musings.ru

Индивидуальные субъекты административного права. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов 6 специальные административно правовые статусы граждан

  1. Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
  2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
  5. Паспортный режим в Российской Федерации
  6. Способы защиты прав граждан
  7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
  8. Право гражданина на административную жалобу
  9. Производство по административным жалобам граждан
  10. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
  11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:

  • членов административных коллективов;
  • субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
  • жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
  • субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, допущенных к государственной тайне, и др.);
  • государственных и муниципальных служащих;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, кᴏᴛᴏᴩые не будут гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов) Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Понятие административный коллектив в юридической науке не применяется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве термин «трудовой коллектив», под кᴏᴛᴏᴩым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. В ϶ᴛᴏм случае речь идет об организованной группе людей, участвующих ϲʙᴏим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в кᴏᴛᴏᴩой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. К примеру, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив, в кᴏᴛᴏᴩый уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация и преподаватели.

Вопрос о правосубъектности и видах административных коллективов еще ждет ϲʙᴏего исследователя. Сейчас же нужно отметить, что, став добровольно, по призыву членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника) Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, так как вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся закрепленные Законом РФ «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20) и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий) Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие процедуры определяются административно-правовыми нормами. При всем этом в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.

Вполне понятно, что каждая из данных родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Важно заметить, что одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, кᴏᴛᴏᴩые нуждаются в помощи. Уместно отметить, что опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти. И та часть государственной опеки, кᴏᴛᴏᴩая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты - безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.

Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.

В политике административной опеки высшие органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя органам субъектов Федерации и местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот. В системе административной опеки нужно различать правовую базу, содержание, экономико-организационную основу, порядок признания (беженцем, безработным и т. д.), реализацию и прекращение опеки.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий. Но и пенсионеры по возрасту, инвалидности и др. тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к данным категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения отношений административной опеки. Законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи и ряд других актов социальной направленности ориентируют на серьезное и глубокое изучение проблем административной опеки.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Стоит заметить, что они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий. Стоит заметить, что он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Так, во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Правительство РФ утвердило положение об обеспечении режима ЗАТО, на территории кᴏᴛᴏᴩого расположены объекты Министерства обороны РФ. В нем сказано, что особый режим включает:

а) установление запретной зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования без территории объекта);
б) ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования;
в) ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;
г) ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание.

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить статусы:

  • 1) членов административных коллективов;
  • 2) субъектов административной опеки;
  • 3) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;
  • 4) субъектов разрешительной системы.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятия «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права и работников определенной организаций. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это -- органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы и др.

Став добровольно, по призыву или в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые есть конкретизация полномочий коллективного субъекта -- организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г.^ права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20).

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их труда (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права.

Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы:

  • 1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
  • 2) милитаризованных служащих (военнослужащих, работников милиции, работников военизированных формирований);
  • 3) лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения и др.).

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних войсках, в железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства является установление государственной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.

Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентирована нормами административного права, может быть названа административной.

Ее субъекты -- безработные; чернобыльцы; беженцы и вынужденные переселенцы; инвалиды Отечественной войны; «афганцы» и приравненные к ним лица; дети-сироты; многодетные родители; лица, страдающие психическими заболеваниями; больные диабетом, туберкулезом, лепрой и еще многие категории граждан, Из этого примерного перечня видно, что фактическими основаниями для приобретения рассматриваемого социального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы и неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

В политике административной опеки высшие государственные органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя республиканским, краевым, областным органам, органам местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты -- выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. В этом случае имеет место социальное обеспечение, которое зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий. Но и пенсионеры по возрасту, по инвалидности и другие тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этой стороне управленческой деятельности, к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения административной опеки. Принятие российским парламентом законов о занятости населения, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о психиатрической помощи и ряда других актов свидетельствует о социальной направленности государственной политики.

В качестве примера административной опеки можно привести положения Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. Законом установлено, что вынужденный переселенец имеет право:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица -- одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет -обеспечиваются правом на бесплатный проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории РФ.

