musings.ru

Публичные предложения по банкротству автомобили. Публичные торги по продаже недвижимого имущества

Банкротный шпион - сервис помогающий искать имущество банкротов (127 ФЗ), а также конфискат и приватизация на электронных торговых площадках - ЭТП: электронных торгах, аукционах, публичных торгах и тендерах. Данный агрегатор ищет торги по категориям: автомобили, спецтехника, недвижимость жилая и недвижимость коммерческая, земельные участки, дебиторская задолженность, оборудование, инструменты, материалы, ценные бумаги и пр., по простым показателям: типу торгов, региону, названию площадки, дате начала торгов, цене, номеру торгов, наименованию банкрота, арбитражного управляющего и пр., а также по аналитическим показателям: рыночной цене, доходности, баллам, рейтингу и пр.

Банкротство: поиск имущества банкротов в базе

Этапы торгов по банкротному имуществу

В нижеприведенной статье рассмотрим вопросы по этапам торгов по банкротному имуществу и торгов по заложенному или арестованному имуществу. Независимый эксперт по данным вопросам Наталья Сурина постарается максимально прояснить ситуацию.

Что касается торгов по имуществу банкротов, то они могут проходить в три этапа.

1) Первый аукцион. Начальная цена банкротного имущества, которое выставляется на торги, определяется независимой оценкой в отчете о банкротстве. Торги идут с шагом на повышение, то есть имущество приобретает тот, кто называет максимальную цену.

2) Повторный аукцион. На данном этапе стоимость банкротного имущества снижается на 10% от начальной цены, которая была указана на первом аукционе. Торги идут по той же схеме - на повышение.

3) Публичное предложение - на данный этап попадает то банкротное имущество, которое не было реализовано на первых и повторных аукционах. Здесь торг идет на понижение, то есть существует график понижения цены, в соответствии с которым, цена снижается поэтапно и может быть снижена в несколько раз или до самой минимальной стоимости по сравнению с начальной ценой на аукционе. Но, есть важный нюанс, после очередного этапа понижения торги проходят на повышение как при аукционе. Данный этап - наиболее привлекательный, ведь имущество можно приобрести очень выгодно. Но стоит отметить, что то имущество, которое обладает высокой ликвидностью и высоким качеством, то есть которое можно оперативно реализовать, до этого этапа, скорее всего не дойдет.

Арестованное и заложенное имущество
Если говорить об этапах торгов по имуществу должников, а именно, арестованного или заложенного ипотечного имущества, то тут наблюдается несколько другая картина. Прежде всего, хочется сразу прояснить, что, как правило, прежде чем арестованное имущество попадет на начальный этап торгов (аукцион), проходит как минимум три, а то и больше, года.

С чем это связано? Если говорить об ипотеке, то банк сможет подать с суд о взыскании имущества с должника только после того, как будет просрочено более трех ипотечных платежей. Как показывает практика, первые год-два люди стараются выплачивать за ипотеку вовремя, но потом ситуация по тем или иным причинам меняется и начинаются задержки выплат. После трех просроченных платежей банк обращается в суд, чтобы взыскать имущество с должника. Суд длится от 3 месяцев до полугода, в зависимости от того, будет подавать ответчик апелляцию или нет. Далее выносится решение суда, оно вступает в законную силу в течение 10 дней при очном и 37 дней при заочном вынесении. После решение суда передается уже в руки судебных приставов, которые начинают исполнительное производство, время опять же затягивается из-за большой занятости самих судебных приставов.

Стоит отметить, что приобретение ипотечной квартиры на долговом аукционе выгодно только по отношению к тому имуществу, которое приобреталось по рублевой ипотеке. Цена имущества указывается именно та, которая указана в договоре с банком, соответственно, раз с момента заключения договора прошло уже более трех лет, то сейчас рыночная стоимость имущества на порядок выше. Валютные ипотеки уже не так выгоды, в большинстве случаев они реализовываются самим банком.

Как меняется цена арестованного и заложенного имущества
Итак, первым этапом реализации арестованного или заложенного имущества является аукцион. Как уже было сказано выше, стоимость имущества на первом этапе торгов указывается та, которая соответствует стоимости в ипотечном договоре с банком. Торги идут на повышение.

На второй этап торгов - повторный аукцион попадает то заложенное имущество, которое не было реализовано на аукционе. Стоимость имущества уменьшается на 15% от первоначальной, а торги опять же идут на повышение.

Законодательная основа банкротных торгов - это «Закон о банкротстве», а этапы торгов по имуществу должников основываются на ГК РФ и относятся к исполнительному производству.

Еще один важный момент: термин «Публичные торги» может применяться только в отношении реализации заложенного имущества, то есть к торгам, которые относятся к исполнительному производству. Не стоит путать термины «публичное предложение» и «публичные торги», последние никак не связаны с банкротными аукционами.

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов - участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения . При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве .

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

Загрузка...