musings.ru

Как зарегистрировать авторское право в беларуси. Особенности правовой основы рб

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Выполнил студент

2-го курса, экономического факультета

группы 921212

Матузко А.А.

1. Введение

2. Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав

4. Смежные права

6. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью

7. Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. Введение

В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

По существу, основные результаты интеллектуального труда относятся к категории авторского права и смежных прав. Поскольку к этой сфере относятся практически все направления интеллектуальной деятельности, они дают значительный вклад в национальную экономику каждой страны. Понимание этой особенности экономического развития республики позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

В пределах Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Совет Министров Республики Беларусь "определяет государственную политику в сфере обеспечения авторского права и смежных прав".

2. Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав

Законодательное становление авторского права на территории Республики Беларусь началось в XIX столетии в рамках Российской империи. Первый законодательный акт по вопросам авторского права появился в России в 1828 году, а последнее законодательство об авторском праве в Российской империи было принято в 1911 году. Это законодательство охраняло права авторов, композиторов, художников и предусматривало гражданские и уголовные меры в отношении нарушителей авторского права. После образования СССР законодательство об авторском праве оказалось включенным в раздел IV Гражданского кодекса БССР. После присоединения СССР в 1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, в Гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.

Новым этапом в развитии законодательства об охране интеллектуальной собственности стало принятие Верховным Советом 16 мая 1996 года Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З), проект которого был подготовлен Комитетом по авторским и смежным правам.

Последние годы характеризовались бурным развитием информационных технологий и глобальной информационной инфраструктуры. Международные и национальные нормы авторского права и смежных прав перестали в полной мере соответствовать реалиям, сложившимся в глобальной информационной инфраструктуре. Новые международные нормы были разработаны на дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2 - 20 декабря 1996 года), которая приняла два международных договора - Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. В этих договорах заложены новые нормы авторского права и смежных прав, вызванные бурным технологическим развитием глобальной информационной инфраструктуры, в частности, сети Интернет. Республика Беларусь в числе первых 50 государств мира подписала данные Договоры 8 декабря 1997 года. Вся работа по присоединению Республики Беларусь к Договорам ВОИС была проведена Комитетом по авторским и смежным правам совместно с Министерством юстиции и Министерством иностранных дел.

Долгое время в Республике Беларусь не были созданы условия для присоединения к наиболее фундаментальному международному соглашению в области авторского права - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, заключенным рядом стран еще в 1886 году. Большая работа, проведенная Комитетом по авторским и смежным правам по модернизации национального законодательства, привела к разработке им законопроекта о присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции. Национальное собрание Республики Беларусь в июне 1997 года приняло закон о присоединении к Бернской конвенции. Акт Президента Республики Беларусь о присоединении к Бернской конвенции был вручен Генеральному директору ВОИС 10 сентября 1997 года, и, в соответствии с регламентом Бернского Союза, Республика Беларусь стала полноправным членом этого Союза с 12 декабря 1997 года.

Другими словами, благодаря усилиям Комитета по авторским и смежным правам, Министерства юстиции и Министерства иностранных дел Республика Беларусь стала членом самых важных международных соглашений в области авторского права и смежных прав. Несомненно, международные обязательства республики потребовали приведения национального законодательства в соответствие с вышеназванными международными соглашениями. Такая работа была выполнена Комитетом по авторским и смежным правам в конце 1997 года, который представил в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". Палата представителей Национального собрания 9 апреля 1998 года единогласно приняла этот закон в первом чтении.

Возникновение глобальной информационной инфраструктуры означает, что очень крупные международные инвестиции могут стать многоотраслевыми, поскольку эффективное развитие глобальной информационной инфраструктуры в мировом масштабе потребует создания в каждой стране самой совершенной телекоммуникационной инфраструктуры и развитых компьютерных сетей, постоянных поставок информационных и развлекательных услуг и товаров.

Эффективная система охраны как национальных, так и зарубежных объектов авторского права и смежных прав позволяет Республике Беларусь быть полноправной частью глобальной информационной инфраструктуры и иметь доступ к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI веке. Другими словами, наличие совершенной системы охраны интеллектуальной собственности является одним из условий экономической безопасности любого государства, в том числе и Республики Беларусь.