Осуществление административной опеки возложено на многие органы исполнительной власти и связано с выполнением ряда формализованных процедур. Прежде всего, по общему правилу, лицо должно подать заявление в компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем, вынужденным переселенцем и т. д. Если гражданин имеет документы, подтверждающие его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению. Документы принимаются, регистрируются и проверяются. Затем принимается решение о признании (безработным, беженцем и т. д.), которое является юридическим основанием для оказания лицу, его семье тех видов помощи, которые предусмотрены законом. Органы административной опеки вправе проверять, сохранились ли обстоятельства, которые обусловили помощь, следить за сроками ее предоставления и принимать решения о ее увеличении, сокращении или прекращении.

Еще один важный аспект теории административного права связан с режимами территорий. А некоторые из них временно или постоянно (неопределенное время) находятся на особом правовом положении".

Главная разновидность особых территориальных режимов -- специальные административные режимы. Примерами последних являются режимы пограничной зоны, закрытых городов (территориальных образований), заповедников, зон экологического бедствия, территорий, на которых введено чрезвычайное (военное) положение, карантинных, подвергшихся радиоактивному загрязнению, свободных экономических зон.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает в себя чаще всего особые правила въезда в зону, выезда, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения. Среди специальных территориальных режимов наряду с такими суровыми, как режим военного положения, есть и льготные (свободных экономических зон). Если, как правило, в зонах более строгий контроль, то в СЭЗ таможенный, финансовый контроль ослаблен.

Чаще всего постоянные специальные режимы территории приобретают на основе законов. А временные, ситуационные режимы на отдельных территориях могут быть на основе закона установлены разными государственными органами. Таким правом наделены Президент, правительство, глава администрации. Так, ст. 24 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет главе администрации право «в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и населенных пунктах... вводить особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения».

Начиная с первого учебника для вузов по административному праву, изданного в 1940 г., авторы включали в последующие учебники специальные параграфы о разрешительной системе".

Под «разрешительной системой» понимается совокупность правил, предписывающих получение разрешения на осуществление определенной деятельности и регулирующих контроль за нею.

Получение предварительных разрешений исполнительных органов на совершение определенных действий достаточно широко распространено, а правоотношения, возникающие между аппаратом управления и гражданами, организациями по поводу их получения являются административными. Можно выделить основные черты разрешительной системы. Во-первых, это особый порядок деятельности, который регулируется нормами права, содержащимися в законах и подзаконных актах. Его целью является обеспечение общественной безопасности, справедливого распределения общественных фондов и правопорядка в целом. Он связан с действиями, которые представляют повышенную опасность для граждан, общества, государства, с санкционированием исключений из общих правил, с обеспечением начал социальной справедливости. В условиях чрезвычайных обстоятельств, военного положения пределы разрешительной системы расширяются. Но ее необоснованное расширение в нормальных и экстраординарных условиях влечет ограничение прав и свобод граждан и развитие бюрократизма, рост власти государственных служащих.

Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений между органами исполнительной власти, должностными лицами, с одной стороны, и индивидуальными или коллективными субъектами, желающими получить разрешение, с другой. Юридическим фактом, влекущим возникновение соответствующих отношений, является подача заинтересованными и уполномоченными субъектами заявлений. Такие отношения возникают не по инициативе субъектов исполнительной власти.

В-третьих, ядро (цель) этих правоотношений -- получение разрешения на действие (бездействие), т. е. принятие индивидуального управомочивающего акта. Оно является завершением предварительного контроля, проверки обоснованности заявления. Разрешение может быть дано на определенный или неопределенный срок и называться лицензией, квотой, патентом, сертификатом и иначе. В основе разрешения (отказа) могут быть обычные и дискреционные полномочия субъекта власти. Последовательная реализация идеи расширения прав и свобод граждан предполагает ограничение свободы усмотрения государственной администрации при рассмотрении заявлений граждан, более четкое закрепление в законах процедур выдачи разрешений, оснований отказов, порядка обжалования.

В-четвертых, атрибутивным признаком разрешительной системы является административный надзор за тем, как осуществляются разрешенные деяния. О нем можно говорить лишь в тех случаях, когда после выдачи разрешения на весь срок его действия между его получателем и компетентными государственными органами сохраняются административно-правовые отношения.

В-пятых, за нарушение правил разрешительной системы к виновным применяются разнообразные меры административного принуждения и в том числе такая мера, как временное или постоянное прекращение действия разрешения (лишение прав, приостановление, прекращение действия лицензий).

