musings.ru

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе. Основные особенности развития навыков самостоятельной работы младших школьников

Формирование и развитие навыков
самостоятельной работы у учащихся
фортепианного класса


Введение

На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых учащиеся слепо подражают своему педагогу, механически следуя его указаниям. В самостоятельной работе этих учеников (часто весьма одарённых) обнаруживается полнейшая беспомощность. Такое положение никак нельзя признать нормальным, поэтому мы считаем актуальной затронутую тему, тем более что случаи музыкального «иждивенчества» учащихся в учебной практике далеко не единичны. Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс?

Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
Первый его раздел – это самостоятельная работа ученика-пианиста непосредственно на самом уроке;
Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.

«Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» - Каменский Я.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы будет являться формирование учебного процесса, способствующего развитию навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса.
Определим задачи, которые помогут нам достичь поставленной цели:
-определить основные условия, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы учащегося;
- закрепить полученные знания посредством применения их в работе над произведением на уроке;
- дать самостоятельную работу на дом.

Основные условия развития навыков
самостоятельной работы у учащихся

1. Итак, начнём с того, что педагог должен объяснить ученику всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании учащегося. Домашние занятия за фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и войти в его ежедневное расписание. Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно, если ученик сегодня играет полчаса, а завтра – четыре часа, если каждый день время занятий меняется.
Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени.
Ленинградская пианистка и педагог Н.Голубовская говорила: «Люди, которые играют по десять часов в день, - самые большие лентяи. Играть по десять часов с полным напряжением внимания – доступно лишь единицам. Обычно же подобная «усидчивость» есть ни что иное, как стремление подменить работу сознания механическим действием, не требующим целенаправленного внимания».

2. Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащегося, мы сначала на уроке обговариваем и распределяем время, которое ученик должен затратить на каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20,30мин., этюды – 30,40мин., художественный материал – 1час.
Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика. При недостатках в технической оснащённости больше времени следует уделить гаммам, упражнениям и этюдам. И наоборот, достигнув необходимого технического уровня, можно усилить занятия над пьесами. Время, отведённое для самостоятельного обучения, целесообразно делить на две части, например, пополам.
Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами.

3. Наряду с работой с учениками я веду разъяснительную работу и с их родителями: довожу до них как важно их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить.
На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ученик действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребёнок должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать ученика. Домашним необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания, которое нелегко выработать.
В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав, подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. В конечном итоге такое распределение времени должно дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный результат.

4. Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила выдающаяся русская пианистка и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать её».
Прежде чем приступить к занятиям, учащемуся всегда необходимо представить, как должен звучать тот или иной отрывок изучаемого произведения или сочинение целиком. Приступать к работе непосредственно за инструментом, минуя этот этап, «всё равно, что начать постройку дома, не располагая его проектом». Для того чтобы ученик мог представить звучание произведения, я на уроке проигрываю пьесу и вместе с ребёнком разбираем характер каждой части и всего сочинения, как, в конечном итоге, ученик должен будет его исполнить.
В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. «Я предлагаю ученику, - пишет Г.Г.Нейгауз, - изучить фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру – не только в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части – гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное – например, мелодическую линию, «второстепенное», - например аккомпанемент… ученик начинает понимать, что каждая «подробность» имеет смысл, логику, выразительность, что она является органической «частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе, никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря, основной темп и характер. В противном случае будет потерян главный критерий, направляющий работу над деталями.
Интересно замечание А.Б.Гольденвейзера относительно воспроизведения нотного текста. Он пишет: «Общее свойство множества людей, играющих на фортепиано, - от учеников музыкальных школ до зрелых пианистов, выступающих на эстраде, - то, что они с большой точностью берут ноты там, где они написаны, и с такой же неточностью снимают их. Не утруждают себя и изучением динамических указаний автора».
Подобные высказывания выдающихся педагогов заставляют нас задуматься над важностью правильной, тщательной работы над музыкальным текстом.

5. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н.Римский-Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда».
Обращаем внимание учащихся на ряд истин, о которых следует помнить в работе над ритмом:
- в начале работы над произведением текст необходимо поставить на точные ритмические «рельсы». В противном случае неизбежна ритмическая неустойчивость;
- ритмический пульс, как правило, находится в той руке, где меньше нот.
«Надо почувствовать в себе текучесть, ритм движения и, только ощутив его, начать исполнение пьесы. Иначе сперва обязательно получится ряд беспорядочных звуков, а не живая линия».- Гольденвейзер А.;
- триольный ритм никогда не должен превращаться в пунктирный, а пунктирный – в триольный;
- следует помнить мудрый совет Э.Петри: «Играйте конец пассажа так, будто вы хотите сделать ritenuto, - тогда он выйдет точно в темпе» - в кульминационных моментах торопливость недопустима;
- пауза – не всегда разрыв звучания, она может означать молчание, задержанное и взволнованное дыхание и т.д. Её ритмическая жизнь всегда зависит от характера произведения, его образного строя. Продолжительность паузы обычно дольше длительности аналогичной ноты.

6. Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в образно-смысловое содержание музыки.
Нужно помнить, что основой динамической выразительности является не абсолютная сила звука (громко, тихо), а соотношение силы. Типичным является неумение показать разницу между p и pp, f и ff, у некоторых детей f и p звучит где-то в одной плоскости, в усреднённой динамической зоне. Отсюда серость, безликость исполнения. Подчёркивая важность соотношения силы звука, Н.Метнер говорил: «Потеря piano есть потеря forte и обратно! Избегайте инертного звука; mezzo forte – симптом слабости и утраты владения звуком».

