musings.ru

Повторные торги посредством публичного предложения. Публичное предложение по продаже имущества должника это

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов - участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения . При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве .

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

Покупатель хочет расторгнуть договор купли-продажи имущества должника, заключенный на торгах

Заявитель оспаривает результаты торгов по реализации имущества должника - гражданина (ИП)

Заинтересованное лицо хочет принудить ответчика к заключению договора уступки права (требования) по результатам торгов или на основании предварительного договора

Заявитель хочет утвердить положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника - гражданина (ИП)

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Сведения об отчете об оценке имущества должника, указанные в абзаце пятом пункта 5.1 статьи 110 настоящего Федерального закона, с приложением копии такого отчета об оценке в форме электронного документа подлежат включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии такого отчета об оценке в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

1. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.

2. Информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, должно содержать следующие сведения:

1) дата, время и место проведения продажи посредством публичного предложения;

2) величина снижения цены первоначального предложения ("шаг понижения"), величина повышения цены в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом ("шаг аукциона");

3) минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

3. Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены такого аукциона.

4. Продолжительность приема заявок должна быть не менее чем двадцать пять дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками продажи посредством публичного предложения осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Продажа посредством публичного предложения проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на "шаг понижения" до цены отсечения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном "шаге понижения".

В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

6. Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся.

7. Претендент не допускается к участию в продаже посредством публичного предложения по следующим основаниям:

1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, либо оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

3) заявка на участие в продаже посредством публичного предложения подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

4) поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении, не подтверждено.

8. Перечень указанных в пункте 7 настоящей статьи оснований отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является исчерпывающим.

Беляева Ольга Александровна - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Как известно, торги (аукционы, конкурсы) являются неизбежным следствием рыночных отношений, когда отсутствуют твердо фиксированные цены. По мнению С.Э. Жилинского, основное предназначение любых торгов заключается в установлении объективных цен на товары (работы, услуги) <1>. Точнее будет сказать, что торги используются во многом для того, чтобы исключить влияние продавцов и покупателей на формирование цены имущества, работ или услуг. В определении цены заключается экономическая функция торгов, в то время как с юридической точки зрения они остаются одним из способов заключения договора.

<1> См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 402.

Аукцион демонстрирует оптимальное сочетание экономической и юридической функций торгов, ведь он нацелен не только на заключение договора с победителем аукциона (юридический аспект), но и на определение "лучшей" цены такого договора (экономический аспект) <2>. В последнее время аукционы очень идеализированы, они представляются как передовой способ определения рыночной цены любого имущества, в то время как при малом спросе аукционы могут превратиться в формализованную и неудобную процедуру. "Малый спрос" ведет к признанию аукциона несостоявшимся, когда он не достигает своей основной цели - заключения договора купли-продажи или иного договора. В п. 5 ст. 448 ГК РФ отмечается лишь одна причина для признания аукциона несостоявшимися: поступление организатору торгов одной заявки. Как должен после этого поступить организатор торгов, нормы ГК РФ не определяют. Этот вопрос решается в актах специального законодательства применительно к той сфере общественных отношений, где использовались торги. Причем единого подхода не наблюдается: в одних случаях специальные акты определяют предельное количество возможных торгов (первых, повторных и т.д.), в других предусматривают переход к иным процедурам заключения договора, как и торги, основанные на началах состязательности.

<2> Законодательство России сейчас определенно тяготеет к повсеместному использованию аукционных процедур. Традиционно аукционы используются в ходе исполнительного производства, реализации предмета ипотеки, для продажи имущества должника в ходе банкротства. Встречаются и нетипичные явления, как-то: аукционы по передаче права на единую технологию (ст. 1547, 1548 ГК РФ, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии").

В связи с этим интересно проанализировать такой способ заключения договора, как "продажа имущества посредством публичного предложения", основания и сфера его применения, отличительные черты по сравнению с аукционом. Такой анализ необходим для того, чтобы не допустить смешения схожих процедур заключения договора, неверного применения правовых норм в случае рассмотрения споров.

Посредством публичного предложения может продаваться: 1) государственное или муниципальное имущество после того, как не состоялся аукцион по его реализации; 2) имущество должника на стадии конкурсного производства, если несостоявшимися были признаны первые и повторные торги по его продаже и договор купли-продажи не заключен (п. 4 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") (далее - Закон о банкротстве).

Заметим, что сфера применения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ограничивается и на практике эта процедура заключения договора активно используется различными хозяйствующими субъектами.

Общих правил продажи имущества посредством публичного предложения действующее законодательство не содержит, положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и Закона о банкротстве в части регулирования данной процедуры не идентичны.

