musings.ru

Особенности правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового статуса судей конституционного суда рф, судей военных судов, мировых судей

Правовой статус судей - это правовое положение судьи как государственного деятеля,закрепленное в законодательстве Н О. конституция РФ, Закон «О статусе судей» ФКЗ «О судебной системе РФ» ФКЗ «О конституционном суде РФ» ФКЗ «о Военных судах РФ»

Элементы правового статуса судей

1. Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделённые в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус.

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения Судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судьи присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, 1, 2, 3, 4, 5 классы). Судьям Конституционного суда РФ присваивается высший квалификационный класс)

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

В своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию РФ и законы;

Не может замещать иные государственные должности (государственной ил муниципальной службы);

Не может быть третейским судьей или арбитром;

Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально,публичновырожать свои взглыды, участвовать в иный политической деятельности;

Не вправе заниматся другой оплачиваемой деятельностью,кромепреподовательской, научной и иной творческой деятельности,занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектам;

Запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Cудьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

6. Судьи никому не подотчётны.

7. Судьи несменяемы,то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.


8. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Сроки полномочия Мировых судей и судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

9. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

10. Судьи неприкосновенны (это связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности). Принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

11. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждение или досрочного прекращения полномочий.

12. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности (звание судьи сохраняется, гарантий личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу).

13. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

14. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

15. В целях защиты жизни,здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана охранажилища,выдачаоружия,изменения внешности)

Несменяемость судей

Судьи не сменяемы, т.е. они не подлежат переводу на другую должность, либо в другой суд без их согласия, но полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основания и в порядке, предусмотренном законами «О статусе судей», «О Конституционном суде РФ».

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев:

1) Судьи Федеральных судов (кроме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на 3 года, а затем могут быть назначены без ограничения сроков полномочий. Для всех Федеральных судей установлен предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

2) Мировые судьи назначаются или избираются на должность на срок, предусмотренный законами субъектов РФ, но в любом случае впервые не более, чем на 5 лет, а в последующем - не менее, чем на 5 лет. Предельный возраст - 70 лет.

3) Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

4) Председатель Конституционного суда РФ и его заместитель избираются на эти должности на 3 года, а затем могут быть переизбраны на эти должности.

5) Председатели остальных Федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет и могут быть переизбраны, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.

Общие положения

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) несколь­ких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в над­зорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте соста­ва судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляет­ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитраж­ных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Зако­ном о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федера­ции обладают единым статусом и различаются между собой только полно­мочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Феде­рации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность неко­торых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий

Раздел II Судебная система Российской Федерации

судей, включая судей военных судов, определяются федеральными закона­ми, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также закона­ми субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конститу­ционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсыла­ет к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому пред­ставляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Ком­понентами, из которых складывается комплексное представление о право­вом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

§ 2. Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замеще­ние судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конститу­ция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требо­вания к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются дос­таточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недос­таточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих

Глава 10 Правовой статус судей

судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и ми­ровых судей предъявляются одинаковые требования.

В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи раз­личных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и во­енные суды) должен составлять не менее 10 лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет.

Отличаются от минимальных общих требований установленные феде­ральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.

Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Конституции РФ, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возмож­ность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Тем самым Констит>цня допустила возможность повышения федеральными законами требований к кандида­там на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может сни­зить ни один федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения ст. 119 Кон­ституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.

Требования в части высшего юридического образования и наличия оп­ределенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплекто­вания судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ог­раничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда мо­жет быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Эти по­вышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению консти­туционного контроля, выполнение которых требует обладания более высо­ким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юри­дический вуз. Положения ст. 119 Конституции РФ не препятствуют предъ­явлению указанных требований.

Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В ст. 2 Федерального закона «О некоторых вопросах

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» 1 указано, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом осо­бенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативны­ми актами и указанным Федеральным законом. Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах (ст. 26) 2 .

Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъ­являемых к судьям (ст. 3) и к кандидатам на должность судьи (ст. 4), не означает, что требования, адресованные первым (ст. 3), не относятся ко вторым. В частности, к кандидату на должность судьи относятся положе­ния ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при ис­полнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоин­ство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.

Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей (ст. 4) требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.

Что же касается положений ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, то они прежде всего имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья со­вмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме науч­ной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.

При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо мо­жет быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей (ч. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).

Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Кон­ституционного Суда РФ, причем не только дополнительные, но даже и те,

Глава 10. Правовой статус судей

1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3305.

2 См. об этом и других особенностях статуса судей военных судов в § 4 гл. 6.

которые известны Закону о статусе судей. Действующий закон о Конститу­ционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Консти­туционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государствен­ные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме препода­вательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разре­шенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие ею не препятствует выполнению обязанностей судьи. Отвлечение от ос­новной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конститу­ционного Суда РФ.

Согласно Закону о Конституционном Суде (ст. 11) судьи этого суда н е вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и дви­жениям. Но это не все. Согласно закону он не имеет права их матери­ально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести полити­ческую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и дви­жений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объеди­нений, даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конститу­ционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Су­дом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституци­онном Суде.

Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи забо­леваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболева­ний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается ре­шением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

(ст. 4.1 Закона о статусе судей в ред. Федерального закона от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.)№ 169-ФЗ) 1 .

Термин "статус" происходит от латинского слова "status", что буквально означает "состояние, положение". Сегодня этот термин означает правовое положение какого-либо субъекта: гражданина, должностного лица, органа управления, юридического лица и т.д.

Исходя из этого правовой статус судьи – это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

Положения, касающиеся правового статуса судьи, закреплены в Конституции РФ (ст. 120–122, 124, 128); Законе о статусе судей, Законе о судебной системе (гл. 2); Законе о Конституционном Суде (гл. II); в Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" (гл. III); в Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 6–8) и других законах; в подзаконных актах, например Кодексе судейской этике, утвержденном VII Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.; актах высших судебных органов, например постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности". Большое значение в регламентации правового статуса судьи имеют нормы международного нрава, например Европейская хартия о статусе судей (1998), Основные принципы независимости судебных органов (1985) и др.

Анализ положений законодательства позволяет выделить ряд элементов правовою статуса судьи.

1. Судьи – носители судебной власти, таким образом, это публичные субъекты, осуществляющие властные полномочия. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом.

  • 3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием. Установлены следующие квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс.
  • 4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:
    • а) в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы, а также руководствоваться принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи;
    • б) при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, независимости, справедливости и беспристрастности;
    • в) судья не вправе:
      • – замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности, быть третейским судьей или арбитром ;
      • – заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом;
      • – заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
      • – прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.
  • 5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.
  • 6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1,3 ст. 294 УК РФ).
  • 7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность, например:

  • – за злостное неисполнение судебных актов предусмотрена уголовная ответственность – от штрафа до лишения свободы (ст. 315 УК РФ);
  • – за неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного ареста (абз. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);
  • – за неисполнение без уважительных причин обязанности предоставить истребуемые судом доказательства предусмотрен судебный штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ, ч. 9 ст. 66 и ч. 1 ст. 119 АПК РФ).
  • 8. Судьи несменяемы, т.е. не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.
  • 9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.
  • 10. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.
  • 11. Судьи неприкосновенны. Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Гарантии независимости устанавливаются федеральным законом.
  • 12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Конституционным Судом РФ.

Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие.

Дисциплинарным проступком считается нарушение судьей норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

За период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационные коллегии судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно прекратили полномочия 160 судей и наложили взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшая квалификационная коллегия – на трех и двух судей соответственно .

  • 13. Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
  • 14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Федеральный судья, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку, по результатам которой судье присваивается квалификационный класс.

Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

  • 15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей. Например, ежемесячное денежное вознаграждение, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора и других доплат; отпуск 30 рабочих дней, не считая времени следования к месту отдыха и обратно (с учетом стажа работы по юридической специальности предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск); оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; обеспечение проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении; обязательное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи и т.д.
  • 16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, "статус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие" .

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 764; Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари; ACT; Астрель, 2004. С. 744.
  • Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи нс менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. В период осуществления этой деятельности на него не распространяются гарантии личной неприкосновенности, членство судьи в судейском сообществе приостанавливается.
  • Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ В. В. Кузнецова VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8832/ detail.
  • Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008. С. 22.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации . Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации . Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде .

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и военные суды) должен составлять не менее 10 лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет.

Отличаются от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.

Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Конституции РФ, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Тем самым Констит>цня допустила возможность повышения федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения ст. 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.

Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права » (ст. 8). Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля , выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз. Положения ст. 119 Конституции РФ не препятствуют предъявлению указанных требований.

Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В ст. 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»1 указано, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу ; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативными актами и указанным Федеральным законом. Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах (ст. 26)2.

Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых к судьям (ст. 3) и к кандидатам на должность судьи (ст. 4), не означает, что требования, адресованные первым (ст. 3), не относятся ко вторым. В частности, к кандидату на должность судьи относятся положения ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти , достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.

Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей (ст. 4) требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.

Что же касается положений ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, то они прежде всего имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.

При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей (ч. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).

Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда РФ, причем не только дополнительные, но даже и те, которые известны Закону о статусе судей. Действующий закон о Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие ею не препятствует выполнению обязанностей судьи. Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.

Согласно Закону о Конституционном Суде (ст. 11) судьи этого суда н е вправе осуществлять защиту или представительство , кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям. Но это не все. Согласно закону он не имеет права их материально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления , присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений , даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конституционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Судом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.

Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование . Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 4.1 Закона о статусе судей в ред. Федерального закона от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 169-ФЗ).

Механизм наделения судебными полномочиями

В-пятых, по ходатайству судьи, заявленному до начала судебного разбирательства , уголовное дело в отношении него рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (ч. 11 ст. 16 Закона о статусе судей; ст. 452 УПК РФ).

Указанные меры по обеспечению неприкосновенности судей в связи с производством по уголовным делам особенно важны. Но, учитывая характер деятельности судей и обусловленное этим его положение в обществе , законом установлен и специальный порядок привлечения судей к административной и дисциплинарной ответственности . Согласно Закону о статусе судей, в частности, вопрос о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей соответствующего федерального суда общей юрисдикции высшего или среднего звена (ч. 4 ст. 16).

С недавних пор установлена возможность привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 121 Закона о статусе судей могут быть наложены дисциплинарные взыскания: предупреждения; досрочное прекращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью (кроме судьи Конституционного Суда РФ) принимается квалификационной коллегией, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как и на других судей.

6. Материальное обеспечение судей - одно из важнейших звеньев в системе гарантий независимости судей, без которого невозможно существование самой деятельности по осуществлению правосудия. Иными словами, материальное обеспечение лиц, осуществляющих правосудие, - условие существования судебной власти. Вот почему одной из первых задач начавшейся несколько лет тому назад судебной реформы в России было создание материальных предпосылок повышения качества деятельности судов, среди которых одно из центральных мест занимали вопросы достойного материального обеспечения судей.

Мероприятия государства по улучшению материального обеспечения судей нашли свое завершение в системе норм, содержащихся в ст. 19 Закона о статусе судей. Согласно п. 1 ч. 1 указанной статьи заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда (эти доплаты не могут быть уменьшены). Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определенному федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть меньше 60 % их оклада. При этом Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.

Законом о статусе судей предусмотрены доплаты за ученую степень и звание, а также лицам, имеющим почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», увеличен оплачиваемый ежегодный отпуск, установлена оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно, предоставлено право бесплатного пользования местным транспортом и т. д., а также решены вопросы социальной защиты судьи и членов его семьи .

