musings.ru

Открепительные удостоверения отменены к президентским выборам. Зачем отменять открепительные удостоверения Видеонаблюдение иразукрупнение участков

Новость из разряда не совсем обычных, хоть и ожидаемых: на выборах в России больше не будут использоваться открепительные удостоверения. Необычной ее делает то, что такие удостоверения являются одним из самых старых элементов выборного процесса в РФ. Это нововведение отвечает развитию сразу двух демократических прав: на свободу передвижения и на участие в выборах. Законодатель и ЦИК стараются предотвратить при этом потенциалные злоупотребления.

Поправки в избирательное законодательство, отменяющие открепительные удостоверения и позволяющие голосовать не по месту регистрации приняты в среду в окончательном третьем чтении. Голосовать по фактическому местонахождению можно будет уже с единого дня голосования, то есть с 10 сентября с. г., и, конечно, на президентских выборах 18 марта 2018 года. Перенос президентских выборов с 11 марта на эту дату депутаты также утвердили в среду.

Законопроект, у которого есть все шансы быть утвержденным Совфедом (на стадии Думы он уже прошел коррекцию после первого чтения в апреле) устанавливает сроки включения граждан в списки избирателей по месту фактического пребывания. ТАСС со ссылкой на пояснения ЦИК сообщает, что общем случае подавать заявления об этом нужно не позднее чем за пять дней, но если вы находитесь в срочной, подтвержденной документами командировке (или, например, попали в больницу вдалеке о дома), то - не позднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно в территориальной или в участковой избирательной комиссии, а также через портал "Госуслуги" или в многофункциональных центрах (МФЦ).

На заявление, во избежание фальсификаций и повторного голосования будут наклеены специальные марки. При этом для голосования путешественников будут выделены специальные участки: от 9 тыс. до 15 тыс., в то время, как всего в России их 95 тысяч.

Отвечая на вопрос, о том, каков все-таки, при отсутствии открепительных удостоверений, механизм страховки от нарушений на выборах, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов сказал, что будут проверяться, сличаться по разным участкам списки зарегистрировавшихся, а также - проголосовавших, чтобы выявить гипотетическую возможность голосования в нескольких местах одного и того же лица. Другой элемент защитного механизма - карательный.

Выше штрафы

Голосовать с нарушением закона удавалось и прежде, говорит Дмитрий Орлов, применялись так называемые «карусельные» и «автобусные» технологии. Теперь же, и на это следует обратить особое внимание, выросла ответственность за нарушение избирательного законодательства. Таким образом, возможность реализации гражданами избирательного права существенно выросла, а риск масштабного нарушения закона, наоборот, снизился, считает политолог, отмечая также, что прежде желающим проголосовать, но находящимся в отъезде приходилось прибегать к весьма сложной процедуре или нести затраты, чтобы успеть вернуться вовремя к месту регистрации.

Таких, а также тех, кому приходилось просто отказаться от намерения проголосовать, как выясняется, было очень много. Глава ЦИК РФ Элла Памфилова заявила, что новый закон коснется от 5 до 20 млн человек.

В подтверждение слов политолога можно добавить, что Элла Памфилова рассказала об изучении ЦИКом возможности публиковать в интернете личные данные людей, включенных в избирательные списки по каждому участку (усеченно, так, чтобы это было в рамках закона о защите персональных данных). А возможность публикации информации о количестве открепившихся/прикрепившихся избирателей уже предусмотрена и такие данные будут обнародоваться на сайте комиссии за два дня до выборов.

В ЦИК ожидают также, что нововведение позволит отказаться от практики досрочного голосования, к которому ранее было много претензий и которое в настоящее время разрешено только на региональном уровне.

А штрафы за нарушения на выборах возрастают кратно: человек, проголосовавший несколько раз, а также организатор такого голосования, будучи раскрытыми, заплатят штрафы в 30 тыс. руб. Выдача бюллетеня "в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя" или проголосовать более одного раза, а также выдача (и получение) заранее заполненного бюллетеня будет наказываться штрафом от 3,5 тыс. до 30 тыс. руб. Штраф за неоднократные административные правонарушения такого рода составит 50 тыс. руб.

Может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона предусмотренные законом сроки выдачи открепительных удостоверений избирателям, участникам референдума соответствующего избирательного участка, участка референдума в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) должны оканчиваться в день передачи первого экземпляра списка избирателей, участников референдума в участковую комиссию.

2. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, открепительные удостоверения выдаются в сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня.

3. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 или к настоящему Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом . Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.

4. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.

