musings.ru

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. Собственные полномочия органов местного самоуправления Публичные полномочия органов местного самоуправления

Полномочия ОМС: исходя из юридической природы полномочий, их можно подразделить на собственные полномочия и делегированные полномочия.

1) Собственные полномочия - это такие полномочия, которыми наделяются исключительно органы местного самоуправления, которые собственно принадлежат им в силу закрепления их в законе, а также в силу того, что с их помощью решаются вопросы местного значения. В п.З ст. 14 ФЗ ^ 154 записано, что органы местного самоуправления в РФ в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Собственные полномочия органов местного самоуправления закрепляются в уставах муниципальных образований на основании соответствующих положений федеральных законов и законов субъектов РФ.

Государственные органы и их должностные лица не вправе принимать к своему ведению эти вопросы, то есть осуществлять местное самоуправление, подменять его.

Собственные полномочия органов местного самоуправления, в свою очередь подразделяются на собственные обязательные и собственные добровольные полномочия.

Собственные обязательные - это такие полномочия органов местного самоуправления, которые прямо законом закреплены за органами местного самоуправления, и которые они обязаны осуществлять в своей деятельности самостоятельно, без передачи (делегирования) их кому-либо, в том числе и государственным органам.

Собственные добровольные полномочия - это такие полномочия органов местного самоуправления, которые также принадлежат органам местного самоуправления и используются ими для решения вопросов местного значения.

Однако, в отличие от собственных обязательных полномочий, они прямо в законе за органами местного самоуправления не закреплены, но и из их ведения не исключены, кроме того, не отнесены к ведению государственных органов или других муниципальных органов. Эти полномочия носят добровольный характер, так как органы местного самоуправления не обязываются каким-либо законом их реализовывать, но сами добровольно, если на это у них есть соответствующие материально-финансовые ресурсы могут принять их к своему ведению, закрепив их соответственно в Уставе муниципального образования.

Что касается первой группы полномочий, то следует прежде всего выделить исключительные полномочия представительного ОМС, которые закреплены в п.З ст. 15 ФЗ № 154. К ним относятся:

  • 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении:
  • 3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 4) установление местных налогов и сборов;
  • 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Перечисленные полномочия, как указано в законе, относятся исключительно к ведению представительных органов местного самоуправления. Наряду с ними органы местного самоуправления наделяются и так называемыми делегированными полномочиями.

Данный вид полномочий органов местного самоуправления принципиально отличается от их собственных полномочий. По своей природе делегированные полномочия - это государственные полномочия, а не полномочия органов местного самоуправления. Даже в случае их передачи органам местного самоуправления, они не теряют характера государственных полномочий и могут быть в любое время возвращены в компетенцию соответствующих государственных органов. Эти полномочия могут делегироваться органам местного самоуправления лишь в каждом конкретном (индивидуальном) случае, иначе говоря, такая передача не должна носить массового, группового характера, иметь определенные пределы. Для реализации делегированных полномочий органам местного самоуправления соответствующими государственными органами должны быть одновременно переданы необходимые материальные и финансовые средства, ресурсы, то есть государственные ресурсы. Без этого органы местного самоуправления вправе не принимать к своему ведению передаваемые им государственные полномочия. И, наконец, за реализацией этих полномочий органами местного самоуправления, за расходованием, использованием переданных им материальных и финансовых средств прямой- контроль осуществляют соответствующие государственные органы. Иначе говоря, деятельность ОМС в этой сфере прямо подконтрольна государству.

Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ (ст. 132), которая определила две группы таких полномочий:

  • - собственные полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132);
  • - государственные полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы местного самоуправления (так называемые делегированные полномочия) (ч. 2. ст. 132).

Более детально круг полномочий органов местного самоуправления очерчен в ст. 14 Закон об организации местного самоуправления.

Собственные полномочия органов местного самоуправления можно разделить на ряд групп в соответствии с основными сферами их деятельности.

  • 1. В сфере финансов и бюджета:
    • - формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и др.);
    • - определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению.
  • 2. В сфере управления муниципальной собственностью:
    • - решение всех вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. К такой собственности относятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы; муниципальные предприятия; имущество органов местного самоуправления; муниципальный жилищный фонд; муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т.п.;
    • - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • - регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения.
  • 3. В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
    • - обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории;
    • - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, равно как и соответствующих учреждений здравоохранения и санитарного благополучия населения;
    • - организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, а также решение многих подобных вопросов в интересах местных жителей.

Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка.

Что касается наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, то в соответствии с Закон об организации местного самоуправления (ст. 15) этот процесс должен сопровождаться передачей им необходимых материальных и финансовых средств. Государственные органы, делегировавшие органам местного самоуправления часть своих полномочий, вправе контролировать их реализацию. Если государственные полномочия не обеспечены соответствующими средствами, органы местного самоуправления могут отказаться от их выполнения и не несут ответственности за наступившие негативные последствия. Безусловно, эффективному осуществлению органами местного самоуправления своих прав и обязанностей способствует установление в законодательстве определенных их гарантий.

Органы местного самоуправления носят представительный характер, так как избираются непосредственно населением путем выборов. Порядок их проведения установлен Законом об основных гарантиях избирательных прав, а также Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

К органам местного самоуправления относятся выборные органы, которые образуются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Их наименование, численный состав и полномочия определяются уставом муниципального образования. В их исключительном ведении находятся: принятие общеобязательных на муниципальной территории решений; утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении; принятие планов и программ развития; установление местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Все решения принимаются коллегиально.

Глава муниципального образования (администрации) - это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность местного самоуправления, избираемое непосредственно населением либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования непосредственно или через образуемые им органы руководит муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет и т.д. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления.

В уставах муниципальных образований могут предусматриваться и другие органы местного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, поселков, улиц, кварталов, жилых комплексов и т.д.).

В уставных документах муниципальных образований установлены права и обязанности депутатов местного самоуправления. В основе их статуса лежат положения Закон об организации местного самоуправления, ст. 40 которого устанавливает, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя МСУ, определяя его статус в системе народовластия, использует понятия: "полномочия МСУ", "права МСУ". Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

Толковый словарь русского языка определяет "полномочия", как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел.

Юридическая наука использует термин "полномочия" для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно конституцией и другими законами.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституцией РФ, федеральными законами признано право на осуществление местного самоуправления. Население городского, сельского поселения независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.

Во-вторых, полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию.

Полномочия МСУ можно подразделить на две группы:

  • 1. "Собственные" полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением
  • 2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.

Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами МСУ данных полномочий.

Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:

  • 1. Полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей.
  • 2. Полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.
  • 3. В отличие от прав граждан всякое полномочие органов МСУ реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.
  • 4. Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.

Классификации полномочий органов МСУ может осуществляться по различным критериям. Анализ законодательства РФ позволяет выделить основные сферы деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения: хозяйственного строительства, социально-культурного строительства, охраны общественного труда. Для осуществления деятельности в указанных сферах органы МСУ наделяются соответствующими полномочиями.

Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения.

Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган.

Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.

Таким образом, предметы ведения, как структурный элемент понятия "полномочия", являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения органов местного самоуправления в целом, указывая вопросы местного в ведении муниципального образования.

Предметы ведения конкретных органов местного самоуправления закрепляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий.

К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) - предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.

Характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления, дает основание сделать вывод, что деятельность этих органов, по существу, затрагивает все стороны местной жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы.

Местная администрация (орган управления муниципального образования) управляет муниципальной собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования.

К органам специальных полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

Второй элемент полномочий - права и обязанности - является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на: а) полномочия общего характера; б) полномочия конкретного характера.

Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям общего характера. Практическая реализация этого права обеспечивается использованием Конкретных правомочий, которые принадлежат представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (например, представительный орган местного самоуправления вправе заслушать отчет органа или должностного лица местного самоуправления).

Таким образом, полномочия общего характера как бы определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления. Полномочия конкретного характера всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления.

В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения полномочий органов местного самоуправления:

  • 1) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;
  • 2) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их полномочий и не отнесен к полномочий другого органа власти;
  • 3) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии;
  • 4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом;
  • 5) при делегировании полномочий центральными или региональными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.

Данные положения получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В уставе муниципального образования определяются полномочия и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Закон запрещает передавать полномочия органов местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований, которые создаются муниципальными образованиями в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. Например, на территории, включающей несколько муниципальных образований, совместным решением органов местного самоуправления может быть создан общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к рассмотрению вопросы, отнесенные к полномочиям других органов местного самоуправления. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления могут передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления с учетом тех задач и функций, которые осуществляют данные органы.

