musings.ru

Стресс и стрессоустойчивость понятия стресса и стрессоустойчивости. Понятие стрессоустойчивости и психологические условия ее развития

Со стрессовыми ситуациями каждый человек сталкивается практически ежедневно. Но почему кто-то спокойно реагирует и взвешенно подходит к решению проблемы, а другие надолго впадают в состояние прострации, ограничивают личное общение и нередко жалуются на плохое самочувствие. По мнению специалистов, поведение человека в экстремальной ситуации определяет стрессоустойчивость.

В книгах, посвященных психологии, это понятие трактуют по-разному. Но специалисты сходятся в одном. Это индивидуальная особенность человека, которая обеспечивает адекватный физиологический, биологический и эмоциональный ответ на влияние стрессовых факторов. Если смотреть с точки зрения психологии, стрессоустойчивость — своего рода характеристика личности, влияющая на деятельность в целом и работоспособность в частности.

Однако в отличие от физических качеств (например, внешность, генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям и т.д.), устойчивость к стрессу можно выработать.

Для этого существует ряд психологических методик, в данном направлении «работает» и йога.

Важно понимать, что стресс влечет за собой не только реакции на эмоциональном и психологическом уровне. Все это управляется сложной системой гормонов, нейротрансмиттеров (серотонина, дофамина, норадреналина и др.). Происходящие под влиянием стресса изменения влияют на все процессы жизнедеятельности в организме человека.

Некоторых из них полезны и позволяют с наименьшими потерями пережить травмы, раны, тяжелые потрясения. Однако если подобное состояние сохраняется на протяжении длительного времени, человеческие ресурсы постепенно истощаются, что приводит к затяжному ухудшению настроения, раздражительности, агрессии и т.д. Внутренние органы и системы также не могут существовать в состоянии постоянного напряжения и нехватки основных биологически активных веществ, так как в острой фазе стресса происходит их быстрое высвобождение из депо.

В результате повышается вероятность развития разнообразных заболеваний, а цепь происходящих при стрессе биохимических реакций и называют психосоматикой. Именно поэтому укреплять нервы и снижать восприимчивость к стрессу крайне важно.

В настоящее время такое качество очень полезно и является одним из обязательных требований в каждом HR-агентстве. По мнению психологов, которые специализируется на межличностных отношениях в трудовом коллективе и методиках подбора персонала, в зависимости от восприятия и действия в стрессовых ситуациях людей можно разделить на:

  • Стрессонеустойчивые . Для них характерно неумение приспосабливаться под изменяющиеся обстоятельства внешней среды. Под влиянием неблагоприятных факторов человек с таким складом характера впадает в ступор и не способен к дальнейшему принятию решений.
  • Стрессотренируемые . Постепенно накапливают опыт и тактику поведения в стрессовых ситуациях. Воздействие ранее «незнакомого» фактора может вызвать кратковременное замешательство, но впоследствии человек быстро берет себя в руки и готов к активным и адекватным действиям.
  • Стрессотормозные . Отличаются стойкостью жизненных установок и принципов и хорошо переносят кратковременный стресс. Однако длительное воздействие неблагоприятных условий выбивают из колеи и приводят к стойкому нарушению эмоционального состояния человека.
  • Стрессоустойчивые . Прекрасно приспосабливаются к переменчивым условиям, легко переносят влияние стрессовых факторов. Более того, люди, обладающие такими качествами, иногда сами провоцируют подобные ситуации. Но вместе с тем, способность противостоять стрессу часто сопровождается нежеланием заниматься монотонной, повседневной работой.

Сама способность к стрессоустойчивости подразумевает сочетание нескольких аспектов (у каждого человека они проявляются в большей или меньшей степени):

  • физиологический, обусловлен резервами и состоянием нервной системы, ее возможно укрепить путем специальных упражнений, аутогенных тренингов, медитаций;
  • волевой, характеризуется способностью человека взять себя в руки и рассматривать ситуации вне зависимости от эмоций;
  • мотивационный, зависит от мотивов, которые побуждают к дальнейшему действию в условиях стрессовой ситуации;
  • эмоциональный, обусловлен психотипом человека, особенностями его реакции на те или иные события;
  • интеллектуальный, характеризуется способностью к беспристрастному анализу ситуации и выработке стратегии дальнейших действий.

