musings.ru

Ответственность за разглашение сведений составляющих гостайну. Чем грозит разглашение сведений составляющих государственную тайну? Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2 ст. 283 УК РФ

То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 283 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Комментарий к статье 283 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ “О государственной тайне”.

2. Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение – это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа.

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. По своей субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. Субъект преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.
Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

Комментарий к статье 283 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.
С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок оборота сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. ст. 275 и 276 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены или шпионажа).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей, ввиду того что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем:

а) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, иностранная или международная организация или их представители, но и иные третьи лица;

б) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб безопасности России.

В отличие от шпионажа в форме передачи сведений, составляющих государственную тайну, разглашение государственной тайны может быть совершено только специальным субъектом – лицом, официально и на законных основаниях допущенным к соответствующим сведениям.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонними следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну (Перечень должностей, при замещении которых лицо считается допущенным к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 15 января 2010 г. N 24-рп (в ред. от 14 января 2011 г.)). Под лицами, которым тайна стала известна по службе, учебе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Гражданство лица не является обязательным признаком субъекта преступления.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны – разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ).

Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом как неосторожное, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 или 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями), либо как информационное преступление (например, предусмотренный ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к компьютерной информации), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Видео о ст. 283 УК РФ

Сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а п роцедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. П роверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие " государственной тайны"

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" . Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное "знакомство" с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ "Государственная измена". Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ "Шпионаж". Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны". Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях - от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ "Утрата документов, содержащих государственную тайну". Наказание: лишение свободы до 3 лет.
При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким "нехорошим" статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, субъектом, которому они были доверены либо стали известны в связи с его службой, учебой, работой или по другим обстоятельствам, установленным в нормативных актах, влечет Оно применяется в случае, если указанная информация стала достоянием третьих лиц. При этом в составе деяния должны отсутствовать признаки преступлений, определенных ст. 275, 276

Наказание за разглашение государственной тайны

Ст. 283 УК РФ за данное преступление устанавливает:

  1. Арест на 4-6 мес.
  2. Тюремное заключение до 4 лет.

Дополнительно к лишению свободы может вменяться запрет на осуществление деятельности или пребывание на должности, определенных судом, до 3 лет.

Квалифицирующий состав

Ответственность за разглашение государственной тайны может быть ужесточена в случае, если деяние повлекло по неосторожности тяжелые последствия. В этом случае виновному грозит тюремное заключение на 3-7 лет. При этом дополнительно суд вправе вменить запрет на пребывание на определенных постах либо занятие конкретной деятельностью на протяжении 3 лет.

Формы деяния

Разглашение государственной тайны может осуществляться различными способами. следующие формы:


Разглашение государственной тайны может осуществляться при утере документов, содержащих секретные данные, а также при нарушении способа их использования.

Комментарий

Разглашение государственной тайны является общественно опасным деянием. Угроза заключается в том, что секретная информация уходит из владения и может впоследствии использоваться для посягательств на внутреннюю и внешнюю безопасность, а также иные важнейшие интересы страны. В качестве объекта выступает, соответственно, сохранность таких данных. Предметом преступления является информация, составляющая гостайну.

Объективная часть

С этой стороны преступление выражено в непосредственном разглашении информации, считающейся гостайной. Под ним следует понимать такое незаконное обнародование информации, при котором она стала достоянием посторонних субъектов. Ими считаются лица, которые ввиду своих обязанностей или характера работы не имеют доступа к таким данным.

Специфика преступления

Объективно разглашение УК РФ расценивает как разные действия, в результате совершения которых секретная информация становится доступной для посторонних субъектов. Это может происходить при:

  • Публичном выступлении.
  • Частной, доверительной беседе.
  • Переписке.
  • Демонстрации изделий, чертежей, схем.
  • Показе документации.
  • Утере неучтенных блокнотов и тетрадей с выписками из секретных бумаг и так далее.

Вместе с этим разглашение государственной тайны может осуществляться и бездействием. Речь, в частности, ведется о бесконтрольном оставлении виновным на своем рабочем месте таблиц, документации, изделий, схем в условиях, когда к ним могут иметь беспрепятственный доступ посторонние субъекты. В случае если по причинам, которые не зависят от воли виновного, посторонними лицами не было воспринято умышленное разглашение государственной тайны, УК квалифицирует как покушение на преступление. Такая ситуация имеет место, например, вследствие незнания другим субъектом национального языка, сильного его опьянения, глухоты и так далее. Деяние считается завершенным с момента восприятия посторонним лицом разглашаемых сведений. При этом достаточно, чтобы субъект понимал общий смысл информации без детального восприятия.