Помимо членства в вышеуказанных международных соглашениях Республика Беларусь является членом Всемирной конвенции об авторском праве (редакция 1952 года), Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенного странами СНГ 24 сентября 1993 года, Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного странами СНГ 3 марта 1998 года.

Вышеупомянутые изменения в законодательстве Республики Беларусь в сфере авторского права и смежных прав, а также международные обязательства Республики Беларусь создали благоприятные условия для эффективной реализации и охраны авторского права и смежных прав как белорусских, так и иностранных авторов.

Авторское право - в объективном смысле - подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Авторское право на произведение возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трёх элементов:

Латинской буквы «С» в окружностьи;

Авторское право в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах² распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения:

Письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

Электронной (компьютерная программа, электронная база данных);

Звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);

Изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр);

Объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).

Исключение составляют:

Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

Государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

Идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

Наниматели (на служебные произведения);

Производители аудиовизуальных произведений;

Лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания;

Лица, к которым перешли имущественные права в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя;

Лица, к которым имущественные права на произведение перешли по договору уступки или договору передачи имущественных прав, договору о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, другим договорам.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. В отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. При отсутствии правомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование.

При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние. Объекты авторского права или смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права.

Любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права. Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре.

Авторский договор о передаче исключительных имущественных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать другим лицам подобное использование произведения.

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Исполнителям, являющимся гражданами Республики Беларусь;

Исполнителям, не являющимся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых:

Имеют место на территории Республики Беларусь, или

Включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.

Права изготовителя фонограмм признаются при выполнении нижеперечисленных условий и относятся к:

Фонограммам, производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

Фонограммам, производители которых не являются гражданами Республики Беларусь или юридическими лицами, имеющими официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, но которые впервые опубликованы на территории Республики Беларусь или опубликованы на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве.

Права организации эфирного или кабельного вещания применяются к передачам организаций, имеющих официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения законодательства Республики Беларусь также применяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления прав, предусмотренных настоящим разделом, не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

Латинской буквы "P" в окружности;

Имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпция обладателя смежных прав).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит право на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации), установленные статьей 31 Закона «Об авторских и смежных правах», охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно. Право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков переходит к наследникам (в отношении юридических лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Одной из основных проблем индустрии авторского права и смежных прав является пиратство. По оценкам Международного альянса интеллектуальной собственности, торговые потери стран за счет пиратства компьютерных программ, аудиовизуальных произведений, фонограмм, печатной продукции могут достигать 5-10% от объема индустрии авторского права и смежных прав. Наибольший объем пиратства интеллектуальной собственности в большинстве стран приходится на компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, фонограммы, книги.

Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет авторов произведений во всех видах деятельности, предотвращает "утечку мозгов и осушение культуры".

Ввиду особой опасности пиратства объектов авторского права и смежных прав как для правообладателей, так и национальной экономики очень важны меры по защите объектов авторского права и смежных прав. В странах с развитыми системами защиты авторских и смежных прав действуют очень строгие уголовные меры по борьбе с пиратством. К примеру, в США первое нарушение закона об авторском праве может повлечь штраф до 250 тыс. долларов и (или) тюремное заключение до 5 лет. При повторном нарушении штраф может быть увеличен до 500 тыс. долларов, а тюремное заключение - до 10 лет. Аналогичные уголовные меры характерны для большинства стран мира. С 1997 года строгие уголовные санкции введены и в законодательство России. В Уголовном кодексе Республики Беларусь также предусмотрены строгие меры за правонарушения в сфере авторского права и смежных прав. (см. Приложение №1)

Во всех странах мира борьбу с пиратством интеллектуальной собственности ведут правоохранительные органы, а авторско-правовые организации могут оказывать правовую, информационную, экспертную и другую помощь.

Из стран СНГ наибольших успехов в борьбе с пиратством интеллектуальной собственности добилась Россия. Координация деятельности правоохранительных органов стран СНГ уже началась, и она станет особо эффективной при реализации заключенного странами СНГ Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Комитет по авторским и смежным правам Республики Беларусь внес свои предложения по реализации данного Соглашения, которое должно стать основой как государственной программы по борьбе с пиратством интеллектуальной собственности, так и конкретных действий правоохранительных органов Республики Беларусь. Обеспечение прав на интеллектуальную собственность важно не только для авторов, исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, но и для государства, в частности, для получения режима наибольшего благоприятствования в торговле, которое дает членство во Всемирной торговой организации.