7. При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что трудно, а то, что легко, а для того, чтобы было легко, следует учить медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя техническую работу производить по нотам. В преодолении технических трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль.
Не владея в достаточной степени текстом произведения, не следует «подключать» эмоции, так как кроме примитивного «полуфабриката», «черновика с переживаниями» вы ничего не получите.

8. Работая над пьесами кантиленного характера, пианисту следует позаботиться о сохранении идеи вокальности. Необходимо стремиться воспитать в себе ощущение вокальной упругости, напряжённости мелодических интервалов.
В моторных произведениях, где обе руки играют в одинаково быстром темпе необходимо одну из них (желательно левую) ощутить как бы «ведущим колесом».

9. Прежде, чем приступить к детальному изучению полифонического произведения, чрезвычайно важно тщательно выучить каждый голос.

10. Подготовку к концерту даже повторного репертуара необходимо обязательно проводить по нотам. Такой вид занятий позволит избавиться от неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение, и обнаружить, почувствовать новое «дыхание» музыкального образа.
Необходимо запомнить, что выступить случайно плохо можно, а сыграть случайно хорошо нельзя. Это призывает к постоянному самосовершенствованию.
Довольно часто в предконцертный период перед учащимся возникает вопрос: должен ли иметь место жёсткий самоконтроль на эстраде? Конечно же, присутствие самоконтроля на эстраде необходимо, но характер его должен быть скорее «регулировочным», направляющим музыку.
Итак, мы рассмотрели основные условия, способствующие развитию навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса. Теперь перейдём к практической стороне нашей работы, чтобы наглядно продемонстрировать, на примере музыкального произведения, как осваиваются данные условия на уроках специальности.

Формирование навыков самостоятельной работы у ученика
при работе над музыкальным произведением

Для того, чтобы была понятна наша теоретическая часть – продемонстрируем её в практической, и на примере музыкального произведения покажем, как можно формировать навыки самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса.
Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям учащегося, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось ребёнку. Для любого типа учеников важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить.
Я проигрываю произведение, чтобы ученику было понятно, как оно должно звучать. Вместе с учащимся мы делаем план, по которому он будет работать дома. Этот план будет являться своеобразным опорным пособием для развития самостоятельности в домашней работе ученика. Для начала приведу общий план работы:
1. Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на клавиатуре, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины, находим образ.
2. Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы.
3. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д.
4. Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, несовпадение долей в каждой руке, синкопы, залигованные ноты.
5. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построение.
6. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз движение по трезвучиям, скачки на октаву.
7. Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого я призываю ребёнка всё время внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль.
8. Когда ученик будет хорошо знать текст в каждой руке, приступаем к соединению обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и целиком, не забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая длительности и точно снимать руки на окончаниях фраз.
9. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом.
10. Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению.
Условием успешной самостоятельной работы дома является конкретность поставленных задач на уроке, «доминантность требований».
Когда мы с учеником прорабатываем этот план, когда становится понятна поочерёдность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом.
Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже без плана – самостоятельно.
Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или предложения и т.д.
Теперь на примере «Инвенции на два голоса» Ф.Жан, К.Жан из сборника для первого класса «Весёлые нотки» проведём работу и создадим план по конкретному произведению.
1. Вместе с учеником определяем склад произведения: это двухголосная полифония, о чём говорит название произведения (смотреть Приложение 1).
2. Я проигрываю произведение, ученик должен определить тональность, штрихи, сказать размер, темп, найти ключевые знаки на клавиатуре.
3. Определяем главную тему, и ученик самостоятельно прослеживает её на протяжении всей пьесы, обозначаем её в тексте.
4. При помощи наводящих вопросов педагога ученик делит текст на предложения, обозначает места, где берётся дыхание.
5. Просматриваем аппликатуру, определяем её соответствие направлению мелодии, а так же её удобство.
6. Начинаем разбор каждой рукой, в медленном темпе, при этом стараемся выполнять все, ранее выясненные нюансы, постоянно контролируя качество звучания.
7. Задаётся работа домой на повторение и закрепление пройденного на уроке. Так же я задаю и самостоятельную работу, например, проставить динамику так, как ученик её чувствует, а на следующем уроке преподаватель может помочь эту динамику подкорректировать, если она не очень логично выстроена и, конечно же, обсудить это с учеником, направить его слух и чувства в правильное русло.
8. Когда текст будет играться достаточно уверенно, можно приступать к исполнению двумя руками, опять же нужно стараться не упускать ни одной детали, дослушивать длинные ноты, не бросать их, аккуратно завершать фразы и следить за качеством звучания.
9. Наконец текст соединён двумя руками, уверенно играется по нотам. Теперь ведём работу с темпом и параллельно учим наизусть первое предложение.
10. Опять же задаётся работа на дом на закрепление выученного и самостоятельное выучивание наизусть второго предложения.
11.Следующий этап – это «вигрывание» в произведение, приобретение уверенности в исполнении путём систематических домашних занятий и репетиций на сцене.

