musings.ru

Изучение пожаров разбор пожаров. Методические рекомендации по изучению пожаров

Организация управления пожарными подразделениями и необходимость развития современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ. Проведение разбора пожара, его цель, требования, методика подготовки и порядок проведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ »

Школа пов ышения оперативного мастерства

РЕФЕРАТ

На тему: « Разбор пожаров (руководящие документы, цели, задачи; методика подготовки; порядок проведения с начальствующим составом и л/с пожарных подразделений) » .

г. Лабытнанги 2014 год

Введение

Главная часть

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Успешная борьба с пожарами связана с дальнейшим совершенствованием организации управления пожарными подразделениями и развитием современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Средний и старший начальствующий состав (далее - начальствующий состав) федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) МЧС России является организующим звеном частей, специализированных частей, отрядов, пожарно-спасательных подразделений ФПС МЧС России (далее - подразделений ФПС) во всех вопросах оперативно-служебной деятельности. Он принимает решение по организации и тактике тушения пожаров, выступая в роли руководителя тушения пожара (далее - РТП). Быстро и правильно определить решающее направление действий на пожаре, своевременно сосредоточить и ввести в действие необходимые силы и средства, принять необходимые меры по соблюдению правил охраны труда может помочь только высокая тактическая выучка РТП.

Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания, методические навыки, искусство руководства действиями пожарных подразделений по тушению пожара, умение чётко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.

Тактическая подготовка начальствующего состава осуществляется непрерывно в течение всего периода службы, имеет цель подготовить профессионально грамотных специалистов, умеющих анализировать явления, протекающие при развитии и тушении пожара, правильно оценивать обстановку, складывающуюся на пожаре, предвидя ее возможные осложнения и последствия. разбор пожар тушение спасательный

Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.

Изучение пожара включает в себя:

Исследование пожара;

Составление карточки действий пожарного подразделения по тушения пожара или описания пожара;

Разбор пожара.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

Изучение каждого конкретного пожара завершается разбором хода его тушения. Разбор производится в соответствии с требованиями документов МЧС России, определяющих требования к подготовке личного состава пожарных подразделений и органов управления подразделениями пожарной охраны.

Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

Анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) смен пожарных подразделений;

Анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;

Анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;

Анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;

Разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

Проведение разборов пожаров

Разбор пожаров проводится:

отдельно с начальствующим составом и с личным составом подразделений, участвовавшим в тушении пожара;

с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.

Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.

Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.

Требования к разборам пожаров

Для разбора пожаров необходимо:

определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.

Порядок проведения разбора пожара

Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;

руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;

в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТ), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;

выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара.

На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.

Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, становится ясно, что разбор пожаров является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки как начальствующего, так и личного состава. Так как полученная информация и опыт, приобретенные в ходе изучения и разбора пожара могут пригодиться в дальнейшей работе пожарных подразделений. Руководящему составу, выступающему в роли руководителя тушения пожара, необходимо наиболее ответственно и качественно подходить к разбору пожаров, и при исполнении своих обязанностей по тушению пожара учитывать ошибки, совершенные пожарными подразделениями, изучаемые при разборе пожаров, и не допустить их повтора, так как от действий оперативного должностного лица на пожаре зависят не только жизни спасаемых людей, но и жизни подчиненного личного состава.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России от 28.06.2007 года;

3. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России от 25.12.2003 года;

4. Методические указания по проведению разборов пожаров.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности организации и тушения пожаров на объектах энергетики. Действия работников органов подразделений по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров в электроустановках. Организация проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Тушение пожаров летательных аппаратов на земле и проведение аварийно-спасательных работ. Решение комплексной задачи по расчёту сил и средств при тушении пожара на объекте хранения нефтепродуктов. Оценка обстановки на месте пожара на момент прибытия.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2010

    Методы тушения пожаров и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ. Оценка обстановки на месте пожара. Команды, распоряжения, расчет сил и средств для ликвидации пожара.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Оперативно-тактическая оценка жилого дома. Расчет сил и средств на тушение пожара. Проведение аварийно-спасательных работ. Оказание помощи пострадавшему. Карточка боевых действий караула. Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2013

    Выбор и обоснование возможного места пожара. Выбор огнетушащих веществ. Основные формулы и справочные данные для расчета сил и средств, необходимых для тушения пожара. Расписания выездов пожарных аварийно-спасательных подразделений Гомельского гарнизона.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Оперативно-тактическая характеристика зданий и сооружений. Выписка из расписания выезда пожарных аварийно-спасательных подразделений. Обоснование места возникновения возможного пожара и огнетушащего вещества. Схема расстановки сил для тушения пожара.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2012

    Общая характеристика средств, способов и приемов тушения пожаров. Знакомство с основными особенностями организации проведения спасательных работ при возможном пожаре в спортивном комплексе "Жастар" города Талдыкоргана. Анализ особенностей токоотводов.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2014

    Анализ и статистика пожаров в городе Москве. Оперативно-тактическая характеристика объекта. Организация проведения спасательных работ. Эколого-экономическая оценка ущерба при пожаре в жилом доме. Внедрение автоматических установок пожаротушения.

Целью исследования места пожара является обнаружение характерных следов зоны горения, теплового воздействия и задымления и определения по ним границ и форм развития пожара, обнаружение признаков очага возникновения пожара, следов и вещественных доказательств, указывающих на непосредственную (техническую) причину пожара.

