musings.ru

Международные договоры российской федерации по вопросам миграции. Получение гражданства по межгосударственное соглашение ежду россией и белоруссией Гражданство по 4 х стороннему соглашению

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

19950146

ДОГОВОР

между Российской Федерацией

и Республикой Таджикистан

об урегулировании вопросов двойного гражданства

Российская Федерация и Республика Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними в духе уважения суверенитета, независимости и равноправия, на основе невмешательства во внутренние дела друг друга,

стремясь к справедливому и гуманному урегулированию вопросов, связанных с двойным гражданством,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

1. Каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Стороны.

2. Приобретение гражданином одной Стороны гражданства другой Стороны осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством Стороны, гражданство которой приобретается.

3. Лицо, имеющее гражданство обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из Сторон, обязано соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи Стороны постоянного проживания.

4. Лицо, имеющее гражданство обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из Сторон, находясь на территории другой Стороны, обязано соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи этой Стороны.

5. Если лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из них, переезжает для постоянного проживания на территорию другой Стороны, то такое лицо осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этой другой Стороны, с момента приобретения им статуса постоянно проживающего на ее территории.

Статья 2

Граждане одной Стороны, которые до вступления в силу настоящего Договора получили по их просьбе гражданство другой Стороны без утраты прежнего гражданства, сохраняют гражданство обеих Сторон.

Статья 3

1. Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, постоянно проживающее на территории одной из Сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает.

2. Без ущерба для положений настоящего Договора лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.

3. Социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, производится в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями между Сторонами.

Положения настоящего пункта не наносят ущерба праву любой Стороны предоставлять права и льготы в области социального обеспечения лицам, являющимся гражданами обеих Сторон и проживающим на территории другой Стороны.

4. Если специальным соглашением Сторон не предусмотрено иное, к лицам, состоящим в гражданстве обеих Сторон и подлежащим исполнению воинской обязанности (воинский учет, подготовка к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в военное время), применяются следующие положения:

а) такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва;

б) лица, прошедшие военную службу в соответствии с законодательством одной Стороны, не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой Стороны, причем прохождение военной службы в соответствии с законодательством одной Стороны рассматривается как исполнение соответствующей воинской обязанности и по отношению к другой Стороне;

в) такие лица, прошедшие военную службу в соответствии с законодательством одной Стороны, исполняют обязанности военнослужащего запаса в соответствии с законодательством этой Стороны. В случае переезда такого лица для постоянного проживания на территорию другой Стороны исполнение указанных обязанностей осуществляется им в соответствии с ее законодательством.

Положения подпунктов а), б) и в) распространяются и на лиц, прошедших военную службу до вступления в силу настоящего Договора.

Применение положений настоящего пункта не влияет на гражданство лица,

Стороны не связаны положениями настоящего пункта в случае мобилизации.

Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и прошедшее военную службу в соответствии с законодательством одной из них, может проходить военную службу по контракту в вооруженных силах любой выбранной им Стороны.

Вопросы обучения в военных учебных заведениях лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, регулируются отдельным Соглашением.

Статья 4

1. Дети, каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обеих Сторон, приобретают с момента рождения гражданство обеих Сторон. До достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме совместного письменного заявления.

В случае если один из родителей умер или лишен родительских прав до достижения ребенком 18-летнего возраста, право выбора гражданства ребенка сохраняется за другим родителем.

В случае если оба родителя приобретают гражданство обеих Сторон или у них прекращается гражданство обеих Сторон, то соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 18-летнего возраста. В случае если у обоих родителей прекращается гражданство одной Стороны и сохраняется гражданство другой Стороны (одно и то же для обоих родителей), то соответственно изменяется гражданство детей до 18 лет.

В случае если у одного из родителей, состоящего в гражданстве обеих Сторон, прекращается гражданство одной из Сторон, то гражданство этой Стороны для детей до 18 лет определяется письменным соглашением родителей.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется только с их письменного согласия.