Заключение
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.
В конечном итоге, когда ребёнок освоит эти навыки, они будут помогать ему при подготовке к экзамену, в котором нужно показывать самостоятельно выученное произведение, где помощь учителя исключена.
Урок должен вооружать ученика ясными представлениями о тех способах, которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой. Во многих случаях – но отнюдь не всегда – бывает необходимо, чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены на уроке, при помощи педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно. Очень часто самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы ученика. Совершенно не допустимо, чтобы урок подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на уроке. Если по началу работы над пьесой видно, что ученик ясно понял стоящие перед ним задачи, целесообразнее предоставить ему самостоятельно продолжить работу дома. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое «натаскивание», оно подавляет активность ученика. Когда педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает; в этом случае ученик перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается как бы в технический аппарат, реализующий замысел педагога.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, понимающего высокое назначение искусства. Именно исполнитель даёт жизнь произведению, отсюда – ответственность его перед автором, перед слушателями, обязывающая его глубоко постигать и уметь выразить значительность вложенных в данное сочинение идей.

Список использованной литературы :


1. Барсукова, С.Б. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]: (Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/ С.Б.Барсукова. – Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006. – 43с.
2. Коган, Г. Работа пианиста. [Текст]/ Г.Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256с.
3. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/ Н.К.Метнер. – Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.
4. Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.А.Натансон, Л.В.Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984. – 133с.
5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Г.Нейгауз. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. – 187с.
6. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. [Текст]/ Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.
7. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания. [Текст]/ Е.М.Халабузарь, В.С.Попов, Н.Н.Добровольская. – Учебное пособие. – М.: Музыка. 1990 – 173с.
8. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. [Текст]/ А.П.Щапов. – Методическое пособие. – М.: Советская Россия, 1960. – 169с.

Е.И.Морокова,
г. Мыски
, 2010

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
  • 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 9
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 13
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца XVIII в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения.

В 70-80-х гг. XIX века методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических видов самостоятельной работы (опыты, наблюдения и пр.).

Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных ее модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путем стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. XIX века практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены основным источником знаний.

В 20-х гг. XX в. определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др. формы индивидуализации обучения. Работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.П. Пинкевича, M.M. Пистрака, P.M. Микельсона и др. обосновали важность самостоятельной работы учащихся в учебном процессе. Были сделаны попытки создать классификацию самостоятельной работы. Методисты-естественники (С.П. Аржанов, В.П. Буданов, Б.В. Всесвятский, Б.E. Райков и др.) разработали формы самостоятельной работы, приемы, развивающие творческое мышление учащихся. В практике школ стал широко применяться исследовательский метод обучения.

Изучая сущность самостоятельной работы в широком теоретическом плане, E.Я. Голант выделил 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учащихся - познавательное, практическое и организационно-техническое. Б.П. Есипов обосновал роль, место и задачи самостоятельной работы в учебном процессе. H.А. Половникова разработала теоретические основы воспитания познавательной самостоятельности в обучении, И.Я. Лернер - дидактические основы формирования познавательной самостоятельности в цикле гуманитарных предметов. Широкий круг проблем, выдвинутых M.А. Даниловым, P.Г. Лемберг, H.Г. Дайри, M.H. Скаткиным и другими дидактами и методистами, послужил своего рода программой для дальнейших исследований по проблеме самостоятельной работы школьников.

Несмотря на множество разработанных вопросов, проблема формирования навыков самостоятельной работы по-прежнему остаётся актуальной. В условиях современного мира - она актуальна, как никогда, т.к. включает в себя вопросы не только личного развития школьников и формирования их самостоятельности, но и творческого воспитания подрастающего поколения. В связи с этим мы выбрали тему реферата «Формирование навыков самостоятельной работы в обучении».

Цели нашей работы проанализировать вопросы, связанные с учебной деятельностью, определить место и значение самостоятельной работы учащихся в этом процессе и рассмотреть процесс формирования навыков самостоятельной работы. В связи с логикой нашей работы мы определили её следующую структуру: введение, первый параграф «Общая характеристика учебной деятельности», второй параграф «Характеристика и типы самостоятельной работы учащихся», третий параграф «Формирование навыков самостоятельной работы», заключение и список литературы.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде, чем приступить к вопросу формирования навыков самостоятельной работы в обучении, необходимо рассмотреть вопрос учебной деятельности, как специфической деятельности, в которой происходит формирование личностных качеств ученика, в рамках которой развивается его личность.

В педагогической науке процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение и научение. Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности . Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нём, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Понятие обуч е ние - понятие достаточно сложное и многоаспектное. Оно предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

По определению Н.В. Клюевой, обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих . Обучение является активным процессом, в котором взаимодействуют учитель и учащийся.

Е.В. Рапацевич определяет обучение , как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстети-ческих взглядов и убеждений . В современном понимании для процесса обучения характерны двусторонний характер, совместная деятельность педагогов и учащихся при руководящей роли педагога, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся .

Известный российский специалист в области педагогики Г.М. Коджаспирова добавляет к этим определениям понимание обучения, как пробуждения и удовлетворения познавательной активности человека путём его приобщения к общим профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в собственной практике .

Понятие учения также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, подчёркивает Р.С. Немов, что в составе учебной деятельности приходится на ученика . Здесь речь идёт о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых учебных знаний. Наиболее полное определение учения дал И.И. Ильясов: учение - это процесс усвоения конкретных видов знаний, умений и навыков в отличие от приобретения индивидом логических и творческих приёмов познавательной деятельности, а также в отличие от других изменений психических процессов и деятельности - перехода от непосредственности, непроизвольности к опосредованности и произвольности, от внешнего плана протекания процессов к внутреннему .

