musings.ru

Статус российской федерации как субъекта. Проблема статуса физических лиц по международному праву Международно правовой статус субъектов рф

Государство - основной субъект международного права.

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет государства (фр. souverainete - верховная власть) - вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник. / Под общ. ред. акад. МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. - М.: ИНФРА-М, 1997. ? С. 307..

Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Каждое государство как субъект международного права имеет основные права и несет основные обязанности в качестве участника межгосударственного общения. Эти права и обязанности присущи любому государству, составляют ядро международной правоспособности государства, вытекают из основных принципов международного права и неразрывно друг с другом связаны.

Основные права государств:

  • - право на суверенное равенство во взаимоотношениях с другими государствами;
  • - равноправие государств:
  • - право на независимость, территориальное верховенство и свободное осуществление всех своих законных прав;
  • - право ограждать свою самостоятельность при решении вопросов, входящих в сферу внутренней компетенции;
  • - право на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения со стороны другого государства или государств;
  • - право на защиту своих граждан за рубежом;
  • - право оказывать содействие осуществлению во всем мире прав человека и основных свобод;
  • - право на сотрудничество с другими членами международного сообщества.

Основные обязанности государств:

  • - обязанность уважать суверенитет других государств;
  • - обязанность не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств;
  • - обязанность уважать территориальную целостность и неприкосновенность других государств;
  • - обязанность воздерживаться от присвоения каких-либо территорий, находящихся за пределами территориального верховенства государств;
  • - обязанность решать международные споры, в которых оно участвует, а также международные конфликтные ситуации, в которые оно вовлечено, мирными средствами;
  • - обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или иным образом, несовместимым с международным правом;
  • - обязанность поддерживать индивидуально и совместно с другими государствами международный мир и безопасность;
  • - обязанность уважать право народов на самоопределение;
  • - обязанность уважать права человека и основные свободы;
  • - обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства;
  • - обязанность заботиться об охране окружающей среды. Международное право: Учебник. / Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. - М.: Юристъ, 2003. С. 67-68. .

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, то есть существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству, - унитарные и федеративные.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Федерации являются сложными государствами. В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Основной закон Германии 1949 г., например, предусматривает, что земли, с согласия федерального правительства, могут заключать договоры с иностранными государствами. Нормы аналогичного содержания закреплены и в праве некоторых других федеративных государств. В настоящее время в международных отношениях принимают активное участие земли ФРГ, провинции Канады, штаты США, штаты Австралии и другие образования, которые в этой связи признаются субъектами международного права.

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. С. 56..

В федеративном государстве актуальным является вопрос об участии субъектов федерации в международных и внешнеэкономических отношениях. В связи с этим возникает вопрос о международно-договорной правоспособности и правовом регулировании международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Для ответа на него необходим анализ соответствующих международно-правовых норм и национального законодательства.

Конституция Российской Федерации отнесла международные договоры к ведению Федерации (ст. 71), их выполнение - к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72). Отсутствие у субъектов права участия в международных договорах было подтверждено Конституционным Судом РФ в 2000 году. Однако это вовсе не означает отстранения субъектов от участия в договорном процессе и от осуществления международных связей.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757. предусматривает участие субъектов в процессе заключения договоров, затрагивающих их полномочия (ст. 4). Выделяются два вида таких договоров. Во-первых, договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов. Во-вторых, договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.

Договор, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта, не может быть заключен без согласования с его органами власти. Основные положения или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. Полученные предложения и замечания рассматриваются при подготовке проекта договора Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах // Журнал российского права. ? 2003. ? №5. ? С. 81..

Вопросы о компетенции субъектов Федерации в области прямых международных связей достаточно полно урегулированы Федеральным законом от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» СЗ РФ. 1999. №2. Ст. 231.. Субъекты имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения с административно-территориальными единицами иностранных государств и иными иностранными партнерами в соответствии с законами и договорами Федерации. В Договоре между Россией и Францией, заключенном в Париже 7 февраля 1992 г., говорится, что стороны будут «поощрять прямые связи между административно-территориальными единицами… в соответствии с целями настоящего Договора» (ст. 20). На начало 2003 года субъектами Федерации было заключено более двух тысяч соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

Серьезное значение для субъектов РФ и для самой Федерации имеют связи с пограничными областями соседних государств. Из 89 субъектов 46 являются пограничными. В период существования СССР у них имелись тесные экономические, культурные и иные связи. Восстановление и развитие этих связей имеет существенное значение для заинтересованных стран Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах. // Журнал российского права. ?2003. ? №5. ? С. 82. .

Нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность их участия в международных и внешнеэкономических связях. Так, в соответствии с п. «и», ч. 3, ст. 6 Устава Белгородской области от 31 декабря 2003 г. к ведению Белгородской области относятся международные и внешнеэкономические связи области.

Что касается членства субъектов РФ в международных организациях, то уставы некоторых международных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) допускают членство в них образований, не являющихся независимыми государствами. Однако, во-первых, членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено, и, во-вторых, этот признак, как уже говорилось, далеко не самый главный в характеристике субъектов международного права.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: хотя в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо.

Таким образом, государства являются основными субъектами международного права в силу присущего им государственного суверенитета. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международно-правовой статус Российской Федерации

Прекращение существования СССР как субъекта международного права означало конституирование Российской Федерации в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам, являвшимся союзными республиками и создавшими Содружество Независимых Государств. Российская Федерация получила признание в качестве государства, воспринявшего от СССР основные компоненты его международно-правового статуса. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин «государство-продолжатель» «Дипломатический вестник» 1992 г. № 1, с. 27--28;. Концепция государства-продолжателя появилась, во-первых, при определении судьбы членства СССР в ООН и в других международных организациях, а во-вторых, судьбы дипломатических представительств СССР в зарубежных государствах.

В первом случае государства, создавшие СНГ, согласованным решением от 21 декабря 1991 г. поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН Решение Совета глав государств СНГ «О членстве государств - участников СНГ в ООН»// (Принято в г. Алма-Ате 21.12.1991). Во втором случае Министерство иностранных дел РФ 13 января 1992 г. обратилось с просьбой к правительствам зарубежных государств рассматривать дипломатические представительства СССР в качестве представительств РФ Нота МИД РФ от 13.01. 1992г.// “Дипломатический вестник”, № 2-3 от 31 января-15 февраля 1992, стр. 34.. Такое продолжение получило признание.

Неоднозначно решаются вопросы правопреемства в отношении договоров в сфере ограничения вооружений. 9 октября 1992 г. было принято Решение об участии государств СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности от 1 июля 1988 г Решение Совета глав государств СНГ «Об участии государств - участников Содружества Независимых Государств в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности» (Принято в г. Бишкеке 09.10.1992)// «Дипломатический вестник», № 19 - 20, 1992 г.. Здесь говорится о необходимости решения вопроса о правопреемстве «на основе полного равенства всех государств - правопреемников бывшего СССР». А в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве правопреемника СССР выступила только РФ. Остальные государства СНГ осуществили акт присоединения к Договору в качестве неядерных стран О международно-правовом статусе России и других государств -- участников СНГ как правопреемников СССР // Дипломатический вестник. 1992. № 3. С. 29--30.. Таким образом, РФ в специфических условиях становления ее международной правосубъектности выступает одновременно в качестве государства - продолжателя СССР и в качестве государства-преемника. В условиях перехода к новой системе международных отношений Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д.

Россия является потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «восьмерка» стала эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений:

  • 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей;
  • 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства).

К основным положениям укрепления международных позиций относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных отношений Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.

Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003.. .Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, представителем других влиятельных международных организаций (СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИК, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, Международный олимпийский комитет), она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в различных европейских форумах усиливает значимость всей Европы в глобальных процессах.

Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Международно-правовой статус субъектов федерации.
Рубрика (тематическая категория) Государство

В 1993 году была принята Конституция РФ и в ней было записано, что координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и её субъектов. И всё. И субъекты начали возбухать. Οʜᴎ ведь республики, у них в и конституциях написано, что они – государства. И они говорят, что в этих конституциях они будут писать, что они – субъекты МП, посольствами обмениваться будем… Области на это посмотрели и указали, что у нас всœе субъекты равны. По этой причине мы тоже и точно – субъекты МП. И тут не только политическая, но и юридическая проблема.

Субъекты, заключившие международные договоры, говорили, что международные договоры не только превыше законов субъектов, но и законов федеральных и конституции. В 1994 году в принят ФКЗ ʼʼО Конституционном судеʼʼ. В компетенцию Конституционного суда вошли: а) Проверка не вступивших в силу международных договоров РФ. б) Проверка Конституции и законодательства субъектов.

Международные соглашения субъектов Конституционный суд не проверяет. Ответ один – потому что законодатель не считает соглашения субъектов нормативными документами, не считает их международными договорами.

31 декабря 1996 года был принят ФКЗ ʼʼО судебной системеʼʼ. В этом законе написано, что суды руководствуются в своей деятельности международными договорами РФ. И ничего не было про договоры субъектов – ибо их не считали международными. В 1998 году случился в стране дефолт. В 1999 году были поставлены всœе точки над ʼʼёʼʼ. Был принят ФЗ ʼʼО координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерацииʼʼ. В этом законе было сказано следующее:

1) Международные соглашения субъектов федерации не являются международными договорами. 2) Субъекты вправе вступать в международные отношения лишь с предварительного согласия федерации. 3) Соглашения субъектов подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции (а в минюсте ещё регистрируются нормативные акты).

