musings.ru

В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников. Алексей кудрин предлагает сократить госаппарат на треть Сокращение госслужащих в году минэкономразвития

Реформирование исполнительных органов власти приобрело совершенно неожиданный поворот для самих государственных служащих. Содержательная составляющая реформ коснулась и их персонально. Много вопрос в последнее время вызвали не только зарплаты госслужащих, но и численность штатных специалистов. Во многом можно сказать, что целью реформирования является борьба с коррупцией через сокращение аппарата или бюрократической составляющей власти. В силу сложившейся ситуации вопрос о том, будет ли сокращение госслужащих в 2017 году, последние новости освещают достаточно скупо. Чаще всего в новостях отражаются события относительно конкретного ведомства. Так, если говорить о годе текущем и уходящем, то система реформирования главного правоохранительного ведомства в части его сокращения было связано с организацией сравнительно нового структурного подразделения, получившего название Росгвардии. Внедрение новой структуры привело к сокращению органов внутренних дел, в частности, будет упразднена такая структура, как вневедомственная охрана.

Ситуации в регионах

Региональные власти не остались в стороне реформирования, а многие губернаторы даже активно подхватили эту идея, распространив ее на местные органы власти. Так, по сообщениям сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов ожидает чиновников в Омской области. Об этом сравнительно недавно объявил Губернатор этого региона Виктор Назаров. Сокращение специалистов, занятых в органах муниципальной власти и на государственной службе приведет к существенной экономии на заработной плате. Подобные сокращения планируются в Красноярском и Краснодарском краях. Акцент именно на экономии резервов на сокращении фондов оплаты труда делает глава Ямала Дмитрий Кобылкин. По его словам экономия для региона может составить несколько миллионов. Также Губернатор Ямала отмечает, что будущий год ожидает быть непростым и даже тяжелым, но ожидаемый результат будет вполне оправданным.

Что стало причиной реформирования

На первый взгляд причинно-следственный характер реформирования все иерархий государственной власти связано с катастрофической нехваткой финансовых резервов в государстве, но, по сути, это лишь вершина айсберга реформ. Если проанализировать характер и порядок сокращений, которые произошли в 2016 году, а также взять в расчет прогнозы на сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости свидетельствуют не только на количественной ориентированности реформ, но и качественной.

Примечательно и то, что данный способ экономии бюджетных средств кардинально новым назвать нельзя. В 2010 году подобное реформирование уже случилось, госаппарат был сокращен на 10%, но коснулось увольнение только мелких чиновников – представителей низших ступеней власти. Естественно, их зарплата существенно отличалась от оплаты труда специалистов высших ступеней властной иерархии, а значит, реформа не дала той экономии, в которой нуждался государственный бюджет.

В текущем году эти ошибки были учтены, и реформа дает прямое указание о сокращении количественных показателей госслужащих высшего звена.

Если внимательнее изучить новости о государственной службе и чиновниках предшествующих реформе лет, можно обратить внимание на многочисленные громкие дела, связанные с коррупцией в этой среде, взяточничеством и многочисленными бесчинствами и фривольностями со стороны чиновников и членов их семей. Таким образом, можно говорить о том, что реформа, под сокращением численного состава госслужащих, предусматривает борьбу с коррупцией . Отдельно следует сказать и квалификационной подготовке специалистов государственного аппарата, которая, по некоторым данным, оставляет желать большего.

Механизм реформирования и его особенности

Именно квалификации и профессиональные компетенции легли в основу претворения этой реформы в жизнь. Так, в первую очередь будут проводиться проверки не предмет соответствия занимаемых должностей. Анализироваться будут знания чиновников конституционных основ государства, в целом знание законов страны, а также узкие специальные знания чиновника, касающиеся непосредственной той сферы, в которой он занят. Таким образом, госслужащий должен соответствовать характеристикам установленного профстандарта. Наличие профильного образования станет обязательным для всех поступающих на госслужбу, а также уже работающих специалистов. В этом вопросе специалисты Минтруда дают небольшое пояснение, говоря о том, что избежать увольнения тем, кто не имеет достаточного профильного образования или вообще его не имеют, могут сохранить рабочее место в том случае:

  • обладают достаточным опытом и стажем;
  • необходимыми профессиональными навыками;
  • имеют достижения в рамках трудовой деятельности и хорошие характеристики по службе.

