musings.ru

Служебная тайна в РФ: определение, признаки, что к ней можно отнести. Служебная тайна: определение и способы защиты Разглашение сведений составляющих служебную тайну

Такой критерий, как служебная тайна, является неоднозначным, т. к. унифицированное определение этого понятия отсутствует. При этом законами РФ предусмотрена ответственность за распространение служебной тайны и передачи ее третьим лицам. Далее рассмотрим, какие именно нормы предусмотрены законодательством и что вообще представляет собой служебная тайна.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Что представляет собой служебная тайна в организации.
  • В чем разница между служебной и коммерческой тайной.
  • Как выглядит классификация тайн.
  • Какие есть виды служебных тайн.
  • В каких ФЗ упоминается о служебной тайне.
  • Какие сведения составляют служебную тайну.
  • Какая информация не составляет служебную тайну.
  • Как ввести режим служебной тайны.
  • Какая может быть ответственность за разглашение служебной тайны.
  • Какие есть способы защиты служебной тайны.

Что представляет собой служебная тайна в организации

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, доступные конкретным людям, которые работают непосредственно с ними в силу своих должностных обязанностей, а также доступные их руководителям.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Само понятие «конфиденциальность» переводится как «доверие» и подразумевает под собой необходимость не допустить несанкционированное распространение информации. Соблюдая это требование, можно предотвратить вмешательство третьих лиц в деятельность коммерческих организаций или государственных органов, а также сохранить секретность документов.

К конфиденциальной информации, сохранность которой обеспечивается законодательством РФ, относятся личные, служебные или коммерческие сведения, относящиеся к физическому или юридическому лицу. Если данная информация поступает в чье-либо распоряжение, то распространение или передача ее посторонним лицам категорически запрещаются законом.

Однако под определение «служебная тайна» попадает не только конфиденциальная информация, но также и те данные, которые не подлежат разглашению или использованию без разрешения на это их владельцев (за исключением судебных запросов при наличии соответствующих оснований). Гражданский кодекс РФ определяет все случаи, в которых возможна передача конфиденциальной информации.

Если обратиться к истории, то еще в Советском Союзе служебная тайна находилась под надежной защитой, в связи с чем выделялись следующие уровни секретности:

  1. сведения под грифом «для служебного пользования»;
  2. служебная тайна с грифом «секретно»;
  3. секретность самого высокого уровня - государственная тайна, имеющая грифы «особой важности» и «совершенно секретно».

В современном мире к секретным данным можно отнести государственную тайну и все ее компоненты. Также не должна разглашаться и информация, которая хранится в государственных органах власти и управления.

К категории служебной тайны также относятся и сведения о гражданско-правовых отношениях, если эта информация не является коммерческой тайной. При этом в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ к служебной тайне также относятся данные о наличии и остатках средств на банковских счетах/вкладах, о заболеваниях и связанном с ними лечении, об усыновлении и т. д. В эту же категорию можно включить сведения о работе компании, передача которых связана со служебной необходимостью.

Основными субъектами исполнения требования законодательства о сохранении служебной тайны являются работники трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудники подчиненных им компаний. Разглашение данных, которые относятся к судебной, военной тайне или тайне следствия, может повлечь за собой уголовное наказание. В понятие «коммерческая тайна» можно включить информацию из производственной, научной, технологической, финансовой сфер, которая актуальна не только сейчас, но и в перспективе. Законы РФ определяют защиту и служебной, и коммерческой тайны на одном и том же уровне, однако отличия все же имеются.

    l>

    Служебная и коммерческая тайна: в чем разница

    Служебная тайна , о которой говорится в законодательных актах РФ и которая ими же защищается, относится к отдельной категории информации. Далее будут обозначены определения основных типов тайны, их различия между собой, рассмотрены виды нарушений конфиденциального режима и установленная за это ответственность, а также подтверждения, которые могут быть приняты судом.

    Согласно п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. № 188 служебная тайна - это информация, доступ к которой РФ ограничен в соответствии с законодательством.

    ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ устанавливает, что коммерческой тайной является режим конфиденциальности информации, который используется только в отношении конкретных категорий данных. При этом в ст. 5 закона № 98-ФЗ перечислены сведения, которые ни в какой ситуации не смогут относиться к конфиденциальным.

    Отличие между служебной и коммерческой тайнами состоит в следующем:

  1. Коммерческая тайна - это информация, при использовании которой есть возможность получить коммерческую выгоду.
  2. Служебная тайна чаще всего используется в работе государственных органов власти и местного управления, а также иных государственных учреждений (их сотрудников как высшего руководящего звена, так и рядовых) и несет в себе секретные сведения, связанные непосредственно с деятельностью данного органа.

В юридической практике и правовых нормах отсутствует устоявшееся мнение в отношении понятий коммерческой и служебной тайны, а также лиц, которые могут иметь к ней доступ. К примеру, окончательно не определено, будут ли относиться к служебной тайне интересные в коммерческом отношении сведения, к которым работник имеет доступ в результате исполнения своих прямых обязанностей, или же эта информация может быть отнесена только к разряду коммерческой тайны.