2. По достижении 18-летнего возраста лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, может сохранить оба гражданства либо выбрать гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме письменного заявления об отказе от гражданства, подаваемого в течение одного года по достижении 18 лет.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи распространяются и на детей, один из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих Сторон, а другой был лицом без гражданства либо неизвестен, а также на усыновленных детей, приобретающих гражданство обеих Сторон или утрачивающих это гражданство с момента усыновления.

4. Заявление об отказе от гражданства одной из Сторон в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи подается в уполномоченный орган Стороны, гражданство которой прекращается. Уполномоченными органами в зависимости от места постоянного проживания ребенка являются органы внутренних дел, ведающие делами о гражданстве, либо дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующей Стороны.

Статья 5

Прекращение гражданства каждой из Сторон у лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, осуществляется в соответствии с законодательством Стороны, гражданство которой прекращается.

Статья 6

Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляются Стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой Стороной, гражданство которой они также имеют.

Статья 7

На гражданина, состоящего в гражданстве обеих Сторон, пребывающего на территории одной из Сторон, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в Стороне пребывания.

Статья 8

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Договора, решаются путем консультаций и переговоров.

Статья 9

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Статья 10

Настоящий Договор действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока.

Совершено в Москве 7 сентября 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и таджикском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Ратифицирован Федеральным Собранием

"Бюллетень международных договоров " № 2 за 1997 год)

Иностранцам, подавшим заявление на получение российского гражданства, как правило, приходится проходить процедуру в общем порядке, предусматривающем наличие пятилетнего срока проживания в России. Упрощенный порядок значительно ускоряет прохождение процедуры. Еще быстрее и проще осуществляется получение гражданства РФ по четырехстороннему соглашению.

Какие преимущества предоставляются четырехсторонним соглашением

26 февраля 1999 года главами четырех дружественных государств Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией было подписано Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства (далее – Соглашение).

Четырехсторонним договором, вступившим в силу с 2000 года, предусмотрено, что каждая страна – участница Соглашения обязуется предоставить «прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой страны право приобрести гражданство в упрощенном порядке». Разумеется, есть определенные ограничения в отношении круга лиц, на которых распространяется упрощенный порядок обретения полноправного гражданского статуса в другой стране.

Получение статуса российского гражданина в соответствии с условиями четырехстороннего договора – частный случай его обретения в упрощенном порядке.

Главные преимущества такого способа стать гражданином Российской Федерации:

  • сокращение сроков рассмотрения поданного заявления до 3 месяцев;
  • нет необходимости подтверждать владение русским языком и наличие законных источников к существованию;
  • нет нужды в подаче заявления об отказе от гражданства на прежней родине.

Узнайте подробнее о том, как получить гражданство России.

Как осуществляется правовое регулирование получения гражданства по четырехстороннему соглашению

Четыре государства, которые подписали договор, исходили из побуждения, зафиксированного в его преамбуле. Цель договора – помочь лицам, которые хотят стать гражданами другой страны, подписавшей Соглашение.

Главное условие волеизъявления – добровольность, решение стать гражданином другой страны не должно приниматься под давлением извне.

Подписав четырехстороннее соглашение о гражданстве, государства-участники приняли на себя обязательства:

  • устранить имеющиеся несоответствия с ним в национальных нормативно-правовых актах;
  • согласовать деятельность компетентных государственных структур относительно обмена данными, необходимого для реализации условий Соглашения.

Статья 3 Соглашения урегулировала правовой статус детей, родители которых являются гражданами разных стран – участниц договора или изменили гражданство в соответствии с его условиями.

Кто может стать российским гражданином по Соглашению

Четырехсторонний договор стал документом, подытожившим усилия постсоветских государств как-то упорядочить миграцию своих граждан, облегчить их судьбу. В частности, еще в 1995 году был подписано двустороннее Соглашение между Россией и Казахстаном о гражданстве.

