musings.ru

Организация управления основными действиями тушении пожаров. Основы управления силами и средствами на пожаре

ПОЖАРНАЯ ТАКТИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Тема: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

Архангельск, 2015

Литература:

1. Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

2. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-2002)"

Теребнев В.В., Подгрушный А.В.Пожарная тактика – М.:- 2007 г.

4. Я.С. Повзик. Справочник РТП. Москва. 2000 г.

5. Я.С. Повзик. Пожарная тактика. Москва. Стройиздат. 1999 г.

Учебные вопросы :

1. Вопрос . Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

2. Вопрос . Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре. Должностные лица оперативного штаба пожаротушения.

3. Вопрос . Участки (секторы) тушения пожара.

4. Вопрос. Организация взаимодействия подразделений и служб на пожаре.

Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее - оперативный штаб пожаротушения);

установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП). Этот принцип, сложившийся на опыте тушения пожаров, особенно большое значение приобретает в современных условиях, когда тактико-технические действия развиваются исключительно в высоком темпе, отличаются предельной напряженностью и резкими изменениями обстановки. В этих условиях только РТП способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара и проведение АСР.


Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Руководителем тушения пожара является:

при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара. В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников участков тушения пожара, ответственных на участках действий на пожаре). Они помогают ему организовывать тактико-технические действия и постоянно управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решение, ставит задачи для исполнения подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления всестороннего обеспечения тактико-технических действий на пожаре.

Руководитель тушения пожара :

· обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

· устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;

· проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

· принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

· определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

· производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

· принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;

· организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;

· сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

· докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;

· обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

· обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;

· принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;

· принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;

· составляет акт о пожаре;

· выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Порядком на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;

· предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;

назначать оперативных должностных лиц на пожаре;

освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);

принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. Тот РТП, который пытается все вопросы, большие и малые решать единолично, распыляет силы, теряет время и в результате не успевает сделать в срок главное. Особенно это справедливо для современных условий, когда намного увеличился объем работы по управлению силами средствами на пожаре, а время на ее выполнение резко сократилось. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования РТП в работе подчиненных органов управления. Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара. Умение РТП опереться на оперативный штаб, способность сплотить организовать людей на решение стоящих задач составляет одно из важнейших качеств командира-единоначальника.

Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.

Управление силами и средствами на пожаре

Учебные вопросы:

1. Управление силами и средствами на пожаре.

2. Должностные лица на пожаре.

Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

  • спасание людей, эвакуация людей (животных);
  • эвакуация или защита имущества;
  • непосредственное введение стволов на тушение;
  • проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;
  • удаление дыма;
  • защита соседних зданий и помещений;
  • нахождение в резерве, патрулирование, оцепление.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

  • профессиональной подготовки РТП;
  • качества проведения разведки пожара;
  • способности прогнозировать ход развития пожара.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

Практика показывает, что управление подразделениями более 5 отделений одним РТП будет неэффективным , так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

На крупных пожарах для эффективности руководства:

  • разбивают пожар на участки тушения пожара (УТП) – назначают начальников участков тушения пожара (НУТП) и ставят им задачи;
  • создают оперативный штаб пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  • (РТП);
  • начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  • начальника тыла (НТ);
  • начальников участков тушения пожара (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.

Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.

Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.

Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.

Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).

Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Должностные лица на пожаре

Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

Приказания и команды РТП закон для всего личного состава, работающего на пожаре.

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  • порядок руководства работой тыла;
  • необходимость создания участков тушения пожара и их количество;
  • организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  • назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Работа тыла на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

В задачи тыла входят:

  • организация разведки водоисточников;
  • встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • обеспечение бесперебойной подачи ОТВ и работы пожарной техники;
  • обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • охрана магистральных рукавных линий;
  • защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров;
  • организация сбора ОТВ после пожара;
  • отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений;
  • обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур;
  • организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПИиО.

Участки тушения пожара .

На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Принципы определения границ УТП:

  • по этажам;
  • по лестничным клеткам;
  • по противопожарным преградам или зонам;
  • по периметру горящего объекта;
  • по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

После локализации пожара НУТП производит:

  • ликвидацию скрытых очагов горения;
  • дополнительные вскрытия и разборку конструкций;
  • эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.
  • Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

После ликвидации пожара НУТП:

  • Докладывает РТП, (НШ) о проделанной работе на участке.
  • Уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения.
  • Дает оценку подразделениям и командирам, работавшим на участке.

При создании на пожаре 5 и более УТП могут быть организованы сектора , объединяющие несколько участков тушения пожара и возглавляемых начальником сектора.

Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Основные задачи оперативного штаба:

  • встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП;
  • организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;
  • ведение оперативных документов;
  • организация связи и освещения на пожаре;
  • обеспечение выполнения решений и приказаний РТП;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • восстановление работоспособности технических средств – выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач по тушению пожара.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).

ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Виды связи на пожаре

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

—Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Литература:

Основная

  1. Решетов А.П., Клюй В.В., Бондарь А.А., Косенко Д.В. Планирование и организация тушения пожаров . Пожарная тактика : Учебник . – СПб .: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ, 2015.
  2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб .: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России , 2009.
  3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

Управление боевыми действиями подразделений на пожаре. Основные понятия (БУПО).

Тушение пожара.

Боевые действия - предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Тушение пожаров - боевые действия направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Основные боевые задачи - достижение локализация и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями превышенных и его тушению сил и средств пожарной охраны.

Локализация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространения пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление - направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшее условия, решения основной боевой задачи.

Боевая позиция - место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подача огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Тыл на пожаре - силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.

Боевой участок на пожаре (БУ) - часть территории на месте пожара на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной боевой задачей и единым руководством.

Сектор - пять и более боевых участков.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно технических учебных заведений, а, при необходимости, и в условиях особого противопожарного режима также профессорско -преподавательским составом пожарно технических научно - исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

Для выполнения боевых задач используются следующие средства:

пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушащие автомобили;

пожарно -техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;



огнетушащие вещества;

аварийно- спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;

системы и устройства специальной связи и управления;

медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой до врачебной помощи пострадавшим при пожаре;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на :

эффективной организации боевых действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, успешной их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;

мужества, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны;

дисциплинированности участников тушения пожара.

Боевые действия по тушению пожаров (даже боевые действия) включают в себя:

обработку вызовов;

выезд и исследование к месту вызова (пожара);

разведку;

спасение людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидация горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Боевые действия на разведке, спасению людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

Боевые действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями охраны труда и техники безопасности при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы локализации и ликвидации аварий, должно осуществляться с уставом особенностей, определяемых этими планами.

Единоначалие как принцип управления силами и средствами на пожаре состоит в единстве руководства РТП (руководителя тушения пожара).

Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная детальность должностных лиц по руководству личным составом и иными участками тушения пожара при ведении боевых действий или месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:

Оценку обстановки и создание соответствующей требованиям БУПО (боевого устава пожарной охраны) нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

Установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач:

Планирование действий по изменению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

Постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечения контроля и необходимого реагирования или изменение обстановки на пожаре;

Осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью технический средств и системной службы управления гарнизона;

Проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожаров;

Непосредственное руководство тушение пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное другими документами). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

РТП обязан: (60. БУПО)

обеспечить управление боевыми действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определить его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасении людей и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определить решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих средств;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС (газо-дымо защитную службу), в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

организовать связь на пожаре;

сообщить диспетчеру гарнизона необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечить выполнение правил охраны труда и техники безопасности, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействия со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке и тушению пожара;

принимать меры и установлению причины пожара и составлять акт о пожаре;

выполнять обязанности, возлагаемые на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

РТП имеет право: (61. БУПО)

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядки убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.


Большое место в деятельности РТП занимает проведение разведки, сбор данных об обстановке и принятие решения.

Процесс выработки решения на пожаре - это анализ информации о параметрах пожара, силах и средствах и переработке ее в командную информацию, т.е. выработка решения на тушение пожара на основе оценки обстановки.

Оценка обстановки на пожаре - это вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализ и полученных сведений.

Обстановка на пожаре - это совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара. Основными элементами обстановки являются размер и место пожара; наличие людей и степень угрожающей им опасности; наличие подразделений пожарной охраны, их без готовность, возможность пополнения; наличие огнетушащих средств, оперативно - тактическая характеристика объекта; метеорологические условия и т.п.

Большое место в своих действиях РТП должен отводить реализации своего решения, контроля, исполнения поставленной задачи личным составом подразделений.

Постановку задач и сред исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, чётких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий, соблюдение тех или иных правил, порядка и положений.

При изменении или уточнении содержания отданного ранее приказа РТП должен довести их содержание до исполнителей.

В процессе управления силами и средствами на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование боевых действий их месту и времени.

На всем протяжении боевых действий пожарных подразделений по тушению пожара можно выделить два периода деятельности РТП: это действия РТП, прибывшего на пожар первым, т.е. начальник караула или другое лицо, возглавляющее; действия старшего оперативного начальника, пребывающего, как правило, по повышенному номеру вызова или вызову сил и средств дополнительно.

Особая роль принадлежит действиям первого РТП в начальной стадии пожара при недостатке сил и средств, недостоверности данных об обстановке и т.д. Организовать тушение пожара в начальный период - значит, суметь в короткое время оценить обстановку хотя бы в общих чертах. Определить возможные пути распространения пожара, пометить план тушения и обеспечить управление подразделениями.

