musings.ru

Защита прав кредиторов при реорганизации. Конспекты юриста Основания ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства , поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

  • отсутствие универсального правопреемства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

  • добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
  • недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Основания ликвидации юридического лица:

  1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);
  2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
    • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом , либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  3. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  4. в иных случаях , предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав - ст. 1253 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

  1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
  2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

  1. Опубликование в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
  2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
  3. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  4. Составление (после окончания срока предъявления требований) промежуточного ликвидационного баланса, который содержит:
    • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
    • перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также
    • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  5. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом , промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса , прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Подробнее о порядке ликвидации

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Права кредиторов при ликвидации юридического лица

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов , в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Принципы последовательности и пропорциональности:

исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

  1. требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);
  2. если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

1.65

Ликвидация юридического лица

Виды прекращения юридических лиц

5. Реорганизация юридического лица

7. Банкротство юридического лица

1. Возникновение юридического лица состоит из двух стадий: . создание юридического лица (в узком смысле слова);

Государственная регистрация юридического лица, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а

компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

2. Основания прекращения юридических лиц:

добровольные, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных случаях с разрешения компетентного государственного орга­на);

распорядительные:

- по решению учредителей (участников) юридического лица;

По решению компетентного государственного органа;

По решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

. реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному); . ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

4. Виды ликвидации юридического лица:

. с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

. с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

. с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц :

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

присоединение - вливание одного юридического лица в другое;

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого;

преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.



6. Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица: . обязательное уведомление кредиторов;

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков; . солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято су­дом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами. Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский коопера­тив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, свя­занные с банкротством юридического лица, урегулированы Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.

К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) про­цедуры:

- внешнее управление, осуществляемое арбитражным управляющим, ко­торый назначается арбитражным судом;

- санация, то есть оказание предприятию финансовой помощи его соб­ственником, кредиторами или иными лицами;

мировое соглашение;

ликвидационные процедуры.

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

Невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

Установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.