Подписанием четырехстороннего договора укрепление сотрудничества между его участниками в вопросах перемещения граждан не прекратилось. Наиболее тесными представляются российско-белорусские межгосударственные отношения. Если учесть, насколько тесно связаны между собой исторические судьбы этих государств и народов, в этом нет ничего удивительного. В 2006 году, к примеру, Российская Федерация и Республика Беларусь подписали отдельное соглашение, облегчающее свободу передвижения и выбор места проживания. И гражданство РФ по соглашению с Беларусью приобретается по упрощенной процедуре.

Условия приема в российское гражданство в соответствии с Соглашением

Четырехсторонний договор определил круг лиц, которые имеют право в упрощенном порядке получить статус российского гражданина.

Претенденты на гражданство РФ должны соответствовать критериям, представленным в части 1 статьи 1 Соглашения:

  • родиться/проживать на территории России и иметь гражданство одной из четырех бывших советских республик и, одновременно, СССР, полученное до 21 декабря 1991 года;
  • иметь близких родственников – российских граждан. К числу близких родственников относятся супруги, родители, дети, включая усыновленных, деды и бабушки, внуки, братья и сестры.

Подтверждением родства является внутренний российский паспорт или иной документ аналогичного назначения, содержащий отметку о регистрации по месту жительства. Если родственниками выступают дедушка или бабушка, дополнительно понадобится свидетельство о рождении родителя заявителя. Свидетельство о рождении необходимо также, если родственниками являются брат или сестра. А если родственниками заявителя выступают внуки, то понадобятся свидетельства о рождении и внуков, и ребенка заявителя, ставшего их родителем.

Что делать, если основания для приема в российское гражданство по Соглашению отсутствуют

Не всегда граждане, проживающие в Белоруссии, Казахстане или Киргизии, соответствуют требованиям, предъявляемым претендентам на российское гражданство, обусловленным четырехсторонним договором. И все же они остаются вправе претендовать на обретение статуса российского гражданина в упрощенном порядке. В любом случае, им не понадобится проживать в России целых 5 лет, чтобы подать заявление.

Особенности оформления гражданства по четырехстороннему договору

Чтобы воспользоваться преимуществами в получении статуса российского гражданина, которые предоставляет гражданам постсоветских государств договор, необходимо соблюсти некоторые требования.

Заявитель должен оформить выезд в Россию так, так требуется законодательством страны, в которой он проживал. Российское законодательство ставит условием в этом случае предоставление документа, подтверждающего выезд в РФ для постоянного проживания.

Достаточно предъявить:

  • отметку в национальном паспорте;
  • листок убытия к удостоверению личности.

Российское гражданство по четырехстороннему соглашению может предоставляться только при условии постоянного проживания в стране, для чего необходимо получение вида на жительство (ВНЖ) и прохождение регистрации по месту проживания.

Какие документы необходимо предоставить

Вместе с заявлением в двух экземплярах понадобится подготовить пакет документов, в котором обязательно наличие:

  • действительного национального паспорта;
  • российского ВНЖ;
  • нотариально заверенных копий свидетельств о рождении и браке (если заявитель пребывает/пребывал в нем);
  • документа, подтверждающего выезд из страны на постоянное местожительство в РФ;
  • 3 фотографии 3х4 см;
  • квитанции об уплате госпошлины;
  • документов, которые подтверждают право воспользоваться льготами, вытекающими из Соглашения. Это будет (в разных случаях) свидетельство о регистрации брака и свидетельство о рождении заявителя, свидетельство о рождении / национальный паспорт ребенка заявителя, родителей, сестры/брата, внуков.

Если вместе с родителями стать российскими гражданами собираются дети, то необходимо предоставить на каждого из них:

  • свидетельство о рождении и национальный паспорт (при наличии);
  • документ, подтверждающий проживание в РФ. Это может быть разрешение на временное проживание (РВП) ребенка или ВНЖ/РВП одного из родителей, с внесенными сведениями о ребенке;
  • письменное согласие ребенка, достигшего 14 лет, с нотариально заверенной подписью;
  • копия отрывной части бланка уведомления, удостоверяющего постановку на миграционный учет (если он производился по месту пребывания).

Дополнительные сведения представлены в подробной публикации, рассказывающей, какие нужны документы для получения гражданства РФ.