Только знание и опыт помогают РТП из большой суммы информации в этот период отобрать главные элементы обстановки для принятия правильного решения.

Деталь вывод можно сказать, что тактическое мышление и боевые действия первого РТП носят особый характер, заключающийся в исключительной оперативности, собранности, требовательности, умении проявить решительность, отвагу и высокие волевые качества. Он должен уметь действовать в экстремальных условиях, влиять на личный состав подразделения, подменять людей своей воле в критические минуты, заражать их уверенностью в своих действиях.

Управление силами и средствами на пожаре по возможности должно осуществляться одним лицом от начала до конца пожара, частые смены приводят к затягиванию тушения пожара, и излишнему изменению решений и т.п.

Качество руководства тушением пожара оказывает большое влияние на количество крупных пожаров, т.е. когда пожар перерастает в крупный по вине РТП в следствии этого, что он допускает ошибки в своих действиях, решениях.

На пожаре, где работают два или более подразделений, РТП должен организовать тыл и назначить начальника тыла. Поэтому составляя общий схематический план тушения пожара, РТП должен выделить боевые участки и тыл, определив им задачи и место независимо от того, организовывается оперативный штаб на пожаре или нет.

Боевой участок на пожаре (БУ) - это участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством. Управление силами и средствами на боевом участке осуществляет начальник боевого участка (НБУ) и выполняет часть общего решения, принятого РТП. НБУ подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение боевой задачи и безопасность личного состава на боевом участке.

Количество боевых участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначить начальников БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация боевых участков начинается, как правило, от решающего направления на пожаре, а начальником боевого участка назначаются лица начальствующего состава.

Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения боевых участков, они могут быть распределены по:

территории объекта пожара;

этажам здания;

лестничным клеткам;

противопожарным преградам или залам;

видам работ на пожаре (тушение, защита, спасение, борьба с дымом и т.п.).

Руководитель тушения пожара управляет боевыми участками через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).

На крупных пожарах могут создаваться секторы объединяющие несколько боевых участков.

Тыл - это сосредоточенные на пожаре силы и средства, обеспечивающие боевые действия. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ). В задачи тыла входит:

организация разведки водоисточников;

встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;

обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих средств и работы пожарной техники;

охрана магистральных рукавных линий;

обеспечение топливно- смазочными материалами и огнетушащими средствами.

Когда на пожаре нет оперативного штаб, значительно возрастает роль начальника тыла: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействия с другими службами города или объекта. Начальник тыла должен иметь планшет или справочник водоисточников и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержания боевой задачи. Начальник тыла использует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наиболее рациональное использование ближайших водоисточников, указаны основные направления для прокладки рукавных линий, вид и диаметр водопроводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т.п., сообщены условия обеспечения эффективной работы насосно-рукавной системы в зависимости от подачи насоса и пожара.

Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка (стволов) воды, то следует указать количество ступеной перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема необходимо указать его объем, на малое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высоту забора воды, способ пополнения водоема.

Управление боевыми участками и тылом в случаях, когда на пожаре нет оперативного штаба можно определить в схему.


Когда на пожаре работает оперативный штаб, начальник тыла входит в состав штаба и подчиняется начальнику штаба и РТП. Организованность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его боевой задачи, следовательно, высокий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управления силами и средствами со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость в усилении тыла. Такими условиями могут быть:

возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных направлений;

обеспечение водой от удаленных водоисточников путем перекачки или подвоза;

использование различных видов огнетушащих средств.

Руководитель тушения пожара в указанных случаях должен выделять в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.

РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из боевых расчетов, имеющих радиостанции и телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих средств и т.п.).

Одним из важнейших условий усиленного тушения пожара является бесперебойная подача воды на боевые позиции подразделений.

Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выдирается тот, который в конкретных условиях является наиболее выгодным.

Способы перекачки:

а) перекачка воды из насоса в насос. При этом перекачка осуществляется параллельно (по двум рукавным линиям) или последовательно (по одной рукавной линии).

б) перекачка воды с использованием автоцистерны как промежуточной емкости. При этом осуществляется последовательная или параллельная подача воды от основного насоса на излив в емкость пожарной автоцистерны.

в) перекачка воды от насоса через промежуточную емкость осуществляется подачей воды по одной или двум магистральным линиям от насоса в промежуточную емкость.

г) перекачка воды комбинированным способом может быть применена при наличии на месте пожара различных автомобилей (автонасосы, автоцистерны, мотопомпы).

д) кроме перекачки, когда вблизи места пожара нет запаса воды, часто в практике пожаротушения организуют подвоз ее с удаленных водоисточников пожарными и хозяйственными автоцистернами.

В случае сосредоточения сил и средств на пожаре по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2-3 боевых участков РТП становится трудно управлять их действиями, в этом случае создается на пожаре оперативный штаб.