Статья 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г . дает следующее определение информации: это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, которые защищаются в законодательном порядке и становятся доступны для сотрудников государственных органов власти и управления в результате выполнения ими своих должностных обязанностей. Также к этой категории можно отнести сведения о работе государственных структур, использование которых определяется законами РФ или служебной необходимостью. Однако конкретного определения служебной тайны в актуальных российских законах не установлено.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ служебная тайна относится к объектам гражданского права. При этом принципы защиты коммерческой и служебной тайн практически совпадают. В некоторых ситуациях за передачу сведений, относящихся к категории служебной тайны, может быть установлена уголовная ответственность. К примеру, такая ответственность возникает, если сотрудник, имеющий доступ к конфиденциальной информации в силу исполнения своих должностных обязанностей, впоследствии передает третьим лицам сведения, относящиеся к банковской, налоговой, коммерческой тайне или тайне усыновления.

К лицам, которые обладают служебной тайной, можно отнести сотрудников государственных учреждений законодательной, судебной, исполнительной власти, а также подчиненных им организаций.

Статья 3 ФЗ № 98 «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. дает следующее определение понятия коммерческой тайны - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Вследствие этого можно сказать, что понятие «служебная тайна» является более обобщенным по отношению к понятию «коммерческая тайна». Дополнительно можно выделить и иные категории различных тайн.

Виды служебных тайн

Правовое регулирование служебной тайны

Документы, определяющие законодательный порядок защиты служебной тайны:

  1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. (в редакции от 31.07.1998 г.) “О банках и банковской деятельности”.
  2. Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. (в редакции от 10.02.1999 г.) “О прокуратуре РФ”.
  3. Федеральный закон № 1026-1 от 18.04.1991 г. (в редакции от 15.06.1996 г.) “О милиции”.
  4. Федеральный закон № 15 от 16.02.1995 г. (в редакции от 06.01.1999 г.) “О связи”.
  5. Федеральный закон № 98 от 29.07.2004 г. "О коммерческой ".
  6. Федеральный закон № 144 от 12.08.1995 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”.
  7. Федеральный закон № 119 от 31.07.1995 г. “Об основах государственной службы РФ”.
  8. Гражданский кодекс РФ (в редакции от 09.02.1999 г.).
  9. Таможенный кодекс РФ (в редакции от 10.02.1999 г.).

Служебную тайну часто разделяют на две категории:

1. Информация, которая стала доступна сотрудникам государственных учреждений в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей:

  • тайна усыновления;
  • секретные производственные данные или действия организаций в отношении своих конкурентов;
  • сведения о личной жизни физического лица (финансовое положение, сведения об имуществе, вероисповедании и т. д., ставшие известными в ходе рассмотрения уголовного дела).

2. Сведения под грифом «Для служебного пользования», которые касаются работы государственных органов власти и управления:

  • военная тайна;
  • тайна следствия (в т. ч. результаты предварительных следственных действий);
  • судебная тайна (в т. ч. тайна заседания судей).

Сведения, составляющие служебную тайну

Разделяя служебную и коммерческую тайны на целевые и функциональные группы, их можно представить в виде следующих блоков:

  1. Финансовая информация (источники инвестирования, финансовые вложения).
  2. Производственная информация (инновации, производственное оборудование, технологические разработки).
  3. Деловая информация (договоры, контрагенты, документация).
  4. Маркетинговая информация (политика расширения бизнеса, реклама, проведенные исследования).
  5. Данные по разработкам, проведенным в научно-техническом направлении, их структура и порядок внедрения в бизнес-процесс.
  6. Сведения о сотрудниках и их должностных обязанностях (иерархическая система штата, планирование организационных мероприятий, структура организации деятельности).
  7. Программное обеспечение, реквизиты, используемые для входа в учетную запись (логины и пароли).
  8. Данные о конечном продукте производства (описание, свойства, параметры и т. д.).

Любые сведения, которые важны именно по причине своей закрытости для большинства лиц, можно отнести к разряду служебной тайны.

Какая информация не составляет служебную тайну

П. 1.3 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" определяет информацию, которая не является служебной тайной.

К служебной информации, которая имеет ограниченное распространение, не относятся:

  1. Нормы законодательства, определяющие:

2. Информация гидрогеологического, гидрометеорологического, экологического, санитарно-эпидемиологического характера.

3. Нормы и порядок рассмотрения жалоб, писем и иных обращений как физических, так и юридических лиц, результаты проведенной работы.

4. Информация о возникновении чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов, несущих угрозу населению.

5. Данные об экономическом положении в стране и нуждах российских граждан, информация по освоению государственных ресурсов.

6. Информация об органах государственной исполнительной власти, их обязанностях, структуре и нормах деятельности, в том числе и адрес местонахождения.

7. Данные из библиотек, открытых архивных фондов, электронных баз данных организаций, которые требуются для возможности использования свободы граждан РФ, их прав и обязанностей.

Также сведения о том, к какой информации доступ не может быть ограничен, дублируются в статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Примеры служебной тайны

Более подробно различные виды служебных тайн рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1. Налоговая тайна. Налоговый кодекс РФ определяет, что к налоговой тайне относится вся информация о налогоплательщике, которая стала известна подразделениям налоговой инспекции или внебюджетных фондов, а также таможне. В случае если налогоплательщик относится к категории физических лиц, информация о нем также попадает в разряд личной тайны, т. е. является персональными сведениями.

