ними власти.

В последние десятилетия некоторые функции в области международных отношений, ранее присущие исключительно государствам, перешли в компетенцию международных организаций (напр., в области обеспечения мира или регламентации отдельных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и пр.). Однако эти организации, и в т. ч. возникшая в наши дни организация Объединённых наций, отнюдь не являются субъектами М. п. в том смысле, в каком ими считаются отдельные государства, ибо они не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством - этими важнейшими признаками международной правосубъектности. Такие международные организации являются новыми органами международного сотрудничества суверенных государств, и их полномочия основываются не на какой-либо международной власти, стоящей над государствами, как утверждают некоторые буржуазные авторы, а на согласовании воли и действий этих государств.

Отдельная личность также не является субъектом М. п., хотя в М. п. имеются нормы, охраняющие права тех или иных категорий лиц, как, напр., нормы о режиме иностранцев. Наличие подобных норм свидетельствует лишь о том, что специальная международная охрана тех или иных категорий лиц входит в круг тех государственных интересов, которые составляют объект международно-правового регулирования. Сами же соответствующие лица не становятся от этого участниками международного общения и не приобретают ни одного из признаков международной правосубъектности. Равным образом, существующие внутри государства учреждения и ассоциации не являются субъектами М. п.

Второй особенностью М. п. является то, что в нём нет ни единого законодателя, ни единого кодекса законов в том смысле, как во внутригосударственном праве. Нормы М. п. создаются самими субъектами этого права - государствами. Попытки создать кодекс международных законов, предпринимавшиеся с конца 18 в. отдельными учёными и международными научными учреждениями, не увенчались успехом ввиду противоречия интересов различных государств и отсутствия единства взглядов по важнейшим вопросам. Некоторый успех имела лишь частичная кодификация, т. е. кодификация отдельных отраслей М. п. напр. законов и обычаев войны и др.

Основными источниками М. п. являются международные обычаи, т. е. правила поведения, получившие обязательную силу в процессе долголетнего и единообразного их применения в практике государств (напр., правила, касающиеся положения дипломатических представителей), и главным образом международные соглашения. Последние могут действовать между всеми государствами, между группами государств либо между двумя государствами и могут определять как общие основы международных отношений, так и конкретные вопросы взаимоотношений между данными государствами.

Внутренние законы и решения судов отдельных государств по вопросам, затрагивающим международные отношения (напр., по вопросам о правах иностранцев, о выдаче преступников и т. д.), не являются источниками М. п. Лишь получив широкое признание за пределами издавшего их государства и став образцом для законодательства и судебной практики многих государств, они могут привести к созданию международного обычая и даже воплотиться в международные соглашения. Наконец, мнения выдающихся представителей науки международного права ещё в меньшей мере, чем законы и судебные решения, могут служить источниками международного права; они составляют не более чем материал для аргументации в пользу существования или несуществования той или иной международно-правовой нормы.

При всём разнообразии норм международного права-и по внешней форме, в которой они выражаются, и по кругу тех государств, на которые распространяется их действие, и по характеру тех предметов, которые они регулируют, - существуют, однако, известные принципы, определяющие коренные основы международных отношений в определённую историческую эпоху и имеющие обязательную силу для всех государств, независимо от того, применяются ли они в силу обычая или в силу международных конвенций. Это т. н. общие или основные начала, элементарные общепризнанные понятия М. п. Признание этих общих основных начал или элементарных понятий весьма важно для укрепления законности в международных отношениях. Поэтому вполне понятно, что советская юридическая доктрина не только признаёт существование основных начал М. п., но и подчёркивает их значение.

Важнейшими основными началами М. п. на современной стадии его развития являются: принцип поддержания всеобщего мира и безопасности, принцип суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип равноправия государств и принцип добросовестного выполнения международных договоров и обязательств. Первый из упомянутых принципов вошёл в М. п. сравнительно недавно, превратившись из прогрессивной политической идеи в юридическую норму. Другие принципы признаются как нормы М. п. в течение довольно длительного времени, но теперь наполняются новым содержанием.

Эти важнейшие основные начала М. п. нашли выражение в ряде деклараций, изданных союзными государствами антифашистской коалиции во время и по окончании второй мировой войны, в частности в декларациях Московской (1943), Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций, и зафиксированы в уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).

