musings.ru

Помощь семьям попавшим в трудную ситуацию. Что делать в сложной жизненной ситуации

9 января 2013 года был опубликован проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Теперь Государственной Думе предстоит его рассмотреть и принять в нескольких чтениях. По прогнозам аналитиков, пункты закона не вызовут жарких споров, потому что в России давно назрела необходимость принятия такого документа. Следовательно, можно уже в ближайшее время ждать его принятия и действия в жизни. Некоторые новые определения, внесенные в него, требуют дополнительного пояснения. Вот одно из таких нововведений.

Новое понятие «Трудная жизненная ситуация»
Трудная жизненная ситуация – понятие, новое для Российского законодательства. Теперь оно введено и обозначает некие обстоятельства, которые могут сильно изменить нормальную жизнь человека и сделать невыносимыми, сложными. Эти ситуации могут представлять опасность для здоровья человека, для его нормальной жизнедеятельности, они могут создавать угрозу его чести и достоинству с последующим применением насилия. Люди, попавшие в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания.

В каких случаях признается трудная жизненная ситуация
В статье 21 Закона определяются те самые факторы, наличие которых позволяет считать, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.
Первый — это полная и частичная утрата способности обслуживать себя или передвигаться, чаще всего этот фактор обуславливается состоянием здоровья.
А вот вторая причина содержит социальные признаки. Если социальное положение человека угрожает его здоровью или психическому нормальному состоянию. Это бывает, когда в семье живут наркоманы или алкоголики, если присутствует насилие или жестокое обращение с детьми.

Несовершеннолетние, у которых отсутствуют попечители или родители, так же признаются нуждающимися в социальной помощи. Им реально можно помочь, а вот еще одной категории помочь сложно, потому что они редко принимают эту помощь – лица без жилья (БОМЖ), без определенных занятий, без средств на жизнь.
Все эти обстоятельства так же могут быть дополнены и развиты правительствами регионов, исходя из местных особенностей.

Виды возможных услуг
Если человек признан находящимся в трудной жизненной ситуации, то ему положено оказание услуги по социальному обслуживанию.
Это медицинская реабилитация после болезни для поддержания и улучшения состояния здоровья. В случаях нарушения психического спокойствия, человека могут направить на психологическую реабилитацию, это поможет адаптироваться к новым условиям и другой социальной среде. Так же нуждающимся могут помочь в воспитании детей, организовать их досуг.

Так же программой реабилитации предусмотрено предоставление юридических услуг и консультаций, могут помочь и материально, если таковая мера будет признана необходимой. Инвалидам и детям-инвалидам обещают помогать в решении их жизненных проблем. Если им трудно общаться, то им помогут изучить языки и научат жить в обществе людей. Эти услуги могут быть определены срочными в особых ситуациях.

Обратиться за получением социального обслуживания может гражданин, опекун или любой законный представитель. Жаль, что в это списке нет других социальных органов. Ведь зачастую нуждающиеся не могут писать что-либо, а там более в электронной форме подавать заявления.

Профилактика трудных жизненных ситуаций
В этой статье нового закона говорится о том, что после получения социальной помощи может быть назначено социальное сопровождение человека, то есть характер помощи становится регулярным. В целях профилактики будут привлекаться специалисты различных профилей, они будут консультировать, а так же оказывать услуги, если это необходимо.
При осуществлении сопровождения социальным работникам важно будет определить, что же мешает гражданину вести полноценную жизнь и постараться исключить их. В процессе сопровождения нуждающемуся будет оказываться содействие в получении не только социальных, но и иных услуг. Так же будет проводиться оценка качества социальных услуг, их эффективности.

Мы раздаем направо и налево советы о том, что из любой неприятной ситуации существует выход и даже не один. Настраиваемся на позитив и стараемся утешить других, что не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Но когда нас самих одолевают неприятности, которые надвигаются со всех сторон, советы, которые мы сами предлагали, выглядят просто смешными и беспомощными.

Что делать в сложной жизненной ситуации, где видишь один тупик? Существуют действенные советы, как нужно поступать в таком случае.

1. В первую очередь попытайтесь успокоиться и остановиться. Не нужно быстро бросаться в омут с головой и предпринимать непонятные действия, которые могут привести еще к большим проблемам. Необходимо сделать паузу и определиться, где вы находитесь и как оказались в таком положении. Уделите время своим размышлениям, чтобы сообразить, почему получилось именно так, а не совершенно по-другому. Когда вы сможете отыскать вход, то тогда и выход вы найдете в один момент.

2. Действенным советом, как выкарабкаться из тупика является избавление от эмоций, переполняющих вас в тот момент. Страх, злость, разочарование мешают нормально сконцентрироваться перед образовавшейся проблемой. Зачастую наши негативные эмоции, которые приобретают огромные масштабы, мы и делаем из мухи слона, и совершено, не видим никакого выхода, один тупик. Если вы хотите что-то разнести вдребезги – сделайте это, хочется кричать и ругаться – вперед, дайте выход своему гневу, не держите в себе разрушительную энергию.