Помимо вышеуказанных важнейших направлений деятельности Комитет оказывает содействие в пределах своих полномочий творческим союзам, организует научные конференции, семинары, курсы и иные мероприятия по вопросам авторского права и смежных прав, издает справочные и научно-методические материалы по проблемам авторского права и смежных прав, организует проведение научно-исследовательских работ в области авторского права и смежных прав.

Несмотря на то, что Комитетом многое сделано для создания совершенной системы охраны интересов как правообладателей, так и государства в сфере авторского права и смежных прав, имеющиеся краткосрочные и долгосрочные программы деятельности позволят совместно с другими компетентными органами сделать Республику Беларусь одним из государств, в котором охрана прав на интеллектуальную собственность достигнет новых международных стандартов.

6. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью

В рамках направления деятельности Комитета по законопроектной деятельности, лицензированию и защите авторских прав «Координация действий предприятий-членов Ассоциации «Инфопарк» в области охраны и защиты авторских прав на компьютерные программы» Комитет выступил с инициативой создания на базе Ассоциации «Инфопарк» Агентства по защите авторских прав на компьютерные программы в Республике Беларусь. Инициатива была основана на результатах анализа деятельности Некоммерческого партнерства «Поставщиков программных продуктов» (далее – НП ППП), созданного в Российской Федерации.

С января 2010 года началась непосредственная работа по созданию Агентства.

В соответствии с разработанной Концепцией целью работы Агентства является организация системной работы по предупреждению нарушений и защите авторских прав на компьютерные программы на территории Республики Беларусь.

Целевыми группами Агентства являются:

1. государственные органы и организации, осуществляющие регуляторные и исполнительно-распорядительные функции в сфере интеллектуальной собственности.

2. правообладатели – организации, обладающие исключительными имущественными правами на компьютерные программы;

3. дилеры (реселлеры либо дистрибьюторы) – организации, обладающие правами на распространение компьютерных программ на территории Республики Беларусь;

4. пользователи программного обеспечения (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Исходя из потенциальных интересов целевых групп Агентства выделено три возможных направления его работы:

a. организация и (или) проведение PR & GR акций;

b. защита интересов правообладателей исключительных прав на компьютерные программы;

c. бизнес консалтинг для субъектов ИТ–рынка.

Также приняты «Типовой план мероприятий по совершенствованию и управления интеллектуальной собственностью» и Государственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008 – 2010 годы.

7. Список использованных источников

1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 мая 1996 г. N 370-XIII «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З);

3. www.belgospatent.org.by – (Электронный ресурс)

4. www.infopark.by– (Электронный ресурс)

5. www.pravo.by– (Электронный ресурс)

6. Журнал «Юстиция Беларуси», №1, 1998 год – С. СУДАРИКОВ – «Авторские и смежные права в Республике Беларусь»

7. www.ru.wikipedia.org– (Электронный ресурс)

8. www.dic.academic.ru– (Электронный ресурс)

9. Компьютерная программа «Консультант +»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

(раздел 4, статьи 39-41 Закона «Об авторском праве и смежных правах)

1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторского права и смежных прав.

2. Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, изготовление, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав, являются контрафактными.

3. Контрафактными являются также экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с настоящим Законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь.

4. Нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права и смежных прав влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств, или предоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, предоставляемых настоящим Законом, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств;

устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

6. Любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена, или на которых изменена информация об управлении правами, или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 настоящей статьи, считаются контрафактными в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Правообладатели вправе требовать:

восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;

возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

(абзац 7 части 1 пункта 2 статьи 40 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Указанные в абзацах пятом, шестом и седьмом пункта 2 настоящей статьи меры применяются по выбору правообладателя.

3. Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

4. Контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

5. Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства.

Статья 41. Способы обеспечения исков по делам о нарушении авторского права и смежных прав

1. Суд выносит определение о запрещении ответчику совершать определенные действия (изготовление, продажу, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, включая незаконное использование любых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона).

2. Суд выносит определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также о наложении ареста на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, в том числе на любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона.

