musings.ru

Святогорский монастырь. Святогорский свято-успенский мужской монастырь

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь , находящийся недалеко от Пскова, некогда был одним из самых богатых и важных . Он и поныне хранит в себе следы былого величия, а еще известен благодаря связи с великим русским поэтом – А. С. Пушкиным.
Об этом и о других интересных подробностях, связанных с достопримечательностями и святынями Святогорского Свято-Успенского монастыря в Пушкинских Горах, вы узнаете, прочитав мой рассказ.

Где находится Святогорский монастырь?

Святогорский монастырь расположился в пос. Пушкинские Горы Псковской области по адресу ул. Пушкинская, 1.
Контактные телефоны: +7(81146)23785, 23571, 23628.
Факс: +7(81146)23389.

Как лучше добираться до монастыря?

До Святогорского монастыря лучше всего добираться с помощью автобуса из Пскова. Сюда ездят маршруты Псков – Новоржев, Псков – Пушкинские Горы, Псков – .

Важно! До Пскова вы можете доехать на поезде, автобусе, автомобиле либо добраться на самолете.

На своем автомобиле вы можете доехать из до Пушкинских Гор и монастыря двумя путями:
  • Через шоссе Е-95/Р-23;
  • Через шоссе 58К-96.

Оба пути проходят через Псков.

Особенности посещения монастыря

Монастырь открыт для посещений ежедневно с 7:00 до 20:00.

Знаете ли вы? Вы можете погулять по территории монастыря, побывать в его храмах, принять участие в богослужениях и таинствах, заказать требы, а также при желании выполнить послушания на благо монастыря.

По поводу паломничества в монастырь вы можете обратиться по телефонам:

  • +79113693435 (монастырь);
  • +79212127869 (монастырский скит и подсобное хозяйство).

По поводу трудничества в монастыре вас проконсультируют по телефонам:

  • +79118964448 , +7953201958 (монастырь);
  • +79212127869 , +79113989282 (монастырский скит);
  • +79113916035 , +79116900711 (подсобное хозяйство).

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно.

  • В будние дни утреннее богослужение, состоящее из Братского молебна, Полунощницы, Часов и Литургии, начинается в 6:30, вечернее – в 17:00.
  • По воскресным и праздничным дням первое утреннее богослужение проводится в 9:00 и состоит из Часов и Литургии. На вечерней воскресной службе, которая начинается в 17:00, читается один из Акафистов Пресв. Богородице.
  • Помимо этого, в каждое 1-е воскресенье месяца читается соборная молитва для Призвания Святого Духа на доброе дело, а в каждое 4-е воскресенье – Благодарственная молитва Иисусу Христу.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

Знаете ли вы? Для трудников возможно бесплатное поселение в скиту монастыря и питание в монастырской трапезной.

Паломники могут остановиться в гостиницах и гостевых домах в пос. Пушкинские Горы.

Достопримечательности монастыря

Когда-то Святогорский монастырь был одним из самых богатых и процветающих .

Знаете ли вы? Основанный по приказу царя Ивана Грозного, монастырь долго оставался «фаворитом» правителей, которые постоянно делали щедрые подарки. Особенно славилась коллекция колоколов монастыря, в которую входил огромный 15-пудовый серебряный колокол, подаренный Иваном Грозным.

Позже монастырь приказом царицы Екатерины был отнесен к разряду «третьесортных», после чего его развитие приостановилось. А после падения на него бомб в годы ВОВ и последующей реставрации монастырь теперь является лишь тенью того богатства, которое он некогда представлял.
Но и сейчас здесь есть, на что посмотреть.
Главным храмом монастыря является Успенский собор , построенный в 1569 году . Это красивое здание, выполненное в традициях местного храмового зодчества псковскими мастерами.
В XVIII веке к нему было достроено два придела: в честь чудотворных икон Божией Матери Одигтрии и Покрова Пресв. Богородицы , которые хранятся здесь и по сей день.

Также на территории монастыря вы можете увидеть:

Несомненно, могила А. С. Пушкина , находящаяся в Святогорском монастыре, также является одной из его главных достопримечательностей.
Именно в монастыре отпевали тело покойного Пушкина и провожали его в последний путь.
Ныне на территории Святогорского монастыря действует Мемориальный музей , посвященный жизни и творчеству великого поэта.

