musings.ru

Источники гражданского права. Применение гражданского законодательства по аналогии

Понятие источника гражданского права

В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы , а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ , который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).

Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества », ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц , их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства , наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений . Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов , а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений , в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

Международные договоры

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права .

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право). Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях . Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права , то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права , а также принцип всеобщего соблюдения прав человека .

Обычаи имущественного оборота

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Действие гражданского законодательства

Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган , который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование).

Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права , причем действующую с обратной силой. Толкование закона , которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является ).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.

Источник права (из ТГП)

Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают:

К числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  1. международные договоры, в которых участвует РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международ­ного права;
  2. законодательство (нормативные правовые акты);
  3. обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи;
  4. судебную практику (спорно, de facto)
  5. договоры (спорно) .

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и, следова­тельно, одним из источников ее права. Для их действия, согласно ст. 7 ГК РФ, характерно то, что они:

  • обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);
  • имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ ("если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора").

Замечание

ВАЖНО! Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2 , дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции.

Господствующей фор­мой (источником) права являются нормативные акты , среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются по­нятием гражданского законодательства.

Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву:

1) законы;

Законы - федеральные (в т.ч. кодифицированные) и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) подзаконные акты.

2) Подзаконные акты:

  • указы Президента РФ , которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);
  • постановления Правительства РФ , которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
  • ведомственные акты , которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и "иными правовыми актами" (то есть указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи , которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).

В российской правовой системе весьма велико значение судеб­ной практики . Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источ­ником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действую­щего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modolegislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по при­менению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательны­ми, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм.

Альтернативная точка зрения

Ряд ученых не относит судебную практику (например, акты высших судебных инстанций - Верховного и Конституционного судов) к источникам гражданского права. Например, П.В. Крашенинников пишет: "Сами по себе такие акты акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права, однако недооценивать их роль нельзя. В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон... разъяснения (Верховного Суда РФ - прим. моё) способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства" (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.74.)

Однако несложно заметить, что судебная практика высших судов содержит основные (существенные) черты источника права:

Не являются источниками права

Не является источником права цивилистическая доктрина . Обосно­ванные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научно­го) толкования закона и других источников права, но не имеют обяза­тельного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовер­шенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера , не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто ис­пользуются конкретные уставы различных юридических лиц, их внут­ренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не слу­чайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состо­ит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наде­ленными компетенцией по изданию нормативных актов, а приня­ты самими участниками гражданских правоотношений. Такие ак­ты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязатель­ными правилами поведения, они имеют значение для возникнове­ния, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии пол­ного соответствия их содержания действующему законодательст­ву). С их помощью участники гражданских правоотношений мо­гут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкрет­ные взаимосвязи.

Источники гражданского законодательства

Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации.

Ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из

  1. Гражданского Кодекса и
  2. принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.

По Конституции РФ гражданское законодательство "находится в ведении Российской Федерации". Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными нормативными актами. По вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Законы - федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации, должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам, центральное место среди которых занимает ГК РФ.

Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, довольно много. Их перечень включает как федеральные законы, прямо указанные в тексте ГК РФ (например, закон об актах гражданского состояния (ст. 47), закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), и др), так и не указанные в нем.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, к которым относятся Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, и другие кодексы российского права.

ГП - как система, представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Система гражданского права - внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих между собой отдельных групп (общностей) правовых норм (отраслей, подотраслей, институтов, субинститутов), основанных на единстве предмета и метода гражданского права.

Правовой институт - законодательно обособленная (в рамках Подотрасли, отрасли) совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной относительно самостоятельной группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Подотрасль права - совокупность (в рамках отрасли) нескольких однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых институтов; имеет свои подотраслевые предмет и метод регулирования.

Гражданское право (отрасль права) - Обязательственное право (его подотрасль) - Обязательства вследствие возмещения вреда (институт) -Компенсация морального вреда (его подинститут).