Таким образом, если гражданин не эпизодически, а на определенное время попадает в орбиту разрешительной системы, он становится обладателем специального административно-правового статуса". Последний включает в себя обязанности необходимого оформления заявления и прилагаемых к нему документов, прохождения контроля и содействия ему, соблюдения правил осуществления разрешенных действий. Кроме дополнительных обязанностей, с этим статусом связано расширение административной деликтоспособности, а также получение прав, ради которых гражданин и стал субъектом рассматриваемых правоотношений. Это, например, право управления автомототранспортом, право приобретения огнестрельного оружия, право эксплуатации ра-диопередающих устройств.

Необходимо отметить, что действие разрешения может быть прекращено, разрешительные правоотношения могут закончиться как в связи с совершением гражданином противоправных действий, так и по другим основаниям, в том числе из-за ухудшения состояния здоровья и иных невиновных изменений у субъекта, вступления в силу нового нормативного акта, вновь возникших обстоятельств (чрезвычайная ситуация, появление новых технических средств). При наличии законных поводов содержание разрешения может быть ограничено или расширено.

Тема 2. Административно-правовой статус индивидуального субъекта.

2.1 Административная правосубъектность

Административно-правовой статус индивидуального субъекта - это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права . Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».

Административная правоспособность - это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административно­го права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение ле­карствами. Статья 17 ГК РФ: Правоспособность гражданина - способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.


Административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. Например, здесь можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, ад­министративная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязаннос­ти, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает поз­днее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Ее частичное появление и последующее увеличение свя­зано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, исполь­зовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует пра­во на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная деликтоспособность (способность нести ответственность за совершенное правонарушение).

Различают общий и специаль­ный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специаль­ных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная право­субъектность дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специаль­ный статус влияет на общий, ограничивая и видоизменяя его. На­пример, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Административная правосубъектность индивидуальных субъ­ектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами граж­данам предоставлено право на ношение оружия, на свободный выбор мес­та жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объеди­нение, на свободу совести.

Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий и, прежде всего, административно-правовой статусы индивидуального субъекта могут быть ограничены :

1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, сти­хийные бедствия и др.);

2) если это несовместимо с их общественно полезной деятель­ностью (запрещение совместной службы родственников, совме­щения государственной службы с предпринимательской деятель­ностью и т. п.);

3) если без этого невозможно обеспечить государственную без­опасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

4) совершение неправомерных действий (лишение правонару­шителей водительских прав , ограничения на приобретение оружия и т. п.).

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР и образования РФ и СНГ положение изменилось. Федеральный закон от 01.01.2001 N 62-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) всех лиц по признаку гражданства разделяет на следующие группы: 1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные граж­дане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5) иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны.


В зависимости от круга лиц, которым права предоставляются, и оснований их возникновения можно различать общие и специ­альные права. Последние чаще всего являются льготами, кото­рые даются по признакам:

а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);

б) общественно полезной деятельности (ветеранам , военнослужащим, Героям России, государственным служащим и др.).

С учетом территориального фактора льготы могут быть установлены на феде­ральном, региональном и локальном уровне.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные гражда­не и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным зако­ном или международным договором Российской Федерации».

Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами , законодательством установлены следующие особенности праводееспособности :

1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна гражданской авиации и др.), работать в милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государ­ственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать толь­ко иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может при­меняться такое административное взыскание , как выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исклю­чением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию только при наличии специального разрешения. Оно может быть не выда­но исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на осно­вании специальных документов (видов на жительство, загранич­ных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвиже­нии и выборе места жительства, когда это необходимо для обес­печения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут сво­бодно передвигаться при условии уведомления об этом принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское ору­жие по лицензиям, выданным основании ходатайств пред­ставительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его кон­фискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется следующими Законами РФ : Федеральный закон от 01.01.2001 N 62-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002), Федеральный закон от 01.01.2001 N 4528-1 (ред. от 01.01.2001) "О беженцах", Федеральный закон от 01.01.2001 N 114-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (принят ГД ФС РФ 18.07.1996), Федеральный закон от 01.01.2001 N 115-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002), Закон РФ от 01.01.2001 N 4530-1 (ред. от 01.01.2001) "О вынужденных переселенцах", Федеральный закон от 01.01.2001 N 109-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.06.2006) и рядом других законодательных актов.