Приватизационные торги могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Причем Закон о приватизации не предусматривает каких-либо последствий несостоявшегося приватизационного конкурса. Если же несостоявшимся будет признан приватизационный аукцион, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации). Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона.

Данное положение Закона о приватизации не всегда верно трактуется судами при разрешении споров, связанных с признанием аукционов несостоявшимися. Так, ФАС Дальневосточного округа отметил, что Закон о приватизации не запрещает повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся первом аукционе, поэтому необязательно продавать имущество посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов <3>. Подобная позиция суда представляется весьма спорной, поскольку отсутствие в Законе о приватизации разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие. Данный вывод обусловлен определенной спецификой законодательства о приватизации: хотя приватизационный процесс базируется на многих принципах гражданского права, все же он носит и административно-правовой характер <4>.

<3> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1. С. 50.

В нормах Закона о приватизации имеется широкий инструментарий для продажи государственного и муниципального имущества. Продажа может осуществляться поэтапно с использованием установленных Законом процедур: аукцион - продажа имущества посредством публичного предложения - продажа имущества без объявления цены. Каждая последующая процедура применяется в случае, если не увенчалась успехом предыдущая, т.е. имущество не было продано (приватизировано). В частности, неправомерно вслед за несостоявшимся аукционом продавать государственное или муниципальное имущество без объявления цены, пропуская при этом процедуру продажи посредством публичного предложения.

Аукцион и продажа посредством публичного предложения являются самостоятельными способами приватизации, хотя у них есть ряд общих черт. Данные процедуры проводятся одним и тем же продавцом в отношении одного и того же имущества, и эти процедуры осуществляются в случае, если предшествующий способ приватизации себя не оправдал, т.е. имущество не выбыло из государственной (муниципальной) собственности <5>.

<5> О соотношении аукциона и продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения см. также: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 16 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2009. С. 177 - 189.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой публичную оферту (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации, п. 2 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь, зарегистрированная заявка является принятием публичного предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества <6>. Здесь наблюдается проявление принципа "зеркального соответствия" акцепта оферте, которого придерживается отечественное право, требуя, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, и признавая акцепт на иных условиях контрофертой (ст. 438, 443 ГК РФ). "Зеркальное соответствие" означает, что договор может быть заключен только при полном совпадении волеизъявления сторон, т.е. при достижении полного согласия относительно всех условий договора.

<6> В п. 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549, конкретизируется, что в заявке должно содержаться указание на то, что претендент полностью и безоговорочно принимает публичное предложение о продаже имущества, ознакомлен с проектом договора купли-продажи имущества, опубликованным одновременно с информационным сообщением, и обязуется заключить договор по указанной в нем цене предложения.

М.И. Брагинский точно отметил, что "из двух конститутивных признаков торгов - публичности и состязательности - при продаже имущества посредством публичной оферты сохраняется только один - публичность. В этом случае признак состязательности отсутствует" <7>. В.В. Долинская также подчеркивает, что именно наличием элемента состязательности заключение договора на торгах отличается от обычного способа возникновения договорных обязательств путем акцепта оферты <8>.

<7> Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005. С. 44.
<8> См.: Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5. С. 3.

Безусловно, эти суждения верны отчасти. Но, на мой взгляд, некая состязательность публичному предложению все же свойственна, а потому данная процедура в некотором смысле схожа с аукционом. Состязательность выражается здесь не в предложении наиболее высокой цены, а в скорости подачи заявки, так как приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается тому лицу, которое первым предложит заплатить за него цену первоначального предложения <9>. При продаже посредством публичного предложения состязательность потенциальных покупателей, конечно, минимизирована, ведь данный способ продажи используется лишь тогда, когда аукционные торги не состоялись, по этой причине процедура реализации имущества существенно упрощена.

<9> Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, признанном несостоявшимся (абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона о приватизации).

Тем не менее есть ситуации, со всей очевидностью демонстрирующие состязательный характер продажи имущества посредством публичного предложения. Так, нередки случаи, когда на приватизационный аукцион не подается ни одной заявки, а в ходе процедуры продажи имущества путем публичного предложения к продавцу выстраивается очередь из претендентов. Интересно, что конкуренция между двумя и более потенциальными покупателями государственного (муниципального) имущества делает невозможным объективное определение той заявки, которая должна быть зарегистрирована, поскольку нормативный порядок проведения продажи посредством публичного предложения в такой ситуации не определен. По большому счету в подобном случае первая заявка должна приниматься от того представителя, который фактически сумел первым войти в помещение (комнату) приема заявок и первым положить свою заявку на стол регистратору (представителю или сотруднику продавца).