В статье 102 Налогового кодекса РФ указано, что к налоговой тайне относится любая информация о налогоплательщике, в т. ч.:

  • налоговые декларации по тем видам налогов, которые обязательны к оплате в соответствии с законодательством РФ;
  • документы и информация, требуемая для начисления и оплаты суммы налога (к примеру, это могут быть документы, являющиеся основаниями для получения дохода, сведения из бухгалтерии). При этом для юридических лиц также обязательно подтверждение расходов организации за налоговый период и данные о налоговых отчислениях за три предшествующих года;
  • в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ - документы, дающие возможность проконтролировать корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие дополнительные сведения и документация, которые предоставляются в территориальные подразделения налоговых инспекций в случаях, описываемых в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять такие сведения, как:

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  • размер уставного капитала юридического лица;
  • информация, переданная самим налогоплательщиком или с его одобрения;
  • данные о неисполнении или нарушении законодательных норм в налоговой сфере, а также предусмотренные за это меры воздействия;
  • информация, передаваемая иностранным правоохранительным или налоговым органам на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, в которых Россия выступает стороной по договору.

Пример 2. Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На основании Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями), любая информация, которая стала доступна сотруднику органа ЗАГС, относится к персональным сведениям, являющимся конфиденциальной информацией, и не подлежит дальнейшему распространению или передаче третьим лицам. Акты гражданского состояния можно определить как юридические факты, обозначающие действия граждан, или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

На основании статьи 3 ФЗ № 143 "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. соответствующим образом должны быть зарегистрированы следующие события: рождение, смерть, усыновление, изменение имени или фамилии, факт установления отцовства, заключение или расторжение брака. Если гражданин РФ постоянно находится за границей, то регистрация любого из перечисленных выше событий осуществляется государственными консульствами РФ.

Сотрудники ЗАГСа не могут передавать любые сведения об усыновлении и предоставлять документацию, которая может послужить основанием для возникновения сомнений в том, что усыновители не являются биологическими родителями ребенка.

Аналогично не могут быть распространены данные об изменении имени или фамилии. При этом само физическое лицо, которое желает изменить эти сведения, должно сообщить о причинах при оформлении заявления (к примеру, отказ от использования фамилии бывшего мужа, неприятное на слух или труднопроизносимое имя/фамилия и т. д.). Эти причины также не могут разглашаться.

Предоставление конфиденциальных данных, имеющихся в органах ЗАГС, возможно только по соответствующим постановлениям судебных органов, органов следствия и дознания, прокуратуры или Уполномоченного по правам человека в РФ.

Исходя из всего вышеуказанного, тайну записи актов гражданского состояния можно включить как в категорию личной тайны (персональной информации), так и служебной тайны.

Пример 3. Врачебная тайна . В медицинской практике существует такое понятие, как деонтология (от греч. deon - должное и logos - учение), в соответствии с которым определены правила общения сотрудников лечебных учреждений с пациентами и их родными. При этом врачебная тайна отличается от многих других тем, что ее сохранность регулируется законодательными актами, в которых зафиксированы запреты и определена ответственность за нарушение этих норм.

Основные принципы обеспечения сохранности врачебной тайны определены Конституцией РФ. Также параметры врачебной тайны и меры ответственности за ее распространение в ситуациях, в которых предоставление конфиденциальной информации все-таки возможно, зафиксированы в законодательных актах об охране здоровья граждан РФ.

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый россиянин имеет право на семейную и личную тайны, а также на невмешательство в частную жизнь. В таких обстоятельствах врачебную тайну можно отнести в разряд личной, при этом информация, которую пациент доверяет врачу, определяется таким понятием, как «профессиональная тайна». Право на нераспространение врачебной тайны относится к одним из главных конституционных прав гражданина России.

Пример 4. Тайна совещания судей. Сохранность тайн данной категории обеспечивается тем, что на судебное заседание, а также в помещение, где судьями выносится решение по делу, могут быть допущены только судьи или иные лица, включенные в судейскую коллегию и непосредственно принимающие участие в рассмотрении дела. При этом доступ посторонним лицам на заседания, как и использование других возможностей для общения с судейским составом, запрещены. Также ответственность за неразглашение тайны лежит и на самих судьях, то есть они не имеют права передавать третьим лицам информацию о теме заседания, решении каждого судьи, а также о результатах рассмотрения дела.

Как ввести режим служебной тайны

Режим служебной тайны - это мероприятия, проводимые на предприятии и направленные на сохранность конфиденциальной информации. Это может быть:

  • четкое выделение сведений, которые относятся к конфиденциальным;
  • определение принципов использования такой информации и случаев, при которых возможна ее передача третьим лицам;
  • ведение списка сотрудников, которые будут иметь доступ к служебной тайне;
  • разработка защитных мер;
  • проставление на документации с конфиденциальной информацией штампов с грифом «Коммерческая тайна».
  • распределить информацию на отдельные модули, то есть ограничить доступ сотрудников к данным рамками только того модуля, который им необходим для выполнения должностных обязанностей;
  • проанализировать документооборот на предприятии;
  • ограничить количество сотрудников, имеющих доступ к служебной тайне.

