musings.ru

Международные стандарты прав ребенка. Международно-правовые стандарты Какой документ содержит комплекс международно правовых стандартов

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История разработки документов о правах ребёнка

Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться

Конвенция о правах ребенка.

Признавая необходимость «грамотности в области прав человека», ООН объявила период с 1995 по 2005 год десятилетием просвещения в области прав человека. Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности ООН и ЮНЕСКО. За полвека существования эти организации приняли более ста документов (декларации, конвенции, пакеты и рекомендации) по этой проблеме. Однако не только их количество служит показателем значимости усилий международнойорганизации, главное в том, что ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав на одну из наиболее уязвимых групп общества – детей.

Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стаи назвать Конвенцию великой хартией вольностейдля детей, мировой конституцией прав ребенка.

Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю.

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Нации в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Дети, их благополучие и права находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой забот и помощи.

Необходимость особой защит прав ребенка была признана и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 19), в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и условия, позволяющие развиваться здоровым и нормальным путем в условиях свобод и достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всем мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвекции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить не две большие группы: декларации и конвекции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ухудшение положения детей потребовало от мирового сообщества принятия такого документа, в котором бы не просто декларировались их права, а на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты этих прав. За 30 лет существования Декларации прав ребенка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому Конвенция прав детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особо остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в1979 году. Десять лет, с1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, страстного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка. Это своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка)отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недоступность его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

«Наилучшее интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание.

Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Мы не ставим перед собой задачу подробно изложить содержание всех 54 статей Конвенции, однако попробуем кратко их описать.

  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка
  • Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
  • Во всех действиях судов,учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
  • Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех,прав без какой- либо дискриминации или различий.
  • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
  • Государства должны содействовать воссоединению семей,разрешая въезд на свою территорию или выезд с нее.
  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
  • Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им фактического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.
  • Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс установления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намериваться ввести ребенка из страны, где он родился.
  • Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу. (Хотелось бы подчеркнуть непривычную до недавнего времени для нашего общества мысль, что не инвалида приспосабливают к условиям, а окружающую среду, жизнь к его возможностям и особенностям.)
  • Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
  • Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
  • Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.
  • Головинова Юлия Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Алтайский филиал
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
  • ГЕНДЕР
  • РАВЕНСТВО

Публикация представляет собой анализ системы международных стандартов права женщин. Автором показано, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки правовых актов в области защиты гендерных прав. В соответствии с принятыми конвенциями и пактами в данной области, женщины были уравнены в правах с мужчинами.

  • К характеристике международно-правовых актов, закрепляющих социально-экономические права женщин
  • Гендерное равенство и гендерные стереотипы как правовые категории
  • Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

Права женщин закреплены в универсальных международных договорах: Пакте от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах и Пакте от 19 декабря 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах . Оба Пакта признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашал значительные права предусмотрены в отношении охраны семьи, материнства и детства, охраны здоровья, закреплял право на образование (ст. 10-14). Мужчины и женщины были уравнены в пользовании правами, закрепленными в Пакте (ст. 3).

Всеобщая декларация прав человека и Международный пакты, составившие базу для международно-правовых стандартов в области прав человека, имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартии прав индивидуума − отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.), долгие годы на международной арене и в науке отрицался. Более того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция .

Однако зарождалось третье поколение прав - после гражданских, политических, социально-экономических, охватывающих права тех категорий граждан, которые по социальным, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны государства и мирового сообщества. В центре этого круга прав стоят женщины, поскольку нуждаются в особой защите государства, так как в силу специфики своих физиологических характеристик далеко не всегда имеют равные с мужчинами возможности реализации общих для всех людей прав человека

Нормотворчество деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, которая вступила в силу 7 июля 1954 г. и была ратифицирована в этом же году СССР. В Конвенции закреплялось право женщин голосовать, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе без всякой дискриминации и на равных с мужчинами условиями .