В какое ведомство обращаться для оформления гражданства РФ

Заявление подается лично в территориальное отделение ГУВМ МВД России по месту регистрации. Записаться на прием можно на сайте ГУВМ МВД в онлайн-режиме, нужно лишь нажать на кнопку «Онлайн-запись на прием». Все особенности подачи заявления и прилагающихся документов лучше прояснить заранее.

Узнайте подробнее о процедуре, пакете документов и о том, куда обратиться для получения гражданства РФ.

Тем, кто избирает для проживания российскую столицу, пригодятся советы, о получении гражданства РФ в Москве.

Выбирая местом проживания северную столицу, изучите информацию в материале о том, как оформить получение гражданства РФ в Санкт-Петербурге.

Стоимость и продолжительность процедуры оформления

Как уже выше сказано, при подаче документов необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, которая в 2018 году установлена в размере 3500 рублей. Кроме того, предстоят и другие затраты, в частности, заплатить за нотариальное заверение некоторых документов.

Читайте подробный материал о том, какова госпошлина на гражданство РФ в 2018 году.

Для того чтобы получить статус российского гражданина по четырехстороннему договору, не придется ждать очень долго. Процедура рассмотрения заявления занимает до 3 месяцев, еще 1 месяц может уйти на выдачу уведомления.

Подробности узнайте из статьи, в которой рассматриваются сроки получения гражданства РФ.

Существуют ли основания для отказа в предоставлении гражданства

Гражданам Белоруссии, Казахстана и Киргизии могут отказать в праве стать российскими гражданами, основываясь на положениях части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Это может произойти в том случае, если заявитель:

  • выступал с заявлениями и/или совершал действия, угрожающие основам конституционного строя и национальной безопасности РФ;
  • фальсифицировал документы или подал ложные сведения;
  • служит в вооруженных формированиях;
  • имеет судимость за совершение умышленных преступлений;
  • преследуется в уголовном порядке;
  • подвергся наказанию в виде лишения свободы.

Помимо этого, существует возможность отмены решения о предоставлении российского гражданства в случаях:

  • отказа принести Присягу гражданина РФ;
  • обнаружения подлога при подаче документов или факта предоставления ложных сведений.

Много важных деталей и полезной информации содержит публикация о причинах отказа в гражданстве.

Итоги

Для многих людей, проживавших в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, подписание четырехстороннего договора оказалось важным событием. С тех пор им стало намного легче приобрести российское гражданство по соглашению сторон. Даже в сравнении с упрощенным порядком оформить необходимые документы и получить решение удается в более сжатые сроки.

Упрощенный порядок получения гражданства РФ: Видео

Российская Федерация заключила международные соглашения с тремя странами об упрощенном порядке получение гражданства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В последние годы большое количество людей стремятся получить гражданство Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству существует несколько способов оформления российского гражданства иностранными гражданами, одним из таких способов является четырехстороннее соглашение.

Главная информация

Международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстана, Белоруссии и Кыргызской Республикой о льготном порядке получения гражданства РФ называется четырехстороннее соглашение.

Основной задачей данного соглашения является предоставления возможности реализовать жителями дружеских государств право выбора по приобретению гражданства.

Первоначальные понятия

Восемнадцать лет назад между четырьмя дружественными республиками был подписан специальный документ, который направлен на сохранение и укрепление братских культурных, исторических, политических и других связей.

С помощью четырехстороннего соглашения можно оформить гражданский статус для любой страны этой коалиции можно по упрощенной системе.

Кто имеет право на прием в данном порядке

На основании данного соглашения получить российское гражданство могут:

  • жители государств, которые являются участниками четырехстороннего соглашения: граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии;
  • заявитель соответствует определенным требованиям:
  1. Имел статус гражданина Советского Союза.
  2. До декабря 1991 года жил на территории России и был гражданином Советского Союза.
  3. У заявителя имеет родственник, который является резидентом РФ и проживает на территории страны.

Список близких родственников закреплен в международном договоре и является полностью исчерпывающим.

