musings.ru

Понятие права его значения понятия признаки. Смотреть что такое "Понятие права" в других словарях

В современном российском правоведении сложилось несколько концепций (школ) правопонимания. Каждая из них определенное рациональное зерно и связана с определенным уровнем познания права с позиций философии права, социологии права либо практической (аналитической) юриспруденции.

На философском уровне познания сложилась естественно-правовая (нравственная) концепция права. Право - это система естественных, неотчуждаемых прав, социальных притязаний, осознанных обществом, воспринятых общественным сознанием от воли государства. Основа права - естественные, неотчуждаемые права человека. Естественно-правовая концепция исходит из строгого различения права и закона как акта государственной власти. Право есть форма общественного сознания и коренится не в законах, а в естественных правах человека. Правом являются не всякие законы, а только так называемые правовые законы, которые соответствуют естественным правам человека, началам справедливости, равенства, гуманизма.

Социологическая концепция права понимает под правом нормы и реальные общественные отношения (правоотношения), которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает» и закрепляет в законе. При этом право «живет» не столько в законах, сколько в действиях и поведении людей. Социологическая концепция права исходит из единства объективного права (норм, выраженных в законе и иных юридических источниках) и субъективного права (наличных прав субъектов, обеспеченных механизмами их реализации) (Л.С. Явич).

С точки зрения нормативного правопонимания право является институционным образованием. Право с необходимостью требует внешних форм выражения и закрепления в виде законов и иных юридических форм (источников). Отсюда право и закон рассматриваются в единстве и составляют действующее (позитивное) право. Вне официальных юридических источников право существовать не может. Таким образом, право с точки зрения нормативной концепции - это система общеобязательных, формально-определенных, исходящих от государства и охраняемых им норм, регулирующих общественные отношения.

Общая теория права охватывает все уровни познания права и призвана выработать интегративный подход к правопониманию. Право современной цивилизации складывается из единства трех элементов и вне их существовать не может, ибо теряет свой регулятивный потенциал.

Первый элемент - это социальные притязания, права человека, гуманистические правовые идеалы, выраженные в общественном правосознании как мера свободы и ответственности в обществе. Этот глубинный элемент права принято называть естественным правом.

С необходимостью социальные притязания, права человека должны найти выражение в юридических нормах, закрепленных в законах и иных юридических источниках. Это второй элемент, составляющий действующее позитивное право.

И, наконец, нормы права должны реально действовать, воплощаться в системе общественных отношений в виде субъективных прав, обеспеченных специальным юридическим механизмом их реализации.

Таким образом, право в современном обществе может быть представлено как единство следующих элементов:

Интегративный подход позволяет определить право в виде следующей дефиниции. Право - это нормативно установленная и возведенная в закон мера свободы и ответственности в обществе, обеспечивающая формальное юридическое равенство и выступающая регулятором общественных отношений.

Право как особое общественное явление отличается определенными специфическими признаками.

Признаки права подразделяются на две группы

1) Общие признаки характеризуют право как понятие

§ выражает начала справедливости и свободы;

§ отражает власть, государство и ответственность;

§ имеет общеобязательный характер;

§ состоит из норм и принципов;

§ выражено в законе и иных юридических источниках;

§ выступает как единство социальных притязаний, объективного и субъективного права;

§ является регулятором общественных отношений.

2) Специальные признаки (свойства) права как реального явления, обладающего регулятивным потенциалом:

§ Нормативность права. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, которые являются общеобязательной мерой, масштабом поведения людей в обществе. При этом право обладает высшей степенью нормативности. С его помощью можно охватить единым регулированием максимально широкий круг общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования, требуют такого правового опосредования. Кроме того, юридические нормы могут действовать как угодно долго во времени и потому способны создать стабильную, устойчивую систему нормативно-правового регулирования.