Фото Святогорского монастыря в Пушкинских Горах

Святогорский монастырь – очень уютное и уединенное место, разместившееся среди красивой природы.

Старинная лестница, ведущая к главному храму монастыря.


Могила А. С. Пушкина постоянно украшена цветами, принесенными паломниками в память о великом поэте.


Память о былом величии монастыря.


Святогорская икона Божией Матери – одна из главных святынь монастыря.

Святогорский монастырь — фильм

Лично мне очень нравятся такие тихие и уютные монастыри, находящиеся вдали от городского шума и толп туристов. Сюда можно приезжать за уединением, тишиной и спокойствием. Можно легко и смело отрешиться от мирского и вспомнить о вечном, посвятить себя молитвам и душевным поискам.
Пушкинский музей является дополнительным «бонусом» и весьма приятным, особенно для любителей литературы.

А понравился ли вам Святогорский монастырь?

Святогорский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное - сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря - это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря - икона Богородицы Одигитрия - в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских горах — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей михайловской ссылки часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». Здесь же, у стен Успенского собора, находится могила поэта.


История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 г. в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления. По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».










Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Крест

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он был построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казался приземистым. Толщина стен составляла 1,5-2 м. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 г. возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были и настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII в. монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 г. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 м — столько же, сколько прожил Пушкин.


Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собора

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.


Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818 гг.), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.


Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц» . В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта… — Н.Полевой, известный журналист XIX века.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкинские горы. Памятник А.С.Пушкину близ Святогорского монастыря

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, а похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Вот выдержка из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине:

Могила А.С.Пушкина и площадка вокруг нее была заминирована и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращен стремительным наступлением советских войск.

У Успенского собора взорвали колокольню, а сам собор устоял…




Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу - одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно») . В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович , передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы») .

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич) , рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря) .

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница) , Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок , приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем) , тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены) , он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945) , восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек) . Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста) , а также устроен скит (в дер. Столбушино) , о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители .

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна) , но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:
собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества.

В конце XVIII века его крышу вместо тесовой кровли покрывают листовым железом.

Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов, пристроенных в XVIII веке:
южный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (1770) построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших;

северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1776) построен на средства псковского помещика Карамышева, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

В них хранятся чудотворные иконы храма: «Феодоровская » и «Одигитрии ».

В 1764 году на стены северного притвора (над входом в храм) была установлена ярусная колокольня (в стиле позднего классицизма) . Работы по ней были окончательно завершены к 1821 году.

Она представляет собой трехъярусное сооружение (37 метров) , с «железными боевыми часами с четвертями» и венчает её высокий шпиль с яблоком и крестом.

К собору ведут две каменные лестницы , где возле ближней из них от Анастасьевских ворот установлены:

- старый валун (слева по движению к собору) с поминальным крестом и

- памятная доска (справа по движению к собору) в память о саперах 12 инженерной бригады РВГК (9 чел.) , погибших при разминировании обители 13 июля 1944 г.

Два других монастырских храма, к сожалению, до настоящего времени не сохранились:

- Никольская церковь - деревянная трапезная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, построенная у подножья Святой горы в конце XVI века (1575) . В 1784 году она сгорела во время пожара и к 1786 г. была выстроена («... в длину 6 сажень, в ширину 2 сажени 2 аршина») на прежнем месте из камня, как теплый храм. Однако в годы Великой Отечественной войны её полностью разрушили.

Как воспоминание о ней сохранились Никольские ворота , подле которых данный храм когда-то располагался, и ведут они со Святого на черный (торговый) двор монастыря;

- Пятницкая церковь (церковь св. вмч. Параскевы Пятницы) , которая возвышалась над Святыми вратами, а после 1795 года была перенесена за стены монастыря и в дальнейшем использовалась как приходская церковь слободы Тоболенец с особым причтом из белого духовенства.

В 1944 году, в ходе освобождения псковской земли от немецко-фашистских захватчиков она была также разрушена и на её месте (на мемориале погибших воинов, что территориально примыкает к монастырю) в память об этом установлен памятный крест .

Однако в перспективе планируется воссоздание данных храмов обители, как и часовни у Анастасьевских ворот;
дом настоятеля , гостиница (1824, 1911) , выходящий своей восточной стороной на улицу.

В память о пребывании А.С. Пушкина в монастыре в его стену вкраплен мозаичный портрет поэта;
Святые (Пятницкие) врата , находящиеся рядом с домом настоятеля, вблизи утраченной Пятницкой церкви;
Анастасьевские ворота (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь) , к которым примыкает старинный каменный светелок для привратника .

В нём (светелке) А.С. Пушкин изучал монастырский архив и читал книги из библиотеки обители, работая над драмой «Борис Годунов».

Кстати, настоятель тогдашнего монастыря - игумен Иона (осуществлявший духовное наблюдение за поэтом, когда он в ссылке, жил в Михайловском) , стал одним из прототипов летописца Пимена в указанной трагедии…;

служебные постройки :

- братский корпус с трапезной (1820) ;

- административные и подсобныездания;

- церковную лавку с небольшой летней трапезной для паломников ,

рядом с которой расположен большой осколок колокола , заказанного игуменом Иннокентием, изготовленным на заводе Тюленева в Москве в 1753 году;

- воскресная школа (расположенная за территорией обители, через дорогу, напротив дома настоятеля) .

По периметру монастырь обрамляет валунная ограда (1833) ,

на изгибах которой располагаются небольшие декоративные башенки .

С восточной стороны ограда разрушена, но судя по земельным «наброскам» (работам), возможно, что она будет всё же когда-то восстановлена…

На Святой горе, у алтарной стены Успенского собора находится последний земной приют А.С. Пушкина, над которым установлен надгробным памятник (из итальянского мрамора) , выполненный по заказу вдовы Пушкина (Н.Н. Гончаровой) петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На памятнике выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.- Петербурге 29 января 1837 года» , а на нём стоит иконка Божией Матери и всегда лежат живые цветы.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Рядом с могилой поэта расположен фамильный некрополь Ганнибалов-Пушкиных (право иметь на территории обители семейное кладбище О.А. Ганнибал получил за особо щедрые пожертвования на нужды монастыря) , где похоронены: дед поэта - Осип Абрамович Ганнибал (1806) , бабушка - Мария Алексеевна (1818) , мать - Надежда Осиповна (1836) и отец - Сергей Львович (1848) . Младший брат поэта - Платон, умерший в 1819 году, похоронен, вероятно, в самом соборе.

С другой стороны Успенского собора, напротив входа, сохранились остатки памятных крестов старого погоста.

И левее Анастасьевских ворот (на пригорке, за монастырскими стенами) также сохранились следы старого некрополя - множество каменных крестов...

Напротив Анастасьевских ворот, перейдя площадь (образованную перекрестком дорог) в небольшом сквере установлен (с 1959 года) хорошо известный по многочисленным фотокарточка памятник А.С. Пушкину (скульптора Е.Ф. Белашовой) .

А с западной стороны обители (рядом со Святыми вратами) , как уже говорилось, примыкает мемориал советским воинам , погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении поселка и его окрестностей…

Монастырский скит расположен в заброшенной деревне Столбушино (Новоржевского района) : прямиком до него 15 километров, если ехать по шоссейной дороге (не считая последних 7-8 км) то будет все 60

Подъезжая к нему, его гостей встречает среди деревьев деревянная церквушка ,

а сам скит расположен в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером

и издали примечается маковками куполов.

В скиту находится ныне восстанавливаемая церковь в честь Успения Божией Матери .

Храм является одним из уникальных памятников времени екатерининского барокко и может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XVIII века (построен в 1787 году на средства местного помещика - подполковника Николая Савича Бороздина) .

Это бесстолпный, крестообразный храм (типа - восьмерик на четверике) , с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают два придела (южный - Николаю Чудотворцу , северный - Сергию Радонежскому ) и трехъярусная колокольня (где было когда-то 6 колоколов) .

До 1962 года храм был действующим. После перевода последнего настоятеля (протоиерея Александра Михайлова) в другую церковь, службы в здесь прекратились, а жизнь прихода остановилась (а в дальнейшем и деревенская жизнь, вообще, «замерла») .

Храм, оставшись без присмотра, полностью утратил свой интерьер и утварь, а к началу XXI века под действием времени - сильно разрушился.

В 2005 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм был передан Святогорскому монастырю (под скит) и в нём начались ремонтно-восстановительные работы…

В настоящее время работы близки к завершению.

Ощущение от пребывания в данном храме очень необычное. Большое количество окон, делают его воздушным, а продолговатая форма церкви, расположенной вблизи берега озера, создает ощущение присутствия на корабле, на котором можно достигнуть тихой пристани Царства Небесного…

Вокруг церкви располагается старый деревенский погост , где можно даже обнаружить могилы XIX века…

Поскольку скит расположен в заброшенной деревне, то и из «местных жителей» здесь имеется несколько монахов и с десяток трудников, возвращающих жизнь в эти места.

Большинство из трудников, что работаю здесь, пришли сюда, как любят у нас говорить социологи, с низких ступеней социальной лестницы - «потерявшиеся» в жизни (работе) люди… Но пообщавшись с ними, не встретил среди них опустившихся, асоциальных элементов. Напротив, несмотря на пережитые ими катаклизмы, они сумели сохранить в своих душах оптимизм, интерес к жизни, умея довольствоваться и радоваться тому малому, что у них нынче имеется. Есть среди них люди и художественных, и рабочих профессий, что очень помогает в строительстве скита.

А строительно-хозяйственных работ здесь более чем достаточно.

Помимо восстановления храма (духовного центра скита) здесь ведутся работы:

● по строительству жилых помещений (для монахов, трудников и в перспективе - паломников) . Строятся небольшие, компактные домики, очевидно, чтобы сохранить существовавшую ранее в данном удаленном уголке Псковщины архитектурную концепцию деревенского жилья;

● построена птицеферма , со своим «гусинным общежитием» и даже «ветлечебницей». Как мне говорил «главный по гусям», она является, наверное, самой крупной в области (более 3000 птиц) . И действительно, рядом с фермой (в момент моего пребывания в скиту) , поле было усыпано бело-серыми тельцами, пощипывающими сочную травку. А таких полей здесь несколько (которые поочередно используются на замену, пока на других взрастёт свежая зелень) .

Но даже несмотря на имеющуюся «гусиную ферму», некоторые из птиц каким-то непонятным образом все равно «гуляли» сами по себе по скиту…;

● имеется своё небольшое животноводческое хозяйство , особую гордость в котором составляют свиньи.

Специально зашел посмотреть на них в загон, где увидел откормленных хряков в три (а может и все четыре?) центнера каждый…;

● в одной из деревянных построек оборудован молочный цех , где готовят молочнокислую продукцию. Несмотря на деревенские условия, внутри цеха чистота, а судя по лежащим там белоснежным халатам, шапочкам, бахилам, а также идеальному внутреннему порядку - очевидно, и стерильно.
Кстати, продукция, что производится здесь (это не только кисломолочные изделия, но и различные целебные чаи из трав, мёд, варенье, сбитень и др.) можно купить не только здесь и в церковной лавке монастыря, но и в соответствующих магазинах Псковщины...и даже в Москве…;

● имеется своя слесарная и столярная мастерские , позволяющие вести громоздкие работы с деревянными конструкциями внутри них (в непогоду) - на фотографии, что выше, она слева ;

● строится гараж (за мастерской) ;

● в одном из сохранившихся деревенских зданий (на фотографии, что выше, оно справа) оборудована трапезная - просторная изба с русской печкой, широкими деревянными столами и лавками, где «местные жители» перед приемом пищи читают молитвы и трапезничают под звуки духовной музыки. Мне любезно предложили испробовать, что «Бог послал». В тот день было довольно жарко и я, чтобы не обидеть хозяев, выпил только компот. Такого вкусного и насыщенного ягодами напитка, пожалуй, я давно не пробовал (может от того, что пробовал его после «прогулки» на свежем воздухе) ;

● чуть в стороне (рядом с трапезной) расположена летняя столовая-беседка ,

пройдя мимо которой можно спуститься на оборудованную «пристань », выходящую вглубь озера

и откуда открываются живописные виды на окрестности.

Как немыми свидетелями того, что на месте скита когда-то располагалась деревня, стоят чудом сохранившиеся здесь несколько старых изб : уже заросшие травой, а местами даже покосившиеся…

А покидая скит, его посетителей провожает поминальный крест , стоящий прямо у проселочной дороги (невдалеке от крайней в деревне избы) , как бы напоминая о том, где Вы только что побывали и куда мы все когда-то придём…

Для тех, кто заинтересовался историей обитель - небольшая видеозарисовка о Святогорском монастыре…

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Загрузка...