Рассмотрев теоретико-правовые аспекты местного самоуправления, общее понятие полномочий перейдем к рассмотрению полномочий МСУ в социально-культурной области, так как эта сфера является очень важной, с которой мы сталкиваемся ежедневно и от состояния которой зависит состояние страны.

Полномочия местного самоуправления – это закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на три основные группы:

1) полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами;

2) «собственные», т.е. полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований;

3) отдельные государственные полномочия, которыми федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления.

Значительная часть полномочий местного самоуправления реализуется непосредственно населением муниципальных образований. Формы реализации полномочий непосредственно населением были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому содержимое данной главы будет посвящено полномочиям, реализуемым органами и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона «Об общих принципах…» - ст.17. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;


7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с уставом муниципальных образований.

Классификация полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Так, сфера управления муниципальным хозяйством включает следующие полномочия органов местного самоуправления: полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью; жилищно-коммунального хозяйства; землепользования; охраны окружающей среды; строительства; транспорта и связи. Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения.

Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в данной области составляют Гражданский кодекс РФ от 10 ноября 1994г., Закон «Об общих принципах…», Федеральный закон от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие нормативные правовые акты.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности.

Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственником в муниципальном образовании от имени населения выступает представительный орган местного самоуправления, а вот оперативное управление и распоряжение объектами муниципальной собственности в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством осуществляет уже исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация).

Одним из направлений деятельности по управлению муниципальным имуществом является приватизация. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизации должны подвергаться те объекты, которые не целесообразно содержать в составе муниципальной собственности. Порядок и условия приватизации муниципального имущества согласно п.2 ст.51 Закона «Об общих принципах…» определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Доходы от приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в данной сфере составляют Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г., от 4 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июня 1996г. «О товариществах собственников жилья», др.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ органы местного самоуправления предоставляют жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами. В связи с этим они ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полномочия органов местного самоуправления в области землепользования. Данные полномочия регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001г., Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю», Законом РФ «О недрах» и другими законодательными актами.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области землепользования в, частности, относятся: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.

Органами местного самоуправления осуществляется, прежде всего, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с российским законодательством органы местного самоуправления, управляя земельными ресурсами, осуществляют планирование использования земель. Данная функция реализуется посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений.

По инициативе органов местного самоуправления может проводиться землеустройство на территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Задачей контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды». В указанном законе используются основные понятия, подразумевающие под охраной окружающей среды, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К ведению органов местного самоуправления в данной сфере относятся:

1) определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

2) учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

3) учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

4) планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

5) координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

6) организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

7) выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов и другие полномочия, установленные законом.

Одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления – это контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области строительства. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003г. «Об общих принципах…», Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998г., Федеральным законом от 17 ноября 1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Градостроительным кодексом РФ установлены основные полномочия органов местного самоуправления, касающиеся деятельности этих органов в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, нормативности правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.

В ведении муниципальных образований в области градостроительства, в частности, находятся:

1) принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

2) утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке;

3) иные полномочия, установленные Законом «Об общих принципах…».

Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области транспорта составляют Закон «Об общих принципах…», Федеральный закон от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и другие нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления в данной области осуществляют следующие полномочия:

Руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

Осуществляют контроль за работой транспортных предприятий и организаций иных форм собственности, обслуживающих население муниципального образования;

Утверждают маршруты и графики движения местного транспорта;

Обеспечивают учет автомобилей и других видов механических транспортных средств;

Контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;

Организуют работу предприятий связи и дорожного хозяйства;

Организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений.

К их ведению относится муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. Федеральным законом от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте» установлено, что земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым, в том числе, органами местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в области связи. В данной сфере полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 7 июля 2003г. «О связи», Федеральным законом от 17 июля 1999г. «О почтовой связи».

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О связи» органы местного самоуправления содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995г. «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» органы местного самоуправления оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, в ведении которых находятся линии и сооружения связи, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений.

Разновидностью связи является почтовая связь. В статье 8 Федерального закона «О почтовой связи» обозначены предметы ведения органов местного самоуправления в области почтовой связи:

Оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи;

Способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации.

Устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности;

Рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов почтовой связи и др.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992г. «Об образовании» к исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:

Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование;

Обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

Иные полномочия, установленные данным законом.

