musings.ru

Правовое регулирование занятости населения. Нормативно-правовые акты, регламентирующие выплату пособий безработным Социальная поддержка безработных граждан

Признанному в декабре в установленном порядке безработным Иванову было назначено пособие по безработице на 6 месяцев (первый период выплаты пособия). По истечении двух месяцев ему предложили принять участие в общественных работах на срок 3 месяца, на что он согласился. В мае следующего года он заболел (период временной нетрудоспособности составил 1 месяц). В начале июля он был призван на военные сборы сроком на 2 месяца.

В сентябре Иванов, предварительно поставив в известность центр занятости населения, уехал в соседнюю область навестить престарелую мать. Период поездки составил 1 месяц. В связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного Иванову с 1 ноября на 1 месяц была приостановлена выплата пособия. С декабря выплата пособия была прекращена в связи с тем, что общий период выплаты пособия по безработице для Иванова не может превышать 12 месяцев. Иванов обратился в районную прокуратуру, т.к. не был согласен с таким решением государственного учреждения службы занятости населения, считая, что выплата пособия ему должна осуществляться до марта.

Какое решение должен принять прокурор? В каком размере Иванову должно выплачиваться пособие по безработице, если его средний заработок составлял 6540 рублей?

В силу ст. 31 закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в установленном порядке, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Согласно ст. 33 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

В первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

В дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

В соответствии со ст. 35 закона о занятости населения выплата пособия по безработице может быть приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан,

Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности),

Стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ,

Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации,

Отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного,

Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

Призыва безработного на военные сборы.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 888 о размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год установлен на 2012 год максимальный размер пособия по безработице, который составляет 4900 рублей.

Вывод: В данной задаче будет два варианта ответа:

1) В случае если гр. Иванов уехал к своей матери сроком на 1 месяц а органами службы занятости установлен срок перерегистрации 2 раза в месяц (т.е. Иванов в данном случае нарушил сроки перерегистрации) в данном случае органы службы занятости вполне могли приостановить выплату пособия.

2) В случае если срок перерегистрации установлен 1 раз в месяц, приостановление выплаты пособия будет неправомерным.

Однако, в обеих случаях решение о прекращении выплаты пособия гр. Иванову с декабря месяца прокурор должен признать неправомерным, т.к. период когда гр. Иванов находился на военных сборах не входит не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его, первый период выплаты должен составить 12 месяцев.

Гр. Иванову должно выплачиваться пособие в следующих размерах:

Первые три месяца 4900 рублей

Последующие четыре месяца 3924 рублей

В дальнейшем 2943 рублей

Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Цель данной квалификационной работы - анализ правового регулирования относительно пособия по безработице, а точнее ФЗ «О занятости населения в РФ».

В связи с поставленной целью необходимо изучить следующие задачи:

  • -понятие пособия по безработице;
  • -правовое регулирование выплаты пособия по безработице;
  • -понятие и порядок признания лица безработного;
  • -условия и размеры выплаты пособия по безработице;
  • -сроки выплаты пособия по безработице;
  • -условия приостановления и прекращения выплаты пособия по безработице.

Предметом исследования является пособие по безработице, как один из видов социального обеспечения.

Объектом исследования является система функционирования выплаты пособия по безработице в различных аспектах и перспективах дальнейшего развития.

В процессе подготовки данной курсовой работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Так же мной прочитаны научные статьи и мнения экспертов и специалистов данной области. Ниже я приведу несколько высказываний.

В интервью "Биржевому лидеру" ведущий канадский эксперт Академии Masterfore-V Евгений Ольховский пояснил «в любом случае, наличие безработицы - это признак несбалансированности рынка. Негативные последствия безработицы не ограничиваются уровнем личности. Можно говорить и о снижении темпов экономического роста, углублении социальных расколов. А в США, например, специалистами признаётся действие так называемого "закона Оукена". Согласно ему каждый процент роста безработицы над естественным уровнем увеличивает разрыв ВВП (снижает реальный ВНП) на 2%.

Каким бы ни был эффект пособий по безработице, стимулирующим или дестимулирующим, можно спорить лишь о конкретных параметрах этого пособия, отметил Евгений Ольховский, но не о его необходимости - она очевидна. Сегодня позиция неолиберализма относительно "бездельников" в большинстве стран мира считается неприемлемой, даже при учёте потенциально дестимулирующего эффекта пособий. Эксперты также напоминают, что безработица является неистребимым спутником рынка.