29 января 1957 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая вступила в силу в 1958 г. Конвенция содержит три основные положения, касающиеся гражданства замужней женщины. Гражданство не подлежит автоматическому изменению при вступлении женщины в брак, расторжении брака или перемены гражданства мужем во время брака. Приобретение мужем гражданства другого государства не является препятствием для сохранения женой своего гражданства. Также жена иностранка имеет право на получение гражданства своего мужа в специальном упрощенном порядке, если предоставление такого гражданства не противоречит интересам государственной безопасности или публичного порядка .

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию . СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

В сложившейся системе действующих международных правовых актов, закрепляющих принцип гендерного равенства, целесообразно выделять совокупность норм, регулирующий экономическую сферу деятельности - защиту прав трудящихся женщин. Значимым органом здесь выступает Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г. Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации − вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики .

Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю. Уже в год своего основания международная организация труда приняла первые две Конвенции - №3 Об охране материнства и №4 О труде женщин в ночное время.

Важнейшим из документов МОТ является Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, принятая МОТ 29 июня 1951 г., ратифицированная Советским Союзом в 1956 г. Тем самым МОТ был сделан важный шаг к реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола.

В дальнейшем положения Конвенции № 100 нашли продолжение в Конвенции № 111 против дискриминации в области труда и занятости, ратифицированной нашей страной в 1961 г. В документе определен смысл понятия «дискриминация» в области труда и занятий, как недопущение, предпочтение по различным признакам, которые приводят к нарушению равенства возможностей. При этом под терминами «труд» и «занятия» подразумевается и доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и различным занятиям. Эти положения нашли свое дальнейшее закрепление в понятии «дискриминации в отношении женщины» в Конвенции 1979 г.

Конвенция 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин уделяет большое внимание вопросу гендерного равенства в области трудовой занятости. Конвенция выдвинула требования равных условий труда для мужчин и женщин, равного подхода в оценке качества труда. О праве на справедливое вознаграждение, на равную оплату за равный труд говорят региональные документы, в частности Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г.

Отечественные ученые в целом отмечают проблему снижения эффективности Конвенции ООН 1979 г. По их мнению, оно обусловлено рядом оговорок, внесенных государствами, подписавшими данный документ. В свою очередь, эти оговорки позволяют сохранять дискриминационное законодательство в ряде областей. К примеру, в вопросе гражданства детей; равного права супругов на развод; свободы выбора рода занятий и профессии и т.д.

В целом XXI век был назван Организацией Объединенных Наций веком женщин и демократии. Глава ООН Пан Ги Мун на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2016 года объявил о создании Группы высокого уровня по решению проблем реализации, в частности, экономических прав женщин. Было заявлено, что эта группа примет ряд мер, направленных на «ликвидацию гендерного неравенства, царящего во всем мире».

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки правовых актов в области защиты гендерных прав. В соответствии с принятыми конвенциями и пактами в данной области, женщины были уравнены в правах с мужчинами. На пути движения к достижению гендерного равноправия в мировых масштабах международные акты предписывали государствам внедрять принципы равноправия мужчин и женщин в свои конституции и действующее законодательство. Несмотря на принятые многочисленные международные правовые акты в области защиты прав женщин, прогресс, достигнутый женщинами, продвижение по этому пути во многом проходит медленно и беспорядочно. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией как скрытой, так и явной.

Список литературы

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 45-73.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 30-45.
  3. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 30.
  4. Конвенция о политических правах женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 122-126.
  5. Конвенция о гражданстве замужней женщины // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 18.
  6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 126-144.

Международно-правовые стандарты

Понятие, общая характеристика

Понятие международно-правовых стандартов в области прав человека (МСПЧ) в науке и практике применения международного права определяется не всегда одинаково. В одних случаях такими стандартами признаются все разнородные нормы международного права в области прав и свобод личности. К таким нормам относят правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей (примером такой договоренности могут служить Хельсинский заключительный акт 1975 г., документы Венской и Копенгагенской встреч), международные обычаи (Р.А. Мюллерсон)Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М. 2001. С. 22. Похожая трактовка международных стандартов по правам человека, только в «европейской» интерпретации, предлагается С.А. Горшковой, считающей, что такими стандартами следует признавать правовые нормы конвенций и сформировавшееся на основе решений Европейского суда и Комиссии по правам человека прецедентное право, на которые опирается правовая система европейских государствГоршкова С.А . Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М. 2001. С.12.