На нашем предприятии произошла ситуация, которая показала важность организации правильного документооборота. Гендиректор компании, которая осуществляла подготовку к тендеру, выявил пропажу важной документации. Первыми подозреваемыми стали конкуренты, поэтому предложение по тендеру было в срочном порядке откорректировано. Коммерческие предложения были полностью изменены с одновременным исправлением документации. Однако позже выяснилось, что исчезнувшие документы просто упали за тумбу.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 98 от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне», если владелец коммерческой тайны предпринял все перечисленные меры, то режим коммерческой тайны считается установленным. Таким образом, все сотрудники организации будут нести ответственность за нарушение такого режима.

В качестве режима служебная тайна вводится в случаях получения сотрудниками конфиденциальной информации, т. к. обязанность по обеспечению ее сохранности наступает в этот же момент. Аналогично может вводиться режим подписи определенной документации.

Мнение эксперта

Сформулируйте соответствующие локальные документы для защиты служебной тайны

Владимир Киселев,

управляющий партнер консалтинговой компании ExDev, Москва; директор Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты

Сотрудники являются самым слабым звеном в цепочке защиты служебной тайны и, соответственно, главным каналом ее несанкционированного распространения. Работники организации могут передавать информацию, являющуюся служебной тайной, из корыстных интересов (получая оплату при ее передаче конкурентам), по неосторожности или просто случайно. Для построения функциональной защиты служебной тайны нужно в первую очередь повышать лояльность сотрудников. Необходимо создать все условия для того, чтобы интересы работников совпадали с интересами компании, а для этого нужно построить соответствующую систему мотивации и разработать оптимальные нормы корпоративного поведения. Как мне кажется, лояльность сотрудников не только играет важную роль в защите служебной тайны, но также является одним из главных принципов успешного ведения бизнеса.

Хороший директор должен уделять достаточно много внимания именно подбору команды сотрудников, которые будут иметь не только высокий профессиональный уровень, но также и высокую мотивацию и преданность интересам предприятия. Необходимо донести до персонала, какая именно информация является служебной тайной и какую ответственность каждый из них будет нести за ее распространение и передачу третьим лицам. Все эти пункты нужно зафиксировать в трудовых договорах или внутренних документах организации, при этом ознакомив с ними всех сотрудников под подпись. Важно также определить список конфиденциальной информации, разграничить доступ к ней, а также выделить основные принципы работы.

Рассказывает практик

Каждый сотрудник нашей компании подписывает обязательство о неразглашении коммерческой тайны

Александр Спарре,

председатель правления группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

При устройстве на работу в нашу компанию каждый сотрудник подписывает не только трудовой договор, но также и документ, обязывающий его сохранять служебную тайну и не передавать данную информацию третьим лицам. Обо всех возникающих попытках посторонних лиц получить доступ к секретной информации работник организации обязан доложить своему руководителю. При этом устанавливать на рабочие компьютеры несанкционированное программное обеспечение запрещается без согласования данного факта с сотрудниками IT-отдела.

При работе с информационными системами действуют определенные ограничения. Все сотрудники ознакомлены, что, если будет нарушен хоть один из пунктов обязательства о неразглашении служебной тайны, это может повлечь за собой возникновение гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности в рамках законов РФ. При работе с базами данных, содержащими сведения по клиентам или персоналу компании, определены основные принципы, которые перечислены и зафиксированы в соответствующих должностных инструкциях. Эти меры являются вторым уровнем защиты служебной тайны в нашей организации.

Разработка плана по защите служебной тайны

Чтобы ввести режим служебной тайны, необходимо подготовить соответствующий план.

Разработка плана по защите служебной тайны состоит из следующих этапов:

1. Определение целей плана по защите коммерческой тайны:

  • недопущение распространения информации из категории коммерческой или служебной тайны работниками организации, а также устранение любых возможностей распространения данных по каналам связи;
  • недопущение несанкционированной передачи коммерческих, служебных или иных конфиденциальных сведений.

2. Анализ сведений, составляющих коммерческую тайну:

  • выявление информации, которую можно включить в категорию коммерческой или служебной тайны;
  • определение места, где данная информация появляется, аккумулируется и хранится;
  • выявление возможных каналов, по которым конфиденциальная информация может несанкционированно распространяться;
  • разработка мер по предотвращению такого распространения;
  • расчет выгоды по факту анализа расходов и прибыли от использования тех или иных защитных систем;
  • закрепление за каждым блоком обеспечения безопасности служебной тайны определенного сотрудника.

3. Обеспечение реализации деятельности системы безопасности по следующим направлениям:

  • создание буклета о сохранности коммерческой и служебной тайны, разработка правил по его изучению, а также по изучению списка сведений, которые включены в эти категории;
  • доведение до сотрудников компании информации о невозможности разглашения служебной тайны, в том числе проведение вводных инструктажей для новых сотрудников, подписание обязательств о неразглашении служебной тайны как для вновь принятых, так и для увольняющихся работников, разработка стимулирующих мер для неразглашения информации;
  • контроль технического обеспечения предприятия, забота о сохранности копировальной техники, фотоаппаратов и помещений в целом, входной контроль для посетителей компании и т. д.;
  • разработка порядка ведения, контроля и публикаций секретных документов, определение принципов делопроизводства на предприятии, контроль за цифровыми носителями секретной информации, уничтожение, за- и рассекречивание конфиденциальной документации, защита посторонних секретов;
  • разработка способов защиты цифровых каналов возможной утечки служебной тайны, то есть определение принципов работы с конфиденциальными данными, которые находятся в электронном виде;
  • разработка способов защиты технических каналов возможной утечки секретных данных, то есть создание правил работы с конфиденциальной информацией, находящейся в технических каналах, а также в системах, которые обеспечивают выполнение сотрудниками их должностных обязанностей;
  • обеспечение сохранности коммерческой или служебной тайны при подписании договоров с контрагентами и персоналом, работающим как на постоянной основе в штате, так и по трудовым контрактам, а также при решении иных гражданско-правовых вопросов.

