musings.ru

Государственный инспектор труда проводит расследование при. Имеет ли право государственный инспектор по охране труда проводить самостоятельное расследование несчастных случаев, в каких случаях? Мероприятия по устранению причин несчастных случаев

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

КОММЕНТАРИЙ 1.

В статье 2293 ТК РФ установлены конкретные обстоятельства, при наличии которых расследование несчастного случая может проводиться государственным инспектором труда без образования комиссии, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Такое расследование проводится:

а) при выявлении госинспектором труда сокрытого несчастного случая;

б) при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

в) при получении сведений, объективно свидетельствующих о допущенном работодателем нарушении установленного порядка расследования несчастного случая.

В соответствии с требованиями комментируемой статьи по результатам самостоятельно проведенного расследования государственный инспектор труда составляет заключение по данному несчастному случаю и выдает работодателю предписание, являющееся обязательным для исполнения.

Перечень указанных в ч. 1 комментируемой статьи оснований ограничен и расширенному применению не подлежит. Иных оснований для написания государственным инспектором труда заключения по несчастному случаю действующими законодательными и иными нормативными актами не установлено. В этой связи очевидно, что только при наличии упомянутых оснований требования заключения и предписания государственного инспектора труда могут считаться правомерными и являться обязательными для работодателя. 2.

Если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт о несчастном случае на производстве составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, в соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.

В соответствии с п. 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, в некоторых случаях государственным инспектором труда может проводиться дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем).

В указанных случаях прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. 3.

В соответствии с правовыми нормами Положения особый порядок (без формирования комиссии) установлен также для расследования тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера (п. 16 Положения), а также несчастных случаев, в результате которых нетрудоспособность пострадавшего наступила после изменения формы собственности организации (смены собственника имущества) без сохранения (установления) правопреемственности либо ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 20 Положения).

Расследование таких несчастных случаев проводится государственными инспекторами труда самостоятельно по заявлению пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных представлять интересы пострадавшего в ходе расследования, как правило, с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика, а в необходимых случаях - и территориального объединения организаций профсоюзов. 4.

В соответствии с постановлениями должностных лиц органов следствия, дознания, проводящих следственно-оперативные меро приятия в рамках возбужденных уголовных дел по фактам несчастных случаев на производстве, либо решениями судебных органов, рассматривающих указанные дела, должностными лицами государственных инспекций труда может проводиться экспертиза несчастных случаев, по результатам которой ими могут быть подготовлены соответствующие экспертные заключения.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве - одни из самых важных функций государственной инспекции труда. Инспектору, который является председателем или членом комиссии по расследованию групповых, смертельных или тяжелых несчастных случаев, приходится сталкиваться с серьезными последствиями этих происшествий. Кроме того, должностные лица госинспекций труда ежедневно разъясняют работодателям и работникам их права и обязанности в части расследования несчастных случаев и профилактики производственного травматизма.

Р асследование несчастных случаев находится в компетенции государственных инспекций труда (далее – ГИТ) , которым законодатель с этой целью предоставляет серьезные права и обязанности.

Обширный круг полномочий ГИТ не оставляет сомнений в том, что государство, от имени которого в данном случае выступает инспектор, обратит пристальное внимание на увечье или смерть работника на производстве и примет все необходимые меры.

На какую доплату может претендовать кадровик,

Самостоятельное расследование

Могут быть признаны несчастными случаями, не связанными с производством

  • смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
  • смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
  • несчастный случай , произошедший при совершении пострадавшим действий (бездействие пострадавшего), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Трудовой кодекс РФ дает государственному инспектору труда право в установленном порядке самостоятельно проводить расследование произошедшего несчастного случая. В соответствии со ст. 229 2 ТК РФ инспектор:

1. Выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

2. На основании собранных материалов расследования:

  • устанавливает обстоятельства, причины несчастного случая и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;
  • решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая;
  • квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

3. Определяет степень вины застрахованного в процентах (если с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью).

4. По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай , не связанный с производством (в т. ч. группового, тяжелого или несчастного случая со смертельным исходом), составляет акт о его расследовании по утвержденной форме в двух экземплярах.