Третьей особенностью М. п. является отсутствие в нём централизованного аппарата принуждения. Мы знаем, что "...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (В. И. Ленин). Эти слова Ленина относятся ко всем отраслям права, в т. ч. и к М. п. Однако хотя М. п. не знает ни международной армии, ни международной полиции и лишь с недавнего времени существует международный суд, тем не менее и в М. п. имеется принуждение, как во всяком другом праве, но оно проявляется в особых формах. До первой мировой войны принуждение, необходимое для того, чтобы обеспечить соблюдение международных обязательств и вообще норм М. п., осуществлялось силами отдельных, непосредственно заинтересованных государств и в доктрине М. п. носило название "самопомощь". Оно могло выражаться в репрессалиях, т. е. в насильственных действиях, являющихся ответом на нарушение М. п. другим государством, в военных демонстрациях вплоть до блокирования берегов другого государства и, наконец, в войне. Следует отметить, что нередко "защитой правомерных интересов прикрывались цели внешней экспансии или подчинения более слабого государства. После первой мировой войны были сделаны попытки установить коллективные формы принуждения. Устав Лиги наций предусматривал систему экономических и военных санкций против агрессора. Эта система оказалась неэффективной; соответствующие постановления устава были весьма неопределёнными, и не предусматривалось конкретных способов их осуществления; ещё важнее то, что за исключением СССР - в период его пребывания в Лиге наций - у государств, игравших руководящую роль в Лиге, не было действительной готовности применять свои вооружённые силы для защиты общих интересов мира и безопасности, для защиты договоров и М. п.

Вторая мировая война наглядно показала несовершенство существовавших раньше коллективных форм принуждения по отношению к нарушителям М. п. Ещё в 1941 в советско-польской декларации было указано, что при создании будущей международной организации, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, решающим моментом должно быть уважение к М. п., поддержанному вооружённой силой всех Союзных государств. Устав организации Объединённых наций (ст. 45-51) предполагает новую, более эффективную систему невоенных и военных мер принуждения в отношении актов агрессии. Эта система предусматривает предоставление каждым государством контингентов вооружённых сил для совместных принудительных действий и наличие международного военного органа - Военно-штабного комитета, а также различные способы невоенного воздействия на отдельные государства в связи с нарушениями М. п., угрожающими миру. Наряду с этим меры принуждения по отношению к агрессору предусмотрены в договорах о взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключённых Советским Союзом с рядом государств, главным образом с государствами народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы.

Разумеется, эффективность системы мер принуждения по уставу Объединённых наций в первую очередь зависит от того, насколько члены организации Объединённых наций на деле верны положениям устава. Опыт показал, что крупные капиталистические державы, прежде всего США и Великобритания, грубо нарушают устав ООН, стараются извратить предусмотренные уставом институты по поддержанию мира и безопасности и превратить организацию Объединённых наций в ширму для маскировки своих империалистических планов. Одним из наиболее ярких примеров нарушения правительствами США, Великобритании и Франции устава ООН и прямого подрыва этой организации является заключение агрессивного Северо-атлантического договора, под прикрытием ссылок на ст. 51 и 52 устава ООН, предусматривающие право заключать т. н. "региональные соглашения". Что касается договоров о взаимной помощи, заключённых Советским Союзом, то они являются в настоящее время наиболее эффективными способами охраны мира и международного правопорядка, установившегося в результате победы миролюбивых народов над агрессорами.

Отсутствие в международном праве общего законодательства и централизованного аппарата принуждения дало повод некоторым юристам, главным образом немецким (Иеринг, Лассон, Цорн), утверждать, что положения М. п. суть предписания морали или политики, но не правовые нормы. Отрицание М. п., чаще всего встречавшееся в немецкой литературе, было способом оправдания агрессивной политики германских правящих классов, всегда сопровождавшейся циничными нарушениями М. п. Советская доктрина резко отвергает эту реакционную концепцию.