Вывод: субъекты федерации – не субъекты МП . Вообще международное право прямо не запрещает субъектам федерации быть субъектами международного права, но и прямо не разрешает. Некоторые федеративные государства разрешают своим субъектам деятельность на международном уровне (допустим, Канада или Швейцария – хотя Швейцария это конфедерация, она и принято называть ʼʼШвейцарское сообществоʼʼ).

Международно-правовой статус субъектов федерации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международно-правовой статус субъектов федерации." 2017, 2018.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Понятие государствоподобных образований как особых политико-религиозных или политико-территориальных единиц, анализ их международно-правового статуса в качестве субъектов международного права. Признаки субъектов международного права, их классификация.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Исследование видов государств как объектов международного права. Изучение проблемы признания новых субъектов и правопреемства в международном праве. Анализ прав и обязанностей, международно-правовой ответственности участников международных отношений.

    презентация , добавлен 10.10.2012

    Правовой статус субъектов Российской Федерации. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации. Констуционно-правовой статус областей, городов федерального значения.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

    Субъект публичного права - носитель прав и обязанностей, способный участвовать в международном правотворческом процессе. Международная правосубъектность белорусско-российского союзного государства и сложных государств и межгосударственных образований.

    реферат , добавлен 21.02.2011

    Российская Федерация как субъект международного права. Статус субъектов федеративного государства и принципы их взаимодействия. Правосубъектность международных организаций, их обязанности и сфера деятельности. Принципы составления договоров, их стороны.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2015

    Международные организации как субъекты международного права, особенности их правосубъектности и типы ответственности, в зависимости от происхождения нарушенной нормы (правонарушения или преступления). Проект к ответственности международных организаций.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Понятие субъекта международного права. Центральное место государства в системе международного права. Международно-правовой аспект суверенитета. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

Краткое описание

Обращаясь к истории, автор установил, что среди многочисленных норм международного права существует одно правило, относящееся к правосубъектности субъектов федерации вообще, до сих пор оставшееся нормой обычного международного права. В истории существовали две федерации, субъекты которых были по конституции суверенны и могли претендовать на статус субъектов международного права. Ими были СССР и Югославская Федерация. Но правосубъектность союзных советских республик в значительной мере носила формально-юридический характер. В настоящее время ни Конституция, ни Федеральные законы ничего не говорят о самостоятельной международной правосубъектности субъектов Российской Федерации, которая определяется Венской конвенцией 1969г1.

Введение 3

Международно-правовой статус субъектов Федерации 6
Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях 8
Заключение 11

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет юриспруденции

Кафедра Теории и истории государства и права

Контрольная работа

По дисциплине: Международное право

На тему: Международно-правовой статус субъектов Федерации

Выполнил:

Проверил:

Новосибирск

Введение 3

Субъекты международного права 4

Международно-правовой статус субъектов Федерации 6

Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях 8

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Сегодня субъекты Российской Федерации активно участвуют в международных отношениях и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве. Однако эти заявления и предпринимаемые действия еще не означают наличия этого юридического качества в действительности. Поэтому работа посвящена выяснению содержания международной правосубъектности составляющих Российскую Федерацию субъектов.

Обращаясь к истории, автор установил, что среди многочисленных норм международного права существует одно правило, относящееся к правосубъектности субъектов федерации вообще, до сих пор оставшееся нормой обычного международного права. В истории существовали две федерации, субъекты которых были по конституции суверенны и могли претендовать на статус субъектов международного права. Ими были СССР и Югославская Федерация. Но правосубъектность союзных советских республик в значительной мере носила формально-юридический характер. В настоящее время ни Конституция, ни Федеральные законы ничего не говорят о самостоятельной международной правосубъектности субъектов Российской Федерации, которая определяется Венской конвенцией 1969г 1 .

На сегодняшний день в мире существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов под контролем федерального правительства. К ним относятся ФРГ, Швейцария, Австрия и в какой-то мере США и Канада.

Субъекты международного права

Согласно общей теории права, регулируемые правом общественные отношения приобретают характер правовых отношений, становятся правоотношениями. С тороны таких правоотношений именуются субъектами права.

Таким образом, субъекты международного права - это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международного права субъективными правами и субъективными обязательствами.

При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах, в частности в общих (универсальных) конвенциях. Так, в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. речь идет о «международных соглашениях, участниками которых являются одно или несколько государств, одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права, иных, чем государства и международные организации» 2 .