В целом, вопрос о том, насколько сократят госслужащих, остается открытым. Процентные соотношения, которые указываются в новостях можно назвать условными, гарантии того, что они однозначно коснутся всех направлений государственной службы, нет.

В будущем году снизится реальный спрос на бухгалтеров начального уровня, что отразится в снижении предложений по заработной плате. Продолжатся сокращения численности бухгалтерских подразделений на средних и крупных предприятиях, в том числе государственных. К 2020 году рынок труда для бухгалтеров начального уровня и делопроизводителей может сократиться в три раза. Этому будет способствовать Люди, работающие с "бумажками", станут невостребованы, прогнозируют аналитики Superjob.

Банки перестанут размещать новые вакансии и начнут сокращение действующих позиций специалистов, задействованных в бумажном документообороте. Будет снижаться спрос на сотрудников контакт и колл-центров в связи с расширением автоматизации подобных видов деятельности. В целом в ближайшие годы в разы сократится объем предложений работодателей для специалистов по обработке информации (операторы ввода данных, модераторы). Прежде всего это затронет IT-сферу, что выразится в сокращении спроса до 70%.

Перестанет расти с 2017 года (с 2018 года начнет снижаться) спрос на квалифицированных рабочих на промышленных предприятиях. Масштабное внедрение роботизированной техники будет способствовать сокращению рабочих рук на предприятиях.

Начнет сокращаться спрос на преподавателей иностранных языков. Знание иностранного языка окончательно перестанет быть преимуществом при трудоустройстве (кроме позиций, где требуется уровень носителя языка).

Напротив, повышенным спросом будут пользоваться мобильные разработчики, веб-разработчики, специалисты по информационной защите, кибербезопасности, аналитики Big Data со знаниями в других предметных областях.

В добывающей отрасли на вес золота будут специалисты по разведке и разработке месторождений, совершенствованию технологий. В промышленности - инженеры в машиностроении, в том числе нефтегазовом, специалисты в лесной промышленности инженеры в авиационной, пищевой промышленности.

Специалисты по продажам не останутся без работы в области продаж услуг и высокотехнологичных продуктов. В банковской сфере будут востребованы управленцы, в том числе антикризисные; специалисты по работе с залогами и проблемной задолженностью. В юриспруденции сокращение не грозит специалистам в области международного и налогового права.

Кроме того, работодателям понадобятся HR-директора по персоналу, аналитики с техническим бэкграундом, специалисты по внутреннему обучению. В связи с тенденцией на более точное соответствие профессионального уровня действующих сотрудников, работодатели будут вкладываться в обучение персонала, уточняют в Superjob. Кадровое делопроизводство автоматизировано в 71% компаний, HR-аналитика и отчетность - в 39%.

Важным трендом рынка труда 2017 года станет использование мобильных платформ для создания вакансий. Как отмечают авторы исследования, по итогам 2016 года окончательно оформилась аудитория так называемых работодателей mobile only, которые используют только смартфоны и планшеты для поиска новых сотрудников и управления коммуникациями с ними. Кроме того, работодатели все чаще будут прибегать к сервисам, которые позволяют оперативно искать и анализировать информацию о кандидатах в социальных сетях.

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента . При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» . Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников , численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в , ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

Для любого работающего человека сокращение – неизбежный стресс. Особенно это касается людей предпенсионного возраста, которые основную часть своей жизни проработали на одном предприятии. С другой стороны — во времена экономического кризиса, происходящего в стране, без такой жестокой меры просто не обойтись. Руководители организаций, выполняя распоряжения свыше, должны как можно более тактично и мягко выполнить столь нелицеприятную миссию, чтобы сокращения в 2017 году не стали для их сотрудников причиной нервных срывов и фатальных последствий. Для этого на предприятиях, в лице сотрудников отдела кадров, обязаны работать психологи. А человек, лишившийся привычной работы, должен понимать, что жизнь не закончена, и найти силы для поиска нового места в жизни.