Учебная деятельность является сложной по содержанию и складывается у школьников не сразу и неодинаково. На первых порах требуется немало усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя школьник приобщился к учению. О сложности этого процесса, по словам В.В. Давыдова, свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей .

Школьнику школа должна приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешной учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы «открыть сердце ребёнка», пробудить у него желание усваивать новый материал и научиться работать с ним. Для этого учитель должен хорошо знать психологические особенности детей, уметь понять индивидуальность каждого ребёнка и найти адекватные методы обучения и формирования познавательной мотивации, а также организации самостоятельной работы учащихся.

Учебная деятельность, как отмечает В.В. Давыдов , выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открытую коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Учебная деятельность школьника имеет определённую структуру :

1. мотивы учебной деятельности;

2. постановка учебных задач;

3. учебные действия;

4. контроль;

5. оценка.

Исходя из этой структуры, сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт учебной деятельности, т. е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива учебной деятельности; определение конечной учебной цели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку результатов учебной деятельности.

Большое значение в процессе обучения имеет формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельность в педагогике понимается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений . Самостоятельность как личностное качество не даётся человеку от рождения, а формируется по мере взросления ребёнка.

Особое значение имеет самостоятельность в обучении, где она находит наиболее яркое выражение в процессе самостоятельной работе учащихся. Под самостоятельной работой учащихся в педагогике понимается один из методов обучения и самообразования, который выступает в качестве предпосылки дидактической связи различных методов между собой . По определению известного учёного Б.П. Есипова самостоятельная работа - это работа учащихся, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведённое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выявляя в той или иной форме результаты своих умственных или физический действий .

Методы самостоятельной работы занимают значительное место в педагогическом процессе, что неоднократно подчёркивали известные педагоги прошлого. Так, К.Д. Ушинский утверждал, что только самостоятельная работа создаёт условия для глубоко овладения и развития мышления учащихся, а П.Ф. Каптерев говорил, что каждый новый шаг по улучшению школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.

Известный российский специалист в области педагогической теории и практики П.И. Пидкасистый выделяет несколько типов самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельные работы по образцу . Самостоятельные работы этого типа выполняются учащимися всецело на основе образца, подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся не выходит в этом случае за рамки воспроизводящей деятельности. Так, например, на уроках русского языка учащимся представляется несколько предложений, а они самостоятельно должны определить, где знаки препинания расставлены правильно; или на доске пишутся несколько слов на одно и то же грамматическое правило, а учащиеся должны найти правильно и неправильно написанные слова; или требуется подобрать примеры, подтверждающие то или иное грамматическое правило. В курсе математики самостоятельными работами по образцу (реконструктивными) являются многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями или готовыми чертежами.

При выполнении реконструктивных самостоятельных работ в учебной деятельности учащихся интеллектуальные и практические действия протекают в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач, предлагаемых педагогом для самостоятельного выполнения их учащимися.

Реконструктивные самостоятельные работы Характерным признаком этого типа самостоятельных работ является то, что уже в самом задании обязательно сообщается общая идея (принцип решения), а учащимся необходимо развить её в конкретный способ (или способы решения) решения применительно к условиям задания (структуре объекта изучения).

Так, например, на уроках русского языка при изучении темы «причастный оборот» учащимся предлагаются следующие виды работ:

1. Перестроить следующие предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова: «Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные инеем деревья. Прижались к земле запорошенные снегом кусты. Молчит уснувший надолго лес».

2. Сопоставить устно в приведённых выше примерах интонацию причастного оборота, когда определяемое слово стоит перед и после причастного слова.

3. а). Подобрать к существительным (лес, деревья, снег и др.) эпитеты-причастия; б). Подобрать примеры с действительными и страдательными оборотами речи в пословицах и поговорках: «Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд. Пропущенный час годом не воротишь»; в). Составить устный рассказ с этими и др. пословицами и поговорками, содержащими в себе действительные и страдательные обороты речи.

Самостоятельные работы вариативного типа . Для этого типа работ характерны следующие отличия. Во-первых, познавательная активность и самостоятельность учащихся выражается в проводимых ими обобщениях при анализе проблемной ситуации, в отделении существенного от второстепенного и нахождение способа решения в рамках решения соответствующей задачи (т.е. не сводится к актуализации усвоенных знаний и преобразующему воспроизведению известных способов решений).

Во-вторых, учащийся привлекает и варьирует в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему возникает продуктивный процесс получения новой информации.

Из этого следует, что при выполнении работ этого типа идёт накопление учащимися нового опыта деятельности на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых учебных дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин.

Так, например, в математике специфический метод познания - установление, измерение количественных отношений между объектами реальной действительности. Овладевая этим методом, учащийся с его помощью приобретает умение оперировать математическими категориями меры, количества, величины, пространства и т.д., научается вычленять сущность вопроса, отвлекаться от несущественных деталей, вырабатывает у себя умение строить такую схему явлений, в которой сохранено только то, что нужно для математической трактовки вопроса, а именно - принадлежности, порядка и меры пространственного расположения. В обучении русскому языку, например, вариативные самостоятельные работы должны создавать у учащегося необходимость выделять в словах языка звук или сочетания звуков, рассматривать языковые объекты как части речи или как члены предложения и т.д.