Установление непосредственной (технической) причины пожара осуществляется в три этапа:

Изучение обстановки, сложившейся на месте пожара до его возникновения;

Установление и исследование очага пожара;

Выдвижение версий о непосредственной (технической) причине пожара.

Изучение обстановки, сложившейся на месте перед пожаром, бывает особенно необходимым, если вызванные им разрушения являются максимальными. В подобных случаях затрудняется, а иногда исключается установление очага пожара по состоянию конструкций и материалов, в связи с чем возрастает значение тщательного исследования данных и условий, характеризующих обстановку перед пожаром, которые обычно определяются специфическими особенностями объекта. Определение причины пожара в любом случае возможно только тогда, когда правильно установлен очаг пожара. Иными словами, не имея представления о положении очага пожара, трудно, а чаще всего невозможно определить его причину. Только точно установив, где возникло горение, можно решить вопрос о вызвавших его причинах, исключить те версии, которые не связаны с установленным положением очага.

Особое значение для установления очага и причины возникновения пожара имеет своевременный и качественный "Осмотр места пожара ".

Так, в книге "Пожарно-техническая экспертиза" под редакцией А. И. Федотова наиболее полно изложены задачи, решаемые при осмотре места пожара. Авторы книги рекомендуют при осмотре места выяснить следующие вопросы:

Конструктивно-планировочное исполнение объекта, то есть строительные и конструктивные особенности здания, сооружения, имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара. К числу этих особенностей относятся: число и планировка этажей, общая высота и размеры в плане; материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок, надподвальных, чердачных и междуэтажных перекрытий, внутренних лестниц, ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли, противопожарных стен, дверей и т. д.; наличие и состояние систем отопления, освещения и вентиляции; наличие и состояние шахт, проемов, коммуникаций и других отверстий, связывающих этажи и помещения друг с другом; расстояние до соседних зданий и сооружений, степень огнестойкости последних или материал стен и кровли; другие данные строительно-конструктивного характера имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасанию людей, проведению работ по тушению пожара;

Наличие и состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства, а именно: соответствие электросетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок, правильность монтажа электросетей, техническое состояние и защита на объекте пожара ближайшей трансформаторной подстанции питающей этот объект; правильность монтажа молниезащиты и заземления, а также газовых сетей, других электроустановок, оборудования, приборов, которые способны накапливать и образовывать статическое электричество в процессе работы;

Состояние и наличие противопожарного водоснабжения, автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, а также средств связи, а именно: места расположения внутренних пожарных кранов, места нахождения рукавов и стволов, а также других первичных средств пожаротушения после пожара, техническое состояние автоматических остановок обнаружения и извещения о пожаре, тип датчиков, количество сработавших датчиков, номера лучей, план их размещения, наличие и характеристика автоматических средств тушения пожара, план размещения датчиков, места их срабатывания; характеристика средств связи, места их расположения;

Развитие пожара, поведение строительных конструкций в условиях пожара, а именно: наличие и характер обрушений и деформаций, форма, размеры; степень деформации, обрушения или выгорания, другие явления, происходившие на пожаре и степень их влияния на развитие и тушение пожара;

Обнаружение и фиксация признаков очага пожара и направленности распространения горения, границ перехода зоны горения в зону теплового воздействия, зоны теплового воздействия в зону задымления;

Обнаружение, фиксация, изъятие и обеспечение сохранности предметов, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;

Сбор данных, отражающих обстановку, в которой складывалась причина пожара, возник и развивался пожар, происходило его обнаружение и тушение;

По совокупности прямых и косвенных признаков установление очага возникновения пожара.

При осмотре места пожара могут быть решены и другие задачи, но все они вытекают из специфики объекта возникновения пожара.

Возможность получения при осмотре данных для выводов о положении очага возникновения пожара обуславливается закономерным образованием признаков, отражающих особенности горения на пожарах Признаки очага, направленность горения являются специфическими характерными и закономерными доказательственными фактами. Выявление, исследование и фиксация их составляют основную и наиболее сложную часть работы при осмотре места пожара.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЖАРОВ

1. Общие положения

1.1. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны.

1.2. Изучение пожара включает:

исследование пожара;

составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара (Приложение 1) или описания пожара (Приложение 2);

разбор пожаров с личным составом подразделений пожарной охраны.

1.3. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

1.4. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, не участвовавшим в тушении данного пожара и не осуществляющим пожарный надзор организации (объекта), где произошел пожар.

При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

1.5. На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 4-х человек) и травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес - описание пожара.

Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки.

К карточке прилагаются схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент ликвидации пожара.

1.6. Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 5 и более человек, травмированием 10 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара.

Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).

1.7. Описание пожара (далее – описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны в срок не позднее 1 квартала с момента составления.

Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, один экземпляр высылается в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) через Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России в печатном виде и на магнитном носителе.

1.8. Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.
^ 2. Исследование пожара

2.1. Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие РТП, а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара, должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев пожара и т.д.

2.2. Исследование пожара имеет цель:

установить место и причину возникновения пожара;

изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара;

проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба;

оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения.