Нормативная база

Порядок, в соответствии с которым обеспечивается сохранность сведений, которые относятся к гостайне, регламентируются ФЗ №5485-1, правилами отнесения данных к разным степеням секретности, а также перечнем информации, считающейся охраняемой законом. Кроме этого, действует система подзаконных актов в форме положений, инструкций, памяток и пр. В этой связи в ходе расследования фактов необходимо точно установить характер информации, преданной огласке. Кроме этого, следует определить конкретное предписание, которое не было соблюдено. Степень секретности данных устанавливается с помощью их сверки с нормативными актами, действующими в стране. При необходимости может проводиться экспертиза.

Субъективная часть

Эта сторона преступления предполагает наличие умысла и неосторожной вины. В юридических изданиях существует несколько мнений по этому поводу. В частности, одни авторы считают, что разглашение информации, признанной гостайной, может осуществляться исключительно при умышленной вине. По мнению экспертов, такое мнение обуславливается смысловой и редакционной неточностью понимания ст. 24, ч. 2 кодекса. Этот момент требует законодательной коррекции либо разъяснения ВС.

Умысел

Если он прямой, субъект, понимая общественную опасность поведения, связанного с разглашением гостайны, предполагает, что информация будет воспринята посторонними субъектами, и желает этого. К примеру, такая форма вины присутствует, если преступление совершено в ходе доверительного разговора с родственником или иными близкими людьми. Если субъект действует с косвенным умыслом, то он понимает угрожающий для общества характер своего поведения, предвидит, что информация, которая составляет гостайну, может стать достоянием других, посторонних граждан. При этом виновный допускает, что секретные данные будут восприняты ими, поскольку относится к этому факту с безразличием. Таким образом, оценивается беседа сослуживцев на закрытую тематику в общественном транспорте с громкостью, которая допускает возможность того, что информация будет услышана посторонними, громкое прочтение документов либо обсуждение секретных вопросов в помещениях с недостаточно хорошей звукоизоляцией, оставление в кабинете, в который могут войти другие люди, графиков, схем, таблиц и пр.

Неосторожность

Разглашение гостайны может произойти ввиду или легкомыслия. Как правило, то выражается в письменном виде, когда снимаются копии с документации, содержащей секретные сведения, переписываются данные в неучтенные блокноты, тетради, на отдельные листы, которые впоследствии могут потеряться. При этом и при умышленном, и при неосторожном разглашении могут наступить достаточно серьезные последствия.

Мотивы

Как показывает практика, граждане идут на разглашение гостайны ради бахвальства. Целью деяния выступает стремление показать посторонним лицам свою компетентность и осведомленность, подчеркнуть значимость своего участия в процессе решения практических вопросов. В основе мотивов могут лежать и другие побудительные стимулы. Например, субъект, разглашающий гостайну, стремится помочь другу, выполняющему научную работу или готовящемуся к выступлению с лекцией.

Часть вторая

В ней определен квалифицирующий состав деяния. Им признается то же преступление, что указано 1 ст. 283, но повлекшее тяжкие последствия ввиду неосторожности. Ими признаются:

  • Переход информации в распоряжение иностранных разведывательных служб.
  • Срыв значимых мероприятий.
  • Приостановление перспективных научно-технических исследований и так далее.

В данном случае вина может быть только неосторожной. Об этом указано и в самой рассматриваемой норме.

Отличие от госизмены

Предание огласке секретной информации совершается исключительно с косвенным или прямым умыслом. В последнем случае резонно возникает вопрос, чем разглашение отличается от выражающейся в шпионаже? В первую очередь, необходимо отметить специфику содержания умысла и характер самого деяния. Совершая госизмену, субъект понимает, что передает секретные данные представителю зарубежного государства. При этом он осознанно хочет это сделать с целью осуществления враждебной деятельности для нанесения вреда России. При разглашении секретной информации виновный понимает, что предоставляет ее посторонним, не представителям другой страны.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены.
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

Чем грозит разглашение государственной тайны?

Признанный гений военного искусства Александр Васильевич Суворов говорил: «Удивить - значит победить!».

Это высказывание великого полководца, в условиях современного развития общества, расширения информационного пространства, становиться как никогда актуальным.

Но задумывались ли вы, а что означает слово «удивить» применительно к вооруженным силам?

Военная история и наука утверждают, что это, прежде всего, означает скрыть от потенциального противника свои замыслы, планы, стратегию и тактику, имеющиеся в распоряжении силы и средства, новые образцы вооружения и военной техники, возможности которых неизвестны неприятелю. Именно в этой плоскости находятся истоки понимания обеспечения надежной сохранности военной тайны.