Особенности административно-правового положе­ния иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т. д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:

Постоянно проживающих;

Временно пребывающих;

Проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания иностран­ных граждан и лиц без гражданства на территории РФ необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно про­живающего иностранца или лица без гражданства, - вид на жи­тельство. Он выдается РФ, на 5 лет. Если иностранец в течение года со дня окончания срока дей­ствия своего заграничного паспорта не предъявит новых или под­линных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамед­лительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии - в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспе­чивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами . Оно впра­ве получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.

Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответ­ствующего образца.

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в граждан­ство РФ. По общему правилу условием приема является срок проживания: всего пять лет непрерывно непосред­ственно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных бе­женцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сро­ки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.

Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибы­тии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобож­дены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипа­жей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие - в гостиницах, третьи - в принимающих организациях, а четвертые - в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания граждан.

Особый срок регистрации устанавливается для прибывших в Российскую Фе­дерацию в качестве иностранной рабочей силы. На основа­нии разрешения о привлечении иностранных рабочих срок регистрации определяется до одного года, а в отдельных случаях допускается его продление еще до одного года.

В соответствии с этим иностранный граж­данин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осущест­вления профессиональной деятельности , может работать по най­му только при наличии подтверждения на право трудовой дея­тельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.

Выдача подтверждений на право трудовой деятельности инос­транным гражданам, осуществляющим работу по найму у рабо­тодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится терри­ториальными органами Федеральной миграционной службы Рос­сии по представленному работодателем ходатайству, при нали­чии согласия иностранного гражданина.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифи­цированных специалистов осуществляется без оформления раз­решения в случаях найма работодателями для работы на пред­приятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений.

Таким образом, установлен следующий порядок принятия инос­транных граждан, временно находящихся в РФ, на работу :

Работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан;

На основании полученной квоты работодатель просит миг­рационную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму;

После получения подтверждения работодатель вправе при­нять конкретного иностранца на работу.

Личные и служебные автотранспортные средства иностран­ных граждан, прибывших в РФ на срок до 6 месяцев, ставятся на учет в таможенных органах, а ввозимые на срок более 6 месяцев - регистрируются в ГАИ.

Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по ис­течении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если: 1) отпали основания для дальней­шего пребывания иностранного гражданина в РФ; 2) он наруша­ет законодательство о правовом положении иностранных граж­дан.

2.3. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов

В реальной жизни существует огромное разнообразие специ­альных административно-правовых статусов. Одним из ярких проявлений социальной политики государст­ва является установление государственной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.

Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном со­действии, оказании специальных медицинских услуг, предостав­лении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в соци­альной защите, осуществляет аппарат исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентирована нор­мами административного права, может быть названа админис­тративной.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма , некомпетентности и других ано­малий в деятельности должностных лиц, органов и иных облада­телей властных полномочий являются:

1) создание организационно-правового механизма и повседнев­ная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массо­вой информации, партии, религиозные объединения , доброволь­ные общества и т. д.);

3) активная деятельность самих граждан, использующих предо­ставленные им права. Учитывая большую значимость, разнооб­разие форм и наличие большого числа правовых норм , здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-процессуаль­ное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выпол­нить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на ра­боту по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. п.) либо обращается за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа:

1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осущес­твления правосудия, в порядке уголовного или гражданского су­допроизводства.

Административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного испол­нения судебных решений, например, о взыскании алиментов , возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответст­вии с нормами административного права.

Право на жалобу является средством защиты прав и это одна из форм свободного выражения мнений.

Наряду с названными формами индивидуальной защиты граж­данином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообраз­ные формы публичного выражения мнений (демонстрации, ми­тинги, собрания, пикеты) и др.

Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х го­дах: Конституцией РФ закреплено право на международно-пра­вовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные органи­зации.

2.5. Право гражданина на административную жалобу

Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется ФЗ от 01.01.2001 N 59-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006).

Право на общую административную жалобу является абсо­лютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому зна­чимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему кор­респондирует абсолютная обязанность субъектов государствен­ной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, давать ответы заявителям.

Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жало­бы - не только незаконные, но и нецелесообразные или амо­ральные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о не­правильном использовании свободы усмотрения, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимания к критическим замечаниям, использовании устарев­ших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Не­редко граждане пишут о бездействии должностных лиц, о непри­нятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек , больниц, клубов, школ и других социально-культурных учреждений.