Представляется, что более близка к правильной трактовке термина «стандарт» (от англ. standart - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов) трактовка международных стандартов по правам человека как нормативного минимума, определяющего необходимый и достаточный уровень государственной регламентации прав и свобод человека и гражданина, а также реализации этих прав и свобод с законодательно допустимыми отступлениями в той или иной ситуации в форме превышения либо конкретизации данного минимума.

Другими словами, стандарты, выражающиеся обычно в виде положений конвенций, рекомендаций, принципов, правил, есть такие минимальные международно-правовые нормы, адресатом которых выступает все мировое сообщество либо группа государств, входящих в ту или иную международную организацию. При этом минимальность таких норм означает, что объем ее содержания таков, что всякое необоснованное (произвольное), то есть осуществляемое за пределами законных установлений и предписаний, уменьшение этого объема (количества прав, свобод человека и гражданина, предусмотренных «стандартной нормой») рассматривается как нарушение международного стандарта, вызывающее те или иные международно-правовые последствия.

Именно так стали пониматься общечеловеческие (международные) стандарты прав и свобод человека, а затем и отдельных категорий лиц - детей, женщин, лиц, находящихся в местах лишения свободы, лиц, ответственных за поддержание правопорядка и др., начиная с Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух документов универсального характера - Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 г.

Международные стандарты прав человека, составляя часть общей системы защиты прав человека, характеризуются рядом определенных функций. К числу основных функций международных стандартов прав человека относятся:

Определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств - участников пактов и конвенций;

Формулирование главных черт содержания каждого из прав и свобод, которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях национального (внутри- государственного) законодательства;

Установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и свобод и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их (прав и свобод) реальность;

Фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями, в том числе запретамиБадальянц Ю.С. Права человека. Курс лекций. Рязань, 2006. С.239-240..

К числу функций МСПЧ напрямую не относится установление механизмов обеспечения соблюдения государствами международных стандартов прав человека. Тем не менее, это предусматривается посредством принятия тем или иным государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод. Причем это обязательство фиксируется в международных и, естественно, в национальных государственных актах-документах при помощи ратификационных процедур представительными органами власти государства. Невыполнение государством такого обязательства влечет за собой предусмотренную международным правом ответственность. В случае, касающемся невыполнения государством своих международных обязательств в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, речь может идти, например, о привлечении к этому возможностей международных судебных органов, специализирующихся в области прав человека (Европейский суд, Международный уголовный суд, Гаагский военный трибунал и др.)

В литературе выделяются виды международных стандартов прав человека. По кругу участников соответствующих соглашений стандарты бывают региональными и универсальными. Универсальные стандарты признаны во всем мире. Они содержатся, в частности, в Пакте о гражданских и политических правах. Региональные стандарты действуют в пределах определенной территории (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Представляется целесообразным перечислить основные стандарты в области прав человека, как они зафиксированы в международных документах.

Конечно, вначале надо упомянуть право на жизнь. Это право предусмотрено в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». В стандарт входят и нормы, регулирующие назначение смертной казни. Она может назначаться только «за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит требованиям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за негоМеждународный пакт о гражданских и политических правах// Сб. док. М., 1998.». Смертный приговор может выноситься только компетентным судом. Смертная казнь не приводится в исполнение в отношении беременных женщин, а приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Кроме того, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него запрещает действия (включая, конечно, и изменение национального законодательства), совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Однако эти стандарты справедливо рассматривались участниками Пакта лишь как базовые. Например, ст. 59 УК РФ запрещает назначать смертную казнь также лицам, достигшим 65-летнего возраста, и всем женщинам. Но в настоящее время, как уже говорилось выше, смертная казнь запрещена в государствах, ратифицировавших Протокол №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года, а в России наложен мораторий на ее применение.