5. Закупка открепительных удостоверений осуществляется организующей выборы, референдум комиссией централизованно на основании ее решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), руководителем органа социальной защиты населения (если избиратель, участник референдума является инвалидом), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, участка референдума, где избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа (если выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), на территории которых образован избирательный участок, участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, указанные сведения об избирателе, избирательном участке и о соответствующей комиссии вносятся также в отрывной талон открепительного удостоверения. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, указывает в открепительном удостоверении (если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, - также в отрывном талоне) свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей комиссии.

8. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторного голосования на выборах - открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя, участника референдума. В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя, участника референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указываются серия и номер паспорта избирателя, участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя, участника референдума указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя, участника референдума доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей, участников референдума.

9. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании соответствующей выписки член участковой комиссии в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.

12. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

13. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом . Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем, участником референдума. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах. В этом случае при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели, участники референдума включены в список избирателей, участников референдума, хранятся вместе с указанным списком.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и комиссии, организующей выборы, референдум. На основании этого решения комиссия, организующая выборы, референдум, признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие комиссии. Открепительные удостоверения также могут признаваться недействительными комиссией, организующей выборы, референдум, в иных случаях, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума. При предъявлении избирателем, участником референдума такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Порядок передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС "Выборы", утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

«МК» неоднократно писал о двух законопроектах, внесенных от имени сенаторов Андрей Клишаса и Анатолия Широкова: они предлагают изменить Законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» и «О выборах Президента РФ». Выступая от имени авторов, г-н Клишас назвал основной целью нововведений обеспечение «максимально открытой, гласной и прозрачной процедуры выборов» главы государства в 2018 году. Использование видеотрансляций с избирательных участков, смягчение правил работы наблюдателей по сравнению с выборами других уровней, возможность разукрупнения избирательных участков, чтобы гражданам было легче до них добраться, - эти и другие меры, по мнению г-на Клишаса, позволят добиться искомой цели.

Особое внимание г-н Клишас уделил идее отменить на выборах президента голосование по открепительным удостоверениям, предусмотрев возможность голосования «по месту нахождения»: гражданин сможет подать заявление о включении в список избирателей «по месту нахождения» с указанием участка, где он намерен голосовать, эти сведения должны быть включены в единую информационную базу на основе «ГАС-Выборы», чтобы предотвратить повторное голосование. Новая схема, сказал сенатор, сможет дополнительно привлечь на участки от 10 до 12 млн избирателей, думают в Центризбиркоме. ЦИК потом разработает порядок сбора сведений о заявлениях и доведения их до участковых комиссий, заверил г-н Клишас: работа над текстами подзаконных актов «уже идет в рамках экспертных групп». «Далеко не у всех есть время и деньги, чтобы добраться до места регистрации и получить открепительный», - заявил он.

Для тех, кто задумает «каруселить», прописаны увеличенные в несколько раз административные штрафы: до 30 тысяч рублей за неоднократное голосование, при повторном нарушении штраф вырастет до 50 тысяч рублей. Сейчас с Верховным судом обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности за такого рода нарушения, но как новый состав будет выглядеть - неизвестно.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») назвал отмену голосования по открепительным талонам «вызывающей наибольший резонанс», но призвал ее поддержать, потому что «причин для голосования не по месту регистрации может быть много - и медицинских, и семейных, и связанных с работой».

Большинство вопросов было именно по этой теме. Вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) напомнил, что участковые комиссии не имеют доступа к системе «ГАС-Выборы». Г-н Крашенинников сказал, что «обмен информацией - ключевая история», но гражданин, подавший заявление о намерении голосовать не по месту регистрации, сможет проголосовать только на одном участке - «все остальное должно быть заблокировано». Впрочем, позднее Виктор Пинский, выступая от имени фракции «ЕР», сообщил, что ЦИК планирует создать около 500 участков по стране специально для тех, кто заявление о прикреплении к другому участку по месту нахождения подать не успел, а просто вдруг в день выборов захотел воспользоваться конституционным правом…

«Все, что озвучено ЦИКом по этому поводу, не оставляет возможности контроля за голосованием по месту нахождения со стороны партий и наблюдателей. Как предполагается остановить массовую фальсификацию?» - спросил Валерий Рашкин (КПРФ). На этот и несколько аналогичных вопросов г-н Клишас смог сказать лишь, что «это тонкий момент, над которым сейчас работает ЦИК», да и вообще «нельзя ни один закон написать таким образом, чтобы его нельзя было нарушить». Михаил Емельянов («СР») попросил все же уточнить детали, потому что «главный вопрос - как оппозиция сможет проконтролировать, чтобы не было двойного-тройного голосования». Деталей зал не дождался. Максимум, что «уточнил» докладчик: «контроль и со стороны комиссий, и со стороны наблюдателей будет», а содержание подзаконных актов, над которыми трудится ЦИК, станет известно перед вторым чтением.

