Какие категории персонала имеются в дипломатическом представительстве. Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств К обслуживающему персоналу относятся
Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. Члены дипломатического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.
Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса:
а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств;
б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;
в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:
1) запрос агремана - согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;
2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства;
3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.
Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств.
Члены дипломатического персонала назначаются аккредитующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военных атташе. Согласно Венской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена -военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее в Российской Федерации правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
В РФ установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, остальные - министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.
Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.
Лекция 4. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПЕРСОНАЛ
1. Персонал и структура дипломатического представительства
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
1. Персонал и структура дипломатического представительства
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция - представителя Ватикана), а миссию - дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция - представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в Других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя - посла (или посланника).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе .
Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т. д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.
Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отличие от главы дипломатического представительства, производится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсонала (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней.
Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации , протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.
2. Дипломатический корпус. Дипломатические ранги
Понятие "дипломатический корпус" используется в двух значениях:
· дипкорпус в узком смысле - это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;
· дипкорпус в широком смысле включает всех работников посольств и миссий, которых страна пребывания признает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей (жен, несовершеннолетних детей и незамужних дочерей). Кроме того, сюда входят торговые представители (советники) и их заместители, военные атташе и их помощники, специальные советники и атташе (по экономическим вопросам, культуре, сельскому хозяйству и т. д.), а также члены их семей.
Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или иного органа, основанного на нормах международного права. Признано, что дипломатический корпус не обладает юридическими правами, не может выступать в качестве политической силы.
Дипломатический корпус в государстве пребывания позволяет более оперативно решать некоторые протокольные и церемониальные вопросы, касающиеся всех дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране, способствует обеспечению их своевременной информацией о тех или иных аспектах политического курса этой страны, позволяет осуществлять постоянные контакты с официальными кругами и между представительствами.
Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен (старшина). Им становится глава дипломатического представительства, который ранее других своих коллег вступил в должность. Время вступления в должность определяется моментом вручения главой дипломатического представительства своих верительных грамот. Дуайеном может быть только дипломатический представитель высшего класса - посол (папский нунций). В некоторых странах, обычно католических, в соответствии с установившимся обычаем, папский нунций становится дуайеном независимо от времени его аккредитования. Дуайен - должность почетная, но каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса он не имеет. Указания, исходящие лично от него, не являются обязательными, и каждый дипломатический представитель вправе отнестись к высказываниям дуайена исходя из собственных соображений или имеющихся инструкций от своего правительства. Дуайен выполняет некоторые протокольные и организационные функции. В целях выработки общей позиции в дипкорпусе он периодически организует с главами дипломатических представительств консультативные совещания, которые носят неофициальный характер и проводятся во время завтрака или обеда. Дуайен от имени дипкорпуса устраивает приемы по случаю отъезда или приезда одного из его членов. Все эти мероприятия проводятся за счет взносов диппредставительств. Кроме того, собираемые средства расходуются на некоторые другие цели, например на приобретение подарков для отбывающего дипломата - главы представительства или венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т. п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, избираемый из числа глав представительств. Периодически он отчитывается перед дипкорпусом по вопросам расходования средств.
От имени дипкорпуса дуайен часто выступает на торжественных церемониях в стране пребывания, делает поздравления или выражает соболезнования официальным лицам. В случае необходимости дуайен вправе предпринять шаги в защиту интересов дипкорпуса или его членов, если, например, усмотрит в действиях местного протокола ущемление их привилегий или нарушение норм и правил дипломатического этикета.
Дипломатические ранги - это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.
Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и уровень приобретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные надбавки к установленным должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения дипломатический ранг может быть присвоен лицам, не работающим непосредственно в центральном аппарате или в заграничных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в области внешней политики и дипломатии.
Действующее в настоящее время расписание штатных должностей и дипломатических рангов как в России досталось нам в наследство от МИДа СССР и не претерпело каких-либо существенных изменений. Оно формировалось в ходе становления советской дипломатии.
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. immunitus - освобождение, избавление от чего-либо) - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их "абсолютно свободными" в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.
Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии ("Законы Ману") запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла, так как "послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под божественным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению". В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого "права народов", как в те времена в Риме именовалось международное право . "Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны (!), это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами", - так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами.
В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законодательства, а многие страны приняли специальные законы.
Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.
Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персоналу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.
Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные , т. е. принадлежащие главам и персоналу представительства.
К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т. д.) - так называемый фискальный иммунитет.
Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрешают государству пребывания ввозить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.
Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имуществу и средствам передвижения.
Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назначения.
Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:
1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;
2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное лицо;
3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию .
В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов , обычно включаемых в цену товаров и обслуживания; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.
Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата "персоной нон грата".
Одной из привилегий дипломатических сотрудников представительств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначены как запретные по соображениям безопасности.
Под руководством главы дипломатического представительства действуют дипломатический, административно-технический и обслуживающий персоналы.
К дипломатическому персоналу относятся члены персонала представительства, имеющие дипломатические ранги. К дипломатическому персоналу диппредставительства относятся также военные атташе. Кроме того, к дипломатическому персоналу могут быть отнесены лица, командируемые для изучения опыта в области культуры, науки, сельского хозяйства. Все они заносятся в штат представительства на соответствующие дипломатические должности. Дипломатические служащие, как правило, это федеральные служащие, занимающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. В каждом посольстве их количественный состав определяется особо.
Что касается административно-технического и обслуживающего персоналов, то они не являются дипслужащими и формируются, как правило, из числа граждан аккредитующего государства. По Венской Конвенции членами дипломатического персонала могут быть и граждане государства пребывания, но обязательно с согласия этого государства.
Статус сотрудников всех трех персоналов регулируется статьями Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Конвенция также предусматривает право сотрудников представительства содержать «частных домашних работников», не являющихся служащими аккредитующего государства. Обычно это личный секретарь, шофер и другие лица, выполняющие обязанности домашнего работника.
О прибытии (равно как и об отъезде) сотрудников дипломатического представительства принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Одновременно на них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона может высказать свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней. В тех случаях, когда между странами существует безвизовой порядок пересечения границы, страна аккредитования может выразить свое отношение к такому назначению любым иным доступным путем.
Если глава представительства в соответствии с установившимися правилами прибывает в страну назначения после отъезда своего предшественника, то другие сотрудники обычно прибывают до отъезда лиц, которых заменяют. Это позволяет обстоятельно ознакомиться с кругом обязанностей и теми проблемами, которыми новому сотруднику придется заниматься. Кроме того, отъезжающий сотрудник имеет возможность передать свои деловые связи, познакомить с людьми, с которыми он общался. Этому помогает и дипломатический прием, организуемый в честь отъезжающего и его преемника.
Особую категорию дипломатических кадров представляют аккредитуемые при посольстве военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе - представители военного ведомства назначившей их страны при военном ведомстве страны пребывания. При этом они не только представляют военные ведомства своего государства и осуществляют контакты с соответствующими силовыми ведомствами страны пребывания, но и исполняют функции советников посла по военным вопросам. В зависимости от необходимости и по договоренности с властями страны пребывания военные атташе могут представлять ведомства трех родов войск и подразделяться на военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. Военные атташе и их помощники пользуются всеми дипломатическими иммунитетами и привилегиями наравне с дипломатическим составом посольств и миссий. В российских посольствах они заносятся в список дипломатического персонала, причем военный атташе следует в нем после советника посольства перед первым секретарем, а его помощник - перед вторым секретарем посольства.
Порядок аккредитования военных атташе регулируется ст. 7 Венской Конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, которая, в частности, предусматривает, что государство пребывания может предложить, чтобы имена военных атташе сообщались заранее. На практике аккредитующее государство обычно сообщает сведения о военных атташе без запроса страны аккредитования.