Понятно, что использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене. Но на деле выходит так, что наличие нескольких претендентов на приобретение имущества само по себе еще не свидетельствует о незаконности продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, если первоначально имелись условия для выбора такого способа приватизации (признание ранее назначенного аукциона несостоявшимся). Поэтому утверждение о необходимости проведения повторного аукциона в связи с наличием нескольких покупателей имущества не будет основано на нормах Закона о приватизации.

В то же время факт наличия нескольких потенциальных покупателей со всей очевидностью свидетельствует, что такой способ приватизации, как продажа путем публичного предложения, не соответствует уровню коммерческого спроса в отношении имущества и неминуемо ведет к отчуждению имущества по заниженной цене.

Следовательно, наличие нескольких претендентов на приобретение подлежащего продаже государственного или муниципального имущества является предпосылкой для такого способа приватизации государственного имущества, как аукцион (конкурс). Поэтому, как показывает судебно-арбитражная практика по данной категории споров, Закон о приватизации в этой части нуждается в совершенствовании <10>.

<10> О спорах, связанных с определением первого претендента на подачу заявки, см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. по делу N А26-1528/2008; Постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2006 г. N КГ-А40/12078-06 по делу N А40-4837/06-48-17 и проч. // СПС "КонсультантПлюс".

Что касается использования публичного предложения в ходе банкротства, то продажа имущества должника на стадии внешнего управления осуществляется путем проведения первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве не описывает возможные действия внешнего управляющего в случае, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду полного отсутствия заявок от претендентов. Поэтому следует предположить, что безуспешное проведение повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурсного производства невозможно, так как в любом случае конкурсному управляющему необходимо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэтому, если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи, либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляющий должен реализовать имущество должника посредством публичного предложения.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посредством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, величине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении имущества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и начинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, которая не ниже начальной в данном периоде. В отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая цена отсечения (минимальная цена, по которой может быть продано приватизируемое имущество). Можно заключить, что аналогом "цены отсечения" является минимальная цена продажи, определенная органами управления должника. Однако существует и противоположная позиция. Так, ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что согласование минимальной цены продажи имущества, не проданного на торгах и подлежащего продаже посредством публичного предложения, с органами управления должника законодательством не предусмотрено <11>.

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. по делу N А32-15196/2007-60/413-Б.

Необходимость четкого разграничения аукциона и продажи посредством публичного предложения обусловлена рядом причин. Так, в судебно-арбитражной практике отсутствует единообразный подход к рассмотрению подобных споров. В одних случаях суды обоснованно отказываются квалифицировать продажу посредством публичного предложения как торги <12>; в других рассматривают споры, связанные с этой процедурой, по правилам, установленным для оспаривания торгов <13>.

<12> См.: Постановление ФАС Московского округа от 25 августа 2009 г. N КГ-А40/8030-09 по делу N А40-79728/08-73-270.
<13> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 октября 2008 г. по делу N А82-11517/2007-56.

Кроме того, дословная формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве звучит как "торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все положения ст. 110 Закона о банкротстве, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Представляется, что это не совсем верный подход, продажа посредством публичного предложения разновидностью торгов не является, хотя бы потому, что она не соответствует многим формальным характеристикам торгов <14>.

<14> Интересно отметить, что продажа имущества через публичное предложение упоминается в законодательстве Республики Узбекистан, в котором также наблюдается повсеместное смешение понятий. В частности, в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 г. N 188 "О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий" (ИПС "Законодательство стран СНГ") реализация имущества на основании публичного предложения рассматривается как процедура, отличная от аукционных торгов, в другом называется прямыми торгами при условии публичной оферты или прямым договором на условиях публичной оферты. В Республике Молдова продажа посредством публичного предложения представляет собой способ приватизации, при котором акции государства выставляются для продажи гражданам Республики Молдова на определенный срок по установленной цене через финансовое учреждение, имеющее сеть филиалов на территории Республики (п. 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 8 апреля 1998 г. N 396 "Об утверждении Положения о продаже акций посредством публичного предложения" // ИПС "Законодательство стран СНГ").

Во-первых, аукцион и в процессе приватизации, и в ходе банкротства проводится с обязательным внесением задатков претендентами на участие в нем. Продажа имущества посредством публичного предложения сбор задатков не предусматривает. Причина этого весьма проста. Проведение аукциона - процесс довольно длительный и состоит из следующих этапов: извещение об аукционе - проведение аукциона и определение его победителя - оформление результатов аукциона - заключение договора с победителем. Условием допуска претендента к участию в аукционе среди прочего является своевременное внесение им задатка. При продаже имущества посредством публичного предложения сравнение заявок не осуществляется, так как процедура прекращается в момент регистрации первой заявки (акцепта публичной оферты). Предварительное внесение задаточных денег с ценой первоначального предложения не совпадает, поэтому оно не имеет смысла.