Мнение эксперта

От каждой угрозы должна быть своя защита коммерческой тайны

Алексей Раевский,

генеральный директор компании SecurIT, Москва

Основными причинами несанкционированного распространения конфиденциальной информации являются:

  • кража персонального компьютера или иного технического оборудования, а также цифровых носителей с секретными данными;
  • получение правонарушителем прямого доступа к цифровому оборудованию, персональным компьютерам компании;
  • похищение секретной информации у персонала организации с использованием цифровых носителей информации, с помощью которых можно оперативно подключаться к ПК.

Для каждой из перечисленных причин нужно разработать соответствующую защиту. К примеру, на IT-рынке имеются продукты, которые могут блокировать USB-порты и персональные компьютеры, являющиеся возможными источниками утечки служебной тайны.

Рассказывает практик

Нужно определиться со своими приоритетами - экономия или защита коммерческой тайны

Антон Ларин,

эксперт в области безопасности, руководитель проектов по безопасности компании ExDev, Москва; доктор юридических наук

На сегодняшний день уже разработано большое количество способов записи совещаний, телефонных переговоров и т. д. Так, с использованием специальных технических средств можно даже, находясь довольно далеко от монитора компьютера, иметь возможность прочитать выведенную на него информацию. Чтобы защититься от таких высокотехнологичных вторжений, компании нужно будет нести крупные расходы, однако верная расстановка приоритетов (защита служебной тайны или сокращение расходов) помогут решить этот вопрос.

Для дополнительной защиты конфиденциальной информации можно разработать соответствующий документ - Положение о служебной тайне (можно скачать в конце статьи).

Сотрудник организации, который явился причиной разглашения служебной тайны (без привязки к действующим на предприятии способам защиты секретной информации, а также введенному режиму служебной тайны), несет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Ответственность за разглашение служебной тайны

1. Административная ответственность.

Возможность быть привлеченным к ответственности такого рода присутствует у организаторов публичных торгов (сотрудники компании-госзаказчика) или же лиц, имеющих доступ к информации о внутренних параметрах деятельности предприятия, распространение которой может повлечь за собой уменьшение активов и снижение стоимости ценных бумаг (инсайдерская информация).

В данных ситуациях должностные лица могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 14.24 или статьи 15.21 Кодекса об административных правонарушениях соответственно с оплатой штрафа в сумме от 30 000 рублей до 50 000 рублей или снятием с руководящей должности на период от 1 года до 2 лет.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение служебной тайны определяется Уголовным кодексом РФ, а именно:

  • статьей 311 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность судьи или других участников судебного (уголовного) процесса, влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 320 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность сотрудника органов правоохранительных дел, также влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 155 Уголовного кодекса РФ: разглашение тайны усыновления ведет к наложению на виновное лицо штрафа в размере до 80 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев.

Также невозможно назначить на должности в органы внутренних дел или иные государственные органы управления лиц, которые имеют/имели судимость, поэтому можно сделать вывод, что должностные лица, несущие уголовную ответственность по указанным выше основаниям, должны быть уволены по соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.

Защита служебной тайны: 3 группы способов

Защита служебной тайны подразумевает под собой разработку и внедрение соответствующих организационных, технических и правовых норм. Чтобы установить режим служебной тайны, необходимо предпринять действия для ограничения доступа к секретным сведениям. В законодательстве РФ устанавливаются лишь основные направления для разработки защитных мер, однако какая-либо конкретика отсутствует.

Можно выделить следующие направления защиты служебной тайны:

  • сохранение конфиденциальности сведений, доступ к которым ограничен;
  • возможность получения соответствующих прав на доступ;
  • принятие мер для защиты от несанкционированного доступа: получения, изменения, уничтожения, блокировки, передачи, дублирования информации и т. д.

Способы

Описание

Правовые

1. Указание в трудовом договоре необходимости сохранения конфиденциальной информации.

2. Создание внутренних нормативных документов о мерах по защите коммерческой тайны. К примеру, можно разработать общее положение о коммерческой тайне (или отдельные документы, содержащие принципы работы с различными категориями информации (персональные данные, делопроизводство и т. д.).

3. Подписание с сотрудниками отдельных обязательств с требованием о неразглашении коммерческой тайны.

Организационные

1. Разработка принципов работы с конфиденциальными данными сотрудников организации, проведение обучающих мероприятий, а также контроль усвоения полученных знаний.

2. Определение и учет сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне.

3. Ведение конфиденциального делопроизводства, а также работа в аналогичном порядке с бумажными и цифровыми носителями информации.

4. Определение основных норм деятельности отделов безопасности и иных подразделений, в обязанности которых входит защита коммерческой тайны.

