Фз от 31.07 1995. Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы
31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы . Основная цель Закона - создание единой общефедеральной правовой базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Это должно было способствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.
До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечественном законодательстве не было официального, нормативно закрепленного определения понятия «государственная служба». В юридической литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им . Иначе говоря, понятие «государстве нная_служба» связывалось с понятием «государственный служащий », при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.
Согласно Закону об основах государственной службы РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях . Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения. Государственные должности категории «А» - это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности государственной службы категории «Б» - это должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в Законе было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов.
В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий - государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служащим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и социальной защищенности.
Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законодательных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализацию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации самостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).
В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающими современным требованиям по своей профессиональной подготовке, деловым и личностным качествам . Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов разработан не был.
Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.
Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» и др.
Многие вопросы федеральной государственной службы были урегулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, министерств и ведомств. Роль Правительства особенно важна в организации исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, материального и социального обеспечения государственных служащих.
Руководители государственных органов разных уровней за указанный период приобрели немалый опыт по применению законодательства о государственной службе.
Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государственной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только положительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.
Устанавливал правовые основы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих. Предметом регулирования являлись отношения, связанные с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения государственного служащего. Были определены принципы государственной службы, условия поступления на государственную службу. Устанавливались квалификационные требования к государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы, давались определения понятий «государственный служащий» и «государственная должность». Государственные должности государственной службы в соответствии с ФЗ подразделялись на категории и группы. Вводились 2 категории государственных должностей государственной службы: категория «Б» - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности РФ; должности категории «В» - должности, учреждаемые для исполнения и обеспечения полномочий государственного органа. Государственные должности государственной службы подразделялись на 5 групп должностей: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Определялось, что государственные должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы РФ. Государственным служащим в соответствии с замещаемой должностью по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации присваивались квалификационные разряды, которые указывали на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. В целях регламентации правового положения государственного служащего устанавливались его основные права и обязанности, ограничения, связанные с государственной службой, ответственность и гарантии для государственного служащего. На государственного служащего распространялось действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными ФЗ. На государственную службу вправе были поступать граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком РФ, имеющие профессиональное образование и отвечающие установленным требованиям для государственных служащих. Граждане, впервые или вновь поступающие на государственную службу, назначались по результатам конкурса. Профессиональная служебная деятельность государственного служащего осуществлялась в соответствии с трудовым договором. ФЗ предусматривались основания для прекращения государственной службы, определялись состав денежного содержания государственного служащего, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, принципы исчисления стажа государственной службы, а также устанавливался предельный возраст пребывания на государственной службе и право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. За период действия ФЗ в него вносились изменения, в развитие его положений было принято более 120 указов Президента РФ и более 70 постановлений Правительства РФ.
ФЗ утратил силу с 1 февр. 2005 после вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 N 35-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 27.05.2003 N 58-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее - государственные служащие).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная должность
1. Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ;
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.
2. Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Статья 2. Государственная служба
1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ.
2. Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ.
Статья 3. Государственный служащий
1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государ
Страницы: 1 ...