Не могут воспользоваться четырехсторонним соглашениям заявителями не соответствующие трем указанным требования и лица без гражданства.

Правовое регулирование

В международных договорах, которые были заключены между тремя дружескими странами, регламентируются основные моменты и условия оформления гражданства.

В них указан перечень, кто имеет право воспользоваться упрощенной схемой получения гражданства, требования и сроки рассмотрения заявки.

Основные аспекты, связанные с получением гражданства описаны в:

  • Федеральном законе «О гражданстве» от 31 мая 2002 года, № 62-ФЗ;
  • Федеральный законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ;
  • статье 6 Конституции РФ;
  • Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 года № 1325.

Как оформить соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства

  • оформление выезда из иностранного государства в Россию, получение штампа в паспорта или листок убытия;
  • наличие ВНЖ и регистрации на территории Российской Федерации. Период проживания при оформлении гражданства по соглашению не учитывается.

Согласно законодательству получить гражданство упрощенным способом за пределами РФ невозможно. Бланк заявления о предоставлении гражданства РФ можно .

Условия составления

Статус резидента РФ по четырехстороннему соглашению можно получить при соблюдении следующих условий:

  • быть гражданином одной из трех дружеских стран;
  • проживание до 1991 года на территории РФ;
  • иностранец, бывший гражданин Советского Союза и проживал на территории одной из четырех советских республик;
  • мигрант постоянно проживает на территории России, срок проживания не учитывается;
  • проживание родственников, которые указаны в перечне на законодательном уровне, в России;
  • наличие подтверждения выезда из своей родной страны.

Заявитель должен в обязательном порядке соблюсти все эти условия для получения гражданского статуса.

Раньше при оформлении статуса резидента по четырехстороннему соглашению не требовалось предоставлять РВП и ВНЖ, но сейчас условия изменились, и наличие данных пунктов являются обязательными.

Человек желающий стать гражданином Российской Федерации должен в установленном порядке покинуть страну проживания и при пересечении границы оформить миграционную карту.

Исключением при оформлении миграционной карты являются граждане Белоруссии, им она не требуется.

После встать на учет в управление миграционной службы и получить РВП и ВНЖ, а затем подавать документы на оформления гражданства РФ.

Перечень документов

Чтобы получить статус резидента РФ по соглашению необходимо в миграционную службу подать следующие справки:

  • действующий паспорт другого государства;
  • ВНЖ в РФ;
  • два экземпляра заявления;
  • документы о переезде постоянное место жительства в Россию, лист убытие, который выдается вместе со справкой, удостоверяющей личность заявителя либо штамп в национальном паспорте;
  • три фотографии 3*4 см;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право оформить гражданство по четырехстороннему соглашению.

Документами, которые подтверждают факт, наличия оснований для получения гражданства на льготных условиях могут являться:

  • свидетельство о регистрации брака;
  • свидетельство о рождении заявителя;
  • свидетельство о рождении ребенка.

При оформлении статуса резидента ребенку совместно с родителями, то на каждого ребенка необходимо предоставить:

  • свидетельство о рождении;
  • если ребенок старше четырнадцати лет, то нотариально заверенное согласие на изменения гражданства в письменной форме;
  • РВП (разрешение на временное проживание), ВНЖ или при наличии миграционного учета – отрывная часть бланка о прибытие ребенка.

Это основной пакет документов, который необходимо предоставить, но в ряде случае миграционные службы могут запросить дополнительные данные.

Нюансы при заполнении заявления (образец)

Заявление представляет собой анкету, форма, которой установлена на государственном уровне. Бланк можно получить в миграционной службе.

Основное правило при заполнении данных это отсутствие каких-либо исправлений. Заявление о получение гражданства должно быть написано на русском языке, печатными буквами, максимально разборчивым почерком.

Основные требования к заявлению:

  • подача документа в двух экземплярах;
  • предоставляемые данные должны быть полными и достоверными. Сокрытие или укрывательство каких-либо сведений может привести к нежелательным последствиям;
  • отсутствие исправлений, аббревиатур;
  • недопустимо оставлять пустые графы;
  • анкета может быть заполнено как от руки, так и с помощью компьютера. Если анкет заполняется на компьютере, то необходимо изучить требования к распечатке страниц.