Технические

Средства криптографической защиты информации, а также иные программные, аппаратные и физические средства защиты.

3 полезных книги о служебной тайне

1. В. В. Погуляев «Постатейный комментарий к Федеральному закону "О коммерческой тайне"» (2005).

В этой книге проводится классификация и анализ законов РФ, имеющих отношение к коммерческой (служебной) тайне, в том числе и ч. 4 Гражданского кодекса РФ в части новейших производственных разработок (ноу-хау).

2. Н. Валюженич «Коммерческая тайна: способы доступа и защиты» (2005).

В данной книге рассматриваются причины возникновения служебной (коммерческой) тайны, основные принципы доступа к секретной информации, закономерности «опасных типов» и способы их выявления, а также таблицы, составленные на основе характерных признаков этих типов. Отдельный блок выделен на разработку норм по защите служебной тайны в организации и сохранении ее конфиденциальности, а также важных направлений в обеспечении безопасности бизнес-структур.

3. Н. Валюженич «Коммерческая: предпринимательство и лояльность персонала» (2005).

В этом исследовании на профессиональном уровне, но достаточно понятно описываются основные проблемы обеспечения безопасности бизнеса в России. Рассматриваются тонкости руководства персоналом, в должностные инструкции которого входит работа с конфиденциальными данными, проверка его надежности, а также предлагаются конкретные меры для обеспечения безопасности структуры предпринимательского бизнеса.

В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне. Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.

Виды тайн

Все тайны можно разделить на такие виды:

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Что такое служебная тайна?

Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей). Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами.

А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна - это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г. В нем разъяснен порядок обращения со служебными данными. Этот документ направлен на урегулирование всех вопросов, которые возникают по поводу информации. В нем дается разъяснение относительно грифа конфиденциальности данных "Для служебных нужд".

Положение говорит о том, что данные ограниченного пользования относят к несекретной информации, однако данные относительно деятельности предприятия вполне могут не разглашаться при служебной необходимости. Такой документ дает предписание главам федеральных служб исполнительной власти в пределах своих возможностей определить должностные лица, которые, в свою очередь относят служебные данные к категории ограниченного распространения, заниматься их защитой.

А значит, можно говорить о том, что обладателями служебной тайны могут быть все служащие, которые являются работниками государственных органов исполнительной, законодательной, судебной власти, а также все подчиненные им структуры.

В любой организации определен порядок реализации задач и целей, есть своя система ведения отчетности, контроля документооборота и т. д. Информацию такого плана можно назвать служебной тайной. Объемы этой информации определяются руководителями.

Примеры служебной тайны

Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).

Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна - это коммерческая тайна.

Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Информация, ставшая известной работнику ЗАГСа, также является конфиденциальной. К сведениям должен быть ограниченный доступ только тех лиц, которые имеют на это право. Данные гражданского состояния не подлежат разглашению. К ним можно отнести рождение, усыновление, смену имени и фамилии, заключение или расторжение брака.

Руководство ЗАГСа может предоставлять сведения по актам только по запросам суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Как видите, тайна записи тоже может быть отнесена к служебной тайне. Вообще практически всю информацию и документацию можно отнести к этому понятию. Ведь ни одна бумага абсолютно любой организации не предназначена для посторонних глаз.

Защита служебной тайны

Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна - где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур. Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению. Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.

Для этого можно разработать документ, в котором будет указан перечень бумаг, имеющих гриф «Только для служебного использования». Более того, каждое подразделение может иметь такое собственное положение, ведь не секрет, что даже разные отделы имеют доступ к совершенной разным документам и информации. Все это затем можно свести в единый перечень для всей организации. Таким образом может быть организована защита служебной тайны.

Надо сказать, что грифом конфиденциальности пользуются во многих странах. Например, в США тайной считается любая коммерческая информация, которая попадает к человеку в ходе его рабочей деятельности.

Информация ограниченного распространения


Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие "государственная и служебная тайна" попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Информация, являющаяся служебной тайной

Сведения, составляющие служебную тайну:

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Разглашение служебной тайны может принести огромный материальный и финансовый урон организации и даже навредить ее репутации. А потому ее сохранение является непременным условием работы предприятия.

Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.

Какую информацию следует относить к категории служебной тайны?

Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:

  1. По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
  2. Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
  3. Не относится к государственной тайне.
  4. Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.

Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Закон о служебной тайне

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Кроме того, такая информация защищается Кодексом и другими законами.

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Чем грозит разглашение служебных данных?

Разглашение информации, которая представляет собой служебную тайну, ведет к административной или уголовной ответственности. Все зависит от обстоятельств нарушения.

Административное наказание

Служебная тайна - сведения, которые не подлежат разглашению. За ее нарушение к административной ответственности могут привлекаться должностные лица, которые нарушили конфиденциальность информации.

Статья 15.21 КоАП РФ предусматривает в таких случаях штраф в размере от тридцати тысяч рублей до пятидесяти, а также лишение занимаемой должности сроком от года до двух лет.

Уголовная ответственность

В УК РФ есть сразу несколько норм относительно ответственности за несоблюдение служебной тайны:

  1. Раскрытие информации об усыновлении (ст. 155 УК России). Предусматривается штраф до восьмидесяти тысяч рублей либо лишение свободы до четырех месяцев.
  2. Разглашение данных о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей или же участника уголовного дела (ст. 311 УК РФ). Могут применяться штрафные санкции до двухсот тысяч рублей или же лишение свободы до пяти лет.
  3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов (ст. 320 УК России). Санкции такие же, что и в статье 311.