Чтобы определить собственный уровень стрессоустойчивости, психологи предлагают ответить на ряд вопросов:

  1. На мое состояние влияет поведение и настроение окружающих меня людей.
  2. Меня угнетает критика в мой адрес.
  3. В работе я стремлюсь к перфекционизму, и неудачи надолго выбивают меня из колеи.
  4. Я страдаю от нарушений сна.
  5. Мне кажется, что люди недостаточно оценивают меня и мои поступки.
  6. Даже незначительные события вызывают у меня приступ раздражительности.
  7. Я испытываю агрессию.
  8. Мне постоянно не хватает свободного времени.
  9. Мне тяжело справиться с неприятностями.
  10. Я попадаю в конфликтные ситуации.
  11. Мне сложно сосредоточиться.
  12. Меня беспокоит предстоящая работа.
  13. Я чувствую себя беспомощным.
  14. Неожиданные события надолго выбивают меня из колеи.
  15. Меня тревожит внутреннее беспокойство.
  16. Я склонен (склонна) к нервозности.
  17. Я сталкиваюсь со слабостью и повышенной утомляемостью.
  18. Я испытываю раздражение.
  19. Меня заботят проблемы посторонних людей.
  20. Меня одолевает страх и тревога.
  21. Я выпиваю 4 и больше чашек кофе в день.
  22. Я лгу.
  23. Я не уверен (-а) в себе.
  24. Я не могу преодолеть трудности, мне кажется, что это никогда не закончится.
  25. Я способен собраться и мобилизовать силы, чтобы выполнить свою работу.
  26. Меня беспокоят приступы головной боли.
  27. Я неправильно питаюсь.
  28. Я опасаюсь перемен в своей жизни.

Ответы на вопросы интерпретируют следующим образом:

  • часто (или сильно) — 2 балла;
  • редко (иногда) — 1 балл;
  • нет (или никогда) — 0 баллов.

Следующий блок тестов включает такие утверждения:

  1. Я стараюсь быть первым во всем.
  2. У меня есть хобби, я посещаю различные культурные и развлекательные мероприятия.
  3. Я испытываю положительные эмоции.
  4. Я встречаюсь с друзьями, общаюсь с другими людьми.
  5. Я занимаюсь спортом.
  6. Я бываю счастлив.
  7. Я строю планы на дальнейшую жизнь.
  8. У меня не возникает трудностей в заведении новых знакомств.
  9. Я бываю доволен.
  10. Я оптимистично смотрю в будущее.

Ответы на эти вопросы расшифровывают следующим образом:

  • часто (или сильно) — 0 баллов;
  • редко (иногда) — 1 балл;
  • нет (или никогда) — 2 балла.

Для интерпретации результата необходимо суммировать баллы:

  • 0—11 баллов . Высокая. Такой человек обладает способностью долго и продуктивно работать в любых условиях, быстро находит решение проблем, уверен в себе, умеет рационально распределять собственное время.
  • 12—23 балла . Уровень выше среднего. Данный тип личности отличает умение извлекать урок из различных ситуаций, адекватная оценка как собственных сил, так и способностей окружающих, быстрое восстановление эмоциональных сил после воздействия стрессовых факторов.
  • 24—44 балла . Средний уровень, что свидетельствует о достаточно напряженном образе жизни. Такой человек вполне способен справиться с 1 — 2 проблемами, но если их становится больше, высока вероятность снижения физической и эмоциональной выносливости, «выгорание ».
  • 45—46 баллов . Уровень ниже среднего. Любая неприятность может надолго выбить из колеи, и больше энергии расходуется на преодоление негативного и угнетенного эмоционального состояния. Ресурсы организма расходуются достаточно быстро, что приводит к быстрому их истощению.
  • Больше 57 баллов . Низкий уровень. Такие люди не выносят и минимальных эмоциональных нагрузок, подвержены быстрому развитию депрессии и ее соматических проявлений. Их отличают раздражительность, агрессивность, конфликтность, перепады настроения.

Подобный тест поможет определить психотип личности и при необходимости подобрать правильные упражнения для повышения стрессоустойчивости. Это поможет приобрести уверенность в себе, повысить профессиональные качества, наладить отношения в семье, с друзьями и близкими.

Как развить стрессоустойчивость и причины подверженности стрессу

По мнению психологов, формирование повышенной стрессоустойчивости крайне важно для улучшения уровня жизни любого человека.

Приобретение подобного качества позволяет:

  • более активно продвигаться по служебной лестнице, что сказывается на финансовом состоянии;
  • избегать конфликтов в семье, в отношениях с друзьями и близкими;
  • взвешенно и обдуманно принимать решения;
  • не поддаваться провокациям, критическим замечаниям.