СИТУАЦИЯ

Пострадавший выполнял работы или оказывал услуги по гражданско-правовому договору. Нужно ли расследовать такой несчастный случай?

Травмированным на производстве сотрудникам гарантировано социальное страхование. Однако, как правило, исполнитель по гражданскому договору не является застрахованным лицом. Но из этого правила есть исключение: исполнитель подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с гражданским договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее – Закон № 125-ФЗ) .

Независимо от перечисленных обстоятельств на основании заявления пострадавшего или членов его семьи тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие с лицами, которые выполняли работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда. На это указано в п. 16 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее – Положение) , утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее – Постановление № 73) .

Если организация уплачивала страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний согласно условиям гражданско-правового договора, то в состав комиссии должен войти представитель регионального отделения ФСС России. Соответственно работодатель в течение суток должен уведомить о происшествии с исполнителем территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации (подп. 6 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ) . Форма уведомления та же, что и при несчастном случае, произошедшем с сотрудником, работающим по трудовому договору, с тем отличием, что в строке 5 указывается « Гражданско-правовой договор № … дата…».

Пострадавшему оплачивается больничный лист, а при утрате профессиональной трудоспособности назначаются ежемесячная и единовременная страховые выплаты, производится оплата дополнительных расходов на лечение, уход, приобретение лекарств, протезов.

Обратите внимание: данный договор действительно должен являться гражданско-правовым, а не трудовым. Если в ходе расследования несчастного случая выяснится, что договор фактически регулировал трудовые отношения пострадавшего и работодателя, то инспектор ГИТ направит акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования в суд в целях определения характера правоотношений сторон этого договора. Окончательное оформление такого несчастного случая государственным инспектором ГИТ будет зависеть от решения суда (ч. 3 п. 28 Положения) .

Дополнительное расследование

Государственная инспекция труда
проверяет соблюдение:
– установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
– требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.
Статья 356 Трудового кодекса РФ

На основании ст. 229 3 ТК РФ государственный инспектор труда вправе провести дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока его давности. Причинами для такого расследования служат:

  1. Выявление факта сокрытия несчастного случая.
  2. Поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая.
  3. Получение информации, объективно свидетельствующей о нарушении порядка расследования.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и ФСС России.

По результатам такого расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Он также имеет право обязать работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования (в этом случае прежний акт признается утратившим силу на основании решения работодателя или государственного инспектора труда).

Регистрация и учет

Согласно ст. 230 1 ТК РФ каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях – государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Экземпляр акта о несчастном случае на производстве вместе с материалами расследования оформляется на хранение работодателем, у которого произошел несчастный случай, и хранится в течение 45 лет. В таблице указано, в какие организации направляются экземпляры и копии акта.

Направление актов о несчастном случае в государственные органы и организации

Акт о несчастном случае и материалы расследования Куда направляются
Экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего В трехдневный срок после представления работодателю направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае
Копия акта о расследовании несчастного случая вместе с копиями материалов расследования В соответствующую государственную инспекцию труда
Копия акта о расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего в подконтрольных организациях или на объектах, вместе с копиями материалов расследования В территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности
Копия акта о расследовании несчастного случая, являющегося страховым, вместе с копиями материалов расследования В исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя)
Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в т. ч. групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в т. ч. групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего В соответствующие государственную инспекцию труда и территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в РФ и разработки предложений по его профилактике

Не упустите из виду

По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую ГИТ сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.

Обратите внимание

Формы извещения, акта о несчастном случае на производстве и журнала регистрации несчастных случаев на производстве утверждены Постановлением № 73.

Учет и контроль несчастных случаев позволяет оценить, в каких отраслях несчастных случаев больше всего и определить, с чем это связано, а также сколько работников и какие категории сотрудников при этом пострадали. Например, если ГИТ какого-либо региона из статистики видит, что в текущем году в сельском хозяйстве резко подскочил уровень женского травматизма, необходимо уделить пристальное внимание этому вопросу (провести проверки сельскохозяйственных организаций, предоставить консультации и разъяснения и т. д.).

Рассмотрение разногласий

В соответствии со ст. 231 ТК РФ ГИТ, решение которой может быть обжаловано в суд, рассматриваются разногласия по вопросам:

  • расследования, оформления и учета несчастных случаев;
  • непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая;
  • отказа в проведении расследования и составлении соответствующего акта;
  • несогласия пострадавшего, а при несчастных случаях со смертельным исходом – лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае .

При этом обращение с жалобой в суд не освобождает работодателя от выполнения решений государственного инспектора труда.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерации конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными Федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной организации труда №81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №58-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежат деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

  • 1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • 3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействиями) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтвержденной документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Статья 357 ТК РФ перечисляет основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственный инспектор труда вправе проводить дополнительное расследование несчастного случая в следующих случаях:

  • 1) при выявлении сокрытого несчастного случая;
  • 2) поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего либо его законного представителя или иного доверенного лица, а также лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
  • 3) при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

Расследование проводится в соответствии с требованиями ТК РФ, причем независимо от срока давности несчастного случая. В ходе проведения дополнительного расследования могут привлекаться профсоюзный инспектор труда, защищающий права и интересы работника, а при необходимости - представители соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Согласно пункту 25 Положения утвержденного Постановлением №73 и статье 229.3 ТК РФ, государственный инспектор труда оформляет заключение о несчастном случае на производстве. Данное заключение составляется по результатам дополнительного расследования по форме, предусмотренной приложением №1 к Постановлению №73. Государственный инспектор труда также может выдать предписание, которое является обязательным для выполнения работодателем.

В случае, если акт о несчастном случае на производстве оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая, то государственный инспектор труда вправе обязать работодателя или его представителя составить новый акт. В таком случае, прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя или государственного инспектора труда.

Следует отметить, что действующее законодательство не устанавливает конкретных сроков, в течение которых должны быть устранены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства. Очевидно, что инспектор по труду устанавливает сроки сам, руководствуясь при этом количеством недостатков и трудоемкостью их устранения. Так, например, внесение необходимых записей в трудовые книжки сотрудников не требует много времени, и данное нарушение может быть устранено за три рабочих дня, в то время как для проведения обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда потребуется значительно больший период.

Если в установленные сроки предписания инспектора по труду не будут выполнены, виновные лица могут быть оштрафованы в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Для граждан установлен штраф в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

При выявлении сокрытого несчастного случая, несогласии пострадавшегоили доверенного лица с выводами комиссии, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), государственный инспектор по охране труда проводит дополнительное расследование несчастногослучая независимо от срока давности (ст.229.3. ТК РФ).

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве по соответствующей форме (см. приложение 6) и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.

В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

5.1.9 Заключительные положения

    по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель направляет в соответствующую государственную инспекцию труда по субъекту РФ, а в ряде случаев - в территориальный орган государственного надзора информацию по принятой форме о последствиях несчастного случая и о выполнении мероприятий по предупреждению несчастных случаев (см. приложение 7 «Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах»).

    О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в тяжелые, работодатель сообщает в государственную инспекцию труда по субъекту РФ и в соответствующий профсоюзный орган, а также страховщику.

    По материалам расследования работодатель издает приказ по организации о выполнении мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев.

5.2 Заполнение акта о несчастном случае на производстве

5.2.1 Общие положения

Правильное заполнение акта по форме Н-1 имеет большое значение, так как неверные данные о пострадавшем не отражают объективную картину причин несчастного случая и искажают данные статистического анализа. При получении данных о тяжести травмы (справка медучреждения) пострадавшего необходимо определить состав комиссии и срок расследования несчастного случая.

При заполнении первых 3 пунктов акта Н-1 (форма 1) необходимо при указании места работы пострадавшего приводить полное название предприятия без сокращений.

Не допускаются также сокращения в названии рабочих специальностей, например, вместо «сл.п.рем.авт.», необходимо писать «слесарь по ремонту автомобилей» или вместо «м.гаража» следует писать «механик гаража».

При указании стажа работы начисляют только полные года имесяцы работы по той специальности, по которой произошел несчастный случай.

При определении времени от начала рабочего дня до момента травмирования указывают в акте время полных часов на момент травмирования.

При приведении данных об инструктаже следует ставить в акте дату последнего повторного, внепланового, целевого инструктажа.

        Изложение обстоятельств несчастного случая

Полное и объективное расследование несчастных случаев невозможно без правильного изложения обстоятельств несчастного случая (п.8 акта Н-1).

Правильное изложение обстоятельств, которые привели к несчастному случаю, помогают выяснению причин несчастного случая и разработке мероприятий по предупреждению травматизма.

Общим требованием являетсякраткое и ясное изложение происшествия, которое привело к травме. Вид происшествия определяется по классификатору (см. приложение 8).

Основные недостатки при описании происшествия:

В описании события упущено обстоятельство, которое обусловило причину травмы; описаны второстепенные моменты.

Пример: Монтер пути 3 разряда Селиверстов B.C. при разгрузке шпал подошел к вагону за клещами для зацепки шпал. В этот момент шпала выпала из люка и упала на правую ногу Селиверстова. В результате произошел перелом наружной лодыжки правой голени с потерей трудоспособности на два месяца.

В данном случае отсутствует описание тех обстоятельств, которые привели к травме. Нет данных о местонахождении остальных членов бригады, нет также сведений о расположении люка. Самостоятельно шпала не могла выпасть из вагона, для этого должны быть определенные предпосылки и причины. Из описания, приведенного выше, невозможно сделать правильный вывод о причинах травмирования. Описание травмирования проведено слишком кратко, необходимо выяснение дополнительных обстоятельств.

При описании несчастного случая необходимо указывать характер травм (ранение, ушиб, перелом), а также часть тела, которая повреждена.

Нужнотакже указать: место происшествия, характер выполняемой работы, приемы, применяемые пострадавшим при выполнении работы, состояние оборудования, чем нанесена травма (в п.7 акта указать ту часть оборудования, которая явилась причиной травмы) (см. приложение 9).

        Анализ причин несчастных случаев

Цель анализа причин несчастного случая состоит в разработке мероприятий по предотвращению травматизма. Это возможно только при правильном анализе и выяснении всех причин, обусловивших несчастный случай. Причины должны вытекать из обстоятельств, а профилактические мероприятия увязываться с причинами. Причины несчастного случая указывают в п.9 акта по форме Н-1 в соответствии с классификатором (см. приложение 10).

Существует ряд ошибок при определении причин несчастных случаев.

1. Причина не установлена . В этом случае вместо истинных причин даются общие определения: «Плохая организация труда», «Неисправная машина» и т.д.

Пример: «При разгрузке кирпича при строповке клети крюк был зацеплен за полосу перегородки бортов, вместо специально сделанных для этого петель. При подъеме клети из-за смещения штабеля с кирпичом произошло отклонение клети в сторону грузчика, в результате пострадал грузчик, получив сотрясениемозга. Потеря трудоспособности - три дня».

Причины, изложенные в акте:

а) неправильная строповка груза;

б) недостаточный надзор за работающим со стороны ИТР.

Причины указаны неверно. Как показала дополнительная проверка, петля для строповки груза была смята. Будь все в порядке, самый недисциплинированный рабочий не стал бы зацеплять крюк за борт клети;

Следовательно, причины несчастного случая:

а) использование неисправной тары;

б) отсутствие надзора за исправностью тары со стороны ответственного за производство работ.

2. Причина установлена неверно

Пример: При погрузке станка с помощью подвесного щита при подъемегруза одна из троллей сорвалась и ударила рабочего Потапова Г.В. но пальцу правой руки. В результате рабочий был травмирован с потерей трудоспособности на девять дней.

Причина, указанная в акте, - резкий подъем груза - неверна. Истинная причина касается способа крепления щита и состояния троллей.

3. Недопустимо причину несчастного случая сводить к обвинению пострадавшего.

Пример: Работница цеха Тихонова, не имея права на управление транспортом, села в электрокар и при выезде из здания, для предотвращения наезда на пешехода, резко свернула влево, что привело к развалу штабеля пустых ящиков и травмировало Тихоновой палец левой руки.

Причина, изложенная в акте, - нарушение пострадавшей правил техники безопасности.

Причина указана неверно. Работница нарушила не правила техники безопасности, а производственную дисциплину, так как не имела права самостоятельно управлять электротранспортом. Но это не главная причина, основная причина в том, что нарушены правила блокировки, не позволяющие воспользоваться транспортным средством случайным людям. Правила безопасности предполагают блокировку транспортных средств (ключ-жетон). В данном случае ключ оказался у постороннего человека, что является нарушением правил техники безопасности администрацией предприятия.

4. Запись надуманных причин

Пример: Слесари Каюмов и Чижов проводили разрезку заготовок длиной 1960 мм из трубы диаметром 3 мм углошлифовальной машиной. Труба была зажата на расстоянии 1500 мм от места резки. Чижов придерживал свободный конец отрезаемой заготовки. Когда труба была почти отрезана, из-за большого расстояния от места зажима трубы началось ее вибрирование, что привело к выкрашиванию шлифовального круга. Вследствие этого началась вибрация углошлифовальной машины и рукоятку ее вырвало из правой руки Каюмова. В результате Каюмов получил вывих большого пальца правой руки. Нетрудоспособность - пять дней.

Причина, указанная в акте, - отсутствие описания правил работы с шли­фовальной машинкой в инструкции «По работе с электрошлифовальным инструментом». На самом деле, причиной является отсутствие безопасной технологии работ по резке шлифовальной машинкой.

5. Причина - подмена обстоятельств

Пример: Рабочий Дмитриев, находясь в кузове автомашины, проводил укладку металлолома. Погрузка металлолома в виде опрессованных пакетов проводилась автопогрузчиком. Рабочий находился вблизи груза, при опускании которого ему придавило ногу.

Согласно причине, изложенной в акте, мастер Жулидов не проследил до конца за правильной организацией погрузки, которая должна была проводиться на специальной погрузочной площадке, занятой в это время другими работами. Это не объяснение причин, а описание обстоятельств несчастного случая. Причина в другом - нахождение рабочего в опасной зоне.

6. Запись последствий вместо причин

Пример: Рабочая Шилова Н.И. убирала мусор на высоте 3,3 м на перекрытии, на котором рабочие вели монтаж железобетонных изделий. При сбрасывании мусора рабочая посмотрела вниз, у нее закружилась голова и она упала. При этом она получилавывих плеча и сотрясение мозга.

В акте указана причина: у Шиловой закружилась голова. Указанное в акте - следствие, а не причина. Причина в том, что администрация допустила работницу к работе на высоте без применения страховочных приспособлений.

Основные требования при определении причин несчастного случая:

Акт без указания причин несчастного случая не может бытьпринят как полноценный документ;

Причина должна вытекать из обстоятельств несчастного случая;

В акте должны быть указаны конкретные нарушения и отступления от норм и правил техники безопасности;

Формулировка причин должна быть четкой, лаконичной, технически грамотной, она не должна быть подменена ссылкой на пункты и параграфы инструкций по технике безопасности;

Необходимо выделить основную причину, а второстепенные причины излагать в зависимости от их значимости.

        Мероприятия по устранению причин несчастных случаев

Мероприятия по устранению причин несчастного случая указываются в п.11 акта по форме Н-1 (Приложение 4, форма 2).

Основные требования при разработке мероприятий:

    в акте должны быть указаны конкретные мероприятия по предупреждению причин несчастных случаев;

    мероприятия должны иметь правильную формулировку и вытекать из обстоятельств и определенных причин.

    мероприятия должны быть направлены на ликвидацию нарушений норм и правил техники безопасности. Они должны быть организационно-техническими и не должны быть подменены административными мерами.

    в акте должна быть соблюдена последовательность мероприятий от основных к второстепенным.

    обязательно должен быть указан срок исполнения намеченных мероприятий и исполнители.

Часто профилактическая работа по предупреждению в дальнейшем травматизма подменяется отписками вроде «обсудить», «проработать», «довести до сведения», что является всего лишь общими фразами. При изложении намечаемых мероприятий необходимо соблюдать определенные условияи порядок изложения.

Загрузка...