2.2. Работа по исследованию пожара осуществляется путем:

собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, участвовавшими в тушении пожара;

детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением схем и планов;

изучения на чертежах (схемах) и в натуре строительных конструкций, состояния путей эвакуации в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения, стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведение аналитических и экспериментальных исследований;

сохранения и своевременного изъятия вещественных доказательств, получения сведений от работников (служащих) или посторонних лиц, обнаруживших пожар или имеющих отношение к нему.
^ 3. Карточка действий подразделений

пожарной охраны по тушению пожара

3.1. Оформление и заполнение карточки действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара осуществляется в соответствии с формой, указанной в приложении 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть краткими, достоверными и исчерпывающими.
^ 4. Описание пожара.

4.1. Карточка исследования пожара

4.1.1. Оформление и заполнение карточки исследования пожара осуществляется в соответствии с приложением 5 настоящих Методических рекомендаций.
^ 4.2. Пояснительная записка

4.2.1. При составлении пояснительной записки необходимо:

включать сведения о событиях, предшествующих пожару и произошедших в ходе тушения пожара, только после тщательной проверки их достоверности;

давать детальный анализ действий всех подразделений пожарной охраны и их руководителей, участвующих в тушении пожара, участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;

подробно освещать применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи огнетушащих средств, поведение конструкций и др.;

отражать оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);

выводы и предложения составлять таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могли разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы, организацию тушения пожара, совершенствование противопожарных норм и правил, а также вносить предложения об изменении законодательства по вопросам пожарной безопасности;

таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

4.2.2. В пояснительной записке должны быть отражены следующие сведения:

4.2.2.1. Общие данные:

адрес, наименование и принадлежность организации (объекта), на котором произошел пожар, дата его постройки, реконструкции;

назначение здания (сооружения, помещения), характер производственного процесса на момент возникновения пожара;

вещества и материалы, обращающиеся (хранящиеся) в данном производстве, их характеристика, количество и величина пожарной нагрузки на момент возникновения пожара;

характеристика и условия проводимых работ (мероприятий), которые могли явиться причиной возникновения пожара;

наличие признаков аварийных режимов работы аппаратов и оборудования на момент возникновения пожара.

4.2.2.2. Строительные и конструктивные особенности здания (сооружения, помещения), имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара:

этажность, общая высота, размеры в плане, поэтажная планировка, наличие подвалов, чердака и технического этажа, их планировка, что в них находилось;

материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок; подвальных, междуэтажных и чердачных перекрытий; внутренних и наружных лестниц; ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли; противопожарных зон (отсеков), стен и дверей;

наличие и состояние путей эвакуации, наружных и незадымляемых лестниц; системы отопления, освещения, вентиляции, их наличие, конструктивные особенности и техническое состояние;

наличие шахт, проемов, коммуникаций, подпольного пространства и других отверстий, связывающих этажи и помещения, их число, размеры в плане, влияние на ход развития и тушения пожара;

расстояние до соседних зданий (сооружений, установок), степень огнестойкости последних, влияние на ход развития и тушения пожара;

другие данные строительно-конструктивного характера, имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасению людей, проведению работ по тушению пожара.

4.2.2.3 Состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства:

соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок;

правильность прокладки кабельных линий, монтажа электропроводок и электрических сетей, их техническое состояние;

наличие, вид и состояние молниезащитных устройств;

наличие, вид и состояние устройств защиты от статического электричества;

соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей, электроустановок нормативным требованиям пожарной безопасности;

наличие и состояние газового хозяйства, его соответствие требованиям норм пожарной безопасности;

наличие других установок и оборудования, оказавших влияние на ход развития и тушения пожара.

4.2.2.4. Состояние противопожарного водоснабжения:

наличие и вид противопожарного водоснабжения;

пожарные водоемы, их ёмкость, наличие подъездов, пирсов и устройств для забора воды из них;

водопровод, его вид (внутренний или наружный, кольцевой или тупиковый), диаметр;

ближайшие водоисточники, возможность их использования для целей пожаротушения, расстояние от них до места пожара;

состояние гидрантов и подъездов к ним до пожара, дата их последней проверки на водоотдачу;

давление в водопроводе и порядок его повышения при пожаре, практическая водоотдача водопроводных сетей (дата и результаты последней проверки);

наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов, эффективность их применения;

соответствие противопожарного водоснабжения нормативным требованиям пожарной безопасности.

4.2.2.5. Средства обнаружения, тушения, дымоудаления и оповещения о пожаре:

наличие, вид и состояние установок обнаружения и извещения о пожаре, тушения пожаров, средств оповещения людей о пожаре, их роль в своевременном извещении о пожаре;

наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа в условиях пожара;

наличие первичных средств пожаротушения, их применение при пожаре.

4.2.2.6. Характеристика подразделений пожарной охраны:

сведения о подразделениях пожарной охраны, дислоцированных в населённом пункте (сельском районе);

существующий порядок организации работы подразделений пожарной охраны и их органов управления;

численность личного состава и укомплектованность дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

количество и вид основной и специальной пожарной техники, состоящей на вооружении пожарных подразделений, ее укомплектованность и исправность;

средства индивидуальной защиты органов дыхания, состоящие на вооружении пожарных подразделений;

вид пожарной охраны, охраняющей организацию (объект), населенный пункт, расстояние до места пожара;

состояние готовности пожарных подразделений к выполнению задач по предназначению, осуществление контроля за организацией службы;

наличие и реальность расписания выездов, плана привлечения сил и средств к тушению пожара;

численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по автоматическому номер вызова;

общая численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по максимальному номеру вызова;

наличие и реальность плана или карточки тушения пожара на организацию (объект), периодичность их отработки, степень использования и роль этих документов во время тушения пожара;

другие виды подразделений, выполняющих задачи по тушению пожаров, численность дежурных смен, их техническая оснащенность и качество несения службы;

случаи возникновения пожаров в организации (объекте) ранее, их причины и принимавшиеся по ним меры.