Творческие самостоятельные работы . Такие работы имеют наиболее высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся. В работах подобного типа предполагается уже непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры. Задания во всех видах творческих работ содержат условия, стимулирующие возникновение проблемных ситуаций, которые можно создать на уроке различными способами.

3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

При обращении к проблеме формирования навыков самостоятельно работы в процессе обучения, необходимым представляется решение ряда вопросов - вопросы, связанные с активностью учащихся в процессе самостоятельной работы, проблемы эффективности самостоятельной работы и др.

Несомненно, самостоятельная работа выводит на первый план активность учащихся, а сам учащийся как активная творческая личность является создателем своей культуры, эрудиции и будущей деятельности. Активность личности учащегося проявляется в постановке целей самостоятельной работы, её планировании, определении способов, самомобилизации и самоконтроле, оценке результатов. Самостоятельная работа учащихся требует интенсивного мышления, решения различных познавательных задач, ведения записей, осмысливания и запоминания учебной информации и т.д.

Самостоятельная работа является важным фактором теоретической и практической подготовки учащихся к предстоящей деятельности, формирования необходимых знаний, умений, навыков, нравственно-психических качеств. В современных условиях возросло значение ответственности самого учащегося, как за свою учебную деятельность, так и за развитие своего кругозора, знаний, как конкретно-предметного содержания, так и содержания общего. Именно стремление к самостоятельному приобретению знаний должно всемерно поощряться во всех системах образования.

Большое значение в процессе формирования навыков самостоятельной работы имеет её эффективность . Эффективность самостоятельной работы зависит от множества внешних и внутренних факторов - от содержания и сложности её задач, руководства со стороны старших товарищей, уровня знаний и общего развития обучаемых, их интеллектуальных знаний и умений, мотивов и установок, способов и приёмов учебной деятельности и т.д. Центральным условием эффективности самостоятельной работы учащихся является глубокое осознание её целей и способов, сознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и контролирует процесс учения и т.д.

Остановимся более подробно на уровнях развития навыков самостоятельной работы учащихся.

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая, как правило, за пределы уровня памяти. На этом уровне имеет место обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но пока ещё типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых. На этом этапе самостоятельная деятельность требует от учащегося способность к индуктивным и дедуктивным выводам, а также к элементам творчества.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решения, выработке гипотетического аналового и диалектического мышления.

Эти этапы формирования навыка самостоятельной работы ориентируют только на общий ход этого процесса. Применительно к каждому виду самостоятельной работы будут учитываться сугубо индивидуальные аспекты конкретного вида деятельности. Для более конкретного примера остановимся более подробно на формировании такого навыка самостоятельной работы, как самостоятельная работа с учебником.

Сущность самостоятельной работой с учебником заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путём вдумчивого изучения материала по учебнику и осознанию помещённых в нём фактов, примеров и вытекающих из них теоретических выводов . Основные характеристики такого вида самостоятельной работы заключаются в самостоятельном овладении учащимися материалом и в формировании умении учащихся работать с книгой. Формирование навыка самостоятельной работы с учебником - достаточно сложная деятельность. Она может быть возможна только при соблюдении соответствующих условий. Остановимся более подробно на процессе формирования навыка самостоятельной работы с учебником.

1. Существенное значение для формирования навыка самостоятельной работы с учебником имеет, прежде всего, выбор темы для самостоятельного изучения. Как известно, не все темы учащиеся смогут усвоить без предварительной работы и обстоятельного объяснения учителем. Учитель может выбирать только те темы для самостоятельной работы, которые учащиеся в состоянии сами (без помощи учителя) выучить.

2. Самостоятельной работе с учебником должна предшествовать обстоятельная беседа учителя. В этой беседе учитель должен, прежде всего, точно обозначить тему материала, дать общее представление о содержании, обратить внимание учащихся на тех вопросах, которые они должны усвоить, а также предложить советы по самостоятельной работе.

3. В процессе самостоятельной работы учитель должен постоянно наблюдать за её ходом, контролировать этот процесс.

4. Серьёзное внимание учитель должен обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новые знания в процессе самостоятельной работы. Так, весь процесс формирования навыков самостоятельной работы, по мнению известного учёного Б.П. Есипова, должен начинаться с самостоятельного чтения небольших художественных произведений, потом научно-популярных артикулов с последующим пересказом или ответами учащихся на вопросы.

5. Нередко самостоятельной работе учащихся могут предшествовать демонстрация опытов и наглядных материалов с целью создания проблемной ситуации для более глубокого осознания изучаемых материалов.

6. Самостоятельная работа учащихся может проводиться при сопутствующем выборочном чтении некоторых особо трудных для восприятия моментов.

7. В процессе формирования навыка самостоятельной работы с учебником есть необходимость обратиться к повторению тем изученных ранее. Такое возобновление в памяти является одним из условий эффективности формирования навыка самостоятельной работы.

Это лишь один из примеров формирования навыка одного из видов самостоятельной работы в обучении. На этом примере можно сделать выводы не только об общем ходе деятельности по формированию таких навыков, но и о сложности этого процесса для развития и обучения детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении нашего реферата подведём основные выводы о формировании навыков самостоятельной работы в обучении. Обучение представляет собой сложную форму организации процесса взаимодействия педагога с учащимися, направленного на достижение определённых учебных целей. Обучение является активным процессом, в котором взаимодействуют учитель и учащийся. Значительное место в процессе обучения занимает самостоятельная работа, как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа служит условием личностного творческого формирования и развития учащихся. Она является и одним из условий любой деятельности.