Специалисты выделяют несколько факторов, которые и определяют уровень стрессоустойчивости человека. В первую очередь это биологические особенности. Так, качество реакции на те или иные на 30 — 40% определяется генетической предрасположенностью, а, соответственно на 60 — 70% воспитанием ребенка и накопленным жизненным опытом в подростковом возрасте, юности и т.д.

Кроме того, большое значение имеют:

  • тип высшей нервной деятельности, что определяет индивидуальную реакцию на стрессовые раздражители;
  • возраст и пол, так, стрессу в большей степени подвержены женщины и люди старше 50 — 55 лет;
  • способность к самоконтролю, что определяет поведение человека в экстремальных ситуациях;
  • склонность к гневу и приступам раздражительности, что повышает вероятность эмоциональных нарушений;
  • тревожность, особенно, когда это чувство появляется без видимых причин;
  • самооценка, которую психологи считают фундаментальным качеством для полноценного развития личности;
  • мотивация, недостаточное стремление к успеху, отсутствие жизненных целей негативно влияет на стрессоустойчивость;
  • условия работы, неблагоприятная эмоциональная обстановка в коллективе, производственные факторы также обуславливают подверженность влиянию стрессовых факторов;
  • социальные условия, что включает и материальное положение, наличие собственного жилья, машины, статусных гаджетов, возможность приобретения брендовой одежды и т.д.;
  • окружение, так как на поведение человека в большой степени влияет семья (родители, а позже муж или жена), друзья (недаром в пословице говорится «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты»);
  • уровень сензитивности, под этим термином понимают чувствительность рецепторов центральной нервной системы и скорость формирования ответной реакции;
  • факторы внешней среды.

Психологи дают подробные разъяснения, как развить стрессоустойчивость. Организм человека не умеет одновременно и напрягаться, и расслабляться. Поэтому необходимо научиться релаксации, и в таком случае под влиянием стрессовой ситуации получится мобилизовать все свои силы.

По мнению специалистов, необходимо:

  • заводить будильник на 15 — 20 минут раньше, чтобы спокойно выпить кофе, принять душ, позавтракать;
  • завести ежедневник, записывая важные встречи, номера телефонов, дни рождения и другую информацию;
  • планировать свои дела и стараться ничего не откладывать на завтра;
  • снизить и ослабить стандарты, отказаться от перфекционизма;
  • почаще вспоминать о хорошем, особенно в минуты раздражительности или беспокойства;
  • побольше общаться с позитивно настроенными людьми;
  • прерывать работу на небольшую разминку;
  • заняться спортом;
  • хорошо высыпаться (7 — 8 часов);
  • привести в порядок дом и рабочее место, чтобы можно было с легкостью найти нужную вещь;
  • разнообразить досуг, планировать интересные поездки, посещение театров, прогулки каждые выходные;
  • скорректировать диету и придерживаться принципов правильного и рационального питания.

Кроме того, чтобы решить проблему, как следует развить стрессоустойчивость, необходимо полюбить себя. Нужно не забывать о регулярных походах в парикмахерскую. Следует тщательно подбирать одежду, чтобы чувствовать уверенность в себе.

Как выработать стрессоустойчивость: различные методики преодоления стресса и работы над собой

Можно выполнять различные упражнения, пользоваться методиками повышения стрессоустойчивости, однако без выяснения первопричины появления проблем, все эти усилия не принесут должного результата. Психологи советуют проанализировать ситуацию, желательно, отстранившись от посторонних эмоций, взглянуть на происходящее со стороны, что позволит выработать правильную стратегию поведения.

Одной из распространенных методик, как можно выработать стрессоустойчивость, служит техника, предложена автором книги «Разбуди в себе исполина» Тони Роббинсом. По его мнению, чтобы укрепить свою нервную систему и контролировать эмоции, необходимо выработать несколько качеств:

  1. Испытывать искреннюю любовь и теплоту к членам семьи и близким, почаще говорить и демонстрировать свои чувства.
  2. Благодарность. Как говорится в известной поговорке, не буди лихо, пока тихо. Нужно искренне радоваться тому, что здоровы дети, родители, муж или жена, есть крыша над головой и т.д. На самом деле, поводов для положительных эмоций достаточно вокруг практически каждого человека.
  3. Стремление к познанию нового. Это побуждает человека к постоянному поиску информации, накоплению опыта, что в свою очередь, является одним из факторов высокой стрессоустойчивости.
  4. Поиск азарта. Необходимо найти дело, к которому можно испытать настоящий интерес, что может подтолкнуть просыпаться и с бодростью вставать по утрам.
  5. Решительность. Позволяет не опускать руки в сложной ситуации, а бросить все силы на поиск выхода из нее.
  6. Гибкость. Умение подстраиваться под изменчивые обстоятельстваи определяет уровень стрессоустойчивости.
  7. Уверенность в собственных силах. Определяет правильность и скорость принятия решений, поведение в экстремальной ситуации.
  8. Оптимизм. Следует в каждой ситуации найти положительные стороны и искренне верить в благоприятный исход событий.
  9. Энергичность. Позволяет эффективно проводить каждый день.
  10. Вклад в жизнь другого человека. Искренняя помощь и участие в жизни других поможет найти настоящих друзей, накопить необходимый жизненный опыт.

Весьма полезна и техника, которая предложила психолог Шерон Мельник. Она подробно описала ее в книге «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любой ситуации».

Вкратце ее можно изложить следующим образом:

  • Ослабить контроль над ситуацией. Как показывает практика, к стрессу больше склонны люди, стремящиеся к тотальному контролю. Поэтому нужно сконцентрироваться только на тех задачах, которые зависят от конкретного человека, не отвлекаясь на посторонние проблемы.
  • Принять тот факт, что все рано или поздно закончатся, однако иногда для этого нужно предпринять определенные усилия.
  • Смотреть на сложную ситуацию со стороны, не поддаваясь эмоциональным порывам и расставить приоритеты, выделив первоочередные проблемы и те, что можно отложить на потом.
  • На протяжении рабочего дня чередовать физическую (или умственную) активность и другими видами работы.
  • Освоить методику дыхательной гимнастики.
  • Не взваливать на себя все сразу, а частично перепоручить все другим, также не стоит выполнять работу за коллег или членов семьи.
  • Отказываться от чего-либо, если это невозможно выполнить из-за недостаточного профессионализма, нехватки времени, семейных обстоятельств и т.д.
  • Во время работы не отвлекаться на другие раздражители. Временной цейтнот — достаточно значимый фактор стресса.
  • Овладеть техниками релаксации, особенно это важно перед сном.

Сравнительно недавно на просторах интернета стал популярен блогер Чарли Хупер, который ведет собственный YouTube-канал «Харизма под контролем». Все его рекомендации сводятся к нескольким аспектам. В первую очередь необходимо отпустить прошлое. В уже содеянном невозможно ничего изменить, поэтому в данном случае нужно извлечь правильные жизненные уроки.

Кроме того, методика Чарли Хупера, как выработать стрессоустойчивость, подразумевает определенный контроль над ситуацией. Например, если причиной беспокойства служит новый проект на работе, или ситуация с учебой у сына или дочери — подростка, следует в максимально полном объеме владеть все необходимой информацией.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Стрессоустойчивость педагога, выступая показателем социально-педагогического взаимодействия, ярко проявляется во взаимодействии со школьниками. Особую значимость приобретает формирование стрессоустойчивости как личностного качества в студенческом возрасте. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия стрессоустойчивости и ее влияния на социально-педагогическое взаимодействие со школьниками. На эмпирическом уровне рассмотрены особенности стрессоустойчивости студентов – будущих педагогов. Подтверждается гипотеза о том, что уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов – будущих педагогов и зависит от их коммуникативной способности. Стрессоустойчивость, выступая как фактор подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками, вызывает необходимость использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения. Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные (модульное обучение, проблемное обучение и т.д.).

образовательные технологии

социально-педагогическое взаимодействие

уровни стрессоустойчивости

стрессоустойчивость

1. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.). - СПб., 2003. - С. 32-38.

2. Данилова Н. Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность // Материалы I Международной конференции памяти А. Р. Лурия (Москва, 24-26 сентября 1997 г.). - М., 1998. - С. 52-60.

3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 482 с.

4. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис... д-ра биол. наук. - СПб., 2001. - 32 с.

5. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

Стрессоустойчивость выступает одним из качеств человека, ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками. Социально-педагогическое взаимодействие направлено на оказание помощи школьнику в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. С этих позиций социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта.

Стрессоустойчивость является одним из показателей социально-педагогического взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. На уровень сопротивляемости стрессу могут оказывать влияние индивидуальные особенности личности студента, обуславливающие и регулирующие его поступки, предопределяющие выбор линии поведения, стиль и образ жизни. Поэтому встает актуальный вопрос о способах обучения студентов правильному использованию резервов психики, самопознанию, повышению способности к гибкому самоуправлению в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками.