Список дипломатических сотрудников российских посольств составляется обычно исходя из старшинства: Чрезвычайный и Полномочный Посол; советник-посланник; советники; военные атташе; первые секретари; помощники военного атташе; вторые секретари; третьи секретари; атташе (дипломатические); атташе - представители ведомств (по науке и технике, культуре, сельскому хозяйству и др.). В странах, где сохраняются торговые представительства России, их руководители (торгпреды) обычно заносятся в дипломатический список посольства после советника-посланника или советника, который в отсутствие посла выполняет функции временного поверенного в делах.
Дипломатический корпус
Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается совокупность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В России, поддерживающей дипломатические отношения с другими странами только на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смысле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.
В широком смысле слова под дипломатическим корпусом понимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В соответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, занимающие должности советников-посланников, советников, первые, вторые и третьи секретари и атташе (имеется в виду первая дипломатическая должность). К дипломатическому корпусу в широком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и военно-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дипломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.
В тех странах, где имеются торговые представительства, их руководитель - торгпред, по договоренности со страной пребывания может также быть занесен в дипломатический список посольства, причем, как уже указывалось, в списке он обычно следует за советником-посланником или советником, который остается временным поверенным в делах в отсутствие Посла.
К дипломатическому корпусу относятся также члены семей всех перечисленных выше лиц: жены и дети, причем сыновья - до достижения совершеннолетия, а незамужние дочери независимо от возраста.
Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или юридического лица, но, возникший в результате общности рода деятельности позволяет оперативно решать многие протокольные и церемониальные вопросы, способствует своевременной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами. Никаких международно-правовых норм, устанавливающих статус, регулирующих полномочия и функции дипломатического корпуса не существует.
Дипломатический корпус возглавляет старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, приступивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса - посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, независимо от времени аккредитования, является папский нунций.
Хотя дуайен и не имеет каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и не может давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически консультативные совещания с главами дипломатических представительств по тем или иным вопросам протокольного или церемониального характера. Эти совещания носят неофициальный характер и обычно происходят во время устраиваемого с этой целью завтрака или обеда для глав представительств. Такие завтраки и обеды, как и приемы в честь отъезжающего главы дипломатического представительства, устраиваются за счет взносов диппредставительств.
Собираемые средства расходуются и на некоторые другие цели, например, на подарок для отбывающего дипломата - главы представительства, приобретение венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т.п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, который избирается также из числа глав представительств с согласия избираемого. Время от времени казначей отчитывается перед дипкорпусом в расходовании средств и наличии их в кассе.
Дуайен нередко выступает от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает официальным лицам поздравления или приносит соболезнование. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипломатического корпуса или отдельных его членов, если усмотрит в действиях местного протокола ущемление их иммунитетов и привилегий или нарушение этикета. Однако дуайен не имеет права от имени дипкорпуса или по его поручению делать какие-либо заявления и демарши политического характера. Такого рода действия дуайена могут быть дезавуированы любым членом дипкорпуса как не отвечающие позиции представляемой им страны.
Министерство иностранных дел страны пребывания периодически издает списки дипкорпуса. Главы дипломатических представительств и члены дипломатического персонала, а также их супруги заносятся в него в соответствии с последовательностью, представленной каждым дипломатическим представительством.
Похожая информация.
Дипломатическое представительство возглавляет глава дипломатического представительства. Главы дипломатического представительства подразделяются на три класса:
- - чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;
- - чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;
- - поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах, который временно исполняет функции главы представительства в случае его временного отсутствия.
Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением государств об установлении дипломатических отношений.
Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с определенной процедурой, урегулированной Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой дипломатического представительства в данном конкретном государстве. Отказ в агремане и оставление запроса без ответа препятствуют назначению конкретного лица главой представительства в данном государстве. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.
По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота - документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо является представителем данного государства и будет действовать от имени этого государства. По прибытии в страну пребывания глава представительства вручает свою верительную грамоту главе государства (поверенный в делах - министру иностранных дел).
Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
Если пост главы представительства вакантен или если представительства не может выполнять своих функций, временно исполняющим обязанности главы представительства является временный поверенный в делах.
Сотрудниками представительства являются глава представительства и члены персонала представительства, к которым относятся члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.