4.2.2.7. Ход тушения, руководство тушением пожара (все процессы, изменения и события, происходящие на пожаре, должны строго фиксироваться во времени):

дата, время возникновения, обнаружения пожара;

условия обнаружения пожара, способ и время сообщения о пожаре в пожарную охрану, организация встречи подразделений пожарной охраны;

действия лиц, обнаруживших пожар до прибытия подразделений пожарной охраны, а также первые принятые ими меры по тушению пожара и их эффективность;

действия дежурного диспетчера (радиотелефониста) на единой дежурно-диспетчерской службе, пункте связи части, дежурных служб населенного пункта (района) по направлению необходимого количества сил и средств на тушение пожара; четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с расписанием выездов (планом привлечения сил и средств);

время прибытия первого пожарного подразделения, обстановка сложившаяся на пожаре к этому моменту (угроза людям, опасность взрыва, обрушения, отравления аварийно-химическими опасными веществами, площадь пожара, характер и особенности его развития);

действия первого и последующих РТП по оценке сложившейся обстановки, разведке пожара, вызову дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и других участников тушения пожара, расстановке и сил и средств пожаротушения, осуществлению перегруппировки сил и средств в ходе тушения пожара (её цели и необходимость проведения);

проведение спасательных и эвакуационных мероприятий, выборе огнетушащих средств и способов их подачи для тушения пожара, использование специальной и вспомогательной техники, сбор сведений о пожаре и др.;

работа оперативного штаба пожаротушения по управлению ходом тушения пожара;

взаимодействие РТП и оперативного штаба со службами жизнеобеспечения организации (объекта), населенного пункта (района), привлечение к тушению пожара населения и т.д.;

эффективность использования сил и средств, участвующих в тушении пожара;

проявление смелости, отваги и самоотверженности при тушении пожара, спасании людей, материальных ценностей и имущества от огня сотрудниками (работниками) пожарной охраны, иными лицами;

меры по спасению людей, животных, оборудования и имущества, обстоятельства гибели людей и животных;

обстоятельства гибели и травматизма людей (животных);

сведения о применении новых приемов и способов спасания людей и тушения пожара, их эффективность;

численность участвовавшего в тушении пожара личного состава подразделений пожарной охраны и количество используемой ими техники, других участников тушения пожара. Реализация тактических возможностей сил и средств подразделений пожарной охраны.

4.2.2.8. Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара:

позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение о нем в пожарную охрану;

отсутствие водоисточников, недостаток воды и других огнетушащих средств;

неудовлетворительное противопожарное состояние организации (объекта) на момент возникновения пожара (по выявленным недостаткам);

несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны (поздний сбор и выезд по тревоге, незнание района выезда, маршрута следования и организации (объекта), плохое состояние дорог (дорожного покрытия) и загруженность их транспортом, поломка (неисправность) пожарной автотехники, а также отсутствие пожарного подразделения в месте дислокации с объяснением причин отсутствия);

недостаточное количество основной и специальной пожарной автотехники, ее использование не на полную мощность, неудовлетворительное техническое состояние пожарной автотехники, ее не укомплектованность пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

ошибки первого и последующего РТП, оперативного штаба в организации тушения пожара, управлении силами и средствами;

влияние метеорологических условий (высокие или низкие температуры, ветер, его направление и скорость и т.д.) и степень их воздействия на исход тушения пожара;

наличие легковоспламеняющихся, горючих, взрывопожароопасных, ядовитых и радиоактивных веществ;

отсутствие или не использование документов предварительного планирования действий пожарной охраны (администрации, сотрудников (работников) организации (объекта)) по тушению пожаров (планов и карточек тушения пожаров);

невыполнение должностными лицами пожарной охраны (администрации организации (объекта)) требований нормативных правовых актов по организации тушения пожаров;

отсутствие или удаленность расположения подразделений пожарной охраны, их малочисленность.

4.2.2.9. Последствия пожара:

сведения о людях, пострадавших на пожаре (гибель и травматизм) и погибших животных;

количество и площадь сгоревшего, поврежденного или испорченного огнем и дымом;

количество (площадь) разрушенных, вскрытых и разобранных конструкций здания (сооружения) во время пожара;

степень повреждения здания (сооружения, транспортного средства) и возможность его последующего восстановления;

ущерб от пожара в целом и отдельно по зданиям (сооружениям), машинам и оборудованию, инвентарю, товарно-материальным ценностям, сырью и готовой продукции;

степень влияния происшедшего пожара на дальнейший процесс производства (работу организации, (объекта)) и выпуск продукции;

сведения о спасённых людях и животных, сохраненных зданиях и сооружениях, машинах, оборудовании, инвентаре, сырье, готовой продукции и других материальных ценностях;

причина пожара (если установлена или предполагаемая) и предполагаемые виновные лица;

сведения о погибших на пожаре (Ф.И.О., возраст). Каждому погибшему присваивается порядковый номер, в соответствии с которым заполняются пункты VII раздела Карточки исследования пожара (приложение 5).