В прошлом большое число жалоб поступало в редакции газет и других средств массовой информации. Ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации», принятого 27 декабря 1991 г., было установлено: «Редакция не обязана отвечать на письма граж­дан и пересылать эти письма тем органам, организациям и дол­жностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение». Конечно, граждане могут посылать письма в редакции, но это не означает права обращаться туда с жалобами уже нет, так как оно не имеет корреспондирующей обязанности их рассматривать, пересылать, отвечать на жалобы.

2.6. Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в РФ)

Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями дол­жностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательст­ва дел квалификацией, а сама процедура судебного разбиратель­ства наилучшим образом приспособлена для выявления истины.

Жалоба подается в суд по месту жительства гражданина, заяви­тель лично участвует в рассмотрении дела и может активно за­щищать свои интересы, в судебном разбирательстве он выступа­ет стороной, равноправной с другой стороной по делу, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный надзор за законностью административной деятель­ности представляет собой вид государственного контроля .

Его специфика состоит в том, что проверка законности дейст­вий органов власти осуществляется органом правосудия только в ходе разбирательства конкретных уголовных, гражданских или административных дел, в особом, процессуальном порядке. В от­личие от органов прокуратуры, суды проверяют законность дей­ствий органов власти только при разрешении гражданских дел по жалобам, искам и при рассмотрении уголовных дел. Суд не может провести проверку актов по своей инициативе. Суд проверяет законность властного акта, суд вправе только отме­нить или изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частное определение или возбудить уголовное дело. Надзор яв­ляется разновидностью контроля, он состоит в проверке только законности действий, его можно понимать как контроль за за­конностью.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти - это административная юстиция или правосудие по административным делам. Админис­тративная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

1) это - разрешение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;

2) споры разрешаются обычными судами;

3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК и КоАП РФ .

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного само­управления, учреждений, предприятий, общественных объеди­нений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (реше­ния), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный, городской суд, либо к вышестоящему в порядке под­чиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Он (оно) обя­зан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жало­бой в суд.

По закону жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем: уполномоченным представителем общественной ор­ганизации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответ­чика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в во­енный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его пра­ва и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение об­жалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о на­рушении его права;

Один месяц со дня получения гражданином письменного уве­домления об отказе вышестоящего органа, объединения, должност­ного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения ме­сячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

В Высшем Арбитражном Суде РФ, федеральных окружных арбитражных судах субъектов Федерации образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-пра­вовых отношений. Общей нормой - преду­смотрено, что они рассматривают жалобы граждан, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального пред­принимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В частности, арбитражным судам подведомственны экономичес­кие споры о нарушении прав собственника, об отказе в государ­ственной регистрации, о взыскании штрафов, о признании не­действительными ненормативных актов государственных органов, о возмещении убытков, о несостоятельности (банкротстве) и др.

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в со­ответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» , принятого 24 июня 1994 г. (ред. от 01.01.2001 г.) В законе урегулированы осо­бенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конститу­ционных прав и свобод граждан.

Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуаль­ной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По ито­гам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд прини­мает решение о признании закона либо отдельных его положений соот­ветствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации .

В случае если Конституционный Суд признал закон, приме­няемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетент­ным органом в обычном порядке.

2.7. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причи­ненного незаконными действиями государственных и обществен­ных организаций. В ст. 1069 части второй Гражданского кодекса РФ установлено: «Вред, причиненный гражданину или юриди­ческому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате изда­ния не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствен­но казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Фе­дерации или казны муниципального образования ».

Возложив на организации обязанность возмещения гражданам ущерба, причиненного неправомерным поведением их должност­ных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав . Ответственность наступает, если:

а) совершено противоправное действие;

б) причинен имущественный вред;

в) существует причинная связь между неправильными дей­ствиями и вредом;

г) ущерб наступил по вине учреждения, органа. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обя­занностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.

Возмещению подлежат:

1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основ­ным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

2) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращен­ное в доход государства;

3) суммы, выплаченные гражданином юридической консуль­тации за оказание юридической помощи, для возмещения судеб­ных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с не­законными действиями.

Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в те­чение которого они незаконно не выплачивались. Одновременно восстанавливаются трудовые, пенсионные, жилищные права по­терпевшего. По просьбе пострадавшего следственные органы, прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организа­ции по месту жительства об оправдывающем гражданина реше­нии.

