musings.ru

Третейские суды по новому закону: стоит ли идти? Судебная реформа: отличия арбитражного учреждения от третейского суда



Фото с сайта www.dztpp.r52.ru

1 сентября 2016 года получит ход третейская реформа - в этот день вступает в силу новый закон о третейском арбитраже (409-ФЗ от 29 декабря 2015 года). Он должен избавить от "судов-помоек", повысить авторитет и востребованность добросовестных учреждений и снизить чрезмерную нагрузку на государственные суды. Но чиновники и юристы-консультанты готовятся к реформе уже сейчас. Достоинства и недостатки закона, а также перспективы его применения они обсудили 19 февраля в Калининграде на выездной сессии Петербургского международного юридического форума под названием "Реформа третейского разбирательства: что дальше?".

Частных арбитражей в России всего около 1000, но в прошлом году государственные суды вынесли всего 6000 решений по делам об оспаривании третейских актов или их принудительном исполнении, начал выступление министр юстиции Александр Коновалов . По его словам, вторая цифра дает представление о том, что реально работающих учреждений гораздо меньше, а все остальные созданы для непрозрачных "утилитарных целей". Это дискредитирует не только сами третейские суды, но и систему правоприменения в целом, заявил Коновалов.

Исправить такую ситуацию должна реформа третейских судов. О ее ключевых "точках" рассказал Вадим Чубаров, вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) , который наряду со многими другими участниками дискуссии участвовал в подготовке законопроекта. Во-первых, будут созданы постоянно действующие учреждения, которые займутся администрированием арбитражей, во-вторых, сохраняется и даже усиливается либеральный подход (проарбитрабельная позиция), перечислил Чубаров. К примеру, третейские суды допустят до корпоративных споров, споров о недвижимости (правда, для внесения изменений в ЕГРП потребуется исполлист) и дел, связанных с госзаказом (после принятия специального закона). Важно, что закон освобождает арбитров от гражданско-правовой ответственности (за исключением гражданского иска в уголовном деле) и наделяет их гражданско- и уголовно-правовым иммунитетом, рассказал Чубаров. Кроме того, по его словам, закон о международном коммерческом арбитраже привели в соответствие с правилами ЮНСИТРАЛ.

Главное сейчас - убедить бизнес в том, что пользоваться услугами третейских судов можно и нужно, заявил Владимир Лисин, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) . Для этого есть немало причин. Среди них - и усложенение споров, которые подчас требуют от судьи специальных знаний, и рост стоимости зарубежных разбирательств из-за скачка курсов валют. Еще одну причину - загруженность государственных судов - назвал Алексей Костин, председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП :

Я жалею судей государственных судов и не хочу их критиковать. Но еще мне жалко представителей сторон, которые не могут полностью изложить по сложному спору свою позицию. "Пятнадцать минут - и до свидания".

Но развитие третейских судов зависит, в том числе, и от этих самых участников спора, высказала мнение Елена Борисенко, первый вице-президент и член правления "Газпромбанка" , ранее занимавшая пост замминистра юстиции. Свою позицию она объяснила так:

Стороны должны быть сознательными и самостоятельно исполнять решение третейского суда. Понимаю, что это некоторый идеализм, но без него реформа останется лишь красивой инструкцией на бумаге.

Ну а государство, возможно, готово будет доверить третейским судам даже реструктуризацию в рамках банкротства - сейчас обсуждается возможность это сделать, рассказала Борисенко. По ее мнению, должно быть немного третейских судов, зато с отличной репутацией. Кроме того, работать арбитрами разрешат судьям в отставке.

Сейчас есть огромный потенциальный рынок для услуг частных арбитражей, признал Владимир Хвалей, председатель правления Российской арбитражной ассоциации : например, в Америке число подобных споров исчисляется многими сотнями тысяч. А в России есть представление, что третейское разбирательство - это жульничество. По мнению Хвалея, чтобы это переломить, изменений в законодательстве недостаточно, важно и взаимодействие с государственными судами. Страны с "сильными" коммерческими судами (например, лондонским) отличает то, что там судебная практика позитивно относится к их делам. Верховный суд России, к сожалению, более закрытый, чем Высший Арбитражный, посетовал Хвалей: раньше представители последнего приходили и рассказывали о практике [отмен решений третейских судов и отказов в выдаче исполлистов].