Понятие «стрессоустойчивость» определяется как:

  • невосприимчивость к эмоциогенным факторам, с одной стороны, а с другой - как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции ;
  • способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, сохранять здоровье в среде с плохой экологией, и зависящее от функциональной организации головного мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов ;
  • интегральное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке;
  • «эмоциональная устойчивость» .

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых , экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

Исследование уровня стрессоустойчивости у студентов 2-5 курсов педагогического вуза с помощью опросника С. В. Субботина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» показали следующие результаты.

Анализ результатов по опроснику С. В. Субботина и методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге показал:

  • низкий уровень стрессоустойчивости у студентов II курса;
  • высокий и средний уровень стрессоустойчивости преобладает у III и IV курсов и на IV курсе преобладание в группе испытуемых высокого (35 %) и среднего уровня (52 %) сопротивляемости стрессу;
  • средний и низкий уровни сопротивляемости стрессу (43 %), но высоким процентом студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости (35 %) на V курсе.

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» позволил выявить уровень эмоциональной устойчивости:

  • у студентов II курса наблюдается преобладание низкого уровня эмоциональной устойчивости (высокий уровень стрессоустойчивости выявлен лишь у 13 % испытуемых), высокой эмоциональной возбудимости у 30 % и интенсивности эмоций у 74 % испытуемых;
  • у студентов III курса - обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются;
  • у студентов IV курса - имеют устойчивую эмоциональную сферу, это проявляется в выдержанности, эмоциональной устойчивости, ориентированности на реальность; при высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции;
  • у студентов V курса - обладают высокой интенсивностью эмоций, но при этом их низкой длительностью, т.е. переживая негативные эмоции, студенты «проживают» их недолгое время, затем быстро восстанавливая эмоциональное равновесие.

Результаты исследования уровней стрессоустойчивости студентов разных курсов позволили выявить особенности сопротивляемости стрессу:

1. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов II курса являются проблемы во взаимоотношениях с девушкой или молодым человеком, частые конфликты, а также проблемы со здоровьем, отказ от индивидуальных привычек. Значение здесь также имеет продолжительность действия стрессора. Известно, что стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях человека. Следовательно, ряд стрессоров возникает в течение года не один раз и создают предпосылки для снижения уровня стрессоустойчивости личности. Студентам этого курса характерна импульсивность, несдержанность, частая смена настроения и зависимость от него, что приводит к деструктивному влиянию эмоций на личность студента и снижает общую сопротивляемость стрессу.

2. Низкий уровень стрессоустойчивости студентов на III курсе на данном этапе обучения вызван низким уровнем адаптированности студентов к условиям обучения в педагогическом вузе. Отсюда и трудности в рациональном использовании свободного времени (невозможность уделять время близким друзьям), повышение социальной ответственности, необходимость «подстраиваться» под учебный процесс, менять свои привычки. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов является изменение условий жизни, изменение финансового положения, повышение социальной активности, т.е. затруднения, с которыми сталкиваются студенты, носят в основном внешний характер. Несмотря на то, что III курс является кризисным и переходным этапом на протяжении всего периода обучения, студенты данной группы умеют справляться со стрессовыми ситуациями и легче адаптируются к новым условиям. Это может быть обусловлено как личностными особенностями студентов, так и особенностями их эмоциональной сферы. Студенты данной группы обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются.

3. Студенты IV курса имеют свои характерные особенности, а именно - на данном курсе снижается значимость стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, - пройден процесс адаптации, кризисный период III курса, когда происходит переосмысление выбора данной специальности; обучение продолжают те студенты, которые считают, что их личностные качества соответствуют выбранной ими профессии. Кроме того, на IV курсе еще не все студенты обеспокоены выбором места работы, выпускными экзаменами и т.д. На первый план для данных студентов выходит личная жизнь. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов данного курса являются трудности во взаимоотношениях с партнером, разрыв отношений или, наоборот, свадьба, беременность и т.д. Студенты данного курса выдержанны, эмоционально устойчивы, ориентированы на реальность. При высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции. Данная особенность позволяет личности быть менее раздражительной, соблюдать общественные моральные нормы. Кроме того, устойчивость эмоциональной сферы позволяет более эффективно адаптироваться при изменяющихся условиях.