Материальным основанием наступления ответственности яв­ляется незаконный акт следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред, причиненный им. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процес­суальное основание- акт компетентного органа об отмене неза­конного акта, о прекращении уголовного или административного дела.

Орган дознания предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят поста­новление, которым определяют размер ущерба. Их действия по­терпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудо­вых, пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке ис­кового производства.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что включает понятие «административно-правовой статус индивидуального субъекта»?

2. Назовите виды административно-правовых статусов.

3. Перечислите основания, по которым административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть ограничен.

4. В чем особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства?

6. Каковы особенности административно-правового статуса иностранного гражданина, прибывшего в РФ на постоянное проживание?

7. Каковы особенности административно-правового статуса иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ?

8. Назовите основания приобретения социального административно-правового статуса.

9. Перечислите специальные административно-правовые режимы территорий.

10. Каков механизм защиты прав граждан в административном порядке?

11. Основные направления деятельности административной юстиции.

1. Левченко, социально-правовой статус личности: монография / . – М.: Книжный Мир, 2005. – 223 с.

2. Бахрах, право. /, . – М.: Норма, 2008. – 847 с.

3. Бахрах, право России / . – М.: Эксмо, 2007. – 375 с.

4. Бельский, право России / . – М.: Велби, 2008. – 412 с.

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы:

Членов административных коллективов;

Субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

Жителей территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов разрешительной системы (водителей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне и др.);

Государственных служащих;

Лиц, совершивших правонарушения и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

Понятие «административный коллектив » в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным коллективам предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы, центры временного размещения вынужденных переселенцев и др.

Став добровольно, по призыву, в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных личных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РСФСР «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20).



Административное право регламентирует время труда (учебы) и отдыха членов административных коллективов, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права. Дисциплинарные уставы и иные источники административного права особо регулируют дисциплинарную ответственность членов административных коллективов.

Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы:

Обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

Милитаризованных служащих (военнослужащих, сотрудников милиции, военизированных формирований);

Лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения, граждан, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и, др.).

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, в железнодорожных и иных войсках.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет разные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает чаще всего особые правила въезда и выезда в зону, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Поскольку специальные административно-правовые режимы влияют на общие административно-правовые статусы граждан, их содержание, основание и порядок введения регулируются федеральными законами.

А Президенту, органам государственной исполнительной власти предоставлено право при наличии предусмотренных законами оснований и в предусмотренном законами порядке определять время, виды ограничений, вводимых на определенной территории для определенного круга лиц.

Профессор А. П. Алехин утверждает: «Наряду с гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства к субъектам административного права могут быть отнесены физические лица других категорий»*. Это не точно. Других категорий индивидуальных субъектов («физических лиц», как их называет П. П. Алехин) нет.

* Алехин А. П. и др. Административное право. М., 1997. С. 90.

Поэтому еще раз хочется сказать, что субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин России может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан России, иностранцев, апатридов).

Административно-правовой статус индивидуального субъекта по своему содержанию представляет собой правовую характеристику этого субъекта как потенциального участника административных правоотношений .

В структуру административно-правового статуса индивидуального субъекта можно включить следующие элементы:

  • место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
  • общие и специальные административные права , имеющиеся у индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
  • общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
  • ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений;
  • юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере.

Рассмотрим каждый из названных элементов административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

1. Место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

В зависимости от этого можно выделить два вида субъектов:

  • властвующие индивидуальные субъекты, т.е. физические лица, а именно граждане Российской Федерации, действующие в административных правоотношениях от имени государства или муниципальных образований и реализующие в этих отношениях их непосредственные публично-властные полномочия либо публично-властные полномочия соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления - государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, губернатор, начальник органа внутренних дел, государственный налоговый инспектор и т.п.);
  • невластвующие индивидуальные субъекты, т.е. все иные физические лица, действующие в административных правоотношениях от собственного имени либо от имени представляемых ими организаций, реализующие в этих отношениях принадлежащие им административные права и возложенные на них административные обязанности и не наделенные публично-властными полномочиями в отношении других субъектов названных отношений (государственные служащие , не являющиеся должностными лицами, рабочие, индивидуальные предприниматели , студенты, пенсионеры и т.п.).

Место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений влияют на характер и объем возникающих у него административных прав, обязанностей и юридической ответственности в этих отношениях.