§ Системность. Право представляет собой систему норм, т. е. отличается системностью. Действующие в стране правовые нормы настолько тесно взаимодействуют между собой, что их действие друг без друга вообще невозможно. Реальным выражением системности права является его строение, подразделение норм права на отрасли, правовые институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

§ Формальная определенность. Как институционное образование право имеет строго определенные формы выражения юридических норм: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, решения и др.), судебные или административные прецеденты, правовые обычаи. В содержании правовых норм точно, конкретно, детализированно определяются правовые запреты и дозволения, позитивные обязывания, правовые последствия несоблюдения правовых норм (санкций), фиксируются некоторые юридические понятия.

§ Государственное правовое принуждение. В случае нарушения правовых предписаний право обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. При этом принуждение носит правовой характер, осуществляется в особых, установленных в праве процессуально-процедурных формах.

§ Динамизм права. Право характеризуется динамизмом, то есть способно изменяться в связи с развитием общественной жизни, быстро реагировать на появление новых или отпадения отживших общественных отношений. При этом изменчивость права сочетается с его стабильностью, устойчивостью нормативно-правового регулирования наиболее важных, определяющих сторон общественной жизнедеятельности.

§ Реальная применимость . Право снабжено специальным юридическим механизмом, применение которого приводит с необходимостью к реализации права, претворению его в жизнь, воплощению в фактическое поведение субъектов и достижению конкретных социально значимых результатов.

§ Право отличается правообязывающим характером. Это проявляется в органическом сочетании предоставляемых субъективных прав и возложенных на лиц юридических обязанностей.

Принципы права

Принципы права - это закрепленные в законодательстве в качестве универсальных, общезначимых предписаний его основополагающие идеи, руководящие начала, которые обладают регулятивным потенциалом и характеризуют право в целом, его отрасли и институты.

Принципы права - это такие его начала, основополагающие идеи, которые выражены в системе действующего законодательства, этим они отличаются от идей, начал правосознания. Принципы права, отраженные в общественном сознании, предшествуют позитивному праву, являются элементами естественного права, выражены в нем в виде социальных притязаний. Регулятивными возможностями обладают принципы права, закрепленные в действующем, позитивном праве. При этом принципы права либо непосредственно закрепляются в отдельных нормах права (нормы-принципы, нормы-задачи), либо “растворены” в праве, могут быть выведены из содержания ряда правовых норм.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. По этому основанию принципы права делятся на следующие группы:

§ общие принципы - руководящие начала, характеризующие главные особенности права в Конституции РФ;

§ межотраслевые - руководящие начала, выражающие содержание определенных групп отраслей права (например, принципы правосудия);

§ отраслевые - руководящие начала, характеризующие содержание отдельных отраслей права (гражданского, трудового, административного, уголовного и др.);

§ принципы правовых институтов - руководящие начала, выражающие содержание того или иного правового института или группы институтов (например, принципы института права собственности, института обязательств, возникающих из причинения вреда).

Предметом теории государства и права является изучение общих принципов права, которые, во-первых, характеризуют социальные начала права (общесоциальные принципы), во-вторых, выявляют его юридическую специфику (специально-юридические принципы).

Общесоциальные принципы права характеризуют общие политические, экономические, нравственные начала и направленность правового регулирования. К ним относятся:

Социально-политические принципы:

o принцип демократизма и народовластия (ст. 3 Конституции РФ);

o принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

o принцип гласности (ст. 15 ч. 3 Конституции РФ);

o сочетание индивидуальных и общественных интересов (ст. 55 Конституции).

o Социально-экономические принципы:

o равенство и защита всех форм собственности (ст. 8 ч. 2 Конституции);

o признание свободы договора (ст. 1 ч. 1 ГК РФ);

o свобода предпринимательства и иной экономической деятельности (ст. 34 ч. 1 Конституции).

Нравственные начала права:

o признание прав и свобод человека как высшей ценности (ст. 2 Конституции);

o принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ);

o принцип справедливости (ст. 6 УК РФ).

Специально-юридические принципы:

o верховенство Конституции и законов в правовой системе (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o приоритет норм и принципов международного права (ст. 15 ч. 4 Конституции);

o прямое действие законов (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o равенство субъектов перед законом (ст. 19 Конституции);

o ответственность за вину и презумпция невиновности (ст. 49 Конституции, ст. 5 УК РФ);

o судебная защита прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции).