Кстати, среди предложений сенаторов есть и право кандидата в президенты отказаться от участия в дебатах. «У нас различный политический вес у кандидатов», - пояснил г-н Клишас: по его словам, неправильно было бы «тяжеловесам» поднимать своим участием в дебатах вес каких-то «самовыдвиженцев». О каком тяжеловесе в первую очередь идет речь, всем присутствующим было ясно без уточнений.

Что изменится, если будут приняты поправки в Закон «О выборах Президента РФ»

Упростится работа наблюдателей. Сейчас они должны заблаговременно записываться на определенный избирательный участок и оставаться только на нем. Согласно законопроекту, наблюдатели смогут спокойно переходить с участка на участок без предварительного уведомления.

■ Прекратятся «карусели» с открепительными удостоверениями, потому что их просто отменят. Сейчас открепительные - это головная боль не только для наблюдателей, но и для избирательных комиссий, которые обязаны в течение месяца до выборов ежедневно дежурить по 4 часа, чтобы эти удостоверения выдавать желающим. А потом - учитывать их в итоговых протоколах выборов. Предполагается, что после принятия закона любой избиратель сможет проголосовать на любом избирательном участке страны по месту своего пребывания. Для этого достаточно за три дня до выборов (не позднее) прикрепиться к ближайшему или самому удобному для него избирательному участку. Причем сделать это можно будет даже без личного визита, а по телефону или электронной почте. Однако если избиратель злоупотребит своим правом и прикрепится сразу к нескольким участкам (что всплывет неизбежно, поскольку каждый участник голосования при внесении в списки избирателей фиксируется системой ГАС-выборы), то к голосованию он допущен не будет и подвергнется штрафу - 30 тысяч рублей.

■ Избирательные участки станут меньше по численности избирателей, а их самих станет больше. Сейчас в Москве и других городах одна участковая избирательная комиссия (УИК) может ожидать 2–2,5 тысячи избирателей. Согласно законопроекту, максимальная численность избирателей составит 1,5 тысячи на УИК. Комиссиям станет проще, а шаговая доступность участка улучшится.

■ Проще станет собирать подписи кандидатам в президенты. Сейчас выбраковываются подписи, в которых некорректно указан адрес. Ну, к примеру, люди вместо «бульвар» пишут «б-р» или забывают указывать корпус в домах, где идет сквозная нумерация квартир независимо от номера корпуса. Теперь придирок к точности адреса станет меньше.

■ Все участки оснастят камерами, изображения с которых выведут на единый и всем доступный ресурс. Это уже делалось во время президентских выборов 2012 года, но тогда не имело постоянной законной силы, а было разовой акцией, основанной на распоряжении главы правительства и кандидата в президенты Путина. Теперь эту практику закрепят навсегда.

■ И - появится столь долгожданный многими электронный бюллетень единого образца. Пока он будет применяться только на участках с комплексом для электронного голосования, но в перспективе это шаг к дистанционному голосованию через Интернет.


Госдума приняла втретьем, окончательном чтении пакет поправок визбирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения навыборах идающий возможность голосовать непоместу регистрации, атам, где находишься. Это относится квыборам президента вмарте 2018 года икрегиональным выборам, начиная с10 сентября этого года.

Пакет предложений покоррекции выборного законодательства внесли вначале марта глава комитета Совета Федерации поконституционному законодательству игосстроительству Андрей Клишас иего коллега Анатолий Широков. Инициативы, разработанные при участии Центризбиркома, были одобрены нижней палатой впервом чтении 12 апреля идополнены ковторому чтению. Так, изначально механизм голосования поместу пребывания был отдан исключительно наоткуп ЦИК, авпоследующей редакции рамочные нормы регламента

Центризбиркома были закреплены взаконопроекте.

Согласно документу, гражданин может быть включен всписок избирателей, заблаговременно подав заявление поместу пребывания впорядке, установленном ЦИК. Закон устанавливает сроки, когда можно это сделать— неранее чем за45 дней додня голосования инепозднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно будет только при наличии паспорта или временного удостоверения личности, если паспорт меняют.

ТИК, УИК, МФЦ и« Госуслуги»

Подать заявление, как поясняли вЦИК, можно будет втерриториальной избирательной комиссии (ТИК) неранее чем за45 дней довыборов инепозднее чем запять дней, атакже вучастковой избирательной комиссии (УИК) неранее чем за10 дней довыборов инепозднее чем запять дней. Законопроект также предусматривает возможность подачи заявления через портал « Госуслуги» или вмногофункциональных центрах (МФЦ).