Система отрасли ГП включает структурные подразделения:

1. общие положения - содержит нормы, которые применимы при регулировании всех гражданских отношений, распространяются на весь предмет гражданского пава, отражают его однородность, служат объединяющим началом для остальных элементов системы ГП;

2. право собственности и иные вещные права - регулируют отношения, опосредующие статику имущественных отношений; здесь присутствует комплекс норм общего характера о приобретении и прекращении права собственности, его защите и т.д. остальные нормы можно квалифицировать по формам собственности, по объектам вещных прав и т.д.;

3. обязательственное право - самая крупная по объему и наиболее разработанная в ГП подотрасль, опосредующая динамику имущественных отношений, отношения экономического и гражданского оборота («общая часть» - нормы, регулирующие возникновение обязательств, их исполнение, меры обеспечения исполнения, «особенная часть» - нормы, регулирующие договорные и внедоговорные обязательства;

4. личные неимущественные права;

5. права на результаты творческой деятельности - в ее предмет входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения; она регулирует какстатику отношений (принадлежность, осуществление и защиту прав), так идинамику (обязательства по созданию, использованию и отчуждению результатов творческой деятельности);

6. наследственное право - наряду с элементами обязательственного права содержит в себе элементы вещных прав; опосредует динамику имущественных отношений.

Подотрасли системы ГП:

1. правовое положение субъектов гражданских правоотношений



2. право собственности и другие вещные права

3. право на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)

4. личные неимущественные права

5. обязательственное право

6. наследственное право

7. международно-частное право, применимое к гражданско-правовым отношениям.

Подотрасль о правовом положении субъектов гражданских правоотношений включает в себя:

1. правовое положение физических лиц

2. правовое положение юридических лиц

3. правовое положение РФ, субъектов федерации, муниципальных образований

Эти институты подразделяются в свою очередь на субинституты (например, правовой институт юридического лица делится на коммерческие и некоммерческие, коммерческие на полные товарищества, товариществ анна вере, ООО, общества с дополнительной ответственностью, АО, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Необходимо различать систему ГП и систему гражданского законодательства.

1. В систему гражданского законодательства входят только нормы, содержащиеся в ГК и в принятых в соответствии с ним иных ФЗ, регулирующих гражданско-правовые отношения (п.2, Статьи 3 ГК РФ). В систему ГП входят и другие юридические нормы, содержащиеся как в указах президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, так и в актах муниципальных образований, юридических лиц, правовые обычаи и правовые прецеденты (являются источниками гражданского права, но не входят в гражданское законодательство).

2. Отрасль права (ГП) имеет единый предмет и метод регулирования, отличается высокой степенью однородности. Отрасль законодательства(гражданского) не имеет единого метода, выделяется только по предмету регулирования, включающего в себя различные отношения.

Источники гражданского права (Статья 3 ГК РФ) - это формы выражения гражданско-правовых норм.

Гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ.

Виды источников гражданского права:

Конституция РФ и гражданское законодательство: ГК РФ и иные принятые в соответствии с ним ФЗ;

иные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

ведомственные нормативные акты;

нормативные акты СССР и Российской Федерации (РСФСР), приня­тые до введения в действие ГК РФ;

обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством (Статья 5 ГК РФ);

нормы м/н права и международные договоры РФ.

На территории РФ применяются только те ФКЗ и ФЗ, которые официально опубликованы.

Дата принятия ФЗ - день принятия его ГД в окончательной редакции.

Дата принятия ФКЗ - день, когда он одобрен палатами ФС.

ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ подлежат опубликованию в тех же изданиях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указанные акты вступают в действие по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Они вступают в действие по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в газете «Российские вести» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Источник ГП – способ, с помощью которого правила поведения становятся нормами гражданского права.

Система источников зависит от вида правовой семьи, к которой относится конкретное государство. Россия относится к романо-германской системе права, и это определяет систему ее источников.