Важным моментом является то, что должность госслужащего или же сотрудника структур правоохранительных органов предполагает невозможность ее занимания человеком, который имеет судимость. А это означает, что лицо, нарушившее служебную тайну, автоматически увольняется по отрицательным основаниям.

Служебная тайна — категория, вызывающая множество вопросов, поскольку практически не имеет точного определения. Тем не менее законодательство содержит нормы, устанавливающие ответственность за ее разглашение и распространение. Как определить информацию, относящуюся к служебной тайне, и каковы последствия ее нарушения, изложено в настоящей статье.

Служебная тайна с точки зрения закона

До 01.01.2008 понятие служебной тайны было отражено в ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ и означало информацию, имеющую как действительную, так и потенциальную ценность, находящуюся в ограниченном доступе и требующую сохранения конфиденциальности. Причем этим же условиям, согласно норме, отвечала и коммерческая тайна.

Сегодня относительно точное определение служебной тайны присутствует в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.

Более узко понятие «служебная тайна» нигде не раскрывается. Однако множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов содержат нормы о недопустимости ее распространения.

Например, ст. 17 закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218-ФЗ запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну.

Служебная тайна: понятие и признаки

Исходя из существующих в действующем законодательстве формулировок, косвенно определяющих понятие служебной тайны, составляющие ее сведения не имеют коммерческой ценности, не удовлетворяют частным интересам и охраняются государственными органами.

Таким образом, служебная тайна — самостоятельный вид защищенной законом информации, доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими своих должностных функций в государственных или муниципальных органах.

Не знаете свои права?

ВАЖНО! Должностные лица Банка России не отнесены к категории госслужащих, однако, в соответствии со ст. 3 закона «О Центробанке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ, одной из основных функций ЦБ РФ является разработка и проведение единой государственной кредитно-денежной политики. То есть ЦБ РФ принимает непосредственное участие в деятельности государственных органов, а значит, может являться субъектом служебной тайны.

Какие сведения составляют служебную тайну (примеры)

Информацию, отнесенную к категории служебной тайны, можно условно разделить на 2 блока:

  1. Информация с грифом «Для служебного пользования» о деятельности государственных или муниципальных органов. Например:
  • тайна следствия (данные предварительного расследования);
  • военная тайна;
  • тайна совещания судей и прочие виды судебной тайны и т. д.
  1. Сведения, ставшие известными госслужащим в ходе исполнения непосредственных обязанностей. Например:
  • информация о частной жизни гражданина (данные об имущественном положении, вероисповедании, добытые в процессе расследования уголовного дела);
  • тайна усыновления;
  • сведения о секретах производства или антиконкурентной политике предприятия и т. д.

Отличие служебной тайны от профессиональной

Понятия профессиональной и служебной тайны далеко не идентичны, хотя в силу родственности наименований очень распространено противоположное мнение. В соответствии с пунктом 4 Перечня конфиденциальных сведений к первой категории относится информация, доступ к которой защищен, в первую очередь, Конституцией России. Например:

  • тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров;
  • врачебная, адвокатская, нотариальная тайны и т. д.

ВАЖНО! Любой из перечисленных видов сведений может стать объектом служебной тайны в случае, если доступ к нему будет получен в связи с исполнением государственным служащим или сотрудником следственных (судебных) органов своих должностных обязанностей. Например, истребование следователем истории болезни потерпевшего, детализации телефонных переговоров и т. д.

Безусловная конфиденциальность гарантирована только в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди, поскольку, согласно пп. 3 и 4 ч. 3 ст. 56 УПК России, адвокат и священнослужитель не могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Это же положение закреплено в ст. 69 ГПК РФ.

Последствия разглашения служебной тайны

За разглашение информации, составляющей служебную тайну, должностное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности — в зависимости от обстоятельств нарушения режима конфиденциальности.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, обладающие инсайдерской информацией (защищенные сведения о положении дел юридического лица, разглашение которых способно привести к падению стоимости ценных бумаг и снижению активов), а также организаторы публичных торгов (должностные лица предприятия-госзаказчика).

В первом случае наказание последует по ст. 15.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушитель заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или будет лишен должности на срок от 1 года до 2 лет. Во втором — по ст. 14.24 КоАП РФ с аналогичной санкцией.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ содержит сразу несколько норм, предусматривающих ответственность за распространение служебной тайны:

  • разглашение тайны усыновления (ст. 155 УК РФ) — от штрафа в сумме до 80 000 руб. до ареста на срок до 4 месяцев;
  • разглашение данных о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи или участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ), — от штрафа в сумме до 200 000 руб. до 4 месяцев ареста;
  • разглашение о мерах безопасности, принимаемых в отношении сотрудника правоохранительных органов (ст. 320 УК РФ), — санкция аналогична наказанию по ст. 311 УК РФ.

ВАЖНО! Должность государственного служащего или сотрудника правоохранительных органов предполагает недопустимость ее замещения лицом, имеющим судимость. Таким образом, уголовная ответственность за разглашение служебной тайны автоматически означает для должностного лица увольнение по отрицательным основаниям.