Во-вторых, аукцион - это "очная" процедура. Аукцион, проводимый с подачей предложений о цене в открытой форме, предполагает совместное присутствие участников на аукционе для устного сообщения аукционисту своих ценовых предложений. Если же ценовые предложения подаются участниками аукциона в закрытой форме (в запечатанных конвертах), то на аукционе "совместно присутствуют" не сами участники, а их закрытые письменные предложения. Одновременное вскрытие конвертов в день проведения аукциона нацелено на сравнение этих предложений и определение наилучшего из них.

При продаже имущества посредством публичного предложения заявки не соревнуются друг с другом ни устно, ни при одновременном их оглашении. Даже если предположить, что участников этой процедуры будет два и более, она пройдет в "заочной" форме. Алгоритм ее проведения будет следующим: сообщение о продаже - заявка - регистрация заявки - заключение договора; либо: сообщение о продаже - заявка - отказ в регистрации заявки - следующая по очередности заявка - заключение договора. В любом случае заявки не рассматриваются совместно, а только по очередности, т.е. последующая заявка рассматривается организатором процедуры лишь при условии отказа в регистрации предыдущей заявки.

В-третьих, аукцион проводится в точном соответствии с теми условиями, что были ранее объявлены в информационном сообщении. Основополагающее условие аукциона - начальная цена имуществ, которая должна повышаться участниками в ходе проведения аукционных торгов. Если для участия в аукционе подана одна заявка или не подано ни одной заявки, аукцион признается несостоявшимся. Иными словами, процедура завершается, так и не начавшись, аукцион объявлен, но не проведен. Изменить условия аукциона, чтобы стимулировать потенциальных претендентов к подаче заявок, организатор не вправе.

В свою очередь, продажа имущества посредством публичного предложения в связи с отсутствием заявок не заканчивается. Она разделена на периоды, по истечении каждого из которых цена предложения последовательно снижается на заранее объявленную величину <15>. Поэтому акцептом публичного предложения является заявка о приобретении государственного или муниципального имущества по цене, установленной в текущем периоде.

<15> В ходе приватизации период последовательного снижения цены должен составлять не менее трех дней (подп. "а" п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549), на практике, как правило, цена снижается еженедельно. На стадии конкурсного производства этот период определяется собранием (или комитетом) кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

В-четвертых, при публичном предложении государственного (муниципального) имущества право его приобретения принадлежит первому заявителю, поэтому лучшая цена - это всегда цена первоначального предложения. В ходе аукционных торгов, напротив, выявляется наиболее высокая цена, определяемая по результатам состязания (соревнования, конкуренции) аукционных заявок. Если аукцион проводится с подачей ценовых предложений в открытой форме, сначала участники путем поднятия карточек подтверждают начальную цену. Затем они заявляют собственные цены, повышая их в соответствии с шагом аукциона либо путем оглашения цены в размере, кратном шагу аукциона. Если же аукцион проводится с использованием запечатанных конвертов, то ценовое предложение любого участника равно либо выше начальной цены продажи <16>.

<16> См.: Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 (п. 15, 16).

Однако в этой части положения Закона о банкротстве отличаются от приватизационного законодательства. Дело в том, что заявка на приобретение имущества должника посредством публичного предложения не совпадает с ценой первоначального предложения, она должна быть выше ее, хотя не установлено, насколько выше. Тем не менее ценовое соревнование между претендентами отсутствует, поскольку принятие первой заявки означает прекращение продажи имущества посредством публичного предложения. Иными словами, заявку о приобретении имущества считать акцептом вряд ли возможно, так как она не совпадает с ценой, сообщенной в оферте (публичном предложении). Следует отметить, что в юридической науке наметился отход от жесткой формулы "зеркального соответствия акцепта оферте", которая критикуется как не соответствующая интересам современного гражданского оборота и значительно отяжеляющая процедуру заключения договора <17>.

<17> См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 159, 164; Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 134. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Президентом РФ 7 октября 2009 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11) отмечена необходимость более гибкого и дифференцированного правового регулирования предпринимательских отношений в части допущения акцепта на иных условиях.

Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн. руб. Сегодня конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн. руб. Следовательно, продажа посредством публичного предложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн. руб. или больше? На мой взгляд, положения Закона о банкротстве в этой части непоследовательны. Различия ценовых предложений - предпосылка аукционных торгов, тем более что Закон о банкротстве упоминает еще и о "победителе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Хотя "победителя" в этой процедуре определенно быть не может по той простой причине, что сравнение ценовых заявок не производится, с принятием первой заявки процедура прекращается. Пожалуй, можно говорить о победе над некими гипотетическими соперниками, которые попросту не успели явиться к управляющему со своими заявками.