Если М. п. заметно отличается от других отраслей права по своей юридической природе, то оно не менее заметно отличается от них и по своему социальному содержанию. В то время как внутреннее право данного государства выражает волю господствующего в этом государстве класса и является социально однородным, М. п. не всегда отличается такой социальной однородностью. Оно регулирует отношения многих государств, складывающиеся как на почве их сотрудничества для достижения общих целей, так и на почве их борьбы за свои особые интересы. Характер этих целей и интересов определяется характером общественного и государственного строя данных государств, который далеко не всегда одинаков. Иногда совокупность этих государств, или, как её называют, "международное общение", сохраняет социальную однородность, напр. в 16-17 вв., когда она состояла из феодальных государств, хотя в отдельных из них, напр. в Англии, Голландии, уже вызревали буржуазные порядки, или во второй половине 19 и начале 20 в., когда она состояла из буржуазных государств, хотя многие из них сохраняли в большей или меньшей степени феодальные пережитки. Но в настоящее время, когда наряду с буржуазными государствами существуют великая социалистическая держава-СССР и страны народной демократии, на международной арене сталкиваются государства с резко отличным социальным и политическим строем.

Ввиду того, что интересы внутренней политики, особенности внутреннего строя и принципы внутренней государственности оказывают прямое влияние на внешнюю политику и на нормы и институты М. п., последнее содержит наслоения различных общественных формаций и даже различных исторических периодов. В современном М. п. ещё не вполне исчезли отдельные следы феодальных традиций; примером могут служить многие правила дипломатического церемониала или международно-правовое положение римского папы. В современном М. п. существуют внесённые буржуазными государствами в период буржуазных революций демократические принципы: суверенитет и равноправие государств, неприкосновенность государственной территории, невмешательство во внутренние дела и т. д., и внесённые теми же буржуазными государствами в период империализма чисто империалистические институты, такие, как аннексия, протектораты, сферы влияния и т. д. Буржуазные государства продолжали и в период империализма формально признавать вышеуказанные демократические принципы, но фактически пользовались ими для маскировки антидемократических, империалистических целей (напр., США, Англия). Наиболее агрессивные буржуазные государства (в особенности Германия и Япония) открыто попирали самые элементарные основы М. п. и, отбрасывая всякую маскировку, проводили явный международный разбой.

Огромное влияние на современное М. п. оказывает социалистическое государство - Советский Союз, его политика мира, уважения свободы народов, обусловленная характером советского общественного и государственного строя. В Советском Союзе нет классов или групп, заинтересованных в войне или в разжигании вражды между народами. Советская государственность основана на равноправии и дружбе всех народов, населяющих Советский Союз.

В первые годы после Октябрьской революции капиталистические государства, пользуясь слабостью молодой Советской республики, стремились задушить её, а когда это не удалось, делали всё, чтобы устранить её от участия в международных делах. Уже тогда Советский Союз, отвергнув антидемократические институты М. п., отказавшись от неравноправных договоров, режима капитуляций и сфер влияния в странах Востока, заключив договоры с этими странами на основе принципов суверенитета и равноправия, способствовал укреплению демократических принципов в международных отношениях вообще. Позднее Советский Союз внёс большой вклад в дело расширения и укрепления в М. п. способов предотвращения и подавления агрессии. Он предложил международное определение агрессии, чтобы затруднить её легализацию и маскировку; предложил меры по применению устава Лиги наций в смысле придания большей эффективности санкциям против агрессии; провозгласил принцип "неделимости мира". В сфере укрепления деловых связей между государствами Советский Союз провозгласил принцип равноправия существующих внутри отдельных государств экономических систем. Кроме того, он создал новый институт М. п.-торговые представительства СССР, в которых получила прямое выражение одна из основ социалистической системы хозяйства- государственная монополия внешней торговли в СССР.

Советский Союз непрерывно развивал и развивает международно-правовые способы сотрудничества государств как в области поддержания мира, так и в области экономических отношений. И. В. Сталин в беседе с деятелем республиканской партии США Стассеном разъяснил с исчерпывающей полнотой отношение Советского Союза к международному сотрудничеству: "Надо проводить различие между возможностью сотрудничать и желанием сотрудничать. Всегда существует возможность сотрудничества, но не всегда имеется желание сотрудничать". Отметив, что "для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему", И. В. Сталин подчеркнул наличие у народа и коммунистической партии СССР желания сотрудничать. Это желание сотрудничества основано не на преходящих конъюнктурных расчётах, а на стремлении к прочному и длительному миру, на уважении независимости каждого народа и на глубокой уверенности в том, что мирное соревнование двух общественных систем полнее всего раскрывает преимущества социалистической системы перед капиталистической. Чем больше возрастает удельный вес Советского Союза в международной жизни, тем больше он становится центром притяжения для всех народов, заинтересованных в сохранении мира и в торжестве демократических начал в М. п.