Членами дипломатического персонала являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Глава представительства или член дипломатического персонала представительства именуется дипломатическим агентом.
Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. Они не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.
К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. Они называются члены дипломатического представительства.
Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах неодинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколько советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, несколько атташе. А если это небольшое посольство, то число дипломатов здесь может ограничиваться послом и одним либо двумя дипломатическими работниками.
Членами административно-технического персонала являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства.
К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.
Членами обслуживающего персонала являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства.
К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.
Частные домашние работники, о которых упоминает Венская конвенция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства. Они не являются служащими аккредитующего государства.
Относительно численности персонала представительства аккредитующее и принимающее государства договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая условия в государстве пребывания и потребности данного представительства.
Необходимо различать классы и ранги дипломатов. Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен в международном праве, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства. Можно отметить, что почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.
Говоря о составе и структуре дипломатического представительства, необходимо также сказать о дополнительных гарантиях и дипломатическом иммунитете персонала представительства.
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.
Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников.
Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Фискальные изъятия не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.
Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций представительства.
Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудникам представительства свободу передвижения по его территории.
Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они не находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Тем не менее, представительство может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания.
Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.
Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Аккредитующее государство или представительство могут назначать специальных дипломатических курьеров. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.
Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Его бумаги, корреспонденция и его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
- 1) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
- 2) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
- 3) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые описаны выше в подпунктах «1», «2» и «3» и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. От иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом, может отказаться аккредитующее государство. Отказ должен быть всегда определенно выраженным.
Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.
При условии соблюдения указанного положения, постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на дипломатического агента в отношении услуг, оказываемых аккредитующему государству.
Данное изъятие распространяется также на домашних работников, которые находятся исключительно на службе у дипломатического агента, при условии:
- 1) что они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно:
- 2) что на них распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в аккредитующем государстве или в третьем государстве.
Дипломатический агент, нанимающий лиц, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.
Положения настоящей статьи не затрагивают двусторонних или многосторонних соглашений о социальном обеспечении, заключенных ранее, и не препятствуют заключению таких соглашений в будущем.
Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:
- 1) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;
- 2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
- 3) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания;
- 4) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;
- 5) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;
- 6) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества.
Государство пребывания обязано освобождать дипломатических агентов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуции и военный постой.
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными выше.
Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными выше, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.
Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.
Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.
Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.
В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания. В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена его семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением всего того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти. Налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с движимого имущества, нахождение которого в государстве пребывания обусловлено исключительно пребыванием здесь умершего как сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства.
Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей, они должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.
Без ущерба для их привилегий и иммунитетов, все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство.
Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.
Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества.
В случае разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства:
- 1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами;
- 2) аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания;
- 3) аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания.
Аккредитующее государство может, с предварительного согласия государства пребывания и по просьбе третьего государства, не представленного в государстве пребывания, взять на себя временную защиту интересов этого третьего государства и его граждан.
Как мы уже говорили, Постоянное дипломатическое представительство за рубежом (посольство или миссия ) – это особого рода государственное учреждение, на которое возложена задача поддерживать и развивать официальные отношения со страной нахождения, защищать в ней права и интересы аккредитующего государства, его граждан и юридических лиц. Для выполнения этой задачи дипломатическое представительство требует определенных средств и возможностей, а также необходимого состава квалифицированных сотрудников.
Одна из первоочередных задач при формировании посольства или миссии – укомплектование их персоналом. При всех различиях в структуре и организации работы посольств и миссий отдельных стран, вызванные различными геополитическими параметрами, формами государственного правления и другими факторами, каждое дипломатическое представительство состоит из трех категорий сотрудников (глава представительства имеет особую позицию): дипломатический персонал ; административно-технические работники; персонал . Отдельно выделяются так называемые «частные домашние работники», то есть лица, которые выполняют определенную работу на условиях договора найма у сотрудников представительства и которые не являются служащими аккредитующего государства.
Современное дипломатическое право четко определяет правовой статус, дипломатические привилегии и иммунитеты каждой из указанных категорий лиц, работающих в посольствах или миссиях.
Глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах) является высшим официально аккредитованным представителем государства в стране пребывания. Он отвечает за деятельность дипломатического представительства и его персонала, а также осуществляет общее политическое руководство и контроль за деятельностью всех других организаций и лиц своего государства, находящихся на территории страны аккредитации. Поскольку посол не является обычным администратором, возглавляющим государственное учреждение, а лицом, отвечающим за соблюдение общего политического курса своей страны относительно страны пребывания, он особенно нуждается в надежном, высококвалифицированном аппарате – членов персонала представительства.
Посол (посланник) во всей деятельности возглавляемого им представительства опирается прежде всего на своих ближайших сотрудников – членов дипломатического персонала. Они, как и сам посол, имеют представительский характер, то есть уполномочены выступать по вопросам, входящим в их компетенцию, от имени аккредитующего государства. Практически это реализуется в исполнении всем дипломатическим персоналом посольства или миссии функций, предусмотренных ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.:
«1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:
а) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
b) в защите в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
с) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству акредитующего государства;
е) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки;
2. Ничто в настоящей Конвенции не должно трактоваться как такое, что препятствует выполнению дипломатическим представительством консульских функций».
Кроме этой главной черты - представительного характера - дипломатический персонал посольств и миссий имеет еще целый ряд отличительных признаков. Так, его членами всегда есть лица, находящиеся на дипломатической службе соответствующего государства:
кадровые, или профессиональные, дипломаты (в классической терминологии «карьерные дипломаты») или лица, перешедшие на дипломатическую службу в порядке нового назначения или пополнения. Однако, в любом случае, как это предусмотрено ст. 1 Венской конвенции, «членами дипломатического персонала являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг».
Дипломатический ранг – это личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с существующими в каждой стране законами и правилами прохождения дипломатической службы. Этот ранг сохраняется независимо от того, какую должность занимает дипломат в тот или иной момент. Следует заметить, что ранг и должность дипломата иногда совпадают (например, Чрезвычайный и Полномочный Посол – ранг и должность), однако далеко не всегда. Для сравнения можно сослаться на практику военных ведомств, когда командиром полка является подполковник, а генеральскую должность занимает полковник.
Надо также четко различать такие понятия, как «классы» и «ранги» «дипломатических агентов». Кстати, согласно Венской конвенции «дипломатический агент» - это глава представительства или член дипломатического персонала представительства (ст. 1, п. «е»). Для определения понятия «дипломатические классы » пользуются нормами международного права, в частности, ст. 14 Венской конвенции. Она четко регламентирует установленное в современной практике разделение глав дипломатических представительств на три класса: «а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; b) класс посланников и интернунциев, которые аккредитуются при главах государств; с) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел; 2. Иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу».
Дипломатические ранги, как уже отмечалось, вводятся внутренним правом каждой страны и предусматриваются для всех должностных лиц, работающих как в центральном аппарате МИД данной страны, так и в ее зарубежных дипломатических представительства.
Так, согласно Закону Украины о дипломатических рангах Украины, «дипломатическим работникам присваиваются следующие дипломатические ранги Украины:
атташе; третий секретарь; второй секретарь второго класса; второй секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; первый секретарь первого класса; советник второго класса; советник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Украины по представлению Министра иностранных дел Украины.
Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Украины на основании рекомендации аттестационной комиссии Министерства иностранных дел Украины. Возглавляемый послом дипломатический персонал украинских посольств на особо важных направлениях дипломатической деятельности может иметь в своем составе в порядке старшинства таких дипломатических сотрудников: советников-посланников, советников, торгового представителя, военного, военно-морского и военно-воздушного атташе, первых секретарей, заместителей торгпреда, вторых секретарей, третьих секретарей, атташе, помощников военного, военно-морского, военно-воздушного атташе.
Все эти лица, как правило, имеют дипломатические паспорта, которые выдаются им представляемым государством (исключение составляет Великобритания, где выдача дипломатических паспортов не предусмотрена). Эта категория сотрудников заносится в дипломатические списки, который периодически публикуется протокольным отделом МИД страны пребывания.