И.П. Пидкасистый выделяет следующие основные типы самостоятельных работ учащихся в обучении: самостоятельные работы по образцу, реконструктивные самостоятельные работы, вариативные самостоятельные работы и творческие самостоятельные работы. Каждый из этих типов имеет собственное предназначение. Наиболее сложным типом являются, без сомнения, творческие самостоятельные работы, которые имеют наиболее высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Формирование навыков самостоятельной работы в обучении предполагает переход от копирующих и репродуктивных действий учащихся к продуктивной и самостоятельной работе. Процесс формирования навыков самостоятельной работы должен не только управляться учителем, но и находиться под постоянным контролем с его стороны.

Формирование навыков самостоятельной работы - это одно из необходимых условий для дальнейшего развития личности, её развития, образования и самообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М., 1961.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Издательство МГУ, 1986.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.

4. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. Психология Образования. - 608 с.

5. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

6. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учедник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 1999.

8. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

9. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.

10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспита-ния / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

11. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

12. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 542 с.

13. Харламаў І.Ф. Педагогіка. - Мн.: Універсітэцкае, 1996. - 511 с.

Подобные документы

    Организация самостоятельной учебной работы. Понятие о самостоятельной работе ученика. Уровни самостоятельной деятельности школьников. Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Виды самостоятельных работ в обучении.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2011

    Специальная организация учебного процесса. Организация самостоятельной работы как самостоятельной познавательной деятельности. Учебные задания по английскому языку. Способы управления самостоятельной работой и формирование "методики учащихся".

    курсовая работа , добавлен 12.05.2009

    Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема. Классификация видов самостоятельной работы. Методические аспекты и приемы организации самостоятельной работы в процессе изучения информатики в 3 классе.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2015

    Исследование основных требований к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Виды самостоятельных работ в обучении. Характеристика порядка и приемов выполнения работы. Уровни самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников.

    реферат , добавлен 13.06.2014

    статья , добавлен 22.04.2015

    Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. Управление самостоятельной деятельностью школьников, ее дидактические принципы организации. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. О мотивации самостоятельной работы студентов. Организация и формы самостоятельной работы. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

    реферат , добавлен 24.04.2007

    Организация самостоятельной работы учащихся. Анализ подходов к определению понятия "самостоятельная работа". Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2009

    Понятие самостоятельной работы в дидактике. Виды самостоятельной работы учащихся по физике. Дидактические принципы построения системы самостоятельных работ учащихся и руководство ей. Индивидуальные учебные задания по физике и самостояельная работа.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Методы обучения и организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Домашняя работа как фактор развития самостоятельности. Изложение материала учителем. Конспект урока химии в 11-х классах с применением технологии "французских мастерских".

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС необходимо достигать на уровне каждого ребёнка и рассматривать его в единстве предметной, метапредметной и личностной составляющих, особую важность для развития младшего школьника имеет грамотная организация всех видов деятельности обучающегося для получения качественного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самостоятельной работы

в условиях реализации ФГОС

М.Г. Жиленко, МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога, г. Воронеж .

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС необходимо достигать на уровне каждого ребёнка и рассматривать его в единстве предметной, метапредметной и личностной составляющих, особую важность для развития младшего школьника имеет грамотная организация всех видов деятельности обучающегося для получения качественного результата.

Ни для кого не секрет, что урок – это часть процесса, ограниченного временными рамками. Приоритетной задачей современного урока стало получение результата на уровне каждого обучающегося, чему способствует уместно организованная самостоятельная деятельность обучающихся.

В условиях современного мира проблема формирования навыков самостоятельной работы актуальна, как никогда, т.к. включает в себя вопросы не только личного развития школьников и формирования их самостоятельности, но и творческого воспитания подрастающего поколения.

Самостоятельность как личностное качество не даётся человеку от рождения, а формируется по мере взросления ребёнка. Особое значение имеет самостоятельность в обучении, она находит наиболее яркое выражение в процессе самостоятельной работы учащихся.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с вопросами организации продуктивной работы учащихся при отработке определенного навыка или при самостоятельной работе. В классах обучаются дети очень разные по способностям, темпераменту, по интеллектуальному развитию, характеру. И работают они все в разном темпе.

Очень полезно в таких классах организовывать работу в парах: один ученик берет на себя роль «учителя», второй - «ученика», при этом можно использовать памятку с планом рассуждения. План может быть подробным, а может включать в себя только последовательное название действий: «Определю, сколько цифр должно получиться в частном.... Первое неполное делимое… Разделю... Умножу... Вычту... Сравню остаток с делителем… Второе неполное делимое...».

Организованная таким образом работа увлекает учащихся. В этом случае каждый из этапов решения находится под контролем сразу двух учеников, они перепроверяют друг друга, могут обращаться за помощью и к памятке, и друг к другу. При этом каждый заинтересован в успешной работе партнера и в получении верного результата.

При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным ученикам работать проще: в то время когда другие дети предлагают свои варианты решения задач, суждения, доказательства, у них есть возможность поразмыслить, они успевают за общим ходом работы, не «выпадая» из нее, и чувствуют себя хорошо.

