musings.ru

Культурно духовные права человека. Культурные права и свободы человека. Духовно богатый человек

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Первой модификацией, которая потребует нынешний конституционный текст, касающийся прав в детстве и подростковом возрасте, будет его исключение из нынешней статьи 4. поместить его в другую цифру, предпочтительно предназначенную исключительно для прав детей и подростков. Как видно, упомянутая статья стала своего рода «портной», которая объединяет различные права, которые не имеют никакого отношения друг к другу.

К ним относятся права детей. Другим недостатком нынешней формулировки статьи является совместное регулирование защиты организации и развития семьи и прав детей, поскольку понимается, что существуют отношения подчинения. Это подтверждается в пункте 7, в котором говорится об обязательствах восходящих. Смена парадигмы, объясненная ранее, то есть переход от нерегулярной ситуации к интегральной защите, советует точно изменить свое положение в конституционной артикуляции. Это никоим образом не означает игнорировать важность семьи или ее свобод, а также права родителей на образование и образование детей.

Международная защита прав человека

В Европе созданы структуры, отвечающие за защиту прав человека :Комитет по правам человека ООН иЕвропейский Суд при Совете Европы.

Основными источниками международного права, регламентирующими защиту прав и свобод человека, являются Хартия о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Однако следует отметить, что это две отдельные области, и ни в коем случае права детей не подчиняются семейным полномочиям. Это права непосредственно перед государством, но из-за их статуса развития дети погружаются в семью. Права, связанные с семьей, отличаются от прав детей и подростков как лиц. Определение детей и подростков.

Дифференциация между детством и подростковым возрастом как эволюционные этапы с различными характеристиками, хотя и с общими качествами, уже давно признана специальными дисциплинами изучения эволюции человека. С одной стороны, признается, что начало подросткового возраста характеризуется серией физических и психических изменений, которые заставляют человека жить переходным периодом, который подготовит его к взрослой жизни и сделает его способным к большей автономии в принятии решений. Это не означает, что, несмотря на приобретенные способности во время вступления в подростковый возраст, он характеризуется, как и детство, как период развития, требующий особых удовольствий и, следовательно, эквивалентная защита прав на права первых человеческих жизней: «изменения, происходящие на этом этапе, количественно, происходят в большей пропорции и, качественно, в развитии новой психологической и социальной организации».

Защита прав человека средствами оон

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человечество в естественном первобытном состоянии существовало в состоянии «войны всех против всех» и только появление государства позволило упорядочить социальную жизнь и защитить права людей. Однако, полагал он, в отношениях между государствами «война всех против всех» - неизбежность, поскольку над государствами не существует никаких сдерживающих и контролирующих структур.

Мы находим, что различие между детством и подростками основано на вполне обоснованных причинах, которые могут помочь гарантировать права, признавая, например, большую автономию с начала полового созревания. Это различие должно быть конституционно включено в качестве принципа толкования прав детей и подростков.

В статье 18 предусматривается создание новой системы правосудия для подростков, определяющей их как тех, кто имеет «от двенадцати лет до восемнадцати лет». Некоторые авторы даже утверждали, что реформа статьи 18 была исключена из защиты прав, содержащихся в статье 4. людям старше 12 лет и моложе 18 лет. Хотя это толкование легко опровержимо, основываясь на последовательном понимании правовой базы для детей, где совершенно ясно, что защита прав достигает 18-летнего возраста, адекватная законодательная техника будет рекомендовать определять эти новые термины, включенные в язык чтобы четко определить сферу действия каждой правовой нормы.

Необходимость создания надгосударственных структур ради коллективной безопасности стала очевидной в XX в., когда прошли две мировые войны, в которые были вовлечены многие страны мира. Число их жертв значительно превысило число жертв во всех предшествующих конфликтах; стали известны факты самого преступного и бесчеловечного обращения с военнопленными, мирным населением и т.д.

Выдвижение руководящих принципов Конвенции о правах ребенка в качестве критериев толкования и применения прав. Со времени подписания Конвенции о правах ребенка было признано, что толкование этого конкретного вида прав должно подчиняться определенным принципам, вытекающим из того же правового документа, а также от оправдания прав. К ним относятся наилучшие интересы ребенка и подростка, прогрессивная автономия, право на выживание и интегральное развитие и принцип приоритетности.

Наилучшие интересы ребенка рассматриваются в статье 3. Конвенции и был признан Комитетом по правам ребенка на его первой сессии. Он был определен как общее положение, которое должно соблюдаться во всех действиях, касающихся детей, и которое, таким образом, охватывает остальную часть прав, содержащихся в этом документе: «Государства должны обеспечить, чтобы в любом процесс принятия решений, затрагивающий детей и подростков, их интересы должны быть приняты во внимание в первоочередном порядке».