Они также получают от протокольного отдела МИД страны пребывания особые дипломатические карточки, удостоверяющие их статус как дипломатических агентов.
Внутри дипломатического представительства существует определенное распределение обязанностей, а именно представительство состоит из соответствующих отделов. Так, почти в каждом посольстве обязательно существуют два отдела: консульский и отдел прессы. Консульский отдел при отсутствии отдельного консульства как такового выполняет его функции внутри посольства, с несколько меньшими правами. Заведующий консульским отделом посольства в стране пребывания имеет более узкие права, чем генеральный консул, консул и вице-консул, которые возглавляют самостоятельные консульские учреждения, и, в отличие от них, не получают ни консульского патента от своего государства, ни экзекватуры от министерства иностранных дел страны пребывания. Заведующий консульским отделом, кроме того, действует не от имени своего правительства, вернее МИД, а только от имени посольства, выполняя те или иные консульские функции в рамках деятельности посольства.
Отдел прессы (или информации) посольства ведет ежедневное наблюдение за прессой страны пребывания, поддерживает связь со СМИ, получает информацию от корреспондентов, теле- и радио-журналистов, которые, как правило, является достаточно информированными гражданами своей страны, знакомит местную прессу с главными событиями, происходящими в аккредитующем государстве.
В больших посольствах есть отделы науки и техники, в которых работают советники по науке и технике, а также закрепленные за отделом дипломатические сотрудники.
С целью детального изучения внутренней и внешней политики страны пребывания, в посольстве, как правило, создается группа дипломатических сотрудников, возглавляемых советником посольства.
Наконец, один-два человека отвечают за организацию протокольных мероприятий (визиты, приемы, поддержка связей с МИД по протокольным вопросам). В этом участке требуется соблюдение определенной системы, однотипности для того, чтобы приемы устраивались в определенном порядке, а также, чтобы избежать любых недоразумений. Этими вопросами занимается один из секретарей посольства, который хорошо знает существующие протокольные правила и порядки страны пребывания, следит за их соблюдением, а также осуществляет организационную работу по подготовке всевозможных протокольных мероприятий.
В каждом посольстве есть также административно-хозяйственный отдел во главе с заведующим хозяйством. Как правило, кто-то из секретарей посольства, или просто советник, курирует все административно-хозяйственные дела, поскольку на этом участке всегда возникает множество вопросов (заключение договоров по ремонту помещений, доставка закупленного товара и т.п.). Это требует присутствия дипломатического сотрудника, потому что приходится иметь дело с официальными учреждениями страны пребывания и обращаться в большинстве случаев к ее МИДу.
Схематически структура посольства выглядит так:
группа по вопросам внешней политики; группа по вопросам внутренней политики; группа по вопросам экономики; отдел прессы; консульский отдел; административно-хозяйственная группа; секретариат посла.
Группами по вопросам внешней политики, внутренней политики и экономики руководит советник-посланник посольства.
Вторая категория сотрудников дипломатического представительства – члены административно-технического персонала. Их роль в дипломатическом представительстве также четко регламентируется Венской конвенцией, согласно которой «членами административно-технического персонала являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства». По своему служебному и, соответственно, правовому статусу они отличаются от сотрудников первой категории, однако современное международное право и национальное законодательство ряда стран делают значительные шаги по приближению их статуса, в том числе привилегий и иммунитетов, к статусу дипломатических агентов. К категории административно-технического персонала относят референтов-переводчиков, технических секретарей, стенографистов, бухгалтерских работников, шифровальщиков и другой канцелярский персонал. Все эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов и рангов, однако в загранкомандировку их направляет министерство иностранных дел и им выдается служебный паспорт (по сути нечто среднее между дипломатическим и общегражданским паспортом).
И, наконец, третья категория – члены обслуживающего персонала дипломатического представительства (уборщицы, лифтеры, водители, садовники, вахтеры т.д.). К ним относятся, как уже отмечалось, и лица, не входящие в состав персонала представительства, которые работают по договору найма у самих сотрудников посольства или миссии (домработницы, сиделки т. д.).