7. В числе средств обеспечения независимости судьи ст. 9 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» указала на наличие системы органов судейского сообщества. Поскольку ст. 17 Закона о статусе судей, посвященная этим органам, исключена и эти вопросы подробно рассмотрены в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.)1, признано целесообразным вопросы, касающиеся органов судейского сообщества в России, рассмотреть в специальной главе учебника. Поэтому в данной главе они не освещены.

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.

Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.

Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ»

«все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».
Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.

57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.

Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»[.

Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях».

Так, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает : «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения» .

Таким образом, повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности. Она может быть проявлена не только каким - то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.

Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи». А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год - два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.
После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.

Представление о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судей в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.
В конечном счете представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. Н а первое июля 1996 года в утверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входили министр юстиции РФ (Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, Администрации Президента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом (п.6 Положения)

58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается:

ü предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

ü запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

ü установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку;

ü неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;

ü предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.
В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.
2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

(ФЗ «О статусе судей РФ» ст.10)

60. Порядок назначения судей.

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(ФЗ «О статусе судей РФ» ст.6)

61. Приостановление полномочий судьи.

Правила приостановления или прекращения полномочий судьи ограждают его от произвольных решений должностных лиц либо органов, обнаруживающих намерение изба­виться от "неудобного" либо "несговорчивого" судьи.

Приостановление полномочий - это временное отстранение судьи от исполненияим своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстране­ние возможно.

Оно допустимо, если:

Решением суда, вступившим в законную силу, судья признан безвестно отсутствующим;

Квалификационная коллегия судей дала согласие на привле­чение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

Судья участвует в предвыборной кампании в качестве кан­дидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

Судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерация или органа законодательной представительной) власти субъекта РФ.

Несколько иначе решаются вопросы, связанные с определением оснований для приостановления полномочий судей Конст. Суда РФ. В соответствии со ст. 17 Закона о Конституционном Суде приостановление допускается лишь по двум основаниям: при наличии согласия данного суда на арест судьи или привлечение "его уголовной ответственности, а также в случае болезни судьи, ли­шающей его способности выполнять свои обязанности.

В отношении процедуры, например, дачи согласия на арест или влечение к уголовной ответственности судьи в § 47 Регламента КС РФ сказано следующее:

1. В случае поступления в Конст. Суд обращения Генерального прокурора РФ или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи конст. Суда Председатель Конст. Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение касается Председателя Конст. Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель.

2. В пленарном заседании заслушиваются внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конст. Суда, в отношении которого испрашивается согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.

3. Конст. Суд на закрытом совещании принимает одно из следующих решений:

1) отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конст. Суда;

2) дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конст. Суда. В этом случае одновременно решается вопрос о приостановлении его полномочий.

4. В порядке, предусмотренном настоящим параграфом, Конст. Суд решает вопрос о даче согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке на задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи.

Решение о приостановлении полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов при наличии хотя бы одного из названных выше оснований принимается соответствующей квалификационной коллегией (см. § 5 настоящей главы). Такой же поря­док установлен и для мировых судей (ч. 2 ст. 8 Закона о мировых судьях).

При условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона о статусе судей, судье, не согласному с решением квалификационной колле­гии, дано право обжаловать это решение в Высшую квалификаци­онную коллегию судей (см. § 5 настоящей главы) в течение десяти дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалифи­кационной коллегии судей может быть обжаловано в Верх. Суд РФ в тот же срок.

Приостановление полномочий означает лишь то, что судья, о котором состоялось решение, временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновен­ности, не снижает уровень материального обеспечения и, как пра­вило, не препятствует получению заработной платы и иного возна­граждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).

Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления полномочий (выздоров­ление, прекращение по реабилитирующему основанию уголовного дела, отказ от занятия деятельностью, несовместимой с судебной должностью и т.д.).