Вопрос 17. Классификация юридических лиц

/. Коммерческие и некоммерческие организации

  • Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан (порядок, условия, правовые последствия). Признание гражданина недееспособным (порядок, условия, правовые последствия)
  • Порядок, условия и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим
  • Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Органы юридического лица (их виды, функции)
  • Реорганизация юридических лиц и её виды. Гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица
  • Ликвидация юридических лиц (основания, порядок ликвидации, правовые последствия ликвидации)
  • Хозяйственные общества как юридические лица (понятие, порядок создания, органы управления). Виды хозяйственных обществ
  • Хозяйственные товарищества как юридические лица (понятие, порядок создания). Ведение дел товарищества. Виды хозяйственных товариществ
  • Некоммерческие организации как юридические лица (понятие, виды, образование, правоспособность)
  • Вещи как объекты гражданских прав: понятие вещи, классификация вещей и её правовое значение
  • Ценные бумаги как объекты гражданских прав (понятие, признаки и виды ценных бумаг)
  • Нематериальные блага и их защита (понятие, виды, защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина)
  • Понятие сделки, её признаки. Классификация сделок
  • Условия действительности сделок (требования, предъявляемые к субъектам, форме, содержанию, воле и волеизъявлению)
  • Форма сделок. Государственная регистрация сделок. Последствия несоблюдения требуемой формы сделок и требования о государственной регистрации
  • Недействительность сделок (понятие недействительности, виды недействительных сделок). Основные и дополнительные имущественные последствия недействительности сделок
  • Понятие представительства и его виды. Особенности правоотношений, возникающих при представительстве и его виды. Коммерческое представительство
  • Доверенность. Понятие, виды, форма, срок действия, прекращение доверенности
  • Понятие срока исковой давности. Начало течения срока исковой давности. Приостановление и перерыв течения срока исковой данности. Восстановление срока исковой давности
  • Понятие права собственности (общая характеристика). Правомочия собственника. Обязанности собственника. Бремя содержания имущества. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества
  • Приобретение права собственности (первоначальные и производственные способы приобретения). Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
  • Право государственной и муниципальной собственности (субъекты, объекты, содержание). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
  • Право общей долевой собственности (понятие, основания возникновения). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности и долей в общем имуществе
  • Право общей совместной собственности (понятие, основания возникновения). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом
  • Истребование имущества собственником из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Условия удовлетворения виндикационного иска расчёты при возврате имущества из незаконного владения
  • Требования об устранении нарушений права собственности, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
  • Понятие и признаки обязательств. Отличие обязательственных правоотношений от отношений собственности
  • Субъекты обязательств. Множественность лиц в обязательстве и её виды (долевые и солидарные обязательства, субсидиарные обязательства)
  • Исполнение обязательств (понятие, принципы, субъекты исполнения, предмет исполнения, сроки исполнения, место исполнения)
  • Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств (понятие, виды, соотношение неустойки и убытков)
  • Залог как способ обеспечения обязательств (понятие, виды). Договор о залоге (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Задаток как способ обеспечения исполнения обязательств (понятие, функции). Отличие задатка от аванса
  • Прекращение обязательств (исполнение, отступное, зачёт, новация, совпадение должника и кредитора в одном лице, прощение долга, невозможность исполнения)
  • Основание и условия гражданско-правовой ответственности. Противоправность и вина правонарушителя как условия гражданско-правовой ответственности, их характеристика
  • Виды договоров в гражданском праве (общая характеристика). Смешанные договоры. Публичный договор и договор присоединения
  • Договор купли-продажи (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор поставки (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор продажи недвижимости (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Передача недвижимости приобретателю
  • Договор дарения (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание,). Ограничение и запрет дарения
  • Договор ренты (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Виды договоров ренты (общая характеристика)
  • Договор пожизненного содержания с иждивением (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор аренды (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор проката (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор аренды транспортных средств (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор финансовой аренды – лизинга (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор коммерческого найма жилого помещения (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор подряда (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Распределение рисков между сторонами
  • Договор перевозки грузов (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Виды договоров перевозки грузов
  • Ответственность перевозчика за просрочку доставки, утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Условия ответственности. Бремя доказывания. Размер ответственности
  • Договор займа (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Последствия нарушения заемщиком условий договора займа
  • Кредитный договор (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Ответственность сторон по кредитному договору
  • Договор банковского вклада (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Виды банковских вкладов
  • Договор хранения (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор имущественного страхования (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание). Права и обязанности сторон до и после наступления страхового случая
  • Договор поручения (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор комиссии (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон)
  • Договор доверительного управления имуществом (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Ответственность доверительного управляющего
  • Договор коммерческой концессии (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю
  • Понятие и стороны обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Система обязательств, возникающих вследствие причинения вреда
  • Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет
  • Ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами
  • Ответственность за вред, причинённый деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
  • Ответственность за вред, причинённый незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда
  • Возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина. Виды (характер) возмещения, определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья
  • Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия. Изменение размера возмещения вреда
  • Ответственность за вред, причинённый гражданином, признанным недееспособным, и гражданином, не способным понимать значение своих действий
  • Освобождение от обязанности возместить вред. Уменьшение размера возмещения. Учёт вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред
  • Ответственность за вред, причинённый вследствие недостатков товаров, работ, услуг
  • Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения (понятие, содержание, виды). Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату
  • Наследственное правоотношение. Объекты наследственного правопреемства. Время и место открытия наследства, их правовое значение
  • Наследование по завещанию. Понятие, форма и порядок совершения завещания. Право на обязательную долю в наследстве. Отмена или изменение завещания. Недействительность завещания
  • Закрытое завещание. Завещание в чрезвычайных обстоятельствах. Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках
  • Особые распоряжения завещателя: завещательный отказ, завещательное возложение, подназначение наследника
  • Наследование по закону (понятие, основание). Круг наследников по закону и порядок призвания их к наследству. Наследование по праву представления
  • Принятие наследства (способы, срок принятия). Принятие наследства по истечении установленного срока. Свидетельство о праве на наследство: порядок и срок его выдачи
  • Наследственная трансмиссия. Отказ от наследства, правовые последствия отказа
  • Интеллектуальные права (общая характеристика). Исключительное право
  • Объекты авторского права. Виды объектов. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
  • Личные неимущественные права авторов произведения литературы, науки, искусства
  • Исключительное право автора (иного правообладателя) на использование произведения науки, литературы, искусства
  • Защита авторских и смежных прав. Способы защиты авторских и смежных прав. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
  • Договор авторского заказа (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон, срок исполнения). Виды договоров авторского заказа
  • Понятие и условия патентоспособности изобретения. Объекты изобретения. Правовая охрана изобретения
  • Понятие и условия патентоспособности промышленного образца. Правовая охрана промышленного образца
  • Понятие и условия патентоспособности полезной модели. Правовая охрана полезной модели
  • Реорганизация юридических лиц и её виды. Гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица

    Реорганизация – прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому ранее существовавшему или вновь созданному юридическому лицу.