В Венской конвенции о них сказано:
«Членами обслуживающего персонала «являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства».
«Частный домашний работник» - лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не является служащим представляемого государства. Обе эти группы лиц комплектуются в основном из числа граждан страны пребывания, тогда как первые две категории – это, как правило, граждане аккредитующего государства.
Ст. 8 Венской конвенции гласит:
«1. Члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами представляемого государства;
2. Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано».
Следует заметить, что предусмотренное Конвенцией разделение персонала дипломатического представительства на три вышеупомянутые категории на практике иногда имеет условный характер. Отнесение конкретных сотрудников к той или иной категории является исключительной компетенцией аккредитующего государства и не регулируется нормами международного права. Позиции же аккредитующего государства по этому вопросу нередко противоречат позициям страны пребывания.
Критерии распределения дипломатического персонала по категориям также бывают достаточно «размытыми». Так, священнослужители представительства имеют дипломатический статус, тогда как функции священника не имеют никакого отношения как по своему содержанию, так и по форме к дипломатической деятельности. Офицеру безопасности, как правило, предоставляется статус дипломата, а сотрудники службы охраны относятся к административно-техническому или даже к обслуживающему персоналу.
Неопределенность практики по разделу дипломатического персонала по категориям наглядно подтверждается таким примером. К 1978 г. Госдепартамент США соглашался признавать курьеров, посыльных и сотрудников охраны иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в США, лишь как обслуживающий персонал. В период с 1978 по 1981 г. Госдепартамент рассматривал указанных лиц как административно-технический персонал, а с 1981 г. вновь лишь как обслуживающий персонал.
Такая нечеткость в разграничении категорий персонала дипломатического представительства объясняется необходимостью обеспечения режима надежной безопасности в представительстве. Аккредитующие государства, назначая конкретных сотрудников, могут быть не заинтересованы в официальном определении их функциональных обязанностей. На практике это приводит к тому, что аккредитующие государства, назначая сотрудников в дипломатические представительства, не указывают, на какие должности они назначаются, а иногда даже не уточняют, к какой категории относится тот или иной сотрудник.
Новым явлением в дипломатической практике двух последних десятилетий является организация дипломатическими представительствами собственной (внутренней) охраны . Активизация деятельности национальных и международных террористических организаций, в частности случаи захвата посольств террористами, кража дипломатов с целью использования их в качестве заложников, убийства последних стали главными причинами создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических представительствах.
Сегодня внутренняя охрана создана в дипломатических представительствах подавляющего большинства государств современного мирового сообщества. За последние пять-семь лет определилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличение количества сотрудников внутренней охраны.
Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана в основном оснащена легким огнестрельным оружием, а в некоторых странах имеет даже тяжелое вооружение.
Действующими международно-правовыми договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатическом представительстве прямо не регулируется хотя бы потому, что создание внутренней охраны – сравнительно новое явление в современной дипломатической практике. Согласно международному обычаю дипломатические представительства могут организовывать внутреннюю жизнь по своему усмотрению, по традициям и обычаям своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустить легальное создание внутренней охраны в дипломатических представительствах при условии, конечно, что ее организация и деятельность будет связываться исключительно с внутренними делами представительства. Осуществление любых охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, является не чем иным как вмешательством во внутренние дела страны пребывания. Ведь именно на ней, согласно ст. 22, п. 2 Венской конвенции, «... лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства». Именно поэтому ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.
Обобщение и осмысление существующей практики государств в этом вопросе показывает, что она соответствует требованиям (постоянство, единообразие, общность, продолжительность), признанным в международном праве необходимыми и достаточными для возникновения обычной нормы, и, таким образом, очевидно, можно констатировать возникновение нового международного обычая, допускающего организацию внутренней охраны в дипломатических представительствах.
Всего в современной дипломатической практике за последние два-три десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества сотрудников, работающих в посольствах, консульствах и других официальных представительствах государств за рубежом. Объясняется это политической интернационализацией общественно-политических, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих на планете в конце XX в.