Система источников российского ГП включает в себя:

1. Международно-правовые акты, содержащие нормы ГП.

2. Нормативно-правовые акты, принятые в РФ.

3. Юридические обычаи, содержащие нормы ГП.

4. Акты высших судебных органов. Не все специалисты признают наличие такого источника.

(1) Международно-правовые акты, содержащие нормы ГП.

Источником российского ГП, прежде всего, являются международные договоры (конвенции), содержащие нормы ГП (частного права), участником которых является Российская Федерация.

Данные договоры (конвенции) можно разделить на две группы:

1. Международные договоры, в которых участвует РФ в качестве правопреемника СССР. Пример: международные конвенции по авторскому и изобретательскому праву. Некоторые из них (не все) ратифицированы еще в СССР.

2. Международные договоры, участником которых является РФ в силу самостоятельной ратификации. Ратификация осуществляется путем принятия Парламентом закона о присоединении к определенному акту. Пример: «Международная конвенция о лизинге» 1988 года, к которой мы присоединились в 1998 году; «Международная конвенция о морской ипотека», ратифицирована в 2004 году.

Международные договоры, которые являются источником Российского ГП по порядку их вступления в силу:

1. Международные договоры, которые вступают в силу с момента их ратификации независимо от того, принят ли в РФ соответствующий внутригосударственный закон.

2. Международный договор, который предусматривает, что он вступает в силу только при условии издания соответствующего национального акта.

Все конвенции в области ГП, к которым присоединилась РФ, относятся к первому типу.

Формально нормы ГП, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет над национальным гражданским законодательством. Это закреплено в абз.2 п.2 ст.7 ГК РФ.

НПА, принятые в РФ, и содержащие нормы ГП.

В ГП система НПА включает в себя 3 элемента:

1. Законы, или законодательные акты, содержащие нормы гражданского права. Это называется гражданским законодательством (то есть в ГП сюда входят только законы). абз.1 п.2 ст.3 ГК.

2. Иные правовые акты: указы Президента, содержащие нормы ГП; Постановления Правительства, содержащие нормы ГП. п.6,ст.3

3. Ведомственные акты, содержащие нормы ГП. п.7, ст.3.

Гражданское законодательство – это сфера исключительно федеральной компетенции (п.1 ст.3 ГК, а также статья Конституции о вопросах, которые являются предметом ведения исключительно РФ ). Это значит, что законы, содержащие нормы ГП, может принимать только РФ в целом, а субъекты РФ не могут принимать такие законы. Однако некоторые подотрасли ГП находятся в сфере совместной компетенции РФ и СРФ, например жилищное право. Действуют федеральные акты (Жилищный кодекс) и акты СРФ (например, Основы жилищной политики в г.Москве).

Федеральное законодательство включает:

1. Гражданский кодекс РФ. Принимался по частям в соответствии с модельным европейским кодексом. Часть 1 «Общие положения» действует с 1 января 1995 года. Часть 2 «отдельные виды договоров» вступила в силу с 1 марта 1996 года. Часть 3 «Наследственное право» с 1 марта 2002 года. Часть 4 «Авторское и изобретательское право» с 1 января 2008 года.
ГК обладает приоритетом над остальными законами, содержащими нормы ГП (п.2 ст.3 ГК ). Здесь возникает проблема в том, что он является ФЗ, который сам для себя закрепляет приоритет над другими ФЗ. Такое правило закреплено, для того чтобы система законодательства была бы единый. ВС и ВАС жестко применяют п.2 ст.3.

2. Федеральные законы, принятые после 1 января 1995 года (на основе ГК). Например, ФЗ «об ипотеке (залоге недвижимости)»; ФЗ «о лизинге» 1998 года.
Может ли ФЗ иметь приоритет над ГК? Может, в случае если это прямо предусмотрено в самом ГК. Если в ГК это прямо не предусмотрено, ФЗ действует в части, не противоречащей ГК. См ст.493, п.2, ст.334, п.1-2 ст.797, п.3 ст.797 (устанавливает приоритет над ст.220 ГК). Специальные нормы имеют приоритет над общими только в отношении коллизии внутри одного закона.