Одной из важнейших проблем современной экономики России является безработица. Она выступает как сложное макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в России безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности, а также является одной из актуальных проблем разного уровня власти на сегодняшнее время в России. Степанов М. А. Оценка уровня безработицы в России [Текст] / М. А. Степанов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). -- СПб.: Реноме, 2012. -- С. 24-27.

Введение


Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. По мере развития государства и общества социальное обеспечение занимает в нем одно из ключевых, определяющих мест. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Важность темы дипломной работы определяется необходимостью для России, как социального государства, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития человека, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своих граждан. Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Объектом исследования данной дипломной работы является пособие по безработице, как мера социального обеспечения. Предметом исследования являются правовое регулирование пособия по безработице. Целью данной дипломной работы является изучение пособия по безработице как одной из мер социальной защиты безработных граждан. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие пособия в системе социального обеспечения 2. Изучить правоотношения в сфере социальной обеспечения безработных 3. Изучить нормативно-правовое обеспечение, механизмы реализации права на пособие по безработице. В дипломной работе применялись метод анализа при изучении нормативно-правовой базы в области законодательства социального обеспечения; метод индукции при изучении вопроса понятия пособия в системе социального обеспечения в государстве; метод классификации при описании сущностных признаков пособия (виды пособий, временная основа, целевое назначение); метод прогнозирования при раскрытии вопроса о проблематике и пути решения социального обеспечения в России. При написании дипломной работы использовались нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1, Постановления Правительства РФ и Министерства труда и социального развития РФ. Структура данной дипломной работы состоит из введения, основной части, состоящих из двух глав, заключения и использованных источников информации.


Введение………………………………………………………………………...…....5 Глава 1. Теоретические аспекты понятия пособия по безработице.......................7 1.1 Пособия в системе социального обеспечения…………………................……7 1.2 Понятие и сущностные признаки ………………………………………….….10 1.3 Правоотношения по поводу пособий ………………………………….....…..13 Глава 2. Нормативно-правовое регулирование пособия по безработице............20 2.1 Нормативно-правовое обеспечение пособия по безработице ……..........…..20 2.2 Назначения и выплаты пособия по безработице ……………..............……...26 2.3 Приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице........…32 2.4 Защита права на получение пособия по безработице......................................36 2.5 Проблематика и пути решения.......................................................................…41 Заключение………………………………………………………………………….46 Список использованных источников информации…………………………....…48