Как рассказал замминистра юстиции Михаил Гальперин , закон о третейском арбитраже потребует принятия множества подзаконных актов, ключевым из которых станет Положение совета по совершенствованию третейского законодательства. Этот новый орган будет не только оценивать репутацию арбитражей, но и станет экспертной площадкой по анализу правоприменения закона и его дальнейшему совершенствованию. Совет будет состоять на 1/3 из чиновников и на 2/3 - из юристов и представителей бизнеса.

Новые правила немного ослабят зависимость арбитров от учредителей и секретариата суда, выразил надежду Гальперин. При решении вопроса, может ли учреждение продолжать свою деятельность, значение будут иметь голоса арбитров, а у каждого из них будет по три голоса.

Закон задает высокий стандарт беспристрастности: по словам Гальперина, учредителем может быть только некоммерческая организация, и на нее саму распространяются требования об отсутствии конфликта интересов (сейчас, согласно одной из точек зрения, достаточно беспристрастности арбитров). При этом конфликт интересов сам по себе не будет поводом для отмены решения, уточнила Александра Усачева, замдиректора департамента экономического законодательства Минюста .

Создаем третейский суд: новые правила

На круглом столе, посвященном новым правилам создания и работы третейских судов, вице-президент ТПП Чубаров обратил внимание, что "льготный период" нового закона будет равен году, а затем наступит "момент истины". По его словам, изменится само понятие третейского суда - под ним теперь надо понимать состав арбитров, а не организацию. Все документы учреждения обязательно должны быть задепонированы в Минюсте, подчеркнул Чубаров. Это касается и анкет арбитров, которые сейчас собирают не всегда. Что касается сторон, то им станет недостаточно классической третейской оговорки, ее текст станет более развернутым, отметил Чубаров.

Усачева из Минюста изложила основные правила создания постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ). Некоммерческая организация должна будет получить разрешение в порядке, которое установлено постановлением Правительства (оно сейчас еще разрабатывается). Для этого НКО потребуются:

  • правила ПДАУ;
  • список арбитров;
  • подтверждение репутации самой организации;
  • подтверждение репутации учреждения-правопредшественника.

В списке должны состоять не менее 30 человек, из них как минимум 1/3 списка арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории РФ, а не менее 1/2 - опыт разрешения споров 10 лет. Один арбитр может значиться не более чем в трех списках. Они будут носить рекомендательный характер, а не обязательный, уточнила Усачева. В то же время это правило (и шесть других) стороны могут отменить своим соглашением и договориться о других условиях.

Иностранные арбитражные учреждения тоже должны будут получить разрешение на работу ПДАУ, только критерий у них один - это репутация, рассказала Усачева. Если они решат администрировать спор в России без такого разрешения - то их решение будет иметь статус ad hoc.

Александра Варварина, вице-президента РСПП , интересовало, как формировать обязательный список арбитров третейского суда, ведь половина его членов должна иметь опыт работы по разрешению споров более 10 лет. Таким образом законодатель отсек множество ценных специалистов, заявил Варварин. Рассчитывать на судей в отставке здесь не приходится, констатировал он:

На ум приходит несколько фамилий бывших судей ВАС, которые все мы знаем, но кто кроме них? Есть много тех, кто вышел из судов общей юрисдикции по возрасту. Но тот ли это контингент, который хочет видеть бизнес?

Вопросы у Варварина вызвал и возможный метод подсчета10-летнего срока. Должен ли он быть непрерывным, или достаточно просто находиться в списках? И как его доказать, если срок хранения документов в третейских судах - 5 лет? Требования по подтверждению стажа не должны быть слишком жесткими, заявил Чубаров, - не стоит доводить их до абсурда лишь из желания избежать злоупотреблений.