Глобализация международных проблем современности, таких как охрана окружающей среды, решения общих для целых регионов и континентов вопросов в области энергетики, транспорта, современных средств связи, исследования и освоения Мирового океана, космоса, интенсификации сельского хозяйства, предотвращение и борьба с массовыми заболеваниями и т.д. – все это неизбежно отражается на деятельности международной дипломатии, в результате чего современные посольства становятся центрами не только политической активности, но и сотрудничества между государствами в указанных выше сферах. В этих условиях дипломатические представительства крупнейших стран превращаются в многопрофильные внешнеполитические учреждения, объединяющие под одной крышей представителей разных профессий, специальностей, научных направлений.
Что касается конкретного количества членов дипломатического персонала в том или ином представительстве, то этот вопрос также регламентируется Венской конвенцией.
В ст. 11 отмечается: «1. При отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства оставалась в пределах, которые она считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства».
А в «Положении о дипломатическом представительстве Украины за рубежом», утвержденном распоряжением Президента Украины от 22 октября 1992 г., отмечается, что «деятельность дипломатических представительств основывается на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. ... и при необходимости количественный состав персонала дипломатического представительства Украины в иностранном государстве устанавливается двусторонним соглашением Украины с этой державой».
Тесно связанным с понятием «дипломатический персонал» является понятие «дипломатический корпус». В научной литературе по вопросам международного права, дипломатической и консульской службы понятие «дипломатический корпус» употребляется как в широком, так и в более узком смысле. Так, в узком смысле дипломатический корпус – это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. В широком же смысле слова подразумевается, что дипломатический корпус состоит не только из глав представительств, но и дипломатического персонала всех иностранных посольств и миссий, аккредитованных в столице страны пребывания. Кроме того, к дипломатическому корпусу относят, как правило, и членов семей дипломатических агентов (жены последних, их несовершеннолетние дети, взрослые, но незамужние дочери, а иногда и родители дипломата также имеют дипломатические карточки и включаются в списки членов дипломатического корпуса). Конечно, такой сугубо механический подход к определению понятия «дипломатический корпус» отнюдь не оправдан, поскольку возникает риск потерять его основную определяющую черту. Ведь дипломатический корпус – это не просто совокупность лиц, причастных к дипломатической сфере.
Поэтому под дипломатическим корпусом стоит понимать, прежде всего, объединение профессионалов, которые образуют корпорацию дипломатических агентов, аккредитованных в стране пребывания. Только в таком случае можно говорить о функции дипломатического корпуса, который выступает как единое целое по вопросам церемониального и организационно-бытового характера в отношениях как между самими членами дипломатического корпуса, так и с органами власти страны пребывания. При этом необходимо подчеркнуть, что основная задача дипломатии – это осуществление официальных отношений между равно суверенными государствами на двусторонней основе. Именно поэтому никакие коллективные выступления дипломатического корпуса по вопросам политического характера не могут иметь места. Они возможны только по церемониальным, протокольным вопросам, например, поздравлений по случаю вступления в должность главы государства или правительства страны пребывания, высказывания сожаления в соответствующих случаях и т.д.
От имени дипломатического корпуса в целом в этих и других случаях церемониального характера выступает его глава – дуайен (старшина, или старейшина, дипломатического корпуса).
Согласно сложившейся практики, в подавляющем большинстве случаев дуайеном автоматически является старший по классу и первый по времени своего пребывания в принимающей стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств. Венская конвенция предусматривает, что старшинство глав представительств в пределах соответствующего класса, которое дает возможность занять пост дуайена дипломатического корпуса, определяется датой и временем их вступления в должность, т.е. либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и вручении заверенных копий верительных грамот министру иностранных дел страны пребывания. «Старшинство глав представительств соответствующего класса определяется датой и временем их вступления в выполнение своих функций согласно статье 13» (Венская конвенция). Что же касается вопроса старшинства членов дипломатического персонала внутри представительства, то оно регулируется ст.17 Венской конвенции: «Старшинство членов дипломатического персонала представительства сообщается главой представительства министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность».