musings.ru

Максимальный срок оплаты товара по 223 фз. Возможные сроки оплаты по договору

Общие положения осуществления закупок у СМП

Часть 8 статьи 4 Закона 223-ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

Такое право реализовано Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» (далее - ПП РФ 1352). ПП РФ 1352 распространяется только на тех заказчиков, выручка которых за предыдущий год превышает 1 млрд рублей. Остальные заказчики обязаны выполнять нормы Постановления:

  • с 1 июля 2015 года - самые крупные заказчики, у которых выручка за прошлый год составила более 10 млрд рублей ;
  • с 1 января 2016 года - те, у кого выручка за прошлый год составила от 1 млрд рублей до 10 млрд рублей . Уже сейчас таким заказчикам нужно активно готовиться, чтобы исполнить нормы закупок у СМП;
  • те заказчики, у кого выручка составила менее 1 млрд рублей , не обязаны ничего закупать у СМП, а только ежемесячно направлять отчет о закупках у СМП. Если таких закупок нет, пустой отчет все равно нужно предоставлять.

Объем закупок у СМП

Установлен годовой объем закупок у СМП в размере 18% от совокупного годового стоимостного объема договоров заказчиков, за вычетом некоторых исключений (п.7 ПП РФ 1352).

Как рассчитать объем закупок у СМП

Необходимо из числа всех заключенных в соответствии с 223-ФЗ за год договоров вычесть договоры, которые перечислены в п.7 ПП РФ 1352 (см. ниже). 18% от полученного числа и есть норматив закупок у СМП.

Из этого же совокупного объема договоров не менее 10% договоров должны быть заключены по итогам закупок только среди СМП.

При этом договоры, заключенные по результатам закупок только среди СМП (10%), входят в 18% договоров, которые должны быть заключены с СМП.

Для заказчиков, подпадающих под действие ПП РФ 1352 с 1 июля, этот норматив в текущем году составляет 9% договоров с СМП вообще и 5% договоров, заключенных по результатам закупок только среди СМП. Этот норматив рассчитывается для закупок, которые будут проведены с 1 июля по 31 декабря 2015 года, на основании договоров, заключенных заказчиком за этот же период .

Самая большая проблема у заказчиков будет возникать в связи с выполнением десятипроцентного норматива по закупкам только среди СМП, поскольку расчет ведется не от количества объявленных процедур, а от суммы заключенных договоров. Если объявленная закупка среди СМП не состоялась, в этот отчет она не попадает.

Какие договоры не учитываются при расчете норматива

ПП РФ 1352 устанавливает перечень договоров, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки. Следует внимательно изучить этот перечень, так как это может значительно сократить годовой объем договоров, а следовательно и объем обязательных закупок у СМП.

Итак, при расчете не учитываются:

  1. закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. закупки в области использования атомной энергии;
  3. закупки у монополистов, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
  4. закупки, которые осуществляются за пределами территории Российской Федерации и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации;
  5. закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
  6. закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  7. закупки, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона (отдельные закупки или перечни);
  8. закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  9. закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
  10. закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
  11. закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  12. закупки энергоносителей;
  13. закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
  14. закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железнодорожного пути;
  15. закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;
  16. закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  17. закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  18. закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
  19. закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
  20. закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

Варианты закупок у СМП

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

Во-первых , в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);

Во-вторых , закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП ;

В-третьих , в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18% ).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Кто является СМП

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к СМП относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям :

для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% , а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП, не должны превышать 49% процентов каждая.
(Исключения см. в ст.4 закона 209-ФЗ).

для всех :

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  1. от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  2. до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • Постановление Правительства РФ N 101 от 09.02.13 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (ПП РФ 101)

    Установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    микропредприятия - 60 млн рублей;

    малые предприятия - 400 млн. рублей;

    средние предприятия - 1000 млн рублей.

    Предполагаются изменения. В целях смягчения негативного влияния кризисных явлений на экономику предлагается увеличить предельные значения выручки субъектов малого и среднего предпринимательства от реализации товаров (работ, услуг) до следующих размеров:

    микропредприятия - 120 млн рублей;

    малые предприятия - 800 млн рублей;

    средние предприятия - 2 млрд рублей.

    Проектом постановления предусматривается, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года 1 .


    1 Указанные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Подтверждение статуса СМП

    Единый реестр СМП отсутствует. Есть региональные реестры, но они содержат информацию только о тех субъектах, которые получают какую-либо поддержу от государства. Однако существует поручение Президента РФ о создании единого реестра к 1 октября 2015 года.

    Постановление предполагает декларирование участниками закупок своего отнесения к СМП. Фактически заказчик должен просто «доверять» участнику закупки, заявившемуся как СМП. Форма декларации о принадлежности к СМП включается в положение о закупке.

    Форму декларации заказчикам следует утвердить в положении о закупке. В качестве подтверждения отнесения участника к СМП заказчики не вправе требовать ничего, кроме такой декларации .

    Когда проводятся закупки только среди СМП, их участники обязаны включить в состав заявки декларацию своей принадлежности к СМП. Если закупка проводится для любых поставщиков, заказчик вправе установить требование о включении в состав заявки декларации для того, чтобы включить информацию о такие закупке в отчет, если этот участник станет ее победителем.

    Программа партнерства

    Постановлением 1352 предусмотрено право заказчика утвердить программу партнерства. Это не обязанность, а именно право заказчика, однако уже сейчас многие крупные компании утвердили такие программы (например, Россети, РЖД). Программа партнерства - это документ, который описывает комплекс мер для поддержки участников закупок из числа СМП. На основании программы партнерства формируется собственный реестр СМП заказчика. Количество участников программы не ограничивается. Однако проводить закупки только среди участников такого реестра заказчик не вправе.

    ПП 1352 содержит 2 требования к участникам программы. В соответствии с ними участниками могут стать СМП:

    1. исполнившие без штрафов и пени два и более договоров с этим заказчиком;
    2. прошедшие процедуру определения соответствия требованиям к поставщикам.

    Требования к участникам и порядок определения соответствия им устанавливаются в самой программе партнерства.

    Зачем это поставщикам

    Для заказчика такая программа дает возможность привлечь к закупкам большего числа участников из числа СМП и тем самым выполнить норматив. Заказчик сам решает, что включать в программу партнерства, какие меры поддержки предусмотреть.

    ПП РФ 1352 дает подсказку только в части авансирования. В частности, сказано, что заказчик может предусмотреть аванс в размере 30% для участников программы партнерства, участвующих в закупках только среди СМП. Например, можно объявить закупку для все участников (или только для СМП), а в документации, при определении порядка оплаты указать, что если победителем закупки станет участник программы партнерства, то заказчик выплатит ему аванс в размере 30% (или более).

    Публиковать программу и требования к поставщикам в ЕИС не обязательно. Они публикуются на сайте заказчика. Можно также пользоваться письмом Минэкономразвития России №23941_ЕЕ от 1.11.2013/Д23и «О методических рекомендация по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства», подготовленным в рамках дорожной карты по развитию СМП. В нем содержатся рекомендованные требования к участникам программ партнерства:

    • наличие регистрации в установленном порядке ЮЛ или ИП, непроведение ликвидации СМП и отсутствие решения арбитражного суда о признании СМП банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • неприостановление деятельности СМП в порядке, установленном КОАП, на дату заключения договора присоединения;
    • отсутствие у СМП задолженностей по обязательным платежам, размер которых превышает 25%;
    • отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера СМП судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных ФЛ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного СМП, и административного наказания в виде дисквалификации;
    • отсутствие сведений о СМП в РНП;
    • наличие у СМП опыта исполнения договоров по 223-фз или 44-фз, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у СМП статуса участника проекта «Сколково».
    • Также заказчик вправе установить другие разумные требования к участникам программы. Можно, например, устанавливать требование об отсутствии не исполненных в срок и надлежащим образом обязательств и просроченных задолженностей перед заказчиком. Но таком случае необходимо будет иметь документальное подтверждение неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

      Все требования должны быть объективными и обоснованными и не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников программы партнерства.

    Структура программы партнерства

    Сам документ составляется в свободной форме.

    Целесообразно в структуре программы партнерства отразить:

    Цели и задачи программы

    Требования к СМП для участия в программе

    Права и обязанности сторон

    Порядок присоединения и прекращения участия: имеет смысл установить какой-то изначальный срок участия (например, 1 год или 3 года), основания для прекращения участия в программе и исключения участника из реестра СМП заказчика (участник перестал являться СМП, обнаружение в декларации об отнесении к СМП недостоверных сведений)

    Порядок рассмотрения разногласий

    Форма заявления о присоединении

    Форма справки об опыте

    Проект договора присоединения

    Реестр СМП

    Реестр СМП - участников программы заказчик ведет на своем сайте (п.15 ПП 1352). Порядок включения поставщика в реестр СМП также определяется заказчиком. Количество участников программы партнерства ограничивать не следует.

    Заказчик может утвердить типовую форму договора присоединения, форму заявки и перечень документов, подтверждающих соответствие поставщика требованиям.

    Как стимулировать поставщиков вступать в программу партнерства

    Для вступления поставщик должен подтвердить соответствие квалификационным требованиями (необходимо определить требования) и предоставить подтверждение добросовестного исполнения минимум двух договоров с заказчиком.

    Участие в программе должно быть добровольным и бесплатным.

    Программа партнерства должна предусматривать реальные меры поддержки участников реестра СМП, иначе у поставщиков не будет мотивации присоединяться к программе. Значительный эффект может принести использование финансовых инструментов поддержки СМП (отсутствие обеспечения заявки, упрощенный порядок его получения и др.).

    В целом среди поставщиков нет большого ажиотажа по поводу участия в программах партнерства; они чаще всего не видят в этом смысла, так как заказчикам не удается предусмотреть действительно серьезных преференций.

    Исключение из реестра СМП

    Заказчику целесообразно определить порядок и случаи исключения поставщика из реестра СМП:

    Во-первых, установить срок действия статуса участника программы партнерства (например, 1 год) и указать, что если участник не прошел ежегодную проверку на соответствие требованиям, то он автоматически исключается из реестра СМП.

    Во-вторых, предусмотреть обязанность заказчика исключить поставщика из реестра СМП при обнаружении недостоверных сведений в заявке на включение в реестр СМП или если поставщик перестал относиться к СМП в соответствии с законодательством РФ.

    Закупки только среди СМП

    Это те закупки, которые приводят к исполнению норматива в 10% - закупки только среди СМП.

    Перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП

    Заказчик обязан утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупку которых он будет осуществлять только у СМП. Перечень формируется заказчиком самостоятельно и публикуется им в ЕИС и на сайте заказчика. Составляется по кодам ОКДП, так же как в планировании.

    Если код включен в перечень, то при закупке продукции, ему соответствующей:

    • если НМЦ договора < 50 млн руб., заказчик обязан провести закупку у СМП

      Например , если в перечень включен код 3699110 «Канцелярские принадлежности» и нужно провести закупку на сумму более 50 млн руб., то заказчик должен проводить ее только среди СМП

    • если 50 млн руб. < НМЦ договора < 200 млн руб., заказчик вправе провести закупку у СМП, но может провести на общих основаниях. Если закупка товаров из перечня у СМП не состоялась, договор не заключен, то заказчик вправе провести закупку в соответствии со своим положением о закупке (например, у единственного поставщика).

    Можно делать исключения из перечня. Если заказчик внес в перечень код ОКДП, объединяющий несколько позиций, но не готов все их закупать у СМП, то он может сделать сноску в перечне с указанием конкретных позиций, которые исключаются из перечня.

    ПП РФ 1352 не запрещает вносить изменения в такой перечень. Порядок изменения перечня лучше прописать в положении о закупке. Вообще рекомендуется всем заказчикам, подпадающим под Постановление, пересмотреть свои положения о закупках, выделить особенности закупок у СМП: как минимум утвердить форму декларации о принадлежности к СМП и отразить нюансы проведения закупок у СМП.

    Обеспечение заявки

    В п. 23 ПП РФ 1352 указано, что обеспечение заявки осуществляется по выбору поставщика :

    В данной ситуации способ обеспечения выбирает именно поставщик. На сайт уже реализован механизм, позволяющий поставщику выбрать способ обеспечения самостоятельно.

    Под иным способом понимаются ситуации, когда поставщик предпочитает обеспечить заявку, например, путем предоставления независимой гарантии, договором поручительства и т.д.

    При закупках по перечню закупок у СМП размер обеспечения не должен превышать 2% от НМЦ.

    Для участников программы партнерства можно исключить обязанность внесения обеспечения заявки.

    Обеспечение заявки (денежные средства) возвращается:

    • В течение 7 рабочих дней со дня подписания итогового протокола всем участникам, кроме победителя;
    • В течение 7 рабочих дней со дня заключения договора (если договор не заключается, со дня принятия решения о том, что договор не заключается) - участнику, заявке которого присвоен первый номер.

    Здесь есть сложность: ПП РФ 1352 требует разблокировать средства сразу, а в положениях большинства заказчиков предусмотрено, что средства должны быть заблокированы до дня подписания договора еще и у участника, занявшего второе место на случай уклонения победителя от заключения договора. Следует руководствоваться порядком, установленным Постановлением.

    Обеспечение исполнения договора

    Здесь та же самая ситуация, что с обеспечением заявки. Поставщик сам выбирает способ обеспечения договора (п. 26 ПП РФ 1352):

    • либо денежными средствами
    • либо с использованием банковской гарантии
    • либо иным способом , предусмотренным документацией о закупке

    Размер обеспечения устанавливается в размере аванса или не более 5% от НМЦ, если аванс не предусмотрен. Участников программы партнерства также можно освободить от обязанности вносить обеспечение договора.

    Срок заключения договора

    По итогам таких закупок срок заключения договора не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора.

    Есть исключения, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в ФАС либо в судебном порядке.

    В таких случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

    Минимального срока на заключение договора нет.

    Оплата по договору

    Максимальный срок оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки только среди СМП, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору/отдельному этапу договора. Этапы договора определяются в самом договоре: они должны быть четко обозначены.

    Привлечение СМП в качестве соисполнителей (субподрядчиков)

    Еще один инструмент выполнения норматива по закупкам у СМП (18%) - привлечение исполнителями соисполнителей. Заказчики вправе установить в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП.

    Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие:

    1. план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, в котором указывают конкретных соисполнителей (наименования);
    2. декларацию о принадлежности к СМП на каждого субподрядчика (соисполнителя).

    В проект договора с таким участником закупки необходимо включить обязательное условие об ответственности участника за неисполнение условия о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП. По согласованию с заказчиком участник закупки может заменить субподрядчика с сохранением стоимости договора между заказчиком и поставщиком.

    Отчетность

    Ежемесячная отчетность

    В соответствии с ч.19 ст.4 Закона о закупках все заказчики по 223-ФЗ не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Те заказчики, которые не подпадают под Постановление, тоже публикуют такой отчет (в том числе пустой, если таких закупок не было).

    Годовая отчетность

    Наряду с ежемесячной отчетностью заказчики, под падающие под ПП РФ 1352, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, публикуют в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    пп. б п. 34 ПП РФ 1352 : …годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета … и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 223-ФЗ в ЕИС. Установлена также форма годовой отчетности. По годовому отчету будет видно, выполнен норматив по закупкам у СМП или нет.

    Исполнение норматива

    Исполнению норматива способствует, в первую очередь, увеличение доли электронных закупок, тем более, что предстоят новые изменения в 223-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство будет вправе устанавливать минимальный объем закупок, которые отдельные виды юридических лиц должны будут проводить в электронной форме.

    На электронных площадках конкуренция больше и возможность для СМП участвовать в таких закупках значительно выше, если ЭТП не предъявляет излишних требований (отдельная электронная подпись, платная аккредитация и участие в закупках и т.д.). Площадка сайт максимально удобна для организации в том числе таких закупок.

    Следует сформировать перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП и утвердить программу партнерства.

    Имеет смысл проводить информационные и обучающие мероприятия для СМП.

    Использовать финансовый сервис выдачи банковских гарантий участникам закупок - OTC-finance . Зачастую у участников закупок, в первую очередь, у СМП, нет достаточных свободных средств для обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договора. OTC-finance позволяет участникам получать банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в закупках и для обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

    Для заказчика сервис удобен тем, что заказчик в личном кабинете может видеть, выдана банковская гарантия или нет. Поскольку отсутствует реестр банковских гарантий по 223-ФЗ, зачастую участники закупок сталкиваются с мошенниками и получают поддельную банковскую гарантию. Сервис исключает возможность мошенничества, все документы заверяются электронной подписью.

    Ответы на вопросы

    Если в положении будет утвержден перечень товаров для закупки только у СМП, то мы уже не сможем закупать этот товар у других поставщиков?

    Ответ: Если стоимость такой закупки не превышает 50 млн рублей, то сначала она проводится только среди СМП. Если она не состоится, то проводится в соответствии с положением. Как поступать, если возникает необходимость в рамках одной закупки закупить товары, включенные и не включенные в перечень?

    Ответ: В данной ситуации следует либо устанавливать требование об участии только СМП, либо провести две отдельные закупки: одну только для СМП, вторую - для любых участников. МУПы в 2015 году начинают закупки у СМП или в 2016?

    Ответ: В зависимости от выручки. Если выручка за предыдущий год больше 1 млрд рублей, то с 2016 года, если больше 10 млрд рублей, то с 1 июля 2015 года. Если менее 1 млрд рублей, то такой обязанности нет совсем. Можно ли делить закупки на закупки среди субъектов малого предпринимательства и закупки среди среднего предпринимательства?

    Ответ: ПП РФ 1352 содержит понятие именно «субъекты малого и среднего предпринимательства», поэтому проведение закупки только среди субъектов малого предпринимательства или только среди субъектов среднего предпринимательства будет расцениваться как нарушение Постановления. Как отражать закупки у СМП в плане закупки?

    Ответ: В соответствии с текущей редакцией ПП РФ 932 закупки у СМП отображаются в плане закупок как обычные закупки, однако согласно изменениям в 223-ФЗ Правительство сможет утвердить раздел плана, в котором отдельно будут учитываться закупки у СМП и закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП. Можно ли провести закупку только среди СМП без утвержденного перечня?

    Ответ: В соответствии ПП РФ 1352 для того чтобы проводить закупки только среди СМП, заказчик должен утвердить и разместить перечень товаров для таких закупок. Можно ли проводить закупки среди СМП, если объем дохода меньше 1 млрд рублей?

    Ответ: Проведение закупок «только среди СМП» заказчиками, которые не подпадают под ПП РФ 1352, может быть расценено как нарушение 135-ФЗ за необоснованное ограничение конкуренции.

    В рамках 223-ФЗ в 2016 году был заключен договор на образовательные услуги. К договору было заключено доп.соглашение, предусматривающее заключение дополнительных соглашений с указанием сумм и сроков оплаты, места обучения и сроков обучения по заявкам Заказчика. С 2017 года ФГУП работает по 44-ФЗ. Возможно ли заключение такого соглашения в 2017 году, если суммы предусмотрены не были?

    Ответ

    Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

    С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

    Порядок действий в указанной ситуации не регламентирован Законом № 223-ФЗ. Продолжайте исполнять заключенные до 1 января 2017 года договоры. Возможно также заключение дополнительных соглашений к договорам, если такие условия были предусмотрены самим договоре, т.е. прописаны случаи и основания изменения договора.

    С 01 января 2017 г. все закупки ФГУПами должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Заключение дополнительного соглашения в 2017 году, предусматривающего новые условия ранее заключенного договора, может расцениваться как заключение нового договора. В таком случае должны быть соблюдены требования Закона № 44-ФЗ.

    Если объем первоначальным договором не определен предельный объем услуг, то каждая новая заявка в случае проведения проверок и иных контрольных мероприятий может быть расценена как самостоятельная закупка, которую необходимо было осуществить в соответствии с требованиями действующего на момент осуществления закупки законодательства.

    Вправе ли ГУП в 2017 году платить по договорам, которые заключило в 2016 году по 223-ФЗ

    Да, вправе. Работайте по условиям договора, который заключили в 2016 году. Такая закупка должна быть включена только в план-график 2016 года. Не указывайте закупку в плане и плане-графике на 2017 год. На это указывает Минэкономразвития России в письме от 16 января 2017 года № Д28и-185.

    С 1 января 2017 года унитарные предприятия работают по Закону № 44-ФЗ. Поэтому, если будете перезаключать договор, внесите закупку в план и план-график и подпишите контракт по условиям Закона № 44-ФЗ.

    Унитарное предприятие вправе изменять договоры, которые заключило в 2016 году на 2017 год по Закону № 223-ФЗ, если в условиях договора предусмотрена такая возможность. После перехода предприятия на Закон № 44-ФЗ договоры, заключенные в 2016 году, продолжают действовать и должны исполняться согласно условиям, что установлены в договоре (ст. 422 ГК РФ, п. «ж» ч. 2, п. «в» ч. 10 Правил, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 31 октября 2014 г. № 1132).

    Вправе ли заказчик изменить срок оказания услуг в договоре по 223-ФЗ без изменения срока действия договора

    Заказчик вправе изменить срок оказания услуг в договоре по Закону № 223-ФЗ в случае, если предусмотрел такое право в положении о закупке. Закон № 223-ФЗ не запрещает изменять срок оказания услуг без изменения срока действия договора. В то же время заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться утвержденным положением о закупке. Если в положении о закупке не предусмотрена возможность изменить срок оказания услуг, то оснований для таких изменений нет (ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

    Определение закупаемого объема товаров, работ, услуг

    Хорошо, когда заказчику известно, сколько именно товара (работ, услуг) ему требуется. В таких случаях заказчик и укажет в техническом задании нужный объем (в штуках, метрах, литрах, минутах, часах и т.д.). Однако очень часто заказчики сталкиваются с проблемой невозможности определить точное количество закупаемой продукции. Более того, нередки случаи, когда вообще неизвестно, потребуются тот или иной товар, та или иная работа или услуга в ближайшее время - случатся ли аварийные ситуации на системах канализации и водоснабжения, поступит ли в поликлинику больной с редким диагнозом, придется ли производить кузовные работы на автомашинах областной администрации. Ситуация осложняется тем, что в извещении о проведении закупки во всех случаях необходимо четко указывать объем закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Это логично, поскольку участник делает ценовое предложение, всегда рассчитанное на точный объем.

    Что же делать когда объем неизвестен? Закупать предполагаемый конкретный объем, а потом изменять договор, добавляя или убавляя объем, если это не будет противоречить ограничениям, изложенным в Положении о закупке соответствующего заказчика.

    Заказчики в этой связи также часто упоминают "рамочные" договоры. В нормативных правовых актах нет такого понятия - "рамочный" договор. С юридической точки зрения этот договор вообще нельзя считать заключенным договором. Считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь - условие о предмете (наименование и количество). Такие договоры не могут быть заключены в рамках применения Закона № 223-ФЗ поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом извещении о закупке должно быть указано количество закупаемого товара (объем работ, услуг).

    В этой связи будет необходимо вместо рамочных договоров заключить договоры с четким указанными в договоре: ассортиментом (перечнем товаров), ценами за единицу и максимальным количеством по каждой из товарных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика. В течение года (иного периода, определенного договором) заказчик будет постепенно "выбирать" указанный в договоре максимальный объем. В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не "выберет" весь товар (объем работ, услуг), то сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара (работ, услуг). Если заказчику необходимо будет закупить больше товара (работ, услуг), чем указано в таком договоре - то можно будет сделать дополнительное соглашение об увеличении количества товаров (работ, услуг) или сделать отдельную "прямую закупку малого объема". Эти вопросы должны быть проработаны заказчиком в его положении о закупке, принятом в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

    Для того, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог потребовать от заказчика "выбрать" и оплатить весь объем товаров (работ, услуг), в таких договорах устанавливается условие о том, что не заказанный заказчиком товар (работа, услуга) не поставляется (не выполняется, не оказывается), не принимается и не оплачивается заказчиком.

    Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

    Срок оплаты по 223-ФЗ является темой неоднозначной. С одной стороны установлен жесткий срок оплаты работ, товаров, услуг, поставленных субъектами малого бизнеса, с другой применяется принцип свободы договора в остальных случаях. Более подробно ознакомиться с темой сроков по оплате по 223-ФЗ можно, прочитав наш материал.

    Сроки оплаты по договору по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса

    Срок оплаты для СМП по 223-ФЗ установлен не в самом законе, а в «Положении об особенностях участия малого и среднего предпринимательства…», утвержденном постановлением Правительства РФ «» от 11.12.2014 № 1352. Срок оплаты по 223-ФЗ для субъектов малого предпринимательства должен составлять не более 30 календарных дней со дня выполнения договора или его отдельного этапа.

    Указанный выше срок оплаты по 223-ФЗ для МСП применяется при:

    • оформлении договора с СМП по итогам конкурентной процедуры участниками которой могут быть любые физические и юрлица, в том числе субъекты малого бизнеса (п. 14.3, подп. «а» п. 4 Положения).
    • оформлении контракта по итогам конкурентной процедуры, участниками которой являются только субъекты малого бизнеса (п. 28, подп. «б» п. 4 Положения);
    • оформлении договора между поставщиком и соисполнителем из числа субъектов малого бизнеса, когда условиями проведения торгов было установлено обязательное требование о привлечении к выполнению договора соисполнителей из числа СМП (п. 32.1, подп. «в» п. 4 Положения).

    Сроки оплаты контракта по 223-ФЗ для лиц, не являющихся СМП

    В отношении лиц, не являющихся СМП, предельный срок оплаты договора по 223-ФЗ не установлен. В подп. 6 п. 10 ст. 4 223-ФЗ указано, что сроки оплаты, наряду ее порядком и формой должны быть закреплены в закупочной документации. Порядок заключения и выполнения договора регулируется положением о закупке, принятым конкретным заказчиком.

    Кроме того ответ на вопрос о том, оплата по 223-ФЗ в какие сроки производится можно найти в действующем гражданском законодательстве (письмо Минэкономразвития от 21.09.2015 № Д28и-2814).

    В ГК РФ установлены следующие правила, применяемые к сроку оплаты по контракту по 223-ФЗ:

    • оплата поставленного товара должна производиться в порядке, установленном договором. Если в договоре не прописаны другие правила, то оплата товара поставляемого отдельными частями, входящими в один комплект производится после поставки последней партии (п.п. 1, 3 ст. 516 ГК РФ);
    • оплата выполненных работ при отсутствии условия об авансовом платеже производится в срок, согласованный сторонами в договоре либо досрочно при наличии согласия заказчика (п. 1 ст. 711 ГК РФ);
    • оплата предоставленных услуг происходит в сроки, установленные в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

    Таким образом, срок оплаты по 223-ФЗ в 2018 году по договорам, оформленным с лицами, не являющимися субъектами малого бизнеса, не закреплен на законодательном уровне. Он должен содержаться:

    • в закупочной документации;
    • в договоре, оформляемом по итогам проведения конкурентной процедуры либо заключаемом с единственным поставщиком.

    Срок оплаты товара по 223-ФЗ для лиц, не являющихся СМП, на практике может быть разным:

    • 10 календарных дней с момента подписания акта приемки;
    • 30 календарных дней с момента предоставления отчетных документов;
    • 45 календарных дней с момента предоставления оригинала счета, накладно и счет-фактуры;
    • 60 календарных дней с момента поставки товара и т.д.

    Нередко оплата договора по 223-ФЗ, в т.ч. сроки расчетов являются одним из критериев отбора потенциальных поставщиков. Наибольший балл по данному критерию получает лицо, согласившееся с максимальным сроком оплаты товара по 223-ФЗ, установленным в закупочной документации.

    • Ст.52, ч.3.1. «В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства… включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства».
    • Ст.55.8, ч.4. «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

    Соответствующий перечень установлен Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

    Некоторые организации-заказчики, например, Сбербанк, Российская телевещательная сеть, размещают закупки под конкретное оборудование. Оспорить это как-нибудь можно?

    Заказчик по 223-ФЗ не обязан указывать в закупочной документации эквивалентный товар. Субъекты 223-ФЗ вправе указывать конкретные марки и модели.