Кроме того, штаб может создаваться на крупных и сложных пожарах, там, где действия по тушению необходимо согласовывать с инженерно-техничесеким персоналом и администрацией объекта, а также по решению РТП в зависимости от обстановки.

Оперативный штаб на пожаре - это временно сформированный орган РТП для управления силами и средствами на пожаре. В состав штаба входит: начальник штаба, начальник тыла, а также представители взаимодействующих служб города или населенного пункта (объекта).

Основными задачами оперативного штаба являются:

встреча и расстановка на БУ прибывающих подразделений;

организация психологической работы во время тушения;

проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;

ведение учетных документов;

создание на пожаре резерва сил и средств;

организация связи и взаимодействия;

организация контрольно-пропускного пункта или постов безопасности (ПБ)ГДЗС;

организация питания личного состава при продолжительности работы более 5 ч;

материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре.

Оперативный штаб на пожаре располагается в наиболее удобном для управления силами и средствами на месте, как правило, со стороны сосредоточения основных сил и средств, и обеспечивается штабным стволом и другими техническими средствами.

Место оперативного штаба на пожаре обозначается днем - красным флагом с надписью "ШТАБ", ночью- красным фонарем или другими световыми указателями красного цвета.

При работе на пожаре РТП, НШ, НТ, НБУ и связные должны иметь на левом рукаве нарукавные повязки. На пожарных касках личного состава должны быть знаки различия.

Начальник оперативного штаба подчиняется РТП, является его заместителем, возглавляет работу штаба и мест ответственности за выполнение задач штаба.

В дежурной службе пожаротушения гарнизона эту роль выполняет старший помощник руководителя пожаротушения. Если штаб комплектуется на пожаре (нет штатных лиц), тогда начальником штаба назначают тактически грамотных и опытных командиров.

Оперативный штаб в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки через средства связи или связных отдает распоряжение подразделениям о путях подъезда к объекту, место установки автомобилей на водоисточники, в направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжении какого боевого участка поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тыл пожарного автомобиля и количество боевого расчета, определяет задачу подразделению, а также боевой участок, где должно находиться это подразделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.

Если подразделения получили распоряжение от штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются "с ходу" на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Командиры подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты - в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.

Оперативный штаб, начальник тыла и командиры подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее возможность и добиваться высокой эффективности огнетушащих средств.

Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать данные с боевых участков и тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставленной со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций зданий.

Обязанность начальника штаба - всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно изменение обстановки на пожаре. В экстренных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.

Начальник штаба организует на пожаре контрольно-пропускной пункт или пост безопасности ГДЗС и отвечает за их работу. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств от воздействия опасных факторов пожара или токсичных газов, веществ. Для эффективной работы состава штаба по анализу обстановки, выдачи распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать электронные системные машины, диктофон, набор приспособленных для нанесения схем и другую оргтехнику.

Штаб систематически информирует ЦППС об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местным органам власти.

В случаях прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальников тыла, представителей служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачей воды, пены и других огнетушащих средств на пожаре. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих средств, топливно-смазочных материалов (ТСМ),определяет способы и порядок дозировки машин.

С помощью ГАИ штаб обеспечивает перекрытие участков улиц или переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточники пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснения причин пожара, оказание органам дознания и следствия, прибывшим на пожар, своевременное включение в работу испытательной пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений для объективной оценки их работы.

Непрерывность и живучесть управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменения обстановки и хоз.боевых действий.

Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие дополнительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.

Штаб организует связь на пожаре по видам:

связь управления между РТП и командирами подразделений, между РТП и штабам, начальником тыла, начальником боевого участка;

связь взаимодействия между начальниками боевых участков (подразделений), обеспечивающие взаимодействие между боевыми участками или подразделениями;

связь информации между РТП, оперативным штабом и ЦППС или пунктами связи части (ПСЧ). Этот вид связи обеспечивает взаимную передачу информацию ЦПП или ПСЧ и подразделений на пожаре и в пути следования, об обстановке и хода тушения пожара, вызов дополнительных средств и сил, а также передачу требований РТП различным службам города или объекта.

При невозможности использования технических средств связи используются сигналы управления.

На протяжении последних лет личный состав пожарной охраны МЧС и, в частности специализированных подразделений ГПС по проведению первоочередных АСР, накопил богатый опыт ведения боевых действий в экстремальных условиях при различного вида чрезвычайных ситуациях. Оценивая опыт ликвидации пожара и последствий аварии на ЧАЭС, достаточно отметить, что в этих работах приняли участие до 50 % личного состава гарнизонов пожарной охраны всех областей Украины и Белоруссии; значительное количество личного состава выделяли подразделения ГПС МЧС приграничных областей Российской Федерации.