3. При наличии достаточных данных о нарушении авторского права и смежных прав, за которое в соответствии с законодательством предусмотрена уголовная ответственность, орган дознания, следователь или суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска путем розыска и наложения ареста на экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, включая любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, а в необходимых случаях - путем изъятия и передачи их на ответственное хранение.

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА (БЕРНСКАЯ И ВСЕМИРНАЯ КОНВЕНЦИИ). 9

Глава 1. История создания основных организаций, основные соглашения. 9

Глава 2. Республика Беларусь в системе международной охраны авторского права 15

Раздел II. Меры по защите интеллектуальной собственности 23

1.2. Правовые вопросы защиты программных продуктов. 46

Глава 2. Особенности правовой основы РБ. 55

Заключение. 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы.

Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия - одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.

В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско - правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права. Основная цель курсовой работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства РБ и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства РБ.

По законодательству Республики Беларусь достаточно большой круг лиц называются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промыш­ленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продук­тами творческой интеллектуальной деятельности.

Авторское право рассматривается одновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель – охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.

Современное законодательство РБ об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращения, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.

Общепринятым является знак, предусмотренный Всемирной Конвен­цией об авторском праве, © - copyright – «авторское право». Этот знак употребляется в сочетании трех элементов: сам знак (латинская буква ‘с’ в окружности: Ó), имя обладателя исключительных авторских прав, год первого опубликования произведения в свет.

Авторским правом охраняются нематериальные объекты: произведе­ния науки, литературы и искусства, являющиеся результатами духовной творческой работы, обусловленной интеллектуальными способностями и психофизическими особенностями их создателей-авторов, в силу чего оказывающими на окружающих определенное (рациональное, эмоцио­нальное) воздействие.

В связи с этим закон различает субъектов первоначального авторского права и субъектов производного авторского права.

1. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Авторское право на произведение принадлежит автору в силу факта его создания.

2. Несколько лиц (соавторы) - при условии, что произведение созда­но их совместным творческим трудом. Авторское право на коллективное произведение признается, если авторы (один из них) пользуются авторским правом в Российской Федерации.

3. Автор составного произведения - результата творческой работы представляющего собой подбор и расположение включенных в него произведений и материалов. Составители пользуются авторским правом при условии соблюдения прав авторов произведений, включенных в составное произведение.

4. Переводчик, автор аранжировки, адаптации, инсценировки, иной переработки ранее созданного произведения. Авторы переводов, переработки произведений пользуются авторскими правами при соблюдении прав авторов оригинальных произведений.

Наследники в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование.

Иные лица (физические и юридические) в отношении прав, полу­ченных от автора или наследников, иных правообладателей (по субли­цензионным договорам).

Издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периоди­ческих и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналом и других периодических изданий в отношения прав на использование их изданий в целом.

Организации (работодатели) в отношении прав на использование произведения, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений).

В соответствии с действующим законодательством автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные (моральные) права и имущественные права.

Необходимость правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием программного обеспечения возникла сравнительно недавно, в начале 60-х годов ХХ века, когда началось их сравнительно массовое применение. С того времени горизонты проникновения программного обеспечения для электронных вычислительных машин в общественную жизнь расширились с рамок специальных научных учреждений и военных проектов до повседневного использования в жизни человека. Столь стремительный рост в количественном и качественном отношении остро поставил вопрос о правовом регулировании общественных отношений, связанных с использованием программ для ЭВМ. Поиск наиболее приемлемых форм правовой охраны программ продолжается и в современных условиях.

В условиях Республики Беларусь проблема законодательного регулирования правовой охраны программного обеспечения также не решена окончательно. Данное обстоятельство не способствует единству правового регулирования в сфере правовой охраны программ.

Оценивая научную разработанность данной темы, нужно прежде всего отметить, что рассмотрение вопросов правовой охраны программ происходит, как правило в рамках авторско-правовой охраны и в совокупности с другими объектами авторского права, без должного выделения специфики программ. Мало внимания уделяется теоретической стороне правовой охраны программного обеспечения, например вопросам понятия программы для ЭВМ и авторских прав на нее, но этой информации достаточно в Интернете.