Доступ к которой имеет ограниченное количество людей. К ней допускаются люди, которым она необходима в процессе профессиональной деятельности, а также лица, осуществляющие над этим контроль. Конфиденциальностью называется предотвращение разглашения или утечки информации, и переводится с английского языка это слово как «доверие». При соблюдении данного условия обеспечивается сохранность документации и соблюдение ее секретности, что позволяет оградить бизнес или государственные структуры от вмешательства посторонних заинтересованных лиц.

Что же представляют собой секретные данные? Конфиденциальная информация - это информация, охраняемая законами Российской Федерации. Она может быть служебной, коммерческой или личной тайной не только для юридического, но и для частного лица. Человек, получивший доступ к данным подобного характера, обязан в соответствии с законодательством страны не разглашать и не передавать их ни при каких обстоятельствах третьим лицам. Конфиденциальная информация - это не только служебная тайна, но и сведения, которые ни в коем случае нельзя использовать или передавать, если их обладатель не дал согласие на разглашение. Исключение составляют случаи, при которых эту информацию могут потребовать судебные органы. В таких ситуациях, как правило, есть четкое обоснование, которое диктует судебно-исполнительная система государства. Все случаи предоставления конфиденциальной информации указаны в законе РФ по гражданским правам.

Что может составлять служебную тайну? В СССР такая информация достаточно хорошо защищалась, а служебная тайна, как правило, надежно сохранялась. Информация имела следующие виды секретности:

Что такое коммерческая тайна? К ней относится информация о технологической, производственной, научно-технической, финансово-экономической деятельности, представляющая ценность не только на сегодняшний момент, но и в будущем. Служебная и коммерческая тайна по законодательству Российской Федерации защищаются одинаково, хотя и имеют принципиальные различия. Коммерческая тайна для ее обладателя является ценностью, от сохранности которой напрямую зависит не только прибыль, но и финансовая деятельность субъекта. Служебная и коммерческая тайна представляют собой гарант для нормального функционирования любых субъектов Федерации.


Служебная тайна, в соответствии со ст. 139 ГК РФ, обладает теми же признаками, что и коммерческая. Это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Если исходить из буквального значения термина «служебная тайна», то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, в какой организации трудится гражданин - в государственной или негосударственной. Попытки ограничить понятие «служебной тайны» взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не находят подтверждения в законе. Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская.
Служебная тайна, если ее понимать как тайну, охраняемую государственным служащим, имеет особенности, позволяющие только условно отнести ее к профессиональной тайне. Информация, составляющая служебную тайну, включает в себя как конфиденциальную информацию, представляемую в орган государственной власти, так и создаваемую (генерируемую) в этом органе информацию, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя.
Исходя из изложенного вопрос о соотношении понятий коммерческой и служебной тайны остается открытым. Как известно, ст. 139 ГК РФ озаглавлена «Служебная и коммерческая тайна», однако в тексте статьи всюду стоит союз «или» («служебная или коммерческая тайна»). Из этого можно сделать
двоякий вывод: либо речь идет о разных понятиях (служебная и коммерческая тайны), либо это одно и то же. Представляется, что понятие служебной и коммерческой тайны едино, однако способы их защиты могут быть разными.
В отличие от коммерческой тайны, понятие которой законодательно урегулировано, специальный закон о служебной тайне так и не был принят. 24 декабря 2004 г. в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект, однако он так и не был рассмотрен. 5 апреля 2006 г. проект был внесен в Думу повторно и находится на ее рассмотрении.
Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают, что необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствием в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.
Следует отметить, что авторы законопроекта относят понятие служебной тайны в основном к информации, содержащейся (производимой) в органах государственной власти и местного самоуправления. Это следует из содержания проекта закона. Хотя само определение термина «служебная тайна» достаточно широко трактует круг субъектов, которые могут ею обладать. В частности, помимо органов власти упоминаются и организации.
В соответствии с упомянутым проектом служебная тайна - конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.
В социалистический период развития нашего государства институт служебной тайны входил в более широкую категорию «государственные секреты». К данной категории относились сведения с грифом «секретно», неправомерное распространение которых могло нанести ущерб определенной группе государственных интересов.
Вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. В деятельности органов государствен
ной власти образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.
Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233. Данное Положение регулирует только деятельность федеральных органов исполнительной власти в отношении такой информации, хотя сведения аналогичного характера образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом.
Положением определено, что не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц; решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

При этом установлено, что должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение вышеперечисленных ограничений.
Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, защиты такой информации и установления санкций за ее противоправное распространение, она присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40). В их числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и др.
Тем не менее в свободной продаже бесконтрольно распространяются компакт-диски, содержащие базы данных с информацией о персоналиях и организациях. Это, например, базы данных «Таможня», ГИБДД, Бюро технической инвентаризации, «Прописка», «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и пр.) и многие другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. Одним из решений подобной проблемы может стать защита баз данных органов государственной власти в режиме служебной тайны.
Неурегулированность данной группы отношений в отечественной системе права чревата негативными последствиями, в числе которых возможность произвольного введения ограничений на распространение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что может привести к неправомерному ограничению права граждан и организаций на доступ к информации и получение достоверной информации.

Загрузка...