4. Стрессовые ситуации студентов V курса связаны с профессиональной деятельностью студентов, однако, не все из них готовы совмещать обучение и трудовую деятельность в силу нехватки времени или недостаточного уровня знаний. Вследствие этого может возникнуть разочарование в выбранной профессии, нежелание работать дальше по выбранной специальности, нежелание вообще брать на себя какую-либо ответственность. Кроме того, на последнем курсе обучения часть студентов создает семью, это также создает определенные трудности - невозможность рационально распределять свое время, нежелание учиться. Однако высокий процент стрессоустойчивых студентов позволяет сделать вывод о том, что они могут справляться со стрессовыми ситуациями. Это может быть обусловлено как владением студентами приемами саморегуляции, так и особенностями их эмоциональной и личностной сферы.

Результаты исследования уровня стрессоустойчивости студентов 2-5 курсов педагогического вуза позволяют сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и годом обучения студентов, и уровень стрессоустойчивости студентов зависит от их коммуникативных способностей. Поэтому в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения, способствующие повышению уровня стрессоустойчивости и приобретению знаний, умений, навыков социально-педагогического взаимодействия.

Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные. Посредством технологии модульного обучения осуществляется организация учебной деятельности в соответствии с модульной учебной программой курсов, проблемного обучения - стимулируется поисковая самостоятельная деятельность, выработка алгоритма социально-педагогического взаимодействия студента со школьниками. На практических и семинарских занятиях при разрешении проблемных ситуаций используются методы анализа ситуаций, принятия нестандартных решений, мозгового штурма, что способствовало развитию у студента коммуникативных умений, стрессоустойчивости. В рамках технологии контекстного обучения применяются кейс-метод, методы работы с корреспонденцией и опосредованного общения, использование которых направлено на повышение уровня стрессоустойчивости и отработку определенных умений и навыков социально-педагогического взаимодействия. Использование технологии обучения в сотрудничестве позволяет обогатить опыт и приобрести через образовательный процесс навыки совместной, целенаправленной, ценностной деятельности, развить навыки группового принятия решения. При проведении семинаров в форме диалога используются диспуты, дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги («Основы конструктивного общения социального педагога», «Уверенность в себе», «Социальное взаимодействие»), что способствует включению студента в решение разнообразных проблем на основе диалога, формированию стрессоустойчивости. При использовании технологии модерации студент приобретает опыт работы в команде, учится осуществлять контроль за соблюдением участниками обсуждения норм поведения, при работе над ситуацией. При реализации данной технологии чаще всего применяется метод фокус-групп.

Таким образом, стрессоустойчивость является: показателем и ярко проявляется в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками; выступает фактором подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками; уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов и зависит от их коммуникативной способности; в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Иванова Ольга Анатольевна, д-р пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования», г. Москва.

Егорова Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал «Тобольский индустриальный институт», г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Анашкина А.П., Доронина Н.А. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8850 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Стресс присущ самой нашей жизни, он неотъемлемый компонент существования. Каждый человек имеет свой уровень устойчивости к стрессам. На одинаковую ситуацию можно отреагировать по-разному, все зависит от внутреннего состояния человека. Современная жизнь - это постоянный стресс, и стрессоустойчивость просто жизненно необходима. Факторы стресса развивают в человеке много отрицательных эмоций и негативных качеств, которые с каждым днем накапливаются. Стрессоустойчивость бывает нескольких уровней, и характеризует каждого человека по-своему. Как же стрессоустойчивость определяется и какое влияние она имеет на условия жизни человека? Разберем более подробно понятие и все, что с ним связывают.

Стрессоустойчивость имеет несколько уровней

Определение стрессоустойчивости

Понятие стрессоустойчивости известно не каждому. Стрессоустойчивость – это набор разных качеств, благодаря которым наш организм реагирует на различные проблемы максимально спокойно. Человек занимается решением проблем, взвесив все «за» и «против». Это психологическая особенность к саморегуляции, так называемый ресурс терпения, умение сохранять спокойствие в любой ситуации.

Факторы

Различают внешние и внутренние факторы:

  1. Внешние: вредные привычки, чрезмерная нагрузка, потеря близких, развод, эмоциональные проблемы, экологические проблемы.
  2. Внутренние: болезни, плохой обмен веществ, плохое питание, аллергические заболевания, отсутствие или нехватка витаминов и минеральных веществ, а отсюда - депрессия.