Целью данного исследования является , во-первых, рассмотрение теоретических основ правовой охраны программного обеспечения, и, во-вторых, анализ действующего законодательства республики Беларусь по правовой охране программ путем доктринального толкования норм, выявления пробелов и недостатков в правовом регулировании и способов их устранения. С учетом этого целесообразна постановка следующих задач:

· определение понятий программного обеспечения, а также смежных и пересекающихся с ними понятий с правовой точки зрения;

· изучение совокупности правомочий, возникающих у конкретных лиц в связи с созданием программного обеспечения;

· рассмотрения способов перехода указанных правомочий;

· анализ положений ответственности за нарушение прав на программное обеспечение.

С практической точки зрения данная работа призвана систематизировать имеющийся законодательный и научный материал по правовой охране программного обеспечения. Быстрое развитие технологий по обработке информации, к которым относятся программное обеспечение, вовлекает в сферу их обращения все больше субъектов гражданского оборота и значительные капиталы, что делает очевидным необходимость дальнейшего изучения правового аспекта их охраны

В соответствии с поставленной целью исследования, в курсовой сделана попытка:

Исследовать историческую эволюцию Бернской и Всемирной конвенций.

Курсовая работа состоит из введения; двух разделов, каждый из которых подразделяется на 2 главы, которые, в свою очередь, делятся на параграфы.

Выводы, сделанные из изучения материала о развитии международных соглашений в области авторского права заключаются в следующем:

1. Появление новых технических средств, применяемых в создании и использовании произведений науки, литературы и искусства оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на принципы авторского права, установленные Бернской и Всемирной конвенциями. Проблема пиратства в сфере авторского права представляет собой серьезную угрозу действующей системе авторского права как на международном, так и на национальном уровне. Необходимо усилить роль международных организаций по авторскому праву, прежде всего ЮНЕСКО и ВОИС и международного сотрудничества в борьбе с пиратством.

2. Сближение положений Бернской и Всемирной конвенций, а также позиции ЮНЕСКО и ВОИС, дает возможность сделать вывод о том, что для более эффективной работы международной системы охраны авторских прав, необходимо принятие единого международного соглашения на основе существующих конвенций и многочисленных рекомендаций ЮНЕСКО и ВОИС.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав. Ответственность за нарушение авторского права и смежных прав. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Изучение понятия, значения и источников авторского права: совокупности правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Объекты авторского права, условия охраноспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Авторское право как система норм права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие с созданием и использованием произведений науки и искусства. Объекты и субъекты авторского права. Способы защиты авторского права.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Понятие, субъекты и объекты авторского права, его распространение на обнародованные и необнародованные произведения. Сроки охраны имущественных прав. Характеристика личных неимущественных прав авторства, имени, на обнародование и на защиту репутации.

    презентация , добавлен 02.01.2012

    Суть авторского права и особенности его распространения на произведения обнародованные либо необнародованные. Передача права собственности на материальный объект или права владения им. Творчество. Условия возникновения соавторства. Служебное произведение.

    презентация , добавлен 14.08.2015

    Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2013

    Задачи и принципы, субъекты и объекты авторского права. Реализация авторских прав путем заключения договоров. Отдельные авторские правомочия. Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. Защита авторских и смежных прав.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

аудиовизуальное произведение - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (со звуковым сопровождением либо без него) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае звукового сопровождения) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии; теле-, видеофильмы, слайдфильмы и другие формы независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;

воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или фонограммы в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, а также запись произведения или фонограммы для временного либо постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

воспроизведение фонограммы - изготовление одного либо более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

декомпилирование программы для ЭВМ - преобразование объектного кода программы в ее исходный текст;

запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо (лица), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении обычным способом;

изготовитель фонограммы - физическое или юридическое лицо (лица), взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным способом;

исполнение - представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, радиовещания, кабельного телевидения и других технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (со звуковым сопровождением либо без него);

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте или каким- либо иным образом исполняет произведение литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

народное творчество - творения, состоящие из характерных элементов традиционного художественного наследия, включая народные сказки, народную поэзию, народные песни, инструментальную народную музыку, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и другие;

обладатель авторского права или смежных прав - автор или исполнитель в случаях, когда имущественными правами наделен автор или исполнитель; физическое лицо или иное, чем автор или исполнитель, юридическое лицо в случаях, когда имущественными правами наделено такое физическое или юридическое лицо; физическое или юридическое лицо, которому были уступлены имущественные права;

обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

общественное достояние - правовой статус произведений, авторское право на которые истекло или отсутствовало;

опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения или фонограммы с согласия автора либо иного обладателя авторского права и смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики путем продажи, сдачи внаем, публичного проката или путем иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения или фонограммы; под опубликованием подразумевается также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации;

передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению, в том числе через спутники (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под "передачей в эфир" понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение, фонограмма, исполнение, постановка, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств -- другой организацией;

показ произведения -- демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или посредством каких-либо других технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности команд и данных, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью каких-либо технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствуют лица, не являющиеся членами семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

репродуцирование (репрографическое воспроизведение) - факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного либо более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью каких-либо других технических средств, кроме издания; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать произведение, фонограмму, исполнение, постановку, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств;

сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать любое иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от их фактического восприятия публикой;

топология интегральной микросхемы - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними;
фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;

экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;
экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно либо косвенно с фонограммы и включающая все или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме;

1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме:

а) на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

б) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами -- гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;

в) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами (их правопреемниками) -- гражданами других государств -- в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

3. При предоставлении на территории Республики Беларусь охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону страны, где имело место действие или событие, послужившее основанием для обладания авторскими правами.

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение так далее); других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая обладает признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и может использоваться самостоятельно, является объектов авторского права.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона.

Статья 6. Произведения, являющиеся объектами авторского права

1. Объектами авторского права являются: литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения); научные, научно-технические, в том числе и топологии интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения; программы для ЭВМ и базы данных, речи, лекции, доклады, обращения, проповеди и так далее;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом и без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам; другие произведения.

2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ, включая прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся: производные произведения, такие, как переводы и обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства;

сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и сборники произведений охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Статья 7. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества; сообщения информационного характера о событиях и фактах.

латинской буквы "С" в окружности:

С имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного полномочия на произведения для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

Регистрация осуществляется специально уполномоченным центральным органом управления Республики Беларусь, который выдает свидетельства о регистрации прав автора и его произведений. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

4. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.

5. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

6. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим

Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Настоящее положение будет действовать до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение.

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

1. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов, представляющий результат творческого труда (составительство).

2. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.

2. Переводчик и автор другого производного произведения пользуются авторским правом на созданное ими произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, аранжировке или другой переработке.

1. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом и без текста, а также другие лица, участвовавшие в создании аудиовизуального произведения по договору и внесшие в него творческий вклад.

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (роман, положенный в основу сценария и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператором-постановщиком, художником-постановщиком и другими), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано.

2. Лицо, давшее задание на создание произведения, заключает с автором договор, который может предусматривать выплату авторского вознаграждения и ограничения права на использование произведения лицом, давшим задание.

3. Лицо, по служебному заданию которого было создано произведение, имеет право при использовании им произведения указывать свое наименование.

4. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 10 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Статья 14. Личные неимущественные права

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения.

Статья 15. Имущественные права

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать произведение (право на переработку). Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

3. Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения (право на вознаграждение). Размер и порядок начисления авторского вознаграждения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов, с пользователями. При этом размер вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их во временное пользование (прокат) принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

5. Ограничения прав авторов, указанных в пункте 2, устанавливаются статьями 17-20 настоящего Закона при условии, что такое ограничение не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и необоснованно не ущемляет законные интересы автора.

Статья 16. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования

1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездный или безвозмездный) от автора к другому лицу означает первую уступку прав на это произведение.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права.

Глава 3. Ограничения имущественных прав

Статья 17. Воспроизведение произведения в личных целях

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение чужого правомерно обнародованного произведения исключительно для удовлетворения личных потребностей или потребностей членов семьи, кроме случая, установленного частью первой пункта 3 настоящей статьи.

2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется в отношении:

а) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

б) воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

в) воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;

г) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

3. В случае воспроизведения физическими лицами в личных целях аудиовизуального произведения или произведения, зафиксированного на фонограмме, автор либо иной правообладатель вправе получать соответствующее вознаграждение.

Вознаграждение выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование), материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями, управляющими имущественными правами авторов.