Российские законодатели, осознавая важность защиты Государственной тайны, приняли необходимые меры по ее охране. Именно с этой целью 21 июля 1993 года введен в действие Федеральный закон № 5Ч85-1 «О государственной тайне».

Позже, соответствующая норма введена в уголовное Законодательство, и в настоящее время три статьи особеннойЧасти уголовного кодекса России призваны обезопасить Государственную тайну от преступных посягательств.

На основе федеральных законов министерствами и ведомствами разработаны свои подзаконные акты (приказы, инструкции), регламентирующие обращение с секретными документальными материалами, изделиями и информацией,

соблюдение которых и обеспечивает надлежащую защиту Гостайны.

Казалось бы, что сохранности государственной тайны ничто не угрожает. Вместе с тем это не так! Опыт работы Управления ФСБ России по ЦВО свидетельствует, что количество нарушений обращения с ней в воинских частях округа не снижается.

Так, за период с 2010 года по настоящее время выявлено и локализовано более 556 нарушений требований нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, способных повлечь утрату и разглашение сведений, составляющих государственную тайну. За нарушения режима секретности привлечено к дисциплинарной ответственности 282 военнослужащих (в 2010 года - 11, 2011 года - 91, 2012 года - 90, в 1 полугодии 2013 года - 90). Обьявлены официальные предостережения ФСБ России недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, предусмотренного статьей 283 УК России, шести должностным лицам (2 из них - в 1 квартале 2013 года) . За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, к уголовной ответственности привлечены 3 офицера.

Например, военнослужащий одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты гостайны штаба округа относились к категории секретных сведений. Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к гостайне. Закономерен результат таких действий - офицер осужден и уволен с военной службы. Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.

Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона.

Офицер (начальник отдела) поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне.

По факту разглашения Гостайны офицер осужден.

Еще один пример грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге.

Военнослужащий, убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флешкарту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы».

При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изьят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну.

Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить офицера из рядов вооруженных сил.

К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего офицерского состава.

Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к Гостайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.).

Кому-то может показаться, что секретные сведения, обращающиеся в воинской части, для масштаба страны маловажны и их разглашение не нанесет ущерба. Хочется разочаровать. Последствия любых, даже незначительных разглашений, непредсказуемы.

Может так статься, что годы упорных тренировок на полигонах, усилия государства по созданию новых образцов вооружения, пот наших сограждан на предприятиях, производящих военную технику, пойдет насмарку только лишь потому, что в назначенный час нам никого не удаться удивить!

Источник: Управление ФСБ России по ЦВО

Источник: http://www.yugs.ru/novosti_2013/proisshestviya_v_yurge/chem_grozit_razglashenie_gosudarstvennoj_tajny

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Уголовное право (особенная часть)»

На тему: «Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны»

Введение

Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности.

Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло.

В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.

Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности.

Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны.

Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.

Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.

В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.

Для достижения результата были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства.

Задача обеспечения безопасности государства предопределяет необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной мере наличествует во всех развитых демократиях мира.

Развитие системы государственной тайны в любой стране, в том числе и в России, самым непосредственным образом связано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов.

По мере выявления устремлений разведки к определенным видам информации становится очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придания таким сведениям статуса государственной тайны.

«Лексическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет»1.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, среди которых и государственная тайна.

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Российской Федерации и раскрывается как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»2. Таким образом, если сгруппировать области сведений (интересов государства), подпадающих под режим государственной тайны, то их будет четыре.

Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации (РФ).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, то есть совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в установленном порядке, – определен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, и расширительному толкованию не подлежит.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90, существенно конкретизировавший Перечень групп сведений, составляющих государственную тайну, и состоящий из ста тринадцать позиций.

Чтобы отграничить сведения, составляющие государственную тайну, от иных сведений, применяются соответствующие процедуры – отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, представляющие собой введение для указанных сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов).

В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 Закона). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии со следующими принципами: законности, обоснованности и своевременности.

Законность в данном случае есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ.

При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требования статьи 7 Закона, содержащей список сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Под своевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получении сведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либо соответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, при проведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, при наличии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут быть заранее засекречены.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, производится с учетом степени секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанный сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

1) «Особой важности»;

2) «Совершенно секретно»;

3) «Секретно».

Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,

образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Итак, государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, так как является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.

Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

1.2. Защита государственной тайны

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Загрузка...