Следует отметить, что закон об образовании не разграничивает полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления в области образования. Такое разграничение регулируется на уровне устава муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры. В соответствии со статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации «О культуре» от 9 октября 1992г. к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

Осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

Формирование местных бюджетов и фондов развития культуры;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры;

Создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры т.д.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот. Они предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения. Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определяются Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г., Федеральным законом от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 22 июня 1998г. «О лекарственных средствах», Законом РФ от 2 июля 1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другими нормативными правовыми актами.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся: а) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; б) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; в) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; г) развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; д) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и др.

В Российской Федерации существует государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также медицинские образовательные учреждения.

Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения составляют федеральные законы от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995г. «О ветеранах», а также рядом других законодательных актов.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» установлено, что к муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Реализуя полномочия в сфере социальной защиты населения, органы местного самоуправления создают следующие муниципальные учреждения социального обслуживания населения: специальные дома для одиноких престарелых; геронтологические центры; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальные приюты для детей и подростков; другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания. Они осуществляют строительство, содержание и организацию работы предприятий и учреждений социального обслуживания населения. Органы местного самоуправления входят в государственную службу реабилитации инвалидов.

Органы местного самоуправления участвуют также в социальной поддержке семьи, материнства и детства, которые находятся под охраной и защитой государства. Так, они решают вопросы опеки и попечительства в рамках муниципального образования; отвечают за развитие на территории муниципального образования сети дошкольных учреждений, учреждений социального обслуживания и т.д.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и п.8 ст.6 Закона «Об общих принципах…» охрана общественного порядка является одной из функций органов местного самоуправления. Закон «Об общих принципах…» сохраняет данную функцию за органами местного самоуправления, но относит организацию охраны общественного порядка только к компетенции муниципального района и городского округа (п.8 ст.15, п.9 ст.16).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Законом «Об общих принципах…» к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В статье 130 Конституции РФ раскрывается смысл местного самоуправления, его назначение. В ней нет определения понятия местного самоуправления, вместе с тем она называет главные его признаки.

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения - вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать их решение, если они приняты в рамках закона. Естественно, это относится к проблемам, которые имеют местное значение. Их перечень определяется федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов Федерации.

Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, поскольку никакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы.

В сущности, важнейшую содержательную сторону решений, связанных с обеспечением интересов жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективным участием органов самоуправления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечением правового статуса этой собственности как таковой Кириллов Л, Челак И. Внимание к управлению муниципальной собственностью // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4, с.74-75.

На основании действующих законов Российской Федерации органы местного самоуправления вправе передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления. В подготавливаемых новых федеральных актах и актах субъектов Федерации о местном самоуправлении институт муниципальной собственности получит дальнейшее развитие.

Выборные и другие органы местного самоуправления, о которых идет речь в данной статье, могут быть разными по своему назначению. На выборной основе формируются представительные органы самоуправления - думы, муниципальные комитеты, советы, собрания и т. д.

Избираться также могут главы местной администрации, мэры, старосты и другие должностные лица. Кроме того, представительные органы и главы администраций назначают руководителей создаваемых ими муниципальных служб. Формирование всех органов самоуправления - «внутреннее» дело местного населения: все они прямо или в конечном счете подконтрольны и подотчетны этому населению и никому больше Сергеев А.А Территориальное общественное самоуправление как форма муниципальной демократии // Правоведение, 2003, № 6, с.82.

В ч. 1 статьи 132 Конституции РФ дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. Сопоставляя содержащиеся здесь нормы с нормами ст. 130, где говорится о возможности решения подведомственных местному самоуправлению дел непосредственно населением, можно сделать однозначный вывод, что основной объем этих дел приходится все же на долю структур, специально для этого создаваемых.

Приведенный в данной статье перечень,- открытый, т. е. кроме указанных в нем вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка предполагается решение органами местного самоуправления «иных вопросов местного значения».

Причем названные вопросы главным образом связаны с материально-финансовым обеспечением местного самоуправления. Если исключить из этого перечня охрану общественного порядка, конкретные направления деятельности органов местного самоуправления представить трудно. Предполагается, что они будут установлены федеральными законами и нормативными актами субъектов Федерации.