Однако при самостоятельной работе или при отработке какого-то навыка, что часто требуется в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока такой ребенок еще только осмысливает задание или, вникнув в его суть, приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой-то причине работает медленно или имеет слабо отработанный навык, ученик начинает торопиться, услышав, что другие дети уже справились с заданием, и перестает думать о качестве выполняемой работы (ему просто некогда). В то же время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получат от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, а в худшем - просто будут ждать остальных детей.

Чтобы устранить эту проблему, нами были разработаны задания трех уровней сложности, которые позволяют каждому ученику работать в своем темпе. Эти проверочные и самостоятельные работы дают полную нагрузку его умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, который нужно отработать или усвоение которого требуется проверить.

Задания первого уровня сложности - это стандартные задания. Второй и третий уровни различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, заданий логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой.

Работа ведется в строгой последовательности по данному алгоритму:

Знаешь - решай.

Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня.

Таким образом, все ученики обязательно выполняют задание первого уровня, что способствует усвоению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются детьми по мере их возможностей. Эти задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют его продвижению вперед и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока.

Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются навыки решения задач и их письменного оформления, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.

Все больше убеждаемся, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. Нас радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней.

Литература

1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.

2. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / /Начальная школа. - 2009.

3. ФГОС НОО: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.


При обращении к проблеме формирования навыков самостоятельно работы в процессе обучения, необходимым представляется решение ряда вопросов - вопросы, связанные с активностью учащихся в процессе самостоятельной работы, проблемы эффективности самостоятельной работы и др.

Несомненно, самостоятельная работа выводит на первый план активность учащихся, а сам учащийся как активная творческая личность является создателем своей культуры, эрудиции и будущей деятельности. Активность личности учащегося проявляется в постановке целей самостоятельной работы, её планировании, определении способов, самомобилизации и самоконтроле, оценке результатов. Самостоятельная работа учащихся требует интенсивного мышления, решения различных познавательных задач, ведения записей, осмысливания и запоминания учебной информации и т.д.

Самостоятельная работа является важным фактором теоретической и практической подготовки учащихся к предстоящей деятельности, формирования необходимых знаний, умений, навыков, нравственно-психических качеств. В современных условиях возросло значение ответственности самого учащегося, как за свою учебную деятельность, так и за развитие своего кругозора, знаний, как конкретно-предметного содержания, так и содержания общего. Именно стремление к самостоятельному приобретению знаний должно всемерно поощряться во всех системах образования.

Большое значение в процессе формирования навыков самостоятельной работы имеет её эффективность . Эффективность самостоятельной работы зависит от множества внешних и внутренних факторов - от содержания и сложности её задач, руководства со стороны старших товарищей, уровня знаний и общего развития обучаемых, их интеллектуальных знаний и умений, мотивов и установок, способов и приёмов учебной деятельности и т.д. Центральным условием эффективности самостоятельной работы учащихся является глубокое осознание её целей и способов, сознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и контролирует процесс учения и т.д.

Остановимся более подробно на уровнях развития навыков самостоятельной работы учащихся.

  • 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  • 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая, как правило, за пределы уровня памяти. На этом уровне имеет место обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но пока ещё типовых задач.
  • 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых. На этом этапе самостоятельная деятельность требует от учащегося способность к индуктивным и дедуктивным выводам, а также к элементам творчества.
  • 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решения, выработке гипотетического аналового и диалектического мышления.

Эти этапы формирования навыка самостоятельной работы ориентируют только на общий ход этого процесса. Применительно к каждому виду самостоятельной работы будут учитываться сугубо индивидуальные аспекты конкретного вида деятельности. Для более конкретного примера остановимся более подробно на формировании такого навыка самостоятельной работы, как самостоятельная работа с учебником.

Сущность самостоятельной работой с учебником заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путём вдумчивого изучения материала по учебнику и осознанию помещённых в нём фактов, примеров и вытекающих из них теоретических выводов . Основные характеристики такого вида самостоятельной работы заключаются в самостоятельном овладении учащимися материалом и в формировании умении учащихся работать с книгой. Формирование навыка самостоятельной работы с учебником - достаточно сложная деятельность. Она может быть возможна только при соблюдении соответствующих условий. Остановимся более подробно на процессе формирования навыка самостоятельной работы с учебником.

  • 1. Существенное значение для формирования навыка самостоятельной работы с учебником имеет, прежде всего, выбор темы для самостоятельного изучения. Как известно, не все темы учащиеся смогут усвоить без предварительной работы и обстоятельного объяснения учителем. Учитель может выбирать только те темы для самостоятельной работы, которые учащиеся в состоянии сами (без помощи учителя) выучить.
  • 2. Самостоятельной работе с учебником должна предшествовать обстоятельная беседа учителя. В этой беседе учитель должен, прежде всего, точно обозначить тему материала, дать общее представление о содержании, обратить внимание учащихся на тех вопросах, которые они должны усвоить, а также предложить советы по самостоятельной работе.
  • 3. В процессе самостоятельной работы учитель должен постоянно наблюдать за её ходом, контролировать этот процесс.
  • 4. Серьёзное внимание учитель должен обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новые знания в процессе самостоятельной работы. Так, весь процесс формирования навыков самостоятельной работы, по мнению известного учёного Б.П. Есипова, должен начинаться с самостоятельного чтения небольших художественных произведений, потом научно-популярных артикулов с последующим пересказом или ответами учащихся на вопросы.
  • 5. Нередко самостоятельной работе учащихся могут предшествовать демонстрация опытов и наглядных материалов с целью создания проблемной ситуации для более глубокого осознания изучаемых материалов.
  • 6. Самостоятельная работа учащихся может проводиться при сопутствующем выборочном чтении некоторых особо трудных для восприятия моментов.
  • 7. В процессе формирования навыка самостоятельной работы с учебником есть необходимость обратиться к повторению тем изученных ранее. Такое возобновление в памяти является одним из условий эффективности формирования навыка самостоятельной работы.