В связи с этим более удачным представляется подход Закона о приватизации: публичное предложение есть публичная оферта, а заявка на приобретение имущества - акцепт договора купли-продажи. Организатор процедуры в таком случае не связан сомнениями относительно возможной более высокой цены приобретения имущества.

Кстати сказать, прежние правила о продаже имущества должника в ходе внешнего управления были более схожи с аукционом, нежели действующие положения Закона о банкротстве <18>. Так, если торги трижды не состоялись, собрание (или комитет) кредиторов могло поручить внешнему управляющему осуществить продажу имущества должника посредством публичного предложения. В этом случае управляющий публиковал сообщение о продаже и в течение одного месяца собирал поступившие заявки о приобретении имущества. Затем по результатам сравнения этих заявок управляющим определялась наилучшая цена, в соответствии с которой с ее заявителем и заключался договор купли-продажи. Таким образом, элементом сравнения ценовых предложений, правда, без каких-либо формальностей, характерных для аукциона, публичное предложение имущества должника было в некотором роде схоже с аукционом <19>.

<18> Речь идет о ст. 110 Закона о банкротстве до изложения ее в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ.
<19> См. также: Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8. С. 101 - 108.

Способы заключения договора в современном гражданском обороте отличаются значительным многообразием; состязательность в различных ее проявлениях может быть присуща не только торгам, но и другим механизмам заключения договора. Сравнение аукционной процедуры с продажей имущества посредством публичного предложения демонстрирует не только необходимость их последовательного разграничения в правоприменительной практике, но и целесообразность модернизации положений ст. 139 Закона о банкротстве. Неприемлемым представляется то обстоятельство, что одна и та же процедура в случае приватизации и в случае конкурсного производства проводится в настоящее время по разным правилам. На мой взгляд, оптимальным является правовое регулирование продажи имущества посредством публичного предложения, данное в Законе о приватизации.

Библиографический список

Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8.

Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1.

Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005.

Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2004.

Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005.

И бывают эпизоды, когда сумма понижения вычисляется миллионами, а порой даже десятками миллионов рублей.

Победителем этих торгов признается тот, кто самым первым предоставил оформленную надлежащим образом заявку на участие в торгах в определённый период их проведения. В заявке должно содержаться предложение о цене имущества должника и цена, за которую участник желает приобрести это имущество, при этом данная цена не должна быть ниже начальной стоимости продаваемого имущества должника, которая устанавливается для данного периода проведения торгов. Это указано в 5 пункте 4 ст. 139 Закона № 127-ФЗ.

Очень важно успеть подать в нужный период непосредственно в самом его начале, счёт идёт на секунды. Завершение приёма заявок прекращается в день определения победителя торгов.

Купить недвижимость – значит, правильно вложить деньги. Эта истина актуальна и в наши дни. Однако не у каждого есть возможность купить квартиру. Цены на жилье нынче «кусаются». И пока большинство продолжают перекочевывать с одной арендованной квартиры на другую, некоторые люди уже освоили такую привилегию, как покупка имущества предприятий банкротов. Участие в торгах по продаже имущества банкротов – это не только возможность обзавестись своим жильем, не потратив при этом много денег, но и шанс выгодно инвестировать свои средства. Все, что для этого нужно – обратиться к нам.


После признания Вас победителем торгов, Вы подписываете договор купли-продажи объекта, мы получаем процент по сделке. Комиссионные окупаются при первой перепродаже или в результате сдачи помещения в аренду, а также за счет стоимости объекта минимум на 30% ниже рынка. Вам нужно будет явиться в УФРС с пакетом документов для государственной регистрации перехода права собственности на объект и получить Свидетельство о собственности. О Вашей победе в торгах будет опубликовано в газете «КоммерсантЪ».

Публичное предложение. Когда при продаже снижается цена.

На аукционах и в конкурсах участники торгов конкурируя между собой за покупку имущества, повышают установленную начальную стоимость, останавливаясь на той, за которую они готовы купить предмет торгов. Борьба между участниками проявляется в поэтапном повышении окончательной стоимости имущества.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Помимо аукционов и конкурсов при продаже имущества банкротов проводится такая процедура, как реализация имущества посредством публичного предложения. Здесь также имеется начальная стоимость, также участники конкурируют между собой путём повышения цены, за которую они готовы купить имущество. Однако, в публичном предложении существует возможность стартовать с гораздо меньшей стоимости, чем первоначально установленная.

Итак, дважды проведённые торги (аукцион или конкурс) не состоялись. Непроданному имуществу банкрота предоставляется третья попытка найти для себя нового хозяина - назначается реализация имущества посредством публичного предложения.