3. Законы РФ и ФЗ, принятые после провозглашения государственного суверенитета РФ (12 июня 1990 г.) до 1 января 1995 года. Пример: Закон РФ 1991 года «о защите прав потребителей»; Закон РФ 1991 года «о банках и банковской деятельности»; ФЗ «о поставках продукции для федеральных госнужд», 1994 г. Эти акты действуют в части, не противоречащей ГК и ФЗ, принятым после 1 января 1995 года.

4. Законы РСФСР и Законы СССР, принятые до провозглашения суверенитета РФ. Они действуют как субсидиарный при соблюдении 2 условий:

a. есть пробел в актах первых трех уровней;

b. в части, не противоречащей актам первых трех уровней.

В идеале должно остаться 2 уровня.

Указы Президента и постановления Правительства РФ (иные правовые акты).

Указы Президента являются источником ГП, если они содержат нормы ГП. Они действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству в целом. Сейчас Президенту нет необходимости с помощью указов регулировать гражданско-правовые отношения. В этой связи действующего указа назвать сейчас сложно. Из недействующих указов: Указ «Об ипотеке»; Указ «О трасте». п.5 ст.3 ГК РФ.

Постановления Правительства, содержащие нормы ГП. Постановление Правительства «Правила продажи отдельных видов товаров» 1998 года, которое регламентирует правило продажи отдельных видов товаров; «Правила бытового обслуживания населения в РФ», утверждены Постановление Правительства 1997 года; «Правило продажи товаров по образцам», утверждены ПП 1997 года и т.д. Постановления Правительства действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству и указам Президента (п.4 и п.5 ст.3 ). Иные правовые акты принимаются соответствующими государственными органами (Президентом и Правительством) в явочном порядке. Это означает, что для принятия Указа или Постановления не требуется делегирования полномочий со стороны законодательного органа. Президент и Правительство могут по своему желанию принять акт, содержащий нормы ГП, и разрешения законодателей им не нужно. Но сам законодатель иногда говорит, когда Правительство обязано принять определенный акт.

Ведомственные акты.

Это инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы ГП. Они действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству и иными НПА (п.7 ст.3 ).

С 1 января 1995 года ведомство может принять НПА только при наличии делегированных полномочий, предусмотренных гражданским законодательством и иными правовыми актами. То есть в законе, указе или постановлении написано, что ведомству дается право или обязанность издать инструкцию.

Пример: приказ от 20 мая 1998 года №160 «О порядке применения Закона о защите прав потребителей», принят министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей. Приказ прошел регистрацию в минюсте, так как такое право было делегировано ст.40 Закона «о ЗПП» в редакции до 2004 года . В 2004 году эту статью изменили. В настоящее время эту функцию передали Федеральной службе по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека. 7 марта 2006 году Федеральная служба издала письмо 0100/2473-06-32 «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства».

Юридические обычаи в области ГП.

Юридический обычай в области ГП – санкционированный государством простой обычай, содержащий нормы ГП. Обычай как источник ГП закреплен статьей 5 ГК.

Юридический обычай по сфере действия делится на 2 вида:

1. Обычай имущественного оборота.

2. Обычай делового оборота.

Обычай имущественного оборота может регулировать гражданско-правовые отношения с любым составом участников, как с участием предпринимателей, так и без участия предпринимателей (обычные граждане).

Обычай делового оборота регулирует имущественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью и с участием предпринимателей. То есть предметом регулирования выступает только предпринимательская деятельность.

Обычаи применяются субсидиарно, только если есть пробел в НПА и при наличии 2 условий:

1. Наличие пробела в системе НПА и в условиях самого обязательства.

2. В части не противоречащей НПА и условиям договора.