Особенности оформления 4-х стороннего договора

Основными особенностями четырехстороннего договора являются:

  • сокращенные сроки рассмотрения заявление о получении статуса резидента. Срок не больше трех месяцев;
  • список необходимых документов, подаваемых в управление миграционной службы, меньше стандартного перечня;
  • упрощенные требования к заявителям, желающим получить российское гражданство. Им не надо предоставлять сертификат о владении государственным языком или подтверждать свой доход;
  • отказ от гражданства писать не требуется, только в случае выявления желания мигранта. Это связано с тем, что между странами действует соглашение о двойном гражданстве Российской Федерации;
  • если родители приняли гражданство Российской Федерации, то дети автоматически становятся гражданами РФ.

Во вторую часть Сборника включены многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, взаимных поездок граждан, включая безвизовые, и пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Настоящее издание предназначено для работников миграционной системы, органов внутренних дел, научно-исследовательских учреждений, научно-педагогического состава и слушателей юридических вузов, сотрудников правоохранительных органов и миграционных ведомств Содружества Независимых Государств.

Вступительная статья

Раздел 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА
Многосторонние документы
1.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (извлечение - ст. 13 и 15)
1.2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение - ст.7,8)
1.3. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29.01.1957 г.
1.4. Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г.
1.5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. (извлечение)
1.6. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.
1.7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республике Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20.01.1995 г.
Двусторонние договоры
1.8. Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28.03.1996 г.
1.9. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993 г.

Раздел 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двусторонние договоры
2.1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 29.08.1997 г.
2.2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г.
2.3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 15.09.1995 г.
2.4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих в Российской Федерации, от 20.01.1995 г.
2.5. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 13.10.1995 г.
2.6. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18.05.1995 г.

Раздел 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ВЗАИМНЫХ ПОЕЗДКАХ ГРАЖДАН
Многосторонние договоренности
3.1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1.08.1975 г. (извлечение)
3.2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 г.
Двусторонние договоры
3.3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.
3.4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 16.05.1994 г.
3.5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25.09.2000 г.
3.6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бенин о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о взаимных поездках граждан от 05.03.2002 г., вступило в силу с 07.05.2002 г.
3.8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливия о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 11.04.1995 г.
3.9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам
3.10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Буркина-Фасо о безвизовых поездках по диломатическим и служебным паспортам от 02.03.2000 г.
3.11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об условиях взаимных поездок граждан от 28.10.1993 г.
3.13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов Российской Федерации и дипломатических, консульских и официальных паспортов Республики Гватемала в форме обмена нотами от 24.05.1999 г.
3.14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Гвинейской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 07.01.1998 г.
3.15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10.12.2003 г.
3.16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 05.06.2002 г.
3.17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о взаимных поездках владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов от 3 декабря 2004 г.
3.18. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 29.03.1993 г.
3.19. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран по визовым вопросам от 23.12.1996 г.
3.20. Меморандум между СССР и Королевством Испании о порядке выдачи виз от 26.10.1990 г.
3.21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики от 15.06.2004 г.
3.22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан от 29.02.2000 г.
3.23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г.
3.24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных или официальных паспортов от 26.11.1997 г.
3.25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о взаимных поездках граждан от 24.01.1997 г.
3.26. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея по вопросам выдачи виз от 18.03.1992 г.
3.27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коста-Рика об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.10.1997 г.
3.28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об условиях взаимных поездок граждан обоих государств от 03.12.1993 г.
3.29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об условиях взаимных поездок граждан от 29 ноября 2004 года
3.30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о транзитном проезде граждан Российской Федерации железнодорожным транспортом через территорию Латвийской Республики от 02.06.1993 г.
3.31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 30.12.2002 г.
3.32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 15.10.2002 г.
3.33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30.11.2000 г.
3.34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам от 28.01.1997 г.
3.35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма об упразднении виз для дипломатических и служебных/официальных паспортов от 03.07.2000 г.
3.36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Непал об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.04.2002 г.
3.37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов от 14.07.1999г.
3.38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша от 18.09.2003 г.
3.39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан от 26.08.2002 г.
3.40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о взаимном отказе от визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 17.10.2002 г., вступило в силу с 06.03.2003 г.
3.41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан от 17.07.1999 г.
3.42. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам от 05.11.1999 г.
3.43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997 г.
3.44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Восточной Республики Уругвай об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и официальных паспортов от 13.07.1999 г.
3.45. Российско-французская договоренность по визовым вопросам от 06.02.1992 г.
3.46. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и Французской Республики от 15.06.2004 г.
3.47. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об отмене виз для владельцев служебных российских паспортов и официальных чилийских паспортов от 04.10.2002 г.
3.48. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Швеции по визовым вопросам от 13.01.1988 г.
3.49. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных российских и дипломатических, официальных и специальных эквадорских паспортов от 18.02.1999г.
3.50. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопии о безвизовом режиме проезда по дипломатическим и служебным паспортам от 11.12.2002 г.