2. Общие и специальные административные права индивидуального субъекта

Общими административными правами индивидуальный субъект обладает в административных правоотношениях как обычное физическое лицо наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. К их числу можно, в частности, отнести права:

  • на обращение в административные органы с заявлениями и жалобами;
  • на получение от административных органов необходимой для них информации;
  • на получение в компетентных административных органах заграничного паспорта;
  • на поступление в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе.

Специальными административными правами индивидуальный субъект наделяется в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях и которые отсутствуют у иных обычных физических лиц, вступающих в данные отношения. Такими правами, в частности, обладают властвующие индивидуальные субъекты - государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления, которые вправе совершать в отношении иных субъектов административных правоотношений властные юридически значимые действия, издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты.

Кроме того, специальными административными правами наделяются и некоторые другие категории физических лиц, например, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие, лица, совершившие административные правонарушения .

3. Общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

Общие административные обязанности возлагаются на индивидуального субъекта в административных правоотношениях как на обычное физическое лицо наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. Это, например, обязанность соблюдать правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения в общественных местах.

Специальные административные обязанности возлагаются на индивидуального субъекта в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях, но таковые отсутствуют у иных обычных физических лиц, вступающих в данные отношения.

Специальные административные обязанности возлагаются, в частности:

  • на властвующих субъектов административных правоотношений - государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления в процессе их административно-властной деятельности;
  • на государственных гражданских служащих, военнослужащих, владельцев транспортных средств, индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений

Ограничения общих и специальных административных прав индивидуального субъекта - это установленные нормами административного права условия, при наличии которых временно приостанавливается реализация общих или специальных прав данного субъекта в административных правоотношениях. Они могут быть введены, в частности, в случае совершения индивидуальными субъектами админист-ративных правонарушений и применения к ним мер административного принуждения , а также при необходимости обеспечения государственной и общественной безопасности. Примерами являются лишение физического лица права на управление транспортным средством, аннулирование разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия , аннулирование лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, ограничение движения транспортных средств и пешеходов на отдельных участках дорог или улиц.

5. Юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере

Индивидуальные субъекты могут совершать в административно-публичной сфере два вида правонарушений - административные и дисциплинарные. Соответственно они могут привлекаться за их совершение к административной и дисциплинарной ответственности . При этом к административной ответственности могут быть привлечены любые категории индивидуальных субъектов, в то время как к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами административного права подлежат привлечению лишь отдельные категории индивидуальных субъектов, в частности государственные служащие, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, а также лица, принудительно содержащиеся в специальных государственных правоохранительных учреждениях.

Особенности привлечения индивидуальных субъектов к указанным видам юридической ответственности будут рассмотрены нами в соответствующих главах данного учебника.

В зависимости от особенностей правового положения индивидуальных субъектов в системе административных правоотношений можно выделить два вида их административно-правового статуса:

  • общий, характеризующийся наличием общих административных прав и общих административных обязанностей;
  • специальный, характеризующийся наличием специальных ад-министративных прав и специальных административных обязанностей.

Входящие в структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов административные права , обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности .

Рассмотрим далее составные элементы административной правосубъектности (правоспособности , дееспособности и деликтоспособности) применительно к индивидуальным субъектам.

1. Общая административная правоспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности, возникает с момента рождения этого субъекта и прекращается его смертью. Так, с момента рождения у гражданина РФ возникают такие права в административно-публичной сфере, как право на бесплатное меди-цинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, на социальную защиту со стороны государства.

По мере взросления гражданина объем его общей административной правоспособности возрастает. Так, при поступлении в образовательное учреждение основного общего образования у гражданина возникают не только права, но и обязанности, связанные с соблюдением установленного в этом учреждении распорядка, учебной дисциплины, правил дорожного движения.

Общая административная правоспособность прекращается в случае смерти физического лица.

2. Специальная административная правоспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности, возникает не с момента рождения субъекта, а с момента возникновения у него специального административно-правового статуса, например, с момента назначения лица на должность государственной службы , с момента поступления его в высшее учебное заведение, с момента получения лицом удостоверения на право управления транспортным средством и т.п.

Прекращается специальная административная правоспособность с момента утраты индивидуальным субъектом специального административно-правового статуса, например, с момента увольнения с государственной службы, с момента окончания высшего учебного заведения, с момента лишения лица в установленном порядке права управления транспортным средством и т.п.