Бесплатная юридическая консультация:


В этой форме торгов всё то же самое, что и в аукционе или конкурсе – выигрывает тот, кто предложит наиболее высокую цену за имущество. Однако, в публичном предложении существуют так называемые периоды снижения начальной стоимости и таких периодов несколько.

Можно назвать публичное предложение – матрёшкой. По сути в рамках такой «матрёшки» заложена возможность проведения несколько аукционов или конкурсов с поэтапным снижением начальной стоимости имущества.

Если в установленный период не состоялись торги по самой начальной стоимости, то на ступает следующий период, в котором начальная стоимость снижается на ранее определённый размер. Если же и в этом периоде имущество не было продано, наступает третий период, в котором стоимость установленная во втором периоде опять снижается на установленную ранее величину. Так продолжается до тех пор пока не выкупят реализуемое имущество или пока не завершатся периоды снижения начальной стоимости.

Или вот так - здесь предусмотрено только одно понижение:

ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если и в ходе проведения публичного предложения имущество не востребовано, торги прекращаются. Имущество, которое не было реализовано в ходе проведения торгов и не было принято кредиторами в счёт погашения задолженности, передаётся конкурсным управляющим в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в федеральный орган власти.

Бесплатная юридическая консультация:

Торги посредством публичного предложения

Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует основания по признанию должника несостоятельным или банкротом, меры, предпринимаемые государством в случае возникновения таких обстоятельств и другие взаимоотношения, связанные с неспособностью должника выполнить свои обязательства перед кредиторами. UPD: 22.07.2015 вступили в силу поправки, регламентирующие процесс проведения аукциона путем публичного предложения. Подробнее в статье… Рассмотрим детальнее ситуацию, когда проводятся торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Основания для проведения такого вида торгов

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, изначально имущество должника выставляется на продажу путем проведения торгов в форме аукциона. При этом могут использоваться следующие формы подачи предложений:

1) открытая, подразумевающая проведение открытых торгов, на которых цена каждого поданного предложения видна другим участникам;

Бесплатная юридическая консультация:


2) закрытая, при которой вместе с заявкой на участие подается и предложение, его цена не разглашается аж до начала проведения торгов.

Если же торги были признаны несостоявшимися, принимается решение о их повторном проведении, при этом начальная цена снижается на десять процентов. Если же и повторный аукцион по продаже имущества не привел к покупке имущества и подписанию договора купли-продажи, проводятся торги посредством публичного предложения. Таким образом, если согласно статье 110 вышеуказанного Федерального закона продажа имущества не была осуществлена, торги проводятся путем подачи публичного предложения.

Определение торгов и процедура их проведения

Публичное предложение – это торги по реализации имущества должника по сниженной цене, которое не было реализовано по изначально сформированной стоимости с помощью первоначального аукциона и его повторного проведения.

    Порядок проведения торгов посредством публичного предложения:
  • Организатор объявляет о начале проведения торгов и стартовой цене, которая равна стоимости, выставленной на повторное проведение аукциона
  • Также устанавливается период, по истечении которого (в случае, если не было подано ни одного предложения на покупку имущества) цена лота снижается на определенный процент. Все эти данные указываются в извещении о продаже имущества должника и выкладываются в открытый доступ
  • Торги проводятся до тех пор, пока не будет получено предложения от участника, которое соответствует всем требованиям и цена его не ниже требуемой минимальной. Победителем считается участник, первым предоставивший такое предложение. После этого прием заявок закрывается, торги считаются состоявшимися. С победителем подписывается договор купли-продажи.
  • Стоит отметить, что главным преимуществом покупателя при проведении такого рода торгов является возможность приобретения выставленного на продажу имущества по сниженной цене, которая может быть намного меньшей изначально заявленной стоимости.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Публичное предложение по продаже имущества должника это

    Здравствуйте.Вопрос по теме торги по банкротам. Могут на торгах путем публичного предложения в период снижения цены,предлагать цену выше начальной? Например начальная цена,идет второй период снижения цены,лот стоит.Могу я предложить цену?Спасибо.

    Ответы юристов (6)

    можете, запрета нет

    Уточнение клиента

    Участвовал в торгах,не выиграл.т.к. за лот предложили выше начальной цены лота.Получается нет не каких законов регламентирующих эту часть торгов?

    Бесплатная юридическая консультация:


    Есть вопрос к юристу?

    так торги и проводятся для получания максимальной предложенной цены

    Статья 139. Продажа имущества должника

    При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

    Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

    При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

    (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

    Бесплатная юридическая консультация:


    (абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

    Уточнение клиента

    Спасибо.Это знаю.Думал может есть какой пункт закона запрещающий давать цену выше начальной, для отмены результатов торгов. Придется видимо смириться с проигрышем)).