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квали­фикационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

62. Прекращение полномочий судьи.

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей.

Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:

Письменное заявление судьи об отставке;

Неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности. Квалификационная коллегия судей может пре­кратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работуили по иным причинам;

Истечение срока полномочий судьи, если они были ограни­чены определенным сроком;

Увольнение судьи военного суда с военной службы по дости­жении предельного возраста пребывания на военной службе;

Прекращение гражданства РФ;

Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительной меры медицинского характера;

Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.

Последнее из приведенных оснований для прекращения полномочий судьи сформулировано достаточно широко и не совсем определенно. Не внесло в него ясность и разъяснение, данное в применении к ст. 4 Кодекса чести судьи, где сказано: "Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи ". Другими словами, речь может идти как о проступках, совершенных в связи с исполнением служебных обязанностей (например, грубость в отношении посетителей суда и участников судебных процессов, сведение счетов с кем-то при разбирательстве гражданских уголовных дел), так и о проступках в быту (злоупотребление спиртными напитками, скандалы в семье, с соседями и т.п.). Решение вопроса о том, является конкретный проступок "позорящим" или не является, "совместим он с высоким званием судьи" или "не совместим", оставлено на усмотрение органа, управомоченного принимать данное решение. Решение о прекращении полномочий судей гражданских, военных и арбитражных судов принимается соответствующей квалификационной коллегией судей. Оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня пол­учения копии решения. Законность решения Высшей квалификационной коллегии судей проверяется Верховным Судом РФ в тот же срок. При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвини­тельного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Правила решения вопросов, связанных с прекращением полномочий судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов применяются и в отношении мировых судей.

Для прекращения полномочий судей КС РФ установлены несколько иные правила. В дополнение коснова­ниям, похожим на перечисленные выше, для принятия такого решения Закон о Конституционном Суде предусматривает еще три:

· нарушение порядка назначения на должность;

· неучастие судьи в заседаниях суда без уважительных причин более двух раз;

Решение принимается,как правило, КС РФ.

Однако данное правило имеет два изъятия, при необходимости прекращения полномочий:

§ в связи с тем, что был нарушен порядок назначения,

§ в связи с совершением судьей порочащего его про­ступка,

суд принимает решение о внесении представления в Совет Федерации, который и принимает решение по существу. Регламент КС предусматривает специаль­ные процедуры для принятия решений и о прекращении полномо­чий судьи данного Суда.

63. Отставка судей.

Отставка судьи - это уход или почетное удаление судьи с должности.

Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи.

Удаление - вынужденный шаг.

Оно происходит в случаях:

ü истечения срока полномочий судьи (если он установлен),

ü признания недееспособным в предусмотренном законом порядке,

ü из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности.

При уходеили почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию. Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно назначен судьей.

Ему разрешено работать в:

ü в органах государственного и местного самоуправления,

ü государственных и муниципальных учреждениях,

ü профсоюзных и иных общественных объединениях,

ü Государственной Думе,

ü Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

1. Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

65. Органы судейского сообщества.

1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конст. и законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

2. Органами судейского сообщества в РФ являются:

ü Всероссийский съезд судей;

ü конференции судей субъектов РФ;

ü Совет судей РФ;

ü советы судей субъектов РФ;

ü общие собрания судей судов;

ü Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

ü квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются :

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Органы судейского сообщества:

ü обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

ü проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

ü рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

ü представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

ü избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. На II Всероссийском съезде судей 30 июня 1993 года было утверждено Положение «Об органах судейского сообщества РФ». Данным Положением определены порядок формирования, организация работы и полномочия органов судейского сообщества, образуемых в соответствии со статьей 17 Закона «О статусе судей в РФ». В настоящее время все эти вопросы регламентируются ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14 марта 2002 года. Данный Закон дает перечень органов судейского сообщества, определяет их основные задачи, полномочия и порядок образования. Судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов страны, составляющих судебную систему государства.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конст. и законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Загрузка...