4.2.2.10. Принятые меры по пожару:

возбуждение уголовного дела, его номер, по какой статье, кто привлекается к ответственности или проходит по делу в качестве подозреваемого;

наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

4.2.2.11. Выводы и предложения по пожару:

основные причины, приведшие к возникновению и развитию пожара до крупных размеров;

перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем исключить возможность возникновения и развития подобных пожаров;

пути и способы устранения выявленных в ходе изучения (исследования) пожара недостатков в деятельности органов управления пожарной охраны;

другие предложения лиц, занимавшихся исследованием происшедшего пожара.

4.3. Сведения, указанные в пунктах 4.2.2.1. - 4.2.2.5. представляются сотрудниками органов ГПН в соответствии с контрольно-наблюдательным делом на собственника (балансодержателя) объекта пожара.

4.4. Придерживаясь в ходе составления пояснительной записки рекомендуемой последовательности отражения вопросов, необходимо проявлять инициативу в сборе сведений, стремясь в полной мере использовать новейшие достижения науки, техники и криминалистических средств, для более глубоких и обоснованных выводов о причине, особенностях развития пожара и лицах, лицах виновных в его возникновении.

5. Приложения

5.1. Приложения состоят из:

копии Плана привлечения сил и средств (расписания выездов) состоящей из титульного листа и листа (листов) на котором указываются силы и средства, привлекаемые к тушению на исследуемом пожаре, в соответствии с установленными номерами вызова;

таблицы основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;

совмещенного графика изменения площади, требуемого и фактического расхода огнетушащих средств;

схем расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения, на момент смены каждого РТП, сосредоточения сил и средств, согласно расписания выезда (плана привлечения сил и средств), каждой перегруппировки сил и средств, локализации и ликвидации пожара;

фотоснимков (панорамных, ориентирующих, обзорных масштабных и др.);

копий других оперативных документов по исследуемому пожару, актов, решений, приказов и других документов, касающихся происшедшего пожара.

5.2. Количество схем расстановки сил и средств на тушение пожара, чертежей отдельных конструкций и фотоснимков зависит от характера, размеров пожара и определяется в каждом отдельном случае, исходя из необходимости наиболее полного освещения особенностей данного пожара.

5.3. Схемы, чертежи и фотоснимки размещаются в конце описания в виде приложения. Размеры листов должны быть 20х30 см. или 30х40 см. Фотоснимки выполняются размером 12х18 см., наклеиваются на листы бумаги и подписываются.

5.4. При составлении схем и графиков применяются принятые условные обозначения.

На схемах указываются:

место возникновения пожара – красным флажком;

пути распространения огня и дыма – красными и синими стрелками;

помещения (сооружения, территория), охваченные огнем, отмечаются штрихом красного цвета, задымленные – штрихом синего цвета.

Кроме этого, на схемах в обязательном порядке указываются: расположение пожарных и других автомобилей, участвующих в тушении пожара; пути прокладки рукавных линий и исходные позиции стволов; место расположения штаба пожаротушения, контрольно-пропускного пункта (КПП) ГДЗС, тыла; позиции участков (секторов), а также расположения и места установки специальных агрегатов, приборов, резерва сил и средств и другие необходимые данные.

5.5. Иллюстрированный материал дополняет описание по вопросам противопожарного состояния организации (объекта), причины и места возникновения пожара, его распространения и хода тушения.

5.6. О наличии приложений делается запись в конце текста пояснительной записки.

^ 6. Разбор пожаров

6.1. Изучение каждого конкретного пожара завершается разбором хода его тушения. Разбор производится в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по проведению разборов пожаров» направленных в территориальные подразделения МЧС России письмом МЧС России от 05.12.2006 № 43-4056-18.
^ 7. Анализ действий подразделений пожарной охраны

7.1. Анализ действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров составляется ежеквартально во всех подразделениях пожарной охраны и не реже раза в полугодие в каждом территориальном органе МЧС России и органе управления пожарной охраны по охране объектов и муниципальных образований.

7.2. При разработке анализа основными источниками сведений о работе подразделений пожарной охраны при тушении пожаров являются материалы исследования пожаров, (карточки действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, описания пожаров и акты о пожарах). На основе их составляется сводная таблица по тушению пожаров за отчетный период (приложение 3).

7.3. На основании анализа материалов исследования пожаров и сводной таблицы, сравнения их с данными предыдущих анализов составляются краткие выводы, выявляются положительные стороны и недостатки в подготовке подразделений пожарной охраны, организации службы и тушения пожаров, разрабатываются мероприятия по повышению готовности подразделений пожарной охраны, улучшению организации тушения пожаров. Эти мероприятия в обязательном порядке включаются в документы, планирующие работу территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны.

7.4. Результаты анализа изучаются на служебных совещаниях, разборах пожаров и т.д., а также используются территориальными органами МЧС России и подразделениями пожарной охраны при разработке обзоров, информационных писем и указаний по вопросам службы, подготовки и пожаротушения.