    Реорганизация может проводиться в следующих формах:

    a) Преобразование – в связи с изменением организационно-правовой формы старое Ю.Л. прекращает свою деятельность, а вместо него создается новое, к которому переходят права и обязанности старого лица.

    б) Слияние – соединение двух и более лиц, вместо нескольких старых возникает одно новое Ю.Л., к которому переходят права и обязанности.

    в) Разделение – старое лицо разделилось на два и более Ю.Л., к которым перешли права и обязанности старого.

    г) Присоединение – одно Ю.Л. присоединяется, входит в состав другого, к которому переходят все права и обязанности.

    д) Выделение – из старого Ю.Л. (за счет его имущества) образуется новое, образуются два и более новых самостоятельных Ю.Л.

    Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

    Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

    Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

    Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).

    Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

    Ликвидация юридических лиц (основания, порядок ликвидации, правовые последствия ликвидации)

    Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Лквидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

    По общему правилу право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам) – это добровольная ликвидация. Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано.

    Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

    Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК, а именно:

    – в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    – при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    – при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, – противоречащей ее уставным целям.

    Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Процесс ликвидации юридического лица можно разделить на несколько последовательных этапов:

    1. Во-первых, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). На этом же этапе лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

    2. Во-вторых, ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и в письменной форме уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.

    3. В-третьих, по окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения).

    4. В-четвертых, ликвидационная комиссия после утверждения промежуточного ликвидационного баланса производит расчеты с кредиторами. При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований. В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.

    5. В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

    6. В-шестых, государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется органом ФНС РФ по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет налоговый орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    7. В-седьмых, если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Такое право участников именуется правом на ликвидационную квоту.

    И в завершение необходимо отметить, что если в ходе принятия решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация производится в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    "

    1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

    Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

    Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

    2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

    Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

    Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

    Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

    Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

    Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

    3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

    4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:
    1) кредитор согласился принять такое обеспечение;
    2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

    5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

    Комментарий к статье 60 Гражданского Кодекса РФ

    1. Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц является максимальная защита интересов кредиторов. Ее решению посвящена комментируемая статья.

    2. Правопреемство при реорганизации включает перевод долга (долгов) реорганизованного юридического лица на его правопреемника (правопреемников). По общему принципу, выраженному в ст. 391 ГК, перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Поэтому кредитор либо дает согласие на перевод долга правопреемникам реорганизуемого юридического лица, либо при отсутствии такого согласия вправе требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения иным удобным ему законным способом, в частности путем зачета (ст. 410 ГК) или расторжения договора (ст. 450 ГК), а также возмещения причиненных этим убытков (например, расходов на хранение досрочно полученного товара или процентов за оставшийся период досрочно возвращенного кредита).

    В случае неуведомления кредиторов (о реорганизации юридического лица) им следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства и возмещения убытков от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применив по аналогии (ст. 6 ГК) норму п. 3 комментируемой статьи. На такие требования должен распространяться общий трехгодичный срок исковой давности, исчисляемый с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о состоявшейся реорганизации.

    3. Правило п. 3 данной статьи действует независимо от причины, по которой возникла предусмотренная в нем неопределенность, а также от того, относится ли она к известному на момент составления разделительного баланса правоотношению или это правоотношение оставалось на тот момент невыясненным.

    4. Существенной гарантией и средством защиты интересов кредиторов служит правило абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК, поскольку реорганизация не является завершенной и не вступает в действие до государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    5. Статья 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона и иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

    Другой комментарий к статье 60 ГК РФ

    1. Поскольку любая реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов реорганизуемых юридических лиц, обеспечение прав кредиторов является одним из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Комментируемая статья содержит нормы, касающиеся порядка уведомления кредиторов о реорганизации, а также правомочий кредиторов в отношении реорганизуемого должника и его правопреемников.

    Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о реорганизации юридического лица, т.е. практически на само юридическое лицо. Более подробно порядок уведомления регламентируется законами о юридических лицах различного вида.

    2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

    Приведенная норма п. 2 комментируемой статьи связана с общим принципом недопустимости перевода долга без согласия кредитора, предусмотренным п. 1 ст. 391 ГК. Поскольку кредитор не вправе воспрепятствовать реорганизации, влекущей замену стороны в обязательстве, он вправе письменно потребовать досрочного прекращения либо досрочного исполнения гражданско-правового обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков. При этом обязательство может быть прекращено с использованием способов, предусмотренных законами, иными правовыми актами или договором, в том числе путем расторжения договора (см. ст. 450 ГК). Досрочное исполнение обязательства должником по требованию кредитора является самостоятельным способом прекращения обязательства, к которому применимы положения ст. 408 ГК о прекращении обязательства исполнением.

    3. Вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам юридического лица перед его кредиторами: если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК), а также, как указал Пленум ВАС РФ, если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (см. п. 22 Постановления ВАС РФ N 19).

    При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

    1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

    2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

    3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

    4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

    5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

    Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.

    Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

    Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.

    Прежде всего, на субъекты, принявшие решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (п. п. 1, 2 ст. 60 ГК).

    Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК).

    Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

    17. Ликвидация юридического лица. Защита прав и удовлетворение требований кредиторов при ликвидации.

    Ликвидация - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

    Отличие ликвидации от других способов реорганизации : отсутствие универсального правопреемства.

    Под отсутствием правопреемства имеется ввиду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано:

    добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);

    недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

    Основания ликвидации юридического лица:

    решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо неправомерного осуществления деятельности (без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям). См. также п. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".;

    признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации (в соответствии со ст. 65 ГК РФ).

    Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

    Порядок ликвидации юридического лица

    Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан:

    1. письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации);

    2. назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) - к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде;

    3. установить порядок и сроки ликвидации;

    4. уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации).

    Подробнее о порядке ликвидации

    Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации).

    С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения:

    не допускается регистрация изменений в учредительные документы,

    не допускается регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).

    Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), и только некоторые полномочия сохраняются за прежними органами (абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК).

    Действия ликвидационной комиссии

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

    Публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

    Ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);

    Письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;

    По окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;

    Исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;

    Осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности - средствами от продажи его имущества с публичных торгов (об особенности обращения взыскания на имущество учреждений - абз. 4, 5 п. 2 ст. 120 ГК);

    Составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;

    Распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;

    Уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

    Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (ст. 63 ГК).

    Права кредиторов при ликвидации юридического лица

    Ст. 63 ГК РФ устанавливает, что ликвидационная комиссия

    принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также

    письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Кодекса.

    При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

    Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 64 ГК), исходя из принципа приоритетности одних требований перед другими:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

    Специальное правило для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

    Принципы последовательности и пропорциональности:

    исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

    требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);

    если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

    18. Банкротство юридических лиц: понятие, основания, процедуры, очередность удовлетворения требований кредиторов.

    Ø Несостоятельность (банкротство) - признанная АС неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

    Ø Ст. 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

    1. ЮЛ по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением:

    ü казенного предприятия,

    ü учреждения,

    ü политической партии

    ü религиозной организации.

    ü Гос. корпорация может быть признана банкротом, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание.

    ü Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

    ü По закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность.

    ü Признание ЮЛ банкротом судом влечет его ликвидацию.

    ü Дела о банкротстве рассматриваются АС.

    ü Дело о банкротстве может быть возбуждено АС при условии, что требования к должнику - ЮЛ в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

    ü Правом на обращение в АС с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

    ü Право на обращение в АС возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

    ü Право на обращение у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения об уплате обязательных платежей.

    ü Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа АС.

    ü Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация ).

    Ø При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

    1. наблюдение

    ü обеспечения сохранности имущества должника,

    ü проведения анализа финансового состояния должника,

    ü составления реестра требований кредиторов

    ü проведения первого собрания кредиторов;

    2. финансовое оздоровление - применяемая к должнику в целях:

    ü восстановления его платежеспособности

    ü погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

    3. внешнее управление - применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

    4. конкурсное производство - применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

    5. мировое соглашение - применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Ø Требования кредиторов разделяются на:

    1. текущие (внеочередные)

    2. очередные.