Сокращения МВД в 2017 году

Одна из организаций, подлежащая серьезным сокращениям, это структура Министерства Внутренних дел. Грядет уже не первая волна в органах, начались массовые увольнения еще в 2010 году, когда своих мест лишились целых 20% сотрудников данного ведомства. А поводом послужили сразу несколько резонансных дел в высших органах Министерства, тогда же произошли тотальные изменения в структуре, поменялось даже название — милиция стала именоваться полицией. Изменилось и финансирование, повышением выплат надеялись исключить коррупцию, процветающую в органах Внутренних дел. Сокращения МВД 2016 — 2017 году не должны вызвать негативные изменения в жизни гражданского населения, так как они будут направлены в основном на уменьшение:

  • управленческого состава;
  • вневедомственной охраны;
  • пресс-службы МВД;
  • главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК);
  • главного управления уголовного розыска (ГУУР),

Хотя ГУУР и занимается непосредственной борьбой с преступлениями. Последнее время в стране значительно поднялся уровень преступности на улицах, поэтому вполне можно понять возмущения противников уменьшения численности в органах правопорядка. Увольнение порядка 1,5 тыс. следователей – цифра довольно внушительная, но, учитывая масштабы страны, — не критическая. Подсчитано, что количество оставшиеся 44,4 тысяч следователей является оптимальным и достаточным для ведения процедур расследования, остается надеяться, что это так. Аналитики провели исследования в различных регионах России и дали заключение — некоторые области не нуждаются в сокращениях. Это:

  • Еврейская АО;
  • Чукотский и Ямало-Ненецкий округа;
  • Крымский ФО.

Несколько обнадеживает, что количество сотрудников, непосредственно работающих с гражданами, должно уменьшиться не более, чем на 2-3% из общих 10%.

Основными задачами, которые преследует правительство, проводя реформу, — это повышение уровня работников данной области и рост доверия к ним населения. Повышение профессионализма неизменно будет сопровождаться подъемом окладов служащим МВД, что станет поводом для прихода действительно ценных и толковых сотрудников. Упор также поставлен на то, что будет сокращена именно должность лиц, уходящих на пенсию, и таким образом уменьшено количество занимаемых мест.

Сокращения МЧС в 2017 году

Близкую к МВД по степени деятельности структуру – Министерство Чрезвычайных ситуаций также ждут некоторые изменения. Всем понятны функции, выполняемые этой организацией, но население не лишится помощи профессионалов, напротив – уменьшение численности таких подразделений, как:

  • управленческий аппарат (на 10%),
  • надзорные структуры (на 10%),
  • гражданские сотрудники (на 15%)

Только освободят средства для финансирования ВУЗов, занимающихся подготовкой профессионалов данной отрасли, кризисных центров и комплектации пожарных частей. А уход на пенсию генералов и высокопоставленных офицеров освободит значительную часть средств, которые будут использованы для укрепления боевых частей. Так что уменьшение сотрудников МЧС с 16, 6 тысяч до 14, 6 тысяч человек ни в коем случае не повлечет ослабления боевой готовности структуры МЧС.

Сокращения госслужащих в 2017 году

Грядут перемены и в отряде чиновников, на самом деле их численность завышена в разы. Каждый из нас сталкивался в жизни с обличенными властью служащими, которые основной целью считают перенаправить просителя ниже по инстанции. Такой бюрократизм не только тормозит развитие государства, но и забирает из бюджета значительное количество средств. На данном этапе ведутся проверки, и анализируется деятельность государственных чиновников, но на вопрос «будут ли сокращения в 2017 году», — ответ положительный. В регионах пройдут массовые проверки деятельности госслужащих, будут проведены аттестации и большое количество людей, не прошедших комиссию, сократят по профнепригодности. Для вновь принимаемых на работу сотрудников станут предъявляться повышенные требования к:

  • образованию;
  • стажу;
  • знанию Конституции и законов;
  • профессиональным качествам;
  • знанию родного языка.

Еще одной причиной сокращения аппарата является компьютеризация страны. Количество личных обращений граждан значительно сократилось, а значит должно произойти уменьшение числа чиновников.