Для тех, кто зачетыре дня ипозднее решил голосовать непопрописке (например, из-за срочной командировки), предусмотрена другая процедура. Они смогут подать заявление вУИК поместу регистрации до14:00 субботы накануне дня голосования. Заявление, которое избиратель должен будет предъявить поместу пребывания, будет защищено специальными марками воизбежание фальсификаций иповторного голосования, при этом гражданин будет обязан указать причину, покоторой меняет место для голосования. Проголосовать такой избиратель сможет неналюбом участке, ихколичество будет ограничено (от9 тыс. до15 тыс.), планируют вЦИК.

До14:00 субботы смогут прикрепиться кучастку поместу пребывания те, кто планировал голосовать поместу жительства, новсилу непредвиденных обстоятельств оказался недома. Это касается тех, кто накануне выборов попал вбольницу или вСИЗО, атакже военнослужащих, которых, например, перебросили научения.

Врегионах отменяют досрочку

Всоответствии споправками, подготовленными ковторому чтению иподдержанными депутатами, норма оголосовании поместу пребывания распространится инарегиональные выборы иреферендумы. ВЦИК ожидают, что это нововведение позволит отказаться отпрактики досрочного голосования, ккоторому ранее было много претензий. При этом навыборы вГосдуму эта норма распространяться пока небудет.

Внастоящее время навыборах вГосдуму инапрезидентских выборах досрочное голосование недопускается, аврегионах власти сами решают, организовать досрочное голосование для тех, кто неможет явиться научасток поместу регистрации вдень выборов, или использовать открепительные.

Взаконопроекте оговаривается, что региональные парламенты могут принять новый закон остарых правилах, тоесть обиспользовании открепительных и(или) досрочного голосования. Однако зампред ЦИК Николай Булаев уже заявил, что ниводном регионе, где 10 сентября пройдут выборы губернаторов изаксобраний, доначала кампании принять такой документ неуспеют.

« Вернуться» народной участок можно будет после проверки

Врамках доработки закона депутаты предусмотрели ситуацию, когда избиратель подал заявление оботкреплении сосвоего участка иприкреплении кдругому, новдень выборов все-таки пришел голосовать поместу регистрации. Такой избиратель сможет проголосовать только порешению участковой комиссии итолько после проверки, подтверждающей, что оннепроголосовал ранее.

Кроме того, закон допускает возможность публикации винтернете информации покаждому участку околичестве избирателей, открепившихся отнего иприкрепившихся кнему. ВЦИК сообщали, что данные будут обнародованы насайте комиссии впятницу— задва дня довыборов. Глава ЦИК Элла Памфилова заявляла, что комиссия ищет возможность публиковать нетолько количественные сведения, нои— усеченно— личные данные, учитывая требования закона озащите персональных данных.

Кроме того, взаконе прописывается норма обобеспечении избирательных прав граждан сограниченными возможностями. Органы исполнительной власти субъектов вобласти социальной защиты исоциальной поддержки инвалидов будут обязаны содействовать избиркомам вработе синвалидами сучетом имеющихся уних стойких расстройств функций организма.

Требования кподписным листам упрощают

Закон также предусматривает упрощение требований кподписным листам, вкоторых проставляются автографы избирателей вподдержку того или иного кандидата. Кпримеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов напост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать неменее 100 тыс. подписей, чтобы ихкандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации навыборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может несодержать каких-либо реквизитов, вслучае если это непрепятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, неуказали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Также закон разрешает инвалидам позрению обратиться кдругому человеку запомощью впроставлении подписи идаты вподписном листе.

Штрафы занарушения навыборах возрастут вразы

Закон ужесточает административную ответственность занарушения навыборах. Так, занеоднократное голосование одного итогоже лица, атакже заорганизацию такого голосования устанавливается штраф в30тыс.руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа завыдачу бюллетеня вцелях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза с3,5 тыс. до30тыс.руб. Аналогичные санкции предусмотрены завыдачу гражданину заполненного бюллетеня, атакже заего получение. Штраф занеоднократное подобное административное правонарушение составит 50тыс.руб.

Видеонаблюдение иразукрупнение участков

Закон закрепляет возможность организации видеонаблюдения наизбирательных участках странсляцией винтернете. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что оснастить видеокамерами напрезидентских выборах получится 85% всех избирательных участков страны.

Визначальной версии законопроекта предусматривалось разукрупнение избирательных участков сцелью сокращения численности избирателей накаждом с3 тыс. до1,5 тыс. Всоответствии споправками, утвержденными депутатами, проводить такое разукрупнение можно будет только посогласованию срегиональными избиркомами иЦИК. Решения обизменении границ избирательных участков должны приниматься непозднее чем за70 дней додня выборов.

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

Загрузка...