Перечисленные принципы права не являются исчерпывающими. В действующем российском законодательстве могут быть выявлены и иные общие принципы права.

Функции права

По своему назначению и основной функции право выступает регулятором общественных отношений. В этом качестве право, во-первых, закрепляет общественные отношения, обеспечивает их неприкосновенность, во-вторых, способствует их развитию, в-третьих, вытесняет чуждые, вредные данному обществу отношения.

Функции права конкретизируют служебную роль права как регулятора общественных отношений. При этом функции права могут рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, направления правового воздействия на волю и сознание людей вне непосредственно правового регулирования (общесоциальные функции). Во-вторых, основные направления правового регулирования общественных отношений при помощи специальных правовых средств, использование которых в практической деятельности приводит к достижению определенных социальных результатов (специально-юридические функции).

К общесоциальным функциям права относятся следующие:

Информационная функция . Правовые нормы выступают как средства информации о возможном (дозволенном), обязательном (должном) запрещенном. Информационная функция права способствует формированию рациональных (познавательных) элементов правосознания.

Ценностно-ориентационная функция . Право здесь формирует мотивы поведения в сфере правового регулирования, правовые установки и убеждения в необходимости и целесообразности активно-правомерного поведения, стимулирует правовую активность личности.

Превентивная (воспитательная) функция . Направлена на предупреждение совершения противоправных поступков лицами, склонными к совершению правонарушений.

К специально-юридическим функциям относятся регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

Регулятивные функции направлены на закрепление и развитие общественных отношений путем установления различных вариантов правомерного поведения, предоставления лицам субъективных прав, возложения юридических обязанностей при помощи управомочивающих, запрещающих и обязывающих юридических норм.

В зависимости от характера и содержания взаимных прав и обязанностей субъектов, юридических механизмов их реализации различаются:

Регулятивная статическая функция . Направлена на закрепление общественных отношений, возведение их в ранг неприкосновенных с помощью управомочивающих и запрещающих норм (например, закрепление института права собственности). Обеспечивается статическая функция путем возложения на лиц обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий. Активный элемент в рамках статической функции - носитель субъективного права, которому принадлежат правомочия на активные положительные действия, а также право требовать воздерживаться от определенных действий со стороны обязанных лиц.

Регулятивная динамическая функция . Способствует развитию общественных отношений, стимулирует возникновение новых отношений с помощью обязывающих норм права. Главное юридическое средство, обеспечивающее динамическую функцию, - возложение на лиц юридических обязанностей к активным положительным действиям. Правомочия в рамках данной функции заключаются в праве требования совершения определенных действий обязанными лицами (институты трудового права).

Охранительная функция . Направлена на вытеснение из жизни общества вредных, чуждых общественных отношений при помощи охранительных норм, предусматривающих неблагоприятные последствия, наступающие за совершение правонарушений (санкции). Таким образом, реальное проявление охранительная функция права находит при совершении правонарушений, добровольном неисполнении юридических обязанностей. Главное средство проведения в жизнь охранительной функции - применение мер правового государственного принуждения, прежде всего юридической ответственности. Обязанные лица (правонарушители) при осуществлении охранительной функции права претерпевают определенные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение, выполняют некоторые положительные действия, предписанные им нормами права.

Изложенное понимание функций права имеет методологическое значение в общей теории права при изучении ряда других правовых явлений: норм права, правоотношений, юридической ответственности.

Источники права

Право является институционным образованием и находит обязательное внешнее выражение в определенных официальных источниках, признаваемых государством. Источники права (в юридическом смысле) - это формы (способы) внешнего закрепления, изменения или отмены правовых норм.