Сокращения ПФР в 2017 году

Правительство приняло решение передать из пенсионного фонда в налоговые органы функции администрирования страховых взносов, поэтому ПФ подвергнется значительному сокращению штата. Эти изменения прошли согласование в Думе и ожидаются буквально с первых дней 2017 года. Правда, сокращение на 10% численности служащих ПФР повлечет увеличение примерно на такое же количество сотрудников налоговых ведомств. То есть у некоторых уволенных сотрудников ПФ может появиться шанс занять вакантное место у налоговиков, естественно, после доказательства своей компетенции в предстоящей работе. Сам пенсионный фонд на настоящий момент стал большой проблемой для экономики страны из-за резкого падения котировок на рынке нефтепродуктов и значительного сокращения финансирования в связи с кризисом. В 2016 году прогнозируют недостаток денежных средств приблизительно в 175 миллиардов рублей, следующий год вряд ли улучшит эти показатели. Возникающий все чаще вопрос о увеличении пенсионного возраста в столь сложной экономической ситуации принято отложить до времен выхода из кризиса, чтобы не усугублять и без того тяжелого материального положения населения.

Хотя Государственной Думой уже одобрен Закон о повышении пенсионного возраста госслужащим, то есть чиновникам. Для женщин он увеличится до 63лет (вместо 55), а для мужчин – до 65 (сейчас это 60 лет). Поэтапный процесс начнется уже с 1 января 2017, и будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет выше названных пределов. Ведь чиновники, как и кадровые военнослужащие, выходят на пенсию не по старости и стажу, а по выслуге лет. Такие нововведения дадут экономию ПФР более 600 млн. рублей в год.

Федеральную систему исполнения наказаний (ФИСИН) тоже лихорадит. Уже проведены значительные сокращения численности ее состава, и это повлекло возросшее количество побегов из колоний и убийств среди заключенных. Поэтому процесс сокращений временно приостановлен, и, скорее всего, сокращений ФСИН в 2017 году не будет, иначе придется закрывать исправительные учреждения из-за неукомплектованности их кадрами.

Финансовые трудности в стране, вызванные целым рядом негативных причин: мировым кризисом, санкциями против России, снижением нефтяных котировок, привели к безработице, уровень которой по последним данным — порядка 6.3%. Поэтому сокращение для многих граждан становиться безвыходной ситуацией. А незначительные повышения пенсий и социальных выплат не покрывают рост цен на продукты и прочие необходимые для жизни покупки. В такой ситуации населению остается только вступить в режим жесткой экономии и надеяться на укрепление положения страны на мировом рынке, а молодежи – повышать качество своих знаний и профессиональной подготовки, чтобы не остаться за бортом. Другие статьи об изменениях и преобразованиях в стране читайте на сайте

Сокращению подвержены не только работники в коммерческих организациях, но и служащие государственных органов. Рассмотрим порядок сокращения и какие гарантированы выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году.

Сокращение госслужащих

Обязательные условия и гарантии, которые должны быть предоставлены при сокращении госслужащих, определены Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ .

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Если сокращаются одинаковые позиции, то наниматель также должен учесть преимущественное право на оставлении на службе тех, кто такое право имеет.

Преимущественное право

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

Предложение о «переводе»

В любом случае при сокращении наниматель обязан предлагать всем сокращаемым свободные должности с учётом:

  • их специальности, уровня квалификации, стажа, направления подготовки;
  • их группы и категории должности.

Если свободных должностей нет, то наниматель может предложить свободные должности и в других структурах.

Если же служащий не желает занимать предложенные вакансии, он увольняется. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ .

В день увольнения служащий должен не забыть сдать своё служебное удостоверение.

Выплаты при сокращении

Служащему в случае прекращения служебных отношений и расторжения контракта в связи с сокращением выплачивается компенсация. Её размер равняется четырёхмесячному денежному содержанию. Выходное пособие при сокращении не выплачивается.

Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше. Для получения более значимой материальной поддержки служащему нужно обратиться в орган службы занятости (в течение одного месяца после увольнения). Если этот орган не сможет трудоустроить сокращённого служащего, то он имеет право получить дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Для этого нужно получить решение органа службы занятости. Выплачивать такую компенсацию должен представитель нанимателя за счёт средств государственного органа.

Загрузка...