Из действующего законодательства можно понять, что к предметам ведения органов местного самоуправления, кроме названных, относятся муниципальный жилой фонд, муниципальные дороги, местные системы энерго-, водо и теплоснабжения, планирование и застройка населенных пунктов, благоустройство и санитарное благополучие, системы местных коммуникаций, коммунальное хозяйство, муниципальный транспорт и др. Местное значение этих вопросов относительно. Хотя в оптимальном решении их заинтересовано прежде всего местное население, для государства в целом оно тоже небезразлично, поскольку вся политика государства согласно Конституции направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тем не менее Конституция различает полномочия местного самоуправления, имеющие локальный характер, и государственные полномочия. В соответствии с ч. 2 ст. 132 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Эта норма, с одной стороны, отражает уже сложившееся положение, когда действующие органы местного самоуправления, унаследовавшие в известной степени функции местных Советов, решают вопросы государственного значения, а с другой - определяет возможность увеличения их государственных обязанностей в новых условиях Мокрый В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5, с.78.

К вопросам государственного значения, в решении которых в соответствии с действующим законодательством принимают участие органы местного самоуправления, относятся охрана природной среды, организация здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, развитие культуры, физкультуры и спорта.

Эти органы могут быть дополнительно наделены, например, полномочием по участию в определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе государственной, правом контроля за осуществлением некоторых конкретных норм законодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями на их территории, некоторыми правоохранительными полномочиями и др.

Наделение полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления.

Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границах одной административно-территориальной единицы.

Согласно Конституции органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом.

Поскольку определение правового статуса местного самоуправления составляет сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного ведения субъектов Российской Федерации, передача или делегирование полномочий могут осуществляться законом Российской Федерации, законами или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003 - С.141-142.

Это одно из новых условий наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Другое состоит в том, что объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик.

Во всяком случае, эти полномочия не должны превалировать над полномочиями, связанными с решением вопросов местного значения и определяющими функциональное назначение органов самоуправления как таковых. Не случайно в Конституции говорится о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В этой связи можно предположить, что по своему характеру они должны быть связаны с непосредственными интересами местного населения. Их значение не может быть для населения как субъекта самоуправления чем-то абстрактным, начисто оторванным от его нужд и потребностей.

Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для практики условие, гарантирующее, во-первых, само выполнение полномочий, а во-вторых - продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны государства за их реализацией.

Такой контроль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государственных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения не только с точки зрения законности, но и целесообразности, а также отменять при необходимости такие решения или приостанавливать их.

Передавая органам местного самоуправления государственные полномочия, соответствующий орган государственной власти может установить порядок отмены решений органов местного самоуправления Конституция Российской Федерации: комментарий / под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 2004 - С.538.

В ст. 132 Конституции РФ установлено правило, в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств.

Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимо запланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им полномочий.

Например, если по решению федеральных органов закрывается предприятие, составляющее объект федеральной государственной собственности, возникает проблема безработицы для жителей данного города, к решению которой должен подключиться орган местного самоуправления. Он затрачивает определенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением категории членов территориального сообщества (создает новые рабочие места, выплачивает дополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое содержание учреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т. д.). Согласно данной статье эти затраты органа местного самоуправления должны быть ему компенсированы.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы, принимаемые в рамках предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус самоуправления, и тем самым обозначают «потолок» правового регулирования местного самоуправления, выше которого не могут подниматься нормативные акты других государственных органов.

Публичная власть территориального коллектива находит свое выражение в регулировании его жизнедеятельности. Эта жизнедеятельность разнообразна. Она включает вопросы экономики (управление муниципальной собственностью и др.), политики (муниципальные выборы), область социальных отношений (общественные работы), образования (начальное образование), культуры.

Направления и сферы деятельности, по которым и в пределах которых (эти пределы установлены законом) население и созданные им органы вправе осуществлять свое регулирование, составляют предметы ведения местного самоуправления. Они дают представление о том, в каких областях общественной жизни может осуществляться местное самоуправление. Конституция РФ перечисляет лишь предметы ведения федераций и совместные предметы ведения федерации и субъектов. Исключительные предметы ведения субъектов не названы, равно как и предметы ведения местного самоуправления.

В отношении последнего употребляется формулировка «вопросы местного значения». Поэтому принято характеризовать предметы ведения местного самоуправления не в объектном, а в формализованном плане: в зависимости от соотношения этих предметов ведения с предметами ведения Федерации и ее субъектов Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ - С.154.