Есть вопросы, которые закон не решает, например, уплата НДС с третейского сбора, признал Чубаров. По его словам, судебная практика исходит из того, что налог не начисляется, а вот Минфин пока имеет противоположное мнение, что не стимулирует развитие третейских судов. Кроме того, вице-президент РСПП предложил ввести уголовную ответственность за фальсификацию доказательств в третейском разбирательстве, ведь государственному суду потом поддерживать решения, вынесенные на их основе.

Третейским судам стоит иметь сложную структуру администрирования, а не единственного управленца со всеми полномочиями - это вызывает больше доверия, заявил Андрей Горленко, зампред комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП . Он пришел к такому выводу, изучив работу авторитетных зарубежных арбитражей. Также они имеют массу регламентов - по медиации, экспертизе и так далее. Не запрещает это и российский закон, заметил Горленко. При необходимости можно создать отраслевые регламенты, например, для разрешения страховых споров, предложил он.

Помощь третейским судам и сторонам споров

На втором круглом столе участники форума обсудили пробелы регулирования процесса (как третейского, так и государственного) и арбитрабельность споров. По словам Елены Уксусовой, профессора кафедры гражданского и административного судопроизводства МГЮА , реформа способствует созданию здоровой конкуренции между государственным и негосударственным правосудием, от чего потребитель услуг только выиграет.

Она остановилась на основаниях отмены решений третейского суда. Их, по сути, два: выход суда за пределы своих полномочий и нарушение публичного порядка. Профессор обратила внимание на интересную оговорку: если публичному порядку противоречит лишь часть решения, то она и подлежит отмене (если ее можно отделить). По словам Уксусовой, в остальном законодатель установил прямой запрет на переоценку решения третейских судов.

Чтобы им помочь, вводится институт оказания содействия со стороны государственных судов, рассказал Сергей Косоруков, партнер АБ "Резник, Гагарин и партнеры" . В рамках этого института последние будут решать вопросы об отводе, назначении арбитров и прекращении их полномочий. Также третейские суды смогут просить помощи в истребовании доказательств. Если нет оснований отказать (их в законе шесть), государственный суд обязан исполнить такую просьбу, рассказал Косоруков.

Закон охраняет интересы третьих лиц, которые не принимали участие в разбирательстве, но третейское решение затрагивает их интересы: они смогут его оспорить, поделился Косоруков. Еще одна новая норма борется с недобросовестными участниками дел, которые оспаривают акт третейского суда, чтобы подольше его не исполнять. Если государственный суд вынесет решение не в их пользу, то их оппонент сможет получить исполлист в рамках этого же разбирательства. А если одновременно ведутся два дела - об отмене третейского акта и о его принудительном исполнении, - то одно из них приостановят или оба объединят, чтобы избежать конкуренции судебных решений.

"Бизнес считает, что сложные вопросы лучше не передавать на рассмотрение третейских судов, ведь считается, что государственные суды исследуют уже решенные дела очень пристально и используют каждую возможность, чтобы отказать, - сказал партнер фирмы "ЮСТ" Александр Боломатов . - Здесь требуется позиция ВС, которая поможет серьезным компаниям изменить мнение". И в целом - если компании доверятся третейским судам, это будет значить, что реформа удалась и закон работает, подытожил Боломатов.



Конституционный суд решит судьбу "серого" импорта в России

Конституционный суд рассмотрел в открытом заседании жалобу ООО "ПАГ", которая закупила оригинальную бумагу марки SONY для аппаратов УЗИ, но столкнулась с иском о защите исключительных прав на товарный знак от японской корпорации.

Заместителя председателя суда лишат ученой степени

Кандидат юридических наук Светлана Думан, заместитель председателя Новокуйбышевского городского суда, рекомендована к лишению ученой степени. Соответствующее решение принял диссертационный совет Российского государственного университета правосудия.

Об арбитраже, новый закон). Этот закон, принятый в рамках реформы третейского разбирательства в России, вносит существенные коррективы в деятельность третейских судов. Так, вводится разрешительный порядок функционирования третейских судов, по новому закону именующихся постоянно действующее арбитражное учреждение. В соответствии с п. 4. ст. 44 закона об арбитраже право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется актом Правительства Российской Федерации, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

В данной статье я остановлюсь на изменениях, которые коснутся постоянно действующих третейских судов, созданных до 01.09.2016 года, начиная с 01.09.2016 г.