Таким образом, современное М. п. в отличие от права внутригосударственного представляет собой по своему содержанию сложный итог борьбы и сотрудничества государств, не однородных ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом отношении.

Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов М. п., закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие М. п.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, -писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это- реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в т. н. "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, напр., т. н. "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного М. п. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты М. п., создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе т. н. "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего М. п., значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты М. п., получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии М. п. резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Нормы и институты. М. п., несмотря на всё их различие и многообразие, составляют определённую систему. Система современного М. п. может быть сведена к следующим основным международно-правовым нормам и институтам:

1. Нормы и институты, определяющие правовое положение государства в международном общении, т. е. основные права и обязанности государства как субъекта М. п. (суверенитет и равноправие, невмешательство во внутренние дела, ответственность за международные правонарушения и пр.).

2. Нормы и институты, регулирующие охрану государствами в их взаимных отношениях прав и интересов населения (порядок приобретения и утраты гражданства, правовой режим иностранцев, охрана прав национальных меньшинств; после войны сюда прибавляются нормы, регламентирующие защиту прав населения колоний и т. н. "несамоуправляющихся территорий", нормы, запрещающие расовую дискриминацию, и пр.).

3. Нормы и институты, устанавливающие международно-правовой режим территории (способы приобретения и утраты государственной территории, режим внутренних и международных речных и морских вод и воздушного пространства и пр.).

4. Нормы и институты, определяющие правовое положение за границей органов внешних сношений (посольское и консульское право; сюда должны быть также отнесены нормы, касающиеся статуса сотрудников международных учреждений).

5. Нормы и институты, регламентирующие действие международных договоров (порядок их заключения и ратификации, условия их изменения и прекращения и пр.).

6. Нормы и институты, определяющие структуру, права, функции и порядок деятельности международных организаций, в первую очередь организации Объединённых наций.

7. Нормы и институты, устанавливающие формы международного сотрудничества государств по специальным, главным образом экономическим и гуманитарным, вопросам.

8. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы разрешения споров (согласительная процедура, посредничество отдельных государств или Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН, международный арбитраж, международный суд и пр.).

9. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы предупреждения и подавления агрессии. При этом, наряду с дипломатическими, экономическими и военными санкциями по уставу ООН, сохраняют своё значение также индивидуальные и коллективные способы защиты государства от неправомерных и агрессивных действий: реторсии, репрессалии, индивидуальная или коллективная вооружённая самооборона от агрессии. Сюда же надлежит отнести и нормы, запрещающие пропаганду агрессии.

10. Нормы и институты, определяющие права и обязанности воюющих государств в отношении ведения войны, а также правовое положение нейтральных государств - т. н. законы и обычаи войны. В связи с запрещением агрессивных войн по уставу ООН эти нормы должны подвергнуться пересмотру, имеющему в виду их применение к войнам-санкциям и к оборонительным войнам против агрессора. Международно-правовые способы окончания войны (перемирие, прелиминарный и окончательный мирный договоры), до сего времени относившиеся к "праву войны", теперь, ввиду развития институтов, связанных с ответственностью за агрессивную войну и гарантиями против возобновления агрессии (союзный контроль, репарации, наказание военных преступников и пр.) и вносящих серьёзные изменения в международную жизнь, выходят, строго говоря, за рамки права войны и приобретают теснейшую связь также и с другими частями системы М. п.

Нормы и институты М. п., регулирующие правоотношения между самими государствами (и отчасти между государствами и международными организациями), притом правоотношения, входящие в компетенцию высшей государственной власти, составляют, согласно общепринятой терминологии, систему международного публичного права. Наряду с нею существует система международного частного права, нормы и институты которого регламентируют - непосредственно или путём отсылки к соответствующему национальному законодательству- гражданские правоотношения, складывающиеся между гражданами различных государств или связанные с территорией различных государств.

Наконец, в современный период, в связи с установлением международной уголовной ответственности за преступления против мира, за военные преступления и преступления против человечества, рассматриваемые теперь как международные преступления, из общей системы М. п. выделяется в особую систему международное уголовное право. Важным этапом на пути развития этой новой системы явилось принятие (на основании соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8. VIII 1945) устава Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников стран оси.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Загрузка...