    1. Право устанавливает больший приоритет текущих (внеочередных) требований, то есть:

    1. денежных обязательств

    2. обязательных платежей,

    3. которые возникли после принятия заявления о признании банкротом,

    4. других обязательств,

    5. срок исполнения по которым наступил после введения процедуры банкротства.

    ü Текущие кредиторы не являются лицами, участвующими в банкротстве, и их требования не включаются в реестр.

    ü Очередность по текущим платежам.

    В 1-ю очередь

    ü выплатой арбитражному управляющему вознаграждения и судебными расходами в связи с банкротством;

    ü оплатой деятельности привлеченных для осуществления банкротства лиц.

    Во 2-ю очередь подлежат исполнению обязательства погасить задолженность по оплате: труда лиц, работающих согласно трудовым договорам; деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим.

    В 3-ю очередь - требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, нужным для деятельности должника.

    В 4-ю очередь - по иным платежам текущего характера.

    2. Под «очередными» понимаются требования , вносимые в реестр.

    В 1-ю очередь включают требования:

    ü лиц, перед которыми у должника существует ответственность за причинение вреда здоровью и жизни, по компенсации морального вреда;

    ü о компенсации вреда, причиненного ввиду разрушения или повреждения объекта капитального строительства, нарушений норм обеспечения безопасной эксплуатации здания и сооружения, нарушений правил безопасности при строительстве.

    Во 2-ю очередь осуществляются расчеты

    ü по оплате труда лиц, работавших или работающих по трудовому договору, выходных пособий,

    ü по оплате вознаграждений лицам за результаты интеллектуальной деятельности.

    В 3-ю очередь осуществляются расчеты по обязательным платежам и отчислениям в бюджет, внебюджетные фонды.

    В 4-ю очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами (например, по исполнению обязательств по недействительным сделкам, признанными таковыми в ходе производства дела и в соответствии с законом).

    Ø Требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества.

    ü При ликвидации должника требования одной очереди удовлетворяются по календарной очередности.

    ü Обязательства по одной очереди удовлетворяются после удовлетворения предыдущей очереди (иск. являются обязательства, которые обеспечены залогом имущества ЮЛ-должника. Они удовлетворяются за счет средств, которые получены от реализации предмета залога при ликвидации).

    ü Если обязательства, которые обеспечены имуществом, не могут быть удовлетворены за счет средств, полученных от реализации предмета залога, то они удовлетворяются как требования кредиторов 4 очереди.

    ü При недостаточности имущества оно распределяется пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, между кредиторами соответствующей очереди в ходе ликвидации.

    ü Погашенными считаются требования в случае: неудовлетворения из-за недостатка имущества должника;

    непризнания их ликвидационной комиссией, если кредитору судом отказано в удовлетворении его требований или он не обращался с иском в суд.

    Ø Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации банков.

    В 1-ю очередь удовлетворяются требования:

    ü ФЛ, которые являются кредиторами банков в соответствии с заключенными договорами банковского счета и договорами банковского вклада;

    ü ЮЛ, осуществляющих обязательное страхование вкладов в случае выплат возмещения по вкладам.

    Исключение при ликвидации составляют требования:

    ü ФЛ по компенсации убытков в форме упущенной выгоды и по уплате финансовых санкций;

    ü ФЛ, осуществляющих ПД без образования ЮЛ, адвокатов, нотариусов в случае наличия у них счетов для осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.

    Ø Реестр требований кредиторов.

    ü Реестр является одним из основных документов конкурсного процесса.

    ü Кредиторы имеют право на включение своих требований в реестр. Это производится на основании судебных актов, вступивших в законную силу и устанавливающих их состав и размер. Исключение данных из реестра возможно только на основании судебных решений.

    Ø Требования кредиторов.

    ü Все обоснующие документы направляются реестродержателю и вносятся в реестр на основании решений суда или управляющего.

    ü В реестре приводится информация о каждом кредиторе, основании возникновения и размере обязательств, очередности удовлетворения.

    ü В реестре указывается размер основного долга, санкций и убытков.

    Загрузка...