^ Управление организации пожаротушения и

специальной пожарной охраны МЧС России
Приложение 1

вызова______________________________

( по количеству сил и средств на момент локализации пожара)

КАРТОЧКА
действий_____________________________________________________________

(полное наименование подразделения, в районе выезда которого произошёл пожар)

по тушению пожара произошедшего __ _________________

(число, месяц, год)

1. Наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность (форма собственности, адрес) _______________________________________________ __________________________________________________________________

2. Характеристика организации (объекта) _______________________________

(размеры в плане, этажность,

__________________________________________________________________

конструктивные особенности, степень огнестойкости,

__________________________________________________________________

3. Кем охраняется организация (объект), кто обнаружил пожар ____________ __________________________________________________________________
4. Время:

возникновения пожара ____________________площадь___________________

обнаружения пожара _____________________площадь___________________

сообщения о пожаре _____________________площадь___________________

выезда дежурного караула (смены) ____________________________________

прибытия на пожар ______________________площадь___________________

подачи первого ствола ___________________площадь___________________

вызова дополнительных сил _______________площадь___________________

локализация ____________________________площадь___________________

ликвидация ______________________________________________________

возвращения в часть (место постоянной дислокации) _____________________
5. Водоснабжение: __________________________________________________

(вид, характеристика водоснабжения,

__________________________________________________________________

исправность, расстояние до места пожара)

__________________________________________________________________
6. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн _______________________

(количество стволов)

с установкой на водоисточник _________________________________________

__________________________________________________________________

вид используемой техники, расстояние до места пожара)

подвоз воды ______________________________________________________

(количество, вид и расстояние до водоисточника, вид используемой

__________________________________________________________________

подача воды в перекачку_____________________________________________

(количество и вид водоисточников,

__________________________________________________________________

вид используемой техники, длина магистральной линии)
7. Обстановка на пожаре _____________________________________________

(что и где горело, ход развития и тушения

__________________________________________________________________

пожара, действия формирований ДПО и населения до прибытия пожарных

__________________________________________________________________

подразделений, действия пожарных подразделений)

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

8. Оценка действий: _________________________________________________

РТП-1 __________________________________________________________

__________________________________________________________________

РТП-2 __________________________________________________________

__________________________________________________________________

РТП-3 и последующих____________________________________________

__________________________________________________________________

Начальников участков (секторов) тушения пожара ____________________

__________________________________________________________________

Пожарных подразделений ________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
9. Особенности тушения пожара:_______________________________________

__________________________________________________________________

создание оперативного штаба на пожаре_______________________________

__________________________________________________________________

(время, состав штаба)

создание участков (секторов) тушения пожара ___________________________

__________________________________________________________________

(время, задачи участков (секторов) тушения пожара)
10. Обстоятельства, способствующие развитию пожара: ____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

усложняющие обстановку: ___________________________________________

__________________________________________________________________

(наличие АХОВ, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.)
11. Кем (чем) потушен пожар: _________________________________________

(Формированием ДПО, подразделением пожарной охраны

__________________________________________________________________

населением, совместно, первичными средствами,

__________________________________________________________________

автоматикой)
11.1. С использованием техники организаций (объектов):

__________________________________________________________________

(указать вид техники)

__________________________________________________________________
11.2. С использованием сил и средств опорных пунктов тушения крупных пожаров __________________________________________________________

__________________________________________________________________
11.3. С применением ГДЗС ___________________________________________

одно звено_________________ два или более звеньев_____________________

(время работы) (время работы)
12. С какими службами было организовано взаимодействие: ________________

__________________________________________________________________
13. Не прибыли подразделения пожарной охраны и службы жизнеобеспечения, предусмотренные расписанием выездов и планом привлечения сил и средств, затребованные РТП__________________________________________________

__________________________________________________________________

(какие подразделения, причина неприбытия)

14. Неисправность в работе пожарной техники:___________________________

__________________________________________________________________

(марка автомобиля, номер подразделения, вид неисправности)

__________________________________________________________________
15. Причина и виновник пожара (установленный либо предполагаемый)_______

__________________________________________________________________
16. Результаты пожара:

16.1. Спасено людей _________чел., из них:

а) пожарными ______________________

б) формированиями ДПО _____________

в) населением _______________________

16.2. Погибло при пожаре, причина гибели_______________________________

__________________________________________________________________

16.3. Травмировано людей ____________________________________________

16.4. Уничтожено строений ___________________________________________

16.5. Погибло животных _____________________________________________

16.6. Сумма ущерба, причиненного пожаром _____________________________

16.7. Общая стоимость спасенного имущества ____________________________

17. Израсходовано огнетушащих веществ ________________________________

__________________________________________________________________

(воды, пенообразователя, порошка и др.)

18. Случаи нарушения правил охраны труда и техники безопасности работниками пожарной охраны ________________________________________

(вид нарушения либо не отмечено)

при этом: погибло _________________________________________ чел.

травмировано_____________________________________________ чел.
19. Выводы, предложения и принятые меры ______________________________

___________________________________________________________________

Приложения: планы, схемы, фотоснимки и др.
Руководитель подразделения

пожарной охраны _______________________________ (И.О.Фамилия)

(подпись)
« ____ » ____________ 20 __ года.