Раздел 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
Многосторонние соглашения
4.1. Соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от25 ноября 1998 г.
Двусторонние соглашения
4.2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 г.
4.3. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Грузия о пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 г.
4.4. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 г.
4.5. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 г.
4.6. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Латвийской Республики о пунктах пропуска через таможенную границу от 2 июня 1993 г.
4.7. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной от 8 февраля 1995 г.
4.8. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 г.
4.9. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу от 25 июня 2002 г.

Четырёхстороннее межгосударственное соглашение, заключенное между республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года (далее по тексту – Соглашение), наделяет граждан этих государств, а также лиц без гражданства правом приема в российское гражданство.

Особенности приема в российское гражданство по соглашению

Являясь разновидностью упрощенного порядка приема в российской гражданство, рассматриваемый порядок требует от заявителя минимальных организационных и временных затрат для достижения поставленной им цели. Вместе с тем, реализация процедуры имеет свои специфические черты.

Читайте также:

  • Порядок получения гражданства РФ
  • Гражданство для носителей русского языка

Первой особенностью является ограниченный тремя месяцами срок, в течение которого рассматривается заявление и принимается решение о принятии в гражданство.

Вторая особенность выражается в отсутствии у кандидата необходимости подтверждения легального дохода, обеспечивающего возможность его существования.

Третья особенность заключается в том, что соискателю статуса гражданина РФ, не нужно подтверждать уровень знаний русского языка.

Четверной особенностью, присущей приему в гражданство по Соглашению, является необязательность подачи заявления об отказе от действующего гражданства.

Требования к кандидату в гражданство РФ по соглашению

Лица, на которых распространяется действие рассматриваемого порядка, должны отвечать следующим критериям:

  • иметь гражданство одного из государств – участниц соглашения,
  • данное условие является необходимым, поэтому если претендент является лицом без гражданства, то на него указанный порядок не распространяется);
  • ранее быть гражданином этих республик (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, РСФСР) и СССР, при этом являться уроженцем России;
  • ранее быть гражданином этих республик (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, РСФСР) и СССР, а также проживать на территории РФ до 21 декабря 1991 года;
  • состоять в близких родственных связях с гражданином РФ, постоянно проживающим на ее территории.

Лицом, постоянно проживающим в России, признается близкий родственник, имеющий российской гражданство и постоянную регистрацию по месту жительства в пределах территории РФ. Круг лиц, который признаются близкими родственникам определен в соглашении и не подлежит расширительному толкованию.

Условия приема в гражданство по соглашению

Право на обращение с заявлением о приеме в российское гражданство по соглашению, появляется у претендента, после его переезда в РФ для проживания на постоянной основе, то есть на постоянное место жительства (ПМЖ). Данное обстоятельство требует надлежащего оформления. При этом необходимо:

1.Пройти процедуру официального оформления выезда из своего государства на постоянное место жительство в Россию и иметь соответствующий требованиям национального законодательства документ, подтверждающий этот факт.