Это лишь один из примеров формирования навыка одного из видов самостоятельной работы в обучении. На этом примере можно сделать выводы не только об общем ходе деятельности по формированию таких навыков, но и о сложности этого процесса для развития и обучения детей.

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе.

Введение.

Бурный рост научной информации, становление науки подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формировать». Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовывать свою деятельность. Поэтому учителю надо раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Самостоятельные работы на уроках математики применяются довольно часто, поэтому я создаю памятки, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом и решению задач как основных видов учебной деятельности при изучении математики. Памятки вывешиваются в кабинетах.(Памятка работы с книгой. Памятка работы по решению задач).

Постоянно руководствуясь такими памятками, учащиеся смогут более осознано строить свою учебную деятельность и скорее овладеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы. На уроке учитель может обрабатывать рекомендации по отдельности, сообразуясь с целями конкретного урока. Конечно, работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы не ограничивается только созданием различных памяток. На пример, можно проводить конкурсы на умение работать самостоятельно. Наряду с внеклассными формами работы по формированию у учащихся навыков самостоятельного учебного труда большие возможности для формирования требуемых умений имеются на самом уроке математики. Самостоятельная работа в обучении математике не сама цель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладевания этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их освоением.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т. е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия» казалось бы давно забытых истин. Для того, чтобы школьники могли сами «открывать» неизвестное познавательными средствами и методами их надо обучать.

Обучение учащихся методам познания, в том числе привития им умений самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться является одной из главных задач обучения, от ее решения во многом зависит эффективность учебно – воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей математики. Для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся.

В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и некоторые дают положительный эффект в обучении.

По своему дидактическому назначению их можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учетом этих ошибок (пример «Применение производной» 11 класс).

Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этой широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих самостоятельных работах.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяется на разных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством учителя. Как показывает личный опыт, на этапе осмысления(осознания) изучаемого материала самостоятельные работы на руках математики могут занимать около 5-6 мин., на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 мин., а на этапе формирования навыков – до 30 мин. Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени чаще всего успевают «создать тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос». На разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей; на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены преимущественно на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены прежде всего на обработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены на отработку быстроты выполнения действий естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения математики на каждом из этих этапов обладает своей спецификой. На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь же можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя учащихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте. На этапе формирования умений уже больше практикуется самостоятельная работа по решению задач. Здесь ученики приобретают конкретные умения по проверке математических гипотез, по решению задач определенного типа, При обработке навыков учащихся уже можно тренировать в различных других учебных умениях.

Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя большой подготовки. Если при этом ставится задача формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то можно продумать и определить:

1) Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы.

2) Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.

3) Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользования предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т. д.

4) Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.

5) Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.

В решении задач по образцу упражняются обычно на этапе осмысления материала и, как правило, сразу после объяснения учителя. При выполнении этих заданий учащимся разрешается широко использовать справочную литературу : учебник, таблицы, записи в тетради. Упражнения представляют собой в основном легко варьируемые задания опорного задания-образца. Варьирование заданий осуществляется за счет изменения обозначений, коэффициентов, знаков, некоторых элементов и других показателей, за счет выполнения заданий по видоизмененному чертежу, где даны либо другие обозначения, либо иное расположение данных элементов и т. д. (пример). На данном этапе следует приучать учащихся к обязательному воспроизведению хотя бы наиболее существенного в изучаемом тексте. На этапе отработки правильности применения полученных знаний такая особенность математики, как дидуктивность и алгоретмичность, позволяет активно формировать такие навыки самостоятельной работы, как прогнозирование учащимися своей деятельности и оценка ее результатов. Необходима специальная работа по выработке у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы. Нужно на уроке такие ситуации, которые провоцируют учащихся на неправильный ответ и заставляют их критически мыслить. Наиболее естественна такая ситуация, когда одни ученики ищут ошибки в ответах, письменных работах своих товарищей.

Большое значение при этом имеет форма работы с учащимися: учитель может разрешить ученикам задавать вопросы по обоснованию хода решения задачи, может учитывать результаты взаимопроверки при выставлении полученных оценок.

Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать еще раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки. Для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности , но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполнения задания, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. Критерии:

1) Соотношения результата с действительностью.

2) Соотнесение полученного результата с данными условиями задачи и сравнения его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.

3) Поведение выкладок в обратном порядке.

4) Исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность полученных формул

5) Решение задачи другим способом и сравнения полученных результатов.

6) Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

Все ли условия задачи использованы;

Не использованы ли для решения предпосылки, не вытекающие непосредственно из условия задачи;

Верны ли логические переходы.

Продуктивность самостоятельной работы зависит от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить разменные схемы изучаемого материала.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у учеников еще не окончен процесс корректировки собственных знаний. Анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, т. е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, что бы учащиеся смогли до конца понять вопрос в котором сделали ошибки

Загрузка...