Приложение 2

^ КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

Адрес объекта пожара________________________________________

Приложение к приказу

Сибирский региональный центр МЧС России

по проведению разбора пожаров в подразделениях ФПС

Красноярск – 2011

1. Общие положения.

1.1. Изучение и разбор пожаров производится в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по проведению разборов пожаров» (письмо МЧС России от 01.01.2001 №), «Методических рекомендаций по изучению пожаров» (письмо МЧС России 13.03.2007 №), «Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России» 28.06.2007 № , письма Сибирского регионального центра МЧС России от 01.01.2001 г. № .

1.2. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны .

1.3. Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;


анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда ;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

2. Порядок изучения пожара

2.1. Изучение пожара включает: исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара; разбор пожаров с личным составом подразделений пожарной охраны.

2.2. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

2.3. На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 2-х человек) и травмирования людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес - описание пожара.

Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки.

К карточке прилагаются схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент ликвидации пожара.

2.4. Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 3 и более человек, травмированием 5 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), в срок не более 20 суток с момента ликвидации пожара и направляются в адрес Сибирского регионального центра МЧС России через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО в электронном виде, изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара.

Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).

При отсутствии в гарнизоне крупных и характерных пожаров, описания составлять на пожары, тушение которых представляет практический интерес не менее одного раза в месяц.

Описания пожаров в соответствии с п. п. 1.6 и 1.7 «Методических рекомендаций по изучению пожаров» от 01.01.2001 года (Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 5 и более человек, травмированием 10 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар)) направляются в региональный центр через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО Сибирского регионального центра МЧС России за 3 дня до отправки в ДПСС МЧС России. О направлении описания пожара в региональный центр необходимо доложить сотрудникам отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ посредством телефонной связи. После устного согласования качества предоставленного описания пожара, данные документы направляются в адрес Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России с сопроводительным письмом на бумажном носителе и в электронном виде.


2.6. Описание пожара (далее - описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 27 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, один экземпляр высылается в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

3. Проведение разборов пожаров

3.1. Разбор пожаров проводится в 4 этапа:

1 этап: С личным составом дежурного караула, принимавшим участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее при подготовке к смене в период подведения итогов несения службы за прошедшие сутки.;

2 этап: При проведении занятий по подготовке личного состава дежурных смен: с личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель. Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

3 этап: Ежемесячно с начальствующим составом подразделений ФПС, при проведении занятий по служебной подготовке, на основании карточки действия пожарного подразделения по тушению пожара и по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области (с отметкой в журнале учета занятий по служебной подготовке в соответствующем разделе);

4 этап: Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России (с отметкой в журнале учета занятий в ШПОМ в соответствующем разделе)

3.2. Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

3.3. Для разбора пожаров необходимо:

разработать план проведения разбора (приложение 1), утвержденный начальником подразделения, в котором определить основную цель, содержание, время, наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, видеоматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.

3.4. Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;

руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;

в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТП), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;

выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара и подводит итог правильности действий должностных лиц при тушении пожара. На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития. Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.

Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны в течение одного квартала с момента составления.

4. Перечень документов, составляемых при изучении пожара.

4.1. По пожарам, указанным в п. 2.3. настоящего пособия:

4.1.1. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара;

4.1.2. Схема расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны;

4.1.3. Схема расстановки сил и средств на момент ликвидации пожара.

4.2. Описание пожаров включает в себя:

4.2.1. Карточка исследования пожара.

4.2.2. Пояснительная записка.

4.2.3. Расчет сил и средств.

4.2.4. Совмещенный график изменения площади, требуемого и фактического расхода огнетушащих средств.

4.2.5.Копия Плана привлечения сил и средств (расписания выездов) состоящей из титульного листа и листа (листов) на котором указываются силы и средства, привлекаемые к тушению на исследуемом пожаре, в соответствии с установленными номерами вызова.

4.2.6.Таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;

4.2.7. Схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения, на момент смены каждого РТП, сосредоточения сил и средств, согласно расписания выезда (плана привлечения сил и средств), каждой перегруппировки сил и средств, локализации и ликвидации пожара.

4.2.8. Фотоснимки (панорамные, ориентирующие и т. д.)

Начальник управления

пожарно-спасательных сил и сил ГО

подполковник внутренней службы

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ОФПС-5

подполковник вн. службы

«___» _______ 2011 г.

ПЛАН

проведения разбора пожара, произошедшего «__»_____20___ года

по адресу: ______________________

на объекте: _______________________

Наименование мероприятий

Ответственный

Доведение до руководящего и начальствующего состава подразделений ФПС даты и адреса, по которому произошел пожар и его последствий.

Ознакомление с оперативно-тактической характеристикой и особенностями объекта.

Доклад первого РТП об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.

Доклад последующих РТП об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.

Доклад начальников боевых участков об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.

Доклад начальника штаба о принятых решениях и ходе выполнения поставленных задач.

Оценка действий должностных лиц и личного состава подразделений ФПС по тушению пожара.

Общие выводы и оценка действий всех участников тушения пожара, выработка конкретных мер по совершенствованию пожарно-тактической подготовки и устранению недостатков, выявленных в ходе тушения пожара.

Приложения: схема разбора пожара, описание пожара, карточка боевых действий дежурного караула

Начальник ПЧ-2 ОФПС-5

майор вн. службы

Приложение к приказу

Сибирского регионального центра

Профессиональная подготовка личного состава ФПС

Наименование

Организация специального индивидуального обучения лиц, вновь принятых на службу в ФПС.