Все вопросы, относящиеся к выполнению и оформлению выезда на ПМЖ в РФ, регулируются внутренним законодательством стран – подписавших соглашение. С точки зрения российского законодательства такое условие будет являться выполненным надлежащим образом, если претендент имеет тому документальное подтверждение.

Рассмотрение требований законодательств стран – участниц соглашения, в части оформления выезда в Россию на ПМЖ, не является темой настоящей статьи. Ответы на конкретные вопросы по данному поводу следует искать в правовых нормах национальных законодательств заявителей.

2. Иметь статус иностранного гражданина, постоянно проживающего в России, иными словами - вид на жительство в России и регистрацию по месту жительства на её территории.

Срок постоянного проживания претендента в России, предшествующий подаче заявления, не имеет правового значения при получении гражданства по Соглашению.

Документы, необходимые для приема в российское гражданство по соглашению

От заявителя, оформляющего гражданство по соглашению в УВМ МВД России должны поступить следующие документы:

  • Действующий внутренний национальный паспорт.
  • Вид на жительство в РФ иностранного гражданина.
  • Заявление установленного образца о приеме в гражданство России в упрощенном порядке на бумажном носителе в двух экземплярах, заполненное в соответствии с предъявляемыми законом требованиями.
  • Копия свидетельства о рождении, удостоверенная нотариусом.
  • Для лиц, состоящих в браке - копия свидетельства о браке, удостоверенная нотариусом.
  • Документ, подтверждающий оформление выезда заявителя, на постоянное место жительство в Россию из государства убытия (листок убытия, приложение к паспорту заявителя и (или) соответствующая отметка в нем).
  • Персональные фотографии предъявителя заявления размером 3Х4 сантиметра в трех экземплярах.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей за оформление гражданства РФ.
  • Право подтверждающие документы о наличии у заявителя юридических оснований на прием в российское гражданство по соглашению.

Документом, подтверждающим наличие соответствующих оснований, во всех случаях, является паспорт гражданина РФ с отметкой о его регистрации по месту жительства, для лиц, не достигших 14-летнего возраста - документ, подтверждающий наличие у него гражданства России и свидетельство о регистрации по месту жительства.

Именно таким образом надлежит подтверждать гражданскую принадлежность близкого родственника и его постоянное проживание в России.

Иные документы, которые подтверждают факт близкого родства и отношений.

Брачные отношения заявителя подтверждаются свидетельством о браке. Родственные отношения при наличии у заявителя:

  • родителя, подтверждаются свидетельством о рождении заявителя;
  • ребенка, подтверждаются свидетельством о рождении ребенка, в котором в качестве родителя указан заявитель;
  • родных брата или сестры, подтверждаются свидетельствами о рождении их родителей;
  • родных дедушки или бабушки, подтверждаются свидетельством о рождении одного из родителей заявителя;
  • родных внука или внучки, подтверждается их свидетельством о рождении и свидетельством о рождении одного из родителей.

Для ребенка, принимающего совместно с родителем российское гражданство по соглашению требуется представить:

  • свидетельство о его рождении;
  • национальный паспорт (при достижении ребенком соответствующего возраста;
  • согласие ребенка, оформленного в произвольной письменной форме, на изменение гражданства – если ребенок, принимающий российское гражданство по соглашению, достиг 14-летнего возраста. Подпись ребенка на этом документе требует либо нотариального удостоверения, либо заверяется должностным лицом подразделения УВМ;
  • документ о проживании ребенка на территории России: ВНЖ или РВП самого ребенка или одного из родителей с отметкой сведений о ребенке, или при наличии у ребенка миграционного учета - бланком уведомления о прибытии ребенка в место пребывания.

В заключение статьи отметим, что если рассмотренный порядок приема в российское гражданство не может быть реализован по каким-либо причинам, то мы настоятельно рекомендуем рассмотреть вопрос о возможности приобретения гражданства по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом.

Подробности читайте:

  • Гражданство РФ в упрощенном порядке

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Загрузка...