После Первой мировой войны, в 1920 г. была образована Лига Наций - первая международная организация, поставившая своей целью сохранение мира и улучшение качества жизни на планете. Однако из-за несогласованности действий стран-участниц попытка Лиги Наций создать эффективную систему коллективной безопасности потерпела неудачу. Лига Наций прекратила свое существование в 1946 г., с образованием новой межгосударственной структуры -Организации Объединенных Нации (ООН ).

Для Иерро это общий принцип обратной дискриминации в пользу ребенка, который подразумевает субсидиарную ответственность государства в удовлетворении прав. Принцип прогрессивной автономии предписывает признание способности к самоопределению как способности, которая постепенно разворачивается на протяжении всей жизни. Согласно этой интерпретации, нужно дать полномочия решать вопросы, касающиеся личности, в той мере, в которой она достигает определенной степени зрелости. Таким образом, закон должен делать различия между этапами развития по отношению к предметам, в которых индивидуум способен вмешиваться.

Появление ООН стало ответом на преступления против человечности, совершенные гитлеровской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны.

Защите прав человека на международном уровне в ООН было уделено особое внимание. При ООН была сформирована Комиссия по правам человека, одним из направлений работы которой стала подготовка Хартии о правах человека (которую иногда называют Международный билль о правах человека). В Хартию входят следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.

Примером применения этого принципа в законодательстве является компетенция решать, какой родитель хочет жить ребенком в процессе развода или необходимость согласия на формализацию усыновления с определенного возраста. Аналогичным образом, идея прогрессивной автономии должна учитываться при применении любого права ребенка или подростка.

Право на выживание и интегральное развитие является еще одним непременным принципом в толковании положений, содержащих права детей, а также служит критерием для руководства действиями любых органов, связанных с детьми и подростками. Этот принцип следует понимать как необходимое условие для выполнения других прав и, следовательно, не ограничивается простым выживанием, а распространяется на требование доступа к удовлетворению для удовлетворения основных потребностей, с прямой и вспомогательной функцией государства как агента и обязанность при распределении ресурсов при выполнении этой роли.

В дополнение к Хартии ООН подготовлены десятки международных договоров и деклараций по многим вопросам, связанным с правами человека; таким, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, статус беженцев и т.д.

ПринятиеВсеобщей декларации прав человека ознаменовало начало периода, когда права и свободы человека перестали быть внутренним делом того или иного государства. Они были распространены на всех жителей планеты независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, конфессии, языка и т.д. Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на равенство. В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.

Эта концепция основана на реальности и опыте международных организаций, которые пытаются обеспечить, чтобы ребенок рождался не только, но и имел возможность «выжить». Понятие «выживание» не противопоставляется понятию «развития» в развитых странах. Что касается вопроса о личности ребенка, то он был включен, чтобы развеять сомнения относительно сферы действия понятия выживания, которое можно было бы эффективно понять только по сравнению с чрезвычайными ситуациями.

Принцип приоритета признается в Законе о защите прав детей и подростков в статье 14 в качестве права. Однако описание этого права имеет более ограниченный масштаб, чем его формулировка как принцип, который функционирует точно как критерий взвешивания между конституционными нормами. Во вторичном праве это право включает в себя обеспечение того, чтобы им уделялось первоочередное внимание в осуществлении прав, в частности.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.

Им предоставляется защита и помощь при любых обстоятельствах и с необходимой возможностью. Большие ресурсы должны выделяться учреждениям, которым поручено защищать их права. Они обращаются перед взрослыми во всех службах на равных условиях. . Как видно из цитируемого текста, право имеет ограниченный объем для предположений, представленных в статье. Остальные фракции ограничиваются определением некоторых действий для реализации прав. Принцип приоритета, вытекающий из целостного толкования Конвенции, предписывает вместо этого, что в случае потенциального конфликта прав должно иметь преимущественное право ребенка.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.

Этот критерий взвешивание может решить особенно важно для детей и подростков конкретных случаев, без которых содержания Конвенции и других правовых документов будет пустячным: например, в случае конфронтации между правом ребенком, чтобы иметь семью которые могут быть полностью разработаны и предполагаемое право пары на усыновление ребенка, позволяет сгибать, чтобы сохранить право ребенка, если есть сомнения в том, что у пары есть необходимые навыки, чтобы поднять ее должным образом. Столкнувшись с конфликтом между правом на информацию граждан и правом на неприкосновенность частной жизни подростка, совершившего преступление, преобладает право на неприкосновенность частной жизни последнего.

Первый факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах позволяет гражданам стран, подписавших его, обращаться в Комитет по правам человека ООН за защитой своих политических и гражданских прав. Россия приняла обязательства по этому протоколу в 1991 г. Решения Комитета не являются обязательными, но он может рекомендовать государству восстановить нарушенные права и способен привлечь к этому процессу мировое общественное мнение.