    Формально заказчик 223-ФЗ не нарушает. Тем не менее, можно обжаловать действия заказчика при организации и проведении торгов, если вы считаете, что своими требованиями заказчик необоснованно ограничивает конкуренцию. Жаловаться следует в контролирующий орган на нарушение 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Как можно выйти из РНП в случае попадания в него? Только по истечению двух лет или есть еще способы?

    «В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ч. 2, ст. 5 223-ФЗ)».

    «Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра» (ч. 5, ст. 5, 223-ФЗ).

    Ни за какое «хорошее поведение» нельзя добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков (РНП). Но поставщик вправе «включение сведений… в РНП или содержание таких сведений обжаловать в судебном порядке» (ч. 6, ст. 5, 223-ФЗ).

    Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме?

    В Положении о закупке и в закупочной документации должно быть указано, в какой форме заказчик будет принимать заявки.

    Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

    30 031 просмотр

    Заказчик (в рамках 223-ФЗ) установил срок оплаты по договору -180 дней со дня исполнения договора. Является ли данный срок оплаты ограничением на участие? На одном из Ваших вебинаров данный факт прозвучал как ограничение участия.Если не состоялись конкурентные закупки и заказчик заключает контракты по п.25 ч.1 ст.93, то корректируются объем закупок по закупке У СМП И СОНО, ведь сумма закупок по ед. поставщику увеличилась?

    Ответ

    Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

    С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

    Возможность проводить закупки продукции, не включенной в Перечень, участниками которых могут быть только МСП, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее - Положение) не предусмотрена.

    Поэтому если товар или услуга не были включены, в утвержденный перечень товаров работ, закупаемых у МСП, то не рекомендуем в плане закупок напротив этого товара указывать, что закупка будет осуществляться у МСП .

    В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

    Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, а также форма годового отчета установлены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352.

    Согласно п. 4 Положения закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком, торгов, иных способов закупки:

    а) участниками которых являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

    б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

    в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В свою очередь, в соответствии с п. 8 Положения для проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики обязаны утвердить Перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, у любых лиц, указанных в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства .

    При этом при проведении указанных закупок участникам таких закупок (далее - спецторги) предоставляются следующие преференции:

    1. заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30% суммы договора для субъектов МСП - участников программы партнерства;
    2. срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки на спецторгах, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора);
    3. если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии со спецторгами, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2% начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
    4. если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии со спецторгами, установлено требование к обеспечению исполнения договора , размер такого обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса.

    Таким образом, заказчик, устанавливая требование об участии в закупке исключительно МСП и предоставляя им преференции, вправе устанавливать ограничение количества участников закупки только в том случае, если осуществляется закупка товаров, работ, услуг из Перечня.

    Установление ограничения количества участников закупки при закупке товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень Законом № 223-ФЗ и Положением не предусмотрено.

    Поэтому если товар или услуга не были включены в утвержденный перечень товаров работ, закупаемых у МСП, то не рекомендуем в плане закупок напротив этого товара указывать, что закупка будет осуществляться у МСП.

    При этом заказчик может осуществить закупки у МСП продукции, не включенной в Перечень, устанавливая в отношении участников требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

    В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

    Т.е., заказчик своим положением о закупке определяет, в том числе, порядок исполнения договоров (в частности, сроки оплаты).

    Но обращаем Ваше внимание, что

    Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Согласно этому постановлению, если закупка осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты по такому договору должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств.

    Т.е., если закупка осуществляется у МСП (в соответствии с Постановлением № 1352), то заказчик должен установить срок оплаты не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств. Если же это закупка на общих условиях, участниками которой могут стать «любые» потенциальные поставщики, не только МСП, то заказчик вправе установить другой срок оплаты (например, 180 дней со дня исполнения договора).

    Если закупка осуществляется у МСП (в соответствии с Постановлением № 1352), то заказчик должен установить срок оплаты не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств. Если же это закупка на общих условиях, участниками которой могут стать «любые» потенциальные поставщики, не только МСП, то заказчик вправе установить другой срок оплаты (например, 180 дней со дня исполнения договора).

    Загрузка...