    нет такого пункта нет и быть не может

    Здравствуйте. Да, можете. Законом не установлен запрет на предложение более высокой цены, чем первоначальная.

    Статью вам выше указали, не буду повторяться

    Нет, закон не запрещает устанавливать цену выше начальной.

    Согласно ст.449 ГК РФ предусмотрены следующие основания для отмены результатов торгов:

    Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

    Бесплатная юридическая консультация:


    1. кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

    2. на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

    3. продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

    4. были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

    5.были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    22 июня 2015 года вступили в силу изменения в ст.139 Закона о банкротстве в части определения победителя торгов, проводимых в форме публичного предложения, (ФЗ от 22.12.2014 N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

    Дополнен п.4 ст.139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), согласно которым закреплена возможность подачи участниками торгов предложения о цене имущества должника в публичном предложении, которое выше цены, установленной для данного периода торгов.

    В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

    В случае, если несколько заявок содержат равные предложения о цене имущества должника, то право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку.

    Ищете ответ?

    Спросить юриста проще!

    Бесплатная юридическая консультация:


    Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

    Продажа имущества посредством публичного предложения.

    Перейти к странице

    Перейти к странице

    Mikha_spb

    Новичок

    Интересуют тонкости в рамках ст.139, 110

    1. Обязательно ли проводить собрание кредиторов и устанавливать условия продажи если на прошлом собрании утверждались только условия продажи в форме аукциона, цена, шаг, или конкурсный упр. может самостоятельно установить условия продажи?

    2. Как правильно установить минимальную цену продажи (цена отсечения) сколько процентов от начальной и т.д.?

    Бесплатная юридическая консультация:


    3.Обязательно ли проводить торги на электронных площадках?

    4. Если торги имущества по средствам публичного предложения не состоялись дальнейшие действия?

    Заранее всем участникам благодарен за ответ, и по возможности оставьте ссылки.

    leo 1

    Бесплатная юридическая консультация:


    Пользователь

    Практики нет ВААЩЕ.

    Представляете как банки можно кинуть, ВСЕ банки, если практика пойдет нитуда.

    Они все резво начнут оставлять имущество за собой и тут на пику выйдет вопрос оценки предмета залога.

    В реестре у банка 100 млн.

    Банк оставляет имущество и вкидывает в конкурсную массу 1 млрд.млн.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Parventa

    Интересный вопрос по продаже залогового имущества, путем публичного предложения. 1. Залоговый кредитор не воспользовался правом оставить предмет залога за собой. 2. Предмет залога подлежит продаже посредством публичного предложения в порядке п. 4ст. 139 ЗОБа. (п.4.1. ст. 138 ЗОБа). 3. Кто при этом устанавливает порядок продажи - залоговый кредитор или собрание? А может быть АУ.

    Мне думается следующее: С одной стороны залоговым кредитором - Порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества (п. 4 ст. 138). С другой стороны: 1. В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах (п. 4.1. ст. 138 ЗОБ). А также: Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается (п. 13 Закона РФ N 2872-I «О залоге»), и: Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается (п. 5 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). В связи с этим в Постановлении ВАС сказано, что выручка от продажи заложенного имущества (при не оставлении предмета залога за собой) выручка от продажи заложенного имущества направляется на погашение требований залогового кредитора (п. 13 ПВАС № 58). Право залогового кредитора реализовано – его отказом. АУ переходит к реализации имущества по ст. 110 ЗОБа. В п. 4 ст. 139 и в Законе, фактически весь порядок описан, не только одного - снижения начальной цены продажи имущества и срок снижения. В связи с этим, думаю, что порядок устанавливает собрание кредиторов. Хотя надо бы проверить через суд.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бесплатная юридическая консультация:


    1. Залог прекращается:

    Бесплатная юридическая консультация:


    Пользователь

    Что ж, давайте пойдем по очередному кругу обсуждения.

    Для начала отметим, что ГК и АПК являются общими нормативными правовыми актами. ЗОБ – закон специальный. Значит, нормы ГК и АПК применяются по отношению к ЗОБу субсидиарно.

    ГК (п.3 ст.64): «Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)».

    АПК (ст.223 АПК) Говорит о том, что дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства.

    А это означает, что нормы ЗОБа как специального Закона делают

    Бесплатная юридическая консультация:


    п. 13 Статьи 28.1. Закона РФ N 2872-I «О залоге»

    п. 5 Статьи 58 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)

    к банкротству отношения не имеющими.

    Статья 352. Прекращение залога

    1. Залог прекращается:

    4) в случае реализации (продажи) заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя в порядке, установленном законом, а также в случае, если его реализация оказалась невозможной (пп. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ).