Любой человек независимо от статуса, внутренних ресурсов, гендерных особенностей, психологического портрета и образа жизни время от времени испытывает стресс и негатив. Уровень устойчивости человека к стрессам зависит от количества и сложности проблем, которые вызвали стресс. Убрать самостоятельно признаки негативной ситуации, такие как злость, обида или разочарования, невозможно, но можно поменять свое отношение к ней. Важно уметь сориентироваться в стрессовой ситуации и решить что важно для вас, а от чего можно отгородиться, не переживать по пустякам и защитить свою психику. Понятие стрессоустойчивость личности подразумевает правильное поведение человека в условиях стресса, помогающее его преодолеть без вредных последствий для человека, его личности, здоровья и окружающих.

Многие могли сталкиваться с такой ситуацией, когда от небольшого стресса появляется головная боль, наблюдается упадок сил, вялость, сонливость. Все это влияет на эффективность жизни в целом. Если рассматривать ситуацию с медицинской точки зрения, то в период переживаний поднимается уровень кортизола, гормона стресса.

Именно из-за увеличения уровня этого гормона случается срыв нервной системы. Те люди, у которых высокая стрессоустойчивость, имеют крепкое здоровье и практически не нервничают. Их психологическая особенность заключается в том, что они умеют контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и выходить из стрессовой ситуации без отрицательных последствий для здоровья.

Уровни

Существует несколько уровней стрессоустойчивого поведения, которые показывают психологическую выносливость человека в той или иной ситуации, его умение справиться со стрессом самостоятельно. Уровень стрессоустойчивости является индивидуальной характеристикой любого человека. Эффективность и механизмы решения проблем зависят от следующих уровней:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Отличительные черты высокого уровня: уверенность, твердость и быстрое принятие решения. Люди с высоким уровнем обладают твердым характером, обеспечивающим спокойствие и невозмутимость в любой ситуации и повышенную устойчивость к стрессу.

Основные отличительные качества среднего уровня включают в себя стойкость духа и способность нормально отнестись к возможным трудностям. Неприятности в жизни происходят у каждого человека, и к ним нужно относиться нормально, сказать себе: «было хорошо, а станет еще лучше». Люди со средним уровнем ищут лучший выход из сложившейся ситуации.

Ресурс низкого уровня наблюдается у людей, которые пережили какое-то сильное потрясение, они теряются даже в несерьезных проблемах. Такому человеку нужно сильно постараться, чтобы приспособиться к резким изменениям в жизни.

Необходимо выработать в себе резистентность к окружающим негативным факторам.

Стрессоустойчивый человек обладает крепким здоровьем и спокойным характером

Компоненты стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость явление непостоянное. Ряд компонентов стрессоустойчивости представлен врожденными элементами (вполне могут передаться от родителей ребенку генетически, но такое «наследство» делает человека уязвимым), присущими каждому человеку в индивидуальном порядке. Другой ряд компонентов представлен приобретенными элементами, которые можно развивать и тренировать. Это понятие включает в себя следующие компоненты стрессоустойчивости:

  1. Способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций.
  2. Способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции.
  3. Способность выдерживать более длительное и сильное напряжение.
  4. Способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях.

Типы

Психология подразделяет всех людей на типы, исходя из различия реакций на стресс:

  • Стрессонеустойчивые - не могут адаптироваться к внешнему миру, не меняют своего поведения, не могут быстро принять правильное решение. Любое событие или даже мысль о нем приводит таких людей к стрессу.
  • Стрессотренируемые - готовы к переменам, но к небольшим. Если решить проблему не получается, становятся раздражительными, депрессируют. Но по мере повторения аналогичных стрессовых ситуаций, привыкают, реагируют на них более спокойно.
  • Стрессотормозные - готовы меняться внезапно и однократно. Но если стресс имеет вялотекущий характер или стрессы следуют один за другим, падают духом и не контролируют свои эмоции.
  • Стрессоустойчивые - спокойно принимают перемены и умеют принять правильное решение в экстремальной ситуации. Стрессом для них являются только самые тяжелые события в жизни.

Как правильно развивать стрессоустойчивость

Повысить стрессоустойчивость можно, для этого существует несколько формирующих методик. Чтобы добиться высокого стрессоустойчивого уровня, необходимо выполнять некоторые рекомендации. Есть разные подходы к решению проблемы. Например, можно попробовать оценить происходящее. Нужно решить для себя:

  • «важно ли это для меня?»;
  • «сможет ли это поменять мою жизнь?»;
  • «чего я хочу от жизни».