Итак, в силу п. 13 ст. 52 нового закона "Об арбитраже" по истечении одного года со дня установления Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частями 4 - 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, постоянно действующие арбитражные учреждения, постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 настоящего Федерального закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок Правительством установлен (Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 г. № 577 "Об утверждении правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения", текст прилагаю) и вступает в силу 01.09.2016 года, за исключением Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, которые вступают в силу с 01.11.2016 г. Так же принято и Положение о Совете по совершенствованию третейского разбирательства (Приказ Минюста России от 13.07.2016 г. № 165).

Таким образом, переходный период будет длиться до 01.11.2017 года.

Как живем в переходный период?

Этот вопрос урегулирован ст. 52 закона об арбитраже.

В соответствии с п. 3 ст. 52 закона об арбитраже положения пункта 3 части 18 и части 20 статьи 44 закона применяются по истечении одного года со дня установления Правительством РФ порядка, предусмотренного частями 4 - 7 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Указанные положения относятся к праву постоянно действующего арбитражного учреждения осуществлять функции по администрированию арбитража при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора. Таким образом, осуществлять функции по администрированию судов ad hoc получат только постоянно действующие арбитражные учреждения, получившие специальное право от Правительства РФ.

В силу п. 4 и 5 ст. 52 закона об арбитраже арбитражные (третейские) соглашения, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу (с учетом положений частей 6 и 16 настоящей статьи) и не могут быть признаны недействительными или неисполнимыми лишь на том основании, что настоящим Федеральным законом предусмотрены иные правила, чем те, которые действовали при заключении указанных соглашений. Действительность арбитражного соглашения и любых иных соглашений, заключенных сторонами арбитража по вопросам арбитража, определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на дату заключения соответствующих соглашений.

Таким образом, третейские оговорки (соглашения), заключенные до вступления в силу нового закона, действительны и их действительность определяется законом о "Третейских судах в Российской Федерации" от 24.07.2002 N 102-ФЗ. Кроме этого, в рамках производства в государственных судах по вопросам, связанным с действительностью третейских соглашений, применяются процессуальные нормы, действующие на момент возбуждения судом производства по соответствующему заявлению.

А) Дела, начатые после 01.09.2016 года.

В соответствии с п. 6 ст. 52 нового закона в случае, если действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона арбитражные (третейские) соглашения предусматривали рассмотрение споров в постоянно действующих третейских судах, при соблюдении иных положений настоящего Федерального закона предусмотренные такими соглашениями споры могут быть рассмотрены в постоянно действующих третейских судах, указанных в таких соглашениях, либо в учреждениях-правопреемниках в соответствии с их наиболее применимыми правилами.

В силу п. 9 ст. 52 закона об арбитраже в отношении арбитража, начатого после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется настоящий Федеральный закон.

Таким образом, дела, принятые после 01.09.2016 года, могут рассматриваться постоянно действующими третейскими судами, но по правилам нового закона.

Б) Дела, начатые до 01.09.2016 года:

В силу п. 7 ст. 52 со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормы Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, если производство в третейском суде начато до 01.09.2016 года, то применяются нормы старого закона о третейских судах, за исключением глав 7 и 8, которые более не действуют. Применяются положения глав 7 (оспаривание решения) и 8 (приведение в исполнение решения) нового закона.

Новый закон об арбитраже предусмотрел значительный объем функций содействия компетентных (государственных) судов при проведении арбитража, например, при формировании состава третейского суда, отвод и прекращение полномочий арбитра, решение вопроса о компетенции третейского суда. В силу п. 8 ст. 52 положения о содействии, указанные в части 3 и 4 статьи 11, части 3 статьи 13, части 1 статьи 14 и части 3 статьи 16, не применяются к арбитражу, начатому и не завершенному до 01.09.2016 года.