    Все возможности для реализации использованы? Первые торги, вторые торги, публичка – все (и всё согласно Порядку проведения торгов, написанному ЗК).

    Другие способы реализации законодательством предусмотрены? - Нет.

    Как продавать незаложенное все знают.

    Залоговый кредитор против? – В суд!

    Ок. Но можно и так.

    Прекращение залога при отказе кредитора ФЗ неурегулировано, значит смотрим ГК. Залог прекращается.

    Остается только одна неувязочка с дележкой $. По пленуму $ делятся как будто залог остался

    арбитражный управляющий

    Parventa

    Калюжин Дмитрий

    Арбитражный управляющий

    Банкротство это тебе не шахматы, тут думать нужно

    Parventa

    арбитражный управляющий

    Parventa

    арбитражный управляющий

    Parventa

    Что не позволяет действовать так, как описано мною в посте №4 22.01.2011 в 21:12? Если этот пост был прочитан.

    арбитражный управляющий

    Parventa

    Тема действительно не нова, в посте 4 Вы дали чудесный сухой остаток нашей же дискуссии в другой ветке. На мой взгляд все рядышком. Сами же цитируете п.13 ППВАС № 58 "В случае неполучения конкурсным управляющим заявления залогового кредитора об оставлении заложенного имущества за собой в течение 30 дней со дня признания повторных торгов несостоявшимися, а также при неоплате залоговым кредитором суммы в соответствии с абзацем вторым пункта 4.1 статьи 138 Закона о банкротстве заложенное имущество может быть продано посредством публичного предложения согласно абзацу третьему пункта 4.1 статьи 138 Закона. При этом судам следует иметь в виду, что выручка от продажи заложенного имущества направляется на погашение требований залогового кредитора в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 2.1 статьи 138 Закона о банкротстве".

    арбитражный управляющий

    "денюжка по-любому делится как при залоге" если публичка состоялась. А если нет?

    В суд о снятии залога и продавать без "преимущественного" распределения. Вариант?

    Статья 352. Прекращение залога

    1. Залог прекращается:

    4) в случае реализации (продажи) заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя в порядке, установленном законом, а также в случае, если его реализация оказалась невозможной (пп. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ).

    Все возможности для реализации использованы? Первые торги, вторые торги, публичка – все (и всё согласно Порядку проведения торгов, написанному ЗК).

    Другие способы реализации законодательством предусмотрены? - Нет.

    Как продавать незаложенное все знают.

    Залоговый кредитор против? – В суд!

    Денис Лобаненко

    Честный рейдер

    Parventa

    Сейчас вижу, что Вы пытались развить тему.

    Вот только залог с недвижки, боюсь, через суд придется снимать.

    Ура! Мы смотрим в одном направлении!

    Пользователь

    Parventa

    Причем все по одному разу.

    Если имущество не продано с публички, то ст.148 (между прочим обязанность КУ): кредиторам, собственникам, органы местного самоуправления.

    Представте ситуацию. Я кредитор в реестре. Мне до боли нужен трактор, который даже на публичке не купили, а Вы устраиваете какие-то "дополнительные продажи" и лишаете меня получить заветный трактор. Продаете его ВААЩЕ за 1 руб., который тратите на себя.

    1 этап. ЗК написал "Положение о публичных торгах" с порогом отсечения цены 40%, сформировал лоты. КУ согласовал. Суд утвердил. Торги не состоялись, тк порог высоковат (Кстати, именно в этот момент я предлагаю снимать залог через суд, тк использовано право реализовать имущество путем проведения публичных торгов и исполнены условия рожденного самим ЗК "Положения. ").

    Если же залог сохраняется,

    2 этап. ЗК предлагает уменьшить порог до. в итоге до нуля. КУ соглашается. Публичка продолжается. "Любимый лунный трактор" уходит по цене металлолома. Правда, толковый ЗК через ООО "Пупс" выкупит лоты по минимуму, а затем отобъет затраты через свою ипотечную компанию. Затраты будут для него меньше, чем 20% от стоимости после 2-х (повторных) торгов.

    Кто помешает КУ и собранию кредиторов довести публичку до конца?

    Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

    До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов - участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

    Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

    Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

    Указанное мнение подтверждалось судебной практикой , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.

    До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

    Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

    Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

    В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

    Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

    В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

    Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

    В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

    Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 №09АП-17872/2013-ГК по Делу №А/12

    Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-КГпо Делу №А/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по Делу № А/2013

    • 11665
    • рейтинг 1

    Юридические семинары для профессионалов

    Подписка на журналы для юристов

    Выгодное предложение на годовую подписку 2018 г.

    Эффективная договорная работа в условиях реформы ГК РФ

    Загрузка...