Вознаграждение подлежит распределению между авторами или иными обладателями авторских и (или) смежных прав на произведения, указанные в настоящем пункте, в отношении которых можно предполагать, что они воспроизводились в личных целях.

4. Вознаграждение не выплачивается за оборудование и материальные носители, указанные в пункте 3 настоящей статьи, которые являются: а) предметами экспорта; б) профессиональным оборудованием, не предназначенным для использования в домашних условиях.

Другие материалы по теме

Информация для пользователей сайта:

Обращаем внимание, что размещенные на сайте материалы, имеют соответствующих авторов. Авторские права защищены законом. Всю информацию, которую пользователь скачал с сайта можно использовать для себя лично, а также для работы. Но ее нельзя продавать третьим лицам, нельзя без разрешения учредителя сайта и авторов тиражировать любым способом, размещать на своих сайтах как для бесплатного доступа, так и платного.

Меры гражданско-правовой ответственности за нарушение авторских прав, а также способы защиты авторских прав определены в статье 55-57 Закона об авторском праве и смежных правах, ст. 11, 989 ГК Республики Беларусь.

Административная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав определяется статьей 9.21 КоАП.

Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена статьей 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Приводим выдержки из названных нормативных правовых актов

Гражданский кодекс Республики Беларусь

(Извлечение)

Статья 11. Способы защиты гражданских прав

Защита гражданских прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;

5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

6) самозащиты права;

7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

8) возмещения убытков;

9) взыскания неустойки;

10) компенсации морального вреда;

11) прекращения или изменения правоотношения;

12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

13) иными способами, предусмотренными законодательством.

Статья 989. Способы защиты исключительных прав

1. Защита исключительных прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 11 настоящего Кодекса. Защита исключительных прав может осуществляться также путем:

1) изъятия материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения;

2) обязательной публикации о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право;

3) иными способами, предусмотренными законом.

2. При нарушении договоров об использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации применяются общие правила об ответственности за нарушение обязательств (глава 25).

(Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст. 101))

Закон Республики Беларусь

(Извлечение)

2. Не допускаются и признаются нарушениями авторского права или смежных прав также:

любые действия (включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств либо предоставление услуг), которые без разрешения автора или иного правообладателя позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторского права или смежных прав, предусмотренных настоящим Законом;

распространение, импорт в целях распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения автора или иного правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

2. В случае нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав наряду с использованием способов защиты исключительных прав, предусмотренных статьей 989 Гражданского кодекса Республики Беларусь, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.

Компенсация подлежит взысканию в случае доказанности факта нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав. При этом автор или иной правообладатель освобождаются от доказывания размера причиненных этим нарушением убытков.

3. В случае совершения нарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 55 настоящего Закона, автор или иной правообладатель, которым такими нарушениями причинен ущерб, вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

4. Организация по коллективному управлению имущественными правами вправе от имени авторов или иных правообладателей либо от своего имени предъявлять требования, предусмотренные настоящей статьей, в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, управление которыми она осуществляет на основе договоров, заключенных с авторами или иными правообладателями, и (или) договоров, заключенных с другими организациями по коллективному управлению имущественными правами, о взаимном представительстве интересов.

Статья 57. Контрафактные экземпляры

1. Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, воспроизведение, распространение или иное использование которых влечет нарушение авторского права или смежных прав, предусмотренных настоящим Законом, являются контрафактными.

2. Контрафактными являются также экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с настоящим Законом, которые импортируются без согласия авторов или иных правообладателей в Республику Беларусь.

3. Контрафактными являются также любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения автора или иного правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами либо которые изготовлены в обход технических средств защиты авторского права или смежных прав.

4. Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права или смежных прав.

5. Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, используемых для незаконного воспроизведения и (или) сообщения для всеобщего сведения произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

6. Конфискованные по решению суда контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежат уничтожению за счет нарушителя.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

(Извлечение)

1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от тридцати до ста базовых величин.

2. Хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания -

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя - от тридцати до семидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

3. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя - от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации, а на юридическое лицо - от ста до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

(Извлечение)

1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет.

2. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, -

наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, -

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером дохода (ущерба) в настоящей статье признается размер дохода (ущерба) на сумму, в пятьсот и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Загрузка...