Основными источниками права являются:

1) санкционированные обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в силу многократного повторения фактических отношений, которым придается, общеобязательное значение, которые обеспечиваются (санкционируются) государством;

2) судебные или административные прецеденты - решения судебных или административных органов по конкретным делам, которым впоследствии в установленном порядке придается общеобязательное значение при решении других аналогичных дел;

3) нормативные правовые акты - наиболее распространенные источники права в современных правовых системах, которые формируются в процессе специальной деятельности правотворческих органов и направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

Помимо перечисленных основных источников права, известны и другие: нормативные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права, религиозные тексты (Коран, сунна в мусульманском праве).

Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений:

  • 1) нормативность: право - система норм (иерархически соподчиненных, не противоречивых), наиболее общих, типичных моделей поведения;
  • 2) общеобязательность - право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства;
  • 3) правила поведения закрепляются, санкционируются, устанавливаются государством;
  • 4) формализованное™. Правила поведения документально фиксируются в виде правовых норм в определенных источниках (нормативный правой акт, судебный прецедент, договор нормативного содержания и др.), принятых в установленной процедуре;
  • 5) защита юридических норм - нарушение норм права влечет применение санкций со стороны государства;
  • 6) стабильность - право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;
  • 7) динамизм - право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;
  • 8) волеустановленность: право - явление волевое, так как по своей сути является нормативно выраженной всеобщей волей людей.

Совокупность нормы права следует расценивать как "рабочий инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Социально-правовые притязания права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Нормативность в правовой сфере - это не просто формирование типичного правила, а не-

что большее - гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы.

Нормативность права заключается в том, что право общеобязательно, возведено в закон. Естественно-правовые притязания уже потенциально нормативны, поскольку лишь при нормативном закреплении они становятся реально действующими.

Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

Очевидно, что право - результат проявление воли и сознания людей, право выступает позитивным институтом при урегулировании общих дел всего общества и выражает объективные социальные закономерности. В праве закрепляются и находят свое выражение потребности, интересы, цели отдельного человека, группы лиц, общества и различных организаций. Несмотря на то что эти потребности, интересы и цели могут не совпадать, право должно зафиксировать социальный компромисс на началах свободы, справедливости и равенства всех участников общественных отношений. Только на этом пути право становится объективным, обретает интеллектуальный характер, а государство из аппарата подавления превращается в правовое государство, обеспечивающее свободное развитие как всего общества, так и отдельной личности. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление воли свободной личности, так как в нем реализуются субъективные интересы и потребности. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, в основе сущности права лежит притязание отдельного лица, организации или социальной группы, и в совокупности этих притязаний выражается их воля; во-вторых, признание/непризнание данных притязаний осуществляется через органы государственной власти, таким образом, формирование права опосредуется, с одной стороны, волей личности-общества, с другой - деятельностью государства.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения - это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву важнейшие свойства: стабильность, определенность и защищенность.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во- первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).

Еще И. Кант отмечал, что осуществление права требует, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву такое свойство способно лишь государство как единственно возможный субъект принуждения.

Государственное принуждение - это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Но при этом государству самому, как многократно подчеркивал И. Кант, необходимо опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него. Государство, которое само уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, свобод личности, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства и противостоять ему.

Другой важнейший признак права - формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаст ему официальную форму выражения.

Нормы права закрепляются государством или уполномоченными лицами в законах, иных нормативных актах, которые подлежат исполнению. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой "содержание права создается обществом, форма права - государством". От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Второй элемент - позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей.

Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам.

Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, но которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право - "дар" государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон.

Право представляет собой действенный регулятор всех общественных отношений, средство установления и поддержания порядка в обществе. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей либо не являются властными, категорическими императивами для всех.

Сущность права состоит в том, что фактически различные люди рассматриваются в качестве равных и независимых друг от друга свободных индивидов - субъектов права, чьи действия измеряются и оцениваются по одинаковому масштабу. В этом смысле можно сказать, что право - математика свободы (В. С. Нерсесянц).