Компетентный (государственный) суд при разрешении вопросов, связанных с содействием в получении доказательств, оспариванием решения арбитража и приведением его в исполнение, а также в случае обращения любой из сторон с иском в суд при наличии арбитражного соглашения, в силу части 10 ст. 52 руководствуется нормами процессуального законодательства, действующими на момент возбуждения судом производства по соответствующему заявлению.

Что после 01.11.2017 года?

В соответствии с п. 16 ст. 52 споры в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, постоянно действующим третейским судом, утратившими право администрировать спор в соответствии с частью 13 настоящей статьи, продолжают рассматриваться третейским судом, и все функции по администрированию арбитража подлежат выполнению третейским судом как при арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора и если арбитражное соглашение не становится неисполнимым.

Какие выводы?

Дела, принятые начиная с 01.09.2016 года, должны рассматриваться по нормам нового закона и по правилам арбитража, приведенным в соответствие действующему законодательству. Постоянно действующим третейским судам надлежит утвердить новые правила (положения, регламенты), соответствующие требованиям закона об арбитраже.

Депонировать новые правила не нужно в силу ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже и п. 2 Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 г. № 577), до получения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Неоконченные к 01.09.2016 года дела надлежит рассматривать по нормам старого закона и старому регламенту, за исключением положений об оспаривании решений арбитражей и приведении их в исполнение.

1 сентября 2016 вступил в законную силу новый закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Он направлен на повышение авторитета, серьезности и прозрачности системы третейского разбирательства. Его основная цель — исключение из системы недобросовестных и аффилированных определенным структурам участников.

Согласно новому закону, стороны могут избиратьарбитров для разрешения конкретного спора либо передать спор в постоянно действующее арбитражное учреждение. Понятие «третейский суд» видоизменилось.

Третейский суд становится не постоянно действующим органом, а лишь единоличным арбитром или коллегией арбитров, избираемой сторонами для разрешения конкретного спора. Избранный сторонами арбитр должен иметь диплом о высшем юридическом образовании, выданный в России или за рубежом, но признаваемый в России. Также он должен быть дееспособным и быть не младше 25 лет.

Решение такой коллегии принимается простым большинством или председателем, если он обладает такими полномочиями. Арбитражное решение обязательно для исполнения. Если в решении не установлено иное, оно подлежит немедленному исполнению. Если в арбитражном соглашении не установлено иное, такое решение является окончательным. Отменено такое решение может быть в порядке, установленным процессуальным законодательством.

Если соглашением между сторонами не определено иное, каждая из сторон выбирает по одному арбитру. После этого два арбитра выбирают третьего арбитра. Если они не могут договориться о выборе третьего арбитра в течение месяца, он назначается компетентным (то есть государственным) судом.

Постоянно действующие арбитражные учреждения

Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются исключительно при некоммерческих организациях, и их деятельность не является предпринимательской. При этом государственные органы, адвокатские палаты, нотариальные палаты, политические партии и религиозные организации создавать арбитражные учреждения не могут. Право ведения такого вида деятельности предоставляется Правительством РФ по заявлению данной организации.

  1. наличие правил ведения арбитража, соответствующих законодательству,
  2. наличие рекомендованного списка арбитров не менее чем из 30 человек,
  3. наличие ученой степени не менее чем у трети арбитров,
  4. наличие десятилетнего опыта разрешения разбирательств в любых, в том числе третейских судах, не менее чем у половины арбитров,
  5. репутация, финансовая состоятельность некоммерческой организации,
  6. а также ведение деятельности по совершенствованию арбитражного разбирательства.