Невозможно переоценить успех боевых действий подразделений пожарной охраны Свердловского гарнизона при тушении пожара, возникшего около 2-х часов ночи в результате аварии в машинном зале Белоярской АЭС 31 декабря 1978 года. Несмотря на позднее сообщение о пожаре на ЦППС (только в 2 часа 40 мин.), личный состав был своевременно задействован по плану привлечения сил и средств. К моменту прибытия основного количества пожарных подразделений, горение с покрытия машинного зала распространилось по кабельным шахтам №№ 3 и 5 к рабочим площадкам на отметках - 3.6; 0.0; 8.0 и 12.35 метров. В 3 часа 57 мин. на отметке 20.0 м был создан штаб ликвидации аварии (пожара), а также три боевых участка: БУ-1-на отметках 0.0 и 8.0 м; БУ-2-на отметке 12.35 м; БУ-3- на отметке 16.40 м.

Пожар был локализован в 18 час. 55 мин. и ликвидирован в 23 часа 30 мин. В тушении пожара приняли участие 35 отделений, 270 работников пожарной охраны, в том числе 150 газодымозащитников, из них 100 - из г. Свердловска. Пострадало, получив легкие отравления, 25 человек из числа обслуживающего персонала и работников пожарной охраны.

Проведенными комиссией исследованиями было установлено, что предполагаемой причиной аварии послужила разгерметизация (разрушение) трубопроводов маслохозяйства 2-го турбогенератора (ТГ-2). Это способствовало выбросу масла с последующим его воспламенением при попадании на нагретые до высокой температуры турбины ТГ-2 или паропровод.

11 декабря 1991 года только силами подразделений пожарной охраны Украины был ликвидирован пожар на 4-ом генераторе второго энергоблока, возникший в 20 часов 09 мин. из-за отказа электрического распределительного устройства. Огонь очень быстро распространился на покрытие турбинного зала. Это привело к тому, что ядерный реактор был заглушен и переведен в режим расхолаживания. В тушении пожара приняло участие около ста человек из более чем 300 пожарных, привлеченных из г. Киева, Киевской, Черниговской и Житомирской областей. Было задействовано около половины из 80 прибывших к месту пожара единиц пожарной техники.

В результате пожара, ликвидированного около 23 часов 30 мин., обрушилось покрытие над 4-ым генератором, обслуживающий персонал и личный состав пожарной охраны не пострадал.

Большой объем работ по тушению пожаров и ликвидации опасных факторов при авариях на промышленных объектах в зонах массовых разрушений зданий (сооружений) при землетрясении на территории Армении в декабре 1988 года проделали подразделения пожарной охраны республики.

Современный этап развития нашего общества характеризуется возрастанием числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера, к числу которых в первую очередь относятся производственные аварии и транспортные катастрофы, сопровождающиеся взрывами, пожарами, а также выбросами отравляющих веществ (ОВ), аварийных химически опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных веществ (РВ).

Анализ причин крупных производственных аварий на потенциально опасных объектах экономики показывает, что независимо от типа и технического совершенства производства, каждой на первый взгляд предшествуют незначительные явления. Вначале образуются и накапливаются какие-либо незаметные дефекты в оборудовании или возникают почти не ощутимые отклонения от нормального ведения технологического процесса. Обслуживающий персонал или не обнаруживает этого, или привыкает к такого рода явлениям, у него притупляется ощущение опасности. Производственный процесс продолжается, но уже на грани риска и в определённый момент различные дефекты или отклонения срабатывают, что и приводит к чрезвычайным ситуациям.

Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность возникновения на них крупных производственных аварий оценивается величиной порядка 10 -4 , следовательно, несмотря на предпринимаемые меры в области безопасности, полностью исключить вероятность возникновения на них ЧС практически невозможно. Не менее сложная ситуация существует и на транспортных путепроводах и магистралях страны.

Вместе с тем опыт работы свидетельствует о возрастании в последние годы частоты возникновения ЧС техногенного характера на территории большинства регионов страны. При этом, для подразделений ГПС МЧС стало характерным постепенное увеличение числа выездов, связанных с локализацией опасных факторов и ликвидации последствий аварий и катастроф. Они первыми пребывали в районы возникновения и вынуждены были выполнять первоочередные аварийно спасательные работы (АСР). Именно так было при аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясении в Армении, железнодорожных катастрофах в Арзамасе, Свердловске, на станции Ельниково, пожарах на нефтеперерабатывающих заводах Уфы, Ярославля, Тюменской области и в других местах.

Широкое привлечение подразделений пожарной охраны к выполнению первоочередных АСР при различных ЧС техногенного характера вызвало необходимость создания в 1984-91 г.г. в большинстве регионов страны на базе ПО МЧС региональных специализированных частей (РСО и СЧ) по проведению первоочередных АСР.