Список литературы


1. Нормативно-правовые акты: 1.1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. ФКЗ от 21.07.2014 №11-ФКЗ)// Российская газета.- 1993.-25 декабря.- № 237. 1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. -1996. - № 25- ст. 2954. // Российская газета. - 1996.- № 113 1.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. – 2002 - № 1. - ст. 3. // Российская газета.-2001.-31 декабря.- № 256. 1.4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823. // Российская газета.-1998.- № 153-154. 1.5. «О занятости населения в Российской Федерации»: ФЗ от 19.04.1991 №1032-1 (в ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. - 1996. - № 17 - ст. 1915. // Российская газета, № 84, 06.05.1996. 1.6. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 02.08.2010. - № 31. - ст. 4179. // Российская газета, № 168, 30.07.2010. 1.7. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 (в ред. от 01.07.2016) // СЗ РФ. - 2004. - № 28. - ст. 2901. // Российская газета, № 144, 08.07.2004. 1.8. «Об утверждении Положения об организации общественных работ»: постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 (в ред. от 04.08.2015) // СЗ РФ.-1997.- № 29. - ст. 3533. // Российская газета, № 151, 07.08.1997. 1.9. «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» Приказ Минтруда России от 22.02.2013 № 74н (в ред. от 28.03.2016) // Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2013 № 28347. // Российская газета, № 107, 22.05.2013. 1.10. «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» Приказ Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (в ред. от 20.06.2016) // Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 № 25012. // Российская газета, № 203, 05.09.2012. 1.11. «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 04.08.2015) // СЗ РФ. - 17.09.2012. - № 38. - ст. 5103. // опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.08.2015. 1.12. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. -2013. -№ 52 (часть I). - ст. 7007. // Российская газета. -2013. - № 295. 1.13. «Внесении дополнения в Приказ Федеральной службы занятости России от 10 июля 1996 г. № 141» «О мерах по обеспечению своевременности выплат пособий по безработице и других социальных выплат» Постановление Минтруда РФ от 26.02.1997 № 10 // "Бюллетень Минтруда РФ", № 3, 1997. 1.14. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326. // СЗ РФ, 19.12.2016, N 51, ст. 7378 // Российская газета, № 286, 16.12.2016. 1.15. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223. // СЗ РФ, 19.12.2016, № 51, ст. 7378 // Российская газета, № 286, 16.12.2016. 1.16. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1382. // СЗ РФ, 22.12.2014, № 51, ст. 7463 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2014. 1.17. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год» Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 № 973. // СЗ РФ, 22.12.2014, № 51, ст. 7463 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2014. 1.18. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888. // Документ опубликован не был. 1.19. «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения» Приказ Минтруда России от 26.02.2015 № 125н (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 № 36687). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2015. 1.20. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016). // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699. 2.21. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ // СЗ РФ, 06.04.1998, № 14, ст. 1514. // Российская газета, № 67, 07.04.1998. 2.22. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ, 01.05.1995, № 18, ст. 1589. // Российская газета, № 93, 16.05.1995. 2.24. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920. // Российская газета, № 247, 20.12.2001. 2. Специальная литература: 2.25. Афонина А.В. Выплаты и льготы. Что вам должно государство? Ответы на все вопросы. / Москва, 2010.с. 75. 2.26. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. Учебное пособие. / Москва, 2009.с. 60. 2.27. Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости / Москва, 2012. – С. 23-27. 2.28. Лушникова М.В. Курс социального обеспечения / под ред. Гусова К.Н. - Москва,2009. - С. 12-86. 2.29. Лушников А.М. Курс трудового права 2-е изд. / под ред. Смирнова О.В., Снигиревой И.О.- Москва,2009. - С. 24-36. 2.30. Мочульская Е.Е. Право социального обеспечения / В.Ш.Шайхатдинова. -Москва, 2013. - С.65-94. 2.31. Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости / Арсенал предпринимателя. Москва, 2012. – С. 35-43.

Отрывок из работы


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия пособия по безработице 1.1 Пособия в системе социального обеспечения Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. По мере развития государства и общества социальное обеспечение занимает в нем одно из ключевых, определяющих мест. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Ведь в любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает – «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества, за счет общественных фондов потребления. Бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и стандарты международного права. Так, в системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные РФ.

Одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает право каждого человека на труд и защиту от безработицы.

Большое значение в области социально-правовой защиты безработных имеют стандарты, разработанные Международной Организацией Труда (МОТ). МОТ была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 году. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире. Основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», Основополагающим законодательным актом в сфере регулирования социально-правовой защиты безработных является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. 37 гарантирует право граждан на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства.

Немалое значение в решение данной проблематики имеет Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Согласно ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В соответствие с этим положением данный нормативный документ устанавливает основные гарантии в сфере занятости, а, следовательно, обеспечивает защиту от безработицы.

Например, ст. 178 ТК РФ предоставляет право на выходное пособие гражданам, с которыми был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Ст. 180 предусматривает защиту работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Трудовой кодекс также содержит гарантии защиты женщин от возможной безработицы.

Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Законом о занятости также предусмотрены следующие государственные гарантии в области занятости и защиты безработных: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

право на трудоустройство за пределами Российской Федерации.

Закон о занятости устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки выплаты пособия по безработице, условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию. Ст. 36 предусматривает оказание материальной помощи безработным гражданам в случае утери права на получение пособия по безработице.

Таким образом, данный закон регламентирует основные стандарты и формы социально-правовой защиты безработных. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике. Это ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» , ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который регулирует отношения в системе обязательного социального страхования. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя банкротом.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают досрочный выход на пенсию безработных граждан, условия и порядок их выхода на пенсию. Таким образом, обеспечивается предусмотренное Законом «О занятости населения в РФ» право безработных граждан на получение пособий, в данном случае в виде пенсий.

Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации.

Выводы по первой главе.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Социально-правовой статус безработного дает возможность гражданам, которые действительно заинтересованы в поиске подходящей работы, реализовать предоставленные им права, а самое главное трудоустроиться.