Предметы ведения местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (вступил в силу с 1 января 2006 г.) включают три категории: 1) вопросы местного значения; 2) отдельные полномочия государственных органов, которыми могут наделяться органы местного самоуправления; 3) полномочия, переданные другими органами местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

  • а) в экономической и финансовой сфере -- управление муниципальным имуществом, в том числе муниципальной собственностью, муниципальным жилищным фондом и нежилыми помещениями; установление местных налогов и сборов; управление местными финансами и др.;
  • б) в сфере социальных отношений и культуры -- управление учреждениями образования и здравоохранения, дорожное строительство, транспортное обслуживание населения, благоустройство и озеленение территории, обеспечение жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта, организации ритуальных услуг, содержание мест захоронения и др.;
  • в) в сфере охраны общественного порядка -- организация и содержание органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью, обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы и др.;
  • г) в сфере правовой деятельности -- принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением, принятие нормативных актов в пределах компетенции муниципального образования, защита законных прав и интересов муниципального образования в правоохранительных органах и др. Чиркин В.Е. Муниципальное право М.: Проспект, 2005 - С.131

Субъекты Федерации в своих законах могут данный перечень развивать и конкретизировать, в том числе передавая законом муниципальным образованиям некоторые функции государственных органов субъекта. В рамках, установленных федеральным законом, муниципальные образования вправе решать другие вопросы, которые отнесены законами субъектов Федерации к категории вопросов местного значения, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти или других муниципальных образований (например, вышестоящего звена).

В некоторых законах о местном самоуправлении, принятых субъектами Федерации, к вопросам местного значения дополнительно отнесены участие в проведении государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, транспортные местные коммуникации и др. Конкретный перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению каждого муниципального образования, закреплен в его уставе.

В рамках общих принципов, установленных федеральным законом, субъекты РФ своими законами могут устанавливать неодинаковый конкретный перечень вопросов для разных звеньев муниципальных образований (например, для муниципального образования района и расположенного на территории района муниципального образования - поселка).

Вторая группа вопросов, которые могут относиться к предметам ведения муниципального образования, это -- отдельные полномочия государственных органов, переданные органам местного самоуправления органами государственной власти. Эта группа вопросов может входить, а может не входить в состав предметов ведения муниципальных образований (не входит, если переданных полномочий нет). В настоящее время еще не принят федеральный закон о порядке передачи отдельных полномочий органов государства органам местного самоуправления. До его принятия такая передача может осуществляться со ссылкой на ст. 132 Конституции РФ (в ней говорится о возможности передачи полномочий с одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов для осуществления переданных полномочий), а также на ст. 6 Федерального закона об общих принципах местного самоуправления.

В некоторых субъектах РФ приняты специальные законы, регулирующие порядок передачи указанных полномочий, и законы о порядке передачи материальных средств при передаче полномочий. Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ - С.159-160

Государственные органы субъекта Федерации осуществляют контроль за использованием переданных полномочий. Такой контроль возлагается на какой-либо один орган субъекта РФ или несколько органов в соответствии с профилем переданных полномочий.

Наряду с передачей полномочий были переданы материальные и финансовые средства. Это может быть осуществлено путем заключения договоров между органами государственной власти субъекта Федерации и органами муниципальных образований. Финансовые и материальные средства передавались безвозмездно.

Если переданные полномочия не обеспечены материальными и финансовыми средствами (как это установлено договором), органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. В порядке контроля обычно орган местного самоуправления представляет ежегодный отчет органу субъекта РФ об использовании переданных средств. Контроль предполагает также право контролирующих органов давать указания по вопросам переданных полномочий, оценивать решения органов муниципального образования по этим вопросам как с точки зрения законности, так и целесообразности, наконец, право приостанавливать или отменять отдельные решения органов местного самоуправления по кругу переданных полномочий.

Третьей составной частью предметов ведения местного самоуправления могут быть полномочия, переданные другими органами местного самоуправления на договорной основе. Как известно, подчиненность одного муниципального образования (в том числе мелкого более крупному) другому не допускается. Поэтому они могут строить свои взаимоотношения, в том числе и по вопросу о полномочиях, только на договорной основе.

Необходимость в передаче полномочий одного муниципального образования другому может возникнуть, если одно муниципальное образование находится на территории другого, более крупного (например, внутригородской район в городе или крупный поселок в сельском районе), если необходимо сосредоточить усилия нескольких соседних муниципальных образований на осуществлении крупного проекта (например, строительство сельской гидроэлектростанции для соседних районов). Могут быть и другие случаи, связанные с целесообразностью объединения усилий.

Загрузка...