Очевидно, что соблюдение этого принципа не означает, что во всех случаях право ребенка должно преобладать, это просто критерий, определяющий решения органа, будь то судебные, административные или законодательные. В весовом отношении, по сути, всегда есть конкурирующие причины, конфликтующие интересы или товары, короче говоря, нормы, которые дают нам разные оправдания при обосновании решения. Разумеется, в мире права результатом взвешивания не обязательно должен быть баланс между такими интересами, причинами или правилами; напротив, обычно дело в том, что взвешивание приводит к триумфу некоторых из них в конкретном случае.

Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах направлен на отмену смертной казни. Россия не является участником этого протокола.

В Европе международную защиту прав человека осуществляет также Совет Европы, а документом, регулирующим правозащитные действия, являетсяЕвропейская Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г.

Признание права собственности на конституционные права в дополнение к конкретным правам, в частности право выражать свое мнение и вмешиваться в принимаемые ими решения, а также право на особую защиту государства от всех форм злоупотреблений, пренебрежения и злоупотреблений.

Хотя признание детей и подростков как обладателей конституционных прав может показаться тавтологическим и не имеющим отношения к делу, поскольку статья 1 указывает, что каждый человек будет пользоваться гарантиями, предоставленными Конституцией, поэтому необходимо сделать эту точность по двум причинам.

В Европейской конвенции гарантируются: право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, запрет рабства, право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести, религии и выражения мнения, свобода ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективные средства защиты, запрет дискриминации. К Конвенции примыкает ряд протоколов. Так, первый протокол защищает собственность, право на образование и свободные выборы; второй протокол запрещает лишение свободы за долги; шестой протокол отменяет смертную казнь и т.д.

Во-первых, как объяснялось в начале этого текста, дети традиционно были исключены из права собственности, в основном из-за их принадлежности к семье. Было понято, что доступ к удовлетворителям гарантирован родителями, так что гарантия основных прав предков автоматически повлияет на пользу ребенка. Дело о брошенных детях также рассматривалось, поскольку в этих ситуациях государство вмешалось, превратив детей в «несовершеннолетних» и подвергая их их заботе. Это условие изменилось с подписанием Конвенции о правах ребенка, хотя сегодня она по-прежнему остается неразрешенной дебатами между теоретиками субъективных прав.

Россия присоединилась к конвенции в 1998 г., и каждый россиянин, считающий, что его права нарушены, может обращаться в Европейский Суд по правам человека.


Культурные права и свободы – права, относящиеся к сфере духовной жизни человека и гражданина. В данном случае слово «культура» понимается в узком значений.
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.
Культура неразрывно связана с отдельной личностью, с ее деятельностью, поступками, творчеством. Отношения, возникающие между субъектами в области культурной жизни нашего общества, государства, регулируются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации.
Основной функцией культурных прав и свобод человека и гражданина является использование каждым человеком духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня. Реализация возможности пользоваться культурными правами зависит не только от государственного обеспечения, но и от субъективных качеств самого гражданина – уровня его культурного развития, стремления осваивать те или иные культурные блага.
Культурные права призваны обеспечить духовное развитие человека его интеграцию в общественную систему, различные способы самореализации личности.
Культурные права человека и гражданина, так же как иные основные права, имеют свою историю.
Так, Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных отношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1936 г. Закрепляла за всеми гражданами РСФСР право на образование. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Конституция РСФСР 1978 г., кроме права на образование, закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.
Конституция Российской Федерации 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также впервые закрепляет свободу преподавания и охрану интеллектуальной собственности.
Основы международных стандартов права на образование сформулированы во Всеобщей декларации нрав человека:
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Подобные положения содержит и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования их минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».
Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее - общедоступным, а высшее - доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.
Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.
Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ установлены три разновидности прав и свобод человека и гражданина: право на творчество, право на преподавание, право на интеллектуальную собственность.
Право на творчество раскрывается в Основах законодательства РФ о культуре:
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работники равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Право на преподавание, как разновидность творческой деятельности (академическая свобода), одновременно неразрывно связано с правом на образование и означает, что преподаватель вправе преподавать свой предмет теми средствами и способами, которые он считает приемлемыми, а обучаемые и их родители вправе выбирать такого преподавателя, которые в наибольшей степени удовлетворяет их потребности. В законодательных актах РФ академическая свобода пока еще не нашла своего отражения.
Право на интеллектуальную собственность означает исключительное право автора на созданные им литературные, художественные и иные произведения, изобретения и другие объекты интеллектуального труда. Реализация права на интеллектуальную собственность регулируется различными законодательными актами. Одним из таких актов является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Он гласит: авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства, а также способа их выражения. Авторское право предполагает личные неимущественные и имущественные права на произведение. Согласно этому же закону автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора) . Имущественные права автора заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Право на участие каждого в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, закрепленное в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, конкретизируется в ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре, согласно которой каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством РФ.
Однако вопросы культурных прав выходят далеко за рамки одного государства. Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации - ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.
Загрузка...