Однако, чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Безработица имеет также ряд асоциальных последствий: усиление социального неравенства, снижение социального статуса. Длительная безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Поэтому государство заинтересовано в регулировании процессов трудоустройства и защите прав граждан, получивших социально-правовой статус безработного.

Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется несколькими моментами: во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально- правовым положением как безработного. Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом «О занятости населения в РФ».

Ведущую роль в сфере правовой защиты безработных в России занимает Конституция РФ, а также Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О занятости населения в РФ». Законодательство нашей страны в области занятости основано на принципах свободного трудоустройства и социальной защиты безработных.

ВВЕДЕНИЕ

Экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе в области трудоустройства и занятости. Долгие годы в нашей стране обеспечивалась полная занятость населения. Конституция СССР 1977 года закрепляла не только право на труд, но и обязанность трудиться. За уклонение от работы в разные периоды устанавливалась как административная, так и уголовная ответственность. Возможность обеспечить всех желающих рабочими местами основывалась на плановом ведении хозяйства, расчетах баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом планируемой производительности труда.

Безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин она не смогла, в конечном счете, обеспечить достаточно эффективное использование потенциала трудовых ресурсов страны, привела к уравниловке в распределении доходов, создала условия для появления и роста скрытой безработицы, снижения трудовой дисциплины, что резко отрицательно повлияло на производительность труда и жизненный уровень населения 1 .

Изменения в экономике вызвали процесс высвобождения работников, что привело к появлению больших групп длительное время не работающего населения. В январе 1991 года “Основы законодательства СССР и союзных республик о занятости населения” признали как факт существование такой категории лиц, как безработные, дали первое определение занятости.

Всплеск безработицы 1990-1991 г. вызвал необходимость правового регулирования данного явления, в связи с чем в апреле 1991 года был принят Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР».

Этот закон, обнаруживая свои недостатки, и развиваясь в динамике реформирования экономики и изменений на рынке труда, претерпел семь редакций. Настоящий Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Тогда же, 4 июля 1991 года, постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении временного положения о Федеральной службе занятости РСФСР и временного положения о Государственном фонде занятости населения РСФСР» была создана новая государственная служба, призванная регулировать вопросы занятости населения, обеспечивать социальную поддержку безработных граждан.

Вопрос социальной поддержки безработных на менее актуален и в настоящее время. Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Несмотря на снижение уровня безработицы, эта проблема существует до сих пор.

В своей работе я наглядно продемонстрирую формы социальной поддержки безработных граждан, оказываемые государством через службу занятости населения, попытаюсь выявить недостатки сложившейся законодательной системы, регулирующей социальную поддержку безработных граждан.

В процессе подготовки данной курсовой работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.

ГЛАВА 1 Правовой статус безработного

1.1. Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными

В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2001) 1 , в дальнейшем – Закон о занятости, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

Готовность приступить к работе – такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения. Регистрация безработных граждан осуществляется в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997г. № 458 1 .

Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения (2 ст.3 Закона о занятости и п. 2,4,7 Порядка регистрации безработных граждан). Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.

Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

Паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства (справка, выданная органами внутренних дел по форме № 9);

Трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

Справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.05.2000г. № 38 «О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах» 1 .

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде (п.3 ст. 4 Закона о занятости). Это правило применяется в отношении граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

Обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.пособий по безработице и пособий на погребение в Республике БеларусьЗакон >> Государство и право

Выплата пособия по безработице , засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице . Выплата пособия по безработице не производится в период: выплаты пособия по ...

  • Заявки на пособия по безработице

    Реферат >> История

    Первичные заявления на получение пособия по безработице . Данные, публикуемые каждый... занятости для получения государственного пособия по безработице . Эти данные обеспечивают своевременный... снижение заявок на пособия по безработице говорит об улучшении на...

  • Пособие по беременности и родам порядок и условия назначения размер

    Контрольная работа >> Государство и право

    Право на пособие по беременности и родам Период выплаты пособия по беременности и родам Размер пособия по беременности... занятости населения о невыплате пособия по безработице . При оформлении отпуска по уходу за ребенком до...

  • Безработица и политика занятости (2)

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Граждан, имею­щих официальный статус и получающих пособие по безработице . Важно определить статус занятости для... пособий по безработице и снижению средств, направляемых на активную политику занятости. Так, на выплату пособий по безработице ...

  • Загрузка...