Возникновение техногенных ЧС, прежде всего регионального характера, приводит к резкому обострению оперативной обстановки на значительной территории, нарушению привычного ритма жизни населения, связанных с угрозой массового поражения людей и разрушения зданий и сооружений. Это вызывает необходимость создания межрегиональных систем экстренного реагирования на ЧС. Координирующая роль при этом возлагается на руководящие органы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях (ЕГС ЧС).

Характерными особенностями крупных производственных аварий и катастроф на радиационно и химически опасных объектах с выбросом большого количества ОВ, АХОВ и РВ является быстрое их развитие в начальный период времени. Это сопровождается резким изменениями оперативной обстановки в связи с возможностью возникновения вторичных очагов поражения в пределах зон химического заражения и радиоактивного загрязнения, что связано с неустойчивостью приземного слоя воздуха, другими метеорологическими условиями и характером местности. Всё это создаёт угрозу поражения не только рабочих и служащих предприятия, а также проживающего в близлежащих жилых районах населения, но и личного состава аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных (АС и АВ) подразделений, участвующих в локализации опасных факторов аварий и ликвидации их последствий.

Так 20 марта 1989 г. в результате разрушения железобетонной изотермической ёмкости на территории предприятия ПО "Азот" в г. Ионава (Литва) произошёл вылив на производственную площадку около 7 тыс. тонн аммиака и его последующее воспламенение (спустя 2-3 минуты). Горение распространилось по всему зеркалу разлившегося жидкого аммиака слоем до 20 см площадью около 10 тыс. кв. метров, на здания отделения доработки и склад хранения нитрофоски, а затем и галерею транспортировки хлористого калия. Концентрация аммиака в воздухе над поверхностью разлива составляла 100 %. В дальнейшем наблюдался перенос облака заражённого воздуха (ЗВ) с непереносимой концентрацией аммиака на удаление до 10-15 км от места аварии (пожара), причём, направление переноса облака ЗВ в течение первых 8-10 часов непрерывно менялось. Это вызывало необходимость эвакуации населения в количестве около 40 тыс. человек.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС общая площадь зоны радиоактивного загрязнения, образовавшейся в результате выброса радионуклидов при тепловых взрывах, сопровождавшихся разрушениями реактора, достигла 100 тыс. кв. км на территории Российской Федерации, Украины и Белоруси. При этом почти на 20 % загрязнённой радионуклидами территории плотность радиоактивного загрязнения достигла 15 Ки/кв. км, что исключает возможность длительного пребывания людей в этих районах.

Особенности управления подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС в условиях крупных производственных аварий (пожаров) и катастроф зависят от их вида и масштабов последствий, складывающейся обстановки, количества и степени готовности привлекаемых сил, времени года, суток, погодных условий и некоторых других факторов. Объём и содержание решаемых задач при этом вызывают необходимость осуществления специфических методов управленческих воздействий и, следовательно, их организационного обеспечения. Организационное обеспечение включает в себя создание:

Специальных органов управления (оперативных штабов);

Особой группировки сил и средств, например, внештатных сводных отрядов ГПС МЧС;

Новой системы управления и связи.

Указанные и иные меры, необходимые в данной обстановке, осуществляются на основании специальных планов, разрабатываемых с учетом видов особых условий, и являющихся организационной основой деятельности подразделений ГПС МЧС в этот период. Данные планы должны разрабатываться практически в каждом управлении ГПС МЧС согласно приказа от 29 июня 1993 г. № 301 дсп, а их основу составляют результаты прогнозирования обстановки в районах возможных аварий и катастроф. Отражаются в плане также вопросы организации оповещения и связи, порядок приведения в готовность и всестороннее обеспечение привлекаемых к действиям при ЧС сил и средств службы, организация взаимодействия.

Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23 августа 1993г. N 849 по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации ГПС МЧС РФ несколько изменён перечень и содержание основных задач службы, одной из которых является: "...тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных АСР". Одновременно, в соответствии с возложенными на неё задачами, ГПС МЧС разрабатывает и осуществляет военно-мобилизационные мероприятия и выполняет другие установленные для неё функции в ЕГСЧС. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. 3 1113, ГПС МЧС является функциональной подсистемой ЕГС ЧС, органы повседневного управления которой представляют дежурные службы и специализированные подразделения, действующие в различных режимах: повседневной деятельности, режима повышенной готовности и при чрезвычайном режиме. Учитывая, что в режиме повседневной деятельности одним из основных мероприятий, осуществляемых ГПС МЧС, является "...поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям в ЧС", следует сконцентрировать действия личного состава внештатных сводных отрядов ГПС МЧС на выполнение задач мирного времени в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом, согласно приказа МЧС РФ от 19 ноября 1993 г. № 502 дпс, определившем организационные вопросы создания внештатных отрядов ГПС МЧС, целесообразно в состав их подразделений пожаротушения включать специализированные подразделения ГПС МЧС по проведению первоочередных АСР, личный состав которых наиболее подготовлен к действиям в условиях ЧС. Создание особых группировок сил и средств на базе специализированных подразделений ГПС МЧС в значительной степени облегчит деятельность при ЧС специальных органов управления (оперативных штабов), позволит более качественно решать вопросы взаимодействия МЧС России и Министерства по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных действий, предусмотренных совместным приказом указанных министерств от 22 сентября 1992 г. № 336/123.

Одной из отличительных особенностей оперативного управления силами и средствами ГПС МЧС в чрезвычайных ситуациях является функционирование специальных органов управления (оперативных штабов) в режиме повышенной готовности и, особенно, в чрезвычайном режиме при проведении АСР на ХОО. Это обусловлено: увеличением объёма информации, необходимостью её срочной переработки для принятия управленческих решений и доведения этих решений до исполнителей; быстрыми и резкими изменениями оперативной обстановки; сложностью выполняемых задач; концентрацией большого количества сил и средств; необходимостью выполнения в короткие сроки большого объёма управленческих решений.

Большое значение для эффективного управления силами ГПС в этих условиях является организация взаимодействия с другими силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС, определяемая приказами:

1. "Положение о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и водяных бассейнах России" от 28.07.1995 г. № 917 (МЧС, МВД, МО, Минтранс, Минфин и др.).

2. Приказ МО и МВД от 13.07.1993 г. № 350/334 "О введении в действие Инструкции о порядке взаимодействия МО и МВД по предупреждению и ликвидации пожаров".

3. "О порядке взаимодействия Спецстроя и МВД... " от 18.04.1994г.

4. "О взаимодействии ГПС, ГАИ, и Рос. транспортной инспекции Минтранса в контроле за обеспечением пожарной и дорожной безопасности при перевозке и реализации нефтепродуктов в передвижных АЗС" от 30.05.1994 г.

В числе наиболее сложных проблем, стоящих перед органами управления (оперативными штабами) на этапе оперативного управления силами ГПС МЧС является организация непрерывного радиационного и химического контроля (ДК и ХК) в местах тушения пожаров и проведения первоочередных АСР. Известно, что в составе сил ГПС МЧС не предусмотрено формирований, подготовка и оснащение которых позволяла бы осуществлять непрерывный дозиметрический и химический контроль при ведении боевых действий в районах радиоактивного загрязнения и химического заражения. Опыт показывает, что специальные химические лаборатории и другие соответствующие службы большинства радиационно и химически опасных объектов не готовы к организации и проведению ДК и ХК в интересах АС и АВ подразделений, в том числе и подразделений ГПС МЧС.

Не располагают указанными службами и территориальные руководящие органы ЕГС ЧС, областные и городские комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), призванные координировать действия АС и АВ подразделений различных министерств и ведомств, привлекаемых к локализации опасных факторов и ликвидации последствий производственных аварий (пожаров) на потенциально опасных объектах.

Тема 1.41. Назначение и организационная структура специализированных отрядов и частей. Особенности оснащения и возможности специализированных подразделений по тушению крупных пожаров и ликвидации последствий ЧС.

47. Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству участников тушения пожара при ведении боевых действий.

48. Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоя-

щего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

установление компетенции оперативных должностных лиц и их персо­нальной ответственности при выполнении поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожа­ре;

осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистра­цию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью техни­ческих средств нештатной службы управления гарнизона;

проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффек­тивности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (ес­ли не установлено иное). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых дейс­твий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его рас­поряжения при тушении пожара.

50. Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 БУПО является:

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ГПС(допущенное к руководству тушением пожара в установленном порядке), если иное не предусмотренно нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии оперативных должностных лиц ГПС).

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должност­ным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Принятие старшим оперативным должностным лицом на себя,руководства тушением пожара обязательно, ести на пожаре не обеспечивается упраление силами и средствами.

52 1 .Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС определяется начальником территориального гарнизона.

53. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица неш­татной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоя­тельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, на_e7начив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должност­ное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприя­тия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который од­новременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба мо­гут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представи­тели администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответс­твующих предложений для РТП;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

учет сил и средств на пожаре, расстановка их по боевым участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2 - 4 БУПО;

создание на пожаре резерва сил и средств;

обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на по­жаре;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава на пожаре;

реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

Обеспечение взаимодействиствия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения на населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к тушению пожара.

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначает­ся: днем - красным флагом с надписью "ШТАБ", ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 5).

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативно­го штаба, должны иметь нарукавные повязки (приложение 6).

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются условные знаки и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям 7, 8 БУПО.

Боевые участки

Боевые участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) бое­вых действий.