Независимо от того, разрешаете ли вы свои споры с партнерами в обычном суде или третейском, мы окажем вам

Функции третейского суда может исполнять постоянно действующее арбитражное учреждение, созданное при некоммерческой организации. Постоянно действующие арбитражные учреждения вправе осуществлять свою деятельность только при получении лицензии, предоставляемой актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Закон № 382-ФЗ о третейском суде

С 1 сентября 2016 года процедуру разрешения спора в суде, который образуют сами стороны, регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Ранее действовал Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В целях приведения деятельности арбитражных учреждений в соответствие с новыми требованиями в Законе № 382-ФЗ предусмотрен переходный период, в течение которого действующие учреждения, намеренные сохранить свой статус, должны получить разрешения Правительства РФ на осуществление своих функций, по истечении которого учреждения, не получившие разрешение, не вправе продолжать деятельность по администрированию арбитража. Такой переходный период определен Законом № 382-ФЗ на один год со дня принятия Правительством РФ актов, регулирующих порядок получения разрешения.

Обратите внимание

Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ осуществляют функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством РФ права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Разрешая спор, руководствуется положениями Конституции РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ и Закона № 382-ФЗ. Кроме того, постоянно действующий суд действует в соответствии со своим регламентом или положением. Регламент определяет:

  • порядок деятельности суда;
  • порядок третейского разбирательства;
  • размер арбитражного сбора и расходов третейского суда, а также порядок их распределения между сторонами (иногда указывается в отдельном положении);
  • состав суда, а также список арбитров (третейских судей).

Постоянно действующее арбитражное учреждение должно вести и размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек. Не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории России по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается Минюстом на основании рекомендаций Совета. Не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве (арбитров) или в качестве судей государственных судов в течение не менее 10 лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров.

Преимущества третейского разбирательства

Преимущества третейского разбирательства:

  • стороны вправе сами выбрать судью, учитывая его профессиональные навыки;
  • стороны вправе определить, что спор будет разрешаться на основании закона с учетом обычаев делового оборота, то есть с учетом сложившейся практики по сходным делам;
  • стороны вправе выбрать место проведения третейского суда с учетом удобства для сторон;
  • стороны вправе заранее договориться о максимальной сумме, которую должна выплатить проигравшая сторона, а также о разделении расходов по оплате арбитражного сбора между собой;
  • так как в третейском суде только одна инстанция, срок рассмотрения спора значительно короче, чем в арбитражном суде;
  • гибкость третейского суда. Он может проводиться по правилам, которые выработают сами стороны, судьи или совместно;
  • конфиденциальные отношения между сторонами и судьей.

Гласность арбитражного разбирательства может причинить ущерб деятельности фирмы – стороны спора, если коммерческая тайна или другая информация, не подлежащие разглашению, в процессе разбирательства станут известны другим лицам.

Недостатки третейского разбирательства

Недостатки третейского разбирательства:

  • эффективность всего процесса зависит от степени сотрудничества сторон. Нет строгих правил поведения в ходе судебной процедуры и штрафных санкций за ее нарушение. Сторона, которая не намерена сотрудничать, легко может затянуть весь процесс разбирательства;
  • государственный суд может отменить решение третейского суда, если установит, что рассмотренный спор не может быть предметом третейского разбирательства;
  • статус третейского суда ниже, чем государственного. Принудительное исполнение решения третейского суда происходит после того, как арбитражный суд признает это решение и примет меры к его принудительному исполнению;
  • стоимость разбирательства может оказаться выше, чем в арбитраже. Стороны выплачивают третейскому судье гонорар, иногда специально арендуют помещение для слушаний, а не используют обычные общие залы в судах, оплачивают административные издержки суда, работу секретаря и т. д.

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации начинается реформа системы третейских судов , в соответствии с которой они изменяют название на постоянные арбитражные учреждения, полностью вливаясь в российскую судебную систему.

Вступает в силу ФЗ о третейском арбитраже с 1 сентября 2016 год. В настоящее время к данному нормативному акту разработано большое количество ведомственных документов, которые определяют новые правила функционирования третейской юстиции в РФ.

В итоге число арбитражей снизится, но они смогут составить достойную конкуренцию государственным учреждениям.

Анализ произошедших изменений.

Во-первых, изменится название органа. Впервые в нашей стране официально применится используемое в Европе понятие «арбитраж» в отношении третейских судов.