Рекомендательный характер имеют одобренные резолюцией ЭКОСОС от 25 мая 1984 года Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни. В них декларируется право приговоренного на апелляцию, на подачу прошения о помиловании, требование о гуманности приведения приговора в исполнение и оговаривается ряд других моментов.

Запрещается подвергать людей пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему их достоинство обращению или наказанию, в частности ставить медицинские или научные опыты на людях без их согласия. Данный стандарт установлен в ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах и развит в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Пыткой в Конвенции называется «любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого они подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия» (ст. 1 Конвенции)Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.//Сб. док. М., 2002.. Там же отмечается, что «в это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате лишь законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно». Пытки запрещаются принципиально, даже в самых исключительных обстоятельствах, включая войну (ст. 2 Конвенции). Запрещается даже выдача лиц другому государству, если есть серьезные основания полагать, что этому лицу может угрожать там применение пыток (ст. 3 Конвенции).

Пакт о гражданских и политических правах запрещает также рабство и работорговлю, принудительный или обязательный труд (ст. 8). Принудительным или обязательным трудом согласно Пакту не являются:

Каторжная или иная работа, назначаемая по приговору суда;

Работа, выполняемая в порядке альтернативной службы, или служба военного характера;

Любая служба, обязательная в случае чрезвычайного положения;

Служба, входящая в обыкновенные гражданские обязанности.

Понятие рабства определено в Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 года (ст. 1): “Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них”. Определение работорговли содержится в Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 года (ст. 7): «Под работорговлей понимаются и в нее включаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов какими бы то ни было транспортными средствами». В дополнение к данному в Конвенции относительно рабства определению рабства Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством к указанным признакам запрещает следующее:

Долговая кабала, т.е. положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга, если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;

Крепостное состояние, т.е. такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого или другого лица, за вознаграждение или без него, и это свое состояние не может изменить;

Права семьи женщины выдать женщину замуж без ее согласия, передать ее другому лицу или по наследству после смерти мужа;

Право семьи ребенка или подростка моложе 18 лет передавать его третьим лицам с целью эксплуатации его самого или его труда.

Большое значение имеет стандарт, гарантирующий каждому право на свободу и личную неприкосновенность. В него входит сразу несколько нормативов, касающихся не только собственно права на свободное передвижение, но и условия для ареста и осуждения. Поэтому представляется целесообразным рассматривать эти нормативы отдельными пунктамиГоловистикова А.Н ., Грудцына Л.Ю. Права человека. М. 2008. С.43..

1. Задержание лица производится только по основаниям, указанным в законе. Задержанному при аресте сообщаются причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное обвинение (п. 2 ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах). Продолжительность “срочности порядка” в разных странах определяется по-разному.

В Пакте содержится положение о том, что задержанное или арестованное лицо должно немедленно доставляться к судье (в отечественном законодательстве подобная норма отсутствует). Составной частью стандарта является требование о согласии суда на законность ареста или задержания. У нас в настоящее время санкции может давать еще и прокурор, хотя Конституция требует исключительно санкции судьи (правда, до внесения изменений в УПК продолжает действовать старый порядок).

Обвиняемые по возможности помещаются отдельно от осужденных, а обвиняемые несовершеннолетние -- отдельно от совершеннолетних.

Каждый задержанный и арестованный имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. При незаконности ареста или задержания пострадавший имеет право на компенсацию. Запрещается лишать свободы за неисполнение гражданско-правовых обязательств (ст. 11 Пакта).

2. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (п. 1 ст. 10 Пакта). Существуют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 года, которые подробно регулируют этот вопрос. В них устанавливаются стандарты относительно ведения учета заключенных, содержания помещений, личной гигиены и питания, одежды и т.п. При этом ограничивается чрезмерная строгость в отношении заключенных: например, запрещается пользоваться в качестве средства наказания смирительными рубашками, кандалами и т.п.

Существенной целью режима пенитенциарных заведений является исправление и социальное перевоспитание заключенных (п. 3 ст. 10 Пакта).