При создании на пожаре пяти и более БУ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько боевых участков. Боевые действия на БУ возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Начальники БУ и секторов назначаются РТП.

Руководитель тушения пожара

60. РТП обязан:

обеспечивать управление боевами действиями на пожаре непосредс­твенно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются бое­вые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных дейс­твий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных при

разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выб­ранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огне­тушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками (секторами), участниками тушения, взаимодействующими службами, поддерживать связь с деспетчером гарнизона, периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отдельных приказаниях;

передовать диспетчеру гарнизона информацию по внешним признакам, адрес объекта пожара и его оперативно-тактическую характеристику площадь пожара, что горит (или горело), имеется ли угроза жизни людей и опасность развития пожара, какие силы и средства введены в действие и требуется ли их дополнительное привлечение;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руко­водство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энерге­тической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекае­мыми в установленном порядке к тушению пожара;

составлять акт о пожаре (приложение 9).

выполнять обязанности, возлагаемые в соответствии со статьями 56, 62 - 64 БУПО на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

61. РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Начальник оперативного штаба

62. Начальник оперативного штаба (НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица шта­ба.

Начальник штаба на весь период боевых действий по тушению пожара должен, как правило, постоянно находиться в месте расположения штаба.

При тушении крупных пожаров НШ с согласия РТП может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями Устава и делегируя им часть своих полномочий.

63. Начальник оперативного штаба обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных статьей 56 БУПО, в том числе:

готовить и своевременно вносить РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара, информации диспетчера гарнизона и других сведений предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

организовывать доведение указаний РТП до соответствующих участни­ков тушения пожара, обеспечивать их регистрацию и контроль за исполне-

нием, ведение регламентных документов оперативного штаба;

организовывать расстановку сил и средств;

докладывать РТП и сообщать диспетчеру гарнизона оперативную ин­формацию об обстановке на пожаре;

обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения пожара, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодейс­твие с испытательной пожарной лабораторией и оперативной следственной группой органа внутренних дел.

64. Начальник оперативного штаба имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, должностным лицам служб жизнеобес­печения населенного пункта, предприятия, а также должностным лицам ор­ганов внутренних дел, прибывшим на место пожара;

отдавать в случаях, не терпящих отлагательства, указания участни­кам тушения пожара от лица РТП с последующим обязательным докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изме­нения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных реше­ний).

Начальник тыла

65. Начальник тыла непосредственно подчиняется начальнику опера­тивного штаба.

В распоряжение начальника тыла поступают силы и средства участни­ков тушения пожара, не выведенные на боевые позиции, в том числе ос­новные, специальные и вспомогательные автомобили, другие мобильные технические средства, а также резерв огнетушащих веществ, пожарно-тех­нического вооружения.

Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах могут назначаться помощники начальника тыла.

66. Начальник тыла обязан организовывать работу тыла на пожаре, в том числе:

проводить разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

сосредоточивать резерв сил и средств, необходимый для тушения по­жара;

обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ, при необ­ходимости организовывать доставку к месту пожара специальных огнетуша­щих веществ и материалов;

принимать меры к обеспечению личного состава боевой одеждой и средствами защиты органов дыхания;

организовывать своевременное обеспечение пожарной техники горю­че-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

контролировать исполнение работ по защите магистральных рукавных линий;

организовывать, при необходимости, восстановление работоспособ­ности пожарных машин и оборудования, пожарнотехнического вооружения;

обеспечивать ведение соответствующей документации.

67. Начальник тыла имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, задействованным в работе тыла;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний оперативного штаба и собственных указа­ний;

давать предложения РТП и оперативному штабу о необходимости соз­дания резерва сил и средств для тушения пожара;

отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру гарнизона о дос­тавке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник боевого участка, сектора

68. Начальник БУ, сектора непосредственно подчиняется РТП, обес­печивает выполнение поставленных задач на соответствующем БУ и посто­янно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП.

Начальнику БУ подчинены участники тушения пожара, приданные бое­вому участку.

69. Начальник боевого участка (НБУ) обязан:

проводить разведку пожара, сообщать о ее результатах РТП;

обеспечивать спасание людей и имущества на БУ и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ;

проводить расстановку сил и средств на БУ;

обеспечивать подачу огнетушащих веществ на боевых позициях;

организовывать пожарную связь на БУ;

запрашивать, при необходимости, дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;

организовывать на БУ в установленном порядке работу звеньев ГДЗС;

обеспечивать выполнение правил охраны труда и доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

докладывать РТП информацию о выполнении поставленных задач, при­чине пожара и лицах, причастных к его возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на БУ возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к пожару.

70. НБУ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара на БУ;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изме­нения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных реше­ний);

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от РТП, оперативного штаба, администрации предприятия и служб жизнеобес­печения;

определять порядок убытия с БУ подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Загрузка...