3. Общая административная дееспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности, возникает в полном объеме с момента достижения этим субъектом 18 лет. До достижения совершеннолетия индивидуальный субъект обладает частичной общей административной дееспособностью, т.е. может са-мостоятельно, от своего имени осуществлять не все, а лишь некоторые общие административные права и исполнять некоторые общие административные обязанности.

Например, несовершеннолетние граждане вправе самостоятельно осуществлять в административно-публичной сфере такие права, как право на образование, на медицинское обслуживание, на государственную регистрацию брака (с 16 лет), на управление мотоциклом (с 16 лет), а также самостоятельно исполнять такие обязанности, как обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в образовательных учреждениях, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические правила.

В то же время некоторые права и обязанности в административно-публичной сфере могут быть реализованы гражданами только с момента достижения ими совершеннолетия. К числу таких прав и обязанностей относятся, например, право на приобретение и использование огнестрельного оружия, право на управление автомо-билем, право поступления на государственную службу, обязанность нести военную службу.

4. Специальная административная дееспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять специальные административные права и исполнять специальные административные обязанности, возникает у субъекта с момента наделения его в установленном законодательством порядке специальным административно-правовым статусом, т.е. с момента возникновения у него специальной административной правоспособности. Например, специальная административная дееспособность, которой обладает сотрудник милиции, возникает у гражданина с момента назначения его на соответствующую должность в органе внутренних дел.

5. Общая административная деликтоспособность , т.е. способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения, возникает у индивидуального субъекта с момента достижения им возраста 16 лет. При этом к дисциплинарной ответственности ин-дивидуальный субъект может быть привлечен и до достижения им возраста 16 лет. В частности, учащиеся образовательных учреждений как общего, так и профессионального образования за нарушение учебной дисциплины могут быть привлечены администрацией этих учреждений к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, выговора или отчисления из соответствующего образовательного учреждения.

6. Специальная административная деликтоспособность , т.е. способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения с соблюдением специального порядка привлечения к этим видам ответственности, возникает у индивидуального субъекта с момента приобретения им специального административно-правового статуса определенного вида, в частности с момента назначения на отдельные государственные должности. Такой деликтоспобностью обладают, например, граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной гражданской службы, воинские долж-ности, должности в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, должности судей и прокуроров , а также иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Перечисленные лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности за совершенные ими дисциплинарные и административные правонарушения в особом порядке, с соблюдением специальных процедур.

Завершая общую характеристику административно-правового статуса индивидуальных субъектов, перечислим основные общие административные права и обязанности граждан Российской Федерации.

1. Основные общие административные права граждан Российской Федерации . В соответствии с действующим российским административным законодательством все совершеннолетние дееспособные граждане России имеют и могут осуществлять в административно-публичной сфере следующие основные права:

  • на государственную регистрацию в органах ЗАГСа актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);
  • на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
  • поступления на государственную службу, в том числе на военную и правоохранительную, при соответствии установленным российским законодательством требованиям, предъявляемым к замещению той или иной государственной должности;
  • на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;
  • на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;
  • на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим российским законодательством;
  • на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;
  • на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;
  • на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;
  • на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;
  • на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;
  • на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.

2. Основные общие административные обязанности граждан Российской Федерации . В соответствии с действующим административным законодательством РФ на всех совершеннолетних дееспособных граждан РФ возлагаются следующие основные обязанности в административно-публичной сфере:

  • соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения массовых общественных мероприятий;
  • соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • соблюдать установленные правила пожарной безопасности;
  • соблюдать установленные санитарные нормы и правила, правила охраны окружающей среды;
  • соблюдать установленные правила охраны памятников истории и культуры;
  • соблюдать установленные правила проезда в городском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздушного, морского и речного судна;
  • соблюдать установленные правила регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;
  • получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение определенных действий, например, на перепланировку жилых помещений, на отстрел диких животных, на приобретение оружия и т.п.;
  • регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  • представлять компетентным административным органам необходимую для их законной деятельности информацию, являться по их вызову для дачи объяснений по находящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;
  • своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги , сборы и иные обязательные платежи в бюджет ;
  • проходить в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, военную или альтернативную гражданскую службу, соблюдать правила воинского учета граждан.
Загрузка...