Существует много жизненных фрустрационных ситуаций, на которые не нужно обращать внимание. Если личность волевая, она не будет обращать свое внимание на мелочи, а будет развивать устойчивость к стрессу. Человек должен понять что будет с его здоровьем и нервной системой, если поддаться негативным факторам.

Если вас что-то не устраивает в жизни, стоит начать изменять ее в лучшую сторону до тех пор, пока условия жизни не придут в норму.

Анализирование ситуации

Анализируя свою жизнь и особенности поведения, можно выделить такие факторы:

  • понимание и изменение ситуацию самостоятельно;
  • невозможность решить проблему.

Чтобы стресс закончился и повысилась устойчивость к нему, необходимо с пониманием относиться к любой ситуации или попробовать изменить ее в выгодную сторону. Наиболее эффективным методом, обеспечивающим подробный анализ стресса, является ведение дневника стресса. Проанализировав свои записи в дневнике можно просто и быстро определить, какие события или жизненные ситуации способствовали возникновению стресса.

Анализ ситуации поможет справиться со стрессом

Как отпустить проблему

Другой тип методики – дать возможность выйти отрицательным эмоциям, ведь личность волевая должна научиться контролировать свои эмоции.

  1. Решить проблему можно, дав выход эмоциям. Помогут занятия спортом или физкультурой. Например, можно боксировать грушу или заняться бегом.
  2. Многие люди идут в безлюдное место и кричат во все горло. Крик помогает снять напряжение и уравновесить нервную систему.
  3. А также можно завести личный дневник и записывать мысли о том, что накипело.
  4. Бассейн, различные спа-процедуры отлично укрепляют наше физическое и психическое здоровье.
  5. Нужно «выпустить пар»: можно побить кулаком подушку, порвать бумагу или просто выругаться.

Существует масса методов, которые помогают сохранить позитивное настроение и повысить стрессоустойчивость.

Плавание в бассейне отлично снимает стресс

Варианты решения проблемы

Упражнений, которые помогут развить это важное качество и подойдут абсолютно всем без исключения, нет.

  1. На стрессоустойчивость сильно влияют всевозможные болезни человека. Больные люди наиболее подвергаются стрессам, а вот здоровые имеют крепкий иммунитет и, соответственно, хорошую стрессоустойчивость. Поэтому стоит обеспечить себя обезболивающими, вдруг начнет болеть голова или любой другой орган.
  2. Обязательно наладить режим питания.
  3. Чтобы ресурсы стрессоустойчивости увеличились, можно заняться спортом. Занятия физическими упражнениями, например, бег по утрам или зарядка будут положительно влиять на устойчивость организма к стрессу.

Заключение

Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Сохранить устойчивость к стрессам, а также повысить ее уровень несложно. Положительные эмоции, питание и хороший отдых – все, что нужно человеку для спокойствия. А также саморегуляции своего состояния, выработке правильного стрессоустойчивого поведения помогут спорт или интересное хобби.

Наиболее важным качеством спасателей-пожарных является устойчивость к стрессу.

Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок . Стрессы в деятельности спасателей-пожарных являются неизбежными.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению Ю.А. Александровского, В.И. Лебедева и др. - это барьер психической адаптации . Е.В. Мазуркевич и М.И. Марьин основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна.

Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций; способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях; способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии; стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач; устойчивое преобладание положительных эмоций; интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Выделяют 4 типа стрессоустойчивости личности:

Стрессонеустойчивые личности;

Стрессотренируемые личности;

Стрессотормозные личности;

Стрессоустойчивые личности.

Стрессонеустойчивые характеризуются склонностью менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них - стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых типов склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

Стрессотренируемые готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций "стрессотренируемые" привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких типов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

Стрессотормозные отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие типы данной группы, способны быть лидерами во время "точечных" перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

Стрессоустойчивые готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями типов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко "стрессоустойчивые" выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Для понимания собственно термина "стрессоустойчивость" обратимся к некоторым работам ученых, в которых представлены основные определения данного понятия. Так, В.Д. Шадриков определяет эмоциональную устойчивость с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой, как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий, способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях .

Некоторые психологи связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента. Так, Л.В. Куликов понимает под эмоциональной устойчивостью свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии . С.Н. Князев определяет эмоциональной устойчивостью как относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций, а так же как устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач .

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Они полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение u1080 имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации. Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман - это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

К.С.Торшина рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

а) психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

б) мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

г) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

д) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

е) интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий .

Загрузка...