Так, в соответствии с нормами законодательства, постоянно действующее арбитражное учреждение представляет собой структурное подразделение юридического лица, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

Закон также предусматривает третейское правосудие «ad hoc», образуемое для рассмотрения всего одного конкретного спора. Юристы ЮБ «Аргументъ» напоминают, что такие органы могут действовать лишь с ограничениями.

Кроме того, изменился порядок начала деятельности органа. Ранее действовал уведомительный порядок, то есть сначала создавалось учреждение, затем информировались органы власти. Теперь же право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется НКО актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при соблюдении всех требований. Таким образом, не получив разрешения чиновников, работать нельзя.

Важно помнить, что в нашей стране вновь созданные арбитражные учреждения могут возникать лишь при некоммерческих организациях.

Создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более НКО не допустимо.

Следующее новшество – перераспределение контроля. Так, до принятие нового ФЗ, деятельность третейского органа подлежала контролю создавшей его организации. В настоящее время, арбитражные учреждения контролируют государственные суды по территориальному признаку. Им делегировано право на разрешение споров о компетенции арбитражей, включая назначение арбитров и рассмотрение ходатайств об отводах.

Отметим также, что исключение из правила о необходимости разрешения Правительства РФ на работу законом предусмотрено только для МКАС и МАК, которые образованы и функционируют при Торгово-промышленной палате РФ.

Иные арбитражи работать без разрешения чиновников не смогут. Кроме того, отказ в таком разрешении обжаловать невозможно.

Изменения о судьях, о сборе доказательств и о вынесенном решении

Работа постоянно действующего арбитражного учреждения должна быть нацелена на более широкое применение в России арбитража, а также укреплению законности, становлению и положительному развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота.

Постоянно действующее учреждение несет обязанность публиковать актуальную информацию о его органах управления. Порядок опубликования таких сведений фиксируется актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Принятые изменения затронули порядок и условия назначения судей. Так, ранее их назначал Председатель органа, а стороны затем выбирали из предложенного списка. Юридическое образование судьи являлось основными обязательным фактором при назначении.

В настоящее же время, стороны имеют право выбирать арбитров по своему усмотрению. А последние, в свою очередь, могут не иметь юридического образования, но обязательно должны быть специалистом в экономической или иной области.

Еще одно нововведение закона – возможность выбора сторонами арбитра, являющегося судьей в отставке. Однако окончательное слово при назначении арбитров будет за контролирующим государственным судом.

Изменения затронули порядок сбора доказательств. Вступившие в силу изменения ввели обязанность государственных судов и органов власти оказывать содействие арбитражам в получении доказательств по их письменному запросу. В то время, как ранее рассматривались доказательства лишь представленные сторонами.

Кроме того, серьезные изменения коснулись вынесения решения. Так, суд может оценить решение арбитражного учреждения и отменить его, если последний при его вынесении вышел за пределы своих полномочий или нарушил публичный порядок. Решение может оспорить третье лицо, если им затронуты его интересы. В то время как, ранее решения третейских органов не подлежали обжалованию по существу, а государственный орган мог отказать лишь в выдаче исполнительного листа.

Решение третейского суда, на основании которого получен исполнительный лист на его принудительное исполнение, по своей юридической силе приравнивается к вступившим в законную силу судебным актам СОЮ и арбитражных судов. Третейский суд при необходимости имеет право исправить допущенные в вынесенном решении ошибки, описки и опечатки, разъяснить свое решение, может также вынести дополнительное решение для разрешения заявленных требований, которые не были им рассмотрены, но сделать это он вправе лишь по ходатайству сторон.

Кроме того, по-иному стал регулироваться вопрос конфликта интересов. Ранее третейские суды были аффилированы с организациями, которые их создали, поэтому заведомо лоббировали интересы владельцев при принятии решений. В настоящее время конфликт интересов между арбитражным учреждением и сторонами арбитражного разбирательства признан недопустимым. Его наличие стало основанием для отмены решения.

Таким образом, перечень вступивших в силу изменений, касающихся третейских судов очень широк и разнообразен, затрагивающий многие стороны судопроизводства. К чему приведут эти изменения, повысится ли эффективность судопроизводства – покажет время.

Загрузка...