Правовое равенство людей - это формальное равенство, равенство в свободе, которое не зависит от социальных, имущественных, половых, семейных и других различий между людьми. Формальное равенство как специфический принцип права характеризует сущность правового общения. Свобода всех участников такого общения может быть только равной. В этом выражается суть соотношения свободы и равенства. Разное количество свободы - это не право, а привилегии, свобода одних (одного) не может быть основана на рабстве и бесправии других.

Через категорию формального равенства "право" становится особой формой свободы, при которой свобода одного ограничена свободой других. "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Признание индивидов формально равными означает признание их равной возможности приобретать конкретные субъективные права на социальные блага, но это неравенство в объеме и содержании приобретенных конкретных прав.

В современном российском праве равенство, как и свобода, относится к общеправовым принципам. Правовое содержание этой категории зафиксировано в статьях Конституции РФ:

  • 1) равенство прав и свобод индивидов независимо от их фактических различий закреплено в ч. 1 ст. 19: "Все равны перед законом и судом". Исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены самой Конституцией (ст. 91, 98, 122);
  • 2) гарантии равенства обеспечены ч. 2 ст. 19: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности";
  • 3) равенство всех форм собственности закреплено ч. 2 ст. 8: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

Исходя из сказанного выше, можно сделать предположение о том, что право есть совокупность общепринятых, общеполезных правил поведения

людей в обществе, определенные эталоны, традиции, модели человеческого поведения, обеспечивающие сохранения единого целого - общества, способствующие его укреплению, сохранению и дальнейшему развитию.

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством, а как раз наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет в конечном счете к гибели общества и государства.

Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, право - инструментом регулирования, а содержание права определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

1. Понятие права употребляется в двух значениях:

    в субъективном смысле право - это возможность определенных действий.

    в объективном смысле право - система правил поведения обладающих определенными признаками.

Право - система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством, являющихся регулятором общественных отношений.

Признаки права:

    Право состоит из норм, то есть правил поведения общего характера.

    Право - это система норм.

    Право - это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность - необходимость выполнения предписаний нормы любым субъектам, оказавшимся в условиях действия нормы.

    Право является совокупностью формально-определенных правил, то есть они содержатся в законах, подзаконных актах и других источниках права.

    Право устанавливается и гарантируется государством.

    Право является регулятором общественных отношений.

Регулировать - означает упорядочивать, устранять произвол из общественной жизни.

Социальная ценность права состоит в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития, разграничивая интересы отдельных лиц;

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств;

3. Рационально с учетом различных интересов решать глобальные международные проблемы.

Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов.

Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Их называли мононормы (например, не убей члена своего клана).

Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:

1. Определение в нормах права того, что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.

2.Реализация норм права связана с государственной властью и возможностью использования государственного принуждения.

3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

    ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ.

Понятие «норма»в широком смысле означает правило поведения. Различают социальные и несоциальные нормы.

Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различных стандартах, правилах, инструкциях.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются от других правил поведения следующим:

1. Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми.

2. Рассчитаны на применение многими людьми.

3. За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.

Видами социальных норм являются:

1. Обычаи.

2. Моральные нормы.

3. Религиозные нормы.

4. Корпоративные нормы.

5. Нормы права.

Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения и вошедшее в привычку людей. Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (например, стремлением быть «как все»).

Моральные нормы– это правила поведения людей, складывающиеся на основе их представлений о добре и о зле, долге, чести, справедливости и других нравственных ценностях, подкрепленные силой общественного мнения. Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ.

Религиозные нормыустанавливаются на основе различных вероисповеданий. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей. Религиозные нормы отражаются в различных религиозных источниках (Библия, Коран, Шастры).

Корпоративные нормыустанавливаются организациями (объединениями) граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия (например, Устав ВУЗа).

Нормы права - это формально определенное, общеобязательное правило поведение, которое установлено и гарантировано государством и регулирует общественное отношение.

Признаки нормы права:

* Правило поведения.

* Формально определенное правило поведения.

* Общеобязательное правило поведения.

* Установлено и гарантировано государством.

* Является регулятором общественных отношений.

Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих

общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от

нарушения с помощью мер государственного принуждения.