Минимальные правила реализуются через национальное законодательство. Они носят не обязательный, а лишь рекомендательный характер (п. 1 Правил)Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955г.//Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М., 1997..

3. Декларируется право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах государства, в котором лицо законно находится. Каждый может свободно покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну. Ограничиваться эти права могут только на основании закона в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других (ст. 12 Пакта).

Высылка иностранцев разрешена, но им предоставляются некоторые гарантии против произвола в форме требования пересмотра решения о высылке судом (ст. 13 Пакта). Выше говорилось, что запрещается экстрадиция в государства, где высылаемому лицу могут угрожать пытки. Однако на практике эта норма толкуется по-разному.

Еще в ст. 9 - 11 Декларации были включены стандарты, гарантирующие уголовно-процессуальные права личности, в первую очередь подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), которые получили свое развитие в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 15, 16 Пакта), где отчасти регламентируются и гражданско-процессуальные права. Закреплены принципы:

1) равенство всех перед судом и законом;

2) право на справедливое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;

3) гласность и публичность процесса. Однако закреплены исключения из принципа гласности. Закрытое заседание назначается:

По соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности;

При особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия, но только в той мере, в какой, по решению суда, это строго необходимо. Как уже было сказано раньше, к таким особым обстоятельствам может быть отнесено стремление обеспечить безопасность участников процесса.

Существуют исключения и из принципа публичности. Они относятся к семейно-правовым отношениям (“матримониальные споры” и опека над детьми), а также при защите интересов несовершеннолетних.

4) право на услуги переводчика в случае необходимости;

5) закрепляется принцип презумпции невиновности;

6) срочность и своевременность судебного разбирательства;

7) уведомление обвиняемого о характере и основании предъявленного обвинения;

8) право на защиту, а при необходимости -- право на безвозмездное пользование услугами защитника;

9) право на допрос и вызов свидетелей, запрещение принуждать обвиняемого к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным;

10) учет особенностей возраста несовершеннолетних и содействие процесса их перевоспитанию;

11) право осужденного на пересмотр дела вышестоящей инстанцией;

12) право на компенсацию для ошибочно или незаконно осужденных, если это не произошло по вине осужденного;

14) принцип обратной силы уголовного закона, смягчающего наказание, и прямого действия закона, отягчающего наказание;

15) право каждого на признание его правосубъектности (ст. 16 Пакта о гражданских и политических правах).

Перечисленные принципы являются лишь базовыми и развиваются государствами в национальном законодательстве самостоятельно. В данном случае особенно остро стоит вопрос о соблюдении стандартов. Например, в России, помимо прочих проблем судопроизводства, имеются серьезные сложности со своевременностью рассмотрения дел и, особенно, с беспристрастностью суда.

Рекомендательное значение имеют Основные принципы независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 6 сентября 1985 года. В них рассматриваются вопросы профессиональной деятельности и гражданских прав судей. Так, говорится о свободе судей создавать ассоциации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования своей профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости. Указывается, что судьи должны иметь гарантированный срок полномочий до выхода на пенсию или до истечения этого срока, если он установлен.

Закреплена система стандартов в семейно-правовых отношениях. Пакт о гражданских и политических правах ограничивает произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь личности, гарантирует право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, защищает от посягательств на честь и деловую репутацию (ст. 17). Кроме того, декларируется право на защиту семьи со стороны общества и государства.

Применительно к данной группе отношений повторяется принцип равенства людей (в данном случае говорится о мужчине и женщине и о супругах). Провозглашается обязанность государства защищать детей.

Однако это лишь наиболее общие нормы. Они развиты в специальных документах, в частности в Конвенции о политических правах женщин от 31 марта 1953 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года, Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, и в других актах.

Так, Конвенция о политических правах женщины защищает активное и пассивное избирательное право женщин, Конвенция о правах ребенка устанавливает исключительно гуманные правила обращения с детьми. Это право на получение бесплатного начального образования, право на имя и гражданство, специальный режим для физически или умственно неполноценных детей и т.д.