Организация подготовки личного состава дежурных караулов (одного подразделения ФПС и одного подразделения ПСС субъекта)

Организация специальной подготовки по должности рядового и младшего начальствующего состава и примеры разрабатываемых документов.

Организация стажировки.

Организация тактической подготовки начальствующего состава ФПС, (методический план проведения ПТУ и ПТЗ).

Организация повышения квалификации и переподготовки личного состава ФПС.

Организация самостоятельной учебы.

Организация физической подготовки.

Примечание: В региональный центр предоставляются документы выполненные в соответствии с «Программой подготовки личного состава…», «Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России», «Методическими рекомендациями по подготовке личного состава газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России» и данной методики, а именно приказы, тематические планы, расписания занятий , методические планы (по одному плану по каждому виду подготовки), заполнение разделов журналов учета успеваемости (один сканированный раздел журнала по каждому виду подготовки), билетов для проведения экзаменов, перечни вопросов с ответами (с указанием пунктов нормативных документов, на основании которых разработаны перечни вопросов и билеты), задачи по тактике тушения пожаров и их решение, а так же схемы расстановки сил и средств к ним.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (часть 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006. N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3593) и в целях совершенствования единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 января 2009 г. прилагаемый Порядок учета пожаров и их последствий.

Министр С. Шойгу

Приложение

Порядок учета пожаров и их последствий

I. Общие положения

1. Порядок учета пожаров и их последствий (далее - Порядок учета пожаров) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре".

2. Порядок учета пожаров регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям.

3. Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.

4. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.

5. Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.

6. Административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям содержат документированную информацию по формам учета пожаров (загораний) и их последствий и (или) электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий, устанавливаемым респондентами, обеспечивающим возможность формирования официальной статистической информации.

7. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям является сплошным и проводится в отношении респондентов, к которым относятся созданные на территории Российской Федерации юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

8. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям осуществляется по формам-образцам статистических документов, предназначенным для получения от респондентов в установленном порядке первичных статистических данных по пожарам и их последствиям, в соответствии с указаниями по их заполнению, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъекта официального статистического учета пожаров и их последствий.

9. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям формируется субъектом официального статистического учета пожаров и является сводной документированной информацией о количественной стороне происшедших пожаров.

10. Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

12. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации по пожарам и их последствиям осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Учет пожаров и их последствий

13. Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

14. Не подлежат официальному статистическому учету:

1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;

2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);

3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;

4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;

5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;

7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);

9) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;

10) случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее - загорания).

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:

бесхозных зданий;

бесхозных транспортных средств;

сухой травы;

тополиного пуха;

торфа на газонах и приусадебных участках;

пожнивных остатков;

мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.

15. Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора.

16. Сбор и обработку первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по Российской Федерации осуществляет структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит учет пожаров и их последствий.

17. Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:

структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора;

подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора.

18. Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных.

19. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление государственного пожарного надзора, получает в установленном порядке:

от федеральных органов исполнительной власти и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

от органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

из федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (далее - ФГУ ВНИИПО МЧС России) обработанные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в Российской Федерации;

формирует и предоставляет официальную статистическую информацию по пожарам и их последствиям в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сроки, установленные федеральным планом статистических работ.

20. Структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора:

получают в установленном порядке от респондентов первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

обрабатывают и предоставляют в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление государственного пожарного надзора, первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в ФГУ ВНИИПО МЧС России;

получают данные по пожарам (загораниям) и их последствиям, происшедшим в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России и расположенных вне закрытых административно-территориальных образований. Административные данные по указанным пожарам (загораниям) и их последствиям представляются в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, и в субъекте Российской Федерации не учитываются.

21. Подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора:

получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;

предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в структурное подразделение центрального аппарата, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений ФПС МЧС России.

22. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, представляет в установленном порядке обобщенные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы, в ФГУ ВНИИПО МЧС России.

23. Юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных, обрабатывают и представляют первичные статистические данные по пожарам и их последствиям, происшедшим на подведомственных объектах, в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям.

24. Берутся на учет все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

25. Берутся на учет все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) на месте пожара в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

26. При формировании первичных статистических данных и административных данных по пожарам и их последствиям все погибшие и травмированные при пожарах берутся на учет на основании заключений о причине смерти или травмирования, предоставляемых медицинскими организациями.

27. При установлении учреждениями судмедэкспертизы факта гибели людей до момента возникновения пожара, ранее взятых на учет как погибших при пожаре, указанные лица исключаются из электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий.

28. Не берутся на учет погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.

29. Учету подлежит ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.

30. Учет загораний осуществляется в тех случаях, когда для ликвидации загораний привлекались подразделения пожарной охраны.

31. При выяснении обстоятельств, позволяющих переквалифицировать загорание в пожар (пожар в загорание) в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.

32. В случае установления искажений данных по пожарам (загораниям) и их последствиям, а также фактов пожаров, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц, в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.

1Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911;1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (часть 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3593.

2Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043.

3Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921.

4Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. 2), ст. 5491; 2005, N 44, ст. 4555; 2008, N 43, ст. 4949.

5Статья 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

6Статья 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Загрузка...