3. Когда вас одолеет полное опустошение, только тогда в вашу голову начнут приходить светлые мысли и все проясниться под другим углом. Приготовьте себе чай с лимоном и имбирем, или же заварите горячий кофе, энергетические напитки помогут вашему мозгу работать быстрее. Возьмите листик и начинайте записывать абсолютно все идеи по выходу из тупиковой ситуации, даже самые абсурдные, в таких случаях все средства хороши.

4. Не думайте в одиночку, обратитесь за помощью к своим товарищам и близким людям, не отвернувшимся в трудную минуту. Существует пословица «Одна голова хорошо, но две лучше». Возможно, они предложат свои варианты, которые будут вам полезны, ведь иногда со стороны виднее.

5. Следующим шагом будет полный анализ предложенных идей. Взвести все за и против. Составьте три тщательных плана по выходу из кризисной ситуации. План А и Б самые действенные, а также план В – запасной. С четкостью продуманные сценарии, нескольких вариантов, дают намного больше процентов на успех, чем один.

6. В сложной жизненной ситуации соберитесь с силами и духом и начинайте воплощать в действие ваш антикризисный план. Идя шаг за шагом, не отступая назад, вы добьетесь желаемого и выберетесь из окружающих вашу жизнь неприятностей, а понимание что делать придет само собой.

7. В трудную минуту пережить несчастья помогут люди, которым вы небезразличны и которым вы очень дороги. Не стоит их отталкивать или изолировать из своего общества, позвольте им вам помочь. Даже можете сами их попросить о помощи, в таких ситуациях и понимаешь, кто самые преданные и верные люди.

8. В нашей жизни мы много полагаемся на обстоятельства, при этом понимая, что они не сулят ничего хорошего. Нельзя так поступать. Мы сами творим свою судьбу, поэтому возьмите себя в руки и не позволяйте обстоятельствам брать над вами верх.

9. Еще одним действенным способом, как выбраться из тупиковой ситуации, является исключение людей с . В окружение каждого человека, обязательно найдется такая личность, которая будет сгущать краски и понижать веру в вас самих. Такие люди, не видят счастья и положительных моментов, у них кругом один негатив. По возможности избегайте их, не давайте им понизить вашу самооценку, иначе, вы впадете в панику и опустите руки.

10. Когда вас одолевают неприятности, ищите то, что вас будет мотивировать на протяжении того времени, пока вы будете выкручиваться из сложившейся ситуации. Стремитесь общаться с теми, кто верит в вас и знает, что вы сможете выстоять при любом ударе.

11. В трудные моменты не стоит бояться рисковать и думать об ошибках, они есть у каждого человека. Глупостью будет то, что вы будете сидеть сложа руки. Каждая ваша ошибка будет уроком, из которого вы почерпнете для себя полезную и нужную информацию.

12. Не слушайте тех, кто говорит, что знает как вам лучше жить и быть. Они будут постоянно вам напоминать и тыкать за прошлые ошибки. Посылайте их подальше от себя, пусть вешают лапшу на уши другим, таким же неудачникам, как и они. Это ваша жизнь и только вам решать, сможете вы выбраться из неприятностей или нет. Верьте в себя и у вас все получится. Вы не неудачник, а победитель!

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ - «Сложная жизненная ситуация - это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом , неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми , порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях .

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты - группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление - действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации , высокий уровень психической саморегуляции , поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность . В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию , в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления - забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею . Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость ), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной , он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку . При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями . Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей , как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий . Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации . Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме - путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе , от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие , травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики » и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта . Не сумев найти выход из сложной ситуации , в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это ?», «Это не самое главное в жизни ») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний . Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация - принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации . Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой », «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский » и т.п.

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации . Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример - испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать , отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливается, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Реализуемые субъектами Российской Федерации региональные целевые программы являются своего рода ядром решения проблем детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность реализации таких программ во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа .

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.

Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.

Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данного ребенка .

Нуждающиеся дети на сегодняшний день могут рассчитывать, прежде всего, на материальную помощь. Ее основной задачей является поддержание приемлемого (необходимого и достаточного) уровня жизни ребенка и семьи в целом, находящихся в социально-трудной ситуации. Материальная помощь – это единовременная выплата в денежной или натуральной форме, выраженная в виде суммы денег, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Основным критерием при установлении права на материальную помощь является малообеспеченность, как показатель нуждаемости. Органы социальной защиты населения решают вопрос о признании нуждающихся малоимущими и об оказании им материальной помощи, а непосредственную работу по оказанию таковой ведут муниципальные центры социального обслуживания. Комиссиями по распределению и оказанию материальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты, рассматриваются вопросы оказания такой помощи с учетом материально-бытового положения обратившегося, состава и дохода семьи, причин и обстоятельств, побудивших к обращению за помощью. К сожалению, для получения материальной помощи нередко требуется целый перечень справок и документов, что создает значительные трудности для малообеспеченных граждан.

Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рождаемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить причины, приводящие к неблагополучию детей.

В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд является новым современным инструментом проведения социальной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами.

Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Направления деятельности Фонда на 2012-2015 годы:

  1. профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  3. социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, акцентирует внимание регионов на необходимости организации системной, комплексной и межведомственной работы с семьями и детьми и полагает, что программно-целевой подход – наиболее подходящий инструмент организации такой работы .

Следующий вид помощи, оказываемой государством – социальное обслуживание детей-инвалидов на дому. Помощь на дому направлена на повышение уровня и качества жизни инвалидов, нахождение детей в привычной для них среде обитания – в домашней обстановке, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе.

При центрах социального обслуживания создаются специализированные отделения, занимающиеся обслуживанием на дому. Социальные работники посещают своих подопечных несколько раз в неделю. Перечень услуг, предоставляемых в этом случае, достаточно широк. Это может быть, во-первых, организация питания, быта и досуга.

Во-вторых, социально – медицинские, санитарно – гигиенические услуги (содействие в проведении медицинской помощи, реабилитационных мероприятий, обеспечение лекарственными средствами, оказание психологической помощи, госпитализация и прочее).

В-третьих, содействие в получении образования инвалидами в соответствии с их физическими возможностями умственными способностями.

В-четвертых, правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ и т. д.). А так же содействие в организации ритуальных услуг .

Услуги по социальному обслуживанию дети могут получить в специализированных учреждениях на стационарной и полустационарной основе. На базе полного государственного обеспечения осуществляется обслуживание инвалидов, детей-сирот, детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же в случае, когда местонахождения родителей не установлено. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Стационарная помощь детям оказывается в детских домах-интернатах, школах-интернатах, детских домах санаторного типа, коррекционных детских домах (в том числе коррекционно-психологических), специальных детских домах (для детей с отклонениями). Данные учреждения выполняют функции по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Там осуществляется медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей; освоение образовательных программ, обучение и воспитание; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав их интересов.

В учреждениях социального обслуживания действуют отделения дневного или ночного пребывания. Здесь несовершеннолетние могут получить услуги полустационарного социального обслуживания.

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. В свободное от учебы время дети посещают отделение дневного пребывания, где производится комплектация реабилитационных групп численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой .

Так же остается проблемным и вопрос о безнадзорных детях. На пути решения этой проблемы государством были созданы специализированные учреждения, предоставляющие детям приют временного характера.

Важно отметить, что предоставление временного приюта детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, способствует профилактике и, во многом, предупреждает безнадзорность несовершеннолетних. В этих целях создаются специализированные учреждения временного пребывания – это социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние находятся в подобных учреждениях в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Прием детей (от 3 до 18 лет) производится круглосуточно, они могут обратиться самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) .

Какие же функции выполняют учреждения временного пребывания? Прежде всего, это помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе сверстников по месту учебы, жительства. Содействие возвращению детей в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи детям и их родителям. Организация медицинского обслуживания и обучения, содействие в профессиональной ориентации и получении специальности и т.д. Такие учреждения, как социальные приюты, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей .

Следующий вид социальной помощи – реабилитационные услуги. В них нуждаются различные категории детей: инвалиды, малолетние правонарушители, безнадзорные, беспризорные дети и т. д.

Процесс реабилитации – сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мер: медицинскую, психологическую, профессиональную реабилитации. Подобные меры направлены на сохранение и восстановление здоровья ребенка и среды его жизнеобеспечения.

Одно из основных направлений реабилитации – льготное обеспечение детей-инвалидов протезами, ортопедическими изделиями, средствами передвижения – кресло-колясками. На сегодняшний день существует около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. Не секрет, что реабилитационные услуги в нашей стране находятся на довольно низком уровне – нет достаточных средств для бесплатного обеспечения всех нуждающихся граждан; мало предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске протезно-ортопедических изделий; качество подобной продукции также зачастую оставляет желать лучшего.

Законодательство гарантирует детям-инвалидам право на бесплатное получение профессий, которое реализуется в 42 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, там обучаются свыше 7 тыс. человек. Обучение проводится и в общеобразовательных учреждениях. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т. д.

Дети-инвалиды дошкольного возраста получают реабилитационные услуги в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключается по состоянию их здоровья, то в специальных дошколь­ных учреждениях. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Важно отметить, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Обучение проводится, как правило, ближайшим к месту жительства ребенка-инвалида образовательным учреждением. На время обучения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. По итогам обучения выдается документ государственного образца о соответствующем образовании .

Таким образом, принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним провозглашен на государственном уровне. Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Ведь вовремя оказанная помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни. При этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Игнорирование поставленных задач – безнравственно.

Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - N 6. - С. 4.

Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - N 1. - С. 24.


Загрузка...