Вместе с тем, иногда стремление к совершенству оказывается ошибочным. Так, Конвенция МОТ от 9 июля 1948 года о ночном труде женщин в промышленности запретила такой труд. Однако ряд государств, первоначально ратифицировавших эту конвенцию, позднее по требованию своих граждан были вынуждены денонсировать ее, т.к. она, по мнению самих женщин, ущемляла их равноправие с мужчинами и была, таким образом, источником дискриминации.

Целый комплекс стандартов относится к регулированию политических прав:

1) право на мирные собрания, которое может ограничиваться только в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав других лиц (ст. 21 Пакта).

2) свобода мысли, совести и религии (ст. 18 Пакта). Это индивидуальные и коллективные права на отправление религиозных обрядов, исповедание своей религии в частном или публичном порядке. Конечно, в отдельных случаях могут устанавливаться ограничения этих свобод -- при охране общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, а также прав и свобод других лиц (п. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах). Кроме того, родители и иные законные представители обладают правом осуществлять религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

3) свобода слова. Ограничения свободы слова устанавливаются в интересах других лиц, общества и государства. Свобода слова представляет собой право на беспрепятственное выражение своего мнения по конкретным вопросам. Сюда включается свобода искать, получать и распространять разного рода информацию и идеи, вне зависимости от территориальных границ и формы выражения соответствующей информации.

Пакт запрещает пропаганду войны, а также любое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти (ст. 20 Пакта). Это послужило для ряда западных государств причиной для демагогических утверждений о том, что это положение противоречит свободе слова и не должно было включаться в Пакт. Очевидно, у их лидеров короткая историческая память: вряд ли это требование было бы выставлено, если бы Пакт принимался сразу после Второй мировой войны. Пропаганда войны была осуждена еще в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г. Тем не менее, эта статья стала одним из оснований для полного отказа отдельных государств ратифицировать весь документ или по меньшей мере для затяжки ратификацииКарташкин В. А. Международная защита прав человека.- М., 1976. С. 93 - 94. .

3) к политическим правам Пакт относит также право на создание ассоциаций, в том числе ассоциаций для защиты своих профессиональных интересов -- профсоюзов (ст. 22). Несомненно, что это очень важное право, однако право на создание и участие в профсоюзах по своей природе скорее экономическое, а не политическое право. Включение его в Пакт о гражданских и политических правах объясняется не предметом регулирования Пакта, а сходством регулируемых отношений, т.к. профсоюзы -- один из видов ассоциаций.

Ограничения на пользование этим правом -- такие же, как и в других подобных случаях: необходимые в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Кроме того, разрешается ограничивать деятельность ассоциаций и профсоюзов в полиции и вооруженных силах (п. 2 ст. 22 Пакта).

4) права на участие в управлении. Это участие в деятельности институтов непосредственной демократии, а опосредованно управление осуществляется путем использования институтов представительной демократии. Гарантируется всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, обеспечивающее свободное волеизъявление избирателей. Дополнительно к указанным правам устанавливается критерий допуска к государственной службе -- равенство претендентов.

Наконец, Пакт о гражданских и политических правах декларирует равенство всех людей и запрещает дискриминацию, а для представителей различных меньшинств (этнических, религиозных и языковых) повторяется положение о свободе вероисповедания, свободе пользоваться своей культурой и родным языком. Данные стандарты являются общепринятыми и не нуждаются в особых комментариях.

В целом следует сказать, что приведенный перечень прав человека, не являясь исчерпывающим, достаточно полно отражает основные направления международного регулирования соответствующих прав. Приведение полного перечня, учитывая ограниченный объем настоящей работы, представляется нецелесообразным.

Стоит отметить следующий факт. Не умаляя значения соответствующих стандартов, заметим, что не они сегодня в центре научных споров, а практика их применения. Для полного уяснения сущности и значения стандартов необходимо уяснить формы и способы деятельности международных судебных и иных гарантирующих и консультативных органов.

Загрузка...