Пример обычая делового оборота: инкорпорированные правила «Инкотермс». Это обычаи, которые сложились в международной перевозке грузов: FOB, FAS, CIF, CAF и пр.

От юридических обычаев следует отличать обыкновения и заведенный порядок .

Обыкновения – правила поведения, которые действуют для сторон конкретного договора в случае прямой отсылки на них. Эти правила поведения становятся обязательными для сторон договора, только если стороны на него ссылаются в договоре.

Пример делового обыкновения: Постановление Пленума ВАС от 22 октября 1997 года №18 «О договоре поставке». В п.4 сказано, что положение о поставке продукции ПТН и ТНП действуют, если стороны договора прямо ссылаются на них. Или 2 инструкции Госарбиртража СССР 1965 и 1966 года «о порядке приемки продукции товаров по количеству и по качеству». Если на такие инструкции в договоре не ссылаться, то

От других источников ГП отличается тем, что источники имеют общеобязательный характер, а обыкновения только для ссылающихся сторон.

Заведенный порядок – сложившаяся практика взаимоотношений сторон конкретного договора.

Пример: стороны ежегодно заключали договор поставки одного и того же вида продукции. В течении 5 лет было заключено 5 договоров сроком на 1 год. В первых 5 договорах был подробно урегулирован порядок приемки продукции по количеству. В новом договоре такой порядок урегулирован не был. В таком случае при возникновении споров можно ссылаться на ранее действовавший порядок как на заведенный.

На обыкновения по сути могут ссылаться любые лица, заключающий договор поставки (например), а на заведенный порядок касается строго конкретных лиц.

Судебные акты.

1. Определения КС РФ.

2. Постановления Пленума ВАС и Постановления Пленума ВС, а также их совместные постановления.

3. Обзоры судебной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. Информационные письма Президиума ВАС РФ.

(1) Согласно ФКЗ «О конституционном суде» КС РФ вправе рассматривать вопросы о соответствии Конституции РФ нормативно правовых актов, в том числе гражданско-правовых. Если КС РФ признает, что акт противоречит Конституции, то такой акт утрачивает силу и не подлежит применению. КС РФ признал несоответствующим конституции некоторых статей Жилищного кодекса РСФСР 1983 года. В данном случае КС РФ может создавать так называемый отрицательный источник права (то есть лишать юридической силы действующие права поведения).

Кроме того, КС РФ де-факто занимается толкованием гражданского законодательства, не связанным с вопросом соответствия этого законодательства Конституции.

Примеры: определение КС РФ от 22 января 2004 г. №13-О (касается ст.333 ГК) по жалобе гражданки Бочаровой Нины Викторовны. В мотивировочной части определения записано: независимо от того, является неустойка законной и договорной. В таком случае можно сослаться на то, что выгодно: на ст.333 ГК либо на определение КС РФ.

(2) Постановления ВС и ВАС.

Постановления пленумов.

1. Верховного суда. НО только постановления по гражданским делам. Во-вторых, постановления Пленума ВАС.

2. Постановления Пленума ВАС. Как правило, касаются принципов ГП в силу специфики арбитражного суда.

3. Совместные постановления Пленумов ВС и ВАС. Совместные постановления бывают только по гражданским делам. В таких постановлениях номер с дробью.

· Постановление Пленума ВС РФ (№1, январь 2010 г.), которое связано с возмещением вреда жизни и здоровью гражданина... сравнить со статьей 1079 ГК РФ. Создана ли новая норма права.

· Постановление Пленумов Верховного и ВАС №6/8 от 1 июля 1996 года «О применении части 1 ГК».

ВС и ВАС имеют право издавать постановления, которые являются руководящими разъяснениями вопросов применения норм гражданского права, обязательными для всех нижестоящих судов. Бывают случаи, когда ВАС и ВС имеют разные точки зрения по толкованию одной и той же нормы, например в отношении ст.152 ГК.

Загрузка...