Признаки:

1. Нормативность - реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех

признаков, свойственных социальным нормам - правила поведения, обеспеченные средствами

социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные

к неопределенному кругу субъектов.

2. Системность - право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в

правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но

имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и

норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с

другом и упорядоченности в рамках всей системы права.

3. Общеобязательность - все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно

соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от

ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

4. Формальная определенность - два аспекта: а) внутренний - формулировка правового предписания

должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется

действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не

допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в

Определениях - правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в

законе, б) внешний - нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных

источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть

открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и

обязанностями.

5. Связь с государством - два аспекта: а) нормы права исходят от государства - то есть принимаются и

вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо

институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти

при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от

нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

6. Регулятивность - право выступает средством регулирования общественных отношений по своему

социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает

специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном

обществе.

7. Предоставительно- обязывающий характер - право использует специфический, присущий только ему

метод нормативного регулирования - наделение одних субъектов правами, а других

корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью,

правовым отношениям, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право

другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав. В этом

состоит сущность юридического образа регулирования - высшего типа нормативного регулирования.

8. Интеллектуально-волевой характер. С одной стороны право имеет интеллектуальное содержание, так как

обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и

выбором оптимальной модели ПР, реализуется посредством формулировки правил поведения. С другой

стороны право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных

моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий

права, желание ввести его в действие.

9. В сущности своей содержание права оказывается обусловленной волей данного общества или волей

группы людей, осуществляющей управление данным обществом. В свою очередь содержание этой воли

основывается на культурном и материальном уровне развития данного общества, от конкретных

действующих в данном обществе факторов. В этом состоит его конкретно-исторический характер.

Таковы понятие и признаки права, разработанные в рамках так называемого нормативного подхода к праву

или нормативного правопонимания. В рамках других учений и концепций права ученые формулируют иные

определения права и систему его признаков.

68. Объективное и субъективное в праве.

Вместе с тем мы дали определение права в объективном смысле. Надо отличать право в объективном

смысле и субъективном.

В русском языке эти две разные вещи обозначаются одним термином, что ведет к смешению понятий.

Право в объективном смысле - это совокупность, система юридических норм, выраженных,

объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это

объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права.

Это право - веление.

Право в субъективном смысле - это система прав, свобод, обязанностей граждан, личности и иных

субъектов права, вытекающих из объективного права, от права внешнего, закрепленного в законах, которые

реализуются конкретными субъектами в конкретных правовых отношениях.

Это право - притязание.

Еще по теме 67. Понятие и признаки права.:

  1. 9.6. Профсоюз: понятие, основные черты, права и их гарантии
  2. 4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

— это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.

Понятие права

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Правовые формы

Обычно правовые нормы выражены в виде разрешений, предписаний, запретов и рекомендаций. Однако внешняя форма выражения еще не является основанием для ее неукоснительного выполнения. Чтобы она стала юридически обязывающей, необходимо придать ей определенную правовую форму. К правовым формам (иначе называемым источниками права) относят:

  • правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы двенадцати таблиц (V в. до н.э.), Русская Правда (XI-XII вв.) и т.д. — в основном включали в себя правовые обычаи;
  • прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии и т.д.;
  • нормативный договор — соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Сюда можно отнести договор между государствами, субъектами федерации, руководством предприятия и профсоюзом работников и т.д. Нормативный договор обычно применяется в международном, конституционном, трудовом праве;
  • нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

  • Конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты:
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные нормативные акты;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

В Российской Федерации высшей юридической силой обладают законы (в том числе Конституция) — нормативные акты, принятые высшей законодательной властью (парламентом) или на всенародном референдуме.

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинско- го — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершене- вич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным сторонам теории следует отнести вводимую ею искусственную отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кель- зена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  • право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  • нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  • нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  • от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход:

  • позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
  • содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
  • обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
  • позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологических особенностей индивида.

Зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Выводы

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.

Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.

Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Загрузка...