На протяжении многовековой истории международного права государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными организациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные институции, именуемые международными органами. Это, в частности, международные суды и международные арбитражи, следственные, примирительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международно-правовыми предпис аниями, прежде всего нормами общего международного права.

Некоторые такие международные органы, например Международный Суд ООН, представляют собой органы универсального характера, поскольку они созданы международным сообществом государств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многостороннего).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов современного международного права - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следовательно, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами.

Международно-правовой статус субъектов Федерации

В настоящее время проблема международной правосубъектности субъектов РФ особенно остра. Сегодня о своей международной правосубъектности заявили некоторые субъекты РФ, вследствие чего представляется целесообразным выяснить правомерность подобных заявлений.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно- территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве, а нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени.

В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Конституция Германии, например, предусматривает, что земли, с согласия федерального правительства, могут заключать договоры с иностранными государствами. Нормы аналогичного содержания закреплены и в праве некоторых других федеративных государств. В настоящее время в международных отношениях принимают активное участие земли ФРГ, провинции Канады, штаты США, штаты Австралии и другие образования, которые в этой связи признаются субъектами международного права.

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.

Возникает вопрос, имеются ли в международном праве нормы о международной правосубъектности субъектов федерации?

Как известно, важнейшим элементом международной правосубъектности является договорная правоспособность. Она представляет собой право непосредственно участвовать в создании международно-правовых норм и присуща любому субъекту международного права с момента его возникновения.

Вопросы заключения, исполнения и прекращения договоров государствами регулируются прежде всего Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. 3 . Ни Конвенция 1969 г., ни другие международные документы не предусматривают возможности самостоятельного заключения международных договоров субъектами федерации.

Вообще говоря, международное право не содержит запрета на установление договорных отношений между государствами и субъектами федераций и субъектов между собой. Однако международное право не относит эти соглашения к международным договорам, так же как не являются таковыми и контракты между государством и крупным иностранным предприятием. Для того чтобы быть субъектом права международных договоров, недостаточно быть участником того или иного международного соглашения. Необходимо еще обладать правоспособностью заключать международные договоры.

Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях

Международное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о международно- правовом статусе политико- территориальных образований, являющихся составными частями федеративного государства. Не провозглашая международной правосубъектности таких образований, оно вместе с тем ее и не отрицает.

Есть основания для суждения о косвенном признании определенного международно- правового статуса субъектов федерации как предпосылки их международной правосубъектности. Это признание складывается из следующих компонентов.

Во-первых, как уже отмечалось, современное международное право исходит из презумпции разнообразия субъектов и не исключает возможности появления новых, нетрадиционных субъектов. .

Во-вторых, известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, в той или иной форме констатирующих право составных частей этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения и заключать международные договоры как с подобными себе образованиями в других государствах, так и непосредственно с зарубежными федеративными государствами. Самый наглядный пример - Соглашение между СССР и Канадой от 20 ноября 1989 г. о сотрудничестве между союзными республиками СССР и провинциями Канады 4 .

В-третьих, представляет интерес долголетняя международная деятельность Украины и Белоруссии как государств - членов ООН и ряда других организаций и участников многих международных договоров в тот период, когда они были союзными республиками в составе Союза ССР, а также значительно более скромные по содержанию международные контакты других союзных республик.

В современных условиях Российской Федерации общефедеральное регулирование ограничивается констатацией того, что республики в составе Российской Федерации, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических, отношений (связей). Это положение Федеративного договора не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация международных и внешне-экономических связей субъектов Российской Федерации". Следовательно, Конституция исходит из признания международной деятельности субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деятельности, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных вопросов предусмотрен Федеральный закон "О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации".

Самостоятельный аспект международно-правового статуса субъектов РФ - их участие в заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации. Конституция РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов выполнение международных договоров РФ. Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" (ч. 3 ст. 32) 5 органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ. В ст. 4 этого Закона подробно регламентируется участие субъектов РФ в заключении договоров РФ, затрагивающих их полномочия. Имеется в виду прежде всего согласование соответствующих вопросов с органами государственной власти заинтересованных субъектов. При этом разграничиваются вопросы, относящиеся к ведению субъектов, и договоры, затрагивающие полномочия субъектов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако конкретные процедуры согласования не предусматривают применительно к первому случаю такой регламентации, при которой получение согласия заинтересованного субъекта квалифицировалось бы как необходимая предпосылка разработки и подписания международного договора РФ, а ведь речь идет о сфере, в которой по ст. 73 Конституции субъекты РФ "обладают всей полнотой государственной власти".

Загрузка...